Изменение назначения нежилого помещения в жилом доме

admin

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

В статье анализируются положения действующего жилищного законодательства, посвященные изменению функционального назначения помещений, расположенных в многоквартирных домах. Констатируется, что до настоящего времени указанное действие с помещениями вызывает многочисленные практические затруднения, равно как и иные строительные действия, обычно сопровождающие такую смену (реконструкция, переустройство, перепланировка и т.п.). По результатам проведенного анализа делается вывод о необходимости изменения действующего законодательства в рассмотренной сфере общественных отношений.

Проблема, вынесенная в заглавие настоящей статьи, бесспорно, не нова. Уже давно никого не удивляют появившиеся на месте квартир, расположенных на первых этажах многоквартирных домов, офисы, парикмахерские, магазины со входом «через балкон». В то же время при всей кажущейся неактуальности выбранной проблематики необходимо констатировать, что проблемы, возникающие при изменении функционального назначения помещения в многоквартирном доме, не находят своего решения на уровне как доктрины, так и правоприменительной практики.

Впервые рассматриваемый вопрос получил достаточно подробную регламентацию с принятием нового ЖК РФ. Глава 3 «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» установила условия и порядок осуществления действий по переводу помещения из одной категории в другую, порядок отказа в таком переводе. Тем не менее ряд вопросов остался за пределами правового поля и сегодня вызывает определенные трудности на практике.

Отметим, что ранее действовавший ЖК РСФСР уделял переводу жилых помещений в нежилые несравнимо меньше внимания и содержал всего одну статью, посвященную данному вопросу, не упоминая о переводе нежилых помещений в жилые вовсе. Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые был существенно ограничен: допускался «в исключительных случаях» и осуществлялся по решению уполномоченных органов. Более того, прежнее жилищное законодательство вообще не допускало возможности перевода жилых помещений индивидуального жилищного фонда.

Перед тем как детально рассмотреть интересующее нас понятие — «изменение функционального назначения» помещения, нельзя не обратить внимание в целом на отсутствие определенности в вопросе: а что же из себя представляют действия, связанные с изменением конкретного помещения, понятиями которых оперирует действующее законодательство. Так, отсутствует должная ясность в том, что следует понимать под реконструкцией, переустройством, перепланировкой, переоборудованием и т.п., какие конкретно действия субъектов их образуют.

Анализ судебной практики по делам, связанным с изменением помещений в многоквартирных домах, наглядно демонстрирует, что суды испытывают определенные затруднения в квалификации строительных действий, осуществленных в помещении, зачастую смешивая как сами понятия «реконструкции-перепланировки-переустройства», так и процедуры проведения таких работ.

Так, по одному из дел Н. обратился в суд с иском к администрации о сохранении помещения, расположенного на первом этаже многоквартирного дома, в переустроенном и перепланированном состоянии, что выразилось в пристройке и в последующем оборудовании парикмахерской в данной квартире. Решением Ленинского районного суда г. Омска данное требование удовлетворено. Судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда указанное решение отменено, в удовлетворении иска Н. отказано, поскольку фактически истцом произведены реконструкция и перепланировка жилого помещения, соответственно, для производства переустройства (перепланировки) помещения с присоединением общего имущества должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом, несмотря на правильно занятую областным судом позицию, нельзя не заметить смешение вышестоящим судом (равно как и судом первой инстанции, чей судебный акт отменен) понятий, связанных с изменением объекта недвижимости.

Отметим, что еще в 2008 г. в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 г. высшая судебная инстанция, обращая внимание на данную проблему, отметила, что «реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ», и далее привела нормативно закрепленные определения данных понятий, которые объективно не позволяют их отграничить.

Вернемся к гл. 3 ЖК РФ, регулирующей интересующее нас изменение функционального назначения помещения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое собственник такого помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет пакет документов, сравнимый с пакетом, предоставляемым собственником для осуществления переустройства и (или) перепланировки помещения, где добавляются еще план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения) и поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Таким образом, ЖК РФ императивно закрепил, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и наоборот осуществляется органом местного самоуправления на основании принятого им по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов решения о переводе помещения (ч. ч. 1, 4 ст. 23 ЖК РФ). Как следствие, в отсутствие такого разрешения смена функционального назначения помещения, осуществленная собственником, должна признаваться самовольной.

В доктрине высказано мнение, что в основу перевода жилых помещений в нежилые «положена идея ограничения прав собственника жилого помещения на изменение назначения его использования посредством установления разрешительного порядка». По мнению И.Д. Кузьминой, «установление режима такой несвободы для собственника в отношении принадлежащего ему имущества не оправдано характером действия, которое намерен произвести собственник. На данной стадии он лишь решается отказаться от использования своего жилого помещения по прежнему назначению и не приступает к какой-либо иной деятельности, связанной с использованием этого объекта».

И.Д. Кузьмина обоснованно обращает внимание на то, что для принуждения собственника к продолжению использования жилого помещения для проживания граждан нет никаких правовых средств. Такая позиция в полной мере согласуется и с провозглашенными принципами приоритета частной собственности, недопущения необоснованного ограничения прав собственника, предоставления ему максимально допустимой свободы.

Вместе с тем, как представляется, установление разрешительного порядка изменения функционального назначения помещения обусловлено в первую очередь особой связью конкретного помещения и здания, в котором оно находится, и необходимостью охраны прав и интересов третьих лиц, которые могут быть нарушены в результате такой смены. Нельзя отрицать тот факт, что, например, устройство в соседней квартире магазина, работающего круглосуточно, причиняет определенные неудобства собственникам смежных с таким объектом помещений.

Так, по одному из дел собственник квартиры на первом этаже многоквартирного дома, возражая против удовлетворения требований другого собственника (своего соседа) о признании незаконным решения администрации об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, указывал, что не согласен с таким переводом, поскольку рядом с его квартирой будет находиться офис, в результате пробивки дверного вместо оконного проема будет нарушена конструкция дома, около его окна будет оборудована парковка для автомобилей, все время будет шум, в результате чего будут нарушены его права и законные интересы.

В другом деле собственник квартиры, расположенной уже над переведенной в нежилое помещение квартирой, указывал, что под окном его квартиры обустроена входная группа в магазин «Хозтовары», которая примыкает к несущим конструкциям дома, крыша находится на уровне подоконника, что делает квартиру более доступной для преступного проникновения, кроме того, крыша усиливает шум дождя за окном и задерживает снег, чем созданы дополнительные неудобства, т.е. нарушены его права.

При этом, с одной стороны, ст. 22 ЖК РФ содержит условия, при которых допускается перевод помещения из одной категории в другую (ч. 10 ст. 23 ЖК РФ также содержит общие требования к соблюдению законодательства при использовании помещения после его перевода), а с другой стороны, в случае отмены разрешительного порядка осуществления рассматриваемого действия кто и на каком этапе проконтролирует соблюдение собственником, принявшим соответствующее решение, указанных условий и требований? Можно, конечно, исходить из добросовестности такого собственника, что презюмируется в современном гражданском праве, однако в любом случае говорить об отмене разрешительного порядка смены назначения помещений сегодня явно преждевременно.

Кроме того, следует согласиться и с тем, что любой здравомыслящий собственник не просто так принимает решение о смене функционального назначения помещения, а делает это именно с целью использования последнего по новому назначению. В этой связи перевод помещения из одной категории в другую в подавляющем большинстве случаев осуществляется собственником в совокупности с иными действиями, изменяющими фактические характеристики помещения (переустройство, перепланировка, реконструкция), которые необходимы уже для его использования по новому назначению. Видимо, по этой причине разрешение о переводе жилого помещения в нежилое помещение выступает основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки (ч. 8 ст. 23 ЖК РФ).

Между тем, если для использования жилого помещения в качестве нежилого требуется проведение его реконструкции, что имеет место в большинстве случаев, возникают дополнительные трудности. Поскольку ч. 8 ст. 23 ЖК РФ предусматривает проведение «иных работ» в отношении переводимого помещения, следует ответить на вопрос: необходимо ли в случае перевода помещения, сопровождающегося его реконструкцией, получать еще и разрешение на строительство либо достаточно решения о переводе жилого помещения в нежилое?

Судебно-арбитражная практика исходит из необходимости соблюдения в таких ситуациях требований Градостроительного кодекса РФ к реконструкции объектов капитального строительства, т.е. необходимости получения разрешения на реконструкцию части объекта капитального строительства и в дальнейшем разрешения на ввод объекта в эксплуатацию . При этом вывод судов достаточно категоричен: решение о переводе жилого помещения в нежилое не может являться основанием для реконструкции и заменять собой разрешение на строительство.

Бесспорно, позиция, занимаемая судами, основана на верном толковании норм ЖК РФ и ГрК РФ. В то же время на практике это вызывает дополнительные трудности, связанные со сложностью разграничения понятий «реконструкция», «переустройство», «перепланировка» помещений.

Главные практические сложности состоят в том, что пакет документов, представляемых для получения решения о переводе помещения, решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, разрешения на реконструкцию части объекта капитального строительства, различен. И если в первых двух случаях данные документы фактически идентичны (ч. 2 ст. 23, ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), а потому, видимо, в случае получения решения о переводе помещения и не требуется получение решения о согласовании в отношении такого помещения действий по его переустройству (перепланировке), то в случае получения разрешения на реконструкцию перечень представляемых документов отличается существенно (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

При этом отличается не только пакет документов, но и орган, в который данные документы необходимо представить (ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 26 ЖК РФ и ч. 6 ст. 51 ГрК РФ).

Указанное в совокупности с конкретными практическими ситуациями, описанными выше, свидетельствует о необходимости поиска иного решения рассматриваемой проблемы, отличного от закрепленного в действующем законодательстве. Так, полагаем целесообразным объединить все действия по преобразованию помещений в многоквартирных домах, осуществляемые в разрешительном порядке, в едином разделе ЖК РФ. Предлагаемый единый подход к таким действиям, бесспорно, позволит стабилизировать правоприменительную практику в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Практическое преимущество такого подхода состоит в том, что при переквалификации действий по изменению объекта недвижимости, выявившейся в дальнейшем в ходе осуществления работ (например, в помещении фактически осуществлена реконструкция, а не перепланировка), такие действия не будут автоматически попадать в категорию самовольных.

В свете изложенного положения действующего ЖК РФ относительно переустройства и (или) перепланировки жилых помещений (гл. 4) нуждаются в серьезной переработке и не могут быть ограничены лишь корректировкой указанных понятий, как обычно предлагается в теории.

Необходимо выделить в целом действия по изменению помещений, что будет включать в себя весь комплекс работ, осуществляемых в ходе реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения. Перечень таких работ должен быть единым, разработан на федеральном уровне с применением наук архитектурного и гражданского строительства и не может быть привязан к данным технического паспорта, как указано в ст. 25 ЖК РФ. Соответственно, работы, не поименованные в данном перечне, могут выполняться собственником по своему усмотрению, что в полной мере соответствует содержанию самого «сильного» вещного права — права собственности. Как следствие, о самовольности таких действий не может идти и речи.

В этой связи гл. 4 ЖК РФ должна быть названа: «Изменение жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах». С учетом данного названия и приведенных выводов должно быть скорректировано и содержание данной главы.

Что касается изменения функционального назначения помещения, то для обеспечения гарантий изложенного ст. 22 ЖК РФ также нуждается в редактировании путем указания на то, что «использование переводимого помещения по новому назначению допускается после проведения работ по изменению помещения, обеспечивающих соблюдение условий, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, установленном главой 4 Кодекса».

Соответственно в ст. 23 ЖК РФ понятия «переустройство и (или) перепланировка» целесообразно заменить на «изменение» помещения, что позволит распространить действие изложенного в указанной статье порядка и на случаи перевода помещения, сопровождающегося его реконструкцией, устранив имеющие место на практике затруднения, связанные с разграничением рассматриваемых понятий.

(Бетхер В.А., Невзгодина Е.Л.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2017, N 1)

Изменение назначения нежилого помещения

В назначении помещения в свидетельстве о собственности написано «бытовое обслуживание». Необходимо ли подавать заявление об измене назначения помещения, если собственник хочет сдать его в аренду под кофейню с производством неполного цикла без перепланировки помещения? (т.е. без кухни и без сноса стен и т.п.). В договоре арендатора прописано, что помещение сдается в аренду под кафе. Но собственник не менял назначение.

Ответы юристов (3)

Процедура аренды объектов нежилого фонда представляет собой форму имущественного договора, согласно которому арендодатель (собственник помещения) передает арендатору (нанимателю) объект недвижимости во временное пользование на условиях арендной платы. Чаще всего такие сделки по аренде совершаются между юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями. Порядок аренды помещений нежилого фонда регламентируется ГК РФ, ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с Гражданским кодексом РФ, договор аренды, который заключается на срок менее 12 месяцев, не подлежит государственной регистрации, при этом, соглашение, оформленное более чем на год, в обязательном порядке регистрируется в компетентных органах. Сдаче в аренду подлежат различные сооружения, здания в целом либо отдельные помещения, входящие в нежилой фонд. Аренде не подлежат отдельные элементы помещений (например, подвальное помещение, крыша, лестничный марш и т.д.). Нежилое помещение передается арендатору вместе с документами и ключами, в противном случае договор расторгается на основании отсутствия условий для эксплуатации помещения.

Уточнение клиента

Вы совершенно не ответили на вопрос.

26 Июня 2017, 22:29

Есть вопрос к юристу?

Для изменения функционального назначения нежилого помещения его собственник или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) представляет в администрацию района по месту нахождения нежилого помещения: заявление об изменении функционального назначения нежилого помещения; правоустанавливающие документы на нежилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план нежилого помещения с его техническим описанием, выданный организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию объектов недвижимости; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект реконструкции нежилого помещения в случае, если она требуется для обеспечения использования такого помещения с другим функциональным назначением.

Уточнение клиента

Спасибо. Но вопрос заключался не в том, что нужно сделать. А НУЖНО ЛИ это делать.

26 Июня 2017, 22:30

Целевое назначение нежилого помещения — вид площади, который зафиксирован в документах и определяет возможности использования и может служить ограничением.

Изначально, когда здание строится, на планах этажей в соответствии с экспликацией указывается назначение, которое при пуске в эксплуатацию получает свое целевое предназначение, фигурирующее в документах (на основании проекта).

Соответственно менять целевое назначение необходимо.

Уточнение клиента

в кадастровом реестре назначение указано «нежилое помещение». Виды разрешенного использования: «данные отсутствуют»

26 Июня 2017, 23:03

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

uristinfo.net

§ 1. Перевод помещений

Любое помещение (жилое и нежилое) представляет собой объект недвижимости, входящий в состав зданий и сооружений.

Как уже говорилось ранее, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В первую очередь оно предназначено для проживания граждан. Соответственно, использоваться оно должно в соответствии с назначением (для проживания в нем физических лиц).

При этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Размещение промышленных производств в жилых домах запрещено. В соответствии со ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. То есть для этого необходимо провести смену правового статуса объекта недвижимости.

А перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством (согласно ст. 288 ГК РФ), с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации (согласно ст. 22 ЖК РФ).

Таким образом, изменение функционального назначения помещения, перевод его из группы жилых помещений в группу нежилых влечет изменение его правового статуса и правовых последствий. Например, в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации.

Статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» относит жилые и нежилые помещения к недвижимому имуществу, право на которое, а также сделки с которым подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных законом.

Глава третья ЖК РФ регламентирует перевод жилого помещения в нежилое, а также обратные действия. В указанной главе предусмотрены условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, порядок проведения указанных действий, возможности и последствия отказа в переводе.

Ранее порядок перевода жилых помещений в состав нежилого фонда по инициативе собственника регулировался нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. То есть законодательной основой для осуществления перевода было законодательство региона по данному вопросу.

В настоящее время требования и основания для перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое установлены главой третьей ЖК РФ.

Можно выделить следующие основания для изменения функционального назначения помещения:

1) исключение из жилищного фонда домов и помещений, непригодных для проживания граждан;

2) признание целесообразности изменения функционального назначения переводимых помещений по инициативе собственника.

В ст. 22 ЖК РФ приведен перечень условий, при наличии которых не допускается перевод жилого помещения в нежилое. Исходя из них, можно говорить о следующих требованиях, которые должны быть соблюдены при указанном переводе:

1) в помещение, переводимое из разряда жилых в категорию нежилых, должен быть доступ без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. Или предусмотрен иной вариант — должна иметься техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению;

2) переводимое помещение не должно быть частью жилого помещения, не должно использоваться собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания. Таким образом, в данном помещении не должны быть зарегистрированы и не должны проживать физические лица. Кроме того, по смыслу данной статьи необходимо указать на тот факт, что не может допускаться перевод пригодных для проживания жилых помещений в нежилые, если в результате такого перевода собственник жилого помещения и (или) члены его семьи становятся нуждающимися в получении жилья или улучшении жилищных условий;

3) право собственности на переводимое помещение не должно быть обременено правами третьих лиц (не должен быть заключен договор аренды, оно не должно быть предметом залога и т.д.);

4) перевод жилых помещений в нежилые в многоквартирном доме допускается на первом этаже или на более высоких этажах здания, если одновременно переводятся в нежилой фонд или являются нежилыми помещения, расположенные на этажах здания непосредственно под переводимыми. При этом обязательно устройство отдельного входа в нежилой фонд здания и обеспечение отсутствия доступа в жилой фонд здания посетителям и посторонним лицам.

Для перевода нежилого помещения в жилое установлены другие требования:

1) переводимое нежилое помещение должно соответствовать установленным требованиям (быть пригодным для проживания, т.е. не находиться в ветхом или аварийном состоянии, а также в нем не должно присутствовать вредное воздействие факторов среды обитания);

2) должна иметься возможность обеспечить соответствие такого помещения требованиям, которые содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. В качестве примера можно привести следующие нормы: жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории; несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования; основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом, и т.д.;

3) право собственности на переводимое помещение не должно быть обременено правами третьих лиц (аренда, залог, ипотека и т.д.).

При наличии одного из трех оснований перевод нежилого помещения в жилое не допускается.

В ЖК РФ впервые установлен порядок перевода как жилых помещений в нежилые, так и нежилых в жилые, он содержит положения, которые упорядочивают действия органов, осуществляющих соответствующий перевод помещений, и тех лиц, которые намерены изменить целевое использование принадлежащих им помещений.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Статья 23 ЖК РФ, согласно которой указанные полномочия предоставлены органу местного самоуправления, соответствует ст. 14 ЖК РФ, на основании которой именно к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

Положения ЖК РФ, содержащиеся в ст. 23, упорядочивают действия органа, осуществляющего соответствующий перевод, и тех лиц, которые намерены изменить целевое использование принадлежащих им помещений.

Для дальнейшего перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые собственник переводимого помещения или иное уполномоченное им лицо, действующее по его поручению, оформленному в установленном порядке (далее — заявитель), представляет в орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями, расположенный по месту нахождения переводимого помещения, следующие документы:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Данный перечень является исчерпывающим и содержит все необходимые для перевода помещений документы. Поэтому орган местного самоуправления, который осуществляет соответствующий перевод, не вправе требовать представление иных документов, кроме указанных. Факт подачи документов подтверждается выданной органом местного самоуправления распиской в получении документов, где указаны их список и дата их получения.

Орган местного самоуправления, который занимается изменением целевого назначения помещений, должен рассмотреть соответствующее заявление (а также приложенные к нему необходимые документы) и на основании результатов рассмотрения принять решение о переводе или об отказе в переводе заявленного помещения. Срок принятия решения — не более сорока пяти дней со дня подачи заявления и представления документов.

После принятия соответствующего решения по вопросу перевода помещения (о разрешении перевода или отказе в переводе) орган местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями по переводу помещений, должен в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения, выдать или направить по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, содержащий текст принятого решения. Данный документ является актом, подтверждающим принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством РФ.

Собственники иных помещений, примыкающих к переводимому (соседних), также должны быть информированы о принятии указанного решения. Уведомление им направляется органом, осуществляющим перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю вышеуказанного документа.

Документ, в котором содержится принятое решение по вопросу перевода помещения, подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения согласно присвоенной ему категории (в качестве жилого или нежилого помещения). Исключением является ситуация, когда для использования уже переведенного помещения необходимо проведение его переустройства, перепланировки, выполнение иных работ.

Рассмотрим ситуацию, когда процесс перевода и осуществления перепланировки или переустройства переводимого помещения производится одновременно.

Если возникает необходимость проведения собственником переводимого помещения его переустройства, перепланировки, иных работ в целях обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, принятое органом местного самоуправления решение должно содержать требование об их проведении, а также их перечень. Указанное решение является основанием для их проведения.

Для выполнения переустройства, перепланировки, иных работ необходимы:

1) проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, подготовленный и оформленный в установленном порядке. Он должен быть представлен заявителем при подаче документов для принятия соответствующего решения и входит в перечень обязательных документов;

2) перечень работ, указанных в документе, содержащем решение органа местного самоуправления.

По окончании работ по перепланировке, переустройству, иных ремонтных работ составляется акт приемочной комиссии, которая формируется органом, осуществляющим перевод помещений (орган местного самоуправления). Форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266. Она подлежит применению и в случае проведения перепланировки при соответствующем переводе помещения.

Его подписанием подтверждается факт завершения указанных работ. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Данный документ подтверждает окончание процесса перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Таким образом, документом, подтверждающим окончание процесса перевода помещения и использования его в новом качестве (в случае отсутствия необходимости в проведении работ по переустройству, перепланировке, иных работ), является документ, в котором содержится решение органа местного самоуправления о соответствующем переводе помещения. В случае если возникла необходимость в проведении указанных работ, таким документом, допускающим использование помещения в новом качестве, является акт приемочной комиссии.

После перевода помещения при его использовании в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Ответственные лица обязаны соблюдать все перечисленные требования, применяемые в отношении недвижимости. В противном случае наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 7.22 КоАП РФ.

В ЖК РФ предусмотрены как случаи принятия решения, согласовывающего перевод помещения из одной категории в другую, так и вариант отказа уполномоченного органа местного самоуправления в переводе. Орган местного самоуправления вправе принять обоснованное решение о разрешении соответствующего перевода либо об отказе в переводе.

В ст. 22 ЖК РФ перечислены условия, при нарушении которых перевод не допускается. Статья 24 ЖК РФ, в свою очередь, предусматривает основания для отказа в переводе. Данный перечень не может трактоваться расширительно, иные основания для отказа в переводе ЖК РФ не предусмотрены.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое допускается в случае:

1) если заявитель не представил документы из перечня обязательных документов (ч. 2 ст. 23 ЖК РФ);

2) указанные документы представлены в ненадлежащий орган;

3) если заявителем не соблюдены условия и требования ст. 22 ЖК РФ, являющиеся основаниями для соответствующего перевода помещения;

4) наличия несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В указанном решении, содержащем отказ в переводе, обязательно должны содержаться основания отказа, а также ссылка на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ. В срок не позднее трех дней с момента принятия решения об отказе в переводе помещения оно выдается или направляется заявителю. Указанное решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке с соблюдением процессуального законодательства.

В рамках рассмотрения вопросов смены целевого назначения помещения и перевода его из категории жилых в категорию нежилых помещений несколько слов необходимо сказать о следующем.

Так как право инициировать процесс перевода принадлежит собственнику помещения, им также обладают собственники жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда. От их имени вправе действовать уполномоченные государственные органы или уполномоченные органы местного самоуправления либо управомоченные им лица. Жилые помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда предоставляются определенным ЖК РФ категориям лиц по договорам социального найма. Согласно ст. ст. 85, 87 ЖК РФ указанные лица подлежат выселению из жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма и подлежащих переводу в категорию нежилых. При этом им должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Как изменить назначение дома с нежилого в жилой в СНТ?

Здравствуйте ! Планируем приобрести Дом в СНТ, с целью постоянного проживания. В свидетельстве о государственной регистрации права прописано, что » Вид права: собственность. Объект права: Садовый дом — жилое строение без права регистрации, на садовом участке. Назначение: нежилое с общей площадью 60 кв. м., инв. номера нет, адрес (местонахождение) Лен. область. » Есть выписка с ЕГРН на дом и на землю с кадастровыми номерами. Далее вопрос: Как перевести «назначение» дома с не жилого в жилое (что, куда, сколько) , возможно ли получить прописку в данном случае если не менять «назначение» ? Так как земли находятся в сель. хоз. назначении какие существуют риски после приобретения в собственность, может ли наше государство в дальнейшем претендовать на эти земли ? Данный объект будет являться единственным жильем ! Спасибо за ответ.

Ответы юристов (2)

Как перевести «назначение» дома с не жилого в жилое (что, куда, сколько), возможно ли получить прописку в данном случае если не менять «назначение»? Так как земли находятся в сель. хоз. назначении какие существуют риски после приобретения в собственность, может ли наше государство в дальнейшем претендовать на эти земли ?

Перевести указанное Вами строение с нежилого в жилое возможно в судебном порядке только при условии, если оно пригодно для проживания и расположено в черте населенного пункта. Иначе суд не удовлетворит требование.

Риски такие, что Вам откажут в изменении назначения пользования земельным участком, поскольку это земли сельскохозяйственного назначения и будет противоречить законодательству, регулирующему порядок пользования этой категорией земель. Насчет возможности претендовать на указанные Вами земли государством сказать невозможно. Точнее, можно сказать так: «все возможно» — вдруг понадобится использование этой части земли для государственных нужд (прокладка трассы, газопровода, водопровода, для оборонных нужд и т.д.), А так, просто отобрать землю государство не станет, если не изменится законодательство.

Добрый день, Антон.

Отмечу лишь ту часть вопроса, которая касается регистрации по месту жительства.

Несмотря на то, что в соответствии с Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»: садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); Вы имеете право зарегистрироваться по месту жительства, не переводя земельный участок и статус нежилого помещения — в жилое.

Вам могут отказать регистрирующие органы, тогда Вам в судебном порядке придется оспаривать данных факт. Зарегистрироваться на садовом участке вы имеете право, такой вывод сделал Конституцинный суд.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона „О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“ в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева»:

Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Для того же, чтобы перевести в статус жилого помещения Вам необходимо обратиться в местную администрацию, а в случае отказа — в суд. В суде вам необходимо доказать:

1. Факт проживания (Справка от СНТ, квитанции об оплате коммунальных услуг и взносов членов СНТ)

2. Факт соответствия помещения требованиям к жилому помещению — заказать судебную экспертизу.

Удачи в решении вашего жилищного вопроса!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Изменение целевого назначения недвижимости

Мы живём во время стремительного развития экономики и бизнеса, поэтому нередко встречаем на первых этажах жилых домов магазины и офисные центры. Перевод помещений из жилого в нежилой фонд на сегодняшний день является одной из самых популярных операций с недвижимостью. Практически каждый собственник квартиры нижних этажей неоднократно задумывался о подобном переводе. Чаще всего необходимость вывести квартиру в нежилой фонд возникает, когда владелец решил заняться предпринимательской деятельностью.

Переводить квартиру из жилого фонда в нежилой можно только в случае, если она находится на первом и цокольном этаже или в нижних помещениях зданий, то есть когда есть возможность сделать отдельный вход в помещение со стороны улицы. Правда, законодательством нашей страны запрещено выведение в нежилой фонд квартир многоэтажных домов для промышленной деятельности. Обратным примером подобных переводов является случай, когда технические помещения выводят из нежилого в жилой фонд, который будет предназначен для проживания.

Если вы решили осуществить со своим недвижимым имуществом подобную операцию по переводу, очень важно помнить и о легализации таких действий. Самостоятельно перестраивать помещения категорически запрещается. Подобные действия строго наказываются административными штрафами, а если ваш перевод привел к ущербу для здоровья или имущества кого-то из соседей, то административное наказание тотчас сменится уголовным.

Схема подачи документов на изменение целевого назначения

Чтобы не навлечь на себя штрафные санкции и максимально быстро переоформить недвижимое имущество, свои услуги вашему вниманию предлагает наше предприятие. Опытные юристы оформят доверенность и от вашего лица начнут перевод квартиры или другого помещения из жилого в нежилой фонд. Вся бумажная волокита, которая встречается на пути к легализации перевода недвижимого имущества из одного фонда в другой, вас никак не коснется. Сбор всех документов, а также решение других хлопот мы возьмем на себя.

От вас потребуется только представить документы, такие как паспорт и свидетельство на право владения недвижимостью. Квалифицированные сотрудники самостоятельно разработают градостроительный расчет, получат условия и ограничения в Управлении архитектуры и разработают проект реконструкции объекта. Также самостоятельно без вашего участия наши сотрудники подадут и зарегистрируют декларацию и после заседания комиссии получат соглашения. В конечном итоге наши юристы оформят техпаспорт переведенного помещения. Только после получения нового техпаспорта вы можете оформлять право собственности на реконструированный объект.

Профессиональные юристы легко решат все вопросы

Человеку, который в первый раз столкнулся с подобными бюрократическими операциями, разобраться во всем будет очень непросто. Кроме длинных очередей, в которых придется простоять, потратив кучу времени, если вы неправильно заполните декларацию и она не будет соответствовать действительности, вам могут отказать в переводе, и все ваши старания будут напрасными. Именно поэтому настоятельно рекомендуется доверить подобные дела профессионалам, которые не первый год занимаются подобными операциями с недвижимостью.

За время своего функционирования наша компания собрала в своем штате высококвалифицированных, опытных специалистов, которые хорошо знакомы со всеми процедурами, необходимыми в процессе перевода с нежилого фонда и наоборот. Мы предлагаем полное юридическое сопровождение операций с недвижимостью, начиная с момента подписания договора и до выдачи права собственности на реконструированный объект. Вы обязательно останетесь довольны нашим сотрудничеством, ведь мы предлагаем заказчикам качественные услуги по доступной цене.