Мониторинг земель и его задачи

admin

Земельное Право

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды.

Задачи мониторинга и порядок его ведения установлены Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г.

Задачами мониторинга земель являются:

— своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

— обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в целом и о состоянии земель в частности.

Мониторинг охватывает все земли РФ независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, выявляются изменения и производится их оценка.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется по соответствующим программам.

Мониторинг включает в себя:

— сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;

— непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

— анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

1) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

2) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в 3 года и более);

3) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного национального доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство РФ. Эти данные используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Понятие, задачи и виды мониторинга земель

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли РФ.

Составная часть государственного мониторинга земель — мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»).

Задачи мониторинга земель:

  1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от территориального охвата мониторинг земель может быть:

  1. федеральным, охватывающим всю территорию РФ;
  2. региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;
  3. локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользовании.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» установлено, что органами, в функции которых входят организация и осуществление мониторинга, являются органы названной службы.

Участие в мониторинге земель принимают и другие государственные органы России: Минприроды России, Минсельхозпрод России, Гидрометеорологическая служба, соответствующие органы субъектов РФ. Пользователи земель обязаны регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны представлять внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среды служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану. Сами органы, ведущие мониторинг, не принимают решений, обязывающих природопользователей совершать те или иные действия по устранению выявленных правонарушений. Такие решения принимают наделенные соответствующими полномочиями государственные органы, ведущие контроль за использованием земель и их охраной.

Глава 33. Мониторинг земель.

Статья 191. Назначение мониторинга земель.
1. Мониторинг земель — это система наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов.
2. В системе мониторинга земель проводится сбор, обработка, передача, сохранение и анализ информации о состоянии земель, прогнозирование их изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений по предотвращению негативных изменений состояния земель и соблюдению требований экологической безопасности.
3. Мониторинг земель является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды.
4. В зависимости от целей, наблюдений и охвата территорий мониторинг земель может быть национальным, региональным и локальным.
5. Ведение мониторинга земель осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, по вопросам экологии и природных ресурсов.
6. Порядок проведения мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 192. Задачи мониторинга земель.
Основными задачами мониторинга земель является прогноз эколого-экономических последствий деградации земельных участков с целью предотвращения или устранения действия негативных процессов.

Цели и задачи государственного мониторинга земель

Стратегической целью государственного мониторинга земель является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населе-ния, обеспечения национальной безопасности страны.

Конкретизация указанной стратегической цели осуществляется с учетом следующе-го.

Государственный мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей среды, и, следовательно, основные цели и задачи государствен-ного мониторинга земель должны соответствовать целям и задачам мониторинга окружаю-щей среды.

Мониторинг земель представляет собой систему, предназначенную для установле-ния фактов и предупреждения появления условий для вредного влияния среды обитания на здоровье человека и снижения степени антропогенного воздействия на природу (земли).

Исходя из этого, следует, что основное назначение ГМЗ состоит в предупреждении наступающих изменений окружающей природной среды, которые могут причинить вред человеку, а в процессе осуществления ГМЗ должно быть обеспечено получение информа-ции о фактическом использовании земель и их состоянии, в соответствии с установленной системой показателей, обеспечивающей возможность:

— контроля за использованием земель, подвергшихся радиоактивному, химическому и биологическому загрязнению, оценки результатов дезактивации и рекультивации загряз-ненных земель и соблюдения особого режима их использования;

— адекватной оценки и предотвращения деградации, загрязнения и захламления зе-мель, нарушения земель, воздействия хозяйственной и иной деятельности, негативно влияющей на земли;

— реализации целевого назначения и разрешенного использования земель;

— выявления земель потенциально пригодных для использования в качестве сельско-хозяйственных угодий;

— определения эффективного использования земель и изменения состояния земель как производственного ресурса;

— объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земель, наносимых убытков, потерь и ущерба и т.д.

Своевременное выявление изменений критических уровней контролируемых показателей ГМЗ позволит принимать на определенных территориях экстренные меры по устранению негативных явлений и процессов, а если по тем или иным показателям не дос-тигнут их критический уровень, но установлена тенденция к негативной их динамике, создается возможность заблаговременно информировать соответствующие органы власти, граждан и юридических лиц о необходимости принятия мер о предупреждении негативных процессов и воздействий на земли.

В ст.67 Земельного кодекса РФ приведены следующие задачи государственного мониторинга земель:

1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий нега-тивных процессов.

2. Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функ-ций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части со-стояния земель.

Землеустройство — мероприятия по упорядочению границ участков, измерение, установление границ на местности, их описание в цифровом виде. Кадастр (реестр, список) — свод сведений об участках и их нумерация. Кадастровый паспорт — документ о конкретном участке. Мониторинг — наблюдение за состоянием земель, в том числе за их природными качествами.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Мониторинг земель

Мониторинг земель (от англ. «наблюдать») является системой «наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов» (ч. 1 ст. 191 ЗКУ).

Осуществление мониторинга земель, кроме ст.ст. 191-192 ЗКУ, регламентируют ст. 22 ЗУ «Об охране окружающей природной среды», ст.ст. 5,8,9 ЗУ «О государственном контроле за использованием и охраной земель» (относительно мониторинга фунтов земель сельскохозяйственного назначения), ст. 13,16-19,23,54 ЗУ «Об охране земель», ПКМ «Об утверждении положения о мониторинге земель» от 20.08.1993 № 661, ПКМ «об утверждении Положения О государственной системе мониторинга окружающей среды» 30.03.1998 №391, приказ Министерства аграрной политики Украины 26.02.2004 № 51 «Об утверждении Положения о мониторинге почв на землях сельскохозяйственного назначения».

Так, Гидромет осуществлял мониторинг загрязнения почв сельскохозяйственных земель пестицидами на 35 участках в 18 областях и тяжелыми металлами — в 20 населенных пунктах. Пробы отбираются каждые 5 лет, а в городах Константиновка и Мариуполь на тяжелые металлы — ежегодно. Госэкоинспекция время от времени отбирает пробы на более 600 промышленных площадках. Госэкоинспекция и органы санитарно-эпидемической службы периодически отбирают пробы на сельскохозяйственных землях. Последние также осуществляют мониторинг качества почвы в жилых и рекреационных районах міст424.

Несмотря на достаточно развитое правовое регулирование, через ряд объективных и субъективных факторов наблюдения за состоянием земель сегодня не составляют всеохоплююственной системы. Таким образом, мониторинг земель как система на сегодня фактически отсутствует’125.

Дополнительно см. также комментарий к гл. 26 ЗКУ.

Назначение мониторинга земель

1. Мониторинг земель — это система наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов.

2. В системе мониторинга земель проводится сбор, обработка, передача, хранение и анализ информации о состоянии земель, прогнозирование их изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений по предотвращению негативных изменений состояния земель и соблюдения требований экологической безопасности.

3. Мониторинг земель является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды.

4. В зависимости от целей, наблюдений и охват территорий мониторинг земель может быть национальным, региональным и локальным.

5. Ведение мониторинга земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.

(Часть пятая статьи 191 с изменениями, внесенными Законом n 5462 — VI от 16,10 .2012)

6. Порядок проведения мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Украины.

ч. 1. В соответствии с п.3 ПКМ «Об утверждении Положения о мониторинге земель» от 20.08.1993 № 661 мониторинг земель «состоит из систематических наблюдений за состоянием земель (агрохимическая паспортизация земельных участков, съемка, обследования и изыскания), выявления в нем изменений, а также проведения оценки» состояния использования земельных участков, процессов, связанных с изменениями характеристик земель и почв и т.д. Объектом мониторинга е все земли независимо от формы собственности на них.

Обеспечение осуществления мониторинга возлагается на Госземагентство Украины как центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений (ст. 16 ЗУ «Об охране земель»).

Составной частью мониторинга земель есть мониторинг почв. Мониторинг плодородия почв осуществляет Министерство аграрной политики и продовольствия Украины в соответствии с положениями ст. 8 ЗУ «О государственном контроле за использованием и охраной земель». Непосредственно мониторинг почв на землях сельскохозяйственного назначения проводится Государственной службой охраны плодородия почв Министерства согласно приказу Минагрополитики Украины от 26.02.2004 № 51 «Об утверждении Положения о мониторинге почв на землях сельскохозяйственного назначения» и приказа Минагрополитики «О Государственный технологический центр охраны плодородия почв» № 167 от 01.09.2000. Специальные правила в отношении мониторинга особо ценных земель предусмотренные указанием Госкомзема «Об использовании, охране и мониторинг особо ценных земель» от 03.11.1997 №55.

Правовое регулирование агрохимической паспортизации как составляющей мониторинга осуществляется Указом Президента Украины «О сплошной агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения» от 02.12.1995 № 118/95, а также приказом Минагрополитики Украины от 11.10.2011 № 536, которым утвержден Порядок ведения агрохимического паспорта поля, земельного участка.

Обеспечение мониторинга орошаемых и осушаемых земель осуществляют органы водного хозяйства (ст., 16 ЗУ «О мелиорации земель»).

Метрологическое обеспечение, методы проведения исследований и отбора проб для проведения мониторинга определяются требованиями группы стандартов бывшего СССР «Охрана природы. Почвы» и ДСТУ группы «Почвы» (см. комментарий к ст. 165 ЗКУ).

ч. 2. Проведение мониторинга земель осуществляется в следующем порядке (п.3. 1. Положение о мониторинге земель», утв. ПКМ от 20.08.1993 № 661):

o выполнения специальных съемок на местности и обследований земель;

o выявление негативных факторов, влияние которых требует осуществления контроля;

o оценка, прогноз, предотвращение влияния негативных процессов.

Стоит заметить, что мониторинг предусматривает продовжувану, периодическую деятельность. Таким образом, состояние земельного фонда должно оцениваться путем анализа ряда проведенных наблюдений и сравнение полученных показателей.

ч. 3. Государственная система мониторинга окружающей среды — это «система наблюдений, сбора, обработки, передачи, сохранения и анализа информации о состоянии окружающей среды, прогнозирования его изменений и разработки научно-обоснованных рекомендаций для принятия решений о предотвращении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдения требований экологической безопасности» (п.1 Положения о государственной системе мониторинга окружающей среды, утв. ПКМ 30.03.1998 №391).

На органы земельных ресурсов возложена функция мониторинга «почв и ландшафтов (содержание загрязняющих веществ, проявлений эрозионных и других экзогенных процессов, пространственного загрязнения земель объектами промышленного и сельскохозяйственного производства); растительного покрова земель (видовой состав, показатели развития и поражение растений); орошаемых и осушенных земель (вторичное подтопление и засоление и т.д.); береговых линий рек, морей, озер, водохранилищ, лиманов, заливов, гидротехнических сооружений (динамика изменений, повреждения земельных ресурсов)» (п.8 Положения о государственной системе мониторинга окружающей среды).

Поскольку функционирование системы мониторинга окружающей среды предполагает осуществление комплекса согласованных действий государственными органами, которые отвечают за мониторинг определенных элементов среды, то, в частности, на органы земельных ресурсов возложена обязанность предоставления всем заинтересованным субъектам системы мониторинга информации о состоянии земельного фонда, структуру землепользования, трансформацию земель, мероприятия по предотвращению негативных процессов и ликвидации их последствий.

ч. 4. В зависимости от цели наблюдений и степени охвата территорий п.2 Положения о мониторинге земель, утв. ПКМ от 20.08.1993 № 661, выделяет такие виды мониторинга земель:

o национальный — на всех землях в пределах территории Украины;

o региональный — на территориях, характеризующихся единством физико-географических, экологических и экономических условий;

o локальный — на отдельных земельных участках и в отдельных частях (элементарных структурах) ландшафтно-экологических комплексов.

Информация, полученная во время локальных, региональных и национальных наблюдений за состоянием земель, обобщается по районам, городам, областям, АРК, а также в отдельных природных комплексах и в соответствии с ПКМ «Об утверждении положения о мониторинге земель» от 20.08.1993 № 661 должна передаваться в пункты сбора автоматизированной информационной системы областных органов земельных ресурсов. По результатам оценки состояния земель должны составляться отчеты, прогнозы и рекомендации, которые подаются в местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Госземагентства Украины для принятия мер для предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов.

ч. 5. Ведение мониторинга возложено на Госземагентство и Министерство экологии и природных ресурсов как центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, соответственно. Наличие таких функций опосредованная полномочиями указанных органов.

ч. 6. Положения комментируемой нормы продублированы в ст. 13 ЗУ «Об охране земель». Порядок ведения мониторинга земель на сегодня определяется постановлениями КМУ «Об утверждении положения о мониторинге земель» от 20.08.1993 № 661, «об утверждении Положения О государственной системе мониторинга окружающей среды» 30.03.1998 № 391, которые могут применяться в части, не противоречащей ЗКУ. При применении норм данных постановлений следует также учитывать факт реорганизации Госкомзема и Госземагентства Украины (см. комментарий к ст. 15) и приказ Минагрополитики «Об утверждении Положений о территориальных органах Госземагентства » от 10.05.2012 № 258.

Задачи мониторинга земель

Основными задачами мониторинга земель являются прогноз эколого-экономических последствий деградации земельных участков с целью предотвращения или устранения действия негативных процессов.

Комментируемая статья регулятивного значения не имеет. Впрочем, в любом случае, задача мониторинга земель определены в ней не совсем корректно.

Говоря о «задачи» (в множественном числе), законодатель почему-то привел только одну задачу — прогноз последствий деградации земельных участков (то есть ухудшение свойств, качеств земель в результате негативных явлений природного или техногенного характера).

На наш взгляд, задачи мониторинга заключаются также в прогнозировании самых негативных явлений, которые могут вызвать деградацию земель в результате водной или ветровой эрозии, подтопления, иссушения, сдвигов, вторичного засоления, закисления, заболачивания, уплотнения почв, загрязнение земель промышленными отходами и химическими веществами и т.д.

Необходимость осуществления соответствующего прогнозирования подчеркивалась в ряде общегосударственных (национальных) и региональных программ, в частности, в Общегосударственной программе развития водного хозяйства, утв. ЗУ от 17.01.2002, Комплексной программе защиты от вредного действия вод сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий в Украине в 2001-2005 годах и прогнозом до 2010 года, одобренной ПКМ от 26.07.2000 № 1173. Комплексной программе развития мелиорации земель и улучшения экологического состояния орошаемых и осушенных угодий в 2001-2005 годах и прогнозом до 2010 года, одобренной ПКМ от 16.11.2000 № 1704, Комплексной программе ликвидации последствий подтопления территорий в городах и поселках Украины, утв. ПКМ от 15.02.2002 № 160, Общегосударственной программе обращения с токсичными отходами, утв. ЗУ от 14.09.2000426.