Как нужно покупать автомобиль с пробегом

admin

Как купить «правильный» автомобиль с пробегом?

Настал тот момент в жизни, когда Вы приняли решение приобрести себе подержанный автомобиль. Рынок автомобилей с пробегом насыщен транспортом, поэтому важно найти качественный авто, который будет радовать Вас все время его использования. В данной статье мы дадим несколько рекомендаций, которые позволят Вам сделать правильный выбор.

Кузов подержанного автомобиля

Внимательно посмотрите окраску всех элементов кузова — краска не должна отличаться, не должно быть «подтеков». В случае, если автомобиль с пробегом эксплуатировался прежним владельцем несколько лет, то наличие сколов и маленьких царапин на кузове приветствуется, значит автомобиль действительно «ездил». Если небольшие дефекты отсутствуют, то стоит задуматься о покупке автомобиля и внимательно присмотреться к его кузову.

Сделайте фотографию подержанного автомобиля на цифровой фотоаппарат. Хорошую прокраску не всегда можно увидеть невооруженным глазом, зато наверняка фотоаппарат не обманет. На большом разрешении экрана можно детально просмотреть кузов и убедиться в достоверности слов продавца.

Также существует небольшой секрет с помощью магнита. Он хорошо магнититься только к настоящему железу, а места, сильно закрашенные краской или полировкой, будут его отталкивать. Не стесняйтесь провести такую диагностику хотя бы в самых подозрительных местах при покупке авто с пробегом.

Посмотрите на стекла автомобиля. Для серийных автомобилей практически всегда год сборки и год изготовления стекла совпадают.

Внимательно изучите днище автомобиля, поднимите автомобиль на подъемник. Если продавец не соглашается — не рискуйте и постарайтесь выбрать что-нибудь другое.

Двигатель автомобиля

Лучшим способом проверить двигатель бу автомобиля — это отогнать машину в авто мастерскую, где ему проведут платную диагностику, которая позволит определить есть у авто серьезные проблемы с двигателем или нет. Спросите у продавца какое машинное масло он заливает в двигатель автомобиля, как давно и как часто оно менялось. Двигатель автомобиля должен работать ровно, без вибраций и не дымить. Если двигатель подержанного автомобиля чист, то это должно навести вас на мысль, что он мог «поддавливать» масло и продавцу его пришлось вымыть.

Ходовая часть автомобиля бу

Первым делом нужно заглянуть под колесные арки автомобиля и посмотреть на амортизаторы. На них не должно быть течи. Течь свидетельствует о том, что амортизатор вышел из строя и требуется его замена. Все остальные ходовые качества можно проверить только на ходу и только на неровной дороге. Проверьте подержанный автомобиль до покупки — не должно быть никаких стуков и прочих посторонних звуков.

Документы автомобиля

Можете удивляться и не доверять бумагам, но именно они способны рассказать о вашем будущем автомобиле достаточно много. Если у продавца есть сервисная книжка — это настоящая находка для вас. В ней отмечена дата начала обслуживания машины на территории России. Если вам упорно доказывает, что «сильно подержанная тойота» только что приехала из Японии, посмотрите книжку. Возможно, она всего лишь проехала пару километров или заглянула из соседнего города.

Самые последние советы: не верьте продавцу на слово и прикиньтесь «чайником», продавец, наивно полагаясь на ваше неведение, ведет свою игру, вы — свою.

ТОП-10 ошибок при покупке автомобиля с пробегом

Автомобильный Интернет-журнал avtobeginner.ru приводит ТОП-10 ошибок при покупке автомобиля.

1. Неверный выбор

Первым при выборе автомобиля должен стоять вопрос «Зачем я его покупаю?». Для чего вам нужен автомобиль? Для поездки для города или езды на дачу, продолжительных поездок по области или освоения гор? Практически все автомобили имеют свое назначение. Универсалы — перевозка грузов и удовлетворение потребностей большой семьи, бюджетный хэтчбек — езда по городу для женщин или начинающих водителей, седаны — второй автомобиль в семье, джип — экстремальное вождение и т.д. перед покупкой авто напишите на бумаге пожелания к автомобилю и выбирайте согласно списку, а не по внешнему виду и цвету.

2. Покупка без предварительного тест-драйва

Опытные покупатели никогда не покупают автомобиль без предварительной обкатки. Она нужна и для того, чтобы оценить ходовые качества и удобство будущего члена семьи.

3. Незнание проблем модели

Некоторые автомобили только с виду кажутся беспроблемными. Все мы знаем, что поменять зимнюю резину для джипа дорого, найти фару для непопулярных китайцев сложно. Однако, покупая недорогой подержанный Nissan Cube, стоит заранее узнать, найдутся ли в вашем городе запчасти на эту модель.

4. Плохие подсчеты кредита

Некоторые покупатели автомобилей, с радостью поверив рекламе, берут кредиты. Будьте внимательны в цифрах. Большинство банков устанавливают множество дополнительных сборов. И при оформлении кредита вы запросто можете переплатить практически всю стоимость недорогой машины.

5. Безграничное доверие страховщику

Да, если случиться неприятность на дороге, страховщик — ваше всё. Именно он обязан заменить многочисленных юристов, суды и т.д. Однако новички могут столкнуться с завышением цен на услуги. Внимательно прочитайте прайс-листы и пересчитайте смету услуг, перечисленных в договоре. А лучше заранее воспользуйтесь специальными калькуляторами на сайтах компаний.

6. Доверие продавцу

Не стоит доверять продавцу. Не факт, что он хочет обдурить вас, но его цель — продать автомобиль любой ценой. Поэтому чтобы избавиться от сюрпризов, не стоит избегать диагностики. Пара сотен рублей гарантированно сэкономят вам тысячи, если машина с неприятностями.

Ни в коем случае не доверяйте незнакомым перегонщикам. Украсть машину или аванс — это самое малое, что можно сделать при их возможностях. Известны случаи, когда заказанную машину объявляли в розыск уже после передачи владельцу.

8. Низкая цена автомобиля

Жадность может обернуться большими неприятностями. Покупая очень дешевый нерастаможенный автомобиль с пробегом дважды посчитайте стоимость растаможки. Она может превысить заявленную минимум в два раза.

9. Невнимательное оформление

Заполняя доверенности, справки из ГАИ и другие документы не стоит торопиться. Лучше дважды перечитать написанное.

Как купить подержанный автомобиль

На что нужно обратить внимание при выборе и покупке подержанного автомобиля. Возможные риски и ограничения при покупке подержанного автомобиля, пути их минимизации.

Покупка автомобиля это обычно не вложение, как в случае недвижимости, а расход, так как цена на него падает с каждым годом.

Как мы поступаем, имея дело не с предметом инвестиций, а с предметом расходов? Надо утвердить бюджет, то есть понять, сколько денег мы готовы выделить на автомобиль единовременно и сколько тратить на него ежегодно. Иначе может оказаться, что не наш «железный конь» служит нам, а мы служим ему, работая, возвращая долги или отдавая последние деньги за его ремонт.

Почему важно уметь считать?

Покупать автомобиль нужно исходя не из рекламы, а из наших доходов. По моему мнению, правильно выделить на эту покупку бюджет, близкий к 2-3-месячному, в крайнем случае, к полугодовому доходу.

К примеру, миллионеры США, по статистике, не покупают машины дороже 30 тыс. долларов, не гонятся за престижем и воспринимают автомобиль практически по Ильфу и Петрову: не как роскошь, а как средство передвижения. А многие покупают подержанные автомобили. Еще бы! Они ведь удовлетворили свою потребность в признании другими способами.

Итак, вы посчитали, в рамках какого бюджета вы готовы позволить себе автомобиль.

Если в этот бюджет вписывается новая машина вашей мечты, и вы готовы незамедлительно на нее потратиться, не откладывайте этого решения в долгий ящик. Вы получаете «запах нового автомобиля», гарантию, обычно высококлассное обслуживание — в общем все, что нужно, кроме одного: через год ваше авто упадет в цене на 20%, через пять лет — уже на 40%. А расходы предвидятся все равно: вам придется платить и за ТО, и за замену запчастей, износ которых произошел не по гарантийному случаю, а просто — в процессе эксплуатации.

Самое неудачное решение — поддаться на рекламу и купить какую-нибудь новую модель в кредит. Мало того, что за следующие пять лет цена точно так же опустится в цене на 40%: прибавьте к этому инфляцию, проценты по кредиту, обязательное страхование и расходы на автомобиль — и можно считать, что вы решили работать только на него. Ведь к моменту желаемой смены автомобиля при продаже мы обнаружим, что потеряли сумму, близкую к стоимости целого автомобиля.

Цель этой статьи — обозначить возможные риски и ограничения при покупке автомобиля, бывшего в употреблении, а также пути их минимизации.

Сколько стоит «секонд-хэнд»?

Цены на новые автомобили можно узнать у официальных дилеров, рекламу которых вам не придется долго искать. Цены на подержанные машины вы без труда выясните на многочисленных автомобильных рынках, а также в отдельных компаниях, которые рекламируют себя как продавцы подержанных авто. Не забудьте полистать газеты и журналы: «Из рук в руки», «Автомобили и цены» и т.п., где публикуются тематические объявления. Хорошо посмотреть интернет-ресурсы для поиска автомобилей — www.auto.ru и www.irr.ru.

Автомобиль падает в цене в первый год примерно на 20% от стоимости нового; в следующий — примерно на 10% от предыдущей цены; далее этот показатель за четыре года уменьшается до 5%. Получается, что цена старых машин снижается очень ненамного (подтверждение тому можно найти на упомянутых сайтах).

Стоит оговориться: вышеприведенный расчет действителен для автомобиля, бывшего в одних руках, за которым следили, проходили ТО и проездили не более 20-25 тыс. км в год. Если же автомобиль имеет дефекты по кузову, не отремонтированную подвеску или другие неисправности, большой пробег, длинную историю, если он побывал в серьезной аварии и даже был отремонтирован, то он уценивается еще больше. Степень уценки определяется стоимостью восстановления машины; также цена уточняется в зависимости от текущего спроса.

Кроме всего, падение цены автомобиля зависит от марки самого автомобиля. Если автомобиль не очень популярен в России, исходя из спроса, падает и цена предложения.

Отдельно стоит отметить, что более дорогие модификации автомобиля одной и той же марки с годами дешевеют быстрее, приближаясь к базовым ценам. Поэтому часто выгоднее выбирать максимальную комплектацию — чтобы получить, как говорится, максимальный комфорт «за те же деньги».

Выбираем авто

При выборе автомобиля необходимо принять решение о том, нужна ли вам страховка автоКАСКО. Дело в том, что страховые компании в 90% случаев предлагают невыгодные условия для старых автомобилей (от шести-семи лет), а часто просто не берутся их страховать. В этом случае нужно взять на заметку, что автомобиль вам придется продавать, когда ему исполнится шесть-семь лет; таким образом, покупать его следует настолько «молодым», чтобы успеть на нем поездить.

Лучше покупать машину, побывавшую в одних руках и с небольшим пробегом, так как износ автомобиля — это самое важное. Оптимальный пробег — до 100 тыс. км. Такой пробег обычно бывает у автомобилей до пяти лет.

В связи с вышесказанным самой оптимальной и малорискованной покупкой можно назвать покупку 3-5-летнего автомобиля с небольшим пробегом.

При бюджете менее 5 тыс. долларов в любом случае стоит рассчитывать только на автомобили российского производства, если вы опираетесь на вышеприведенную схему. Про отечественные машины ничего утешительного сказать не могу: последние хорошие сборки, по моему мнению, закончились 15 лет назад. Уровень комфортности этих автомобилей минимален, надежности — тоже, риски угона высокие. Единственный плюс: починить можно в любом сервисе. Но зачем покупать автомобиль, заранее имея в виду, что мы будем его чинить?

За цену от 5 до 8 тыс. долларов, а часто и выше, отдельные автолюбители рассматривают праворульные автомобили. О них стоит сказать следующее:

  1. Они дешевле леворульных аналогов (обычно разница составляет от 3 тыс. долларов и выше).
  2. Часто встречаются интересные модели, не имеющие аналогов среди леворульных.
  3. Такие модели более надежны, поскольку собираются в Японии.
  4. Их редко угоняют.
  5. Их сложнее продать по рыночной цене в силу небольшого спроса.
  6. С них сложно пересаживаться на леворульные, так как все наши навыки вождения со временем отрабатываются до автоматизма. При пересаживании за левый руль старые привычки могут дать о себе знать, а изменить их быстро не получится.

Не буду утверждать, что это плохой выбор — наоборот, хороший! Но я лично не имею опыта покупки таких автомобилей. Знаю лишь, что в этом вопросе может помочь популярный ресурс www.drom.ru.

При выборе модели автомобиля можно использовать рейтинги надежности производителей, часто публикуемые в специализированных журналах и Интернете. В них почти всегда лидируют японские модели, и, судя по моему опыту, с полным на то основанием. Но тщательно надо рассматривать рейтинги надежности определенных марок автомобилей, причем не новых, а подержанных. Мне, в частности, помогают отзывы автовладельцев и рейтинги на www.avtomarket.ru.

Если автомобили марки, которая вам понравилась, часто угоняют, то вам придется устанавливать более высокий уровень защиты и помнить, что вы подвергаете свою покупку большему риску. В некоторых случаях без страховки просто не обойтись.

Процесс «охоты»

При поиске подержанного автомобиля рекомендую не останавливаться на одной марке определенного цвета, а просматривать несколько моделей, к примеру, делая запрос на сервере www.auto.ru. Лучше выбрать к рассмотрению несколько моделей, несколько цветов; задать диапазон цен, возраста, пробега автомобиля; указать такие параметры, как наличие кондиционера, автоматической коробки передач и др., просмотреть текущие предложения с учетом этих критериев. Настройтесь на то, что процесс покупки будет длиться целый месяц — тогда больше вероятность, что вы найдете лучшее предложение и, главное, посмотрев пару автомобилей, не примете опрометчивого решения.

Систематизируем риски

При покупке ненового автомобиля есть практически один минус, который определяется одним емким термином — «риски». Риски давайте разделим:

  1. Вам могут предложить угнанную машину.
  2. Автомобиль может быть со скрученным спидометром (т.е. пробег занижен).
  3. Автомобиль может иметь скрытые дефекты от серьезной аварии или быть «утопленником» (т.е. попадал в наводнение).
  4. Автомобиль мог эксплуатироваться не по правилам завода-изготовителя (несвоевременно проводилось ТО, уровень масла в двигателе был ниже нормы и т.д.).
  5. Возможны неисправности двигателя, трансмиссии, подвески, кондиционера и других, более мелких частей.
  6. Есть опасность при передаче денег в процессе покупки.

С рисками обычно поступают так: осознают, оценивают и минимизируют. Именно этим путем мы и пойдем.

Процесс проверки

Важно понять, где был куплен автомобиль. Наша задача — уменьшить риск покупки угнанной машины или с неизвестным прошлым, поэтому нужно постараться найти ту, которая покупалась в России у дилера. Такие автомобили обычно эксплуатируются аккуратно; к ним относятся бережно, как к новой вещи, чтобы не закончилась гарантия, хозяин старается проходить ТО вовремя. Часто через три года гарантия заканчивается или автомобиль просто надоедает владельцу, и он решает его продать. Это самый лучший вариант для покупателя.

Почему не стоит покупать автомобили, пригнанные из США или Канады? Автомобили в этих странах покупают в лизинг, то есть платят не за саму машину, а просто за месяц эксплуатации — фактически за аренду. По понятным причинам, владелец не особенно ухаживает за своим автомобилем, поэтому практически у 80% из них нет сервисной книжки (обычно она пустая или ее просто не показывают). Есть риски, что автомобиль не вовремя проходил ТО и мог эксплуатироваться на износ. Кроме того, достаточно заметна коррозия у машин, на которых ездили в местности, близкой к океану. Очень часто при выставлении автомобиля на аукцион его перекрашивают, притом поверхностно и непрофессионально, а после аукциона скручивают спидометр. К плюсам американских моделей относится только то, что они зачастую дешевле европейских или купленных у российского дилера, притом по VIN (Vehicle Identification Number — идентификационный номер транспортного средства (англ.)) автомобиля можно узнать большую часть его истории и сверить с рассказами владельца, а также с текущим пробегом. Вот неплохой российский ресурс для подобной проверки: www.vinfax.ru.

Очень многие покупают только автомобили, пригнанные из Европы, или даже заказывают их непосредственно в европейских странах. Считается, что такие экземпляры лучше сохранились, поскольку эксплуатировались на европейских дорогах. Бесспорно, тут есть своя логика, но ввиду того, что история автомобиля неизвестна, и проверить ее невозможно, данный выбор более рискован, чем приобретение машины, изначально купленной у российского дилера.

Процесс осмотра и выбора

Выяснив характеристики и историю автомобиля, получив информацию о сервисной книжке и о неисправностях, вы договариваетесь о встрече с продавцом. Лучше просмотреть все варианты, отвечающие вашим запросам.

Прежде всего, важно, чтобы автомобиль понравился вам внешне. При тщательном осмотре обратите внимание, насколько машина соответствует своему пробегу: много ли изъянов лакокрасочного покрытия, есть ли следы коррозии на корпусе, на днище; как выглядит автомобиль внутри: насколько стерты педали, блестит и потерт руль, чист потолок и т.п. Посмотрите, есть ли коррозия под ковриками, к примеру, в багажнике. Не видно ли каких-либо течей внизу автомобиля? Нет ли люфта руля, не слышны ли при езде посторонние звуки, насколько ровно и тихо работает двигатель? Чем комплектуется автомобиль (к примеру, есть ли зимняя «резина»)?

Следующие вопросы: корректно ли заполнена сервисная книжка, разными ли чернилами и почерками, стоит ли печать дилера, равномерен ли в общем и целом пробег по годам?

Наконец, какова цель продажи автомобиля? Верите ли вы продавцу?

Важно проверить документы и номер двигателя, сличить его с номером, выбитым на самом двигателе.

Даже если вам понравилась машина, не спешите с покупкой. Помните, что машину мы решили искать целый месяц; вероятность, что вам сразу встретилось лучшее предложение из всех возможных, крайне невелика. Скорее, вы просто испытали эйфорию, обычную при покупке чего-то нового и долгожданного. А покупать нужно, «держа голову в холоде».

Если вы посмотрели большинство предварительно выбранных автомобилей и остановились на одном из них, следует договориться о его проверке специалистами.

Для начала посетите фирменный сервис, в котором обслуживалась машина, и с разрешения хозяина изучите записи обо всех ремонтных работах, которые с ней выполнялись. Также стоит удостовериться, что пробег не скручен — ведь в фирменном сервисе фиксируют информацию о пробеге при каждом обращении. Если ничего криминального не обнаружите, проверьте некоторые технические детали (это лучше сделать в другом фирменном сервисе, если хотите уменьшить риски). Важно обратить внимание на подвеску, произвести внешний осмотр двигателя, проверить давление масла, коробку передач, кондиционер, компьютер, спросить экспертов, была ли машина битая, что перекрашено. Иногда делают сход-развал — это помогает выявить скрытые последствия серьезных аварий, а также наличие «проржавевших», не отвинчивающихся деталей подвески. Стоит посмотреть на подъемнике коррозию днища. Иногда целесообразно проверить компрессию в цилиндрах. На все эти процедуры вы потратите от 60 до 200 долларов, но такое вложение сильно уменьшит риски.

Если всплыли какие-то критические факты, вы можете остановить проверку на любом этапе. Ну а если все хорошо, вам предстоит дать залог за автомобиль, что подтверждает вашу готовность его купить. Если в дальнейшем вы отказываетесь от покупки, залог остается у продавца. Поэтому правильнее написать расписку, что продавец получил данную сумму в счет покупки автомобиля и обязуется вернуть ее в течение недели, к примеру, если автомобиль он вам не продаст. Но обычно никто не пишет расписки — все делается на доверии.

Важно сказать, что если вы покупаете автомобиль, купленный не у российского дилера, и хотите снять риск покупки краденого, то стоит проверить машину у криминалиста. Один из полезных контактов (для Москвы) на эту тему можно найти на www.autorynok.ru/expkrim.html.

Получив задаток, продавец должен обещать в определенный срок снять автомобиль с учета в своем ГИБДД. Далее вы вместе с продавцом идете в один из комиссионных магазинов, которые обычно в большом количестве находятся около отделений ГИБДД, и оформляете справку-счет.

Обмен деньгами лучше совершать не одному, а в присутствии кого-либо из ваших надежных знакомых. Стоит отъехать от магазина вместе с продавцом и уже где-то в другом, людном месте передать деньги в обмен на справку-счет и документы на машину (ПТС и обычно временные номера).

Страхование

После покупки нужно оформить ОСАГО на ваш автомобиль. Вы можете доплатить небольшую сумму страховой компании, чтобы увеличить страховую выплату примерно вдвое.

Регистрация

Оформить автомобиль в ГИБДД уже легче, чем несколько лет назад. Есть «две тайны» (по крайней мере, на момент написания статьи): ГИБДД раньше не работала в понедельник, а теперь работает, но многие не знают об этом; кроме того, в ГИБДД возможна предварительная запись, которая позволит не стоять в очереди целый день.

Следующий шаг — прохождение ТО. Для удачного исхода этой процедуры важно иметь или исправный автомобиль, или «много денег». Поскольку исправность автомобиля так или иначе в ваших интересах, к последнему варианту лучше не прибегать.

Дополнительные вложения

После покупки автомобиля установите, если их еще нет, сигнализацию, иммобилайзер и механические защитные устройства. Серьезность защиты определяется привлекательностью марки вашей машины для угонщиков и условиями постоянной парковки.

При необходимости произведите антикоррозийную обработку днища и скрытых полостей кузова. Важно заменить основные жидкости в автомобиле. Полезно пройти полное ТО.

Обслуживание

При обслуживании рекомендую пользоваться фирменным сервисом для устранения серьезных поломок; по вопросам ремонта подвески и устранения других мелких неисправностей можно обращаться в сервисы с нормо-часом от 15 до 25 долларов (в противовес 40-60 евро — в фирменном центре).

На приобретении запчастей тоже можно сэкономить. Их стоимость в интернет-магазинах, наподобие www.exist.ru, зачастую вдвое ниже, чем в фирменном сервисе. Бывают и «развалы», на которых можно приобрести подержанные детали в отличном состоянии по бросовым ценам.

Если вы будете тщательно выбирать автомобиль и торговаться при покупке, не исключено даже, что через годик-другой вы сможете продать его не дешевле, чем покупали.

И это приятно, так как деньги надо беречь для инвестирования!

Как правильно купить б/у автомобиль по объявлению

Эксперты назвали 5 главных правил

Покупая подержанный автомобиль «с рук», всегда надо быть готовым к тому, что неприятные сюрпризы на вторичном рынке встречаются сплошь и рядом. И чтобы не стать обладателем «кота в мешке» или не нарваться на «кидал», следует соблюдать некоторые правила, особенно если речь идет о самом популярном способе покупки – по объявлению, передает Autodriving.

Прежде всего, изучая любое объявление о продаже авто с пробегом, не стоит серьезно относится к сообщениям о том, что он хранился исключительно в гараже и эксплуатировался только летом. Эти аргументы могут позволить себе почти все продавцы, потому как проверить заявленное ими по сути нельзя, а на доверчивую натуру подобные «заманухи» иногда действуют. Не стоит также верить фотографиям: не факт, что изображенный автомобиль – именно тот, что предлагается. И самое важное: следует всегда учитывать, что выбранное объявление может быть опубликовано посредником, дилером или профессиональным «перегонщиком».

Телефонный разговор

Первый шаг после того, как покупатель выбрал подходящий вариант – звонок продавцу. Предварительно лучше обдумать разговор и подготовить список вопросов, цель которых – прояснить первичную картину о состоянии машины. Уже при встрече и ее осмотре останется только тщательно сверить информацию, полученную по телефону.

Прежде всего следует узнать, является ли ПТС дубликатом. Если у оригинала этого документа истек срок, пусть владелец привезет его на первичный осмотр (обычно оригинал сохраняют). Подробнее об этом читайте ниже отдельный раздел.

Далее следует выяснить причину продажи; количество владельцев; местность, где эксплуатировалась машина; присутствуют ли вмятины, царапины или коррозия; наличие текущих технических неисправностей; подробности об аварийном прошлом; информацию о наличии капремонта двигателя или о замене крупных узлов или агрегатов (коробка передач, генератор, амортизаторы, и т.д.). Так же следует обязательно попросить, чтобы при встрече чистыми были не только кузов и салон автомобиля, но и подкапотное пространство.

Встреча

Отправляясь на встречу, на всякий случай возьмите с собой одного или несколько знакомых. Даже если они не разбираются в автомобилях, это стоит сделать в целях элементарной безопасности. Однако даже при наличии самых сильных телохранителей, на первичный осмотр не следует брать с собой деньги. И ни в коем случае нельзя проверять машину в мастерской, рекомендованной продавцом, а только в сервисе с проверенными мастерами, которые могут провести максимально объективную диагностику. Что касается сервисной книжки, то ее можно легко подделать, и это тоже нельзя упускать из виду.

ПТС

Прежде всего, по Паспорту транспортного средства следует сличить VIN-номер машины и, по возможности, номер двигателя. Если в разделе документа «Особые отметки» указано, что ПТС является дубликатом, то следует иметь в виду – большинство фактов мошенничества случалось при наличии дубликата. Самый распространенный вариант, это когда оригинал документа покоится в банке-кредиторе, потому что машина «висит» в залоге. Даже отсутствие ее в базе залоговых авто не будет гарантировать юридическую чистоту транспортного средства при отсутствие оригинала ПТС. Если в нем стоит отметка «выдано в связи с испорченным документом», то владелец может предъявить старый оригинал, так как многие добросовестные автолюбители, которым нечего скрывать, его сохраняют. В этом случае подозрения могут быть развеяны, в остальных – риск велик.

Пробег

Скрученный счетчик может распознать профессиональный механик, который к тому же рассчитает средний километраж пробега по второстепенным факторам – году выпуска, состоянию кузова и технической начинке, работе подвески, мотора и трансмиссии.

О возрасте автомобиля может свидетельствовать протертая поверхность на ободе руля, промятые подушки сидений, изношенный и деформированный пластик панелей и порогов, пятна и разводы на тканевой обивке и даже ремни безопасности со слабой фиксацией и недостаточной инерцией.

Реже всего в автомобиле меняется крышка бензобака, так что ее внешнее состояние может свидетельствовать о реальном пробеге. В этом смысле существует ряд особенностей и секретов, присущих той или иной модели, по которым можно судить о возрасте автомобиля. Такими хитростями при желании может поделиться опытный мастер сервиса, который специализируется на машинах выбранной марки.

Торг

Одно из главных преимуществ покупки автомобиля у частника – возможность торга. Ведь продавец в силу определенных обстоятельств может произвольно снижать стоимость, но с другой стороны, мало кто упустит возможность накинуть лишний рубль, поэтому процесс торга – вопрос психологии. Хотя практика показывает, что в восьми из десяти случаев от объявленной цены можно сразу отнимать 10%. Кроме того, каждый покупатель (как и продавец) должен знать, что по статистике после первого года эксплуатации машина теряет в среднем около 20% от первоначальной цены, за второй год — еще 15%, и за каждый следующий – по 10%.

Как купить подержанный автомобиль

На что нужно обратить внимание при выборе и покупке подержанного автомобиля. Возможные риски и ограничения при покупке подержанного автомобиля, пути их минимизации.

Покупка автомобиля это обычно не вложение, как в случае недвижимости, а расход, так как цена на него падает с каждым годом.

Как мы поступаем, имея дело не с предметом инвестиций, а с предметом расходов? Надо утвердить бюджет, то есть понять, сколько денег мы готовы выделить на автомобиль единовременно и сколько тратить на него ежегодно. Иначе может оказаться, что не наш «железный конь» служит нам, а мы служим ему, работая, возвращая долги или отдавая последние деньги за его ремонт.

Почему важно уметь считать?

Покупать автомобиль нужно исходя не из рекламы, а из наших доходов. По моему мнению, правильно выделить на эту покупку бюджет, близкий к 2-3-месячному, в крайнем случае, к полугодовому доходу.

К примеру, миллионеры США, по статистике, не покупают машины дороже 30 тыс. долларов, не гонятся за престижем и воспринимают автомобиль практически по Ильфу и Петрову: не как роскошь, а как средство передвижения. А многие покупают подержанные автомобили. Еще бы! Они ведь удовлетворили свою потребность в признании другими способами.

Итак, вы посчитали, в рамках какого бюджета вы готовы позволить себе автомобиль.

Если в этот бюджет вписывается новая машина вашей мечты, и вы готовы незамедлительно на нее потратиться, не откладывайте этого решения в долгий ящик. Вы получаете «запах нового автомобиля», гарантию, обычно высококлассное обслуживание — в общем все, что нужно, кроме одного: через год ваше авто упадет в цене на 20%, через пять лет — уже на 40%. А расходы предвидятся все равно: вам придется платить и за ТО, и за замену запчастей, износ которых произошел не по гарантийному случаю, а просто — в процессе эксплуатации.

Самое неудачное решение — поддаться на рекламу и купить какую-нибудь новую модель в кредит. Мало того, что за следующие пять лет цена точно так же опустится в цене на 40%: прибавьте к этому инфляцию, проценты по кредиту, обязательное страхование и расходы на автомобиль — и можно считать, что вы решили работать только на него. Ведь к моменту желаемой смены автомобиля при продаже мы обнаружим, что потеряли сумму, близкую к стоимости целого автомобиля.

Цель этой статьи — обозначить возможные риски и ограничения при покупке автомобиля, бывшего в употреблении, а также пути их минимизации.

Сколько стоит «секонд-хэнд»?

Цены на новые автомобили можно узнать у официальных дилеров, рекламу которых вам не придется долго искать. Цены на подержанные машины вы без труда выясните на многочисленных автомобильных рынках, а также в отдельных компаниях, которые рекламируют себя как продавцы подержанных авто. Не забудьте полистать газеты и журналы: «Из рук в руки», «Автомобили и цены» и т.п., где публикуются тематические объявления. Хорошо посмотреть интернет-ресурсы для поиска автомобилей — www.auto.ru и www.irr.ru.

Автомобиль падает в цене в первый год примерно на 20% от стоимости нового; в следующий — примерно на 10% от предыдущей цены; далее этот показатель за четыре года уменьшается до 5%. Получается, что цена старых машин снижается очень ненамного (подтверждение тому можно найти на упомянутых сайтах).

Стоит оговориться: вышеприведенный расчет действителен для автомобиля, бывшего в одних руках, за которым следили, проходили ТО и проездили не более 20-25 тыс. км в год. Если же автомобиль имеет дефекты по кузову, не отремонтированную подвеску или другие неисправности, большой пробег, длинную историю, если он побывал в серьезной аварии и даже был отремонтирован, то он уценивается еще больше. Степень уценки определяется стоимостью восстановления машины; также цена уточняется в зависимости от текущего спроса.

Кроме всего, падение цены автомобиля зависит от марки самого автомобиля. Если автомобиль не очень популярен в России, исходя из спроса, падает и цена предложения.

Отдельно стоит отметить, что более дорогие модификации автомобиля одной и той же марки с годами дешевеют быстрее, приближаясь к базовым ценам. Поэтому часто выгоднее выбирать максимальную комплектацию — чтобы получить, как говорится, максимальный комфорт «за те же деньги».

Выбираем авто

При выборе автомобиля необходимо принять решение о том, нужна ли вам страховка автоКАСКО. Дело в том, что страховые компании в 90% случаев предлагают невыгодные условия для старых автомобилей (от шести-семи лет), а часто просто не берутся их страховать. В этом случае нужно взять на заметку, что автомобиль вам придется продавать, когда ему исполнится шесть-семь лет; таким образом, покупать его следует настолько «молодым», чтобы успеть на нем поездить.

Лучше покупать машину, побывавшую в одних руках и с небольшим пробегом, так как износ автомобиля — это самое важное. Оптимальный пробег — до 100 тыс. км. Такой пробег обычно бывает у автомобилей до пяти лет.

В связи с вышесказанным самой оптимальной и малорискованной покупкой можно назвать покупку 3-5-летнего автомобиля с небольшим пробегом.

При бюджете менее 5 тыс. долларов в любом случае стоит рассчитывать только на автомобили российского производства, если вы опираетесь на вышеприведенную схему. Про отечественные машины ничего утешительного сказать не могу: последние хорошие сборки, по моему мнению, закончились 15 лет назад. Уровень комфортности этих автомобилей минимален, надежности — тоже, риски угона высокие. Единственный плюс: починить можно в любом сервисе. Но зачем покупать автомобиль, заранее имея в виду, что мы будем его чинить?

За цену от 5 до 8 тыс. долларов, а часто и выше, отдельные автолюбители рассматривают праворульные автомобили. О них стоит сказать следующее:

  1. Они дешевле леворульных аналогов (обычно разница составляет от 3 тыс. долларов и выше).
  2. Часто встречаются интересные модели, не имеющие аналогов среди леворульных.
  3. Такие модели более надежны, поскольку собираются в Японии.
  4. Их редко угоняют.
  5. Их сложнее продать по рыночной цене в силу небольшого спроса.
  6. С них сложно пересаживаться на леворульные, так как все наши навыки вождения со временем отрабатываются до автоматизма. При пересаживании за левый руль старые привычки могут дать о себе знать, а изменить их быстро не получится.

Не буду утверждать, что это плохой выбор — наоборот, хороший! Но я лично не имею опыта покупки таких автомобилей. Знаю лишь, что в этом вопросе может помочь популярный ресурс www.drom.ru.

При выборе модели автомобиля можно использовать рейтинги надежности производителей, часто публикуемые в специализированных журналах и Интернете. В них почти всегда лидируют японские модели, и, судя по моему опыту, с полным на то основанием. Но тщательно надо рассматривать рейтинги надежности определенных марок автомобилей, причем не новых, а подержанных. Мне, в частности, помогают отзывы автовладельцев и рейтинги на www.avtomarket.ru.

Если автомобили марки, которая вам понравилась, часто угоняют, то вам придется устанавливать более высокий уровень защиты и помнить, что вы подвергаете свою покупку большему риску. В некоторых случаях без страховки просто не обойтись.

Процесс «охоты»

При поиске подержанного автомобиля рекомендую не останавливаться на одной марке определенного цвета, а просматривать несколько моделей, к примеру, делая запрос на сервере www.auto.ru. Лучше выбрать к рассмотрению несколько моделей, несколько цветов; задать диапазон цен, возраста, пробега автомобиля; указать такие параметры, как наличие кондиционера, автоматической коробки передач и др., просмотреть текущие предложения с учетом этих критериев. Настройтесь на то, что процесс покупки будет длиться целый месяц — тогда больше вероятность, что вы найдете лучшее предложение и, главное, посмотрев пару автомобилей, не примете опрометчивого решения.

Систематизируем риски

При покупке ненового автомобиля есть практически один минус, который определяется одним емким термином — «риски». Риски давайте разделим:

  1. Вам могут предложить угнанную машину.
  2. Автомобиль может быть со скрученным спидометром (т.е. пробег занижен).
  3. Автомобиль может иметь скрытые дефекты от серьезной аварии или быть «утопленником» (т.е. попадал в наводнение).
  4. Автомобиль мог эксплуатироваться не по правилам завода-изготовителя (несвоевременно проводилось ТО, уровень масла в двигателе был ниже нормы и т.д.).
  5. Возможны неисправности двигателя, трансмиссии, подвески, кондиционера и других, более мелких частей.
  6. Есть опасность при передаче денег в процессе покупки.

С рисками обычно поступают так: осознают, оценивают и минимизируют. Именно этим путем мы и пойдем.

Процесс проверки

Важно понять, где был куплен автомобиль. Наша задача — уменьшить риск покупки угнанной машины или с неизвестным прошлым, поэтому нужно постараться найти ту, которая покупалась в России у дилера. Такие автомобили обычно эксплуатируются аккуратно; к ним относятся бережно, как к новой вещи, чтобы не закончилась гарантия, хозяин старается проходить ТО вовремя. Часто через три года гарантия заканчивается или автомобиль просто надоедает владельцу, и он решает его продать. Это самый лучший вариант для покупателя.

Почему не стоит покупать автомобили, пригнанные из США или Канады? Автомобили в этих странах покупают в лизинг, то есть платят не за саму машину, а просто за месяц эксплуатации — фактически за аренду. По понятным причинам, владелец не особенно ухаживает за своим автомобилем, поэтому практически у 80% из них нет сервисной книжки (обычно она пустая или ее просто не показывают). Есть риски, что автомобиль не вовремя проходил ТО и мог эксплуатироваться на износ. Кроме того, достаточно заметна коррозия у машин, на которых ездили в местности, близкой к океану. Очень часто при выставлении автомобиля на аукцион его перекрашивают, притом поверхностно и непрофессионально, а после аукциона скручивают спидометр. К плюсам американских моделей относится только то, что они зачастую дешевле европейских или купленных у российского дилера, притом по VIN (Vehicle Identification Number — идентификационный номер транспортного средства (англ.)) автомобиля можно узнать большую часть его истории и сверить с рассказами владельца, а также с текущим пробегом. Вот неплохой российский ресурс для подобной проверки: www.vinfax.ru.

Очень многие покупают только автомобили, пригнанные из Европы, или даже заказывают их непосредственно в европейских странах. Считается, что такие экземпляры лучше сохранились, поскольку эксплуатировались на европейских дорогах. Бесспорно, тут есть своя логика, но ввиду того, что история автомобиля неизвестна, и проверить ее невозможно, данный выбор более рискован, чем приобретение машины, изначально купленной у российского дилера.

Процесс осмотра и выбора

Выяснив характеристики и историю автомобиля, получив информацию о сервисной книжке и о неисправностях, вы договариваетесь о встрече с продавцом. Лучше просмотреть все варианты, отвечающие вашим запросам.

Прежде всего, важно, чтобы автомобиль понравился вам внешне. При тщательном осмотре обратите внимание, насколько машина соответствует своему пробегу: много ли изъянов лакокрасочного покрытия, есть ли следы коррозии на корпусе, на днище; как выглядит автомобиль внутри: насколько стерты педали, блестит и потерт руль, чист потолок и т.п. Посмотрите, есть ли коррозия под ковриками, к примеру, в багажнике. Не видно ли каких-либо течей внизу автомобиля? Нет ли люфта руля, не слышны ли при езде посторонние звуки, насколько ровно и тихо работает двигатель? Чем комплектуется автомобиль (к примеру, есть ли зимняя «резина»)?

Следующие вопросы: корректно ли заполнена сервисная книжка, разными ли чернилами и почерками, стоит ли печать дилера, равномерен ли в общем и целом пробег по годам?

Наконец, какова цель продажи автомобиля? Верите ли вы продавцу?

Важно проверить документы и номер двигателя, сличить его с номером, выбитым на самом двигателе.

Даже если вам понравилась машина, не спешите с покупкой. Помните, что машину мы решили искать целый месяц; вероятность, что вам сразу встретилось лучшее предложение из всех возможных, крайне невелика. Скорее, вы просто испытали эйфорию, обычную при покупке чего-то нового и долгожданного. А покупать нужно, «держа голову в холоде».

Если вы посмотрели большинство предварительно выбранных автомобилей и остановились на одном из них, следует договориться о его проверке специалистами.

Для начала посетите фирменный сервис, в котором обслуживалась машина, и с разрешения хозяина изучите записи обо всех ремонтных работах, которые с ней выполнялись. Также стоит удостовериться, что пробег не скручен — ведь в фирменном сервисе фиксируют информацию о пробеге при каждом обращении. Если ничего криминального не обнаружите, проверьте некоторые технические детали (это лучше сделать в другом фирменном сервисе, если хотите уменьшить риски). Важно обратить внимание на подвеску, произвести внешний осмотр двигателя, проверить давление масла, коробку передач, кондиционер, компьютер, спросить экспертов, была ли машина битая, что перекрашено. Иногда делают сход-развал — это помогает выявить скрытые последствия серьезных аварий, а также наличие «проржавевших», не отвинчивающихся деталей подвески. Стоит посмотреть на подъемнике коррозию днища. Иногда целесообразно проверить компрессию в цилиндрах. На все эти процедуры вы потратите от 60 до 200 долларов, но такое вложение сильно уменьшит риски.

Если всплыли какие-то критические факты, вы можете остановить проверку на любом этапе. Ну а если все хорошо, вам предстоит дать залог за автомобиль, что подтверждает вашу готовность его купить. Если в дальнейшем вы отказываетесь от покупки, залог остается у продавца. Поэтому правильнее написать расписку, что продавец получил данную сумму в счет покупки автомобиля и обязуется вернуть ее в течение недели, к примеру, если автомобиль он вам не продаст. Но обычно никто не пишет расписки — все делается на доверии.

Важно сказать, что если вы покупаете автомобиль, купленный не у российского дилера, и хотите снять риск покупки краденого, то стоит проверить машину у криминалиста. Один из полезных контактов (для Москвы) на эту тему можно найти на www.autorynok.ru/expkrim.html.

Получив задаток, продавец должен обещать в определенный срок снять автомобиль с учета в своем ГИБДД. Далее вы вместе с продавцом идете в один из комиссионных магазинов, которые обычно в большом количестве находятся около отделений ГИБДД, и оформляете справку-счет.

Обмен деньгами лучше совершать не одному, а в присутствии кого-либо из ваших надежных знакомых. Стоит отъехать от магазина вместе с продавцом и уже где-то в другом, людном месте передать деньги в обмен на справку-счет и документы на машину (ПТС и обычно временные номера).

Страхование

После покупки нужно оформить ОСАГО на ваш автомобиль. Вы можете доплатить небольшую сумму страховой компании, чтобы увеличить страховую выплату примерно вдвое.

Регистрация

Оформить автомобиль в ГИБДД уже легче, чем несколько лет назад. Есть «две тайны» (по крайней мере, на момент написания статьи): ГИБДД раньше не работала в понедельник, а теперь работает, но многие не знают об этом; кроме того, в ГИБДД возможна предварительная запись, которая позволит не стоять в очереди целый день.

Следующий шаг — прохождение ТО. Для удачного исхода этой процедуры важно иметь или исправный автомобиль, или «много денег». Поскольку исправность автомобиля так или иначе в ваших интересах, к последнему варианту лучше не прибегать.

Дополнительные вложения

После покупки автомобиля установите, если их еще нет, сигнализацию, иммобилайзер и механические защитные устройства. Серьезность защиты определяется привлекательностью марки вашей машины для угонщиков и условиями постоянной парковки.

При необходимости произведите антикоррозийную обработку днища и скрытых полостей кузова. Важно заменить основные жидкости в автомобиле. Полезно пройти полное ТО.

Обслуживание

При обслуживании рекомендую пользоваться фирменным сервисом для устранения серьезных поломок; по вопросам ремонта подвески и устранения других мелких неисправностей можно обращаться в сервисы с нормо-часом от 15 до 25 долларов (в противовес 40-60 евро — в фирменном центре).

На приобретении запчастей тоже можно сэкономить. Их стоимость в интернет-магазинах, наподобие www.exist.ru, зачастую вдвое ниже, чем в фирменном сервисе. Бывают и «развалы», на которых можно приобрести подержанные детали в отличном состоянии по бросовым ценам.

Если вы будете тщательно выбирать автомобиль и торговаться при покупке, не исключено даже, что через годик-другой вы сможете продать его не дешевле, чем покупали.

И это приятно, так как деньги надо беречь для инвестирования!