Дата заключения контракта с единственным поставщиком по 44 фз

admin

Срок размещения контракта с единственным поставщиком согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ извещение должно быть размещено на ООС не позднее 5 дней до заключения контракта. Означает ли это, что на шестой день контракт уже будет считаться заключенным с нарушением срока?

Ответы юристов (1)

2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Ваш вопрос сформулирован не совсем корректно.

Допустим, сегодня 15 января размещаем извещение, первый день, когда мы можем подписать контракт — 21 января. Если мы его подпишем 22,23, 24 и т.д., то это также будет абсолютно правомерно.

Но если мы его в нарушении срока подпишем 20 января, то это не контракт заключен с нарушением срока, а извещение будет считаться размещенным с нарушением срока.

1.2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на один рабочий день -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц — десяти тысяч рублей.(часть 1.2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ

1.3. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.(часть 1.3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

И снова о нем. Вокруг и около единственного поставщика

При заключении контракта с единственным поставщиком, во-первых, надо быть очень внимательным, чтобы не упустить нюансы, чреватые в дальнейшем обернуться массой проблем, а во-вторых, не стоит видеть в оформлении любых взаимоотношений с ним только подвохи.

Иногда само понятие «единственный поставщик» вводит в заблуждение и заставляет даже косвенные отношения, связанные с ним, пытаться регулировать Законом о контрактной системе, что в корне неверно. Рассмотрим две конкретные ситуации как наглядную иллюстрацию вышесказанного.

В какой срок после размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика нужно заключать контракт?

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 ст. 93, заказчик размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п. 1, 2, 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, а также в п. 8 ст. 93 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 данного закона).

Возникает вопрос: контракт нужно заключать обязательно на шестой день или можно заключить, например, через 10 дней после размещения извещения в Единой информационной системе? В первую очередь надо отметить, что в приведенной ситуации извещение об осуществлении закупки может быть размещено на официальном сайте и более чем за пять дней до заключения контракта.

Согласно ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 указанной статьи, заказчик размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Как буквально следует из приведенной нормы, она ограничивает срок, в течение которого на официальном сайте должно быть размещено извещение об осуществлении закупки, лишь минимальным пределом. Положений, которые запрещали бы размещать такое извещение на официальном сайте более чем за пять дней до заключения контракта либо заключать контракт по истечении пяти дней с момента размещения извещения, Закон № 44-ФЗ не содержит. Таким образом, по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, контракт может быть заключен и через 10 дней с момента размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки.

В заключение остается добавить, что в силу уже упомянутой ч. 2 ст. 93 Закона №44-ФЗ в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан уведомить об осуществлении закупки контрольный орган в сфере закупок. При осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд соответствующее уведомление направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контракта с обоснованием его заключения.

Подпадает ли под действие Закона № 44-ФЗ заключение договора о возмещении расходов на коммунальные услуги с единственным поставщиком – учреждением, если сумма данного договора будет превышать 100 тыс. руб.?

Федеральное казенное учреждение по договору безвозмездного пользования занимает помещения, принадлежащие на праве оперативного управления другому учреждению. Можно ли заключить договор о возмещении расходов на коммунальные услуги (водоснабжение, электроэнергия, подача газа) на текущий год с единственным поставщиком – учреждением, если сумма данного договора будет превышать 100 тыс. руб.?

1. Надо отметить, что из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что в сферу правового регулирования этого закона входит заключение любых видов гражданско правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги для достижения целей, предусмотренных ст. 13 Закона № 44-ФЗ. Этот закон основывается на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Однако из ряда норм этого Федерального закона (в частности, п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ) следует, что понятие услуги в контексте этих норм охватывает более широкий круг отношений по сравнению с предусмотренными ГК РФ (ст. 779 этого кодекса). Вместе с тем по смыслу положений Закона №44-ФЗ (в частности, ч. 1 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 94) и ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе (параграфы 3, 4 и 7 гл. 30, 37, 38, 39 ГК РФ, гл. 34 ГК РФ и прочее), под действие Закона № 44-ФЗ подпадают возмездные договоры, по которым заказчик получает представление в натуре, в неденежной форме и оплачивает его, причем такие договоры, которые заключаются с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, определенным в соответствии с законом. Именно это предоставление образует предмет договора, который должен заключаться в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

Заказчик выбирает способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 этого закона). Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 48 этого закона). Перечень случаев осуществления закупки у единственного участника определен ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и по смыслу вышеприведенных норм, а также ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, требующей от заказчика обосновывать невозможность или нецелесообразность применения иных способов закупки. Этот перечень является исчерпывающим.

Так, положения п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривают, что закупка у единственного контрагента может осуществляться в случае заключения заказчиком контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или не скольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Надо отметить, что указанная норма не содержит положений об ограничении суммы, на которую может быть заключен договор, как в случаях заключения договора с единственным поставщиком на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Одним из условий применения нормы п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является нахождение не жилых помещений в пользовании у других лиц.

Также п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ предусматривает закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). Указанные услуги относятся к коммунальным услугам. Сумма договора, на которую может быть заключен договор в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, также не ограничена.

Как видим, ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ содержит несколько оснований для заключения договора с единственным поставщиком на оказание услуг по содержанию помещения. В письме от 30.04.2014 № Д28и-734 специалистами департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ было разъяснено, что возмещение затрат на коммунальные и эксплуатационные услуги при передаче в безвозмездное пользование или оперативное управление недвижимого имущества заказчик вправе заключить в соответствии как с п. 8, так и п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако Минэкономразвития России не обладает компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, о чем упоминается в указанном письме.

2. Для выбора надлежащего основания для возмещения затрат на коммунальные и эксплуатационные услуги при передаче в безвозмездное пользование или оперативное управление недвижимого имущества, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Из чего следует, что по контракту, заключаемому по п. 8, 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, исполнителем должны совершаться определенные действия в интересах заказчика. Иными словами, на наш взгляд, речь в данном пункте идет о заключении заказчиком договоров не посредственно с исполнителями услуг, в первом случае (п. 8) уже оказывающими эти услуги непосредственно ссудополучателю (казенному учреждению), во втором случае (п. 23) – другим пользователям помещений в том же здании.

Кроме того, если предположить, что по такому договору исполнитель оказывает коммунальные услуги, то при заключении контракта необходимо учитывать и требования законодательства к заключению договоров об оказании коммунальных услуг. Так, обязательным условием для заключения договора энергоснабжения (который является по своей природе договором купли-продажи, а не оказания услуг) являются наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а так же обеспечение учета потребления энергии (п. 2, 4 ст. 539, п. 1, 2 ст. 548 ГК РФ).

Притом что на практике зачастую в отношении пользователей – ссудополучателей, арендаторов – отдельных помещений в здании это требование не может быть выполнено, фактическое потребление пользователем помещения коммунальных услуг даже в отсутствие заключенного между ним и владельцем здания договора влечет обязанность возмещения расходов на коммунальные услуги, поскольку иное означает сбережение на стороне пользователя помещением денежных средств за счет владельца здания без оснований, установленных законом или договором (неосновательное обогащение). А в силу ст. 1102 ГК РФ это влечет возникновение обязанности пользователя помещением возвратить неосновательное обогащение (см., например, постановления Восьмого ААС от 23.09.2009 № 08АП-5241/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2007 № Ф08-4408/07, ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2009 № А82-3372/2008 35).

Проблема решается путем заключения соглашений о возмещении коммунальных услуг ссудодателю, арендодателю, являющемуся стороной договоров с поставщиками коммунальных услуг (по становления ФАС Волго-Вятского округа от 20.09.2010 по делу № А39-6139/2009, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 №Ф03-4037/2010). В п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 указано, что такое соглашение не является договором поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и др.), поскольку арендодатель, ссудодатель не являются поставщиками коммунальных услуг.

В связи с этим отметим, что обязанность по возмещению ссудополучателем расходов ссудодателя по содержанию помещения в отношении помещений, переданных в безвозмездное пользование, следует из ст. 695 ГК РФ (если иное не предусмотрено договором ссуды). Иначе говоря, возмещение ссудодателю расходов на содержание имущества, переданного в безвозмездное пользование, основано непосредственно на законе (см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.10.2012 № Ф03-4741/12). Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг и иных услуг по содержанию здания (помещения) в этой ситуации направлено на создание условий для пользования ссудополучателем переданным ему имуществом (зданием) в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора безвозмездного пользования. Упомянутый в вопросе договор по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению ссудополучателем (см. так же постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985), при этом ссудодатель не поставляет товар, не выполняет работу и не оказывает ссудополучателю какой-либо услуги.

Обязанность по возмещению расходов владельца здания возникает у пользователя помещением перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иное лицо в принципе.

Иначе говоря, предметом рассматриваемого договора является не оказание ссудодателем услуг ссудополучателю, а лишь компенсация понесенных ссудодателем затрат. Из этого следует, что заключение казенным учреждением (пользователем помещений в здании по договору безвозмездного пользования) договора о возмещении расходов по содержанию помещения с владельцем здания (абонентом коммунальных и прочих услуг, связанных с содержанием помещения), непосредственно заключившим договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.

Заключение контракта после размещения плана-графика

Федеральный закон 44-ФЗ установил, что закупки должны быть запланированы в планах-графиках и на иных условиях не осуществляются. При этом для каждого действия заказчика установлены сроки, в том числе для внесения изменений, и он обязан их соблюдать. Но для заказов у единственного поставщика регламентированы специальные сроки заключения контракта после корректировки документов планирования.

Заключение контракта после размещения плана графика в короткие сроки возможно, если заказчик проводит закупку у единственного поставщика. В случаях конкурентных способов определения поставщика заказчик получит результат за более длительное время, поскольку при таких способах ему нужно выполнить ряд обязательных процедур для выявления победителя.

Сроки процедур и план-график

Напомним, что заключение контракта до размещения плана графика в календарном году не допускается.

Установленные с момента публикации этого плана сроки оговариваются в соответствующих положениях 44-ФЗ и уточняются «Особенностями размещения заказов на 2015-2016 годы» (утверждены совместным приказом Минэкономразвития и Казначейства от 31.03.2015 № 182/7Н).

При расчете от плана-графика возникают следующие сроки:

  • при внесении изменений — не позднее 10 дней до публикации извещения или направления приглашения участвовать в закрытой процедуре (ч. 14 ст. 21 44-ФЗ);
  • при размещении после утверждения и внесения в него изменений — в течение 3 рабочих дней;
  • если конкурс, проведение повторного конкурса, двухэтапный конкурс или электронный аукцион признаны несостоявшимися (ч. 2, ч. 4-6 ст. 55, ч. 4 ст. 71 44-ФЗ), изменения можно внести не позднее 1 дня до размещения извещения;
  • в условиях отсутствия заявок на процедуры запроса котировок или запроса предложений для повторного проведения процедуры (ч. 4 ст. 79, ч. 19 ст. 83 44-ФЗ) изменения вносятся также не позднее 1 дня;
  • в специальных случаях проведения запроса котировок по гуманитарной помощи или ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 82 44-ФЗ) — в день направления участникам запроса о предоставлении котировок.

Резюмируем этапы закупки у единственного поставщика:

  • утверждение документа с основаниями для заказа и внесения в него изменений — в течение 3 рабочих дней;
  • внесение изменений — не позднее 10 дней до размещения извещения;
  • публикация извещения о проведении закупки у единственного поставщика — не позднее 5 дней до контракта (либо не позднее 1 дня в ограниченных случаях);
  • подписание итогового документа и направление уведомления в контрольный орган в случае необходимости — в течение 1 рабочего дня.

Заключение контрактов после публикации плана графика

В этом случае все зависит от выбранного способа закупки. Для подписания с единственным поставщиком оговариваются следующие сроки:

  1. За 5 дней до даты подписания. Для заказов, основания для которых определены в пунктах 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчику необходимо разместить извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения договора. Таким случаем является, например, закупка в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  2. За 1 день до даты подписания. Для процедур по правилам пунктов 9 и 28 части 1 статьи 93 определен период внесения изменений в план-график не позднее 1 дня до даты контракта. Например, оказание медицинской помощи в экстренных случаях.
  3. В течение 1 рабочего дня от даты подписания. Есть в законе и такие случаи, при которых у заказчика есть обязанность уведомить о проведении закупки контрольный орган (например, ФАС). В случаях, которые предусмотрены пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93, уведомление направляется не позднее 1 рабочего дня с даты контракта. При этом прилагаются копия самого документа и обоснование его заключения. Например, такое уведомление заказчик направит при заключении договора с иностранной организацией для лечения гражданина России за пределами страны.

Теперь мы знаем, когда заключать контракт после размещения план графика при заказе у единственного поставщика.

Сроки заключения контракта без размещения извещения

Также в 44-ФЗ предусмотрен порядок определения поставщика без исполнения условия публикации извещения. Например, когда сведения о закупке составляют государственную тайну.

Сроки заключения контракта после размещения плана графика в подобных случаях составляют не менее 10 дней. При этом стоит учесть, что в случае, если план-график содержит сведения, которые составляют государственную тайну, он размещается в ЕИС за исключением таких сведений.

Установлен ли предельный срок, до которого необходимо заключить контракт с единственным поставщиком после размещения извещения?

Марат Рахматуллин

Про срок размещения за 5 дней до заключения контракта мы в курсе, однако про максимальный срок, не можем найти конкретной информации.

Ответ: Требований к сроку заключения контракта с единственным поставщиком в Федеральном законе 44-ФЗ от 05.04.201 не установлено. Установлен лишь срок ранее которого контракт не может быть заключен. Таким образом заключить контракт можно через любой промежуток времени после истечения 5 дней с момента публикации извещения.

Одновременно хочу обратить внимание, что несмотря на отсутствие установленного срока заключения контракта с единственным поставщиком, необходимо чтобы даты указанные в контракте соответствовали датам осуществления закупок указанных в планирующих документах (Плане закупок и Плане-графике закупок).

Закупка у единственного поставщика: порядок проведения и рекомендации

В некоторых ситуациях закупка у единственного поставщика является самым выгодным методом определения поставщика. Но всегда нужно помнить про ряд нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы у ФАС не возникло вопросов. Кроме того, Оксана Шипунова прокомментирует некоторые особенности закупки у единственного поставщика с точки зрения эксперта и практика.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе — это рассмотрение самых актуальных тем. Вы сможете освежить знания, узнать все нововведения или разобраться, как правильно участвовать в электронных торгах.

Выбор способа определения поставщика по 44-ФЗ

Все способы определения поставщика подразделяются на:

  • конкурентные (конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений;
  • неконкурентные (закупка у единственного поставщика).

Чаще всего неконкурентный способ закупки — это право заказчика. Исключение составляют ситуации:

  • по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки, подавших заявки, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, его участником, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 89, п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, электронном аукционе или запросе котировок признанными несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Если только одна заявка признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и документации, то в этом случае контракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную участником закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направляется в федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней с даты подписания протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.

  1. Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
  2. Прием обращения (возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
  3. Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
  4. Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Материалы по теме:

Основание для закупки у единственного поставщика

На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 49: они достаточно разнородны — от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности.

Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария;
  • закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ;
  • сумма закупки не превышает 100 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 2 млн. рублей, либо не должен быть выше 5% совокупного годового объема закупок, при этом не более 50 млн. рублей;
  • закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган;
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
  • закупка для осуществления управления многоквартирным домом;
  • принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика закрытым способом было признано несостоявшимся;
  • оказание услуг для направления работника в служебную командировку.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Закупки у монополистов и центрального депозитария

Контракт заключают, используя п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Требуется размещение извещения в единой информационной системе (ЕИС).

  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Не требуется привлечение экспертов или каких-либо экспертных организаций, включение в контракт расчета и обоснования цены.
  • Нет необходимости уведомлять контрольный орган.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к Реестру субъектов естественных монополий, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии. Важно понимать, что отсутствие информации о конкретном хозяйственном объекте в реестре, абсолютно ни о чем не говорит. Важно, чтобы данный субъект действительно работал на рынке, который признается монопольным (чтобы хозяйствующий субъект осуществлял те виды деятельности, которые указаны в Законе № 147-ФЗ). Учитывая, что реестр ведется не очень добросовестно и по заявительному принципу, мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда субъект естественной монополии ведет свою деятельность, но не обратился, для включения в реестр, либо обратился, но информацию не успели обработать. Здесь важнее показатели финансово-хозяйственной деятельности потенциального единственного поставщика и можно ли эту деятельность отнести к естественно монопольной.

Пример закупки электроэнергии у субъекта естественной монополии

Закупки у субъектов естественных монополий, включая электроэнергию, регулируется Законом от 17.08.1998 № 147-ФЗ. К ним относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам;
  • ж/д перевозки;
  • услуги портов, аэропортов, транспортных терминалов, инфраструктуры внутренних водных путей;
  • общедоступные электро- и почтовая связь;
  • передача электроэнергии, тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение по централизованным коммунальным системам;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • ледокольная проводка судов (включая лоцманскую) на Североморском пути.

Отдельным пунктом в ст. 93 Закона № 44-ФЗ выделена покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика. Таким образом, услуги по группе ОКПД2 35.14.10 «Услуги по торговле электроэнергией» необходимо покупать у единственного поставщика на основании п. 29 ч. 1 ст. 93, а услуги по группе 35.12.10.110 «Услуги по передаче электроэнергии» — п. 1 ч. 1 ст. 93. В обоих случаях заказчик обязан выкладывать на портал госзакупок отчёты об исполнении, если суммы контрактов будут превышать 100 тыс. рублей. Но по услугам энергоснабжения не надо будет выкладывать отчёт, если данные услуги закупаются для других лиц, пользующихся нежилыми помещениями, если эти помещения переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (ч. 9 ст. 94, п. 23 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у поставщика, которого определил Президент РФ

Контракт заключают на основании п. 2 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно (если этого не требует правовой акт).
  • Привлечение экспертов или экспертных организаций: не требуется.
  • Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную закупку, если Президент или Правительство РФ своим правовым актом утвердили конкретного поставщика товара, работы, услуги. Например, Указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1.

Закупки на сумму, не превышающие 100 000 рублей или «малые закупки»

Такой контракт заключают, пользуясь п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: не нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком на сумму, которая не будет превышать 100 000 руб.

Закупка работ, услуг, которые оказывают органы исполнительной власти

Такой контракт заключают, пользуясь п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: нужно.

Заказчики могут проводить закупку у единственного поставщика только тех услуг или работ, которые оказывает государственный орган, а также подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие.

Например, заказчик имеет право заключить контракт:

  • на обязательную охрану объектов правоохранительными органами в соответствии с перечнем, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 № Д28и-1889);
  • госохрану объектов в соответствии со списком, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (письма Минэкономразвития РФ от 11.03.2015 № Д28и-646, от 10.03.2015 № Д28и-617, от 06.03.2015 № Д28и-546);
  • проведение работ по экспертизе и оценке ценности документации различного рода. Контракты такого типа заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития РФ от 01.06.2015 № Д28и-1729);
  • выдача уникальных регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых на территории Российской Федерации абонентских станций данной системы и сим-карт к ним. Контракты такого типа заключают с ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо Минэкономразвития РФ от 12.10.2015 № Д28и-2934).

Также заказчик имеет право заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Контракты такого типа заключают заказчики, руководствуясь перечнем организаций, которые обслуживает ФМБА России. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.