Курсовая работа закон о защите прав потребителей

admin

по Защите прав потребителей

Главная > Контрольная работа >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СГ И ЭН

Контрольная работа по защите прав потребителей

студентка 5 курса

Урюпинск 2010 год

Мировому судье судебного

участка № 55 г.Урюпинска

Истец: Мельникова Марина Михайловна

ул. Победы, 3, г.Урюпинск

Ответчик: Стоматологическая клиника «Ольга»

Ул. Гагарина, 28, г.Урюпинск

о защите прав потребителя

Я, Мельникова Марина Михайловна, 5.01.2010 г. обратилась в стоматологическую клинику «Ольга» с целью вживления имплантата, руководствуясь рекламой данной услуги.

По истечении месяца, выяснилось, что вживленный мне имплантат не прижился. 20.02.2010 года я обратилась в стоматологическую клинику «Ольга» с требованием о возврате уплаченный мною суммы за вживленный имплантат. Однако в возврате денежных средств мне было отказано на основании того, что работники клиники выполнили все необходимые действия, а отторжение имплантата произошло исходя из специфических особенностей моего организма.

В это же время мне стало известно, что клиника «Ольга» не имеет лицензии на оказание стоматологических услуг. Однако в соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 г. N 158-ФЗ, действующим в настоящее время, а также уже принятым и вступающим в действие с 11 февраля 2002 г. Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2000 г. N 128-ФЗ установлено, что медицинская деятельность и деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи подлежат лицензированию.

Таким образом, оказание такой деятельности без лицензии законом не допускается.

Поэтому 25.02.2010 года я была вынуждена обратиться в другую стоматологию, имеющую лицензию, где мне вживили новый имплантат, за который я заплатила 20 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.29 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Согласно ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» я имею право на компенсацию причиненного мне морального вреда.

Руководствуясь ст.15, 29 ФЗ «О защите прав потребителей»

Взыскать со стоматологической клиники «Ольга» сумму расходов, понесенных мною в связи с устранением недостатков и вживлении нового имплантата в размере 20 000 рублей.

Взыскать со стоматологической клиники «Ольга» компенсацию причиненного мне морального вреда в размере 5000 рублей.

Копия искового заявления

Копия договора от 5.01.2010 года (2 экз.)

Копия договора с квитанцией от 25.02.2010 года (2экз)

Оригиналы указанных документов будут представлены в судебное заседание.

16.04.2010 г. _________________ Мельникова М.М.

2. Нормативно-правовых акты по иерархической силе, регулирующие отношения по защите прав потребителей:

— Общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же международные договоры РФ, являющиеся в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ и применяющиеся непосредственно или после издания национального акта. В случае разногласий они имеют приоритет над национальным законодательством.

Закон РФ «О защите прав потребителей» в соответствии, с которым принимаются иные федеральные законы, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей

— правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг), издаваемые Правительством РФ

— правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям, устанавливаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным орган исполнительной власти.

Мировому судье судебного

участка № 57 г.Урюпинска

Истец: Иванова Юлия Ивановна

ул. Победы, 3, г.Урюпинск

Ответчик: ИП Федоров Сергей Викторович

Ул. Мира, 17, г.Урюпинск

о защите прав потребителя

Я, Иванова Юлия Ивановна, 1 июня 2003 года купила полусапожки у ИП Федорова Сергея Викторовича. 10 октября 2003 года, я впервые одела купленные полусапожки и обнаружила, что у них повреждена подошва. 10 февраля 2004 года я обратилась к ИП Федорову С.В. с требованием вернуть уплаченные мною деньги за полусапожки – 5 000 рублей. Однако, в удовлетворении данного требования мне было отказано, на основании того, что истек гарантийный срок, указанный в товарном чеке, – 30 дней со дня продажи.

20 февраля 2004 года я обратилась в бюро независимой экспертизы, поскольку считала, что данный недостаток является производственным браком. Экспертиза подтвердила, что повреждение подошвы полусапожек является производственным браком.

В соответствии с ч.5 ст.19 ФЗ «О защите прав потребителей» случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Согласно ч.1 ст.18 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Руководствуясь ч.1 ст.18, ч.5 ст.19 ФЗ «О защите прав потребителей»

Взыскать с ИП Федорова Сергея Викторовича сумму, уплаченную мною за полусапожки в размере 5 000 рублей.

Копия искового заявления

Копия товарного чека (2экз)

Оригиналы указанных документов будут представлены в судебное заседание.

16.04.2010 г. _________________ Иванова Ю.И.

Защита прав потребителей в законодательстве России

Главная > Реферат >Государство и право

1.Теоретические основы защиты прав потребителей

1.1.Общие положения о защите прав потребителей

1.2. Исторические аспекты защиты прав потребителей

1.3. Нормативно-правовая база защиты прав потребителей

2. Защита прав потребителей в бытовом обслуживании.

2.1.Понятие бытового обслуживания населения

2.1. Правила бытового обслуживания потребителей.

2.2. Сроки выполнения работ

2.3. Оказание услуг

1.1 Понятие бытового обслуживания населения

Под услугами понимаются виды деятельности (работ), в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Удовлетворяя личные потребности человека, услуги направлены на сохранение или восстановление ранее созданной потребительской стоимости либо на приумножение потребительской стоимости за счет трудовой деятельности.

К сфере бытового обслуживания населения не относятся услуги, находящиеся в ведении других специализированных отраслей обслуживания населения, таких, как образование, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, пассажирский транспорт, связь.

Бытовые услуги могут быть материальными и нематериальными. Под материальными услугами понимаются услуги, при производстве которых труд фиксируется в материальном вещественном товаре, сохраняя или увеличивая его стоимость. При оказании же нематериальных услуг труд не фиксируется в материальном вещественном товаре, а его стоимость (в виде затрат необходимого труда) не отражается в совокупном общественном продукте.

Производственные услуги включают ремонт бытовой техники, пошив и ремонт одежды и обуви (по индивидуальным заказам населения), ремонт радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их удельный вес в общем объеме реализации бытовых услуг занимает до 80%. Оказываемые населению производственные услуги могут быть выполнены в индивидуальном порядке, т. е. без привлечения специализированных организаций, либо путем непосредственного обращения населения в специально созданные предприятия.

Эффективность деятельности создаваемых предприятий сферы бытового обслуживания населения зависит от уровня развития их материально-технической базы, системы организации процесса оказания услуг и ряда других условий. Однако решающими факторами экономической выгоды оказания бытовых услуг населению являются наиболее короткий срок оказания услуг и их качество.

Период с момента приема заказа до момента сдачи его клиенту состоит из трех этапов: времени приема заказа, времени производственного цикла и времени получения заказа клиентом.

Сфера бытового обслуживания делится на двенадцать основных технологически различных производственных отраслевых групп,. К ним относятся: ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные услуги.

Самый доходный бизнес в сфере бытового обслуживания населения в сегодняшней России — ритуальные услуги, их рентабельность составляет 40%. На втором месте — ремонт и изготовление мебели, на третьем — услуги парикмахерских салонов в городах. Тенденции последних лет — бытовые услуги начали продвигать на село.

Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международно признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей. Кроме того, Закон о защите прав потребителей установил и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует отнести: право на получение льгот в сфере, торгового и других видов обслуживания ; право на. обмен товара надлежащего качества; признание недействительными условий договора, ущемляющих права. потребителей . В Законе о защите прав потребителей основной упор сделан на определение имущественной: ответственности за нарушение прав потребителей и в ocoбенности на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. На ряду с мерами договорной ответственности Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.

В Законе о защите прав потребителей наряду с индивидуальной предусмотрена и коллективная защита прав и интересов потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей .

Нормы законодательства о защите прав потребителей стали для всех областей сферы обслуживания граждан опорными.

Соотношение Закона о защите прав потребителей с Гражданским Кодексом может быть охарактеризовано следующим образом. Закон о защите прав потребителей, содержит их фундаментальные права, опирается на общие положения гражданского законодательства, а его действие немыслимо без использования таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд других. Другими словами, если гражданское законодательство призвано урегулировать товарно-денежные отношения независимо от субъектного состава, то Закон о защите прав потребителей регламентирует специфику этих отношений для потребителей на рынке товаров и услуг. С другой стороны, Закон о защите прав потребителей тесно взаимодействует с актами хозяйственного законодательства установившими требования к деятельности организаций, производящих товары и услуги для населения, качеству потребительских товаров и услуг и т.д.

Таким образом, с принятием Закона о защите прав потребителя в России начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляют собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством (причем не только над гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных требований, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке. Вместе с тем, очевидно, что с принятием Закона о защите прав потребителей, не могли быть разрешены все вопросы, касавшиеся проблем их защиты в конкретных областях обслуживания. По этому его принятие призвано, с одной стороны, распространить общие положения о защите прав потребителей на все сферы их взаимоотношений с производителями товаров и услуг, а также организациями торговли и сферы услуг, а, с другой стороны, создать благоприятные условия для дальнейшего совершенствования отраслевого и комплексного законодательства (например, принятие законов в области транспорта, связи и иных услуг).

Защита прав потребителей в сфере обслуживания

2.1. Сроки на выполнение работ и оказание услуг. Последствия нарушения
этих сроков

СОГЛАСНО П. 1 СТ. 4 ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» ПРОДАВЕЦ
(ИСПОЛНИТЕЛЬ) ОБяЗАН ПЕРЕДАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ ТОВАР (ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ, ОКАЗАТЬ
УСЛУГУ), КАчЕСТВО КОТОРОГО СООТВЕТСТВУЕТ ДОГОВОРУ. СРОК В ДОГОВОРЕ НА
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ яВЛяЕТСя ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ЕГО УСЛОВИЙ.
В ЗАКОНЕ ГОВОРИТСя, чТО ИСПОЛНИТЕЛЬ ОБяЗАН ОСУЩЕСТВИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
(ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ) В СРОК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ПРАВИЛАМИ ВЫПОЛНЕНИя ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ РАБОТ (ОКАЗАНИя ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УСЛУГ) ИЛИ ДОГОВОРОМ. В ДОГОВОРЕ
ПРЕДУСМАТРИВАЕТСя СРОК ВЫПОЛНЕНИя РАБОТЫ (ОКАЗАНИя УСЛУГИ), ЕСЛИ ОН
ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ НЕ ПРЕДУСМОТРЕН, А ТАКЖЕ СРОК МЕНЬШЕЙ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ, чЕМ СРОК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ПРАВИЛАМИ.
Пункт 2. ст. 27 Закона раскрывает порядок определения сроков
выполнения работы (оказания услуги). Срок в договоре определяется
календарной датой (периодом), к которой выполнятся работа (услуга), или
датой (периодом), к которой исполнитель обязан приступить для выполнения
работы (оказания услуги).
Для правильного исчисления срока необходимо определить его начало и
окончание. В ст. 191 ГК РФ «Начало срока, определенного периода времени»
говорится, что течение срока, определенного периода времени начинается на
следующий день после календарной даты или наступления события, которыми
определено его начало.
Если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям в
течение срока действия договора, наряду с общим сроком исполнения работы
(оказание услуги) в содержании договора отражаются частные (промежуточные)
сроки. Эти частные сроки конкретизируют обязанности исполнителя, придают
выполняемой работе (оказываемой услуге) четкость и определенность.
Установленные сроки начала и окончания работ (оказания услуг)
изменяются только по соглашению сторон договора. Если достигнуто такое
согласие, то новые сроки должны быть указаны в договоре или дополнительном
соглашении.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона установлена имущественная ответственность
исполнителя за нарушение сроков начала и окончания выполнения работ
(оказания услуг) или назначенных потребителем новых сроков (на основании
п.1 настоящей статьи) в виде неустойки. Неустойка уплачивается исполнителем
потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) в размере 3 %
от цены выполненной работы (оказанной услуги). Если стоимость работ (услуг)
не была определена в договоре, то неустойка взыскивается от общей цены
заказа. Размер неустойки может быть установлен более высоким, однако для
этого необходимо соглашение сторон, заключенное в письменной форме.
Неустойка начинает взыскиваться со дня (часа), следующего за днем
(часом), к которому работа (услуга) должна была начать выполняться или
должна быть выполнена, и заканчивается началом или окончанием исполнения
работ (оказания услуг). Взыскиваемая неустойка не может превышать стоимости
работы (услуги) или общей стоимости заказа. Если цена работы (услуги)
отдельно не определялась, то размер неустойки определяется от общей цены
договора (заказа).
Размер неустойки определяется исходя из цены работы (услуги) или
договора (заказа), существующей в том месте, в котором требование
потребителя должно быть удовлетворено исполнителем, на день добровольного
удовлетворения или в день вынесения судебного решения.
Закон освобождает исполнителя от уплаты неустойки и возмещения
убытков, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы
(оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы, т. е.
наступления такого события, которое исполнитель не мог предотвратить
никакими средствами, или по вине потребителя.

2.2. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной
работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков.

В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 29 ЗАКОНА ПОТРЕБИТЕЛЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ
НЕДОСТАТКОВ В ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ (ОКАЗАННОЙ УСЛУГЕ) ИМЕЕТ ПРАВО ПО СВОЕМУ
ВЫБОРУ ПОТРЕБОВАТЬ ОТ ИСПОЛНИТЕЛя:
. безвозмездного устранения недостатков;
. соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной
услуги);
. безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала
такого же качества или повторного выполнения работы;
. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
выполненной работы (оказанной услуги) силами потребителя или третьими
лицами.
Потребитель имеет право требовать от исполнителя уменьшения цены за
выполненную работу в том случае, если он предъявил требование о
безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о
повторном выполнении работы (оказании услуги).
Правовые последствия нарушения требований к качеству выполненной
работы (оказанной услуги) сходны с последствиями и правами при продаже
товаров с недостатками.
Потребитель может расторгнуть договор и потребовать полного возмещения
убытков:
. если недостатки не были устранены исполнителем в срок, указанный в
договоре;
. если в работе присутствуют существенные недостатки или есть
существенные отступления от условий договора.
Вышеперечисленные требования предъявляются при принятии выполненной
работы (услуги) или в процессе ее выполнения.
После уже принятой работы (услуги) требования по поводу скрытых
недостатков могут быть предъявлены позднее: в течение гарантийного срока
или в течение 6 месяцев со дня принятия выполненной работы (оказанной
услуги), если отсутствует гарантийный срок. Что касается недостатков в
строении или иного недвижимого имущества, требования предъявляются в
течение гарантийного срока, а сли он не установлен — в течение 2 лет.
Согласно п. 4 ст. 29 Закона, если выявленный существенный недостаток
выполненной работы (услуги) допущен по вине исполнителя, потребитель имеет
право требовать безвозмездного устранения этого недостатка и по истечении
гарантийного срока. Такое требование предъявляется в течение срока службы
или в течение 10 лет со дня принятия работы, если срок службы не
установлен.
На исполнителя возлагается обязанность своевременного удовлетворения
требований потребителя, в противном случае потребитель по своему выбору
вправе предъявить требования:
. соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную
услугу);
. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими
лицами;
. расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и
возмещения убытков.
Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материла такого
же качества и повторное выполнение работы (услуги) подлежат исполнению в
срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги). Если
же такой срок не установлен, то в срок, указанный в договоре, который не
был исполнен надлежащим образом.
За нарушение этих сроков с исполнителя взыскивается неустойка,
оговоренная в Законе, а также потребитель имеет право предъявить иные
требования согласно п. 1 ст. 28 и п.1 и 4 ст. 29 Закона.

2.3. Смета на выполнение работы (оказание услуги)

СМЕТА — ДОКУМЕНТ, В КОТОРОМ УКАЗАН ПЕРЕчЕНЬ РАБОТ (УСЛУГ), МАТЕРИАЛОВ,
ОБОРУДОВАНИя И Т. Д. С УКАЗАНИЕМ СТОИМОСТИ (ЦЕНЫ). СОГЛАСНО ЗАКОНУ, ЕСЛИ
ОДНА ИЗ СТОРОН (ПОТРЕБИТЕЛЬ ИЛИ ИЗГОТОВИТЕЛЬ) ТРЕБУЕТ СОСТАВЛЕНИя СМЕТЫ, ТО
ТАКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УДОВЛЕТВОРЕНО.
Смета может быть двух видов: твердая и приблизительная. При
составлении твердой сметы исполнитель не имеет права требовать оплаты
дополнительных работ и расходов. При твердой смете ни при каких
обстоятельствах, даже при изменении цены, исполнитель не имеет права ее
изменить самостоятельно, без согласия на то потребителя. Таким образом, все
расходы исполнителя, сделанные сверх сметы, относятся на его счет.
Если при составлении условий договора трудно определить его
окончательную стоимость, то потребителем и изготовителем составляется
приблизительная смета. Если возникает необходимость превысить
приблизительную смету, то исполнитель обязан немедленно предупредить об
этом потребителя. Потребитель имеет право отказаться от исполнения
договора; при этом он возмещает исполнителю понесенные им расходы,
приходящиеся на выполненную работу (услугу), согласно первоначально
составленной смете.
Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении расходов по
приблизительной смете, то исполнитель не вправе требовать возмещения
сверхсметных расходов и обязан выполнить работу (услугу) в пределах
первоначальной стоимости, определенной приблизительной сметой. Если
увеличение сметы вызвано действиями потребителя, то он должен возместить
исполнителю все расходы, превышающие приблизительную смету.

2.4. Выполнение работы из материалов исполнителя и материалов
потребителя или работы с вещью потребителя

СОГЛАСНО СТ. 34 ЗАКОНА ИСПОЛНИТЕЛЬ МОЖЕТ ВЫПОЛНяТЬ РАБОТУ ИЗ СВОЕГО
МАТЕРИАЛА И СВОИМИ СРЕДСТВАМИ. ЕСЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬ ПОТРЕБУЕТ ВЫПОЛНЕНИя РАБОТЫ
ИЗ СВОЕГО МАТЕРИАЛА, ТО НА ИСПОЛНИТЕЛя ВОЗЛАГАЕТСя ОБяЗАННОСТЬ
УДОВЛЕТВОРИТЬ ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛя.
Исполнитель, предоставляющий свой материал для выполнения работы
(оказания услуги), отвечает за его надлежащее качество. В связи с этим
ответственность за выполнение работы (услуги) из недоброкачественного
материала заключается в возмещении убытков, причиненных потребителю, и в
уплате неустойки, если она предусмотрена условиями договора или правилами о
выполнении отдельных видов работ.
Материал исполнителя, предоставляемый потребителю, подлежит оплате при
заключении договора полностью или в определенном размере, указанном в
правилах выполнения отдельных видов работ или в договоре о выполнении
работы с условием окончательного расчета при получении работы потребителем.
Закон дает возможность потребителю и исполнителю предусмотреть в договоре и
иной порядок расчета.
В случаях, предусмотренных правилами или соглашением сторон,
потребителю предоставляется материал в кредит. Если цена за предоставленный
в кредит материал повышается в течение времени, то это изменение цены не
влечет за собой ее перерасчета.
Материалы, оборудование, техника, различные средства и т. д.,
необходимые для выполнения работы, доставляются к месту выполнения работ
исполнителем. Однако Закон не оговаривает, кто должен оплачивать доставку
необходимых средств. Поэтому следует предполагать, что расходы по доставке
включаются в смету работы, а если таковая отсутствует, то условия доставки
должны оговариваться сторонами при заключении договора.
Если работа выполняется полностью или частично из материала
потребителя или с вещью потребителя, то исполнитель отвечает за их
сохранность и правильное использование. В случае если работа выполняется из
материала или с вещью потребителя, исполнитель должен:
. предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности
переданного потребителем материла (вещи);
. предоставить отчет об израсходованном материале, а если есть остаток
материала, возвратить его потребителю.
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материла (вещи),
предоставленного потребителем, исполнитель должен в течение трех дней
заменить его однородным материалом (вещью) такого же качества или, по
договору с потребителем, изготовить изделие из однородного материала в
разумный срок. При отсутствии у исполнителя необходимого для замены
материала (вещи) потребителю возмещается двукратная стоимость утраченного
(поврежденного) материла (вещи), а также все расходы, понесенные
потребителем.
Расчеты с потребителем в случае утраты, повреждения материала или вещи
потребителя, производятся на основании стоимости испорченного материла
(вещи). При заключении договора между потребителем и исполнителем
указывается точное наименование, описание, метраж и цена материла. В
аналогичном порядке оцениваются передаваемые потребителем вещи для
выполнения работ с ними. При возмещении потребителю цены утраченного
материала (вещи) она должна соответствовать стоимости, которая сложилась на
день добровольной выплаты исполнителем или на день вынесения судебного
решения.
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную
утрату (повреждение) материала (вещи), если предупредил потребителя об
особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его
полную или частичную утрату (повреждение). Это все оговаривается в договоре
или документе, его заменяющем (квитанция, заказ). Незнание исполнителем
особых свойств материала (вещи) не освобождает его от ответственности.
Исполнитель имеет право отказаться от заключения договора и
потребовать полного возмещения убытков, если потребитель, несмотря на
предупреждение исполнителя, не заменит в разумный срок непригодный или
недоброкачественный материал или не устранит иных обстоятельств, влияющих
на качество выполняемой работы (оказываемой услуги).


2.5. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу)

В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 37 ЗАКОНА УСТАНОВЛЕН ОБЩИЙ ПОРяДОК РАСчЕТОВ ЗА
ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ (ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ): ОН ОПРЕДЕЛяЕТСя ДОГОВОРОМ МЕЖДУ
ПОТРЕБИТЕЛЕМ И ИСПОЛНИТЕЛЕМ.
При заключении договора следует обращать внимание на правильность его
заполнения (дата, номер, название организации, ее юридический адрес,
фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес и т. д.), оговаривать все
условия заключаемого договора, с обязательствами сторон (как потребителя
так и исполнителя). Если положения договора не понятны, то следует их
уточнить, расшифровать. Необходимо ознакомиться со всем текстом договора и
только после этого его подписывать. Договор заключается в двух экземплярах.
Один экземпляр договора должен остаться у исполнителя, другой передается
потребителю.
Потребитель вправе по своему желанию оплатить полностью стоимость
работы (услуги) при заключении договора.
Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме
работу (оказанную услугу) по окончании ее, если иное не установлено законом
или иными правовыми актами РФ или договором между потребителем и
исполнителем.
Однако в порядке исключения законодательством РФ и субъектов РФ не все
виды работ (услуг) оплачиваются потребителем после их выполнения. Правилами
бытового обслуживания населения предусмотрен ряд исключений. Так, при
заключении договора полностью оплачиваются работы (услуги):
. выполняемые в присутствии потребителя, а также методом
самообслуживания (все виды работ и услуг);
. кинофотолабораторий и фотографий, предприятий по обслуживанию
торжественных мероприятий и ритуальных услуг;
. по покупке, доставке или пересылке подарков, сувениров и других
изделий;
. по обучению вязке, кройке и шитью одежды, фотографированию;
. по апробированию и клеймению ювелирных изделий;
. бань и душевых;
. по доставке грузов и посреднических услуг.
Некоторые правила выполнения работ (оказания услуг) устанавливают
сроки, в течение которых потребитель должен их оплатить.

. Характеристика отдельных видов бытового обслуживания населения

Защита прав потребителей

Проблемы нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей. Круг лиц, на которых распространяется законодательство о защите прав потребителей. Защита прав потребителей при продаже товаров. Государственная и общественная защита прав потребителей.

Подобные документы

Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей», роль государства в данном процессе, проблемы и пути решения. Общее положение отдела защиты прав потребителей в г. Иркутске.

курсовая работа, добавлен 06.03.2011

Действие российского законодательства о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов. Государственные органы и общественные организации по защите прав потребителей. Компенсация морального вреда.

курсовая работа, добавлен 07.10.2013

Российское законодательство в области защиты прав туристов. Рассмотрение интересов потребителей в туризме. Процесс разрешения конфликтных ситуаций. Анализ жалоб потребителей в туризме. Судебная практика по делам о защите прав туристических потребителей.

курсовая работа, добавлен 13.05.2014

Основные понятия, используемые в настоящем законе о защите прав потребителей, их государственная, общественная и судебная защита. Компенсация морального вреда. Права общественных объединений потребителей. Ответственность за нарушение прав потребителей.

контрольная работа, добавлен 05.10.2014

Государственная политика в сфере защиты прав потребителей. Право потребителей на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатка товаров, работ, услуг. Защита прав потребителей, ответственность за нарушение законодательства защиты прав потребителей.

контрольная работа, добавлен 03.06.2010

Государственная защита прав потребителей. Порядок рассмотрения дел о нарушении потребительских прав антимонопольными органами России. Правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

реферат, добавлен 12.03.2010

Рассмотрение истории становления и основных понятий законодательства о защите прав потребителей. Характеристика способов защиты прав потребителей. Выявление проблем правового регулирования законодательства о защите прав потребителей при выполнении работ.

курсовая работа, добавлен 12.06.2014

Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей». Цель защиты прав потребителей. Права покупателя при покупке товара, заказе услуг или выполнении работ. Политика по защите прав потребителей в Узбекистане. Органы по работе с жалобами потребителей.

контрольная работа, добавлен 29.06.2012

Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей. Законодательство РФ о защите прав потребителей. Их право на информацию об изготовителе и о товарах. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.

курс лекций, добавлен 26.04.2010

Основы правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей. Права потребителей по российскому законодательству. Уполномоченные субъекты в области защиты прав потребителей. Досудебный порядок урегулирования споров с участием потребителей.

дипломная работа, добавлен 13.08.2017

Курсовая работа на тему»Защита прав потребителей»

1. Законодательство в области защиты прав потребителей. 6

1.1 Законодательство в РФ.. 6

1.2 Мировая практика по защите прав потребителей. 11

2. Анализ мероприятий по защите прав потребителей. 17

2.1 Организация государственного и общественного контроля в области защиты прав потребителей. 17

2.2 Порядок предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара 23

3. Направления совершенствования защиты прав потребителей. 33

3.1 Соблюдение прав потребителей на информацию на рынке продовольственных (непродовольственных) товаров. 33

3.2 Рекомендации по совершенствованию практики по защите прав потребителей 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Актуальность темы исследования. В условиях объективно существующей необходимости удовлетворения гражданами Российской Федерации собственных нужд, значимых для их жизни и здоровья либо обеспечивающих достойный уровень существования, качество производимых товаров и оказываемых услуг имеет первостепенное значение для максимального удовлетворения их потребностей. В современных условиях российского рынка товаров и услуг существует насущная необходимость законодательного обеспечения безопасности потребительского рынка, продиктованная низким качеством многих товаров и в целом — их опасностью для людей; фальсификацией не только товаров, но и товаросопроводительных документов, сертификатов качества, безопасности, страны происхождения, товарных знаков и др., что, в свою очередь, нарушает общепризнанный принцип соответствия товаров и услуг комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующих и надлежаще оформленных документах.Дополнительно актуализирует проблему защиты прав потребителя в России то, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года относит к угрозе национальной безопасности прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, а уровень роста потребительских цен включает в основные характеристики состояния национальной безопасности.Проблемы защиты прав потребителя в России имеют большое теоретическое и практическое значение, занимают важное место в деятельности специалистов различных отраслей знаний, в том числе юристов.

Непосредственному исследованию не только теоретических основ защиты прав потребителей, но и детальному анализу законодательства в данной сфере правоотношений посвящены работы Блохиной О.Ю., Бычко М.А., Катыс М.А., Ким Е.В., Кирюшиной И. В., Костиной К.В., Левицкого В.Б., Резиной H.A., Рябова A.A., Филатовой М.В., Чапкевич Л.Е., Шабля Б.А., Шашковой Л.А. и других авторов.

Цель и задачи исследования.

Целью работы является раскрытие нормативно- правового регулирования защиты прав потребителя в России и за рубежом.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

  1. Изучить законодательство по защите прав потребителей в РФ
  2. Изучить защиту прав потребителей за рубежом
  3. Рассмотреть организацию государственного и общественного контроля в области защиты прав потребителей
  4. Изучить порядок предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
  5. Проанализировать направления совершенствования защиты прав потребителей

Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в процессе реализации права потребителя в России

Предмет исследования отношения, связанные с защитой прав потребителя в России и за рубежом

Методологической основой настоящего исследования стали общенаучные и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и деятельности в сфере защиты прав потребителей (диалектический, исторический, сравнительно-правовой, формально- юридический, конкретно-социологический, статистический, системный метод и др.), применение которых позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи и взаимозависимости, всесторонне и объективно.

Нормативную основу исследования составили нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав потребителей в системе конституционных прав человека в России: Конституция и законы Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон «О защите прав потребителей», др.); международные документы, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права; указ Президента Российской Федерации; постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Вы можете заказать курсовую работу по своим индивидуальным требованиям

Защита прав потребителей ресторанных услуг

Главная > Курсовая работа >Государство и право

По дисциплине «Правовое и нормативное регулирование деятельности предприятий питания»

На тему: «Защита прав потребителей ресторанных услуг»

В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей в сфере оказания услуг занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей являются важной правовой гарантией охраны их интересов.

В данной работе анализируется обязательство по оказанию услуг потребителю и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении. Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя при оказании услуг не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.

Однако данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.

Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей в сфере оказания услуг разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы О.С. Иоффе, М.И. Брагинского, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Колмыкова, Е.Д. Шешенина, А.Е. Шерстобитова, Я.Е.Парций и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.

Практическая значимость и недостаточная разработанность проблем защиты прав потребителей в сфере оказания услуг обусловили выбор ее в качестве предмета данного исследования.

Безусловно предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса проблемных вопросов защиты прав потребителей в сфере оказания услуг. Такая задача по силам, пожалуй, только коллективу ученых и юристов – практиков. В ней лишь предпринимается попытка анализа современного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные на сегодняшний теоретические проблемы этого правового института и высказать некоторые предложения относительно совершенствования составляющих его правовых норм.

Правовая реформа в Российской Федерации осуществляется одновременно с экономическими преобразованиями. При этом становление российского потребительского права происходит в сложных условиях, отягощенных кризисными явлениями, негативными последствиями ее монополизации, правовым нигилизмом, массовой хронической задержкой выплат заработной платы, пенсий, пособий и других выплат. В этих условиях особенно возрастает роль потребительского законодательства в реализации фундаментальных прав граждан-потребителей — на образование, на информацию, на безопасность и качество продукции, на судебную защиту, на возмещение понесенного ущерба, на представление своих интересов через соответствующие государственные и общественные организации.

По-нашему мнению, можно смело утверждать, что законодательство о защите прав потребителей является центром гражданского (предпринимательского) права любого государства, законода­тельная, судебная и исполнительная власти которого проводят целена­правленную политику по формированию и поддержанию цивилизован­ных традиций делового оборота. Поэтому с развитием в России рыноч­ных отношений институт защиты прав потребителей неизбежно займет в нашей экономической жизни такое же место, какое он занял во всем мире.

1. Нормативно – правовое регулирование защиты прав потребителей.

Конституция РФ 1993 г. закрепила основы правового статуса гражданина (человека), провозглашая и закрепляя основные права и обязанности, которые наиболее конкретно и полно регламентируются иными правовыми актами, прежде всего законами. Конституция должна не только закрепить максимально возможные права и свободы. Поскольку люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Перед культурным обществом стоит задача согласовать эти интересы, способствовать достижению компромиссов даже несовпадающих целей и действий. Прежде всего надо противодействовать разрушающим общество и государство попыткам осуществлять свои права и свободы за счет прав и свобод других лиц, обуздывая проявления эгоизма, своеволия, анархии, обеспечивая общественное согласие, социальное партнерство  .

Ст. 2 Конституции устанавливает важный принцип, обеспечивающий одну из сторон жизни и деятельности цивилизованного общества, каждого человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Особое значение для потребителя услуг имеют положения ст.20, 41 – 43, 45, 46 Конституции РФ. В соответствии с которыми каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, имеет право на образование (в том числе и негосударственное), каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантируется судебная защита прав и свобод.

Основы правового статуса гражданина как потребителя, кроме Конституции РФ (где соответствующие права носят обобщенный характер) находят свое выражение в федеральных законах, и иных нормативно-правовых актах.

Гражданский кодекс РФ (ч.1 и 2, далее ГК) является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующем сферу гражданско – правовых отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения по оказанию услуг потребителю.

Так, ГК регулирует вопросы связанные с защитой гражданских прав (ст. 11 и 12, 14 ГК ), определяет право(дее-)способность граждан, содержит положения о сделках (их формах, последствия их недействительности – глава 9 ГК), об ответственности за нарушения обязательств (глава 25 ГК) , а также общие положения о договоре ( подраздел 2 ГК).

Особое место в правовом регулировании отношений потребителя в сфере оказания услуг имеют §2 главы 30 (Розничная купля-продажа) и главы 37 (Подряд) и 39 (Возмездное оказание услуг).

На первое место среди отдельных видов договора купли-продажи в ГК поставлена розничная купля-продажа (§ 2 гл. 30, ст. 492 — 505). Предусмотренные здесь правила носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обес­печение интересов потребителей. Розничная купля-продажа опреде­лена в ГК как публичный договор, что означает обязанность розничных предприятий продавать товары любому, кто к ним обратится, не делая между покупателями различий в цене на продаваемые товары и в других условиях продажи.

Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено рос­сийским законодательством о защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь важ­ных правоотношений.

Договор розничной купли-продажи представляет собой дого­вор купли-продажи товара, по которому “продавец, осуществ­ляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью” (п. 1 cт. 492 ГК).

По-нашему мнению, анализируя данный договорной тип, необходимо указать на специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве продав­ца здесь может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие). Покупателем по договору розничной купли-продажи признается всякое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничной торговой организации или индивидуального предприятия для личного семейного, домашнего или, иного использования, не связанного с предпринима­тельской деятельностью. Поэтому, например, отношения, свя­занные с приобретением организацией (юридическим лицом) офисной мебели в мебельном магазине, охватываются догово­ром розничной купли-продажи. А значит, можно сделать вывод, что сфера применения норм ГК о розничной купле-продаже (по субъектам) шире, нежели действие норм, содержащихся в Зако­не Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

Тем не менее, ГК учитывает различия в правовом положении и фактических возможностях по защите нарушенных прав и за­конных интересов, которые имеют соответственно граждане и организации (юридические лица), но путем предоставления до­полнительных прав не всем покупателям товаров, а исключи­тельно тем из них, в качестве которых выступают граждане. В соответствии с п. 3 ст. 492 ГК к отношениям по договору рознич­ной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не уре­гулированным данным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответст­вии с ними. Кроме того, при введении в действие части второй ГК, в том числе норм о розничной купле-продаже, было предусмотрено, что в тех случаях, когда одной из сторон в обязатель­стве является гражданин, использующий, приобретающий, зака­зывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой граж­данин пользуется правами стороны в обязательстве в соответст­вии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю За­коном Российской Федерации “О защите прав потребителей” и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей-граждан по договору розничной купли-продажи (потребителей в смысле законодательства о защите прав потребителей) имеют акты официального судебного толкования соответствующего законодательства, призванные обеспечить единство судебной практики разрешения споров. В настоящее время судебная практика основывается на разъяснениях, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 “О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей” (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 10, от 17 января 1997 г. № 2).

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя — гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов — граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того с 20 декабря 1999 года (времени опубликования Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17 ноября 1999 года) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон РФ «О защите прав потребителей» 1 (далее — Закон) является основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. Вместе с тем многие вопросы, связанные с применением Закона, регулируются Гражданским кодексом РФ, а также другими федеральными законами РФ.

Поскольку значительная часть норм Закона направлена на обеспечение защиты прав потребителей в области качества и безопасности услуг, важнейшее и непосредственное значение для правильного понимания и применения указанных норм и имеют законы, регулирующие порядок установления требований к качеству и безопасности услуг и подтверждения их соответствия упомянутым требованиям: Закон РФ

Общим для всех видов возмездного оказания услуг источни­ком является прежде всего Закон “О защите прав потребителей”. Этот Закон, рассчитанный исключительно на отношения, в кото­рых на стороне потребителей выступают граждане, практически не проводит разграничения договоров работ и договоров услуг, указывая всюду в соответствующих случаях — “работы (услуги)”. Едва ли не единственное исключение составляет ст. 39, посвя­щенная отдельным видам услуг. Она сводится к указанию на то, что последствия нарушения условий об отдельных видах услуг, не подпадающих под действие соответствующей статьи одного Закона, определяются иными законами.

Изданные в развитие Закона “О защите прав потребителей” Правила бытового обслуживания населения в Российской Феде­рации также обеспечивают единое регулирование договоров на выполнение работ и на оказание услуг. Большая часть его статей посвящена одновременно и работам, и услугам, хотя есть и такие, в которых выделены специально или работы, или услуги. Ука­занный акт охватывает весьма широкий круг вопросов, возни­кающих при оформлении заказов потребителя. Наряду с импера­тивными нормами, составляющими основу этого акта, в него включено немалое число диспозитивных норм.

При решении вопроса о том, подпадает ли данная услуга, оказанная гражданину, под действие Закона, характер правового регулирования (вид договора) значения не имеет. Определяющим является оказание услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Суды рассматривают немало дел по искам граждан к предприятиям и организациям, оказывающим бытовые услуги населению. Все увеличивающееся количество дел этой категории объясняется прежде всего тем, что Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» существенно расширил права граждан и конкретизировал ответственность организаций в области бытового обслуживания населения. В Законе решены многие вопросы при регулировании отношений, вытекающих из договора подряда (бытового заказа), купли-продажи и иных договоров по оказанию услуг гражданам.

Сложность таких споров заключается в том, что указанные отношения наряду с Законом о защите прав потребителей регулируют Гражданский кодекс и различного рода правила.

В некоторых случаях в нормативных актах содержится прямое указание, что отношения по оказанию услуг населению регулируются только Законом о защите прав потребителей.

Определением народного судьи Ж. отказано в принятии искового заявления к производственному объединению «Международный почтамт» о безвозмездном устранении недостатков в оказанной услуге на основании п. 7 ст. 129 ГПК в связи с неподсудностью и рекомендовано обратиться в народный суд по месту нахождения организации ответчика.

Отменяя определение суда, кассационная инстанция отметила, что согласно п. 11 Временного положения о связи в Российской Федерации 1 защита прав пользователей по предоставлению услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества регулируется Законом о защите прав потребителей, ст. 16 которого устанавливает, что иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту причинения вреда.

В соответствии со ст. 118 ГПК выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Поэтому под действие Закона подпадают находящиеся в разных перечнях услуги, регулируемые различными договорами, такие, например, как медицинские и перевозка пассажиров (багажа), туристические, хранение и т.д. В то же время такая распространенная среди граждан услуга, как банковский вклад, не подпадает под действие Закона, поскольку, согласно ст. 834 ГК, непременным условием договора банковского вклада является выплата вкладчику процентов по внесенному вкладу, т.е. извлечение гражданином прибыли  .

Распространение Закона на тот или иной вид услуг, оказываемых гражданам, является существенным вопросом, который необходимо решить в случае спора. От ответа на него зависят важные права потребителя, такие, как уплата или неуплата государственной пошлины при обращении в суд, альтернативная подсудность.

В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях.

Объединение в гл. 39 ГК всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не ис­ключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. От­меченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки гл. 39, также и специальное регулирование определенных не поименованных в ГК видов договоров услуг. Отвечая указанной потребности, появились акты, посвященные отдельным из них.

Примерами могут служить утвержденные в разное время Пра­вительством РФ Правила предоставления гостиничных услуг 1 , Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бы­товых отходов 2 , Правила оказания услуг телефонной связи 3 , Пра­вила оказания услуг проводного вещания (радиофикации) 4 , Пра­вила оказания услуг почтовой связи 5 , Правила оказания платных ветеринарных услуг 6 , Правила оказания услуг телеграфной свя­зи 7 . Акты о некоторых видах услуг приняты на более высоком уровне.

В Правилах, посвященных отдельным видам услуг, указаны порядок заключения соответствующих договоров, права потреби­теля услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности сторон, а так­же их ответственность за нарушение договора. Правила детали­зируют порядок приема и оформления заказов на услуги, оказа­ния услуг, порядок и форму их оплаты. В частности, заслужива­ют внимания положения, относящиеся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем, выдаче доку­ментов, которые служат формой договора (квитанция, талон, кас­совый чек и т. п.), набору обязательных условий договора, ответ­ственности потребителя за переданный им материал, исчислению срока и последствиям его нарушения, правам потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе. Здесь же содер­жится перечень услуг, по которым расчеты производятся полно­стью при заключении договора (покупка, доставка или пересылка подарков, доставка грузов, посреднические услуги и др.), услуг, которые предполагают оплату при заказе в объеме 50 %, и др.

Нормы перечисленных Правил являются обязательными для предпринимателей, кроме тех, которые носят диспозитивный ха­рактер и, как в них прямо указано, допускающих в договоре иное.

Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты нормативно – правового регулирования защиты прав потребителей в сфере оказания услуг можно сделать определенные выводы:

Система современных норм, регулирующих защиту прав потребителей в сфере оказания услуг — это сложная комплексная правовая система с разнооб­разными технологическими звеньями по уровню правового регулирования (конституционное, законодательное и иное (ведомственное, различного рода Правила) регулирование).

Гражданский кодекс РФ (ч.1 и 2) является основополагающим кодифицированным законодательным актом, регулирующем сферу гражданско – правовых отношений. В данную сферу общественных отношений входят и отношения по оказанию услуг потребителю. Многое в ГК обобщенно отражает то, что уже закреплено рос­сийским законодательством о защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, восполняющие пробелы в регулировании столь важ­ных правоотношений.

Общим для всех видов возмездного оказания услуг источни­ком является прежде всего Закон “О защите прав потребителей”. Этот Закон, рассчитанный исключительно на отношения, в кото­рых на стороне потребителей выступают граждане, практически не проводит разграничения договоров работ и договоров услуг, указывая всюду в соответствующих случаях — “работы (услуги)”. Едва ли не единственное исключение составляет ст. 39, посвя­щенная отдельным видам услуг. Она сводится к указанию на то, что последствия нарушения условий об отдельных видах услуг, не подпадающих под действие соответствующей статьи одного Закона, определяются иными законами. В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях.

Объединение в гл. 39 ГК всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не ис­ключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. От­меченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки гл. 39, также и специальное регулирование определенных не поименованных в ГК видов договоров услуг. Отвечая указанной потребности, появились акты, посвященные отдельным из них (различного рода Правила).

В целом, по-нашему мнению, особенностью современного законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг заключается в том, что это одна из самых динамичных областей правового регулирования.

2. Мониторинг изменений законодательства в сфере ресторанного хозяйства

Приняты новый Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. №833.

В Порядке продублированы нормы Закона «О защите прав потребителей». Однако указаны и особенности, касающиеся непосредственно ресторанного хозяйства. Например, работники, изготовляющие, хранящие и реализующие пищевые продукты и продовольственное сырье, обязаны иметь специальную подготовку (п. 16). В учреждении ресторанного хозяйства запрещается устанавливать минимум стоимости заказа и предлагать потребителю обязательный ассортимент продукции (п. 29). Учреждение ресторанного хозяйства обязано обеспечить сохранность вещей потребителя в гардеробе (при его наличие). Ответственность за это несет учреждение в соответствии с законодательством (п. 31).

Приказом Госкомитета по вопросам регулирования и потребительской политики от 25.10.2006 г. №311 утвержден Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг.

Проверки проводятся должностными лицами на основании утвержденного тематического плана работы Госпотребстандарта, его территориальных органов защиты прав потребителей (далее – органы защиты прав потребителей), а также во исполнение приказов, распоряжений, поручений Госпотребстандарта.

Внеплановые проверки субъектов хозяйствования проводятся должностными лицами только на основании полученных от потребителей обращений (жалоб) о нарушении требований законодательства о защите прав потребителей. (п.1.3).

Во время проверки должностные лица Госпотребстандарта имеют право: беспрепятственно посещать и обследовать производственные, складские, торговые и другие помещения; проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию в соответствии с порядком.

В случае необходимости к проверкам могут привлекаться представители местных органов исполнительной власти и самоуправления, правоохранительных органов, других органов контроля, а также потребители и представители общественных организаций (п.1.6).

Действия должностных лиц при проведении проверок, а также распоряжения о прекращении нарушений прав потребителей могут быть обжалованы в 14-дневный срок с начала проверки или издания предписания (п. 5.4).

Приказом Минэкономики от 09.10.2006 г. №309 внесены изменения в Правила работы учреждений (предприятий) ресторанного хозяйства. Изменениями предусмотрено словосочетание «общественное питание» заменить термином «ресторанное хозяйство». Несколько пунктов Правил изложены в новой редакции, а именно:

На фасаде помещения учреждения (предприятия) ресторанного хозяйства должна размещаться вывеска с указанием его типа/класса/, названия, названия субъекта хозяйственной деятельности и режима работы.

Режим работы учреждения ресторанного хозяйства устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, по согласованию с органами местного самоуправления.

Работники, занимающиеся производством, хранением, а также продажей пищевых продуктов и продовольственного сырья, обязаны иметь специальное образование (подготовку).

Все работники, занятые в ресторанном хозяйстве, проходят медицинское обследование в установленном законодательством порядке, результаты которого отражаются в их личных медицинских книжках. Личная медицинская книжка предъявляется по требованию представителей учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны иметь правила работы учреждений (предприятий) ресторанного хозяйства, санитарные правила, санитарный журнал, личные медицинские книжки работников, журналы регистрации вступительного инструктажа по вопросам охраны труда и регистрации инструктажей по вопросам охраны труда, а также книгу жалоб и предложений. Субъекты хозяйственной деятельности должны иметь также журнал регистрации проверок (раньше, в соответствии с законодательством, это было только право, аналогичная обязанность указана в Порядке осуществления торговой деятельности).

Субъекты хозяйственной деятельности в сфере ресторанного хозяйства осуществляют деятельность в соответствии с ассортиментом продукции, утвержденным согласно типу и классу учреждения (предприятия) руководителем предприятия, а также обеспечивают наличие продукции, указанной в меню или прейскуранте.

Запрещается курение табачных изделий в торговых помещениях учреждений (предприятий) ресторанного хозяйства (независимо от типа и класса), за исключением специально отведенных для этого мест. Субъект хозяйственной деятельности обязан отвести для этого специальные места, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, а также разместить в уголке потребителя наглядную информацию о расположении таких мест и об ущербе, наносимом здоровью человека курением.

Таким образом, в каждой торговой точке ресторанного хозяйства (кафе, ресторан, кафе-бар) необходимо завести журнал регистрации проверок в установленной законодательством форме, а также привести правила обслуживания клиентов и ведения ресторанного хозяйства в соответствие с законодательно установленным порядком.
Статья 27. Полномочия других органов исполнительной власти по защите прав потребителей.
Другие органы исполнительной власти осуществляют государственную защиту прав потребителей в рамках своей компетенции, определенной законодательством.
Статья 28. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей.
Органы местного самоуправления с целью защиты прав потребителей имеют право создавать при их исполнительных органах структурные подразделения по вопросам защиты прав потребителей, которые имеют право:
1) рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
2) анализировать договоры, которые заключаются продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями, с целью выявления условий, ограничивающих права потребителей;
3) в случае выявления продукции ненадлежащего качества, фальсифицированной, опасной для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей природной среды срочно уведомить об этом соответствующие территориальные органы по делам защиты прав потребителей, другие органы, осуществляющие контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции;
4) в случае выявления фактов реализации продукции, которая не сопровождается необходимой, доступной, достоверной, своевременной информацией и соответствующими документами, или продукции с просроченным сроком годности — временно приостанавливать реализацию продукции до предъявления информации, сопроводительных документов или прекращатьее реализацию;
5) готовить представления в орган, который выдал разрешение на проведение соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о временном приостановлении его действия или о досрочном аннулировании в случае систематического нарушения прав потребителей;
6) подавать в суд иски по защите прав потребителей.
Статья 29. Обязанности и ответственность служебных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей.
Служебные лица органов исполнительной власти, осуществляющие защиту прав потребителей, обязаны строго соблюдать требования законодательства. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей служебные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
Статья 30. Рассмотрение жалоб на решения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, их служебных лиц, а также на действия таких лиц.
1. Жалобы на решения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, их служебных лиц, а также на действия таких лиц рассматриваются в порядке, определенном законодательством.
2. Подача жалобы не приостанавливает выполнение решения органа исполнительной власти, осуществляющего защиту прав потребителей, его служебных лиц, а также действий таких лиц.
Статья 31. Отношения органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, с правоохранительными органами.
Работники правоохранительных органов предоставляют служебным лицам органов исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, помощь в выполнении ими служебных обязанностей и прекращают незаконные действия физических лиц, которые препятствуют выполнению возложенных на них функций.
Статья 32. Правовая защита служебных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальных органов.
1. Служебное лицо специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей при выполнении своих служебных обязанностей находится под защитой закона.
Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества служебного лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и членов его семьи от преступных посягательств и других противоправных действий.
2. Все служебные лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей подлежат государственному обязательному страхованию за счет средств государственного бюджета. П
орядок и условия страхования служебного лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
3. Оскорбление служебного лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей, а также сопротивление, угроза, насилие и прочие действия, которые препятствуют выполнению возложенных на него задач, влекут за собой установленную законом ответственность.
В случае увечья или инвалидности, которые произошли в связи с выполнением служебных обязанностей, служебное лицо специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей получает компенсацию в размере от годового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени потери трудоспособности, а в случае его гибели по указанной причине семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания по последней должности.
Вред (убытки), причиненные имуществу служебного лица специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей или членов его семьи в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируются в полном объеме за счет средств государственного бюджета с дальнейшим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Результаты работы в области защиты прав потребителей позволяют констатировать, что происходит качественно новый поворот в сторону укоренения целостной системы, способной адекватно представлять и защищать законные права и интересы граждан-потребителей, в том числе и в сфере оказания услуг.

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия добротной законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль антимонопольных органов в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.

Позитивное влияние на эти процессы, несомненно, оказала расширяющаяся практика создания и реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ по защите прав потребителей.

Все большую актуальность приобретают проблемы взаимной корреляции конкурентной и потребительской политики с ориентацией на интересы конечного потребителя. В первую очередь это касается услуг, предоставляемых предприятиями отраслей, относящихся к естественным монополиям, с неразвитой конкуренцией, оказывающих услуги так называемого “народного потребления” (коммунальные услуги). Однако и в сложившихся условиях, при несовершенной еще конкуренции во многих секторах потребительского рынка, отсутствии устойчивых стереотипов цивилизованного рыночного поведения, потребительское законодательство в основном позволяет обеспечивать защиту прав потребителей.

Принятие в 1999 г. новой редакции Закона «О защите прав потребителей» обусловило дальнейшую активизацию проводимой антимонопольными органами масштабной и доступной для широких масс населения просветительской работы с привлечением средств массовой информации с акцентом на потребительское образование. Вместе с тем необходимо преодолеть негативные тенденции, связанные с сокращением антимонопольных органов и органов по защите прав потребителей при местных администрациях.

Оценивая достигнутый уровень работы по защите прав потребителей в сфере оказания услуг, можно сделать вывод о том, что она и в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений потре­бительской политики.

Среди них определены следующие основные направления:

1. Обновленное потребительское законодательство, расширение законодательства требуют:

— расширения и развития системы превентивных, в том числе программных, мер в сфере защиты прав потребителей;

— усиления координации работы по выработке единых позиций в реализации законодательства о защите прав потребителей на основе масштабной правоприменительной практики; органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судебной системой и общественными организациями потребителей;

— повышения роли межведомственных и координационных советов по защите прав потребителей как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации в реализации законодательства о защите прав потребителей, определении приоритетных направлений формирования потребительской политики в сфере услуг.

2. Создание необходимых условий для развития и укрепления системы государственной и общественной защиты прав потребителей в сфере услуг с учетом усиления роли органов местного самоуправления в этой области для обеспечения доступности ее для широких слоев населения.

3. Предстоит решить проблемы, связанные с непротиворечивым применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в том числе определение места в регулировании гражданско-правовых отношений с участием граждан-потребителей Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и транспортных уставов и кодексов.

В ближайшие годы предстоит перейти на новый этап консолидации государственных и общественных структур в реализации прогрессивной потребительской политики, в том числе и в сфере услуг, создание общественных объединений профессиональных защитников прав потребителей.

5. С целью накопления практики применения обновленного гражданского и потребительского законодательства нужно продолжать проведение мониторинга в различных секторах потребительского рынка услуг в виде крупных комплексных обследований по вопросам соблюдения законных прав потребителей, в том числе медицинских, образовательных услуг, а также по отдельным вопросам обеспечения безопасности и качества оказываемых услуг.

Список использованных источников и литературы:

Конституция РФ М., 1993

Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от 30 ноября 1994 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 2 от 26 января 1996 г.

Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»

Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 2000.

Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. – М.: “Статут”, 1999

Бойко Т.М. Права потребителей // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 2005. №5

Гражданское право: в 2 т., том 2 полутом 2. Учебник / под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: БЕК, 2000

Гражданское право. Т. 2. М.:БЕК, 2003.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М.: ЮНИТА, 1998.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1995

Парций Я.Е. Закон РФ “О защите прав потребителей” / Постатейный комментарий. М., 1996

Правовое ре­гулирование услуг как результата индивидуальной трудовой деятель­ности. М„ 1983

Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. – Новосибирск: “Издательство ЮКЭА”, 2000

Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // «Российская юстиция» № 2, 2000

Фартхутдинов Я.Ф. Законодательство и судебная практика по некоторым видам бытового обслуживания. Изд. Казанского госуниверситета, 2002

Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потре­бителей. М., 2003.

Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1998