Кому принадлежат личные неимущественные права на служебное произведение

admin

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ПРАВА НА СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

Как известно, вопросы, связанные с защитой авторских прав, регулируются Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах“. Между тем многие его нормы более чем противоречивы. Так, например, юристы до сих пор спорят, кому (работнику или работодателю) принадлежат исключительные права на служебные произведения, выходящие на страницах периодических изданий; а также должен ли работодатель платить дополнительное вознаграждение работникам за каждый вид использования созданных ими “шедевров“.

Прежде чем более подробно рассказать о сути спора и привести аргументацию двух противоположных позиций, вкратце напомним читателям некоторые основные моменты, связанные с авторским правом и смежными правами.


Основные моменты, связанные с авторским правом

Что является объектом авторского права?

Согласно ст. 6 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах“ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. Они могут быть как обнародованы, так и не обнародованы. Но для того чтобы произведения подлежали защите, они должны существовать в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной, в других формах.

В ст. 7 вышеназванного Закона уже конкретно перечислены произведения, являющиеся объектами авторского права. Это:

— литературные, драматические, музыкально-драматические, музыкальные, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

— производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты и т.д.);

— сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Две группы прав

Согласно ст. 9 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах“ авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Автору не надо осуществлять регистрацию произведения или каким-либо иным образом его специально оформлять. А вот из ст. ст. 15 и 16 Закона мы узнаем, что автору принадлежат:

— личные неимущественные права и
— исключительные права на использование произведения (по общему правилу).

Попытаемся разобраться, в чем разница между ними.

К личным неимущественным правам относятся права:

— признаваться автором произведения (право авторства);

— использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

— обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

— на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Эти права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Отказаться от своих личных неимущественных прав, отдать их кому-либо автор просто не может.

Пример 1. Некое издательство заключило договор с автором Ивановым, согласно которому автором написанной им книги “А“ является Петров. При этом Иванов обязуется никогда никому не рассказывать, что именно он создатель произведения, выпущенного под “брендом“ Петров. Такой договор будет незаконным и не породит никаких юридических последствий, так как отказаться от своих личных неимущественных прав нельзя.

Другая группа прав — это имущественные права на использование произведения. Автору изначально принадлежат исключительные имущественные права на использование произведения. Он может, например, самостоятельно издать произведение и жить на прибыль от его продаж. Все свои имущественные права (их часть) он может продать кому-либо. Так, он вправе разрешить издательству опубликовать свое произведение и получить за это гонорар (автор отдал часть своих имущественных прав). Если же он отдает все свои имущественные права (исключительные права), то это означает, что он сам теперь не может использовать это произведение (например, отдавать литературное произведение для публикации в других изданиях), а вот новый правообладатель, которому права были проданы, может распространять произведение как хочет, например, разрешить публиковать его другим журналам, разместить на сайте и т.д.

Право на служебное произведение

Фрагмент документа. Закон “Об авторском праве и смежных правах“. Статья 14 “Авторское право на служебные произведения“
1. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

2. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

3. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

4. На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (пункт 2 статьи 11 настоящего Закона) положения настоящей статьи не распространяются.

Если мы посмотрим на данный фрагмент документа, то увидим, что есть некая специфика в отношении имущественных прав автора на служебное произведение. Именно поэтому выше мы упомянули о том, что исключительные права на использование произведения по общему правилу принадлежат автору произведения. Но это не всегда так. Согласно п. 2 ст. 14 Закона “Об авторском праве и смежных правах“ исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Служебным же признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Попытаемся на конкретном примере разъяснить, что это означает.

Пример 2. Предположим, нам с вами принадлежит рекламное агентство и в нем трудится копирайтер. В его обязанности входит создание рекламных плакатов. Что бы ни случилось, автором рисунков всегда будет считаться наш с вами работник. Но вот использовать их мы можем по своему разумению. Например, продать клиенту, развесить эти плакаты по всей столице нашей Родины и т.д. Если бы человек не трудился у нас в штате и выполнение такой работы не входило в его обязанности, то все имущественные права на произведения принадлежали бы ему. А мы могли бы попытаться приобрести у него их все или только часть.

Тем не менее согласно п. 3 данной статьи работодатель обязан выплачивать за каждый вид использования такого произведения дополнительное вознаграждение автору.

Вот теперь мы и добрались до той нормы статьи Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах“, вокруг которой ведутся споры.

Норма, вокруг которой ведется полемика, содержится в п. 4 ст. 14 Закона и звучит так: “На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения статьи 14 Закона (“Авторское право на служебное произведение“) не распространяются“. По поводу того, что обозначает данная оговорка, существуют две диаметрально противоположных точки зрения. Приверженцы одной считают, что она подразумевает, что исключительные имущественные права на служебные произведения, публикуемые в периодических изданиях, остаются за их авторами; другой — что работодатель не должен выплачивать дополнительное вознаграждение работнику за каждый вид использования такого произведения. В данной статье мы приведем обе точки зрения.


Первая точка зрения

В п. 4 ст. 14 Закона “Об авторском праве и смежных правах“ сказано, что на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя периодических изданий (п. 2 ст. 11 Закона “Об авторском праве и смежных правах“) положения этой статьи не распространяются. При этом согласно п. 2 ст. 11 этого Закона издателю периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Там же написано, что издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. А авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Исходя из этого получается, что автор служебного произведения, трудящийся в редакции периодического издания, сохраняет свои исключительные права на написанные им в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания произведения. Работодатель же автоматически эти права не приобретает. У него есть исключительные права лишь на все издание в целом.

Вторая точка зрения

В п. 4 ст. 14 Закона “Об авторском праве и смежных правах“ сказано, что на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя периодических изданий (п. 2 ст. 11 Закона “Об авторском праве и смежных правах“) положения этой статьи не распространяются. Это значит, что применительно к авторам периодических изданий, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, закон устанавливает более жесткий правовой режим. Так, в отношении них не действует норма, установленная п. 2 ст. 14, согласно которой размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. То есть работодатель не должен платить дополнительное вознаграждение автору служебного произведения, вошедшего в периодическое издание, за каждый вид его использования, в отличие от авторов других служебных произведений. Последним же вознаграждение всегда выплачивается. Предполагается, что творческий труд работника периодического издания, оплата которого, как правило, связана с количеством переданного СМИ материала, уже полностью оплачен. Именно по этой причине в п. 4 ст. 14 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах“ указано на то, что общие правила, действующие в отношении служебных произведений (п. п. 1 — 3 ст. 14), на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя периодических изданий не распространяются.

Некоторые юристы пытаются придать совершенно иной смысл норме, содержащейся в п. 4 ст. 14 этого Закона. Они пробуют доказать, что издатели периодики вообще не приобретают исключительного права на использование материалов, созданных работниками, и что права на эти материалы сохраняются за их авторами. При этом такие юристы апеллируют к ч. 2 п. 2 ст. 11 этого Закона, где указывается на то, что “авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом“.

Однако такое буквальное толкование противоречит даже здравому смыслу. Руководствуясь данной точкой зрения, некоторые СМИ, не получив соответствующего разрешения, перепечатывают материалы, опубликованные другими изданиями. При этом потом доказывают, что СМИ, статья которого была заимствована без его согласия, не может даже выступать в защиту своих нарушенных интересов. Обусловлено это тем, что не оно обладает правами на опубликованный материал, а штатный автор. Такая позиция является, безусловно, нелепой. Ведь любое периодическое издание обладает исключительными правами на использование как издания в целом, так и каждого отдельного произведения, включенного в него. Поэтому периодическое издание может требовать защиты своих прав в судебном порядке без каких-либо правомочий на это со стороны своих штатных авторов, создавших данные материалы.

Кому принадлежат имущественные права на служебное произведение?

Сегодня существует большое количество профессий, предусматривающие создание интеллектуального продукта. Среди них — дизайнеры, программисты, инженеры, иллюстраторы, копирайтеры, журналисты, переводчики, критики, архитекторы и так далее.

В процессе работы может возникнуть вопрос — кому же принадлежат права на созданный интеллектуальный продукт — работнику или же работодателю?

Что касается неимущественных прав, то законодатель определил, что такие права принадлежат работнику, который создал объект интеллектуальной собственности. Однако, также предусматривается, что в случаях, предусмотренных законом, отдельные личные неимущественные права интеллектуальной собственности на такой объект могут принадлежать юридическому или физическому лицу, у которого работает работник. Стоит обратить внимание на то, что никакой другой нормативно-правовой акт не предусматривает, какие неимущественные права могут принадлежать юридическому лицу, а значит это положение законодательства не действует.

То есть, все личные неимущественные права (право на признание авторства, право на анонимность, псевдоним, право на сохранение целостности произведения) принадлежат исключительно работнику.

Относительно принадлежности имущественных прав в законодательстве существует коллизия.

Так, согласно Гражданскому Кодексу, такие права принадлежат работнику, который создал этот объект, и юридическому или физическому лицу, у которого он работает, совместно, если иное не установлено договором.

В свою очередь, Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» говорит следующее: «исключительное имущественное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором (контрактом) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем».

Таким образом, если трудовым или гражданско-правовым договором не предусмотрено, кому принадлежит имущественные права, то такие прав принадлежат работнику и юридическому или физическому лицу, у которого он работает, совместно.

Для защиты прав как работнику, так и работодателю предварительно стоит заключить гражданско-правовой договор, либо же предусмотреть все вопросы, связанные с правами интеллектуальной собственности в трудовом договоре (контракте), должностной инструкции, служебным заданием.

Так, можно заключить договор о распределении имущественных прав, которым предусмотреть еще и выплату авторского вознаграждения за созданное произведение. На сайте Государственной службы интеллектуальной собственности имеется образец такого договора (http://sips.gov.ua/ua/zrazkydogap.html).

Кроме этого, можно заключить договор о создании объекта права интеллектуальной собственности на заказ. Главное отличие такого договора от остальных — то, что создатель объекта интеллектуальной собственности обязуется создать его в будущем и за определенный срок. Согласно законодательству имущественные права принадлежат автору объекта, созданного на заказ и заказчику совместно, если другое не предусмотрено договором. В таком случае, заказчиком будет выступать работодатель. В договоре можно предусмотреть положения о принадлежности имущественных прав, существенных требований к объекту, размере и порядке выплаты вознаграждения и так далее.

Таким образом, законодатель дает как работодателю, так и работнику достаточное количество вариантов того, как защитить свои права на произведения, созданные в процессе исполнения трудовых обязанностей.

Адвокатское объединение “ЛЕДАПРАВО” с удовольствием предоставит Вам юридическую помощь в оформлении вышеперечисленных договоров и трудовых документов.

Адвокат по авторскому праву в Минске / Права автора на произведение, право на служебное произведение

Личные неимущественные права автора на произведение

Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права:

  • право авторства, то есть право признаваться автором произведения;
  • право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);
  • право на неприкосновенность произведения, то есть право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений, за исключением случая, предусмотренного законом. Автор вправе возражать против всякого искажения своего произведения, а также любого другого посягательства на произведение, способных нанести ущерб чести или достоинству автора;
  • право на обнародование, то есть право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме;
  • право на отзыв, то есть право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании.

Право на обнародование и право на отзыв не применяются автором в случае, предусмотренном законом.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права на произведение к другому лицу. Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав автора, ничтожны.

Имущественные права на произведение

Автору в отношении его произведения или иному правообладателю принадлежат исключительное право на произведение, а также иные имущественные права в случаях, предусмотренных законом. Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.

Использованием произведения признаются:

  • воспроизведение произведения;
  • распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности;
  • прокат оригинала или экземпляров произведения;
  • импорт экземпляров произведения;
  • публичный показ оригинала или экземпляров произведения;
  • публичное исполнение произведения;
  • передача произведения в эфир;
  • передача произведения по кабелю;
  • иное сообщение произведения для всеобщего сведения;
  • перевод произведения на другой язык;
  • переработка произведения для создания производного произведения;
  • иные возможные способы использования произведения.

Автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.

Знак охраны авторского права

Автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

  • латинской буквы «C» в окружности;
  • имени (наименования) правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

Использование знака охраны авторского права не является основанием для возникновения, изменения или прекращения каких-либо авторских прав на произведение, в отношении которого применяется этот знак.

Авторское право на служебное произведение

Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору с учетом указанных ниже особенностей.

Исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором.
В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, если исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю, автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за использование этого произведения.

Если наниматель в течение пяти лет со дня, когда к нему перешло исключительное право на служебное произведение, не начнет использование этого произведения или не передаст исключительное право на это произведение другому лицу, исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором.

После ликвидации юридического лица — нанимателя, а также в случае смерти физического лица — нанимателя при отсутствии у него наследников исключительное право на служебное произведение автоматически переходит к его автору, в случае смерти автора — к его наследникам в порядке, установленном законом.

Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем, а также реализовать принадлежащее ему право на отзыв.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации.

§ 4.6. Авторское право на служебные произведения

Служебным произведением может быть любое произведением с особым режимом охраны. В законодательстве большинства стран СНГ служебным произведением считается произведение, которое создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. Общим в обоих случаях является то, что создание служебного про-

‘ Гражданский кодекс Республики Бела-русь. Официальное издание. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 1999. С. 88.

2 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 1999. С. 674-688.

Возникновение авторского права 135

изведения оплачено нанимателем (работодателем) автора. Другими словами, наниматель или работодатель, по существу, покупает у автора его произведение и связанные с ним исключительные имущественные авторские права.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года устанавливает особый правовой режим служебного произведения, который заключается в том, что «личные неимущественные права принадлежат автору служебного произведения, а имущественные права на такое произведение принадлежат нанимателю»^, если договором между автором и нанимателем не предусмотрено иное.

Следовательно, автору служебного произведения принадлежат личные неимущественные права, а нанимателю или работодателю могут принадлежать исключительные имущественные права на использование произведения. Иначе говоря, при рассмотрении принадлежности авторского права на служебное произведение речь может идти только об исключительных имущественных правах.

Приведенный выше правовой режим служебных произведений не появился случайно. В большинстве национальных законодательств по авторскому праву имущественные права принадлежат лицу, которое финансировало создание произведения. Следует отметить, что такая трактовка служебных произведений существует в течение длительного времени и она с особой ясностью выражена в Тунисском модельном законе об авторском праве2, в котором прямо говорится об авторском праве на служебное произведение (п. 1 ст. 11). Несмотря на то что многие положения Тунисского модельного закона устарели, правовая трактовка служебных произведений остается справедливой. В соответствии с Тунисским модельным законом в случае произведения, созданного автором для физического или юридического лица по трудовому соглашению в поряд-

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998.

2 Tunis Model Law on Copyright for Developing Countries. Geneva,

VVIPO, No. 812 (E), 1976. — P.14.

ке выполнения служебных обязанностей или по служебному заданию такого физического или юридического лица: —

авторское право принадлежит в первую очередь это

му лицу, если иное не предусмотрено в договоре;

имущественные права считаются переданными нани

мателю или лицу, по заданию которого создано произ

ведение, если иное не предусмотрено в договоре. •

Такая же норма, по крайней мере по отношению к одному из распространенных видов произведений — компьютерным программам, принята в странах Европейского Союза. Директива «О правовой охране компьютерных программ» устанавливает, что «в случае создания компьютерной программы при исполнении служебных обязанностей или служебного задания исключительно нанимателю предоставляется право обладания всеми имущественными правами на созданную таким образом программу, если договором не предусмотрено иное»1 (п. 3 ст. 2 ).

В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года в отношении служебных произведений принят аналогичный подход не столько для гармонизации с международными нормами, сколько для того, чтобы изменить противоречивые нормы, которые содержались в старой редакции Закона и нанесли финансовый урон государству.

Во-первых, в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 года из категории служебных произведений был исключен такой их вид, как произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей. В результате государство, как и иной наниматель, потеряло имущественные права на произведения, создание которых оно же и финансировало! Грабеж государства был узаконен. Это не допускалось ни Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», ни Гражданскими кодексами союзных республик 1964 года.

‘ Counsil Directive 91/250/EEC On Legal Protection of Computer Program, May 14, 1991.

Возникновение авторского права 137

Во-вторых, в конце 80-х годов во время «перестройки», когда разрешалось все, что якобы не запрещалось, в Республике Беларусь объявились зарубежные эмиссары, которые проявляли особый интерес к интеллектуальному потенциалу государства. Пользуясь бесконтрольностью и безнаказанностью, руководство существовавшей тогда системы научно-технической информации подписывало любые «протоколы о намерениях» с заезжими бизнесменами по изучению, поддержке и сохранению интеллектуального потенциала республики. На первом этапе сведения о зарегистрированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках передавались.бизнесменам, а затем начиналась работа с носителями интеллектуального потенциала республики. Создавались организации для сбора информации о важнейших работах, разработках, изобретениях и их авторах. Формировалась сеть «экспертов» и «консультантов», которые добывали информацию. Затем велась работа с авторами, готовились анкеты и вопросники. Информация собиралась, обобщалась и уходила из республики. Почти во всех случаях речь шла о произведениях и изобретениях, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей и авторами которых были сотрудники академических научно-исследовательских и отраслевых институтов, университетов и других высших учебных заведений. Самые находчивые «эксперты» и «консультанты» передавали отчеты, результаты исследований, описания изобретений своим зарубежным эмиссарам, несмотря на то, что все эти объекты интеллектуальной собственности по существу принадлежали государства, которое финансировало исследования и разработки. Трудно оценить ущерб, который был нанесен республике действиями таких организаций, экспертами и консультантами. Значительная часть интеллектуальной собственности была разворована, разграблена и вывезена из республики в другие страны, где за собранную информацию щедро платили. Главной причиной такого положения стала недооценка государственными структурами интеллектуальной собственности. В результате правоохранительные органы бездействовали, а несовершенство национального законодательства не способствовало сохранению и развитию интеллектуального потенциала республики.

В-третьих, до сих пор бытует особое отношение к служебным произведениям, взращенное коллективистской идеологией, когда человек был уверен, что «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Как это ни странно, но именно в сфере интеллектуальной собственности этот принцип считался естественным. Любой сотрудник НИИ считал, что он автор всего, что было выполнено им в рабочее время. Когда же он узнавал, что в соответствии с законом он может считаться автором какого-либо служебного произведения, но имущественные права на это произведение ему могут и не принадлежать, он начинал уже по этому поводу упрекать государство, которое, выплачивая ему зарплату, смеет предъявлять права на служебное произведение. Ситуация парадоксальна и абсурдна. Едва ли кому-либо из разработчиков какого-либо конкретного технического объекта (например, легкового автомобиля) придет в голову заявлять, что он имеет права на выпускаемый объект — автомобиль. Но автор служебного произведения или изобретения обычно думает именно так.

Принимая во внимание все вышесказанное, в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года введена современная форма охраны служебных произведений, в соответствии с которой автору принадлежат личные неимущественные права на служебное произведение, а нанимателю — имущественные права.

Аналогичная точка зрения высказывалась и известными российскими специалистами1. Более того, именно такие же положения уже были включены в законодательство Молдовы2 и Казахстана3.

В связи с тем что в законодательстве об авторском праве стран СНГ правовой режим служебных произведений отличается от режима, установленного в Законе Республики

1 См.: Гражданское право. Учебник. Ч. Ill/Под ред. А.П. Сергеева,

Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 62.

2 Авторское право и смежные права /Сборник; Под ред. М. Чуша.

Кишенэу:’Литера, 1997. С. 158.

3 Авторское право. Нормативные акты. М.: Элит-клуб: Юрид. книга,

Возникновение авторского права 139

Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года, представляется целесообразным прокомментировать Закон Республики Беларусь.

1. Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

В ранее действовавшем законе содержались противоречивые формулировки даже в отношении служебных произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, поскольку устанавливалось, что «авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору»1 (п. 1 ст. 13). Так как авторское право вкл.ючает как личные неимущественные, так и имущественные права, формулировка допускала, что имущественные права также принадлежат автору, т.е. автор мог по своему усмотрению использовать произведение, создание которого оплатил наниматель. Последующее уточнение, что «право на использование такого произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах, принадлежит лицу, по заданию которого оно создано»2, не меняло положения.

Такой подход к служебным произведениям привел к значительному материальному ущербу нанимателям, в число которых входили и государственные предприятия, учреждения и организации. Например, разработчик получал финансирование на разработку компьютерной программы, а после создания программы продавал ее как свой продукт на основании именно этой статьи, хотя ему по существу могли принадлежать только личные неимущественные права на компьютерную программу. Для снятия противоречий действовавшего ранее закона и для защиты интересов нанимателей, в том числе и государственных организаций, в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года введена непроти-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996. № 20.

воречивая норма в отношении служебных произведений, с которой согласились и специалисты Всемирной организации интеллектуальной собственности.

2. Имущественные права на служебное произведение

принадлежат нанимателю, если договором между ним

и автором не предусмотрено иное.

Несмотря на то что имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, между автором и нанимателем возможно заключение договора, в котором может быть предусмотрено иное, т.е. наниматель может передать свои имущественные права полностью или в части автору. Закон такое право предоставляет нанимателю вне зависимости от того, воспользуется он им или нет.

Принадлежность нанимателю имущественных прав на служебное произведение не означает, что автор произведения лишен права на дополнительное вознаграждение в случае использования произведения. Наоборот, «автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения»1 (п. 3 ст. 16).

Таким образом, при использовании служебного произведения его автор помимо заработной платы имеет право на дополнительное авторское вознаграждение. При этом выплачивать это авторское вознаграждение обязано лицо, которое использует служебное произведение. Например, в случае публичного исполнения служебного произведения авторское вознаграждение выплачивает пользователь этого произведения, при этом размер этого авторского вознаграждения не может быть ниже ставок, установленных правительством Республики Беларусь2. В случае тиражирования в промышленности произведения декоративно-

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998.

2 См. «Об управлении имущественными правами авторов на коллек

тивной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за

использование некоторых произведений литературы и искусства».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая

1997 года № 452 // Собрание декретов, указов Президента и поста

новлений Правительства Респубдики Беларусь, 1977. № 14. Ст. 517;

Рэспубл1ка. 1997. 21 мая. № 104.

Возникновение авторского права 141

прикладного искусства авторское вознаграждение выплачивает организация, выполняющая тиражирование. Такой организацией может быть и организация, в которой было создано это служебное произведение.

Необходимо отметить, что нормы новой редакции Закона не привели к ущемлению имущественных прав автора, поскольку они вместе с передачей имущественных прав предоставили автору право на дополнительное авторское вознаграждение, но только в случав использования служебного произведения. Право на дополнительное авторское вознаграждение появляется у автора служебного произведения не автоматически, а только в случае использования произведения. Если произведение не используется, а «лежит на полке» по тем или иным причинам, то право на дополнительное авторское вознаграждение не возникает.

3. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. Данная норма оказалась необходимой для того, чтобы наниматель мог воспользоваться своим исключительным имущественным правом на служебное произведение. Дело в том, что в числе личных имущественных прав автор обладает правом на обнародование произведения в любой форме. Если установить, что автор служебного произведения обладает правом на обнародование служебного произведения, то наниматель не сможет обнародовать служебное произведение без согласия автора произведения. По тем или иным причинам автор может и не дать согласия на обнародование служебного произведения. В таком случае наделение нанимателя имущественными правами оказывается чисто формальным и субъективным, т.е. полностью зависимым от желания или нежелания автора.

Для того, чтобы нормы данной статьи Закона не были декларативными, они дополнены запретом автору служебного произведения препятствовать обнародованию этого произведения нанимателем.

Итак, Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года устанавливает,

что автору служебного произведения право на обнародование служебного произведения не принадлежит, что еще раз подтверждает, что право на обнародование не может относиться к личным неимущественным правам. По существу обсуждаемая оговорка означает передачу по закону права на обнародование служебного произведения нанимателю.

Такой нормы не было в действовавшем ранее законе, нет ее и в Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года. Другими словами, автор служебного произведения имеет право не дать согласия на обнародование служебного произведения работодателем. Отсутствие такой нормы ведет к очевидной коллизии между имущественными правами работодателя и правом автора на обнародование любого произведения, в том числе и служебного.

Кому принадлежат личные неимущественные права на служебное произведение

Служебным произведением признается то, которое создано при выполнении своих трудовых обязанностей (возможно, по гражданско-правовому договору). Права на служебные произведения имеют свои особенности.

Исключительное имущественное право на служебное произведение принадлежат работодателю, если иное не определено в договоре с работником (ч. 2 ст. 16 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). Поэтому юристы ЮФ «Зильвер» рекомендуют своим клиентам обязательно заключать договор между работником и работодателем, где четко определять, кому будут принадлежать права на служебное произведение.

Важно помнить, что ч. 3 ст. 16 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» гарантирует право работника получить вознаграждение за созданное им произведение. Поэтому, с юридической точки зрения лучше заранее определить в договоре между предприятием и работником сумму (долю) вознаграждения за произведение.

Кроме того, во избежание разногласий и претензий после завершения создания служебного произведения целесообразно подписать акт между работодателем и работником, в котором определить, что имущественные права переданы, а расчеты произведены.

Личные неимущественные права на произведение принадлежат работнику независимо от заключенных с работодателем договоров. Данное положение установлено в законодательстве Украины.