Как заключить договор на поставку электроэнергии в снт

admin

О заключении договора с членом СНТ о поставки электроэнергии напрямую

Отказ энергопоставщика о заключении договора с членом СНТ о поставки электроэнергии напрямую противоречит действующим нормам права на основании разъяснения ФАС РФ «По вопросу заключения договора энергоснабжения с членами СНТ».

Так, порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее

— Правила розничных рынков электрической энергии).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Пункт 61 Правил розничных рынков содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения:

1) отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

2) нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В соответствии с пунктом 62 Правил розничных рынков для заключения договора энергоснабжения заявитель направляет гарантирующему поставщику документы, подтверждающие выполнение необходимых для заключения указанного договора условий (далее — Условия):

1) присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке;

2) обеспечение учета электрической энергии;

3) надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

При этом в соответствии со вторым абзацем пункта 62 Правил розничных рынков, при обращении потребителей физических лиц — членов садоводческих некоммерческих товариществ (далее — СНТ) к гарантирующему поставщику для заключения прямого договора энергоснабжения, в случае когда представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения Условий или у гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение Условий проверяется гарантирующим поставщиком самостоятельно.

Учитывая положения части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, потребитель вправе обратиться в СНТ или сетевую организацию, для получения документов, подтверждающих:

1) технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям СНТ или сетевой организации;

2) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В случае нарушения СНТ или сетевой организацией обязанности по предоставлению указанных документов, гарантирующий поставщик не вправе отказать потребителю в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 88 Правил розничных рынков Собственники жилых домов (коими могут являться члены СНТ) вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии и жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в электроснабжении.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 части 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ член СНТ обязан:

— выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;

— соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Таким образом, если решение о заключении договора энергоснабженияСНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) и СНТ.

В случае если подобное решение не принималось, член СНТ вправе заключить прямой договор энергоснабжения непосредственно с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Юридический форум для землевладельцев и садоводов

Внимание! Мнение пользователей форума не всегда совпадает с мнением юристов ЦППРС

Для того чтобы задать вопрос необходимо зарегистрироваться

[FONT=Times] КАК САДОВОДАМ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КАБАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Электроснабжение садоводов в настоящее время в большинстве случаев осуществляется на кабальных условиях для применения которых нет ни малейших правовых оснований . Это стало возможно по двум причинам : во –первых, отсутствует должный контроль государственных федеральных и региональных органов , во – вторых , этому способствует низкая юридическая осведомленность садоводов и неспособность объединений садоводов всех уровней от СНТ до региональных союзов и союза садоводов России обеспечить защиту прав садоводов данного вида.
Законами РФ , Постановлениями Правительства РФ установлены совершенно иные условия электроснабжения граждан , чем те которые энергосбытовые организации навязывают садоводам путем некоторых уловок мошеннического плана.
Основные правовые нормы электроснабжения граждан в настоящее время сводятся к следующему:
— каждый гражданин имеет право оплачивать электроэнергию непосредственно на расчетный счет продавца ( гарантирующего поставщика), который должен доставить эту энергию до электрохозяйства гражданина;
— с учетом особенностей электроэнергии как товара электрохозяйство гражданина должно быть соединено проводами с распределительной электрической сетью ( иметь технологическое присоединение ) , иначе товар невозможно доставить, а продавцами должны быть гарантирующие поставщики, за которыми закреплена данная территория( именно в границах закрепленной территории гарантирующий поставщик организует доставку энергии , заключая как посредник соответствующий договор с владельцами сетей по которым передается энергия)
— Гражданским кодексом РФ 1995 года договор энергоснабжения (купли-продажи и доставки электроэнергии) отнесен к категории публичных договоров (ст 426 ГК РФ). Это означает, что при соблюдении упомянутых выше условий, гарантирующий поставщик не вправе отказать гражданину в заключении договора. Кроме того, в качестве продавца энергии может выступать только коммерческая организация, это означает , что СНТ со статусом некоммерческой организации просто не вправе продавать энергию гражданам-садоводам ни при каких условиях. Нарушение этой нормы является одной из основных уловок и составляющей кабальных условий электроснабжения садоводов.
— С сентября 2006 года отношения между гражданином и гарантирующим поставщиком по договору энергоснабжения регулируются основным и единственно допустимым подзаконным нормативным актом , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года , а именно Правилами функционирования розничных рынков…(ПФРР). Данным актом установлено, что договор может заключаться как в письменной форме в порядке описанном в пункте 62 ПФРР, а также путем совершения гражданином конклюдентных действий , т.е. действий, свидетельствующих о намерении гражданина заключить договор. В качестве таких действий пункт 64 ПФРР называет первую оплату за электроэнергию, произведенную гражданином на расчетный счет гарантирующего поставщика.
При этом и в том и в другом случае ПФРР не наделяет гарантирующего поставщика правом требовать от гражданина каких-либо документов , справок, актов , в том числе и подтверждающих наличие технологического присоединения. ПФРР предоставили возможность гарантирующему поставщику перед подписанием именно письменного договора самостоятельно убедится в том , что технологическое присоединение имеется , т.е. договор выполним. В случае заключения договора односторонними конклюдентными действиями гражданина в виде оплаты энергии , факт оплаты означает что энергия гражданином получена , проблемы доставки не существует как и проблемы отсутствия технологического присоединения. Кроме того, гарантирующий поставщик ничего не подписывает и никаких рисков на себя не принимает.
— поставка электроэнергии гражданину осуществляется по тарифам ,установленным региональным государственным органом тарифного регулирования . При этом гражданину предоставлено право выбора вида тарифа (одноставочный , двух или трехставочный по зонам суток). Условия ,на которых сегодня осуществляется электроснабжение садоводов, фактически лишает их этого права так как применяемая гарантирующими поставщиками схема расчетов по « общему счетчику» садоводческого поселения создает чисто технические и непреодолимые препятствия для электроснабжения садоводов по разным тарифным планам.
— на протяжении 20 лет Правительством РФ издавались несколько постановлений, в соответствии с которыми все граждане как потребители электроэнергии распределены на три тарифные категории (группы) в зависимости от возможности использования ими газа как наиболее дешевого энергоносителя: проживающие в городских газифицированных квартирах, проживающие в городских квартирах без газа с электрическими плитами, проживающие в сельской местности. Сделано это было в целях выравнивания затрат граждан на энергию для бытовых нужд. Правительство никогда не выделяло садоводов в отдельную группу потребителей и никогда не издавало нормативного акта, по которому бы на садоводов был распространен максимальный тариф для проживающих в городских газифицированных квартирах. Более того, никогда не существовало нормативного акта даже федерального ведомства , содержащего подобную норму. Поэтому применение к гражданам-садоводам тарифа для проживающих в городских газифицированных квартирах или равного ему является чистым мошенничеством
— тариф за электроэнергию устанавливается по принципу «все включено» , в том числе тарифом учтена стоимость доставки электроэнергии от места ее производства до электросчетчика гражданина по всем сетям всех уровней напряжения и всех собственников , которая в свою очередь стоимость содержания этих сетей и стоимость потерь энергии при транспортировке энергии по этим сетям. Условии электроснабжения садоводов существующие в настоящее время содержат нарушения и в этих моментах , что приводит к дополнительной финансовой нагрузке на садоводов поскольку садоводы дважды оплачивают потери в сети , не принадлежащей территориальной сетевой организации ( поселковая распределительная сеть напряжением 380 В , понижающие трансформаторы 10кВ /0.38 или 6 кВ/ 0,38 и линия соединяющая трансформаторы с подстанцией сетевой организации ) и дважды оплачивают содержание такой сети: один раз в тарифе, второй раз компенсируя затраты СНТ.
Конечно садоводы и их объединения могут защищать свои интересы как в административном так и в судебном порядке. Однако анализ показывает , что эти варианты не эффективны по многим причинам, одна из которых состоит в том, что даже при отсутствии коррупционной составляющей в состязательном судебном процессе побеждает та сторона, у которой выше юридическое обеспечение. А на стороне садоводов в этом вопросе в судебной практике преимущество пока не наблюдается.
Напомним, что из содержания ст. ст. 11 и 14 ГК РФ следует, что защита гражданских прав и интересов может осуществляться не только в судебной и административной формах , но и форме самозащиты . Под самозащитой обычно имеются в виду действия гражданина по защите своих прав без обращения в органы, уполномоченные обеспечивать защиту прав граждан и рассмотрение споров, связанных с их нарушением.
Ниже предлагается состав действий , которые садоводам надо предпринять для приведения условий электроснабжения в соответствие с законодательством и защиты своих прав.
Основным средством защиты прав в данном случае будет являться переход каждого садовода на прямой договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Учитывая сложившиеся реально условия , когда садоводы уже получают энергию от гарантирующего поставщика через посредника в лице юридического лица СНТ, которое имеет договор и по которому обязано расплачиваться с гарантирующим поставщиком за всех садоводов по общему счетчику, переход на прямые договора следует провести организованно с общей для всех садоводов даты (например с 1 июня или 1 июля 2012 года) для того, чтобы не создавать сложностей взаиморасчетов между СНТ и гарантирующим поставщиком с одной стороны и СНТ и каждым садоводом с другой.
Пункт 64 ПФРР ( абзацы 1 и 3 ) имеют следующую редакцию
п64(абзац1). Действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
п64 (абзац3) « Информация об условиях указанных в настоящем пункте договоров энергоснабжения доводится гарантирующим поставщиком до сведения граждан-потребителей вместе с информацией о реквизитах, необходимых для оплаты электрической энергии, а также предоставляется им по запросу гражданина-потребителя в течение 5 дней с даты поступления такого запроса. При этом могут использоваться условия примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей согласно приложению № 5. Плата за предоставление гарантирующим поставщиком указанной информации не взимается.»
Поскольку гарантирующие поставщики умалчивают о возможностях , которые ПФРР предоставляют гражданину и не доводят до населения сведения, упомянутые в абзаце 3 п.64
каждому садоводу следует начать с направления в адрес гарантирующего поставщика письма , содержащего запрос упомянутой информации и сообщения о намерении садовода перейти на прямой договор с определенной даты , например ,с 1 июня 2012 года.
Подчеркнем еще раз, что абсолютно никаких предварительных условий гарантирующий поставщик предъявлять не может. По законодательству возможен даже вариант с отсутствием у садовода узла учета энергии (счетчика), хотя такой вариант вряд ли следует считать целесообразным для самих садоводов.
Представляется, что ответная нормальная реакция гарантирующего поставщика должна быть примерно такой: гражданину должны быть сообщены номера расчетного счета гарантирующего поставщика и персонального текущего счета для гражданина , сделано подтверждение о том , что отношения между гражданином и гарантирующим поставщиком будут регулироваться в соответствии с Примерным договором , приведенным в приложении №5 к ПФРР или предложен вариант в иной , но близкой по условиям редакции. И , пожалуй главное, гарантирующий поставщик должен сообщить свои предложения по поводу проверки счетчика и снятия его показаний на начало действия прямого договора. На садоводе лежит обязанность обеспечить поверку счетчика силами гарантирующего поставщика или сторонней организации по выбору садовода и обязанность допустить представителя гарантирующего поставщика для проверки состояния счетчика, но не в качестве предварительного условия заключения договора , а именно в силу возникновения такой обязанности после заключения договора .
Но даже при отсутствии взаимопонимания со стороны гарантирующего поставщика садовод вправе произвести оплату на его расчетный счет с указанием или без указания номера текущего счета , а перед этим совместно с представителем СНТ зафиксировать показания счетчика на дату перехода на прямой договор во избежание путаницы в расчетах и конфликтов внутри СНТ. За дальнейшее потребление энергии садовод будет вправе рассчитываться напрямую с гарантирующим поставщиком минуя кассу СНТ.
Переход на прямой договор приведет к следующим последствиям
— каждый садовод будет расплачиваться за электроэнергию доставленную до его счетчика , причем по тарифу, установленному для сельского населения. Такое право у садовода появится поскольку на сегодняшний день не существует нормативного акта , который бы устанавливал для садоводов иной тариф , отличный от тарифа для сельского населения;
— при этом каждый садовод вправе выбрать для себя вид тарифа ( одноставочный или дифференцированный по времени суток ) , что может дать дополнительную экономию.
Надо заметить, что переход садоводов на прямые договора не решает проблему затрат на содержание распредсети садоводческого поселения. Этот вопрос целесообразно отнести на последующие этапы наведения порядка .
Переход садоводов на прямые договора сделает не только незаконным существование нынешних кабальных договоров между гарантирующим поставщиком и СНТ, но приведет к невозможности их существования без внесения изменений в договора и схемы учета электроэнергии.
По этой причине СНТ должно предложить гарантирующему поставщику внести изменения в договор энергоснабжения. Поскольку СНТ должно выступить с предложением об изменении условий договора энергоснабжения в середине года, в качестве причины (причин) изменения договора можно указать следующие :
— если в договоре отсутствует прямое указание на то, что СНТ приобретает энергию для ее дальнейшей продажи садоводам ( а именно так , как правило , составлен договор ), то в этом случае имеет место подмена фактического конечного потребителя – физических лиц на потребителя со статусом юридического лица, что делает такой договор ничтожным в силу притворности сделки
(ч.2 ст 170 ГК РФ) , поскольку имеет место продажа энергии населению под видом ее продажи юридическому лицу с корыстной целью ;
— кроме того, в настоящее время , законодательство не предоставило право СНТ заниматься продажей (перепродажей ) электроэнергии садоводам (см. выше)
— поскольку садоводы перешли на прямые договора с гарантирующим поставщиком , СНТ не может осуществлять расчеты по общему счетчику, что требует изменение учетной схемы ( используемых для расчетов счетчиков).
Собственно сновное изменение , которое необходимо внести в договор, заключается в замене расчетных счетчиков , которые используются для расчетов между СНТ и гарантирующим поставщиком.
Общие счетчики , которые учитывали всю энергию потребляемую как садоводами так и юридическим лицом, использоваться в качестве расчетных уже не могут. Необходимо объекты общего пользования завести на отдельные счетчики , для чего наиболее простым вариантом является установка счетчиков на каждый объект или группу объектов, если это позволяет схема электросети. Законодательством не установлено ограничений на количество счетчиков , которое юридическое лицо использует для расчетов за электроэнергию. Именно эти вновь установленные счетчики будут выполнять функции расчетных. Все остальные некорректности в договоре могут быть урегулированы позднее в конце года , чтобы не создавать предпосылок для затяжки оформления новых условий энергоснабжения.
Вполне возможно , что местный энергосбыт пустит в ход такой аргумент как угроза прекращения энергоснабжения . При первой же устной угрозе целесообразно направить в адрес руководства головной организации письмо с жалобой на устные угрозы местного филиала, указав при этом на следующие моменты :
— к фидерам (линиям) по которым осуществляется энергоснабжение садоводческого поселения подключены и потребители граждане и СНТ как юридическое лицо ;
— у граждан, перешедших с момента первого платежа на расчетный счет гарантирующего поставщика на прямые договорные отношения с ним , задолженности перед ним не имеется и оснований для прекращения энергоснабжения граждан не существует ;
— при этих условиях отключение фидеров от сети сетевой организации с питающего конца ( другого варианта отключения пока технически не существует) с целью прекращения энергоснабжения юридического лица приведет к прекращению энергоснабжения граждан , не имеющих задолженности перед гарантирующим поставщиком. Таким образом будет иметь место грубейшее нарушение со стороны той организации, которая выступит инициатором отключения или его осуществит.
При этом следует иметь в виду, что в настоящее время гарантирующий поставщик всего лишь торговый посредник и производить операции с оборудованием сетей не может. Он может быть инициатором отключения, но осуществляет отключение совершенно другое юридическое лицо- сетевая территориальная организация. Последняя вряд ли захочет иметь на свою голову приключения и нарушать установленный законодательством порядок прекращения энергоснабжения.
Копию письма гарантирующему поставщику следует направить как в адрес сетевой организации, так и в адрес прокуратуры.
Далее ПФРР установлено, что прекращение энергоснабжения даже юридического лица возможно не ранее 5 дней с момента направления ему письменного предупреждения. Если такое предупреждение последует, обратится в прокуратуру следует не только СНТ , но и гражданам –садоводам и чем больше будет таких обращений , тем лучше. При этих условиях сетевая организация вряд ли решится на отключение. Безусловно у гарантирующего поставщика есть возможность обратится в арбитражный суд, такая возможность есть у правых и неправых. Вероятность того, что арбитражный суд обяжет СНТ осуществлять функции перепродавца энергии садоводам , грубо нарушая при этом тарифное законодательство, близка к нулевой.
Напомню еще раз : СНТ является некоммерческой организацией, в таком статусе не может быть стороной публичного договора энергоснабжения , которая продает энергию . Уставом (нормальным) СНТ такая функция не предусмотрена, а существовавшая в законодательстве норма, обязывающая СНТ выполнять функции перепродавца ( торгового посредника) как это было когда то, существовать перестала.
Кроме того, граждане ,включая садоводов получили право в отличии от прошлых времен на заключение прямого договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком , получили право на выбор тарифного плана , получили право на заключение договора путем односторонних конклюдентных действий. При этих условиях даже «карманный» арбитражный суд вряд ли сможет вынести решения в пользу гарантирующего поставщика

Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации

Разъяснения ФАС по вопросу заключения договора энергоснабжения с членами СНТ

Лениградское УФАС России открывает на «Северном дачнике» консультационный раздел с возможностью переадрессации вопросов посетителей специалистам федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Самая «горячая» тема взаимоотношений садоводов с монополистами, конечно же касается электроснабжения участков членов СНТ и взаимоотношений садоводческих объединений с энергопоставщиками. Мы приготовили для вас следующие документы и инструкции, ознакомившись с которыми, вы можете повысить уровень своих знаний.

Разъяснения по вопросу заключения договора энергоснабжения с членами СНТ

Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, в том числе смены энергосбытовой организации, урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике), Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила розничных рынков электрической энергии).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Пункт 61 Правил розничных рынков содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения:

1) отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

2) нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В соответствии с пунктом 62 Правил розничных рынков для заключения договора энергоснабжения заявитель направляет гарантирующему поставщику документы, подтверждающие выполнение необходимых для заключения указанного договора условий (далее — Условия):

1) присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке;

2) обеспечение учета электрической энергии;

3) надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

При этом в соответствии со вторым абзацем пункта 62 Правил розничных рынков, при обращении потребителей физических лиц — членов садоводческих некоммерческих товариществ (далее — СНТ) к гарантирующему поставщику для заключения прямого договора энергоснабжения, в случае когда представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения Условий или у гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение Условий проверяется гарантирующим поставщиком самостоятельно.

Учитывая положения части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, потребитель вправе обратиться в СНТ или сетевую организацию, для получения документов, подтверждающих:

1) технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям СНТ или сетевой организации;

2) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В случае нарушения СНТ или сетевой организацией обязанности по предоставлению указанных документов, гарантирующий поставщик не вправе отказать потребителю в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 88 Правил розничных рынков Собственники жилых домов (коими могут являться члены СНТ) вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии и жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество (потребительский кооператив, партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в электроснабжении.

Граждане, учредившие своим добровольным объединением СНТ, осуществляют все последующие действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, в статусе членов, входящих в объединение граждан, создавших садоводческое некоммерческое товарищество, решение вопросов в котором осуществляется через соответствующие органы управления.

В соответствии с подпунктами 11, 12 пункта 2 части 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ член СНТ обязан:

  • выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;
  • соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Таким образом, если решение о заключении договора энергоснабжения СНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) и СНТ.

В случае если подобное решение не принималось, член СНТ вправе заключить прямой договор энергоснабжения непосредственно с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для улучшения читабельности лучше скачать эту пошаговую инструкцию — руководства по подключению электричества ( до 15 кВт)

Примерный образец заявления о нарушении антимонопольного законодательства

Руководителю Ленинградского УФАС России В.В.Владимирову
191124, г. Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3

от

(сведения о заявителе: для юридического лица в случае, если заявление подается не на фирменном бланке организации, указать организационно-правовую форму, наименование, юридический и почтовый адреса. Для физических лиц: Ф.И.О., адрес места жительства. По желанию лица, подающего заявление, для оперативной связи может быть указана иная контактная информация: телефон, адрес электронной почты)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о нарушении антимонопольного законодательства

Заявление оформляется в произвольной форме, описательная часть заявления должна содержать:
— сведения о лице, в отношении которого подано заявление (для юридических лиц: организационно-правовая форма, наименование, юридический, почтовый адреса, Ф.И.О. руководителя; для физических лиц: Ф.И.О., адрес);
— описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты;
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.
Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий.
Документы и сведения, составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну необходимо пометить грифом «ДСП», «конфиденциально» или «коммерческая тайна».
В заключительной части необходимо указать:
— существо требований.
К заявлению должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений.

Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей заявление должно быть подписано лицом, подавшим заявление с указанием Ф.И.О.
Для юридических лиц заявление должно быть подписано руководителем (с указанием Ф.И.О. и должности) и заверено печатью организации.

Порядок обращения

О порядке оформления заявлений (жалоб, обращений)

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области принимает к рассмотрению заявления (жалобы, обращения) граждан и организаций при соблюдении следующих требований к их оформлению:

1. Заявление (жалоба, обращение) оформляются в письменном виде в произвольной форме на имя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Владимирова Вадима Валерьевича и должны быть подписаны заявителем или его представителем.

2. Заявление (жалоба, обращение) должно содержать:
— наименование и место нахождения (адрес) заявителя — юридического лица, либо фамилию, имя, отчество и почтовый адрес заявителя — физического лица;
— сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.

3. К заявлению (жалобе, обращению) прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения законодательства.

4. Заявление, прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык.

Вышеперечисленные требования определены следующими нормативными документами:
— Приказ ФАС России от 25 декабря 2007 г. № 447
«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации»
— Приказ ФАС России от 28 декабря 2007 г. № 453
«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»
— Приказ ФАС России от 14 ноября 2007 г. № 379 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
— Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

При подаче ходатайств о включении хозяйствующих субъектов в Реестр недобросовестных поставщиков Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области просит граждан руководствоваться в своих действиях положениями ст.19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также положениями п.7 и п.15 Постановления Правительства РФ от 15.05.2007 N 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»

Жалобы на нарушение законодательства о размещении заказов рассматриваются Ленинградским УФАС России только при наличии личной подписи гражданина.

Жалобу можно доставить лично, направить почтой или по факсу.

Московский союз садоводов

Про договор энергоснабжения между СНТ и гражданином

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего Прокаевой Е.Д.,

судей Коваленко А.И., Морозовой Л.В.,

при секретаре Воронковой О.В.,

рассмотрела 12 марта 2013 года в открытом судебном заседании в г. Оренбурге дело по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества «Железнодорожник-15» на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 19 декабря 2012 года по иску Джафарова З.Ш.о. к садоводческому некоммерческому товариществу «Железнодорожник-15» о понуждении к восстановлению подачи электроэнергии.

Заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., объяснения председателя СНТ «Железнодорожник-15» Сулюкмановой Р.Я., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Вырлеевой-Балаевой Е.Ю., действующей на основании доверенности от (дата), полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

Джафаров З.Ш.о. обратился в суд с иском к СНТ «Железнодорожник-15» о понуждении к восстановлению подачи электроэнергии, указав что является собственником земельного участка и находящегося на нем жилого дома по адресу: (адрес)

(дата) между ним и СНТ «Железнодорожник-15» был заключен договор на поставку электроэнергии, в соответствии с которым СНТ обязуется передавать ему через присоединенную сеть электроэнергию на бытовые нужды, а он обязался возмещать СНТ затраты на передачу электроэнергии.

(дата) ответчик прекратил подачу электроэнергии, он был отрезан от присоединенной сети. Считает, что ответчик нарушает его права, поскольку действия ответчика противоречат нормам ГК РФ и договору энергоснабжения, которые прямо запрещают ограничивать режим потребления электрической энергии.

Просил суд обязать СНТ «Железнодорожник-15» восстановить подачу электроэнергии к земельному участку и расположенному на нем жилому дому.

В судебное заседание истец и председатель СНТ «Железнодорожник-15» Сулюкманова Р.Я., не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель истца Вырлеева-Балаева Е.Ю. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика СНТ «Железнодорожник-15» Мокеева Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась.

Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 19 декабря 2012 года исковые требования Джафарова З.Ш.о. удовлетворены. Суд обязал СНТ «Железнодорожник-15» восстановить подачу электроэнергии к земельному участку и расположенному на нем жилому дому по адресу: (адрес)

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с положениями ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса. (ст. 540 ГК РФ)

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Джафаров З.Ш.о. является собственником земельного участка и дома, расположенного по адресу: (адрес). Указанный дом является постоянным местом жительства истца.

(дата) между СНТ «Железнодорожник-15» в лице председателя правления ***9, действующего на основании Устава с одной стороны, и Джафарова З.Ш.о., участок №№ СНТ «***», с другой стороны, заключен договор о том, что СНТ обязуется передавать гражданину через присоединенную сеть электроэнергию на бытовые нужды, а гражданин обязуется возмещать СНТ затраты на передачу электроэнергии, в том числе, за принятую электроэнергию, на условиях определенных договором. Данным договором предусмотрены случаи перерыва, прекращения подачи электроэнергии: при неудовлетворительном состоянии сетей, приборов учета, иного оборудования гражданина, установленного органом государственного энергетического надзора и в случае более чем трехмесячной задолженности по оплате за электроэнергию.

Настоящий договор имеет неограниченный срок действия.

Договор подписан сторонами и скреплен печатью.

Из квитанций представленных истцом следует, что он производил оплату за электроэнергию СНТ «Железнодорожник-15» в (дата) в размере *** рублей, в (дата) — в размере *** рублей.

Действующий трансформатор (***), питающий СНТ «Железнодорожник-15», находится на балансе последнего, что подтверждается протоколом № внеочередного собрания садоводов СНТ, и в соответствии с п. 2 ст.4 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», исходя из его назначения, относится к объектам инфраструктуры товарищества, то есть к имуществу общего пользования, поскольку предназначен для обеспечения потребности в электроснабжении.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что СНТ является абонентом по потреблению электроэнергии, а Джафаров З.Ш.о. — субабонентом, в связи с чем, имел право пользоваться объектом электроснабжения в соответствии с условиями заключенного договора от (дата), из того, что у ответчика не имелось оснований для прекращения (дата) подачи электроэнергии истцу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, представленных сторонами, соответствуют обстоятельствам дела, при правильном применении норм материального права.

Так в силу п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом — юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются согласно п. 3 ст. 546 ГК РФ в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Ссылка ответчика на акт проверки состояния линий электропередач от СНТ «Железнодорожник-15» в СНТ «Сигнал» к домовладению Джафарова З.Ш., составленный (дата) членами правления товарищества и электромонтером СНТ ***10 несостоятельна, поскольку в силу вышеприведенных норм права перерыв, прекращение или ограничение подачи электроэнергии может быть осуществлено в случае удостоверенного органом государственного энергетического надзора неудовлетворительного состояния энергетических установок при условии, что оно угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Представленный документ таковым доказательством не является.

Не опровергает выводы суда первой инстанции и выданное ответчику после прекращения им подачи электроэнергии истцу предписание Ростехнадзора от (дата) об устранении недостатков, выявленных в ходе внеплановой проверки СНТ «Железнодорожник-15», так как электрические сети истца государственным инспектором не проверялись, а выявленные нарушения в товариществе не свидетельствуют о том, что электрические сети СНТ находились в аварийном состоянии, создавали угрозу жизни и безопасности граждан и тем самым не позволяли подачу электроэнергии Джафарову З.Ш.. На иные основания прекращения подачи электроэнергии истцу ответчик не ссылался.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у ответчика не возникло обязанности по снабжению истца электроэнергией, поскольку последний не является членом СНТ «Железнодорожник-15», абонентом товарищества, а также о фальсификации и недействительности договора от (дата), о том, что право собственности на земельный участок и дом зарегистрировано за истцом (дата), то есть позднее даты заключения договора, о заключении договора поставки электроэнергии с энергоснабжающей организацией лишь (дата), судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанный договор никем не оспорен и не признан в установленном законом порядке недействительным. Правоотношения между истцом и ответчиком по снабжению Джафарова З.Ш.о. электроэнергией возникли не на основании его членства в СНТ, а на основании заключенного договора по снабжению электроэнергией.

Все доводы ответчика являются аналогичными его возражениям на исковое заявление, которые являлись предметом исследования и оценки суда.

При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении иска является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Железнодорожник-15» — без удовлетворения.