Как закрыть фирму с убытком

admin

Оглавление:

Как ликвидировать ООО с одним учредителем и долгами самостоятельно? Пошаговая инструкция!

Не всегда просто принять решение о ликвидации своего бизнеса. Но рано или поздно для собственников бизнеса приходит такое время. Причины принятия решения о ликвидации могут быть различные.

Принятое решение о ликвидации созданного юридического лица влечет за собой ряд действий, которые необходимо совершить собственникам такого предприятия.

Юридическое лицо такой организационно-правовой формы, как общество с ограниченной ответственностью, является самым распространенным для занятия предпринимательской деятельностью, результатом чего и ликвидация такого хозяйственного общества является самой массовой. Далее мы рассмотрим порядок и процедуру ликвидации, и ответим на вопрос о том, как ликвидировать ООО с долгами или даже самостоятельно .

Перед принятием решения о том, как ликвидировать ООО, собственникам необходимо обдумать (взвесить) все «за» и «против» такой ликвидации, принять во внимание все аспекты ликвидируемого ООО, его финансовое положение, наличие активов и пассивов и так далее, так как каждый случай ликвидации предприятия индивидуален и подлежит тщательному предварительному изучению.

Поэтому до начала процедуры ликвидации необходимо разработать детализированный план действий и мероприятий, которые необходимо будет провести, и который бы учитывал все особенности ликвидируемого юридического лица.

Многие собственники ООО, а особенно в случае, когда собственник один, пытаются найти ответ на вопрос о том, как ликвидировать ООО самостоятельно без привлечения специалистов. Сразу обращаю внимание, что это будет самой большой ошибкой, по той простой причине, что процедура ликвидации, в том числе ликвидации с одним участником, являет собой довольно сложный и специфический процесс.

Так, в случае выбора способа ликвидировать ООО самостоятельно (без привлечения специалистов), участники столкнутся с множеством вопросов (преград), возникающих в процессе ликвидации, которые прямо на нормативном уровне не урегулированы, и лишь практический опыт специалистов (юристов), которые уже знакомы с процедурой ликвидации и неоднократно сталкивались с подобными проблемами, позволяет им правильно их разрешать. Отсутствие нормативного регулирования по ряду вопросов – это не единственная трудность, с которой могут столкнуться на практике собственники, принявшие решение о ликвидации субъекта хозяйственной деятельности.

Таким образом, если собственники хотят что бы процедура ликвидации их ООО прошла быстро и без каких либо проблем, то им необходимо будет обратиться к практикующим юристам.

Сама процедура ликвидации предприятия определена на нормативном уровне. Но в каждом случае возникают какие-то индивидуальные сложности, которые необходимо будет решать в силу практического опыта.

Таким образом, не существует какой-то одной пошаговой инструкции, с помощью которой, любой собственник бизнеса смог бы самостоятельно (без привлечения специалистов) и без проблем ликвидировать свое ООО. Кроме того, для каждой организационно-правовой формы юридического лица присущи особенности, которые необходимо учесть при их ликвидации.

В то же время, законодательством установлены обязательные «шаги», которые необходимо осуществить при ликвидации, как ООО, так и других, действующих в Украине, субъектов хозяйственной деятельности.

Итак, рассмотрим вопрос о том, как ликвидировать ООО самостоятельно,
в том числе пошаговую инструкцию ликвидации на 2016 год.

  1. Первым шагом, который будет стартом для процедуры ликвидации, является принятие участниками, на общем собрании, решения о прекращении деятельности ООО путем его ликвидации по решению собственников и назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора).
    Ликвидатором (ликвидационной комиссией) может быть избрано любое физическое лицо. Но, как правило, в большинстве случаев в процессе ликвидации предприятия ликвидатором избирают лицо, которое занимало должность директора (исполнительного органа), так как данное лицо уже осведомлено об особенностях всей хозяйственной деятельности такого предприятия.
    С момента избрания ликвидатора (ликвидационной комиссии) к нему переходят полномочия и возлагаются функции исполнительного органа юридического лица.
  2. Вторым шагом будет подача государственному регистратору экземпляра решения собрания собственников (оформленного в виде протокола) о ликвидации. После чего, государственный регистратор вносит в ЕГР запись о прекращении деятельности юридического лица.
    Следует учесть, что вступившая в силу редакция Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных организаций» (действует с 01 января 2016 года) упростила регистрационные действия. Так, помимо прочих изменений, также был упрощен порядок внесения в ЕГР информации о ликвидации юридических лиц по решению собственников. В частности, существенно сокращен перечень документов для обращения в органы регистрации с целью проведения регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации (из перечня обязательных документов для подачи регистратору были исключены: справка фискального органа об отсутствии задолженности по оплате сборов и налогов, справка ПФУ об отсутствии задолженности по оплате единого социального взноса). Теперь регистрационные органы и контролирующие органы имеют возможность обмениваться такой информацией в электронном виде, через, так называемое, «единое окно».
  3. После подачи документов государственному регистратору необходимо обратиться к фискальным органам, ПФУ и другим фондам государственного общеобязательного социального страхования с соответствующими заявлениями о ликвидации предприятия с целью проведения ими внеплановых проверок. В результате таких проверок должны быть получены справки об отсутствии у ликвидируемого ООО, задолженностей по оплате сборов, налогов и иных обязательных выплат, а также о снятии с учета юридического лица в этих органах.
  4. Следующим шагом должно быть уведомление кредиторов и должников о ликвидации предприятия и определение сроков и порядка обращения кредиторами со своими требованиями к ликвидируемому предприятию. Указанная процедура может осуществляться параллельно с процедурой уведомления контролируемых органов (ДФС, ПФУ) о ликвидации.
    Также параллельно с упомянутыми действиями ликвидатор (ликвидационной комиссии) ООО проводит закрытие в банковских учреждениях расчетных счетов, которые не будут использоваться в ликвидационном процессе. В ликвидационной процедуре может быть использован только один расчетный счет в одном банке (так называемый «ликвидационный расчетный счет»), который после проведения всей процедуры ликвидации ООО будет также закрыт.
    В случае наличия у ООО обособленных подразделений необходимо принять решение об их закрытии. Такое решение принимает уполномоченный орган, определенный уставными документами ООО.
    Также если ООО имеет лицензии или разрешительные документы (различного характера), то следует обратиться с заявлениями в соответствующие органы лицензирования для их аннулирования.
  5. Следующим шагом будет осуществление всех необходимых действий для урегулирования вопросов, связанных с взысканием задолженностейс контрагентов, которые имеют денежные обязательства перед ликвидируемым предприятием.
  6. Одним из важных вопросов, который необходимо разрешить в ходе ликвидации юридического лица, является вопрос увольнения сотрудников, пребывающих в трудовых отношениях с таким юридическим лицом. Сама по себе процедура увольнения работников строго регламентирована законодательно и, прежде всего, зависит от многих обстоятельств, в частности, наличия установленных законодательно льгот у определенных категорий работников (например, наличие на предприятии сотрудников, находящихся в отпуску по уходу за ребенком, не достигнувшим трёх лет (так званом, декретном отпуске), женщин, имеющих детей, не достигнувших трёх лет, и многих прочих). Поэтому очень важно при увольнении наемных работников соблюсти все процедурные требования, установленные законодательно, в частности своевременное предупреждение об увольнении самих работников, уведомление центра занятости о массовом увольнении сотрудников при прекращении (ликвидации) юридического лица и прочие.
  7. После рассмотрения претензий кредиторов и определения стоимости имущества ликвидируемого предприятия составляется промежуточный ликвидационный баланс, который и отображает указанную информацию. Если по результатам составления промежуточного ликвидационного баланса выявиться, что кредиторская задолженность больше чем стоимость активов ООО, то такое предприятие вынуждено будет ликвидироваться в судебном порядке через процедуру банкротства.
  8. Полученные требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов, согласно которому и проводятся расчеты с кредиторами. Не стоит забывать, что расчеты с кредиторами проводятся в установленном законодательством порядке (очередности).
    В случае отсутствия денежных средств на расчетных счетах ООО для проведения оплаты по претензиям кредиторов ликвидируемого предприятия осуществляется продажа активов ООО.
  9. Далее ликвидатором составляется ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации (как правило, общим собранием участников).
    В случае наличия оставшегося имущества у предприятия после проведения расчетов со всеми его кредиторами такое имущество либо распределяется между участниками (собственниками) ликвидируемого ООО, либо продается, а вырученные от его продажи средства распределяются между собственниками.
  10. Заключительным шагом после осуществления всех вышеуказанных процедур ликвидации ООО будет передача документов предприятию в архив и уничтожение печатей и штампов.

Указанный алгоритм действий как ликвидировать ООО самостоятельно дает ответ и на вопрос о том, как ликвидировать ООО с одним участником, так и с двумя и более.

Разница только в том, что ликвидировать ООО с одним участником легче, так как созвать собрание участников (участника) и принять на нем необходимые решения (с соблюдением кворума) намного быстрее.

Хотите избавиться от лишних забот и временных затрат
при выведении компанию с рынка?

Иные публикации по указанной тематике на нашем сайте:

Как закрыть ООО: пошаговая инструкция

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко на тему как закрыть ООО в 2018 году:

Статья актуальна на 2018 год

В нынешнее время среди множества юридических лиц самой востребованной их формой является общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО). Это объясняется тем, что его участники несут ответственность за деятельность ООО исключительно в рамках своих вкладов.

Но если открыть такое общество не составляет особого труда, то порядок ликвидации ООО 2018 г. состоит из множества этапов, предусмотренных законом. Коротко о каждом вы можете узнать из этой статьи.

Что же такое ликвидация ООО: этапы

В соответствии со ст. 104 Гражданского кодекса Украины (далее − ГК Украины) юридическое лицо прекращает свою деятельность в результате реорганизации либо ликвидации.

Ликвидация организации — это процедура, результатом которой является прекращение прав и обязанностей юридического лица.

Полномочия по ликвидации ООО принадлежат как общему собранию его участников на основании учредительных документов, так и суду.

Рассмотрим ликвидацию ООО в пошаговой инструкции 2018 г.

Шаг 1, решение о ликвидации ООО: порядок принятия

Поскольку в большинстве случаев решение о ликвидации ООО принимается общим собранием его участников, обязательным требованием является составление протокола такого собрания. Для этого необходимо установить является ли оно правомочным, то есть имеет ли право принимать законные решения, влияющие на судьбу их общества.

Для признания такого собрания правомочным необходимо присутствие тех участников или их представителей, которые в совокупности владеют больше 50% голосов. Само же решение принимается простым большинством из присутствующих на данном собрании.

Помимо принятого решения, в протоколе необходимо указать:

  • решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора);
  • определить ее (его) полномочия и порядок принятия решений;
  • определить порядок и срок предъявления кредиторами своих требований к данному юридическому лицу (не может быть менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сведений о ликвидации предприятия).

Таким образом, с данного момента управлять всеми делами такого юридического лица будет ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Шаг 2, сообщаем о принятом решении регистратору

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации ООО участники обязаны сообщить об этом в письменной форме органу, который осуществляет государственную регистрацию.

Государственному регистратору необходимо предоставить оригинал или нотариально заверенную копию решения участников юридического лица о ликвидации юридического лица, кроме случаев, предусмотренных законом (ч. 9 ст. 17 «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон №755)).

Если же в этом решении не указаны данные про персональный состав ликвидационной комиссии или ликвидатора, их регистрационные номера учетных карточек, а также срок заявления кредиторами своих требований, то необходимо подать оригинал или нотариально заверенную копию такого документа.

Также необходимо помнить, что на данном этапе еще есть возможность отменить принятое решение о ликвидации ООО. Для этого необходимо подать государственному регистратору оригинал или нотариально заверенную копию такого решения участников (ч. 10 ст. 17 Закона № 755).

Шаг 3, предоставляем информацию о ликвидации ООО

Если раньше информацию о принятом решении про ликвидацию ООО необходимо было подавать в различные государственные органы, то сейчас для нашего удобства и сокращения бумажной работы данные органы получают такие сведения от государственных регистраторов.

Для проведения проверок ликвидационная комиссия (ликвидатор) предоставляет органам Государственной фискальной службы, Пенсионному фонду Украины и иным государственным органам документы ликвидируемого юридического лица, в том числе первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, а так же отчетность за последний отчетный период.

Государственная фискальная служба проводит проверку документов, в которых отражается деятельность данного юридического лица на предмет полноты, своевременности и законности уплаты налогов и сборов. По ее результатам принимается решение о наличии или отсутствии задолженности. В первом случае орган Государственной фискальной службы подает в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — Единый государственный реестр) данные об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов по форме № 30-ОПП. В ином случае данные передаются в Единый государственный реестр только после ее оплаты.

Что касается органов Пенсионного фонда, то в соответствии с п. 5.1. Постановления Правления Пенсионного Фонда Украины № 21-6 от 27.09.2010 г., они обязаны провести проверку в течение 10 дней с момента получения сведений от государственного регистратора о начале ликвидации ООО.

При наличии задолженности у плательщика орган Пенсионного фонда Украины письменно заявляет требования ликвидационной комиссии (ликвидатору) как кредитор. В ином случае данный орган составляет справку об отсутствии задолженности по установленной форме.

Шаг 4, как закрыть счет в банке ООО

Следующим этапом является закрытие банковского счета юридического лица. Для проведения ликвидационной процедуры должен использоваться только один текущий счет юридического лица, а все остальные — подлежат закрытию. Для этого в банк предоставляются следующие документы:

  • заверенная нотариально копия решения общего собрания участников или решения суда про ликвидацию ООО;
  • заверенная нотариально карточка с образцами подписей ликвидатора (уполномоченных членов ликвидационной комиссии).

Шаг 5, проводим инвентаризацию и оценку имущества

Следующим шагом является проведение ликвидационной комиссией (ликвидатором) инвентаризации и оценки имущества предприятия, а также выявление и возврат имущества, находящегося у третьих лиц.

Основной целью является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. Во время инвентаризации активов и обязательств документально подтверждаются их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка.

Шаг 6, завершаем работу предприятия

На этом этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) совершает действия по завершению работы предприятия. Все подразделения юридического лица (филиалы, представительства) подлежат закрытию.

Что же касается сотрудников предприятия, то необходимо уделить особое внимание процедуре увольнения по ликвидации предприятия (ч.1 статья 40 Кодекса законов о труде Украины). После принятия решения о ликвидации ООО, необходимо:

  1. не позже чем за три месяца до данных событий обязательно сообщить об этом профсоюзной организации и провести с ними консультацию по поводу предстоящего увольнения;
  2. персонально оповестить сотрудников не позже чем за 2 месяца;
  3. одновременно с оповещением работников необходимо подать данные в Государственную службу занятости;
  4. для отдельных категорий лиц предусмотрена возможность их увольнения только лишь с последующим трудоустройством (например, для беременных женщин);
  5. издание приказа об увольнении и ознакомление с ним работников.

Также ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по взысканию задолженности с должников юридического лица.

Шаг 7, составляем промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для предъявления своих требований кредиторами для определения фактического финансового состояния юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который необходимо утвердить на общем собрании участников.

Обязательными составляющими данного документа должны быть сведения о составе имущества предприятия и требованиях кредиторов.

Шаг 8, проводим расчет с кредиторами

Обязательно необходимо провести расчет с кредиторами такого юридического лица. Очередность удовлетворения их требований установлена законодательно в ст. 112 Гражданского кодекса Украины.

Если же средств предприятия окажется недостаточно, необходимо проводить оплату за счет продажи проинвентаризированного имущества. В крайнем случае при отсутствии возможности удовлетворить требования кредиторов, следует обратиться в суд для признания данного предприятия банкротом.

Шаг 9, распределяем активы предприятия

После удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет акт с ликвидационным балансом, который подлежит утверждению на общем собрании участников.

Если же вам повезло, и после всех расчетов у юридического лица осталось какое-то имущество, оно распределяется пропорционально внесенным вкладам его участникам, если другой порядок не закреплен законом или уставными документами.

Шаг 10, закрываем текущий счет в банке

После проведения всех расчетов на основании заявления ликвидатора или ликвидационной комиссии текущий счет, который был использован при проведении ликвидационной процедуры, подлежит закрытию.

Шаг 11, передаем документы в архивное учреждение

Необходимо позаботиться и о документах, в которых отображалась деятельность данного общества. Среди них нужно выделить такие, которые подлежат длительному хранению (например, кадровая документация хранится 75 лет).

В этом нам поможет Приказ Министерства юстиции Украины от 14.03.2013 №430/5. Таким образом, все документы юридического лица, подлежащие длительному хранению на основании данного Приказа, необходимо передать в архивное учреждение.

Шаг 12, подаем документы государственному регистратору

Поздравляем! Все основные шаги для достижения нашей цели пройдены. Далее дело за малым – подать все необходимые документы государственному регистратору, а именно:

  1. заявление о проведении государственной регистрации ликвидации юридического лица;
  2. справку о том, что документы, которые подлежат длительному хранению, были переданы в архивное учреждение.

Срок рассмотрения данных документов составляет 24 часа после их предоставления для государственной регистрации, кроме выходных и праздничных дней.

То есть уже через сутки после подачи ваших документов государственный регистратор имеет право внести в Единый государственный реестр запись о закрытии ООО. Внесение этой записи свидетельствует о ликвидации ООО согласно ГК Украины и является основанием для снятия с учета в разных государственных органах (ч. 4 ст. 13 Закона № 755).

С 17.06.2018 г. вступит в силу новый Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», в связи с чем появятся дополнительные особенности создания, осуществления деятельности и ликвидации ООО.

Убытки и ликвидация организации вследствие кризиса

К сожалению, некоторые организации не выдерживают кризисных коллизий. Результат: убытки. А иногда — банкротство организации. Как отразить при налогообложении убытки от продажи активов? Можно ли будет учесть убытки компании в будущих периодах, когда фирма снова будет «на коне»? Давайте разберемся.

УБЫТКИ ОТ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА

Начнем с продажи амортизируемого имущества. Если организация продает амортизируемое имущество по цене ниже его остаточной стоимости (с учетом расходов, связанных с реализацией), то полученный убыток она вправе учесть при налогообложении прибыли.
Сумму убытка нужно признавать в составе прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК).
Далее рассмотрим ситуацию, когда организация с убытком продает земельный участок. Отражая финансовый результат для целей налогообложения, она должна учитывать порядок, установленный ст. 264.1 НК.
Согласно этой статье убыток, полученный при реализации права на земельный участок, организация должна включить в состав прочих расходов.
Сумму убытка можно учитывать равными долями в течение периода, который организация установила для списания расходов в учетной политике. Продолжительность этого периода рассчитывается, как разница между сроком, установленным для списания расходов на приобретение права на земельный участок, и сроком фактического владения этим участком.
Сумму убытка от реализации права на земельный участок, не списанную в текущем году, можно перенести на будущее, исключив ее из налоговой базы в следующих налоговых периодах.

УБЫТКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Глава 25 НК разрешает учитывать убытки, полученные организациями. Но сделать это можно только в последующих налоговых периодах, когда величина налоговой базы будет положительная. Тогда на сумму убытка (или на часть этой суммы) вы уменьшите свою налоговую базу (п. 1 ст. 283 НК).
Для переноса на будущее убытков предыдущих периодов действуют следующие правила:
— убыток может быть перенесен не более чем на 10 лет;
— убытки погашаются в порядке очередности их получения.
Обратите внимание! На погашение некоторых убытков можно направить только прибыль по определенной деятельности организации. В частности, убыток:
— от деятельности обслуживающих производств и хозяйств можно покрыть только за счет прибыли, полученной от деятельности указанных производств и хозяйств;
— по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, можно покрыть только за счет прибыли от операций с такими ценными бумагами;
— по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, можно покрыть только за счет прибыли от операций с такими ценными бумагами;
— убыток по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, можно покрыть только за счет прибыли от названных операций.
Документы, подтверждающие объем понесенного убытка, хранят в течение всего срока, пока организация будет уменьшать прибыль на сумму этого убытка. После того как вся сумма убытка будет погашена, документы, подтверждающие его формирование, хранят еще в течение четырех лет.
Имейте в виду! Нельзя путать убытки, переносимые на будущее, с убытками прошлых налоговых периодов, выявленными в текущем отчетном (налоговом) периоде. Последние включают в состав внереализационных расходов. Переносу на будущее они не подлежат.
К убыткам прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде, относят:
— убыток из-за возврата бракованной продукции, понесенный в следующем после реализации году;
— имущество, поступившее по неотфактурованной поставке (расчетные документы поступили в следующем году);
— потери и недостачи, выявленные в результате инвентаризации, и т. п.

Как учесть убытки при присоединении компаний. Поглощение убыточных компаний зачастую происходит в процессе их присоединения к более крупным организациям. Такая операция соответствует нормам законодательства и регламентируется ст. 57 ГК. Однако, если в результате реорганизации у предприятий возникает налоговая экономия, как, например, при присоединении убыточной фирмы, эта сделка может привлечь внимание налоговых инспекторов. Тогда организациям придется доказывать ее экономический смысл.
Дело в том, что такая операция позволяет учесть при налогообложении сумму убытка, накопленного у присоединившейся организации. Основание — п. 5 ст. 283 НК: организация-правопреемник вправе уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на сумму убытков, полученных присоединившимися к ней компаниями до момента реорганизации.
Правда, правопреемнику не удастся вычесть убыток из прибыли того года, в котором эта реорганизация произошла. Дело в том, что п. 2 ст. 283 позволяет уменьшать прибыль таким образом лишь с календарного года, который следует за налоговым периодом, в котором получен убыток. Поэтому, если присоединение произошло в 2009 г., правопреемник сможет исключить убыток присоединившейся организации из прибыли только 2010 г.
Также при присоединении реорганизованная фирма имеет право включать в состав расходов стоимость имущества, прав и обязательств, полученных в порядке правопреемства.
Вдобавок к этому, если у присоединившейся организации есть значительная сумма НДС к возмещению из бюджета, такая схема позволяет снизить сумму уплаты начисленного налога, у правопреемника. И, наконец, при реорганизации нет основания восстанавливать входной НДС. Об этом говорится в п. 8 ст. 162.1 и п. 3 ст. 170 НК.

Как защититься от налоговых претензий. Основная задача — обеспечить юридическую чистоту схемы, т.е. соблюсти все процедуры реорганизации.
Вопрос реорганизации компании должны обсудить на общем собрании участников (акционеров). При этом той организации, которая присоединяет к себе убыточную фирму, важно подчеркнуть в протоколе, что присоединение направлено на получение экономической выгоды в будущей деятельности компании.
Далее фирмы должны заключить договор о присоединении и утвердить его на общем собрании учредителей каждой из организаций. Так, общество с ограниченной ответственностью можно реорганизовать лишь по единогласному решению общего собрания его участников (п. 8 ст. 37 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). А за решение о реорганизации акционерного общества должно проголосовать не менее 3/4 его акционеров (п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Участники присоединяемой организации помимо договора должны утвердить и передаточный акт. Его составляют в произвольной форме. В документе указывают, что все имущество, права и обязанности присоединяемой организации переходят к присоединяющему юридическому лицу. Кроме того, там либо отражают стоимость передаваемого имущества, либо дают ссылку на баланс присоединяемой организации.
После утверждения договора реорганизуемые компании должны провести совместное общее собрание и утвердить на нем изменения и дополнения в устав, избрать руководителей и определить размеры долей в уставном капитале.
О реорганизации следует письменно уведомить кредиторов (ст. 60 ГК) и налоговую инспекцию (п. 2 ст. 23 НК). А если суммарная балансовая стоимость активов компаний, решивших провести реорганизацию, превышает 200 млн., то и ФАС России.
Обратите внимание: если суммарная балансовая стоимость активов компаний превышает 3 млрд. руб., простого уведомления недостаточно. Необходимо получить также предварительное согласие на присоединение от ФАС России. Таково требование ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента, когда в единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о том, что присоединенная организация прекратила свою деятельность (п. 4 ст. 57 ГК).
Для этого в инспекцию нужно сдать следующие документы:
— договор о присоединении;
— передаточный акт;
— заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенной организации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;
— решение о реорганизации.

НАЛОГИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Если все-таки кризис привел к тому, что организация закрывается, необходимо руководствоваться следующим порядком.
В период ликвидации назначается ликвидационная комиссия. К ней переходят полномочия по управлению делами организации (п. 3 ст. 62 ГК), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов). Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК).
При ликвидации действует следующий порядок уплаты налогов.
В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса организация платит налоги в установленные налоговым законодательством сроки.
В период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса погашается задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 4, 5 ст. 63 ГК). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами до утверждения промежуточного баланса.
После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество распределяется между учредителями. Если в этот период у организации возникает обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов), исполнить ее организация должна до окончания срока ликвидации. Это касается и налоговых начислений, возникших, если организация проводила облагаемые операции в период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса. Такое правило объясняется тем, что ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом.
По вновь возникшим обязательствам налоговая инспекция должна направить в адрес организации требование об уплате налога (п. 5 ст. 64 ГК, ст. 69 НК).
Обратите внимание! При ликвидации организации должна соблюдаться следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:
— расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;
— зарплата сотрудникам и выплата вознаграждений по авторским договорам;
— расчеты по обязательным платежам в бюджет;
— расчеты с другими кредиторами (п. 1 ст. 64 ГК).
При этом, если у организации есть задолженность перед залогодателями, погасить ее необходимо после расчетов по первым двум очередям (или до них, если эта задолженность по времени возникла раньше).
Затем нужно погасить задолженность по обязательным платежам в бюджет. Не удовлетворенные за счет средств от продажи предмета залога обязательства перед залогодателями погашается в обычном порядке (в четвертую очередь) (п. 2 ст. 64 ГК).
Если у ликвидируемой организации есть переплата по налогам (пеням, штрафам), ее нужно зачесть в счет погашения недоимки по другим обязательным платежам в бюджет. Переплата распределяется налоговой инспекцией пропорционально недоимке по другим налогам (пеням, штрафам). При этом необходимо подать заявление о зачете в налоговую инспекцию.
И только если у организации нет задолженности, переплату возвратят организации на расчетный счет. Срок возврата — не позднее одного месяца со дня подачи заявления в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 49 НК). Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК).
Как быть с сотрудниками ликвидируемой организации?
Увольнение сотрудника в связи с ликвидацией допускается в любое время, в том числе во время его отпуска, болезни, а также во время нахождения сотрудницы в декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком.
Организация обязана предупредить сотрудников об увольнении в связи с ликвидацией не менее чем за два месяца под роспись. Трудовые договоры с сотрудниками можно расторгнуть и до истечения двухмесячного срока. В этом случае с них нужно взять письменное согласие на такое увольнение (ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК)). Запись об увольнении в трудовых книжках сотрудников будет звучать так: «Уволен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 5.3 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).
Если сотрудник был уволен в связи с ликвидацией, организация обязана выплатить ему выходное пособие. Кроме того, за сотрудником сохраняется средний заработок на период трудоустройства (ч. 1 ст. 178 ТК). Сотруднику, уволенному раньше установленного срока, помимо выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства полагается дополнительная компенсация. Ее размер равен среднему заработку, рассчитанному за время со дня фактического увольнения до дня, ранее указанного в уведомлении о ликвидации организации. Это следует из положений ч. 3 ст. 180 ТК.
Сведения о сотрудниках, уволенных в связи с ликвидацией организации, нужно подать в Пенсионный фонд РФ в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в инспекцию документов для государственной регистрации ликвидации. Если коммерческая организация ликвидируется в связи с банкротством, то сведения об уволенных сотрудниках подаются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства. Такой порядок установлен ст. 9 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Э.С. Митюкова, к.э.н., генеральный директор Консалтинговой компании «Академия успешного бизнеса»

Как закрыть фирму с убытком

Романова А.С.,

Довольно часто для того, чтобы выжить на рынке товаров и услуг в условиях стремительно меняющейся экономики страны обществам с ограниченной ответственностью приходится менять свою организационную структуру, и в некоторых случаях даже путем ликвидации представительств, филиалов, обособленных подразделений. А отдельным юридическим лицам приходится ликвидироваться полностью в силу несостоятельности (банкротства) или других причин.

Так сложилось, что для ведения предпринимательской деятельности на территории РФ наибольшее предпочтение отдается такой организационно-правовой форме юридических лиц, как общество с ограниченной ответственностью. Объясняется это относительно несложной процедурой их государственной регистрации при создании, существующим пределом ответственности участников, которая ограничивается суммой их вкладов, структурой уставного капитала, доли в котором не нужно оформлять ценными бумагами, небольшим минимальным размером уставного капитала и другими преимуществами. Но мы сегодня поговорим о прекращении деятельности ООО – ее ликвидации.

Сразу хотелось бы сделать оговорку, что банкротство хоть и является одним из путей ликвидации ООО, но представляет собой отдельный довольно обширный институт права.

Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидация — это прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Подчеркнем, что основными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс ликвидации ООО, являются ГК РФ (статьи 61-65, 92), Федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  • достижение обществом цели, ради которой оно создавалось;
  • истечение срока, на который создавалось общество;
  • другие причины (например, решение участников о нецелесообразности дальнейшего осуществления определенного вида деятельности в силу низкой рентабельности данного бизнеса; конфликт между участниками общества и др.).
  • грубые нарушения закона, допущенные при создании общества, если они носят неустранимый характер;
  • осуществление обществом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление обществом деятельности, запрещенной законом;
  • осуществление деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации;
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
  • признание общества несостоятельным (банкротом);
  • установление на конец второго и каждого последующего финансового года факта того, что стоимость чистых активов общества меньше минимального размера уставного капитала, то есть меньше 10 000 рублей ;
  • превышение установленного законом максимального количества участников общества, а именно 50 человек, и при этом, не преобразование предприятия из ООО в акционерное общество в течение года с момента такого превышения.

Как видим, существует множество оснований для принудительной ликвидации ООО. Для ее осуществления Закон наделяет государственные органы и органы местного самоуправления правом предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица.

Так, например, антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

А орган, производящий государственную регистрацию юридических лиц (сегодня это обычно Межрайонные инспекции ФНС России) вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001).

Также и налоговые органы наделены правом предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы (п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах»). Хотелось бы заметить, что налоговые органы любят пользоваться этим своим правом. Очень часто инспекциями предъявляются в суды иски о ликвидации ООО в связи с тем, что общество отсутствует по адресу, указанному в его учредительных документах. Но судебная практика по данному вопросу в большинстве случаев складывается в пользу налогоплательщиков. В качестве примера приведем определение ВАС РФ от 04.04.2008 № 4545/08, определение ВАС РФ от 30.05.2007 № 5879/07, постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2008 № А06-187/2008-21.

Безусловно, положительным моментом является то, что принудительная ликвидация может быть проведена только по решению суда. Это условие определенным образом ограничивает злоупотребление уполномоченными органами своих прав на ликвидацию общества. Исключение из этого имеется только для организаций, не представлявших в течение 12 месяцев налоговой отчетности и не осуществлявших операций по расчетному счету. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, изложенном в ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

Расчет чистых активов определяется по следующей формуле:

Как видим, существует множество оснований для принудительной ликвидации ООО. Для ее осуществления Закон наделяет государственные органы и органы местного самоуправления правом предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица.

Так, например, антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

А орган, производящий государственную регистрацию юридических лиц (сегодня это обычно Межрайонные инспекции ФНС России) вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001).

Также и налоговые органы наделены правом предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы (п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах»). Хотелось бы заметить, что налоговые органы любят пользоваться этим своим правом. Очень часто инспекциями предъявляются в суды иски о ликвидации ООО в связи с тем, что общество отсутствует по адресу, указанному в его учредительных документах. Но судебная практика по данному вопросу в большинстве случаев складывается в пользу налогоплательщиков. В качестве примера приведем определение ВАС РФ от 04.04.2008 № 4545/08, определение ВАС РФ от 30.05.2007 № 5879/07, постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2008 № А06-187/2008-21.

Безусловно, положительным моментом является то, что принудительная ликвидация может быть проведена только по решению суда. Это условие определенным образом ограничивает злоупотребление уполномоченными органами своих прав на ликвидацию общества. Исключение из этого имеется только для организаций, не представлявших в течение 12 месяцев налоговой отчетности и не осуществлявших операций по расчетному счету. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, изложенном в ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

I. Действия, осуществляемые лицом, принявшим решение о ликвидации ООО: