Комментарий к 275 статье ук рф

admin

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность РФ, т.е. состояние защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности России от внешнего враждебного воздействия.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением любого из следующих действий: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

3. Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только субъектом преступления. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью подпадает под описание, содержащееся в ст. 276 УК (см. комментарий к ней).

4. Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, несанкционированная огласка которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности России и которые отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» в редакции Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г.

5. Деяние образует состав государственной измены, если государственная тайна выдается именно иностранному государству, иностранной организации (государственной, негосударственной, межгосударственной) или их представителям — руководителям, сотрудникам, посредникам и т.д.

6. Выдача означает предоставление сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, вручение чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов и т.д.

7. Под иным оказанием помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. К таким действиям относятся: вербовка агентов для зарубежных разведывательных служб; предоставление иностранным разведчикам жилья, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, одеждой, деньгами и т.д.

8. Если гражданин РФ, оказывая помощь указанным в законе субъектам в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности, совершает политическое (диверсия, вооруженный мятеж и др.) или общеуголовное (убийство, кража и т.п.) преступление, то оно подлежит дополнительной квалификации по совокупности с государственной изменой.

9. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственной измены с момента фактической передачи представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Государственная измена в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ считается оконченным преступлением с момента совершения конкретного действия, которым оказывается реальная помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности.

10. Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом. Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства и т.д.

11. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет. Его соучастником не может быть лицо, не обладающее названным специальным признаком. Действия иностранного гражданина или лица без гражданства, привлекшего россиянина к противоправному завладению сведениями, составляющими государственную тайну, должны квалифицироваться как шпионаж, а совершение иных враждебных действий в ущерб внешней безопасности нашей страны надлежит квалифицировать по статьям гл. 29 УК, предусматривающим ответственность за такие действия (ст. ст. 277 — 282).

12. Субъектом выдачи государственной тайны может быть не только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены либо стали известны по службе или работе (такое мнение не основано на букве закона), но также лица, которым такие сведения стали известны иным путем (за исключением их собирания или похищения), например были сообщены знакомыми, попали в распоряжение данного лица случайно и т.п.

13. Примечание к ст. 275 УК содержит основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий.

Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ.

Во-вторых, условием освобождения от уголовной ответственности за государственную измену является отсутствие в действиях гражданина РФ иного (помимо государственной измены) состава преступления.

При наличии обоих указанных в примечании к ст. 275 УК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности за государственную измену или за шпионаж является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК).

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Текущая редакция ст. 275 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения в области обеспечения безопасности и защиты основ конституционного строя Российской Федерации.

2) объективная сторона: действия, совершенные гражданином РФ и направленные на государственную измену:
— шпионаж (см. ст. 276 УК РФ);
— выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации;
3) субъект: гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет, осведомленный в сведениях, составляющих государственную тайну, которые были ему доверены или стали известны по службе, работе, учебе или иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Преступление считается оконченным с момента принятия гражданином Российской Федерации на себя обязательств перед иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями по проведению шпионской деятельности, выдаче сведений, составляющих государственную тайну, либо по оказанию финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

По настоящей статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности — добровольное и своевременное сообщение органам власти лицом, совершившим данное преступление о нем или способствование иным образом предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации, при условии что в его действиях не содержится иного состава преступления.

2. Применимое законодательство:
1) Закон РФ «О государственной тайне» (государственная тайна (ст. 2), перечень сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5), допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (ст. 21), ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне (ст. 26);
2) ФЗ «О безопасности» (основные принципы обеспечения безопасности (ст. 2), содержание деятельности по обеспечению безопасности (ст. 3), правовая основа обеспечения безопасности (ст. 5);
3) ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ст. 8 — направления деятельности федеральной службы безопасности (контрразведывательная деятельность), ст. 12 — обязанности федеральной службы безопасности (выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов федеральной службы безопасности);
4) ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 4 — основные понятия, гражданин иностранный гражданин, лицо без гражданства);
5) ФЗ «Об обороне» (ст. 2 — организация обороны);
6) УПК РФ (ст. 151);
7) акты Президента РФ:
— указ от 05.02.2010 N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»;
— указ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
— указ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Межведомственная комиссия осуществляет полномочия по формированию перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, организует разработку предложений о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности России в следствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну);
— указ от 30.11.95 N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (сведения, отнесенные к государственной тайне, в военной области, экономики, науки и техники, внешней политики, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и антитеррористической деятельности);
— распоряжение от 16.04.2005 N 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»;
8) акты Правительства РФ:
— постановление от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;
— постановление от 02.08.97 N 973 «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям»;
— постановление от 04.09.95 N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

3. Судебная практика:
1) кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 06.11.2003 N 5-О03-234.

2) постановление КС РФ от 19.04.2010 N 8-П;
3) постановлением КС РФ от 07.06.2000 N 10-П разъяснено, что суверенитет предполагает по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус;
4) постановлением КС РФ от 20.12.95 N 17-П разъяснено, что уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч.3 ст. 15 Конституции РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 275 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 275 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 276 УК РФ. Шпионаж

Новая редакция Ст. 276 УК РФ

Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Статье 276 УК РФ

1. Объект преступного посягательства — внешняя безопасность РФ (см. п. 1 — 2 коммент. к ст. 275).

2. Предметы преступного посягательства — сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения (см. п. 5 коммент. к ст. 275).

3. В зависимости от предмета преступления шпионаж подразделяется на два вида: а) предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну; б) предметом которого являются иные сведения.

4. Объективная сторона шпионажа, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, выражается в передаче либо собирании, похищении или хранении этих сведений в целях передачи адресату.

5. Объективная сторона шпионажа, предметом которого являются иные сведения, выражается в их передаче или собирании по заданию иностранной разведки.

6. Адресатами шпионажа выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители (см. п. 6 — 6.3 коммент. к ст. 275).

7. Передача сведений заключается в совершении любых действий, в результате которых эти сведения доводятся до адресата. Она может осуществляться устно или письменно, лично или через посредника, с использованием тайников, различных технических средств и т.п.

8. Собирание представляет собой любой способ получения сведений, за исключением похищения. Это может быть личное наблюдение, подслушивание, выведывание, фотографирование объектов, использование аудио- и видеозаписи, других технических средств для получения информации и т.п.

9. Похищение выражается либо в тайном или открытом безвозмездном изъятии сведений из владения юридических либо физических лиц вопреки воле владельцев, либо путем их обмана или вымогательства. В данной форме шпионажа сведения изымаются не на время, а навсегда. Не будет похищения в случае, если содержащие сведения предметы или документы изымаются для того, чтобы снять с них копии, а затем вернуть на место хранения или владельцу. Содеянное квалифицируется как собирание сведений.

10. Хранение означает любой способ сбережения сведений, обеспечивающий сохранность и неизменность информации. Оно может осуществляться как в помещениях, принадлежащих виновному, так и в других местах. Срок хранения на квалификацию не влияет.

11. Шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, может осуществляться как по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, так и по инициативе субъекта. Преступление окончено (составом) в момент совершения передачи либо собирания, похищения или хранения сведений в целях передачи их адресату.

12. Шпионаж, предметом которого являются иные сведения, совершается только по заданию иностранной разведки и отражает преступление, оконченное (составом) в момент передачи или собирания этих сведений. Если иные сведения собираются иностранцем или лицом без гражданства по собственной инициативе, но в целях последующей передачи адресату, то содеянное следует квалифицировать как приготовление к шпионажу.

13. Субъективная сторона шпионажа характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. лицо осознает общественно опасный характер своих действий и желает их совершить.

13.1. Собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется со специальной целью — передачи указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Совершение перечисленных действий без цели передачи адресату не образует шпионажа.

14. Субъект шпионажа специальный — иностранный гражданин или лицо без гражданства, вменяемый, достигший 16 лет. Организаторами, подстрекателями и пособниками шпионажа могут выступать и граждане Российской Федерации при отсутствии в их действиях признаков государственной измены (см. коммент. к ст. 275).

15. На шпионаж распространяется действие примеч. к ст. 275, предусматривающего условия освобождения от УО (см. п. 14 коммент. к ст. 275).

16. Шпионаж относится к категории особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 276 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В зависимости от специфики предмета преступления закон выделяет две разновидности шпионажа, характеризуемые разными, хотя и пересекающимися, признаками.

2. В первом случае шпионаж совершается в отношении сведений, составляющих государственную тайну, и выражается альтернативно в следующих действиях: а) передача их тем же адресатам, что и при выдаче государственной тайны; б) собирание в целях передачи; в) похищение в тех же целях; г) хранение в тех же целях.

3. Во втором случае шпионаж совершается в отношении иных сведений, в том числе и тех, к которым имеется свободный доступ (пробы воздуха и воды, подборка научных, публицистических и иных материалов, данные географического, демографического и иного характера и т.п.). В этом случае перечень действий иной — только передача и собирание, но при обязательном условии, характеризующем обстановку и цели адресата, — при наличии задания иностранной разведки для использования сведений в ущерб внешней безопасности России.

4. Передача сведений адресату по своему содержанию не отличается от выдачи государственной тайны с тем уточнением, что здесь виновный не имел законного доступа к соответствующим сведениям. Собирание — любые способы поиска, обнаружения и накапливания сведений, не являющиеся их похищением (визуальное наблюдение, взятие проб, фотографирование и т.п.). Похищение — противоправное безвозмездное изъятие материальных носителей информации (документов, машинных носителей и т.п.). Оно может быть совершено различными способами и при наличии к тому оснований требует квалификации по совокупности с соответствующими преступлениями против личности, собственности и общественной безопасности. Хранение — фактическое нахождение сведений у того виновного, который их не собирал и не похищал (при себе, в домах, тайниках и т.п.).

5. Первая разновидность шпионажа может быть совершена виновным инициативно, во втором случае требуется задание иностранной разведки, иначе речь может идти лишь о приготовлении к преступлению.

6. Шпионаж окончен в момент совершения соответствующих деяний.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью передачи сведений соответствующему адресату. Во второй разновидности шпионажа умыслом виновного должны охватываться враждебные цели иностранной разведки.

8. Субъект специальный — иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена (действующая редакция)

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 275 УК РФ

1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния:

2) выдача государственной тайны;

3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.

3. Выдача государственной тайны — это сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В него включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и др.

4. Способ выдачи государственной тайны уголовно-правового значения не имеет.

5. Иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной; представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные или иные лица, действующие по их поручению.

Преступление в этой форме считается оконченным с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

6. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройство, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д. В содержание указанного признака не входят шпионаж и выдача государственной тайны.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи указанным в законе адресатам (иностранному государству, иностранной организации или их представителям).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

9. Примечание к комментируемой статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Статья 275. УК РФ

Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарии к статье 275 УК РФ

Объектом государственной измены являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности Российского государства. Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 , стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной безопасности являются защита основ конституционного строя и суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности.

СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Основы конституционного строя РФ представляют собой главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства, которое, с одной стороны, выполняет функции управления обществом, а с другой — находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей. В Конституции РФ основы конституционного строя регламентированы главой 1, в которой определены носитель суверенитета и источник власти в России, заложены основы правового статуса личности в государстве, закреплена форма правления и тип государственного устройства, указаны иные принципиальные характеристики Российского государства как демократического, светского, социального.

Суверенитет предполагает по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.

Территориальная целостность и неприкосновенность России тесно связаны с государственным суверенитетом, являются одновременно его отражением и условием. Они раскрываются в следующих положениях: «1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности «федеральной интервенции» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации» .

Эбзеев Б.С. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 40.

Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну, либо иные сведения, которые могут быть использованы иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями в ущерб безопасности Российской Федерации .

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 марта 1996 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» признал неконституционной практику отстранения адвоката от участия в качестве защитника в производстве по уголовным делам, связанным с государственной тайной, ввиду отсутствия у него специального допуска к государственной тайне.

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) сведения, составляющие государственную тайну РФ, — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. Указа Президента РФ от 19 марта 2013 г.). В частности, государственную тайну составляют сведения о дислокации, организационной структуре, вооружении и состоянии боевого обеспечения войск; о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение; о финансовой политике в отношении иностранных государств; о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, и т.д. .

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220.

СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 20 декабря 1995 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» и подтвержденной в Определении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Сказанное полностью применимо и к проблеме ответственности за государственную измену и шпионаж.

К «иным сведениям», которые могут стать предметом государственной измены, относятся любые сведения, не составляющие государственной тайны, использование которых иностранными или международными силами способно причинить ущерб безопасности страны. Эти сведения могут касаться различных сторон жизни государства и общества: политики, хозяйства, культуры, науки, организации транспортных перевозок, сети дорог автомобильного и железнодорожного транспорта, порядка оформления документов и т.д. Они могут носить ограниченный характер либо находиться в свободном доступе, почерпнуты из средств массовой информации или получены в частных беседах. Характер сведений и источник их получения не влияют на квалификацию содеянного.

Как предмет государственной измены сведения могут быть объективированы в устной речи, письменных источниках, технических изделиях и т.д.

Объективная сторона государственной измены состоит в активных, враждебных, совместных с иностранным государством, иностранной или международной организацией или их представителями действиях гражданина РФ, направленных в ущерб безопасности Российской Федерации. Состав преступления является формальным; государственная измена окончена с момента совершения виновным действий независимо от фактического наступления последствий.

В диспозиции ст. 275 УК РФ альтернативно указаны следующие действия, составляющие объективную сторону государственной измены: а) шпионаж, б) выдача государственной тайны, в) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, иностранной или международной организации или их представителям . Выполнения хотя бы одного из них достаточно для привлечения к уголовной ответственности.

Конституционность существующих форм государственной измены была полностью подтверждена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова». Как указал Суд, гарантируя права и свободы человека и гражданина и обеспечивая их защиту, государство одновременно вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе предусматривать уголовную ответственность за деяния, умышленно совершенные в ущерб основным ценностям конституционного строя. Установление уголовной ответственности за выдачу государственной или военной тайны иностранному государству не противоречит ч. 3 ст. 15, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а установление уголовной ответственности за измену Родине в форме оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации, умышленно совершенное гражданином в ущерб ее суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности, не противоречит ч. ч. 1 и 3 ст. 4, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 59 Конституции РФ.

Шпионаж как форма государственной измены с объективной стороны идентичен шпионажу как самостоятельному преступлению, предусмотренному ст. 276 УК РФ. Он определяется законом как передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности России .

Характеристика действий дается по аналогии с рекомендациями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и в п. п. 7, 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

В отношении сведений, составляющих государственную тайну, уголовно наказуемыми признаются следующие действия: передача, собирание, похищение или хранение; при этом состав преступления будет иметь место как в случае совершения указанных действий по заданию иностранного государства, иностранной или международной организации или их представителей, так и в инициативном порядке, если будет установлена цель передачи этих сведений определенным в статье уголовного закона адресатам.

В отношении «иных сведений» уголовно наказуемыми признаются лишь их передача или собирание; при этом обязательным признаком является совершение указанных действий по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, в то время как цель последующей передачи указанных сведений тем или иным адресатам не имеет решающего значения при квалификации.

Передача — это действия, состоящие в незаконном предоставлении сведений, составляющих предмет шпионажа, лицами, у которых находятся эти сведения, посторонним лицам для временного использования или хранения. Как передачу сведений следует квалифицировать и иные разновидности действий, состоящих в любых способах их возмездного либо безвозмездного сбыта другим лицам (продажу, дарение, обмен и т.д.). Как самостоятельный признак состава государственной измены, передача предполагает предоставление соответствующим адресатам сведений, которыми виновный изначально владеет на незаконных основаниях.

Собирание — это действия, состоящие в различных (кроме похищения) способах завладения и приобретения сведений, составляющих предмет шпионажа: покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение этими сведениями в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков хищения. Собирание сведений может быть совершено способом, составляющим самостоятельное преступление (например, путем применения насилия к лицу с целью получения от него соответствующих сведений). В этом случае виновный несет ответственность по правилам совокупности преступлений.

Похищение — это действия, заключающиеся в изъятии у юридических или физических лиц носителей информации, составляющей государственную тайну, независимо от того, владеют ли эти лица соответствующими предметами законно или незаконно; это противоправное завладение носителями информации любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом. Очевидно, что «похищение» сведений, составляющих государственную тайну, предполагает хищение физических носителей таких сведений. В силу чего при наличии к тому оснований содеянное виновным может быть квалифицировано по совокупности с преступлениями против собственности (например, ст. 164 УК РФ).

Хранение — это действия, связанные с незаконным владением сведениями, составляющими государственную тайну, и сокрытие носителей соответствующей информации в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Адресаты, которым передаются сведения, составляющие предмет шпионажа, четко определены в ст. 276 УК РФ. Ими являются иностранное государство, иностранная или международная организация, иностранная разведка, их представители.

Иностранное государство — это любая (кроме Российской Федерации) политико-правовая организация конкретного общества с соответствующей формой правления вне зависимости от того, входит ли она в ООН, имеются ли у нее дипломатические отношения с Россией и признана ли она международным сообществом в качестве субъекта международного права.

Иностранная организация — это объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующее определенную программу, действующее как на территории РФ, так и за ее пределами.

Понятие международной организации для целей применения ст. 275 и ст. 276 УК РФ нуждается в широкой трактовке. Ею следует признавать не только созданные государствами на основании договоров или иных соглашений органы сотрудничества государств по тем или иным вопросам или наднациональные, надгосударственные организации, которым государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий, а также, исходя из Пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (который стал Законом N 190-ФЗ от 12 ноября 2012 г.), организации, основанные отдельными лицами для осуществления деятельности на территории нескольких государств.

Представители иностранного государства, международной или иностранной организации — это лица, которые наделены правом принимать решения, выступать от имени и в интересах такого государства или организации. Исходя из смысла закона, передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ, но при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как пособничество в указанных преступлениях либо как разглашение или выдача государственной тайны.

Иностранная разведка — это разновидность спецслужбы иностранного государства, государственный орган (их система или структурное подразделение государственного органа), наделенный полномочиями по осуществлению разведывательной (контрразведывательной) деятельности.

Лицо, действующее в интересах иностранной разведки, не обязательно является представителем (официальным представителем) спецслужб, в качестве такого может выступать любое частное лицо, выполняющее отдельные задания иностранной разведки.

Государственная измена в форме шпионажа (и шпионаж как самостоятельное преступление) окончена с момента совершения соответствующих действий: передача — в момент отчуждения сведений; собирание и похищение — в момент завладения сведениями; хранение — с момента начала хранения независимо от его продолжительности.

Поскольку действия, образующие шпионаж, перечислены законодателем как альтернативные, последовательное собирание, хранение и передача лицом сведений, составляющих предмет преступления, квалифицируются как единое преступление.

Выдача государственной тайны как форма государственной измены состоит в передаче соответствующих сведений международной или иностранной организации, иностранному государству или их представителям и может быть совершена лишь лицом, которое располагает соответствующими сведениями по службе, работе, учебе или в силу иных законных оснований. Установление законности факта владения сведениями, составляющими государственную тайну, является необходимым условием отграничения таких форм государственной измены, как шпионаж и выдача государственной тайны.

Оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ как форма государственной измены, может выражаться в различных действиях: предоставлении денежных средств, оборудования, проведении финансовых операций, оказании консультационных услуг, укрывательстве агентов иностранных спецслужб, пособничестве в осуществлении ими своей разведывательной и иной деятельности, вербовке агентов для иностранных спецслужб, переходе на сторону врага в военное время, совершении каких-либо преступлений по заданию иностранного государства или его спецслужб и т.д. В случаях, когда конкретные действия, состоящие в оказании помощи иностранному государству, содержат признаки каких-либо самостоятельных составов преступлений, содеянное подлежит квалификации по правилам идеальной совокупности преступлений. Для установления данной формы государственной измены в настоящее время нет необходимости устанавливать, что субъект оказывал помощь иностранному государству, иностранной или международной организации в проведении именно враждебной деятельности. Достаточно, чтобы эта деятельность была направлена на причинение ущерба безопасности страны.

Преступление окончено с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ст. 275 УК РФ. Состав преступления формальный.

С субъективной стороны государственная измена характеризуется виной в форме умысла. Субъект преступления осознает, что совершаемые действия причиняют или способны причинить ущерб безопасности Российской Федерации, но несмотря на это не высказывает желания прекратить преступные действия и не прекращает их .

Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 6 ноября 2003 г. N 5-О03-234 по делу Бабкина А.И. // Официальный сайт Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru.

Мотивы и цели государственной измены могут быть разнообразными (корыстные, политические, националистические, трусость и малодушие и т.д.). Они не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению, поскольку значимы для определения меры ответственности и наказания виновного.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и являющееся гражданином РФ. Субъект специальный. Бипатриды также несут ответственность за государственную измену по ст. 275 УК РФ, поскольку наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Граждане иных государств, лица без гражданства при совершении действий, описанных в диспозиции ст. 275 УК РФ, могут нести ответственность в зависимости от ситуации либо по ст. 276 УК РФ, либо согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ за соучастие (как организаторы, подстрекатели или пособники) в государственной измене.

В примечании к ст. 275 УК РФ законодатель предусмотрел поощрительную норму, согласно которой лицо, совершившее государственную измену, должно быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится состава иного преступления.

Добровольность сообщения органам власти о совершенном преступлении не связывается законом с мотивами поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими такому поведению или повлиявшими на принятое решение. Сообщение может быть сделано как в любой государственный, так и в муниципальный орган власти.

Добровольность предполагает: отсутствие принуждения со стороны кого-либо, неосведомленность органов власти о совершенном преступлении или лице, его совершившем, наличие у субъекта преступления реальной возможности продолжать свою преступную деятельность. Добровольное сообщение о совершенном преступлении в смысле примечания к ст. 275 УК РФ не предполагает обязательного наличия известных закону признаков деятельного раскаяния (способствование раскрытию преступления, возмещение ущерба). Соответствующие действия могут иметь место, но их отсутствие не препятствует при наличии иных требуемых обстоятельств применению анализируемого примечания.

Своевременность сообщения предполагает, что оно сделано в срок, разумно достаточный для того, чтобы компетентные органы имели возможность предотвратить наступление дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Исходя из текста закона, своевременность сообщения не зависит от стадии совершения преступления; она может быть установлена как на стадии покушения, так и после окончания преступления.

«Иное» способствование предотвращению ущерба интересам России как альтернативное основание освобождения от ответственности за государственную измену, как правило, имеет место после соответствующего сообщения о совершенном преступлении. Оно может выражаться в изобличении соучастников, раскрытии каналов связи с иностранными спецслужбами, перевербовке и т.д.