Гк рф ст 805

admin

Статья 805. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Комментарий к Ст. 805 ГК РФ

1. Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Комментируемая статья содержит пример законодательного закрепления возможности возложения исполнения обязательства на третье лицо вместо самого должника — экспедитора, учитывая, что договор транспортной экспедиции не имеет фидуциарного характера в отличие от договора поручения. В качестве третьего лица могут выступать как транспортная организация, иные юридические лица, так и физические лица.

Возложение исполнения обязанности на третье лицо не влечет замены стороны в обязательстве как с точки зрения уступки права требования, так и с точки зрения перевода долга. Правопреемство в обязательстве транспортной экспедиции законодательством не ограничено.

При этом экспедитор во всех случаях несет ответственность за действия привлеченного им для исполнения договора третьего лица. Каких-либо исключений из этой нормы законом не предусмотрено. Так, если перевозка груза осуществлялась привлеченным экспедитором третьим лицом (перевозчиком), доверенность на принятие груза к перевозке была выдана этому третьему лицу непосредственно самим грузоотправителем, а в договоре транспортной экспедиции было предусмотрено, что ответственность за сохранность груза с момента его получения несет перевозчик, то ответственность возлагается на экспедитора .

———————————
Постановление ФАС Центрального округа от 16 марта 2010 г. N Ф10-1466/09(2) по делу N А35-3492/08-С11; Определение ВАС РФ от 11 августа 2010 г. N ВАС-10205/10.

На практике возникают споры относительно ответственности экспедитора за действия привлеченного к исполнению договора перевозчика, учитывая особенности ответственности перевозчика и нормы ст. 803 ГК РФ. Так, если во исполнение договора транспортной экспедиции компания-экспедитор привлекла перевозчика и при перевозке груза произошло возгорание транспортного средства, в результате чего перевозимый груз полностью сгорел, то отказ экспедитора возмещать ущерб, мотивируя это тем, что исполнение обязательств оказалось невозможным из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, правомерен, учитывая следующие обстоятельства.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

По смыслу названных правовых норм вина экспедитора презюмируется, обратное должен доказать экспедитор. Следовательно, экспедитор должен представить доказательства того, что им были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а утрата произошла вследствие непредотвратимых обстоятельств (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 мая 2010 г. по делу N А56-24121/2009).

Поскольку в рассматриваемом случае перевозку груза осуществлял не сам экспедитор, а привлеченный им перевозчик, должно быть установлено, мог ли перевозчик предотвратить гибель груза, зависело ли это от него. Установление этих обстоятельств отвечает интересам как клиента и экспедитора, так и перевозчика, к которому в случае возложения на экспедитора ответственности за ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции может быть предъявлен регрессный иск (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2009 г. по делу N А56-20837/2008 ).

———————————
См.: Дудкин Р.А. Вопрос-ответ // СПС «КонсультантПлюс».

В том случае, если экспедитор отвечает перед клиентом за ненадлежащее исполнение договора при возложении своего обязательства на третье лицо, у экспедитора, возместившего ущерб клиенту, возникает право регресса к третьему лицу, в результате действий которого был причинен ущерб .

———————————
Постановление ФАС Центрального округа от 8 февраля 2010 г. N Ф10-5952/2009 по делу N А08-1162/2009-14.

2. В свою очередь клиент является обязанным перед экспедитором независимо от того, исполнялось ли обязательство третьим лицом. Причем бремя любых расходов, возникающих в процессе выполнения экспедитором своих обязанностей, в том числе за счет третьих лиц, ложится на клиента — грузополучателя или грузополучателя, являющегося заказчиком экспедиторских услуг.

Как отмечается в письме УМНС России по г. Москве от 11 апреля 2000 г. N 03-12/14665 «О вопросах бухгалтерского учета по договору транспортно-экспедиционных услуг», к данным расходам, возмещаемым заказчиком услуг, относится оплата комиссии банка за продажу (конвертацию) валютных средств, полученных непосредственно организацией-экспедитором для покрытия затрат, связанных с исполнением поручения заказчика экспедиторских услуг (клиента- грузополучателя) .

———————————
Письмо УМНС России по г. Москве от 11 апреля 2000 г. N 03-12/14665 «О вопросах бухгалтерского учета по договору транспортно-экспедиционных услуг» // Московский налоговый курьер. 2000. N 8.

Статья 805 ГК РФ. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Комментарии к ст. 805 ГК РФ

1. В статье конкретизируются применительно к договору транспортной экспедиции общие правила гражданского законодательства о допустимости возложения исполнения на третье лицо (ст. 313 ГК) и ответственности должника за действия третьих лиц, на которых возложено исполнение (ст. 403 ГК).

2. Однако в отличие от ст. 313 ГК в ст. 805 нет указаний о том, что обязанность личного исполнения договора экспедитором может вытекать из закона, иных правовых актов или существа обязательства. Это различие в тексте ст. 313 ГК и ст. 805 дает основания считать, что в договоре транспортной экспедиции правомочия экспедитора на привлечение третьих лиц являются более широкими, нежели в других договорах, что отвечает особенностям договора экспедиции, часто исполняемого при дальних перевозках в отдаленных географических точках.

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Комментарий к статье 803 Гражданского Кодекса РФ

1. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции наступает по правилам ГК, Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и в соответствии с условиями заключенного договора. Согласно ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности. В то же время соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных законом, является ничтожным.

2. Коммент. ст. устанавливает особенности ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору транспортной экспедиции. Такие особенности выражены в закреплении двух механизмов данной ответственности. Во-первых, экспедитор отвечает по общим правилам гл. 25 ГК об ответственности за нарушения обязательств. Поскольку экспедитором выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, то эта ответственность, как правило, наступает независимо от вины (ст. 401 ГК), а по размеру — является полной. Во-вторых, возможна ответственность экспедитора по правилам об ответственности перевозчика. При этом по сравнению с предыдущим случаем экспедитор ставится в более выгодное положение, так как, в частности, по размеру ответственность перевозчика может быть ограниченной (см. ст. 796 ГК и коммент. к ней). Для того чтобы экспедитор получил возможность отвечать на указанных более льготных условиях, он должен исполнить обязанность по доказыванию определенного обстоятельства — доказать, что нарушение его обязательства перед клиентом вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки.

3. Специфика правовых последствий нарушения договора транспортной экспедиции, в том числе ответственности сторон, указана и в иных статьях гл. 41 ГК, а также гл. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Так, в ст. 805 ГК предусмотрена особенность ответственности экспедитора при возложении им исполнения своих обязанностей на других лиц, в ст. 804 ГК указано на возможность привлечения клиента к ответственности в форме возмещения убытков, в ст. 804, 806 ГК сформулированы иные правовые последствия нарушения договора транспортной экспедиции — соответственно право экспедитора задержать исполнение и право сторон на односторонний отказ от исполнения договора.

4. Положения ГК об ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции развиваются и детализируются специальными нормами, предусмотренными гл. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Как следует из ст. 6 указанного Закона, общим основанием ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение клиентом и экспедитором их обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Для экспедитора специальным основанием ответственности может выступать нарушение обязательства, вызванное ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки.

Основными формами ответственности сторон за нарушение договора транспортной экспедиции выступают возмещение убытков (полное или частичное), взыскание неустойки, возврат вознаграждения экспедитором (ст. 6 — 8 и др. Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Как и в случае с перевозкой, применение ответственности в отношениях по транспортной экспедиции может быть связано с претензионными процедурами. Претензионный порядок урегулирования споров для отношений по транспортной экспедиции предусмотрен ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, в соответствии с которой до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление к нему претензии, за исключением предъявления иска клиентом, являющимся гражданином-потребителем. Также по смыслу указанной нормы не применяется обязательная претензионная процедура в ситуации, когда заявляются требования самим экспедитором в адрес клиента. Однако тут может быть применена добровольная претензионная процедура. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет не только сам клиент, но и уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности, который составляет один год (ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Статья 805 ГК РФ. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом

Новая редакция Ст. 805 ГК РФ

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Комментарий к Статье 805 ГК РФ

1. В статье конкретизируются, применительно к договору транспортной экспедиции, общие правила гражданского законодательства о допустимости возложения исполнения на третье лицо (ст. 313 ГК) и ответственности должника за действия третьих лиц, на которых возложено исполнение (ст. 403 ГК).

2. Однако в отличие от ст. 313 ГК в ст. 805 нет указаний о том, что обязанность личного исполнения договора экспедитором может вытекать из закона, иных правовых актов или существа обязательства. Это различие в текстах ст. ст. 313 и 805 дает основания считать, что в договоре транспортной экспедиции правомочия экспедитора на привлечение третьих лиц являются более широкими, нежели в других договорах, что отвечает особенностям договора экспедиции, часто исполняемого при дальних перевозках в отдаленных географических районах.

Другой комментарий к Ст. 805 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает возможность привлечения к исполнению обязанностей экспедитора третьих лиц. Эта возможность отсутствует, если на совершение юридически значимых действий экспедитору выдана доверенность без права передоверия. В таких случаях возложение исполнения обязанностей экспедитора на третье лицо возможно только при наличии оснований и с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 187 ГК.

2. Привлечение экспедитором к исполнению обязательства третьего лица не влечет за собой замену стороны в обязательстве, соответственно, экспедитор отвечает за действия такого лица перед клиентом как за собственные.

Статья 805 ГК РФ. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом (действующая редакция)

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 805 ГК РФ

1. Право экспедитора привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц (третьих лиц) основывается на общих нормах обязательственного права, допускающих возложение должником исполнения его обязательства перед кредитором на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.

Таким образом, если в договоре транспортной экспедиции не оговорена обязанность личного его исполнения экспедитором, он вправе привлечь любых третьих лиц к исполнению любых своих обязанностей, вытекающих из договора. Экспедитор может возложить на третье лицо как часть обязанностей, так и все свои обязанности по договору. Данное право экспедитора выражается, в частности, в том, что экспедитор, исходя из интересов клиента, вправе, если договором не предусмотрено иное, выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта.

2. Комментируемая статья, с одной стороны, не предусматривает обязанности экспедитора уведомлять клиента о том, какие третьи лица и каким образом будут исполнять обязанности экспедитора. С другой стороны, в большинстве случаев в процессе перевозки грузов, оформления товарораспорядительных документов клиент уведомляется о привлечении третьих лиц к исполнению договора. Необходимо также иметь в виду, что указания клиента по общему правилу обязательны для экспедитора. Поэтому клиент, исходя из своих интересов, вправе давать экспедитору указания о привлечении тех или иных третьих лиц, например, для осуществления перевозки грузов определенным видом транспорта.

Вместе с тем выполнение услуг, являющихся предметом договора транспортной экспедиции, должно осуществляться в соответствии с законом и положениями договора, независимо от того, кем они исполняются: экспедитором или третьими лицами.

Право экспедитора на возложение исполнения обязательств на третье лицо не означает того, что третьи лица становятся ответственными по обязательствам экспедитора непосредственно перед клиентом. В таком случае экспедитор по-прежнему несет полную ответственность перед клиентом за неисполнение договора, например в случае утраты или повреждения груза, просрочки доставки и т.д. (см. Постановление ФАС Московского округа от 11.09.2012 по делу N А40-21864/12-125-94). В таком случае ответственность экспедитора перед клиентом будет определяться исходя из положений ст. 803 ГК РФ.

В свою очередь, экспедитор, возместивший клиенту убытки, причиненные неисполнением своих обязанностей привлеченными им третьими лицами, вправе предъявить к указанным лицам регрессные требования.

3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

— Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23;

— ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст).

4. Судебная практика:

— Постановление Первого апелляционного арбитражного суда от 02.10.2013 по делу N А79-10669/2012;

— Постановление ФАС Московского округа от 11.09.2012 по делу N А40-21864/12-125-94;

— решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.06.2012 по делу А45-17584/2012.