Деятельность государственных организаций по защите прав потребителей

admin

Государственные уполномоченные органы в сфере защиты прав потребителей государств – членов Совета

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Армения Государственная инспекция по надзору за рынком Министерства экономики Республики Армения

Республика Армения, 0051, город Ереван, проспект Комитаса, дом 49/2

Телефон (37410) 23-56-00, факс (37410) 23-36-00

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Республика Беларусь, 220030, город Минск, улица Кирова, дом 8, корпус 1

Телефон/факс (375-17) 327-24-80,

Приемная Министра: 327-48-02

Общественная приемная: 200-92-02

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан

010000 Астана, ул. Мангилик Ел 8 подъезды 4, 7, 10, телефон канцелярии: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69, факс: +7 (7172) 74-94-60

Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики

г. Бишкек ул. Байтик Баатыра 7Б/1

Телефон: 0(312) 56-31-97, факс: 0(312) 56-31-95

Министерство экономики и инфраструктуры Республики Молдова

Республика Молдова, МД-2033, город Кишинэу, улица Пяца Марий Адунэрь Национале, дом 1

Телефон (373) 22-25-01-07, факс: (373) 22- 23- 40-64

Агентство по защите прав потребителей и надзора за рынком при Министерстве экономики и инфраструктуры Республики Молдова

ул. Василе Александри 78, 28 МД-2012, мун. Кишинэу Республика Молдова

Телефон: +373 22 501 980, факс: +373 22 501 981

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Российская Федерация, 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7

Телефон (499) 973-13-94

Государственная антимонопольная служба при Правительстве Республики Таджикистан

Республика Таджикистан, 734002, город Душанбе, улица Шамси, дом 5/1

Телефон (8-10992-372) 236-50-11, 236-50-08, факс: 236-50-26

Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей

Украина, Киевская область, город Киев, район Шевченковский, улица Горького (Антоновича), дом 174

Телефон (044) 226-29-71, (044) 528-92-27

Антимонопольный комитет Украины

Украина, 03035, город Киев, улица Урицкого, дом 45

Телефон (8-1038044) 251-62-62; факс 520-03-25

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2018

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

Телефон для справок:
8 (499) 973-26-90
Электронная почта

Раздел 4. Деятельность органов власти в сфере защиты прав потребителей.

Статья 26. Полномочия специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав и интересов потребителей и его территориальных органов.
1. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах. Киеве и Севастополе осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, обеспечивают реализацию государственной политики относительно защиты прав потребителей и имеют право:

  1. давать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;
  2. проверять у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качество продукции, соблюдение обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдение правил торговли и предоставления услуг; беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, складские, торговые и прочие помещения этих субъектов. Порядок проведения таких проверок определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей;
  3. отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведения независимой экспертизы в, соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ в соответствии с законодательством, с оплатой стоимости образцов и проведенных исследований (экспертизы) за счет средств государственного бюджета. В случае установления по результатам проведенных исследований (экспертизы) факта реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной проверяемый субъект хозяйствования возмещает осуществленные за это расходы. Средства возмещения расходов зачисляются в государственный бюджет. Порядок отборатаких образцов определяется Кабинетом Министров Украины;
  4. проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию. В случае невозможности возвращения продукции, которая была использована (получена) во время контрольной проверки, возмещение расходов относится на результаты деятельности субъектов хозяйствования. Порядок проведения таких проверок определяется Кабинетом Министров Украины;
  5. получать безвозмездно от проверяемых субъектов хозяйствования копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства этой продукции;
  6. прекращать отгрузку и реализацию товаров, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, до устранения субъектами хозяйствования выявленных недостатков;
  7. запрещать субъектам хозяйствования реализацию потребителям продукции:
    а) на которую отсутствуют документы, удостоверяющие ее соответствие требованиям нормативных документов;
    б) на которую в нормативно-правовых актах и нормативных документахустановлены обязательные требования относительно обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей природной среды, если продукция внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, но которая не имеет сертификата соответствия (свидетельства о признании соответствия);
    в) ввезенной на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество;
    г) на которую срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров, срок годности которых истек;
    г) которая является фальсифицированной;
  8. принимать решение о:
    а) прекращении субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, реализации и производства продукции, не отвечающей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, — до устранения выявленных недостатков;
    б) временном прекращении деятельности субъектов хозяйствования сферы торговли (секций, отделов), услуг, в том числе ресторанного хозяйства, складов предприятий оптовой и розничной торговли и организаций независимо от формы собственности, которые систематически реализуют товары ненадлежащего качества, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения выявленных недостатков;
  9. опломбировывать в порядке, предусмотренном законодательством, производственные, складские, торговые и прочие помещения субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, а также неисправные, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным тавром или без него, или с таким, срок действия которого истек, средства измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей, с дальнейшим уведомлением об этом территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;
  10. подавать в суд иски относительно защиты прав потребителей;
  11. передавать материалы проверок на действия лиц, которые содержат признаки преступления, органам дознание или досудебного следствия;
  12. налагать на виновных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, административные взыскания.
  13. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по местонахождению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей или его территориальных органов;
  14. налагать на субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, взыскания, предусмотренные статьей 23 настоящего Закона, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

2. Результаты проверок субъектов хозяйствования служебными лицами специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальных органов оформляются соответствующими актами.

Статья 27. Полномочия других органов исполнительной власти по защите прав потребителей.
Другие органы исполнительной власти осуществляют государственную защиту прав потребителей в рамках своей компетенции, определенной законодательством.

Статья 28. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей.
Органы местного самоуправления с целью защиты прав потребителей имеют право создавать при их исполнительных органах структурные подразделения по вопросам защиты прав потребителей, которые имеют право:
1) рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
2) анализировать договоры, которые заключаются продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями, с целью выявления условий, ограничивающих права потребителей;
3) в случае выявления продукции ненадлежащего качества, фальсифицированной, опасной для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей природной среды срочно уведомить об этом соответствующие территориальные органы по делам защиты прав потребителей, другие органы, осуществляющие контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции;
4) в случае выявления фактов реализации продукции, которая не сопровождается необходимой, доступной, достоверной, своевременной информацией и соответствующими документами, или продукции с просроченным сроком годности — временно приостанавливать реализацию продукции до предъявления информации, сопроводительных документов или прекращатьее реализацию;
5) готовить представления в орган, который выдал разрешение на проведение соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о временном приостановлении его действия или о досрочном аннулировании в случае систематического нарушения прав потребителей;
6) подавать в суд иски по защите прав потребителей.

Статья 29. Обязанности и ответственность служебных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей.
Служебные лица органов исполнительной власти, осуществляющие защиту прав потребителей, обязаны строго соблюдать требования законодательства. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей служебные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 30. Рассмотрение жалоб на решения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, их служебных лиц, а также на действия таких лиц.
1. Жалобы на решения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, их служебных лиц, а также на действия таких лиц рассматриваются в порядке, определенном законодательством.
2. Подача жалобы не приостанавливает выполнение решения органа исполнительной власти, осуществляющего защиту прав потребителей, его служебных лиц, а также действий таких лиц.

Статья 31. Отношения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, с правоохранительными органами.
Работники правоохранительных органов предоставляют служебным лицам органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, помощь в выполнении ими служебных обязанностей и прекращают незаконные действия физических лиц, которые препятствуют выполнению возложенных на них функций.

Статья 32. Правовая защита служебных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальных органов.
1. Служебное лицо специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей при выполнении своих служебных обязанностей находится под защитой закона.
Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества служебного лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и членов его семьи от преступных посягательств и других противоправных действий.
2. Все служебные лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей подлежат государственному обязательному страхованию за счет средств государственного бюджета. Порядок и условия страхования служебного лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
3. Оскорбление служебного лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей, а также сопротивление, угроза, насилие и прочие действия, которые препятствуют выполнению возложенных на него задач, влекут за собой установленную законом ответственность.
В случае увечья или инвалидности, которые произошли в связи с выпол- нением служебных обязанностей, служебное лицо специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей получает компенсацию в размере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени потери трудоспособности, а в случае его гибели по указанной причине семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания по последней должности.
Вред (убытки), причиненные имуществу служебного лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей или членов его семьи в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируются в полном объеме за счет средств государственного бюджета с дальнейшим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Государственная защита прав потребителей на рынке товаров и услуг (Учеб. пособие). Автор: Таланцев В.И., редактор: Масленникова С.Г.

Важнейшим достижением отечественного законодательства, направленным на защиту законных прав и охраняемых интересов граждан-потребителей, является возможность защищать свои права в суде. Эти нормы заложены в ст. 1,10,11,13 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно этим нормативным документам защита прав потребителей осуществляется судом. Это означает, что потребитель в любом случае при нарушении его прав имеет право обратиться непосредственно в суд. При этом ему предоставлено право по собственному выбору обратиться с исковым заявлением в суд либо по своему месту жительства, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.

Ни один из названных судов не вправе отказать в приеме искового заявления от потребителя, так как согласно ст. 118 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, т.е. потребителю.

Законом РФ «О защите прав потребителей» не предусмотрен внесудебный порядок разрешения требований потребителя, что позволяет гражданину избежать возможных ненужных хождений по инстанциям, затрат времени на доказательство своих прав перед должностными лицами, унижений перед продавцом (изготовителем, исполнителем). В любом случае право выбора остается за потребителем. В тех случаях, когда речь идет о возмещении материального ущерба, требования неустойки, компенсации морального вреда по действиям продавца (исполнителя, изготовителя), нарушившего законные права потребителя, гораздо эффективнее обращаться непосредственно в суд с соответствующими требованиями.

При обращении в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, без каких-либо ограничений.

Пленум Верховного суда Российской Федерации 29 сентября 1994 г. принял специальное постановление «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», в котором обратил внимание всех судов Российской Федерации на неукоснительное соблюдение законодательства по искам потребителей в защиту их нарушенных прав. Цель такого документа – обеспечить наиболее эффективную и быструю защиту прав потребителей при рассмотрении исковых заявлений в судах.

Более подробно вопросы судебной защиты прав потребителей в части процедуры подачи искового заявления, представления доказательств и документов, исполнения судебных решений и др. будут рассмотрены в лекции 4.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей в российском законодательстве было закреплено только в 1996 г., когда вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ.

В измененном Законе РФ «О защите прав потребителей» появилась ст. 3, которая гласит, что право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Во исполнение требований закона все органы управления учебными заведениями (Министерство образования России, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении учебные заведения) обязаны включать в государственные образовательные стандарты знания выпускниками требований законодательства о защите прав потребителей и других нормативных актов. Это относится ко всем уровням образования – общее среднее, среднее профессиональное, высшее профессиональное. В учебные программы практически всех курсов должны быть включены вопросы о правах потребителей, безопасности и качества продукции, действиях потребителей по защите своих нарушенных прав и др.

Учащиеся и студенты, оканчивая учебное заведение, должны при проверке итоговых знаний в форме сдачи экзаменов, выполнения и защиты дипломных работ и проектов показать знания не только своих прав как потребителей, но и знания о порядке пресечения нарушений прав потребителей, о компетенции, функциях и полномочиях государственных органов и общественных организаций по защите прав потребителей. Выпускники всех учебных заведений должны знать эти вопросы так же хорошо, как и таблицу умножения.

Для успешного освоения таких знаний необходима разработка разнообразных учебных пособий, учебников, методических указаний и другой литературы, рассчитанной на учащихся и студентов различных уровней подготовки.

Кроме изучения вопросов защиты прав потребителей в учебных заведениях необходимо развивать и широко практиковать различные системы информации потребителей об их правах. Это относится ко всем гражданам, как работающим, так и не работающим. Выражаться это может в организации и проведении семинаров по вопросам защиты прав потребителей в коллективах предприятий, учреждений и организаций, в клубах по месту жительства, а также путем издания в больших количествах популярной и специальной литературы, распространения листовок и проспектов, введения специальных рубрик в наиболее популярных газетах, подготовки разнообразных теле- и радиопередач, издания специальных журналов и др.

Чем шире и разнообразнее будут формы пропаганды и разъяснения гражданам вопросов защиты их прав как потребителей, чем шире будет развиваться общественное потребительское движение, тем более подготовленным будет все общество в правовом отношении, тем меньше будет нарушений прав потребителей, тем полнее будут реализовываться конституционные права граждан на безопасность, информацию, качество, свободный выбор товаров (работ, услуг). За счет всеобщей грамотности потребителей проще будет реализовать правило – проще не допустить нарушения прав потребителей, чем восстановить нарушенные права.

В правовом воспитании потребителей Закон РФ «О защите прав потребителей» должен стать конституцией потребителя и быть настольной книгой любого гражданина, как потребителя, так и изготовителя (исполнителя, продавца).

Права потребителей защищают государственные органы, на которые действующим законодательством возложены задачи и функции по контролю за безопасностью товаров (работ, услуг), соблюдению правил производства и реализации продукции, исполнения установленных нормативными актами правил продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Такие органы не только обеспечивают государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, но и имеют полномочия по пресечению имеющих место правонарушений и применению мер ответственности к виновным лицам.

Согласно действующему законодательству государственную защиту прав потребителей осуществляют различные органы, имеющие собственную компетенцию.

Государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляют федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления.

Федеральным антимонопольным органом является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП России, имеющее свои территориальные управления.

Задачи, функции и полномочия МАП России определены ст. 3,11,12,13,14 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ст. 40,41,43 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также закреплены в Положении «О Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства».

МАП России является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации по проведению государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

В целях защиты прав потребителей МАП России выполняет следующие основные функции:

· осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей;

· направляет обязательные для исполнения предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг, при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

· направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия лицензии или о ее досрочном аннулировании;

· направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

· дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

· обращается в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей;

· предъявляет иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей;

· привлекает в установленном порядке к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц;

· организует подготовку и представление в Правительство Российской Федерации ежегодного государственного доклада по защите прав потребителей в стране;

· обеспечивает гласность в работе, постоянно информирует население Российской Федерации через средства массовой информации о ходе реализации мер по защите прав потребителей и др.

Специалисты антимонопольных органов могут быть привлечены судом к участию в процессе, а также могут вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

По требованию антимонопольного органа изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставлять в установленный в запросе срок достоверные документы, объяснения в письменной и устной формах и иную информацию, необходимую для осуществления функций и полномочий, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».

Антимонопольный орган вправе налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение своих законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом. Кроме того, к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица хозяйствующего субъекта, виновного в нарушении прав потребителей.

Антимонопольные органы вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

МАП России наделяет свои территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. В настоящее время территориальные управления МАП России имеют практически все полномочия, предусмотренные законодательством для федерального антимонопольного органа.

Для осуществления своих функций специалисты антимонопольного органа и лица, им уполномоченные, имеют право беспрепятственного доступа в министерства, ведомства, другие органы управления, а также на предприятия, организации и их объединения для ознакомления со всеми необходимыми документами, осуществления проверок правил продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), составления протоколов и актов.

Наибольшее внимание МАП России и его территориальные органы уделяют защите неопределенного круга потребителей путем пресечения действий хозяйствующих субъектов, направленных на ущемление прав потребителей.

В поле зрения таких органов находятся вопросы обеспечения потребителей полной и достоверной информацией об изготовителе (исполнителе, продавце), о товарах (работах, услугах), о соблюдении всех требований к безопасности товаров (работ, услуг), обеспечении реализации права потребителей на предъявление претензий в случае нарушения их прав и др. МАП России также организует подготовку и принятие необходимых нормативных актов по защите прав потребителей, способствует созданию и эффективному функционированию всей системы мер по защите прав потребителей.

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) является центральным органом исполнительной власти Российской Федерации в соответствующей сфере. Его задачи, функции и полномочия определены Законами РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей».

Основное направление деятельности органов Госстандарта России в области защиты прав потребителей – обеспечение безопасности товаров (работ, услуг).

На основании ст. 42 Закона РФ “О защите прав потребителей” Госстандарт России:

· устанавливает обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляет контроль за соблюдением этих требований;

· направляет предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

· предъявляет иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

Госстандарт России осуществляет координацию деятельности других органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью товаров (работ, услуг).

Госстандарт России является национальным органом по сертификации товаров. В соответствии с этим Госстандарт России:

· определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);

· определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;

· аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;

· осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг);

· ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);

· принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами;

· выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия и др.

Госстандарт России разрешает вопросы защиты прав потребителей через разработку и внедрение в практику системы обязательной и добровольной сертификации товаров и услуг с целью строгого соблюдения требований безопасности. Тем самым реализуется право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг), предусмотренное ст. 7 Закона «О защите прав потребителей».

Госстандарт России имеет свои территориальные органы, к которым относятся региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), Российский центр испытаний и сертификации в Москве (РОСТЕСТ-Москва), Центр испытаний и сертификации в Санкт-Петербурге (Тест – С.-Петербург). Они осуществляют на закрепленной территории функции и права Госстандарта России в пределах компетенции, предоставленной положением об этих органах и решениями Госстандарта России.

Госстандарт России и его территориальные органы в соответствии с действующим законодательством имеют право:

· беспрепятственно проводить государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, правил сертификации в законодательно регулируемой сфере и за сертифицированной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор, контроль за безопасностью товаров в установленном порядке;

· привлекать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности для проведения государственного контроля и надзора, проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов;

· выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортировки и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

· выдавать обязательные для исполнения предписания о запреще нии или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, выполнения работ и оказания услуг в случае несоответствия их обязательным требованиям государственных стандартов, а также о прекращении выпуска, реализации, изъятии из оборота и отзыве от потребителей товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды;

· запрещать реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг, в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции (работ, услуг) для проверки;

· запрещать реализацию импортной продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедшей государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· принимать решения о снятии с производства товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды вследствие неустранимых конструктивных, производственных дефектов и иных недостатков и др.

Согласно ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях органы стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке привлекают виновных лиц к административной ответственности в следующих случаях:

1. За нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно за уклонение от предоставления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора – к административному штрафу на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.

2. За нарушение правил обязательной сертификации, т.е. реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной документации сведений о сертификации, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно предоставление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, – к административному штрафу на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.

Органы Госстандарта России осуществляют проверки хозяйствующих субъектов как по собственной инициативе, так и по информации, полученной от индивидуальных потребителей, обществ потребителей, других государственных органов о фактах опасного воздействия товаров (работ, услуг) на здоровье, имущество потребителей, на окружающую среду, а также по результатам исследований товаров на безопасность в лабораториях.

1. Государственные органы пор защите
прав потребителей

Согласно главе 4 Закона государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.

В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

  • осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
  • направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;
  • направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;
  • вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;
  • вправе обращать в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;
  • только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей, и являются обязательными для них.

Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа). В отношении порядка рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения законных предписаний действует следующий нормативно-правовой акт — Положение о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвержденное приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.

Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции) как:

  1. федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
  2. федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);
  3. федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);
  4. Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

  • осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);
  • направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;
  • предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания об их устранении содержится в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.

Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

П. 2 ст. 43 Закона определяет санкции, которые налагаются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (п. 3 ст. 42 Закона). Так, согласно закону РФ «О стандартизации» Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления; формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ, если иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Процедура реализации Госстандартом своих полномочий установлена в Положение о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. № 293. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. (с изменениями от 10 июля 2001 г.) предусматривает осуществление государственного экологического контроля. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

  • посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;
  • выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;
  • устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
  • назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
  • привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;
  • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. МАП РФ разработало методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

  • рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;
  • анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;
  • извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;
  • приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;
  • защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Органа по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.
(к содержанию)

2. Общественные организации по защите
прав потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.
Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами. Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступна.

Общественное объединение потребителей (их ассоциации, союзы) функционируют на основании устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения. В уставе общественного объединения потребителей находят отражение:

  1. название, цели общественного объединения, его организационно-правовая форма;
  2. структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы этого объединения, территория, где осуществляет оно свою деятельность;
  3. условия и порядок членства объединения, права и обязанности его членов;
  4. компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  5. порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения;
  6. источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  7. порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Кроме этого в уставе общественного объединения потребителей может присутствовать описание символики (эмблема, флаг, вымпел и др.) данного объединения. Символика подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены ст. 45 Закона. Данная статья устанавливает следующие полномочия общественных объединений потребителей:

  • участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);
  • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
  • участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), несоответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами и иными правовыми актами РФ;
  • обращать в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;
  • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

В Тульской области уже несколько лет действуют несколько общественных объединений потребителей среди них и областная общественная организация по защите интересов потребителей — Тульское общество потребителей (ТОП). ТОП — некоммерческая, неполитическая организация, целью которой является защита прав граждан как потребителей товаров (работ, услуг) в Тульской области. Деятельность этой организации направлена не только на обеспечение соблюдения прав потребителей, но также и на внушение людям осознания их роли в становлении гражданского общества, цивилизованного рынка, личной ответственности каждого за позитивные социальные перемены без применения насилия. В качестве основных принципов деятельности ТОП провозглашены «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» ООН, а также — действовать исключительно в интересах потребителей, быть не причастными к продвижению коммерческих и партийно-политических дел, не принимать никаких объявлений коммерческого назначения в своих публикациях, быть независимыми, то есть не допускать, чтобы независимость наших акций и мнений подвергалась влиянию или ограничению из-за получения субсидий. Специалисты ТОП безвозмездно консультируют своих членов, граждан с низким достатком и пожилых людей. Во взаимосвязи с государственными органами по защите прав потребителей члены ТОП делают все возможное, чтобы законодательство РФ по защите прав потребителей проводилось в жизнь на территории Тульского региона. ТОП оказывает методическую помощь объединениям потребителей по месту жительства, работы, учебы, по интересам, отдельным активистам, работающим в области защиты прав потребителей, а также тем, кто собирается приобщиться к этой деятельности. Специалисты ТОП проводят семинары в увлекательной диалоговой форме, часто с использованием фактического материала слушателей.

Во многих общественных объединениях потребителей работают юристы, оказывающие помощь гражданам по вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Они дают советы, оказывают практическую помощь при составлении документов, а если произойдет юридический конфликт между потребителем изготовителем (исполнителем, продавцом), то будут отстаивать ваши интересы в суде. Общественное объединение потребителей, где работает юрист, должно иметь лицензию на право юридической деятельности.
(к содержанию)