Гражданский кодекс украины ст 55

admin

Гражданский кодекс украины ст 55

1. Суб’єктами господарювання визнаються учасники господарських відносин, які здійснюють господарську деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанности ‘ связей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательства ‘ язаннями в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

2. Сб ‘ ведения хозяйства являются:

1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии в Гражданский кодекс Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели

3. Сб ‘ ведения хозяйства в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут принадлежать к субъектам ‘ малого предпринимательства, в том числе к субъектам ‘ объектов микропредпринимательства, среднего или крупного предпринимательства.

Сб ‘ объектами микропредпринимательства являются:

физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица — предприниматели, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины

юридические лица — субъектов ‘ ведения хозяйства любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

Сб ‘ объектами малого предпринимательства являются:

физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица — предприниматели, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины

юридические лица — субъектов ‘ ведения хозяйства любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

Сб ‘ объектами крупного предпринимательства являются юридические лица — субъектов ‘ объекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

Другие суб ‘ объекты хозяйствования относятся к субъектам ‘ объектов среднего предпринимательства.

4. Сб ‘ ведения хозяйства реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления в соответствии с определением этой компетенции в этом Кодексе и других законах.

5. Сб ‘ ведения хозяйства — Хозяйственные организации, действующие на основе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления, имеют статус юридического лица, определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

6. Сб ‘ ведения хозяйства, указанные в пункте первом части второй настоящей статьи, имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.

статья дает определение субъектов ‘ ведения хозяйства как участников хозяйственных отношений, которые характеризуются совокупностью таких признаков, как:

1) осуществления хозяйственной деятельности

2) реализация хозяйственной компетенции

3) обособленность имущества

4) способность нести ответственность по своим обязательства ‘ язаннями.

Определение хозяйственной деятельности дано в ст. 3 ГК Украины (см. комментарий к ст. 3 ГК).

Обособленность имущества означает, что субъекты ‘ ведения хозяйства располагает определенное имущество, которое принадлежит исключительно ему: оно отделено от имущества учредителей такого суб ‘ объекта, а также от имущества других участников хозяйственных отношений. Правовые формы, в которых выражается обособленность субъектов ‘ ведения хозяйства прямо указаны в части 3 данной нормы. К ним относятся право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Эти вещные права составляют основу правового режима имущества субъектов ‘ объектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность. Определение и толкование этих категорий дается в последующих нормах ГК Украины. Так, относительно права собственности см.. комментарий к ст. 134 ГК Украины, права хозяйственного ведения — комментарий к ст. 136 ГК Украины, права оперативного управления — комментарий к ст. 137 ГК Украины.

Способность субъектов ‘ ведения хозяйства отвечать по своим обязательства ‘ язаннями заключается в возможности применения к нему санкций, то есть таких мер воздействия в сфере хозяйствования, в результате которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые последствия. Такими санкциями могут быть возмещение убытков, штрафные санкции, оперативно-хозяйственные и административно-хозяйственные санкции. Понятие, основания и порядок применения перечисленных санкций урегулированы главами 25, 26 и 27 ГК Украины.

В части 1 комментируемой нормы содержится общее правило об ответственности субъектов ‘ ведения хозяйства, которое заключается в том, что субъекты ‘ объекты несут ответственность по своим обязательства ‘ язаннями в пределах только принадлежащего им на праве собственности или на ином вещном праве имущества. Это означает, что учредители субъектов ‘ ведения хозяйства не отвечают по обязательства ‘ язаннями этого суб ‘ объекта, кроме случаев, предусмотренных законодательством или учредительными документами о создании данного субъекта ‘ объекта. Случаям, составляют исключение из общего правила, прямо предусмотренных в законодательстве, является, например, общество с дополнительной ответственностью, полное общество и коммандитное общество, их статус и особенности ответственности предусмотренные ГК Украины и Законом Украины » О хозяйственных обществах «. ГК Украины также содержит примеры таких субъектов ‘ ведения хозяйства. Так, по части 7 ст. 77 ГК Украины в случае недостаточности средств, находящихся в распоряжении казенного предприятия, государство в лице органа, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательства ‘ язаннями казенного предприятия. Члены производственного кооператива несут по обязательства ‘ язаннями кооператива субсидиарную ответственность своим имуществом в размере не менее их паевого взноса (ст. 108 ГК Украины).

соответствии части 2 комментируемой статьи суб ‘ ведения хозяйства разграничиваются на хозяйственные организации и на физических лиц — предпринимателей при осуществлении ими хозяйственной деятельности и государственной регистрации.

Хозяйственными организациями являются юридические лица, созданные в порядке и на условиях, предусмотренных ГК Украины, предприятия, в том числе государственные и коммунальные, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Общие положения создания, деятельности и функционирования юридических лиц регулируются подразделом 2 раздела II Книги первой ГК Украины. Так, в соответствии ст. 80 ГК Украины юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Организационно-правовыми формами юридических лиц являются общества, учреждения и другие формы, установленные законом.

Наряду с общей категорией » юридические лица » отдельный упор делается на том, что хозяйственными организациями являются предприятия, созданные в соответствии с ГК Украины, в том числе государственные и коммунальные. Поскольку статус и порядок создания предприятий урегулированы отдельными нормами ГК Украины.

К других юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке, относятся, например, те, которые осуществляют некоммерческую хозяйственной деятельности, как: кредитные союзы (ст. 130 ГК Украины) и благотворительные организации (ст. 131 ГК Украины). Организационные, правовые основы создания и деятельности таких субъектов ‘ объектов определяются Законом Украины » О кредитных союзах » и Законом Украины » О благотворительности и благотворительных организациях » соответственно.

Согласно комментируемой статье физическое лицо (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства) приобретает статус субъектов ‘ ведения хозяйства при наличии двух условий: осуществление хозяйственной деятельности и государственная регистрация в качестве предпринимателя. Вместе норма ст. 128 ГК Украины, которая определяет статус гражданина в сфере хозяйствования, является специальной по отношению к комментируемой нормы, сужает толкование этих категорий как условий приобретения физическим лицом статуса субъекта ‘ ведения хозяйства. Так, гражданин признается суб ‘ ведения хозяйства в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его как предпринимателя без статуса юридического лица. Поскольку предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности, только ее осуществления позволяет физическому лицу стать суб ‘ ведения хозяйства. Осуществление физическими лицами некоммерческой хозяйственной деятельность не приводит к обретению ими статуса суб ‘ ведения хозяйства.

Относительно государственной регистрации субъектов ‘ ведения хозяйства см.. комментарий к ст. 58 ГК Украины.

Реализация хозяйственной компетенции заключается в осуществлении суб ‘ ведения хозяйства своих прав и обязанности ‘ связей и раскрывается через понятие дееспособности таких субъектов ‘ объектов. В соответствии со ст. 92 ГК Украины способность юридического лица приобретать гражданские права и обязанности ‘ связей и осуществлять их через свои органы, действующие в соответствии с учредительными документами и законом, называется гражданской дееспособностью юридического лица. В отдельных случаях, определенных законом, юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности ‘ связей и осуществлять их через своих участников. Характерной особенностью является то, что правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно с момента регистрации юридического лица.

Согласно ст. 50 ГК Украины право на осуществление предпринимательской деятельности имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью, которая по общему правилу возникает у нее автоматически с достижением совершеннолетия (восемнадцати лет). Однако, по части 3 ст. 35 ГК Украины, несовершеннолетний физическому лицу, желает заниматься предпринимательской деятельностью, полная гражданская дееспособность может быть предоставлена, если ему исполнилось шестнадцать лет. Для этого необходимо письменное согласие родителей, опекуна или органа опеки и попечительства, которая предоставляется при регистрации несовершеннолетнего в качестве предпринимателя. В таком случае физическое лицо приобретает полную гражданскую дееспособность с момента государственной регистрации его как предпринимателя и с этого же момента приобретает статус субъектов ‘ ведения хозяйства.

Объем прав и обязанности & # 39 ; связей субъектов ‘ ведения хозяйства определяется законодательством и учредительными документами и в некоторых случаях зависит от формы собственности, на которой основан суб ‘ ведения хозяйства. Так, например, наибольший объем прав принадлежит частным предприятиям, а наименьший — Государственным, в частности казенным предприятиям.

Согласно части 5 комментируемой статьи хозяйственные организации наделены правом создавать свои филиалы, представительства и другие обособленные подразделения без создания юридического лица.

Определение общего понятия » обособленное подразделение » содержится в ст. 1 Закона Украины » О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей «. Согласно этой норме обособленное подразделение юридического лица — это филиал, другое подразделение юридического лица, которое находится вне его местонахождения и производит продукцию, выполняет работы или операции, предоставляет услуги от имени юридического лица, или представительство, осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица.

Правовой статус филиалов и представительств урегулирован ст. 95 ГК Украины. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все ее функции или часть. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. Не имея статуса юридического лица, филиала и представительства наделяются ее имуществом и действуют на основании положения, которое утверждается юридическим лицом. Следует отметить, что согласно положениям ст. 64 ГК Украины вопрос о размещении обособленных подразделений юридического лица должно согласовываться с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. В соответствии со ст. 58 ГК Украины и ст. 4, 28 Закона Украины » О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей » обособленное подразделение юридического лица не подлежит государственной регистрации, но сведения о нем включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Український юридичний портал

ОПІКА ТА ПІКЛУВАННЯ

1. Опіка та піклування встановлюються з метою забезпечення особистих немайнових і майнових прав та інтересів малолітніх, неповнолітніх осіб, а також повнолітніх осіб, які за станом здоров’я не можуть самостійно здійснювати свої права і виконувати обов’язки.

У коментованій статті розкривається мета опіки та піклування як особливої форми державної турботи, яка полягає у забезпеченні особистих немайнових і майнових прав певних категорій осіб.

На сьогоднішній день в залежності від того, відносно якої категорії осіб встановлено опіку або піклування, буде змінюватися і правове регулювання відносин опіки і піклування.

Так, право на опіку мають особи, які не досягли 14 років (малолітні особи), а право на піклування — особи віком від 14 до 18 років (неповнолітні особи), які внаслідок смерті батьків, хвороби батьків або позбавлення їх батьківських прав чи з інших причин залишились без батьківського піклування, а також для захисту особистих і майнових прав та інтересів цих дітей. У випадку встановлення опіки або піклування над малолітніми або неповнолітніми особами головною функцією є забезпечення належного виховання та захист їх особистих немайнових і майнових прав та інтересів, відповідно і регулювання цих відносин здійснюється Сімейним кодексом України. При цьому можливе субсидіарне застосування норм Цивільного кодексу України відповідно до ст. 8 Сімейного кодексу України.

Право на опіку або піклування може виникати і у повнолітньої особи, яка за станом здоров’я не може самостійно здійснювати свої права і виконувати обов’язки. У цьому випадку головною функцією опіки або піклування буде забезпечення захисту особистих немайнових і майнових прав та інтересів повнолітньої особи.

Опіка встановлюється над повнолітньою особою у тому разі, якщо за рішенням суду вона була визнана недієздатною (ст. 40 ЦК).

Підставою для встановлення піклування над повнолітньою особою є рішення суду про обмеження цивільної дієздатності фізичної особи (ст. 37 ЦК).

Чинний Цивільний кодекс України передбачає можливість встановлення опіки над майном. Опіка над майном може бути встановлена у двох випадках.

По-перше, якщо у особи, над якою встановлено опіку чи піклування, є майно, що знаходиться в іншій місцевості (ст. 74 ЦК).

По-друге, опіка може бути встановлена над майном фізичної особи, яка визнана безвісно відсутньою, а також над майном фізичної особи, місце перебування якої невідоме (ст. 44 ЦК).

Опіка та піклування здійснюється уповноваженими державою органами (див. коментар до ст. 56 ЦКУ).

Гражданское законодательство Украины

Глава 1 — Гражданского кодекса

Гражданское законодательство Украины

Статья 1. Отношения, которые регулируются гражданским законодательством

1. Гражданским законодательством регулируются личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной независимости их участников.

2. К имущественным отношениям, основанным на административном или другом властном подчинении одной стороны второй стороне, а также к налоговым, бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, если другое не установлено законом.

Статья 2. Участники гражданских отношений

1. Участниками гражданских отношений являются физические лица и юридические лица (далее — лица).

2. Участниками гражданских отношений являются: государство Украина, Автономная Республика Крым, территориальные общины, иностранные государства и прочие субъекты публичного права.

Статья 3. Общие принципы гражданского законодательства

1. Общими принципами гражданского законодательства являются:

  1. недопустимость своевольного вмешательства в сферу личной жизни человека;
  2. недопустимость лишения права собственности, кроме случаев, установленных Конституцией Украины и законом;
  3. свобода договора;
  4. свобода предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом;
  5. судебная защита гражданских прав и интересов;
  6. справедливость, добросовестность и разумность.

Статья 4. Акты гражданского законодательства Украины

1. Основу гражданского законодательства Украины составляет Конституция Украины.

2. Основным актом гражданского законодательства Украины является Гражданский кодекс Украины.

Актами гражданского законодательства являются также другие законы Украины, которые принимаются согласно Конституции Украины и этого Кодекса (далее — закон).

Если субъект права законодательной инициативы подал в Верховный Совет Украины проект закона, который регулирует гражданские отношения иначе, чем этот Кодекс, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины. Поданый законопроект рассматривается Верховным Советом Украины одновременно с соответствующим проектом закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины.

3. Гражданские отношения могут регулироваться актами Президента Украины в случаях, установленных Конституцией Украины

4. Актами гражданского законодательства являются также постановления Кабинета Министров Украины.

Если постановление Кабинета Министров Украины противоречит положениям этого Кодекса или другому закону, применяются соответствующие положения этого Кодекса или другого закона.

5. Другие органы государственной власти Украины, органы власти Автономной Республики Крым могут выдавать нормативно-правовые акты, которые регулируют гражданские отношения, лишь в случаях и в границах, установленных Конституцией Украины и законом.

6. Гражданские отношения регулируются одинаково на всей территории Украины.

Статья 5. Действие актов гражданского законодательства во времени

1. Акты гражданского законодательства регулируют отношения, которые возникли со дня вступления их в силу.

2. Акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность лица.

3. Если гражданские отношения возникли раньше и регулировались актом гражданского законодательства, утратившего силу, новый акт гражданского законодательства применяется к правам и обязанностям, которые возникли с момента вступления его в силу.

Статья 6. Акты гражданского законодательства и договор

1. Стороны имеют право заключить договор, который не предусмотрен актами гражданского законодательства, но отвечает общим основам гражданского законодательства.

2. Стороны имеют право урегулировать в договоре, который предусмотрен актами гражданского законодательства, свои отношения, которые не урегулированы этими актами.

3. Стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения на собственное усмотрение.

Стороны в договоре не могут отступить от положений актов гражданского законодательства, если в этих актах прямо сказано об этом, а также в случае, если обязательность для сторон положений актов гражданского законодательства вытекает из их содержания или из сути отношений между сторонами.

4. Положение частей первой, второй и третьей этой статьи применяются и к односторонним сделкам.

Статья 7. Обычай

1. Гражданские отношения могут регулироваться обычаем, в частности обычаем делового оборота.

Обычаем является правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но является устоявшимся в определенной сфере гражданских отношений.

Обычай может быть зафиксирован в соответствующем документе.

2. Обычай, который противоречит договору или актам гражданского законодательства, в гражданских отношениях не применяется.

Статья 8. Аналогия

1. Если гражданские отношения не урегулированы этим Кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, они регулируются теми правовыми нормами этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, которые регулируют похожие по смыслу гражданские отношения (аналогия закона).

2. В случае невозможности использовать аналогию закона для регулирования гражданских отношений они регулируются согласно общим основам гражданского законодательства (аналогия права).

Статья 9. Применение Гражданского кодекса Украины к урегулированию отношений в сферах хозяйствования, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям

1. Положения этого Кодекса применяются к урегулированию отношений, которые возникают в сферах использования естественных ресурсов и охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям, если они не урегулированы другими актами законодательства.

2. Законом могут быть предусмотрены особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования.

Статья 10. Международные договора

1. Действующий международный договор, который регулирует гражданские отношения, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, является частью национального гражданского законодательства Украины.

2. Если в действующем международном договоре Украины, составленном в установленном законом порядке, содержатся другие правила, чем установленные соответствующим актом гражданского законодательства, применяются правила соответствующего международного договора Украины.

Стаття 55. Поняття суб’єкта господарювання

Господарський кодекс України (ГКУ)

  • перевірено сьогодні
  • кодекс від 17.06.2018
  • вступив у чинність 16.01.2003

Ст. 55 ГКУ в останній чинній редакції від 19 квітня 2012 року.

Нові не набрали чинності редакції статті відсутні.

Розділ II. Суб’єкти господарювання

Глава 6. Загальні положення

Стаття 55. Поняття суб’єкта господарювання

1. Суб’єктами господарювання визнаються учасники господарських відносин, які здійснюють господарську діяльність, реалізуючи господарську компетенцію (сукупність господарських прав та обов’язків), мають відокремлене майно і несуть відповідальність за своїми зобов’язаннями в межах цього майна, крім випадків, передбачених законодавством.

2. Суб’єктами господарювання є:

1) господарські організації — юридичні особи, створені відповідно до Цивільного кодексу України, державні, комунальні та інші підприємства, створені відповідно до цього Кодексу, а також інші юридичні особи, які здійснюють господарську діяльність та зареєстровані в установленому законом порядку;

2) громадяни України, іноземці та особи без громадянства, які здійснюють господарську діяльність та зареєстровані відповідно до закону як підприємці.

3. Суб’єкти господарювання залежно від кількості працюючих та доходів від будь-якої діяльності за рік можуть належати до суб’єктів малого підприємництва, у тому числі до суб’єктів мікропідприємництва, середнього або великого підприємництва.

Суб’єктами мікропідприємництва є:

фізичні особи, зареєстровані в установленому законом порядку як фізичні особи — підприємці, у яких середня кількість працівників за звітний період (календарний рік) не перевищує 10 осіб та річний дохід від будь-якої діяльності не перевищує суму, еквівалентну 2 мільйонам євро, визначену за середньорічним курсом Національного банку України;

юридичні особи — суб’єкти господарювання будь-якої організаційно-правової форми та форми власності, у яких середня кількість працівників за звітний період (календарний рік) не перевищує 10 осіб та річний дохід від будь-якої діяльності не перевищує суму, еквівалентну 2 мільйонам євро, визначену за середньорічним курсом Національного банку України.

Суб’єктами малого підприємництва є:

фізичні особи, зареєстровані в установленому законом порядку як фізичні особи — підприємці, у яких середня кількість працівників за звітний період (календарний рік) не перевищує 50 осіб та річний дохід від будь-якої діяльності не перевищує суму, еквівалентну 10 мільйонам євро, визначену за середньорічним курсом Національного банку України;

юридичні особи — суб’єкти господарювання будь-якої організаційно-правової форми та форми власності, у яких середня кількість працівників за звітний період (календарний рік) не перевищує 50 осіб та річний дохід від будь-якої діяльності не перевищує суму, еквівалентну 10 мільйонам євро, визначену за середньорічним курсом Національного банку України.

Суб’єктами великого підприємництва є юридичні особи — суб’єкти господарювання будь-якої організаційно-правової форми та форми власності, у яких середня кількість працівників за звітний період (календарний рік) перевищує 250 осіб та річний дохід від будь-якої діяльності перевищує суму, еквівалентну 50 мільйонам євро, визначену за середньорічним курсом Національного банку України.

Інші суб’єкти господарювання належать до суб’єктів середнього підприємництва.

4. Суб’єкти господарювання реалізують свою господарську компетенцію на основі права власності, права господарського відання, права оперативного управління відповідно до визначення цієї компетенції у цьому Кодексі та інших законах.

5. Суб’єкти господарювання — господарські організації, які діють на основі права власності, права господарського відання чи оперативного управління, мають статус юридичної особи, що визначається цивільним законодавством та цим Кодексом.

6. Суб’єкти господарювання, зазначені у пункті першому частини другої цієї статті, мають право відкривати свої філії, представництва, інші відокремлені підрозділи без створення юридичної особи.

Info-Library.com

Глава 55. Дарение ст. 717-730

Статья 717. Договор дарения

1. По договору дарения одна сторона (даритель) передаст или обязуется передать в будущем другой стороне (одаряемому) безвозмездно имущество (дар) в собственность.

2. Договор, который устанавливает обязанность одаряемого совершить в пользу дарителя любое действие имущественного или неимущественного характера, не является договором дарения.

1. Договор дарения опосредует безвозмездную передачу имущества в собственность от одной стороны (дарителя) к другой (одаряемому). В отличие от ГК 1963 г. ГК 2003 г. предполагает, что такой договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Поэтому договор может быть заключен с момента передачи имущества одаряемому (реальный договор) или с момента достижения согласия по всем существенным условиям договора в предусмотренной законом форме. Это вытекает из дефиниции комментируемой статьи, в которой предусмотрено, что даритель передает или обязуется передать в будущем безвозмездно имущество в собственность.

2. Характерной особенностью договора дарения является его безвозмездный характер. То есть по договору дарения отсутствует встречный эквивалент в виде имущества или денежных средств. Поэтому если в договоре установлена обязанность одаряемого совершить в интересах дарителя действия имущественного или неимущественного характера, то такое соглашение нельзя рассматривать как дарение. В то же время в договоре дарения может быть обусловлена обязанность одаряемого совершить определенные общественно полезные действия или совершить действия имущественного характера в интересах третьего лица (например, публичный показ подаренной картины, предоставление права пожизненного пользования частью дома, который является даром и т.п.).

Статья 718. Предмет договора дарения

1. Даром могут быть движимые вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, а также недвижимые вещи.

2. Даром могут быть имущественные права, которыми даритель владеет или которые могут возникнуть у него в будущем.

1. Предметом договора дарения могут быть вещи, деньги, ценные бумаги. При этом даром могут быть как движимые, так и недвижимые вещи. Особенности имеют место лишь при оформлении дарения движимых и недвижимых вещей. Денежные средства в валюте Украины или иностранной валюте также могут быть даром.

Иностранной валютой признаются иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, которые обращаются и являются законным платежным средством на территории соответствующего государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на обращаемые денежные знаки, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, которые находятся на счетах или вносятся в банковские и другие кредитно-финансовые учреждения за пределами Украины.

Валютой Украины признаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, которые обращаются и являются законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на обращаемые денежные знаки, средства на счетах, взносы в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях на территории Украины.

В соответствии с Законом «О ценных бумагах и фондовом рынке» ценными бумагами являются денежные документы, которые удостоверяют право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между выпустившим их лицом и их собственником и предусматривают, как правило, выплату доходов в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, которые вытекают из настоящих документов, другим лицам. Среди видов ценных бумаг по законодательству Украины различают акции, облигации внутренних республиканских и местных займов, облигации предприятий, векселя, казначейские обязательства республики, сберегательные сертификаты, приватизационные бумаги, инвестиционные сертификаты и др.

2. Предметом договора дарения могут быть имущество и права. Последние могут иметь обязательственную и вещную природу. Вещные правоотношения отличаются от обязательственных своим объектом, на который направлена деятельность субъектов. В действующем ГК круг вещных прав значительно расширен по сравнению с ГК ! 963 г. Все они могут быть объектом дарения.

Статья 719. Форма договора дарения

1. Договор дарения предметов личного пользования и бытового назначения может быть заключен устно.

2. Договор дарения недвижимой вещи заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

3. Договор дарения имущественного нрава и договор дарения с обязанностью передать дар в будущем заключается в письменной форме. При несоблюдении письмен ной формы этот договор является ничтожным.

4. Договор дарения движимых вещей, имеющих особую ценность, заключается в письменной форме. Передача такой веши по устному договору правомерна, если суд не установит, что одаряемый завладел ею незаконно.

5. Договор дарения валютных ценностей на сумму, превышающую пятидесятикратный размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

1.Форма сделки — это способ выражения воли участников соглашения. Одним из способов является устная сделка. При такой форме письменный документ не составляется. Характерной особенностью устной сделки является совпадение двух стадий — заключение и выполнение. Устная форма характерна для реального договора дарения. В устной форме заключаются договоры дарения вещей личного пользования и бытового назначения. Критерием отнесения предметов к указанной категории является цель их использования (личное или бытовое), относительно небольшая ценность.

2.Особый порядок предусмотрен для дарения недвижимых вещей. Такие сделки заключаются в письменной форме и удостоверяются нотариально. В этом случае относительно договоров дарения действуют общие требования гражданского законодательства о передаче и оформлении прав собственности на недвижимое имущество. Сделки по поводу приобретения собственности на такое имущество всегда осуществляются в письменной форме с обязательным нотариальным удостоверением. В соответствии с действующим законодательством нотариального удостоверения требуют договоры дарения при участии физического лица.

3.Определенными особенностями обладает передача в дар имущественного права (об имущественных правах см. комментарий к ст. 718 ГК). Специфика предмета договора дарения имущественных прав предопределяет необходимость письменной формы сделки. Аналогичная ситуация складывается в случае, когда заключение договора не совпадает с моментом передачи дара. В этом случае имеет место консенсуальное соглашение. Несоблюдение письменной формы соглашения является основанием для признания его недействительным.

4.Закон отдельно устанавливает требования относительно дарения движимых вещей, которые имеют особую ценность. Такие договоры должны заключаться в