Доп соглашение к контракту по 94 фз

admin

Можно ли заключать дополнительное соглашение к государственному контракту в виде изменения технического задания (меняются только объемы работ, сумма остается прежней) в случае, если этот гос.контракт заключен на несколько лет .

Вопрос-ответ по теме

Можно ли заключать дополнительное соглашение к государственному контракту в виде изменения технического задания (меняются только объемы работ, сумма остается прежней) в случае, если этот гос.контракт заключен на несколько лет .

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Можно ли заключать дополнительное соглашение к государственному контракту в виде изменения технического задания (меняются только объемы работ, сумма остается прежней) в случае, если этот гос.контракт заключен на несколько лет (строительство корпуса, срок работ — 3 года)?

В ч. 5. ст. 9 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) однозначно установлено, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, в том числе заключение контракта на условиях, предусмотренных документацией о торгах и заявкой на участие в торгах, указанных в ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. 10 и 14 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 — 6.6 и 8.1 настоящей статьи, т.е. менять объемы работ, если возможность изменения объемов работ не была предусмотрена документацией о торгах, при исполнении контракта нельзя.
На практике судебные инстанции при разрешении споров по подобным вопросам, руководствуются в соответствии с ч.1 ст.2, ч.2 ст.9 Закона РФ № 94-ФЗ положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в части касающейся параграфа 3 гл. 37 «Строительный подряд» ГК РФ.
Так в силу п. 1 ст. 744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Подобные дела рассматривались Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа (Постановление от 11.01.2009 № Ф08-7936/2008 по делу № А32-9637/2008-37/64, Постановление от 21.01.2010 по делу № А63-22955/2008).
Таким образом, в данном случае, заказчику дано право, вносить изменения в техническую документацию при условии, что вызываемые этим работы (изменение объема) не должны менять характера предусмотренных в контракте работ, в частности не ухудшать условия исполнения контракта.
Более подробный ответ требует дополнительного изучения документации о торгах, проектно-сметной документации, условий государственного контракта, правовых оценок причин изменения объемов работ без изменения цены контракта.

Редактор-эксперт
Сергей Кичанов

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Заключение дополнительного соглашения за пределами срока действия контракта

Вопрос-ответ по теме

В ходе исполнения контракта заказчик выбрал не весь объем поставляемой электроэнергии. Как правильно поступить заказчику: расторгнуть контракт по соглашению сторон или заключить дополнительное соглашение об уменьшении объема оказываемых услуг? Как можно заключить в соответствии с ГК РФ дополнительное соглашение за пределами срока действия контракта, если срок действия контракта закончен по завершению исполнения контракта?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях ГК РФ.

Пунктом 1 ст. 408 ГК РФ определено, что надлежащее исполнение обязательства является основанием его прекращения.

В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Таким образом, если контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, то такой данный контракт, после исполнения сторонами своих обязательств, следует считать прекращенным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2014 № Ф07-6207/2014 по делу № А56-63494/2013, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2014 по делу № А29-4089/2013).

Как указал ВАС РФ в Определении от 25.03.2011 № ВАС-2955/11 по делу № А27-22628/2009, договор, прекративший свое действие, не может быть изменен.

Следовательно, в таком случае ни расторгнуть, ни изменить данный контракт заказчик не может, так как он уже прекращен.

В случае отсутствия в контракте условия о том, что с прекращением срока его действия обязательства сторон также прекращаются (п. 3 ст. 425 ГК РФ), такой контракт признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, а предусмотренные таким контрактом обязательства сторон сохраняются.

Рекомендация: Как расторгнуть контракт

Ситуация: срок действия контракта истек, но контракт не исполнен поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Можно ли в данной ситуации расторгнуть контракт и нужно ли взыскивать неустойку с поставщика (исполнителя, подрядчика)

Контракт возможно расторгнуть, если в нем отсутствует условие, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по нему, и контракт признается действующим до установленного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (т. е. до поставки товара, предусмотренного контрактом, в полном объеме) (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Заказчик вправе взыскать с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустойку независимо от окончания исполнения сторонами обязательств, так как окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ).

Рекомендация: Обязательно ли в контракте указывать конкретный срок его действия?

В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или контрактом может быть предусмотрено, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

Читайте также:

Контракт, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Таким образом, в контракте не обязательно указывать конкретную дату его окончания, поэтому, если в ходе закупки у заказчика нет обязанности устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, то заказчик вправе указать, что контракт действует до полного исполнения обязательств сторонами, но в случае, если заказчик устанавливает требование обеспечения исполнения контракта, то в данной ситуации должна быть указана конкретная дата, так как в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта будет предоставлена банковская гарантия, необходимо будет проверить ее срок действия, который согласно ч. 3 ст. 96 Федерального

закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Рекомендация: Может ли срок исполнения контракта отличаться от срока действия контракта (планируемый срок исполнения контракта приходится на ноябрь, а срок действия заканчивается в декабре)?

Да, срок исполнения контракта может заканчиваться в ноябре, а срок действия контракта – в декабре. Если в контракте установлен конкретный срок действия договора, то исполнение контракта должно быть до прекращения действия договора или должно совпадать с датой прекращения действия договора. В случае если в контракте не указана конкретная дата прекращения действия договора, то контракт продолжает действовать до полного исполнения сторонами обязательств (данное условие должно быть указано в контракте).

Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:

1. приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2. оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3. взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Согласно ч. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Таким образом, перечисленные в ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе действия по исполнению контракта можно отнести к обязательствам той или иной стороны.

Согласно ч. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Таким образом, под завершением исполнения контракта в указанном материале системы «Госзаказ» случае понимается последний день срока, установленного на исполнение обязательств исполнителя, т.е. исполнение контракта со стороны исполнителя. В противном случае образуется просрочка исполнения обязательств исполнителя.

В том случае, если по условиям контракта срок его действия прекращается в момент исполнения сторонами своих обязательств, то после наступления указанного срока контракт уже не может быть ни изменен, ни расторгнут (п. 3 ст. 425 ГК РФ).

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Можно ли заключить доп. соглашение к договору, закл. по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, об уменьшении суммы контракта более чем на 10% от его стоимости?

Можно ли заключить доп. соглашение к договору, закл. по п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, об уменьшении суммы контракта более чем на 10% от его стоимости?

resistin » 31 мар 2015, 16:44

На основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» организацией заключен контракт до 100 тыс. руб. (приобретение товара). Была сделана предоплата. При получении товара оказалось, что одной из двух позиций в наличии не оказалось. Можно ли заключить дополнительное соглашение к договору об уменьшении суммы контракта более чем на 10% от его стоимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение указанного в вопросе соглашения является нарушением законодательства о контрактной системе. Если количество и стоимость товара, потребность в поставке которого отпала, превышает 10% от предусмотренного контрактом количества товара и цены контракта, стороны вправе заключить соглашение о расторжении контракта. В этом случае оплате будет подлежать лишь фактически поставленное количество товара.

Обоснование вывода:
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 указанного Закона). Перечень этих случаев является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ ряд положений этой статьи не распространяется, в частности, на контракты, заключаемые по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако это не относится к упомянутому выше требованию об указании в контракте твердой цены, которая может быть изменена лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в частности, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Возможности уменьшения предусмотренного контрактом количества товаров (и, соответственно, цены контракта) более чем на 10% только лишь по основаниям, приведенным в вопросе, Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Это в полной мере относится и к контрактам, заключаемым на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Поэтому в приведенной ситуации изменить соответствующие условия контракта нельзя. В таких случаях запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Одним из наиболее очевидных является расторжение контракта по соглашению сторон после приемки фактически необходимого количества товара. Часть 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на расторжение договора.
Заметим, что именно такие разъяснения даны в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливавшим аналогичные, по сути, ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос N 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 N 42-7.4-05/8.5-305).
Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в поставке части товара отпала, заказчик может заключить с поставщиком соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически поставленное количество товара.
В заключение отметим, что приведенные выше разъяснения, на наш взгляд, безусловно, актуальны применительно к «длящимся» отношениям, основанным, например, на контрактах, предусматривающих оказание услуг по водо-, газо-, электроснабжению, выполнение строительных работ и т.п. В отношениях же, которые основаны на контрактах, предусматривающих разовую поставку товара, при определенных обстоятельствах соглашение о расторжении контракта при изложенных в вопросе обстоятельствах, на наш взгляд, может квалифицироваться как притворная сделка (п. 2 ст. 170 ГК РФ), прикрывающая соглашение об изменении условий контракта о количестве товара и цене. Повторим, что формально расторжение контракта по соглашению сторон в приведенной ситуации не противоречит закону, однако квалификация соответствующего соглашения зависит от конкретных обстоятельств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

10 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Дополнительное соглашение 94-ФЗ/44-ФЗ

Дополнительное соглашение 94-ФЗ/44-ФЗ

Adept32 » 14 мар 2014, 15:26

Встал вопрос.
Необходимо заключить с заказчиком ДС на снижение цены (чтобы не превышать региональную наценку на лекарственные препараты).
Извещение объявлено до 01.01.2014 а ГК заключен уже в этом году.

Сам заказчик трактует письмо (МЭР от 27.12.2013 № 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС от 30.12.2013 г. № АД/53811/13) таким образом что Контракт должен исполняться в рамках 94-ФЗ и доп. соглашение должно ссылаться на его положения, однако при этом поясняет что при публикации изменений на оф. сайте в причинах изменения может проставить только ссылку на 44-ФЗ.
При этом пункт 1 ст 95 гласит «если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом» а в нашем случае такая возможность не прописана.

Вобщем встали в тупик. а штрафы за просрочку идут.

У кого нибудь сложилось представление как действовать в данной ситуации?
И какие доводы привести при этом заказчику?

Вправе ли стороны по государственному контракту, заключенному согласно 94-ФЗ, заключать дополнительное соглашение об изменении суммы контракта

Вопрос-ответ по теме

Вправе ли стороны по государственному контракту, заключенному согласно 94-ФЗ, заключать дополнительное соглашение об изменении суммы контракта?

Да, вправе, но при этом должны соблюдаться предусмотренные условия.

Возможность заключения дополнительных соглашений подтверждается разъяснениями ФАС РФ. Вместе с тем должны соблюдаться требования ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2010)

«5. В связи с вводом в действие электронных аукционов, в ФАС России поступают обращения от государственных заказчиков по вопросу заключения государственного контракта по итогам проведения аукциона в электронной форме. Суть вопроса состоит в следующем.

В соответствии со статьей 41.12 94-ФЗ по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме предусмотрено заключение контракта с победителем аукциона в форме электронного документа.

При этом в ходе исполнения государственного контракта заказчик вправе изменить количество поставляемых товаров в соответствии с частью 6 статьи 9 94-ФЗ. В данном случае, заказчику необходимо заключить дополнительное соглашение к контракту. В соответствии с гражданским законодательством соглашение об изменении условий контракта оформляется в той же форме, что и контракт.

В связи с изложенным, заказчики просят разъяснить, будет ли являться нарушением законодательства включение в документацию об аукционе в электронной форме требования об обязательном оформлении государственного контракта с победителем аукциона в письменной форме наряду с электронной формой документа.

По данному вопросу у ФАС России сформирована четкая позиция. ФАС России считает, что установление в документации об открытом аукционе в электронной форме требования об обязательном заключении государственного контракта в письменной форме с победителем аукциона является нарушением Закона о размещении заказов.

При этом, заключение в простой письменной форме дополнительных соглашений к государственному контракту, заключенному в электронной форме, не будет являться нарушением Закона о размещении заказов, так как порядок заключения дополнительных соглашений законодательством Российской Федерации о размещении заказов не регулируется*.»