Международно-правовая защита прав детей

admin

§1. Международно-правовая защита прав ребенка

Анализ международно-правовых документов в сфере прав и свобод человека показывает, что семья, материнство и дети пользуются особым покровительством международного сообщества. «Материнство и младенчество, — провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, — дают право на особое попечение и помощь.

Особые права несовершеннолетних и из зашита закреплены во многих международных конвенциях, как универсального., так и регионального характера. Например, в Конвенции относительно принудительного или обязательного труда, принятой генеральной конференцией Международной организации труда (МОТ) в 1930 г., установлено, что принудительному или обязательному труду могут быть привлечены только взрослые трудоспособные лица мужского пола, возраст которых составляет не ниже 18 лет. Ученики освобождаются от принудительного труда.

Далее, существуют ряд международных актов, специально посвященных защите прав и свобод несовершеннолетних. Это не случайно, поскольку права ребенка — те же права человека, но применительно к несовершеннолетним. Кроме того, реалии современной жизни любого общества таковы, что дети пользуются не всеми правами и свободами взрослого человека. Так, например, некоторые права и свободы они могут осуществлять не непосредственно, а через своих родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и иных законных представителей. Вот почему международное сообщество установило специальные гарантии осуществления прав и свобод детей.

В 1959 году (Резолюция 1386 от 20 ноября) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней провозглашены 10 основополагающих принципов, признавать и соблюдать которые призваны все родители, мужчины и женщины, как отдельные лица, добровольные организации, местные власти и национальные правительства.

Приведем эти принципы: 1.

Ребенку должны принадлежать все права, провозглашенные Декларацией, во всей их полноте. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и различии или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национальности, социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. 2.

Специальная защита прав ребенка, предоставление ему возможности развития во всех отношениях, издание государствами своих национальных законов должны определяться главным соображением наилучшего обеспечения интересов ребенка. 3.

Ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения. 4.

Ребенок должен обладать социальными и экономическими правами: на социальное обеспечение, на здоровый рост и развитие, на специальный уход и охрану ребенка и его матери, на надлежащее питание, жилище, необходимые развлечения и медицинское обслуживание. 5.

Особой защитой должны пользоваться неполноценные дети. 6.

Ребенок имеет право на обеспечение и защиту своих интересов его семьей и родителями; малолетний ребенок не должен, за исключением особых случаев, быть разлучаем со своей матерью. В тех случаях, если дети лишены родителей либо они не имеют достаточных средств к существованию, соответствующие обязанности возлагаются на общество и государство. 7.

Все дети должны иметь равные возможности развивать свои способности. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для лиц, на которых возложена ответственность за его образование, прежде всего для его родителей. 8.

Ребенок должен пользоваться первоочередной защитой во всех случаях. 9.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; он не может быть объектом торговли, при его трудоустройстве необходимо учитывать возраст и иные особенности его развития и состояния. 10.

Ребенок должен быть защищен от практики, поощряющей дискриминацию. «Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства в полном сознании того, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Большинство подобных международных документов по правам детей и механизме их защиты имеют рекомендательный характер. После принятия Декларации о правах ребенка 1959 г. появляется ряд международных документов развивающих положения и принципы, установленные в указанном документе. Так в 1974 г. принимается Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. 25 октября 1980 г. принимается Гаагская Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей; в 1985 г., 29 ноября в Пекине (т.н. Пекинские правила)были приняты минимальные стандартные правила ООП, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а в 1986 г. (3 декабря) — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях.

С учетом дальнейшего развития международных стандартов относительно прав детей по инициативе Польши в 1979 г. (Международный год ребенка), Комиссия ООП по правам человека приступила к разработке Конвенции о правах ребенка, которая бы не только провозгласила права и свободы ребенка, но содержала бы и обязательства государств по их претворению в жизнь. Эта деятельность увенчалась определенным успехом. Эта сложная работа продолжалась 10 лет: 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Конвенция состоит из трех частей, охватывающих 54 статьи. Она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Нормы, зафиксированные в этой Конвенции, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

В первую очередь в ней говорится, что ребенком является каждое человеческое существо, до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст.1).

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6).

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родители, или законных опекунов или каких- либо иных обстоятельств (ст.2).

Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ст.3), убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, на сколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу (ст.7).

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст.8).

Ребенок имеет право проживать со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что разлучение ребенка с родителями необходимо, в наилучших интересах ребенка (ст.9).

Ребенок, разлученный с одним или обоими родителями, имеет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с родителем (родителями), за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка (ст.10).

Ребенок, способный сформулировать свои собственные взгляды имеет право свободно выражать эти взгляды по любым вопросам, затрагивающим ребенка (ст.12).

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведении искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст.13).

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

Ребенок имеет право на свободу ассоциаций и мирных собраний (ст.15).

Ребенок имеет право на защиту закона от вмешательства в осуществление его прав на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16).

Ребенок имеет право на свободный доступ к информации и материалам из различных международных и национальных источников, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка (ст.17).

Дети, родители которых работают, имеют право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18).

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19).

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь государства (ст.20, 21), В Российской Федерации это закреплено в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 года (О защите детей оставшихся без попечения родителей).

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок имеет право вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст.23).

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения и восстановления здоровья (ст.24).

Ребенок, помещенный компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защитой или физического либо психического лечения, имеет право на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о нем (ст.25).

Государство признает за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимает необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст.26).

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития ребенка (ст.27), а также имеет право на образование (ст.28, 29). На основе этого вводятся бесплатное и обязательное начальное образование. Кроме того, вводятся различные формы среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивается его доступность, доступность высшего образования, информации и материалов в области образования.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией, языком (ст.30).

Дети должны иметь время на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст.31).

Государства признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32).

Ребенок имеет право на защиту со стороны государства от незаконного использования детей в производстве наркотических средств и психотропных веществ и торговли ими (ст.33).

Ребенок имеет право на защиту государства от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, также от тех и других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.34).

Государства принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровне все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме (ст.35, 36).

Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначается за преступление совершенное лицами моложе 18-ти лет (ст.37). В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 19% года уголовная ответственность наступает с 16-ти летнего возраста, в определенных случаях с 14-ти летнего возраста.

Ни один ребенок не достигший 15-ти летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена социальная защита (ст.38).

Ребенок являющийся жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов, имеет право на физическое и психологическое восстановление и социальную интеграцию в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка (ст.39).

Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, обвиняемый или признаваемый виновным в его нарушении, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других лиц, и при котором учитывается возраст ребенка и желание содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе (ст.40).

Ребенок имеет право при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь (ст.8 Декларации прав ребенка 1959 года).

Из выше сказанного можно сделать вывод, что на международном уровне права ребенка признаются, понимаются и выделяются в отдельную группу прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка содержит призыв ко всем государствам- участникам Конвенции с предложением международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, с учетом важности традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития подрастающего поколения. Хотелось бы чтобы провозглашенные на бумаге в 1989 году принципы терпимости, свободы, равенства и солидарности в реальной жизни действительно поддерживались, и каждый ребенок нашей планеты жил в атмосфере счастья, любви и понимания.

Конвенция о правах ребенка установила международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции. Основным звеном этого механизма является Комитет по правам ребенка, который состоит из экспертов- граждан стран — участниц Конвенции. Комитет работает при ООН, на своих заседаниях (1 раз в 5 лет) он рассматривает периодические доклады государств о мерах по реализации в установленных в Конвенции прав: здесь и положительный опыт, трудности, сложности и пр., вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию практики реализации Конвенции. Государства — участницы должны широко обеспечивать гласность докладов в своих странах.

Конвенция о правах ребенка не предусматривает возможность подачи индивидуальных жалоб о нарушении прав, закрепленных в ней. Тем не менее, несовершеннолетние могут обращаться в международные органы по защите своих прав и свобод в том же порядке, что и взрослые. В 1946 году ООН образовала чрезвычайный фонд помощи детям ЮНИСЕФ, который в дальнейшем получил название Детский Фонд ООН.

Следует отметить, что некоторые положения Конвенции новы для нашего сознания, требуют специального обсуждения. Например, право ребенка свободно выражать свои взгляды, запрет сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и другие.

Сложную проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп несовершеннолетних. По основной своей направленности Конвенция- это продукт и принадлежность западной цивилизации. Для основного населения восточных государств с преобладанием мусульманской религии, других конфессий и традиций, некоторые положения Конвенции могут показаться спорными и должны быть критически переосмыслены.

Следовательно, возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребенка в различных регионах и государствах неодинаковы. Международное право подразумевает такую ситуации, когда по внутренним условиям какие-то страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем, одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие, придерживаться его «духа», его философии. А идею конвенции о правах ребенка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Основные положения Конвенции о правах детей нашли свое воплощение в деле совершенствования механизма зашиты прав ребенка и в последующих международных документах ООН и ее организациях.

Так, в 1990 году была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря, содержащая Правила Организации Объединенных Нации, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. В это же время принимаются Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, или т.н. «Эр-Риядские руководящие принципы».

Тремя годами позже — 29 мая 1993 года в Гааге принимается «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления», а 25 мая 2000 года в Нью-Йорке подписывается Факультативный Протокол К Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Вообще военные конфликты и дети — это достаточно сложная проблема и ее решение зависит от многих факторов.

Существенный вклад в решение данной проблемы на правовом уровне внесла четвертая Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., которая предусмотрела нормы общей защиты гражданского населения, гарантируя оказание различных видов помощи, необходимой для выживания гражданского населения.

Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных Конфликтов (далее ДПI), принятый в 1977 г., значительно расширяет сферу оказания гуманной помощи, которая должна осуществляться без какой- либо дискриминации. Приоритет в данном случае, в соответствии с четвертой Конвенцией и ДПI отдается детям, беременным женщинам, кормящим матерям, т.е. лицам, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

В этих документах устанавливается, что дети должны пользоваться особым уважением, быть обеспечены заботой и помощью; приняты все практически возможные меры, что не достигшие 15-ти летнего возраста дети не принимали участия в военных действиях. В ст.1 и 2 Факультативного протокола к Международной Конвенции о правах ребенка, открытого к подписанию и ратификации 5 июня 2001 г., содержится запрет призыва и вербовки на военную службу, а также участия в вооруженных конфликтах детей, не достигших 18-ти летнего возраста. Однако минимальный возраст в 18 лет не был установлен для всех случаев, что снижает ценность этого нововведения.

Следует отметить и такое важное по гуманной направленности положение, как запрет на вынесение смертного приговора лицам, не достигшим 18-ти летнего возраста, и на приведение его в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей. Это возрастное ограничение и расширение нормы о женщинах — беременных и матерях малолетних детей — закрепляются во многих нормах Женевского права (ст.68 четвертой Женевской Конвенции, ст.76 ДПI и т.д.) и совпадает с нормой п.5 ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как: Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.23, 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).

Международно-правовая защита прав детей

Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие может рассматриваться как платформа для экономических, социальных и культурных прав ребенка.

Принцип особой защиты и охраны детей. Впервые необходимость в специальной охране детей была отмечена в Декларации прав ребенка 1924 г. После Второй мировой войны данный принцип был зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» (ст.25(2)). Свое дальнейшее развитие он получил в Пактах о правах человека 1966 г. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается на особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков (ст.10(3)). Пакт о гражданских и политических правах подчеркивает право ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (ст.24(1)). Декларация прав ребенка 1959 г. предусматривает, что «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита» (принцип 2). И наконец, Конвенция о правах ребенка обязывает государства обеспечить ребенку «такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия» (ст.3(2)) [9, С. 112].

Вышеуказанные специальные принципы, на наш взгляд, являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы по защите прав детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт международной защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь (реализации) этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Принципы международно-правовой защиты прав ребенка

(Берлявский Л. Г., Манукян М. А.) («Российская юстиция», 2013, N 7) Текст документа

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

Л. Г. БЕРЛЯВСКИЙ, М. А. МАНУКЯН

Берлявский Л. Г., доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Ростовского государственного экономического университета.

Манукян М. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Ростовского государственного экономического университета.

Ключевые слова: международная защита, права ребенка, международное право, принцип права, Конвенция о правах ребенка.

Институт международной защиты прав ребенка основывается на принципиальных правовых положениях отрасли международного публичного права «международное право прав человека». Данный институт включает в себя как основные принципы права прав человека, так и специальные принципы, регулирующие исключительно правовое положение ребенка. В число специальных принципов включены принцип недопустимости дискриминации, принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов, принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие, принцип особой защиты и охраны детей.

The institute of the international protection of the rights of the child is based on basic legal principles of the branch of the International Public Law «International Law of Human Rights». The given institute includes both main principles of the branch of Human Rights, and the special principles regulating exclusively a legal status of the child. The principle of inadmissibility of discrimination, principle of the best provision of interests of the child, principle of free expression by the child of own sights, principle of observance (provision) of the right of the child, principle of survival and healthy development, principle of special protection and protection of children are included in the number of special principles.

Как составная часть защиты прав человека система международно-правовой защиты прав ребенка сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен в преамбуле Устава ООН. Выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: — в результате воздействия целого ряда исторических, экономических, политических факторов социальный статус детей ниже, чем у взрослых. Поэтому международно-правовая защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; — в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной правовой защиты. Актуальность международно-правовой защиты прав ребенка проявляется в том, что незаконная торговля детьми, контрабандный трансфер, экономическая и сексуальная эксплуатация детей, коммерческое использование их здоровья являются повседневной реальностью, окружающей детей во всех регионах мира. Существенными являются нерешенные проблемы международного усыновления несовершеннолетних. Отдельные проблемы международно-правовой защиты прав ребенка нашли отражение в работах российских специалистов Л. Б. Алексеева, В. В. Алешина, И. П. Блищенко, И. К. Городецкой, С. А. Егорова, В. А. Карташкина, Г. Е. Лукьянцева, Ю. М. Колосова, С. Ю. Колосовой, Л. В. Корбут, А. В. Кортунова, Э. Мельниковой, Р. А. Мюллерсона, А. М. Нечаева, О. И. Тиунова и др., а также зарубежных ученых Э. Давида, М. Дутли, А. Лопатки, М. Новака, Ф. Кальсховена, Ф. Крилл, Д. Платтнер, В. Раисмана и др. Институт международной защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь (реализации) этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств . ——————————— Старовойтов О. М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. N 5. С. 53 — 54.

Как справедливо указывает М. Ю. Калинкина, впервые мировое сообщество признало ребенка не только объектом защиты, но и субъектом прав человека . Вместе с тем принципы международно-правовой защиты прав ребенка исследованы явно недостаточно. ——————————— Калинкина М. Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 3. С. 16.

Становление системы принципов международно-правовой защиты прав ребенка началось в первой половине XX века. В частности, в 1924 г. по предложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка. Однако данная декларация не смогла сплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главным образом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм. Поэтому в то время институт защиты прав детей еще не был сформирован, международная защита прав ребенка как система международно-правовых норм еще не сформировалась . ——————————— Агушева Г. Г., Баданин Д. Защита прав ребенка: международно-правовой аспект // Ювенальное право. Архангельск, 2005. С. 10.

В данный период международное сотрудничество государств, имевшее отношение к правам ребенка, осуществлялось по трем направлениям: борьба с рабством, вопросы торговли женщинами и детьми, международное регулирование труда детей и подростков . ——————————— См.: Конвенция относительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом от декабря 1953 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XVIII. С. 274 — 279; Международная конвенция от 30 сентября 1921 г. о борьбе с торговлей женщинами и детьми с изменениями, внесенными в нее Протоколом, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 октября 1947 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Конвенция Международной организации труда N 3 об охране материнства от 29.10.1919 — 27.01.1920 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Женева: Международное бюро труда, 1996. Т. 1. С. 15 — 18; Конвенция N 10 Международной организации труда «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. I. С. 57 — 59; Конвенция N 6 Международной организации труда «О ночном труде подростков в промышленности» от 29.10.1919 — 27.01.1920 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. 1. С. 31 — 34; Конвенция N 7 Международной организации труда «Об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. I. С. 41 — 43 и др.

После Второй мировой войны развитие системы принципов международно-правовой защиты прав ребенка осуществлялось в направлении разработки международных стандартов в области защиты прав ребенка и учреждения специальных международных механизмов контроля за их соблюдением. Международная нормотворческая деятельность по защите прав ребенка велась по нескольким направлениям. Прежде всего, права ребенка получили закрепление в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. На основании Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (ст. ст. 3, 6, 8, ст. 2 Протокола 1) Европейским судом по правам человека были разработаны определенные правовые стандарты, регулирующие положение детей в международном праве и, в частности, касающиеся их положения в семье . ——————————— Кравчук Н. Защита прав ребенка в судебном порядке // Государство и право. 2004. N 6. С. 43.

Помимо этого, права ребенка нашли нормативное закрепление в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев, апатридов), или в определенной области отношений: в сфере семейного, трудового права, образования . Среди актов, предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусе беженцев 1951 г., а также Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего она стала носить универсальный характер . ——————————— Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 230 — 243; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. // Ведомости ВС СССР 1982. N 25. Ст. 464; Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. // Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 667 — 669; Конвенция от 17 июня 1999 г. N 182 Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 20. Ст. 1924. Иванов Д. В. Беженцы в современном международном праве. М., 2006. С. 34 — 35.

Наконец, были разработаны декларации и многосторонняя конвенция, специально регулирующие права ребенка, в частности Декларация прав ребенка 1959 г. , Конвенция о правах ребенка 1989 г. . ——————————— Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 — 388. Постановление от 13 июня 1990 г. N 1559-1 «О ратификации Конвенции о правах ребенка» // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

К настоящему времени Конвенция о правах ребенка 1989 г. является признанным международно-правовым актом по правам человека. Ее ратифицировали и присоединились к ней все страны — члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали. Пятьдесят четыре статьи Конвенции закрепляют гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, призванные удовлетворять особым нуждам ребенка, которым в соответствии со ст. 1 Конвенции является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Конвенция 1989 г. объединила разнообразные права ребенка в тексте одного документа, преследуя три основные цели: 1) вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров по правам человека в целом; 2) закрепить некоторые права человека, предоставляя в связи с особым статусом ребенка особые гарантии их защиты (условия труда, лишения свободы); 3) закрепить специальные нормы, касающиеся защиты тех прав, которые относятся непосредственно к ребенку, как то: вопросы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от насилия и отсутствия должной заботы в семье, а также вопросы о взыскании алиментов . ——————————— Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка // Московский журнал международного права. 2009. N 1. С. 95 — 96.

Согласно ч. 1 ст. 6 Конвенции ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Несмотря на то что момент возникновения этого права не определен, Конвенцией подтверждено право ребенка на надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения (преамбула). Страны согласились, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться интересам ребенка (ч. 1 ст. 3), что подразумевает приоритет его прав и интересов и в случаях их противоречия правам и интересам любых других лиц . ——————————— Минаева М. М. Международные правовые стандарты защиты жизни ребенка до и после рождения // Международное публичное и частное право. 2010. N 6. С. 11.

Институт международной защиты прав ребенка основывается на принципиальных правовых положениях отрасли международного публичного права «международное право прав человека» . К основным принципам права прав человека относятся принцип уважения прав и свобод человека, принцип недискриминации и равенства, принцип универсальности прав человека, принцип равноправия и самоопределения народов и наций . Помимо основных, данный институт регулируется специальными принципами международной защиты прав ребенка. ——————————— Берлявский Л. Г. Международное право: Сборник научных трудов и учебно-методическое пособие. Saarbrucken: Lambert, 2012. С. 321. Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова. М., 2007. С. 479 — 480.

Так, применительно к правам ребенка принцип недопустимости дискриминации наиболее полно раскрыт в ст. 2 (1) Конвенции о правах ребенка 1989 г., в которой установлено, что государства обязуются уважать и обеспечивать все предусмотренные Конвенцией права за каждым ребенком «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка предусматривает, что во всех случаях, когда действия государственных органов или частных лиц затрагивают интересы детей, первоочередное внимание должно уделяться соблюдению интересов ребенка. Впервые этот принцип упоминается в Декларации прав ребенка 1959 г., в которой указано, что при издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка (принцип 2). В отношении права ребенка на образование принцип 7 Декларации права ребенка сводится к тому, что «наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение». Данный принцип был отражен и в ст. 5(b) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. В статье 16 (1(d), (f)) данной Конвенции предусматривается, что во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, «интересы детей являются преобладающими». Декларация 1986 г. о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г., также раскрывает данный принцип: при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 5). Непосредственно в качестве принципа данная норма закреплена в ст. 3(1) Конвенции о правах ребенка 1989 г.: во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Этот принцип нашел отражение и в других статьях Конвенции: 9(1, 3), 18(1), 21, 37(с), 40(2iii). На региональном уровне подобный принцип закреплен в статье 4(1) Африканской хартии прав и благополучия ребенка 1990 г., в которой указано, что во всех действиях в отношении детей, предпринятых государственными властями или частными лицами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка . Следует отметить, что реализация данного принципа на Африканском континенте осуществляется исключительно в отдельных странах. Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. также воспроизвела данный принцип в статье 24(2) . ——————————— Африканская хартия прав и благополучия ребенка 11 июля 1990 г. // Официальный сайт Африканского союза http://www. africa-union. org/Official_documents/Treaties_Conventions_fr/CHARTEAFRICAINE-DROITSENFANTnew. pdf. Хартия основных прав Европейского союза от 7 декабря 2000 г. // Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 302 — 314.

Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что каждый ребенок имеет право свободно формулировать собственные взгляды и высказывать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его жизнь. В качестве принципа эта норма нашла свое выражение в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 12(1) государства обязуются гарантировать ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Это право тесно связано с правом ребенка свободно выражать свое мнение (ст. 13). Принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие устанавливает, что государства не только должны гарантировать ребенку право на жизнь, но и предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни ребенка и его полноценному физическому и духовному развитию. Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие может рассматриваться как платформа для экономических, социальных и культурных прав ребенка. Этот принцип впервые появился в Конвенции о правах ребенка 1989 г., в соответствии с которой государства должны обеспечивать «в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (ст. 6(2)). Принцип особой защиты и охраны детей разрабатывался с довоенного времени. После Второй мировой войны данный принцип был зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» (ст. 25(2)). Свое дальнейшее развитие он получил в Международных пактах о правах человека 1966 г. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается на особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков (ст. 10(3)). Пакт о гражданских и политических правах подчеркивает право ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (ст. 24(1)). Декларация прав ребенка 1959 г. предусматривает, что «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита» (принцип 2). Конвенция о правах ребенка 1989 г. обязывает государства обеспечить ребенку «такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия» (ст. 3(2)). Вышеуказанные специальные принципы являются правовой основой, на которой базируются конкретные международно-правовые нормы по защите прав детей. Вместе с тем международные механизмы защиты прав ребенка нуждаются в постоянном совершенствовании, что подтвердила, в частности, неэффективная реализация Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 13 июля 2011 г.