Батычко земельное право

admin

35. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

Правовой режим указанных в статье 91 ЗК РФ земель определен требованиями по эксплуатации так называемых информационных сетей.

Организациям и гражданам, осуществляющим деятельность в области связи, радиовещания, информатики и телевидения, земельные участки предоставляются на основании прав, установленных ст. 15, 20 — 24 ЗК РФ. Кроме того, на основании ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые линиями связи, находящиеся в федеральной собственности и предназначенные для обеспечения защиты и охраны государственной границы РФ. Иные земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для нужд связи, ограничены в обороте на основании той же статьи ЗК.

Особенности использования определенных данной статьей земель установлены в том числе Федеральным законом от 16.02.1995 № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17.07.1999)[60]. Согласно данному Закону к землям связи относятся земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность либо передаваемые их собственниками в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, физическим и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по предоставлению услуг связи.

[60] СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600; 1999. № 2. Ст. 235.

7. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Согласно ст. 72 Конституции земельное законодательство, а также полномочия в области управления и распоряжения природными ресурсами, связанные, в том числе, с использованием земли (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры и др.), находятся в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации. За субъектами РФ ЗК РФ также закреплены важные полномочия в области земельных отношений.

Предоставление субъекту РФ полномочий в области земельных отношений основано на нескольких важных положениях: земля — это территория, на которой в силу исторических обстоятельств расположен соответствующий субъект РФ, значит, он (субъект РФ) должен иметь определенные права по управлению этими землями. Другой аргумент связан с тем, что Российская Федерация остается государством, занимающим обширные территории, и использование земли от субъекта к субъекту, несмотря на большое количество общих черт и необходимость обеспечения единого территориального, правового и экономического пространства, все же имеет свои особенности. Эти особенности и могут (и должны) быть учтены законодательством субъекта РФ. Так, использование земель, находящихся в области вечной мерзлоты, очевидно, требует иных способов охраны и мелиорации, чем земли степной зоны.

Полномочия, закрепленные статьей 10 ЗК РФ за субъектами РФ, на этом уровне сходны по содержанию с полномочиями, предоставленными Российской Федерации (ст. 9 ЗК РФ).

Исходя из принципа разграничения права государственной собственности на федеральную и субъекта РФ последнему предоставлено право по владению, пользованию и распоряжению землями, находящимися в его собственности, а также право выкупа земельных участков для нужд субъекта. В последнем случае выкуп осуществляется на основе ст. 49 ЗК РФ. Необходимо подчеркнуть, что выкуп может осуществляться из земель, находящихся в муниципальной или собственности граждан (юридических лиц). Федеральные земли субъект РФ выкупать не вправе.

Определение иных полномочий субъекта РФ базируется, прежде всего, на уже упомянутой ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой субъект РФ совместно с Российской Федерацией осуществляет защиту прав и свобод граждан, в том числе при реализации прав на землю; осуществляет природопользование; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; обеспечивает организацию и функционирование особо охраняемых природных территорий, а также охрану памятников истории и культуры. Субъект РФ принимает также участие в разграничении государственной земельной собственности в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Субъекту РФ принадлежат и иные полномочия в соответствии с ЗК и иными федеральными законами.

Ряд полномочий закреплен за субъектом РФ ЗК и иными федеральными законами.

Еще до принятия ЗК РФ на федеральном законодательном уровне сформировались предпосылки для закрепления основных полномочий по регулированию земельных отношений на всех уровнях государственной и муниципальной власти.

Формирование собственного законодательства субъектами РФ актуально и сейчас, однако условия законотворчества, задаваемые Федерацией, изменились. Основными федеральными законами последнего времени в области регулирования земельных отношений ЗК РФ и ФЗ об обороте сельхозземель установлена иная, чем ранее, модель реализации принципа совместного ведения: данными законами установлены в ряде случаев конкретные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в области принятия нормативных актов, а также управления земельным фондом. Теперь гораздо чаще принятие той или иной нормы на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ оказывается необходимым, поскольку решение проблемы отнесено к конкретному уровню, а значит, на ином уровне решено быть не может.

Обратимся к содержанию основных полномочий субъекта РФ, определенных указанными федеральными законами.

Это, прежде всего, положения, устанавливающие определение земель, находящихся в собственности субъекта РФ; полномочия органа государственной власти субъекта РФ в области управления и распоряжения земельными участками субъекта РФ, устанавливающие порядок предоставления земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду и безвозмездное (срочное пользование); статьи, устанавливающие общие положения об учете земельных участков, контроле за качеством земель, находящихся в собственности субъекта РФ, установлении границ земельных участков. Данные нормы могут быть установлены в законе субъекта РФ с обязательным учетом того, что ведение земельного кадастра, землеустройство, мониторинг как формы государственного управления земельным фондом отнесены к полномочиям Российской Федерации.

Определение порядка выкупа земельных участков сельскохозяйственного назначения и доли в праве на такие земельные участки осуществляется в соответствии с ФЗ об обороте сельхозземель. Субъекту РФ надлежит также установить порядок отказа собственников, пользователей, владельцев от земельных участков в том случае, если земельный участок либо переходит в собственность субъекта РФ, либо находится в собственности субъекта РФ.

ЗК РФ и ФЗ о введении в действие ЗК РФ установлено также, что ряд отношений должны быть урегулированы законами и иными нормативными актами субъекта РФ:

1) об установлении максимальных размеров земельных участков, предоставляемых в собственность из земель, находящихся в государственной собственности бесплатно;

2) о цене земельных участков из земель поселений под строениями и сооружениями, выкуп которых осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ и ст. 2 ФЗ о введении в действие ЗК РФ;

3) об основах определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта РФ;

4) о документах, в которых может указываться категория земель (помимо установленных федеральными нормативными актами);

5) порядок предоставления служебных наделов и определение категорий работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств;

6) порядок предоставления информации о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

7) установление и прекращение публичного сервитута, а также порядок использования земельного участка, на котором установлен публичный сервитут, как собственниками, землевладельцами и землепользователями, так и лицами, использующими участок в рамках установленного сервитута;

8) об иных (помимо установленных ЗК РФ) основаниях изъятия земельных участков для нужд субъекта РФ;

9) об утверждении региональных программ мониторинга земель;

10) порядок включения земель сельскохозяйственного назначения в перечень особо ценных, использование которых для других целей не допускается;

11) условия предоставления земельных участков гражданам для сенокошения, выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения;

12) порядок утверждения и изменения черты поселений городских и сельских поселений;

13) порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения;

14) порядок уведомления органами исполнительной власти субъекта РФ собственников, землевладельцев и землепользователей об особом режиме использования придорожных полос;

15) порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения;

16) порядок установления иных (помимо предусмотренных федеральными законами) видов земель особо охраняемых территорий;

17) порядок резервирования земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых территорий регионального значения;

18) порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, а также порядок их использования.

33. Земли энергетики

Статья 89 ЗК РФ устанавливает правовые основы использования земель для обеспечения прежде всего отраслей атомной и электроэнергетики. Земли, используемые в указанных целях, предоставляются организациям, осуществляющим основную деятельность в области атомной и электроэнергии на основании прав, предусмотренных ст. 15, 20 — 24 ЗК РФ. Однако значительная часть земель атомной энергетики изъята из оборота на основании ст. 27 ЗК РФ, изъята из оборота, если они заняты находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Правила использования данных земель, помимо ЗК РФ, устанавливаются также и специальным законодательством, регулирующим отношения при функционировании данных отраслей. Так, правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, установлены Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 22.08.2004)[56]. В частности, настоящим Законом устанавливаются полномочия по размещению объектов атомной энергии, которые непосредственно связаны с полномочиями по отводу земельных участков для этих целей. При этом решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Решения о месте размещения и о сооружении других пунктов хранения, а также имеющих региональное значение радиационных источников принимают органы государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается их размещение и сооружение. Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.

Предоставление земельных участков для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и иными правовыми актами РФ.

Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

Принятие решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

[56] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 1997. № 7. Ст. 808; 2001. № 29. Ст. 2949; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 13. Ст. 1180; 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. № 35. Ст. 3607.

44. Правовой режим земель водного фонда

Базовый акт водного законодательства – ВК РФ, согласно которому воды считаются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Подобно лесному законодательству, водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным, финансовым законодательством. В частности, отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются не водным, а гражданским и иными отраслями законодательства.

Объектом водных отношений согласно ст. 7 ВК РФ считается водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими, и сопряженные с ними дно и берега водного объекта рассматриваются как единый водный объект (поэтому проблемы регулирования водных отношений тесно связаны с проблемами земельного права).

Совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, образуют водный фонд. Как и земельный кадастр, государственный водный кадастр — это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Кадастр ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ), важно понять взаимодействие этих отраслей российского законодательства и сопоставить нормы ЗК и ВК.

Объектами водных отношений являются наряду с другими обособленные водные объекты — замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством.

Понятие обособленного водного объекта является важным для определения его режима: обособленный водный объект относится к недвижимому имуществу и является составной частью земельного участка. Если продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются, то обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ст. 12 — 22 ВК РФ).

Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в области земельных и водных отношений (а они, как следует из законодательства, немаловажны для надлежащей организации земельных отношений — ст. 9 — 10 ЗК) определяется земельным и водным законодательством, а при необходимости — заключенными в соответствии с ними договорами. В РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта РФ[88].

Муниципальная и частная собственность допускается на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности — городских и сельских поселений, других муниципальных образований — находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 39, 40 ВК РФ).

В ст. 12 ВК РФ предусматривается следующее.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь — юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им возраста 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены также на основании судебного решения, в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

[88] См.: Комментарий к Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.

42. Особо ценные земли

Подобная категория земель не предусматривалась в ЗК РСФСР и ранее рассматривалась лишь применительно к землям сельскохозяйственного назначения, имеющим повышенные особо ценные свойства почвы[81]. Новая категория «особо ценные земли» примыкает к землям историко-культурного назначения, предусмотренных в ст. 99 ЗК, может быть связана с выполнением Россией своих международным обязательств, с инициативой и творчеством субъектов РФ, муниципальных образований.

Особо ценными землями могут считаться, например, земли с трехсотлетними дубами, под которыми, по преданию, сидел Петр Великий перед Полтавской битвой (Белгородская область); с прудом, в котором утопилась бедная Лиза из романа Н.М. Карамзина (Калужская область); с последней межой индивидуального хозяйства перед коллективизацией 1930-х г. (Костромская область); с Домом Павлова и Мельницей — последними оборонительными точками Сталинградской битвы (г. Волгоград).

Логика изложения и разъяснения данной статьи может соответствовать аналогичным конструкциям предыдущих статей ЗК с перечислением объектов регулирования (п. 1), субъектов — участников устанавливаемых правоотношений (п. 2) и их обязанностей, особенностей режима использования и охраны и возможных ограничений (объективной и субъективной стороны).

Предстоит дальнейшее нормативно-правовое регулирование и конкретизация применения порядка объявления и использования особо ценных земель. Ранее подобное понятие носило обобщенный характер и использовалось для обозначения всех имеющих неординарный характер земель[82].

Перемещение, изменение или уничтожение указанных в комментируемой статье объектов должны осуществляться с особого в каждом случае разрешения компетентного органа в зависимости от значения объекта, служащего основанием для объявления земель особо ценными. Землеобладатели, получившие такое разрешение, обязаны за свой счет обеспечить соблюдение условий, предусмотренных в разрешении, а соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления вправе проконтролировать их выполнение.

Мелиоративные, дорожные и иные работы, которые могут создавать угрозу упомянутым в статье объектам, должны, по-видимому, осуществляться по согласованию с соответствующими органами и после осуществления мероприятий по сохранению этих объектов. Землеобладатели в случае обнаружения в процессе работ археологических и других объектов, представляющих особую ценность, обязаны сообщать об этом государственным и муниципальным органам и приостанавливать дальнейшее ведение работ.

Уполномоченные государственные органы должны быть наделены правом приостанавливать строительные и иные работы в случаях возникновения в процессе этих работ опасности для представляющих особую ценность объектов. Работы надо возобновлять с разрешений этих органов после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения правил их охраны.

Особые требования предъявляются к ведению раскопок и разведок памятников археологии. Такая деятельность допускается при наличии разрешений (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых в установленном законодательством порядке. Учреждения, организации и граждане, ведущие археологические работы, обязаны обеспечивать сохранность редких геологических образований и иных памятников и объектов, представляющих интерес и основание для объявления земель особо ценными.

Возможно распространение на особо ценные земли особенностей платы за земли историко-культурного назначения, установленных в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1[83]. Предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных), расположенные на исторических территориях, в охранных зонах памятников, отчисляют на специальные счета государственных органов по учету, использованию и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые органами управления тех уровней, в собственности которых находятся особо ценные объекты и закрепленные за ними исторические территории и охранные зоны (ст. 53).

Проводимая в стране административная реформа увеличила компетенцию муниципальных образований. В Федеральных законах от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 172-ФЗ, от 28.12.2004 № 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ предусматриваются значительные полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земель, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, усиления муниципального экологического контроля.

[81] См.: Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.

[82] См.: Земельное право: Учебник для вузов / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2004.