Конституционное право как ведущая отрасль российского права

admin

Конституционное право как отрасль российского права: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Конституционному праву России

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

Конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения — системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

По содержанию, функциональному назначению можно выделить четыре основных группы таких отношений.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества. Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ, обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином. Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».

4. Целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Итак, можно сделать следующий вывод.

Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления

Помните, что «Конституционное право как отрасль российского права» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

ТЕМА 10. Конституционное право — ведущая отрасль российского права

Вопросы

1. Понятие Конституционного права

2. Источники Конституционного права

3. Понятие Конституции и ее функции

4. Избирательная система. Референдум

1. Понятие Конституционного права

Конституционное право России — ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти. Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на основе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество.

Конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует базовые общественные отношения в двух основных сферах: связанных с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом; связанных с организацией государства и функционированием публичной власти.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). При этом для метода конституционно-правового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, то есть жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или поведения: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию…» (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117) и др.

2. Источники Конституционного права

Как мы уже говорили в теме 6 настоящего пособия, источник права – форма внешнего выражения права, показывающая данное право черпается, итак, основным источником конституционного права является Конституция РФ, она составляет основу все правовой системы нашей страны. (подробнее см. вопрос 3).

На втором месте по юридической силе стоят Федеральные конституционные законы, надо отметить, что этот вид источника появился сравнительно недавно, с принятием ныне действующей конституции. Настоящие законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным в Конституции РФ. Например, ФКЗ № 1 от 31.12.1996 «О судебной системе в РФ» и др.

Следующим источником конституционного права и, пожалуй, самым распространенным принято считать Федеральные законы РФ, однако, важно помнить, что не все Федеральные законы, принимаемые в России являются источником конституционного права, а лишь те, которые содержат нормы конституционного права, как например, ФЗ № 130 от 25.07.1998 «О борьбе с терроризмом» и т.д.

Законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только исходя из специфики содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы основного закона, а только в главы 3—8 (изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции). Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена по сравнению с принятием обычных федеральных законов.

Законы субъектов Российской Федерации. Данный вид источников конституционного права также относительно молод. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно большие полномочия, включая право принятия собственных законов, чем российские регионы весьма активно пользуются. Количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Приниматься такие законы могут только по предметам ведения субъектов РФ, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным законам (в том числе и принятым позднее), а в первом — приоритет имеет региональный закон (если по соответствующему предмету собственного ведения субъекта РФ будет принят федеральный закон; а по большому счету федеральный законодатель вообще не должен вторгаться в данные сферы общественных отношений). Понятно, что источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

Подзаконные акты(с той же оговоркой, что источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права). К ним относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила) и др.

3. Понятие Конституции и ее функции

Конституция – это Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

— выступление в качестве Основного Закона государства;

— выполнение роли основы всей правовой системы страны;

Конституция Российской Федерации является Основным Законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т.д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

Конституция РФ является ядром правовой системы государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.

Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов конституционного строя.

Конституция РФ представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые, положения) и двух разделов. Первый раздел основным, включает, в свою очередь, девять глав. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» — небольшой по объему, кроме того, значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 года.

4. Избирательная система. Референдум

Избирательная система Российской Федерации – совокупность норм, правил, регламентирующих порядок проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных собраний и глав администрации субъектов Российской Федерации.

Избирательная система РФ является смешанной.

Выборы президента и большинства глав администрации субъектов федерации проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Выборы депутатов Государственной Думы по смешанной системе, т.е. половина депутатов избирается по системе пропорционального представительства, а другая. половина – по мажоритарной относительного большинства.

Выборы в законодательное собрание в большинстве регионов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

Референдум – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации. Референдум Российской Федерации проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Место конституционного права в системе права

Определение отрасли конституционного права

При определении конституционного права длительное время господствовал статичный подход: перечислялись объекты регулирования, в основном соответствовавшие названию глав конституции (конституционный строй, права человека, федерализм, органы законодательной, исполнительной, судебной власти и т. д.). Этот подход не отвергается и сегодня, но все чаще акцент делается на использовании системного (структурно-функционального) метода: не только на элементы, но и на их взаимосвязи, на их динамику. В настоящее время для российской науки, как и для науки большинства других стран, характерны широкий подход к объекту конституционного регулирования и тенденции к преодолению ограниченной трактовки XVIII-XIX вв. о содержании конституционного права: власть и права человека.

Конечно, любое определение в какой-то мере несовершенно. Оно не может отразить все стороны явления, но «схватывает» главное, суть вещей.

Российское конституционное право — ведущая отрасль российского права, регулирующая основы правового статуса человека, гражданина и их добровольных объединений, основы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества, основы взаимосвязей личности — коллектива — государства — общества путем применения, на базе сотрудничества и состязательности различных социально-политических сил, государственной власти, используемой в конечном счете для установления порядка создания и распределения социальных ценностей (благ) в обществе.

В данном определении пять различных сторон:

  • характеристика места конституционного права среди отраслей права;
  • перечень укрупненных объектов (отношений) конституционного регулирования;
  • связи элементов в системе конституционного права;
  • способ, используемый для регулирования отношений;
  • конечная цель регулирования.

На наш взгляд, с таких позиций можно дать более объемное, разностороннее, комплексное определение конституционного права как особой отрасли права.

Конституционное право в системе российского права

Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности.

Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

Конституционное право РФ — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т.д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена:

  • во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием;
  • во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права;
  • в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым — в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным — конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим — Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

Вопрос 1. Конституционное право России — ведущая отрасль российского права

В отличие от других отраслей права России, регламентирующих тоже различные виды общественных отношений, конституционное право регулирует основные из них, а именно политические, экономические, социальные.
Предмет конституционного права — это является изучение источников конституционного права, на основе которых определяются и закрепляются основы конституционного строя, форма государства, его внешняя и внутренняя политика, виды власти, правовой статус личности, механизм разрешения проблем и вопросов, возникающих между государством, личностью, обществом, различными видами власти.
Методы конституционного права — это средства и способы, на основе и с помощью которых изучаются принципы и нормы конституционного права. К ним относятся: методы познания, сравнительно-правовой анализ, прогнозирование, историко-правовое сравнение, ретроспективный анализ и др.
Система конституционного права — совокупность норм, относящихся к основам государственного строя, государственному устройству, избирательному праву, государственно-правовому управлению и деятельности, статусу органов государственной власти и местно

го самоуправления, механизму взаимоотношений между ними.
Конституционные нормы — общеобязательные правила поведения, определяемые экономическими, политическими и социальными возможностями общества, санкционированными и охраняемыми государственной властно.
Виды конституционных норм. К ним относятся: нормы-определения (ст. 1, 7,14 Конституции Российской Федерации); нормы-принципы (ст. 10); нормы-правила (ст. 17-64); учредительные нормы (ст. 71, 72,80-93); гарантируемые нормы (ст. 19,22,25); программно-целевые нормы (ст. 1,7,14).

Конституционное право как ведущая отрасль российского права

Конституционное право РФ

В. Ф. Кириллов, М. С. Матейкович, В. И. Ульянов, Г. Н. Чеботарев

ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План:
1. Понятие и предмет регулирования конституционного права как ведущей отрасли системы российского права.
2. Конституционно-правовые нормы и отношения.
3. Источники и система конституционного права.
4. Предмет, метод, система и источники науки конституционного права.
5. Конституционное право как учебная дисциплина. Система учебного курса.

ЛИТЕРАТУРА
1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. — 480 с.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: ИНФА-М-НОРМА, 1997. — 752 с.
3. Лугин В.О. Конституционные нормы и правоотношение: Учебн. пособие для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 159 с.
4. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996. — 729 с.
5. Чиркин В.Е.
6. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. — 784 с.

1. Понятие и предмет регулирования конституционного права как ведущей отрасли системы российского права.
Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.
В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Предметом конституционного права является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. По сравнению с другими отраслями системы права эти отношения занимают особое место в обществе, государстве.
Каковы особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права?
1. Они складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
2. Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер.
3. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества.
С учетом перечисленных особенностей общественных отношений конституционное право приобретает ведущий характер в системе права.
Предмет конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:
а) составляющие основы конституционного строя;
б) образующие основы правового положения человека и гражданина;
в) вытекающие из федерального устройства России;
г) связанные с организацией и осуществлением государственной власти;
д) возникающие в ходе осуществления судебной власти;
е) составляющие основы местного самоуправления.
Для уяснения понятия конституционного права необходимо определить также юридический режим отрасли, который включает в себя: метод, принципы, характер главного источника.
Под методами конституционного права
понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулируемые конституционным правом общественные отношения и их участников.
Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания на:
1) управомачивающий: наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями (ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти);
2) метод обязывания (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);
3. метод дозволения (ст. 66 — по предъявлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе);
Связан данный метод с управомачивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.
4) метод запрещения.
С помощью конституционного регулирования закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.
Принципы конституционного права одновременно выступают принципами системы права в целом.
Особый юридический режим конституционного права подтверждается и тем, что важнейшим его источником является конституция, определяющая основы всей системы права.
Определив предмет, метод, принципы конституционного права, можно сформулировать понятие конституционного права как ведущей отрасли системы российского права. Следует лишь отметить, что в качестве названия рассматриваемая нами отрасль права как в нашей стране так и за рубежом используется два термина: «конституционное право» и «государственное право».
Спор об этих терминах возник еще в прошлом столетии.
В досоветской России не имевшей конституции как единого основного закона, употребляли понятие «государственное право» применительно к соответствующей отрасли внутреннего права. Термин же «конституционное право» использовался для наименования отрасли права иностранных держав, государственный строй которых отличался началами разделения властей, прямого народоправства и народного представительства.
В советской правовой науке сторонники наименования «государственное право» не без оснований приводили следующие аргументы: а) государству в обществе принадлежит главенствующая роль. «Государство — это мы»; б) государственная власть распространяется как на высшие, так и на местные уровни управления и скреплена единством системы Советов, соединяющая законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность.
Кроме того, Конституция будучи прежде всего идеологическим и политическим документом не была реально действующим, непосредственно применяемым источником права.
На современном этапе развития российского государства термины «государственное право» менее предпочтительны по следующим основаниям:
во-первых, многие граждане, не обладающие специальными юридическими знаниями, отождествляют государственное право со всем внутригосударственным правом;
во-вторых, и это главное — в последнее время отчетливо проявляется тенденция к расширению предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с формированием гражданского общества, ограждением его от чрезмерного вмешательства государства.
Во взаимоотношениях «государство — общество — человек» новая Конституция Российской Федерации главным ориентиром признает человека, его права и свободы, а общество рассматривает как основное звено между человеком и государством.
И, наконец, в-третьих, во взаимоотношениях государство и право приоритет за правом, закон в правовом государстве — в верховенстве.
Таким образом, можно сказать, что конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права.
Для современной России, как отмечается в статье Богдановой Н.А. в 7 номере журнала «Государство и право» за 1996 год название ее ведущей правовой отраслью российским конституционным правом является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционных реформ.
Вместе с тем, рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин «российское конституционное право» вполне обоснованы, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании соответствующих стран, науки, учебных курсов.
Таким образом, сформировать следующее понятие конституционного права. Конституционное право России — это ведущая фундаментальная отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы организации общества и государства, статус человека и гражданина, их взаимоотношения, а также механизм осуществления принадлежащей народу власти непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Конституционно-правовые нормы и отношения
В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности, это определение приемлемо и для конституционно-правовой нормы, которая, как и все другие нормы: исходит от государства, охраняется принудительной силой государства, является общеобязательным правилом поведения, предоставляет участникам общественных отношений юридические права и возлагает на них обязанности. Но какова же специфика конституционно-правовых норм? Попытаемся установить ее, используя такой критерий, как особенности регулируемых конституционным правом общественных отношений.
1. Конституционный характер данных норм обусловлен двумя факторами. Во-первых, основная часть из них содержится в Конституции Российской Федерации и конституциях входящих в нее республик. Во-вторых, они регулируют общественные отношения, которые связаны с высшими интересами государства и общества, т.е. закрепляют фактическую конституцию государства.
2. Наличие в конституционном праве большого количества норм-принципов, норм-дефиниций, норм-целей и т.д. Данные нормы распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности, будь то гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые отношения.
3. Учредительный характер: конституционно-правовые нормы первично устанавливают систему органов государственной власти, их компетенцию, атрибуты государственности (гимн, герб, флаг), формы правовых актов, их наименование, порядок принятия.
4. Особый механизм реализации. Если подавляющее большинство правовых норм реализуется через правоотношение, то конституционно-правовые нормы могут реализовываться и через определенные правовые состояния, например состояние гражданстве РФ.
5. Конституционно-правовые нормы имеют специфическую структуру.
Классическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко конституционно-правовые нормы имеют только диспозицию. Иногда — гипотезу и диспозицию (нормы, регулирующие порядок преодоления разногласий между палатами Федерального Собрания, порядок регистрации кандидатов при подготовке выборов в органы государственной власти). Очень редко — санкцию (например, ответственность кандидатов в представительные органы государственной власти или на выборные должности в государственных органах в случае нарушения законодательства о выборах).
Таким образом, конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.
Классификация конституционно-правовых норм
Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:
I. По объекту правового регулирования, или содержанию:
а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;
б) закрепляющие статус человека и гражданина;
в) федеративное устройство России;
г) -«- систему и организацию деятельности органов государственной власти.
II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:
а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;
б) -«- в федеральных конституционных и федеральных законах;
в) -«- иных нормативных правовых актах.
III. По характеру содержащихся правовых предписаний:
а) управомачивающие,
т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать положительные действия (п. 4 ст. 80 Конституции РФ — Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях; ст. 34 п. 1 — каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);
б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);
в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).
IY. По территории действия:
а) федеральные конституционно-правовые нормы;
б) правовые нормы субъектов РФ.
Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:
а) императивные — нормы, не допускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);
б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий (напр., ч. 4 ст. 66 Конституции РФ — отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области).
YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:
а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).
YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:
а) общие — неопределенный круг лиц;
б) специальные — определенный круг лиц.

Конституционно-правовые отношения.
Правоотношение — возникающее на основе норм права общественное отношение, в котором стороны связаны между собой конкретными взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.
Строение конституционно-правового отношения традиционно: субъект, объект, содержание (права и обязанности).

Особенности конституционно-правовых отношений.
1. В конституционно-правовом отношении права и обязанности могут четко не определяться, а носить обобщенный характер (норма Конституции о принадлежности власти в Российской Федерации ее многонациональному народу — ч.1 ст. 3 Конституции РФ) — правоотношения общего вида.
2. Особый состав субъектов: народ, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, Президент РФ, избирательные комиссии и т.д.
3. Конституционно-правовые отношения зачастую имеют очень сложный характер по своему содержанию и субъектному составу.

Виды конституционно-правовых отношений.
Конституционно-правовые отношения классифицируются по различным основаниям. Например, по целевому назначению они подразделяются на правоустановительные и правоохранительные, по степени конкретизации субъектов правоотношений — на абсолютные, относительные и общерегулятивные, по характеру обязанности — на активные и пассивные, по времени действия — на срочные и бессрочные и т.д.
Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права. Или: это возникающая на основе норм конституционного права общественная связь, участники которой наделяются юридическими правами и несут обязанности.

3. Источники и система конституционного права.
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.
Источники (формы) права — способы закрепления и внешнего выражения правовых норм.
Источниками (формами) конституционного права является:
1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а а ткже уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).
2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).
3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.
4. Договоры и соглашения. Среди них — договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.
Следует отметить, что в иерархии источников конституционного права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не могут отменять нормы или противоречить нормам международного договора.
Примечание: Заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах РФ от 15 июля 1995 г . Закон устанавливает, что положение официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие изучения внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ применяются соответствующие правовые акты. Законом устанавливается порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.
5. Декларация. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г .)
6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.
7. Указа и распоряжения Президента РФ.
Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-либо закона.
Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.
Примечание: См. распоряжение Президента РФ «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью» от 26 июля 1995 г . Данное распоряжение вносит серьезные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
8. Постановление Правительства.
К источникам конституционного права можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.
9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.
10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления Конституционного суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Кроме того, к источникам конституционного права М.В.Баглай относит также постановление Верховного суда РФ, имеющие отношение к конституционным правам и свободам. Например, постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г .
11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.
12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.
13. Акты органов местного самоуправления.
В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.
Перечисленные источники конституционного права составляют позитивное конституционное право. Кроме позитивного правового регулирования, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права.
Естественное право должно все больше пронизывать весь процесс применения позитивного права.
Система конституционного права.
Как известно, расширенное право подразделяется не только на отрасли. В любой отрасли права, в т.ч. конституционном, можно выделить обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Система, совокупность, обособленная группа конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, именуется конституционно-правовым институтом.
Как отличить отрасль от института?
Взять, к примеру, правовые нормы о порядке введения чрезвычайного положения и о подготовке и проведении выборов. Они относятся к одной отрасли, расположены в одном источнике — Конституции РФ.
Однако, они регулируют не родственные, не однородные отношения. Напротив, ЧП — делает невозможным какого-либо проведения выборов. Именно поэтому и требуется более подробная систематизация на институты.
Конституционно-правовые институты в науке принято подразделять на простые и сложные. Пример сложного института — институт конституционного статуса личности, или, как его нередко именуют, институт «государство и личность». Он состоит из более простых — институт гражданства, институт прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Система же конституционного права складывается из последовательности институтов, которые принято располагать по аналогии с последовательностью глав действующей конституции — от норм, регулирующих общие принципы, взаимосвязи к более конкретным нормам: основы конституционного строя РФ, государство и личность, федеративное устройство РФ, система органов государства.
4. Предмет, методы и источники науки конституционного права.
Наука конституционного права — система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых его общественных отношениях.
Особенность данной науки: по сравнению с другими отраслями и правовыми науками она выступает отраслью и правоведения и государствоведения.
Предмет исследования: важнейшие стороны жизни государства и общества, основы его существования и развития. Прежде всего это вопросы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправление наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определение положения (статуса) личности в обществе, а также организации государства, системы государственных органов, институтов демократии.
Таким образом, наука «конституционного права» изучает вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук.
Многие ее категории, понятия, выводы являются основополагающими для других правовых отраслей административного, гражданского, трудового права.
Изучение конституционного права в настоящий период развития Российской Федерации одновременно важнейшая и труднейшая задача подготовки юридически грамотных, демократически воспитанных и законопослушных кадров.
Повышенное особое внимание к изучению проблемы конституционного права необходимо в силу ряда причин.
Во-первых, конституционное право как отрасль занимает в правовой системе любого государства ведущее место. Почему? Нормы конституционного права регулируют самые значимые для общества, государства, гражданина и человека отношения, складывающиеся в сфере формирования, организации и осуществления власти, системы высших органов, их взаимоотношений с человеком.
Во-вторых, основным источником (формой) конституционного права является Конституция — правовой акт, обладающий верховенством по отношению к власти и др. источникам, имеющий высшую юридическую силу в системе актов.
В-третьих, происходящие сущностные, коренные изменения общественного и государственного устройства России обуславливает необходимость переосмысление многих категорий, теорий и институтов конституционного права.
В-четвертых, формирование конституционализма, свободного от излишнего идеологизирования, партийности, существование различных мировоззренческих концепций, оценок, понятий и институтов вызвали новые представления о системе науки конституционного права.
В-пятых, происходит переосмысление науки конституционного права в России как дореволюционного так и советского периода развития государства.
В-шестых, высока ценность конституционно-правовых знаний для формирования правовой культуры всех граждан, тем более юристов, работающих в органах власти.
С учетом всего сказанного можно привести определение, данное профессором Кукушкиным М.И.
Наука конституционного права — это система взглядов, принципов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации общества, положения в нем личности, организацию и формы осуществления государственной власти.
Источники науки конституционного права.
Виды: 1. Нормативные правовые акты.
2. Теоретические (труды ученых, создавающие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам.
3. Результаты социологических исследований и практики, конституционно-правовой деятельности (эксперимент, практика отношений области, автономных округов).
Методология науки — учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира.
Методы науки конституционного права — совокупность системы приемов, способов, правил, применяемых в научных исследованиях.
Методы подразделяются на общие и частные. Среди общих можно назвать исторический, системный, статистический. К частным методам относят: сравнительно-правовой, конкретно-социологический и др.
В развитие науки конституционного права значительный вклад внесли ученые-государствоведы — И.А.Азовкин, С.С.Алексеев, Г.В.Барабашев, А.А.Безуглов, Л.Д.Воеводин, А.И.Денисов, Д.Л.Златопольский, Е.И.Козлова, В.Ф.Коток, С.С.Кравчук, В.Н.Кудрявцев, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, А.И.Лепешкин, А.И.Лукьянов, Н.Г.Мишин, А.В.Мицкевич, Н.А.Михалева, Л.А.Морозова, В.С.Основин, В.А.Пертцик, Б.Н.Топоркин, И.П.Трайнин, Л.Н.Уманский, Н.П.Федоров, О.И.Чистяков, В.С.Шевцов, К.Ф.Шеремет и др.
5. Конституционное право как система учебного курса
Определяющим фактором в выделении соответствующих курсов и последовательности их преподавания является система науки конституционного права.
В зависимости от применяемого метода исследования можно говорить о теории и истории конституционного права, сравнительном конституционном праве.
Изучение отдельных институтов конституционного права, тех или иных направлений, государственно-правовой практики также приводит к формированию относительно самостоятельных блоков конституционно-правового знания.
Учебный план юридического факультета Тюменского госуниверситета предусматривает изучение «Конституционного права Российской Федерации» и «Конституционного права зарубежных государств». Общая теория частично дается в рамках курса теория государства и права, а в основном в ранее названных курсах.
В преподавании российского конституционного права доминирует юридическое начало, т.е. основное внимание уделяется системному изучению Конституции РФ 1993 г ., конституционно-правового законодательства России, юридическим аспектам его применения, анализу конкретных правовых норм и отношений, их оценке с позиции права.
Однако это не исключает обращения к политическим явлениям и процессам, влияющим на конституционное право.
Таким образом, система курса в основном соответствует системе отрасли и науки и может быть представлена в следующем виде:
1. Общетеоретические вопросы науки конституционного права: это предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права; понятие, предмет, источники конституционного права как правовой отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития.
2. Учение о конституции: сущность, особенности и юридические свойства конституции, ее виды, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации, других государств; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана конституции.
3. Конституционный статус личности и гражданина: демократия и личность, индивид и общество, индивид и государство; права человека и общие принципы демократии, их соотношение; конституционный статус личности, его понятие, содержание, принципы; основные права, свободы и обязанности граждан, вопросы гражданства.
4. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации: понятие и структура гражданского общества, основы его правового регулирования; конституционные основы народовластия; суверенитет народа; экономические, политические основы народовластия.
5. Государственное устройство Российской Федерации: понятие, структура, формы, автономия; статус Российской Федерации и ее субъектов; административно-территориальное деление.
6. Конституционные основы организации и деятельности органов Российской Федерации: государственный механизм Российской Федерации, система государственных органов, виды государственной деятельности, разделение властей; порядок образования, статус, основы деятельности государственных органов.

Вопросы для контроля:
1. Какие из нижеперечисленных общественных отношений составляют предмет конституционного права?
а) отношения, связанные с распоряжением государственной собственностью;
б) отношения, возникшие в связи с привлечением граждан к уголовной и административной ответственности;
в) отношения, образующие основы правового статуса гражданина;
г) отношения, составляющие основы местного самоуправления.

2. Часть 2 ст.20 Конституции РФ устанавливает:
«Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Какая по характеру содержащихся предписаний норма изложена в данной цитате?
а) обязывающая;
б) управомачивающая;
в) запрещающая.

3. Часть 4 ст. 66 Конституции РФ гласит: «Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области».
Какая по степени определенности содержания предписаний норма изложена в данной статье?
а) императивная;
б) диспозитивная.

4. Какая из перечисленных форм права относится к источникам конституционного права?
а) международные договоры;
б) судебный прецедент;
в) правовой обычай;
г) постановление Конституционного суда РФ.