Когда проводится повторная экспертиза

admin

Когда проводится повторная экспертиза

При рассмотрении практически всех категорий дел судьям часто приходится сталкиваться с назначением судебных экспертиз. В настоящее время судебно-экспертных учреждений (СЭУ) огромное количество. Суд может выбрать СЭУ по своему усмотрению, с учетом или без учета мнения сторон, но узнать заведомо о квалификации экспертов в том или ином учреждении суд не всегда имеет возможность. В связи с чем возникают ситуации, когда низкоквалифицированный эксперт провел исследование без соблюдения принципов объективности, научности, всесторонности и полноты исследования, а также независимости эксперта.

Заключение эксперта, как известно не несет в себе заранее установленной силы, а оценивается судом как и остальные доказательства по делу. В таких случаях, когда судья сомневается в обоснованности и объективности проведенного исследования или учитывая мнения одной и сторон, или третьего лица, или соглашаясь с выводами специалиста, проводившего рецензию спорного заключения, или по другим основаниям, он может вынести определение (постановление) о назначение повторной экспертизы по данному делу. Повторная экспертиза в обязательном порядке назначается другому СЭУ или конкретному эксперту, на экспертизу могут поставить как такие же вопросы, что и в первичной экспертизе, так и большее количество волнующих вопросов.

Судебно-экспертным учреждениям рекомендуется проводить повторную экспертизу комиссией экспертов, когда каждый эксперт проводит полное исследование, и по результатам которого формируется общие выводы, или указываются выводы каждого эксперта при наличии в них противоречий. Проведение повторной экспертизы комиссией экспертов не гарантирует правильность и достоверность выводов, но может предупредить допущение некоторых экспертных ошибок, на которые один эксперт может не обратить внимание даже при проверке своего заключения.

При назначении повторной экспертизы необходимо учитывать, что она не является заведомо весомее или достовернее первичной и должна оценивается судом также, как и другие доказательства по делу. Исключением является, если первичная экспертиза проведена с нарушением законодательства, в этом случае заключение эксперта будет являться недопустимым доказательством.

Если повторная экспертиза подтвердит выводы первичной, то у суда может и не остаться сомнений в ее объективности. Ситуация осложняется, если выводы обоих экспертиз будут противоречить друг другу. В таких случаях суд чаще всего вызывает обоих экспертов в судебное заседание для дачи пояснений по проведенной ими экспертизе. Ставя перед экспертами вопросы, судья пытается разрешить возникшие разногласия, а в случае их неразрешимости, по делу может быть назначена очередная повторная экспертиза, к производству которой будет допущен эксперт, не участвовавший ранее в данном деле.

Таким образом, по одному судебному делу может быть назначено несколько экспертиз, проведение которых требует внушительных временных и финансовых затрат, для минимизации которых рекомендуется стороне обращаться ко квалифицированным специалистам с целью подготовки рецензии проведенных экспертиз.

Повторная экспертиза проектной документации: образец

Повторная экспертиза проектной документации, как правило, обязательна при внесении правок в проект, создании дополнительных разделов или отказе уполномоченных органов в выдаче положительного заключения при первичной проверке. В строительной сфере сложился стереотип, что оценка проекта и инженерных изысканий — однократная процедура. Но все чаще происходя ситуации, когда нужна повторная экспертиза. Более того, проверка может проводиться более двух раз. Ниже рассмотрим, в чем сущность повторной проверки, когда и кем она проводится, и какие документы требуется собрать. Отдельное внимание уделим срокам проведения повторной процедуры.

Что такое повторная экспертиза проектной документации?

Термин «повторная экспертиза проектной документации» означает очередную (вторичную) проверку проекта на факт соответствия или несоответствия требованиям законодательства, действующим правилам, стандартам и нормам. Такая экспертиза может осуществляться два и более раза.

В каких случаях проводится?

Внесение правок в проект после одобрения независимых органов — распространенная процедура. В ГрК РФ (п. 7, статье 52) сказано, что при несоответствии параметров проекта теоретическим данным требуется внести изменения. Невыполнение этой работы влечет за собой расхождение параметров реально построенного сооружения с информацией в документах.

Кроме того, экспертный анализ проекта требуется для оформления разрешения на возведение объекта и начала работ с учетом требований законодательства и бюрократических норм. Документация, а также результаты инженерных изысканий могут направляться на экспертизу повторно (от 2 и более раз) после исправления ошибок, указанных в первичном заключении государственных или частных органов. Повторная экспертиза также необходима при внесении изменений в проект, который ранее получил положительное заключение, но имеющиеся правки касаются конструктивных или иных характеристик объекта капстроительства.

Проект, который ранее был одобрен уполномоченным органом, и получивший положительную оценку госэкспертизы, по решению строительной компании или заказчика проекта может пойти на повторную экспертизу (последняя может проводиться от двух и более раз). Это возможно даже в том случае, когда в технические решения вносятся изменения, не касающиеся конструктивных элементов здания. То есть безопасность объекта не страдает, но по решению застройщика или заказчика документ все равно отправляется на повторную экспертизу (для надежности).

Если в проект или/и результаты инженерных изысканий, касающиеся линейных объектов и успешно прошедших проверку государственных органов, внесены правки по отношению к конструктивным элементам, участкам и/или дорожных сооружениям, требуется повторная экспертиза. Но здесь имеется ряд нюансов:

  • Требование касается объектов транспортной инфраструктуры.
  • На повторную проверку направляется только та часть проекта, в которую внесены изменения.
  • Экспертиза инженерных изысканий осуществляется в полном объеме.

Повторная экспертиза проводится в порядке, который оговорен в действующем Положении и касается первичной государственной или независимой проверки. Если в процессе экспертизы уполномоченный орган вернул проект на доработку по причине выявленных недостатков, стоит обратить внимание не возможность их устранения.

Когда еще требуется ее проведение?

В случае, когда корректировка проекта может быть произведена без возврата документов в бумажном виде, а сам заявитель не настаивает на возврате бумаг, экспертный орган выставляет срок для устранения обнаруженных недостатков. В такой ситуации проект, переданный для проведения госэкспертизы, не возвращается. Исполнитель устраняет выявленные ошибки и после внесения изменений отправляет исправленную часть документации для вторичной проверки. Кроме самих бумаг с внесенными правками должна направляться справка с описанием корректировок.

Как результат, при внесении изменений в проект повторной проверке подлежат только те разделы проектной документации, в которую были внесены правки. Кроме того, проверяется совместимость сделанных корректировок с проектом или/и результатами инженерных изысканий (касательно которых ранее была выполнена проверка).

Если первичная или повторная экспертиза проведена, но после этого в законодательство РФ внесены правки, которые могли бы повлиять на результаты экспертной оценки, может потребоваться пересмотр инженерных изысканий и проекта в полном объеме. При этом проводится весь комплекс работ с выдачей заключения о возможности применения переданных для проверки документов.

С учетом сказанного подведем итоги. Прохождение повторной экспертизы требуется в случае:

  1. Уполномоченный орган выдал негативное заключение по проекту. После внесения правок или полной переделки проекта документы снова передаются экспертам в надежде одобрения и получения разрешения на строительство. Вот почему заказчикам важно без промедлений внести изменения в проектную документацию для получения положительного заключения.
  2. В проект внесены дополнительные разделы, имеют место значительные изменения или/и дополнения.

Таким образом, внесение изменений — главный повод для проведения повторной экспертизы проекта. Разница в том, что при отказе уполномоченных органов в выдаче положительного заключения речь идет вынужденном внесении правок, что вызвано ошибками исполнителя, а во втором — добровольными изменениями в проекте. Последнее действие возможно при изменении первоначальных данных или появлении иных обстоятельств.

Какие органы занимаются проведением повторных экспертиз?

Заключение после первичной, повторной и последующей экспертизе проекта выдает тот же орган. Госэкспертиза проектной документации или сооружений капстроительства, а также госэкспертиза результатов изысканий, необходимых для подготовки проекта, выполняется исполнительным органом для субъекта РФ или подчиненной организаций, которая находится на территории интересующего участка (того, где планируется возведение или реконструкция объекта капстроительства).

Негосударственная (частная) экспертиза проекта и/или инженерных изысканий — работа, которая поручается специальным компаниям, имеющим допуск к таким работам и соответствующим требованиям законодательства.

По ФЗ №337 к проведению архитектурного и строительного проектирования, в том числе к инженерным изысканиям запрещено допускать органы исполнительной власти (в том числе находящиеся в их подчинении структуры), осуществляющие госуправление применением атомной энергии, а также госуправление в отношении разработки, утилизации и производства ядерного оружия.

Компании, которые соответствуют требованиям законодательства, и имеют право на проведение государственной экспертизы, не допускаются к выполнению этой работы в случае, если они готовили проектную документацию или готовили результаты инженерных изысканий. Если это требование было нарушено, компания рискует потерять аккредитацию на выполнение работ по частной экспертизе проекта и/или инженерных изысканий. Это значит, что разработкой проектной документации и проведением ее экспертизы должны заниматься разные компании.

Необходимые документы

При проведении повторной экспертизы также не обойтись без сбора документов. При этом перечень бумаг будет немного отличаться от того списка, что собирается при первичной проверке.

Так, государственный или частный орган стоит передать:

  • Заявление на повторную экспертизу (Образец заявления о проведении повторной государственной экспертизы).
  • Задание на создание проекта. В нем должны быть указаны изменения, которые влияют на безопасность и надежность объекта капстроительства. Речь идет об изменениях, которые должны вноситься в проект или дополнение к заданию на создание проекта с указанием правок.
  • Исходно-разрешительные бумаги, которые шли вместе с ранее утвержденным проектом. Передается «старая» и новая документация, по которой осуществляется внесение правок.
  • Положительное заключение госэкспертизы (хватит копии).
  • Пояснительная записка. В ней должны описываться проектные решения, а также изменения для каждого из разделов. В переданной пояснительной записке должна быть полная информация. Во-первых, названия разделов, в которые вносятся правки. Во-вторых, описание того, как внесенные корректировки отразились на решениях проекта, в том числе технических и экономических параметрах. В-третьих, список разделов проекта, которые остались без изменений.
  • Справка, подтверждающая внесение правок в проект, который ранее получил положительное заключение со стороны уполномоченных органов в секторе технических решений, влияющих на ключевые характеристики объекта капстроительства (безопасность и надежность). На справке должна стоять подпись главного инженера проекта.
  • Все разделы проектных документов. В эту категорию входит текстовая часть с описанием правок по каждому из разделов или запись об отсутствии изменений, а также графическая часть. В последнюю составляющую входят чертежи, а также внесенные в них изменения с учетом ГОСТ 21.1101-2009, а также обновленные чертежи.
  • Отчеты, касающиеся инженерных изысканий (в тех случаях, когда это требуется).

Сроки проведения

Как отмечалось, порядок проведения повторной экспертизы не меняется. Это значит, что сроки выполнения работы остаются такими же, как в случае первоначальной проверки. Так, период предоставления госуслуги по проверке проекта и/или инженерных изысканий должен составлять до 60 суток со дня передачи заявителем бумаг, подтверждающих оплату услуги с учетом стоимости, указанной в договоре.

Кроме того, на проведение государственной экспертизы выделяется срок в 45 суток для:

  • Результатов инженерных изысканий, которые направляются на госэкспертизу до передачи для проверки проектной документации.
  • Проекта или проекта в комплексе с результатами инженерных исканий касательно жилых сооружений, относящихся к объектам капстроительства. Сюда же относятся объекты, в состав которых входят встроенные или пристроенные нежилые помещения, которые не относятся к категории уникальных.
  • Проекта, а также проекта и результатов инженерных изыскания касательно объектов капстроительства, возведение, восстановление или капремонт которых осуществляется в особой экономической зоне.

Проведение экспертизы в срок до месяца характерно для случаев проверки правильности оформления сметы касательно объектов капстроительства, возведение которых финансируется за счет государственных средств.

В законодательстве указано, что нормативные сроки могут продлеваться не больше, чем на месяц, а максимальное время ожидания в очереди на получение госуслуги — до часа. Заявка регистрируется в срок до суток.

Повторная экспертиза проектной документации: когда проводится и как осуществляется

У уполномоченных органов есть в распоряжении до 45 дней, чтобы провести проверку предоставленной документации по проекту и принять решение, соответствует информация в бумагах существующим правилам и нормам или нет. Но часто из-за ошибок в оформлении или содержании бумаги по проекту возвращаются исполнителю. В каких случаях это возможно? Когда проводится повторная экспертиза и как организован этот процесс? В какой срок требуется внесение изменений?

Отказ или возврат документов

По требованию законодательства заявитель после передачи требуемого пакета бумаг в 45-дневный срок (в некоторых случаях в 10-дневный) получает проект соглашения с расчетом будущих платежей за проведение экспертизы или отказ в приеме бумаг. Бывают ситуации, когда уполномоченный орган и вовсе возвращает проектную документацию без рассмотрения.

Переданные бумаги возвращаются заказчику без рассмотрения в случаях:

  • когда проведением экспертизы должна заниматься другая компания;
  • когда переданный пакет бумаг не нуждается в проверке как таковой.

Бывают и другие ситуации, когда уполномоченный орган возвращает документы для внесения изменений. Такое возможно в следующих случаях:

  • В документах нет разделов, требуемых ГрК РФ (перечень разделов приводятся в статье 48, разделах 12-13).
  • Информация, которая содержится в разделах, не соответствует действующим требованиям к проекту.
  • Форма и состав инженерной части проекта не соответствует нормам, прописанным в ГрК РФ.
  • К рассмотрению передан не весь список документов, требуемых для проведения экспертизы.

Во всех упомянутых выше случаях бумаги возвращаются заявителю для доработки. При этом ему выделяется время на внесение исправлений. После этого может быть проведена повторная экспертиза.

Бывают ситуации, когда замечания, найденные уполномоченной структурой, могут быть устранены без возврата бумаг заявителю. Как и в прошлом случае, оговаривается срок, в течение которого проводится устранение недоработок и внесение изменений (максимально допустимый период — месяц).

Тонкости проведения повторной экспертизы

По закону документация по проекту может направляться на повторную экспертизу от двух и более раз. При этом недостатки к моменту передачи бумаг должны быть устранены. Чтобы упростить задачу исполнителю, проверяющий орган указывает имеющиеся недоработки и требуемые изменения в специальном перечне. Все, что требуется от заказчика — после получения бумаг внести корректировки. При этом порядок проведения повторной экспертизы не отличается от того, что имеет место при первичном контроле.

Если в возврате документов заявителю нет необходимости, то бумаги остаются у проверяющей организации, а разработчик проекта вносит корректировки в установленные сроки. Как только часть или полный пакет документов скорректированы, они возвращаются на повторную проверку. Одновременно с этим уполномоченной структуре передается справка с перечнем внесенных корректировок.

Стоит отметить, что повторной проверке подвергается только та часть бумаг, которая была скорректирована заявителем. Также проверяется, насколько корректировки соответствуют проекту, в отношении которого ранее была проведена экспертиза.

Возможны ситуации, когда после проведения проверки в законодательство РФ внесены поправки, влияющие на конечный результат проверки. В этом случае проект должен быть проверен полностью, а не только его скорректированная часть.

В практике известны и другие случаи. Так, если в документацию по проекту внесены корректировки, не влияющие на конечную безопасность или надежность сооружения, то бумаги могут направляться на повторную проверку по рекомендации застройщика (техзаказчика) даже при положительном заключении госэкспертизы, полученном ранее.

Особенности получения услуги

Заявка на повторную экспертизу может быть подана через государственный портал услуг. Такая работа выполняется лично или через специального представителя. Аналогичные требования предъявляются и к получателю результатов проверки.

Стоимость услуги — 20 тысяч рублей. При этом внесение средств, как правило, производится безналичным расчетом. Заявление регистрируется в период до часа, а срок выполнения заявки (при обращении через сайт госуслуг) — до 45 суток.

В роли получателей выступают юрлица, которые имеют соответствующее образование. Это может быть заказчик, застройщик или другой уполномоченный орган. После получения бумаг проводится их проверка и выносится решение — принимать проект или нет. При этом основания для отказа перечислены выше.

Наиболее частые ошибки заявителей — подача неполного перечня бумаг, несоблюдение правил содержания документации или отсутствие в бумагах требуемых разделов. Бывают также ситуации, когда отказ имеет место из-за подачи документов лицом, который для этого не уполномочен.

Результат обращения — получение заключения, которое дополнительно проверяется на факт достаточности и качества выполненных работ. Если в заключении найдены ошибки, то оно может быть возвращено эксперту для доработки.

Когда проводится повторная экспертиза

Ситуация: На капитальный ремонт здания учреждения образования (школы) разработана сметная документация на основании Нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении утверждены приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 450 «Об утверждении нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Методических указаний по их применению», в редакции от 30.01.2017 № 16 (далее – НРР-2012). Источник финансирования – бюджетные средства.

По состоянию на 31 мая 2017 г. договор строительного подряда на выполнение работ не был заключен, и заказчик дал задание проектной организации произвести пересчет сметной документации с применением Нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении утверждены приказами Минстройархитектуры от 30.10.2016 № 238 «Об утверждении нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении» и от 30.12.2016 № 319 «Об утверждении нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, Методических указаний по их применению и сборников норм» (далее – приказ № 238, приказ № 319, НРР-2017). В итоге сметная стоимость капитального ремонта уменьшилась.

Вопрос:

Обязательно ли прохождение повторной экспертизы сметной документации?

В данном случае – не обязательно. Но должны соблюдаться определенные условия.

Итак, согласно п. 4 приказов № 238 и № 319 по объектам, на которые разработана сметная документация, но до 1 января 2017 г. не заключены договоры строительного подряда, уточнение сметной стоимости строительства производится по заданию заказчика.

Такие же рекомендации содержатся и в письме Минстройархитектуры от 31.01.2017 № 04-3-03/1442, в котором:

  • разъяснены нормы п. 4 приказов № 238 и № 319 по вопросу пересчета сметной документации;
  • рекомендовано производить по усмотрению заказчика уточнение сметной стоимости строительства по объектам, на которые разработана и утверждена в установленном порядке сметная документация, но не проведены торги (по объектам, при строительстве которых проведение торгов является обязательным) и не заключены договоры строительного подряда до 1 января 2017 г.

Пересчет выполняется по заявительному принципу за счет непредвиденных расходов и затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, и (или) за счет средств заказчика.

Повторная государственная экспертиза и повторное утверждение архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) проводятся в обязательном порядке в случаях:

  • выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы;
  • внесения по инициативе заказчика, застройщика изменений в утвержденную проектную документацию в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в т.ч. увеличением стоимости строительства, определенной утвержденной проектной документацией;
  • необходимости повторного утверждения проектной документации с внесенными в нее изменениями;
  • внесения изменений в строительный проект (при проектировании в две стадии) в отношении проектной документации для объектов строительства (в т.ч. жилых домов), финансируемых полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств;
  • принятия заявителем решения о необходимости проведения дополнительной оценки соответствия объекта государственной экспертизы требованиям, определенным заявителем в соответствии с приложением 2 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) утверждено постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791.

Не является обязательным повторное прохождение государственной экспертизы проектной документации в следующих случаях:

  • снижения сметной стоимости строительства при сохранении других технико-экономических показателей объекта, определенных составной частью проектной документации – проектом организации строительства (далее – ПОС);
  • изменения условий строительства, определенных ПОС, не приводящего к увеличению сроков строительства и сметной стоимости при обеспечении безопасности условий труда, экологической и пожарной безопасности;
  • замены по результатам проведенных торгов или иных процедур закупки технологического и инженерного оборудования, материалов, не влияющей на технико-экономические показатели объекта, безопасность условий труда, экологическую и пожарную безопасность и не влекущей увеличения сметной стоимости;
  • приемки в эксплуатацию в установленном порядке законченных строительством объектов.

Из вышеизложенного следует, что в случае снижения сметной стоимости строительства при пересчете ее из НРР-2012 в НРР-2017 без внесения изменений в проектную документацию (кроме случаев прохождения повторной государственной экспертизы и ее повторного утверждения в обязательном порядке) повторное прохождение государственной экспертизы проектной, в т.ч. сметной, документации не является обязательной процедурой, но может осуществляться по усмотрению заказчика, застройщика. Порядок проведения такой повторной государственной экспертизы тот же, что и для вновь разработанной документации.

Когда проводится повторная экспертиза

Согласно проектно-сметной документации фундаменты на строительство объекта предусмотрены из забивных свай. Заказчик получил положительное заключение органов государственной экспертизы. Подрядная организация предоставила заказчику и проектной организации расчеты по замене забивных свай на буронабивные сваи, доказав экономический эффект по срокам строительства и экономии материалов.

Достаточно ли согласования главного инженера проекта проектной организации на выполнение фундаментов из буронабивных свай, или проектно-сметная документация должна опять пройти экспертизу, что отодвигает сроки получения разрешения на строительство в Госстройнадзоре?

Внесение изменений и дополнений по инициативе заказчика, застройщика в утвержденную ПСД должно быть обязательно согласовано с разработчиком проектной документации и подлежит повторной экспертизе в связи с изменением технико-экономических показателей объекта в случаях и порядке, установленных СовМином, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

В приложении 1 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, в редакции от 01.04.2014 № 301, определен перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной. Из данного перечня следует, что в случае внесения изменений в проектную документацию на устройство несущих конструкций необходимо производить повторную экспертизу ПСД.

Поскольку фундаменты являются несущими конструкциями, то проектная документация в рассматриваемом случае подлежит обязательной повторной экспертизе и согласования ГИП не достаточно. В данном случае повторная государственная экспертиза проводится в порядке, установленном для вновь разработанной документации.

В случае необходимости внесения изменений и дополнений в утвержденные архитектурные проекты, утверждаемые архитектурные части строительных проектов по объектам, которые находятся в стадии строительства, экспертиза проводится в следующем порядке:

  • на экспертизу представляются: пояснительная записка с характеристикой и обоснованием проектных решений, выполненных в строительном проекте с отступлением от утвержденного архитектурного проекта, утверждаемой архитектурной части строительного проекта, сопоставительные ведомости изменения проектных решений и изменения сметной стоимости с приложением документов, на основании которых внесены изменения;
  • по представленной документации с учетом рассмотрения (при необходимости) проектных решений, разработанных на стадии строительного проекта, выдается заключение государственной экспертизы, позволяющее обеспечить ее повторное утверждение.

Светлана Филоненко, ведущий инженер проектно-сметной документации