Начислена пеня за просрочку платежа в бюджет

admin

Нарушение срока перечисления платежей в бюджет по вине банка

Несут ли ответственность банки за нарушение срока перечисления платежей в бюджет?

Согласно п. 129.6 ст. 129 Налогового кодекса за нарушение срока зачисления налогов в бюджеты и государственные целевые фонды, установленного Законом № 2346, по вине банка такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, и штрафные санкции в размерах, установленных указанным Кодексом, а также несет другую ответственность за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды, установленную этим Кодексом. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Не считается нарушением срока перечисления налогов, сборов (обязательных платежей) по вине банка нарушение, совершенное вследствие регулирования Нацбанком Украины экономических нормативов такого банка, что приводит к недостаче свободного остатка денежных средств на таком корреспондентском счете (п. 129.7 ст. 129 Налогового кодекса).

Если в будущем банк или его правопреемники восстанавливают платежеспособность, отсчет срока зачисления налогов, сборов и других платежей начинается с момента такого восстановления.

Пунктом 126.1 ст. 126 Налогового кодекса предусматривается ответственность налогоплательщика в случае неуплаты последним суммы самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных этим Кодексом, и штраф в размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10% погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке больше 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20% погашенной суммы налогового долга.

Таким образом, за нарушение сроков зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды, установленных Законом № 2346, по вине банка (кроме случаев, предусмотренных п. 129.7 ст. 129 Налогового кодекса), такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, и штрафные санкции в размерах, установленных ст. 126 Налогового кодекса, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное или не в полном объеме внесение таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Штрафные санкции, пеня

Штрафные (финансовые) санкции. Расчет пени.

Административная ответственность налогоплательщиков в Украине.

! Штрафные санкции по результатам проверок применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений об их применении.

При совершении налогоплательщиком двух или более нарушений законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, штрафные санкции применяются за каждое совершенное нарушение отдельно.

Предельные сроки применения штрафных санкций к налогоплательщикам — не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств в т.ч. в сфере внешнеэкономической деятельности.
Срок давности не применяется по начислению единого социального взноса , взыскания сумм недоимки, штрафов, пени.

Уплата налогового обязательства, в течение 10 календарных дней , следующих за днем получения налогового уведомления — решения, кроме случаев, когда в течение такого срока налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа.

Административный штраф налагается одновременно с финансовой санкцией и не заменяет ее.

Ответственность за нарушения в сфере НДФЛ и военного сбора

16.03.2016 24944 0 0

По тем или иным причинам налогоплательщики допускают нарушения в сфере обложения НДФЛ и военным сбором. Это может быть как несвоевременное перечисление указанных налогов в бюджет, так и ошибки в расчетах. Какая ответственность грозит за это налогоплательщику, рассмотрим в данной консультации.

Общие положения

Вопросы, касающиеся ответственности в сфере уплаты НДФЛ и военного сбора, сходны между собой, ведь согласно пп. 1.6 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК плательщики военного сбора должны исполнять налоговые обязательства по правилам, установленным ст. 176 НК (обеспечение исполнения налоговых обязательств по НДФЛ). Следовательно, при несоблюдении порядка начисления и/или уплаты военного сбора к налоговому агенту применяется та же ответственность, что и при аналогичных нарушениях по НДФЛ.

За нарушения, допущенные при начислении и уплате НДФЛ и военного сбора, к налогоплательщику (налоговому агенту) могут быть применены следующие виды ответственности:

  • финансовая (штраф и пеня);
  • административная;
  • уголовная.

Рассмотрим подробнее каждый вид ответственности.

Финансовая ответственность

Данный вид ответственности применяется в виде наложения штрафа и/или пени. Размер штрафных санкций при тех или иных правонарушениях для удобства представим в табл. 1.

Таблица 1. Размеры финансовых санкций

1

2

3

1

2

3

Неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, если такие недостоверные сведения либо ошибки привели
к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств и/или к смене налогоплательщика

Штраф в размере 510 грн., а при повторном правонарушении в течение года – в размере 1 020 грн.

Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физлиц либо об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или с использованием недостоверного регистрационного номера, помимо случаев, определенных в п. 119.2 НК

Штраф в размере 170 грн.

Самостоятельное определение контролирующим органом налогового обязательства налогоплательщику по следующим основаниям:

– неподача налоговой декларации в установленные сроки (пп. 54.3.1 НК);

– нарушения правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов, подтвержденные данными налоговых проверок (пп. 54.3.5 НК)

Штраф в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства, а при повторном определении контролирующим органом налогового обязательства по этому налогу в течение 1 095 дней – в размере
50 % указанной суммы

Неуплата согласованной суммы денежного обязательства в сроки, установленные НК

Штраф при задержке уплаты:

– до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем уплаты денежного обязательства, – в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;

– более 30 календарных дней –
в размере 20 % такой суммы

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налоговым агентом

Штрафы* в размере:

– 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет;

– 50 % указанной суммы – при повторном совершении правонарушения в течение 1 095 дней;

– 75 % указанной суммы – при совершении аналогичного правонарушения в течение 1 095 дней в третий раз и более

* Эти штрафы не применяются к налоговому агенту в случае, если такие нарушения самостоятельно выявляются налоговым агентом при проведении перерасчетов и исправляются в следующих налоговых периодах в течение одного налогового (отчетного) периода (п. 127.1 НК).

Порядок применения финансовых санкций

Контролирующий орган по месту регистрации налогового агента направляет правонарушителю почтой (либо вручает нарочным) налоговое уведомление-решение, в котором указаны финансовые санкции и их размер. Если налоговый агент не согласен с принятым решением, он может его обжаловать в сроки и порядке, установленные ст. 56 НК.

Следует помнить, что применение к налоговому агенту финансовой ответственности за нарушение законодательства не освобождает его должностных лиц от привлечения к административной или уголовной ответственности (при наличии соответствующих оснований). А применение штрафных (финансовых) санкций не освобождает налогоплательщика от уплаты в бюджет надлежащих сумм налогов и сборов.

Какой срок исковой давности установлен для начисления финансовых санкций?

Срок исковой давности составляет 1 095 дней (ст. 114 НК).

Порядок начисления пени

Пеня устанавливается в процентах к своевременно неуплаченному налоговому обязательству, ставшему налоговым долгом, либо к налоговому обязательству, начисленному самим налогоплательщиком или контролирующим органом.

В данном случае пеня начисляется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу налогоплательщиков – физических лиц. Начисление пени осуществляется со дня наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при уплате (начислении) доходов в пользу налогоплательщика-физлица и/или контролирующим органом во время проверки налогового агента. Такого же мнения придерживается и ГФС (см. ОИР, категория 132.06).

Как правильно начислить пеню?

Порядок начисления пени изложен в Инструкции № 953. По основному правилу пеня начисляется в день фактического погашения налогового долга (его части) по формуле:

SПБ х Кд : 100 % х UНБУ х 1,2

где П – сумма пени, которая начисляется на фактически погашенную сумму налогового долга;

SНД – фактически погашенная сумма налогового долга;

Кд – количество дней задержки уплаты налогового обязательства;

UНБУ – большая из учетных ставок НБУ, действовавшая на день возникновения налогового долга либо на день его погашения;

1,2 – коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых;

Д – количество дней в году.

Обратите внимание: сумма пени всегда округляется до второго знака после запятой (например, если при расчете пеня составила 285,48423 грн., то ее надо округлить до 285,48 грн.).

Что будет с пеней при отмене начисленного налоговым органом денежного обязательства или его части в процессе административного или судебного обжалования?

В данном случае пеня за период занижения такого обязательства либо его части будет отменена (п. 129.2 НК).

Административная ответственность

При совершении определенных правонарушений в сфере начисления, удержания и уплаты НДФЛ и военного сбора должностные лица предприятия (физлица-предприниматели), допустившие такие правонарушения, могут привлекаться к административной ответственности.

Меры административного воздействия применяются:

  • исключительно по результатам проверки контролирующими органами;
  • к должностным лицам субъекта хозяйствования, а не к самому субъекту (как в случае с финансовой ответственностью);
  • с учетом сроков давности, предусмотренных ст. 38 КУоАП: в рассматриваемых нами случаях не позднее двух месяцев со дня совершения налоговым агентом правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его выявления.

При несоблюдении порядка удержания и перечисления НДФЛ, а также подачи сведений о выплаченных доходах к налоговому агенту может применяться админответственность, предусмотренная ст. 1634 КУоАП, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 2 до 3 НМДГ (от 34 до 51 грн.). Повторное правонарушение в течение года лицом, на которое было наложено админвзыскание, повлечет за собой штраф в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн.).

Может ли применяться административная ответственность по ст. 1634 КУоАП для аналогичных правонарушений, касающихся военного сбора?

По мнению ГФС (см. ОИР, категория 132.06), в данном случае применяется именно ст. 1634 КУоАП. Однако мы не можем согласиться с такой позицией ГФС, поскольку ст. 58 Конституции предусмотрено: нельзя быть привлеченным к ответственности за действия, которые на момент их совершения не определялись законом как правонарушение. Также в ст. 7 КУоАП четко указано, что уполномоченные органы и должностные лица могут применять меры административного воздействия только в пределах их компетенции, а также в точном соответствии с законом. Исходя из этого, считаем, что административная ответственность, предусмотренная исключительно за нарушения в сфере НДФЛ, не может применяться по аналогии закона для правонарушений, касающихся военного сбора.

Применяется ли за нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ админответственность по ст. 1632 КУоАП (неподача или несвоевременная подача должностными лицами предприятия платежных поручений) и ст. 1633 КУоАП (невыполнение законных требований должностных лиц)?

Нет, при нарушении порядка удержания и перечисления НДФЛ, а также подачи сведений о выплаченных доходах применяется только административная ответственность, установленная ст. 1634 КУоАП. Аргумент – в отношении одного и того же правонарушения не могут применяться два вида ответственности, тем более что в данном случае ответственность по ст. 1634 КУоАП носит специальный характер.

За нарушения при начислении, уплате и перечислении военного сбора КУоАП предусмотрены следующие меры административного воздействия:

  • при неподаче, несвоевременной подаче платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов – штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – ст. 1632;
  • при невыполнении руководителями и должностными лицами предприятий законных требований должностных лиц органов доходов и сборов – штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – ст. 1633.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность применяется к налогоплательщику в случае умышленного уклонения от уплаты налогов. При этом размер штрафа зависит от суммы средств, не поступивших в бюджет (см. табл. 2).

Таблица 2. Применение уголовной ответственности

Министерство доходов и сборов

Донецкой Народной Республики

Вниманию таможенных брокеров, субъектов хозяйствования – участников внешнеэкономической деятельности: с 01 сентября 2018 года ранее выданные Свидетельства на право осуществления таможенной брокерской деятельности считаются недействительными. С 01 сентября 2018 года таможенная брокерская деятельность будет осуществляться на основании Лицензии на осуществление таможенной брокерской деятельности. К сведению граждан, сдающих в аренду недвижимость: договора аренды подлежат обязательной регистрации в налоговых инспекциях по месту жительства.

Единый реестр торговых предприятий

Объявление формированию Единого перечня торговых предприятий, которым в 2019 году

Информация о выявленном имуществе, которое имеет признаки бесхозяйного

Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики,

Приказ от 11.10.2018 №361

Настоящим приказом вносятся изменения в Порядок принятия квалификационного экзамена у претендента на получение

Приказ от 01.10.2018 №341

С целью усовершенствования процедуры лицензирования в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Донецкой Народной

Телефон доверия

Телефон доверия
по вопросам коррупции

Департамента собственной безопасности Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики

(095) 531-68-60

(071) 303-32-10

Кадровый резерв

Перечень бирж

Обобщающие консультации

Государственные закупки

Реестр решений о классификации товаров

Примеры начисления пени при погашении налоговой задолженности

Примеры начисления пени при погашении налоговой задолженности

Пример 1. Налогоплательщик 09.02.2016 осуществляет уплату платежа в бюджет в сумме 150 000 российских рублей.

При этом, у налогоплательщика есть задолженность в сумме 30 000 российских рублей, которая возникла в связи с неуплатой денежного обязательства, последним днем граничного срока уплаты которого было 29.01.2016 (пятница).

В соответствие с подпунктом 230.1.1 пункта 230.1 статьи 230 Закона, пеня начисляется после окончания установленных сроков погашения денежного обязательства, на сумму задолженности.

Пеня, определенная подпунктом 230.1.1. пункта 230.1 статьи 230 Закона, начисляется за каждый день просрочки на сумму задолженности (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) и рассчитывается в размере 0,05 процента за каждый день просрочки.

Пеня на сумму задолженности начисляется с первого рабочего дня, следующего за последним днем уплаты денежного обязательства — первым рабочим днем является 01.02.2016. Начисление пени осуществляется в день фактического погашения налоговой задолженности (части налоговой задолженности).

Расчет пени на сумму погашенной задолженности 30 000 рос.руб. за период с 01.02.2016 по 08.02.2016 включительно осуществляется таким образом.

Сумма пени рассчитывается по такой формуле:

Начислена пеня за просрочку платежа в бюджет

Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет

В соответствий со статьей 117 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), пеней признается начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.
Пеня начисляется в лицевых счетах ежедневно за неисполнение налогового обязательства в установленные сроки. Сумма пени начисляется и уплачивается независимо от применения других способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства по уплате налогов, платежей в бюджет, мер принудительного взыскания и иных мер ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа по ним, включая день уплаты в бюджет, в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, на каждый день просрочки;
При изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат, продлении срока представления налоговой отчетности, представлении дополнительной налоговой отчетности пеня начисляется на сумму недоимки, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога, установленного особенной частью Налогового Кодекса.
Пеня не начисляется при изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат в случае применения в отношении налогоплательщика процедуры урегулирования неплатежеспособности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве.
Начисление пени не производится:
— кредиторам принудительно ликвидируемых банков за несвоевременное погашение сумм недоимки в случае, если единственной причиной образования недоимки явилась ликвидация обслуживающего их банка с момента вступления в силу решения о принудительной ликвидации банка;
— при вступлении в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций на сумму недоимки, для погашения которой по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, со дня подачи искового заявления в суд о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения;
— на сумму недоимки с даты вступления в силу решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим до его отмены;
— на пеню и сумму штрафа;
— на сумму недоимки, погашенную путем проведения зачета излишне уплаченной суммы налога и (или) платы с даты платежного документа на проведение зачета;
— при зачислении сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним;
— на сумму недоимки по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства с физических лиц, образовавшейся в результате пересмотра исчисленных сумм налогов налоговыми органами после наступления срока уплаты налогов за соответствующий налоговый период;
— на сумму недоимки, в случаях, со дня: вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве; вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры; принятия судом решения о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности.
При этом в случаях установленных законодательством определен порядок возобновления начислений пени.
Начисленные суммы пеней зачисляются на соответствующие коды налогов и других обязательных платежей, утвержденные классификацией доходов бюджета.
Начисление пени возобновляется в следующих случаях:
— вступления в законную силу решения суда об отказе в признании налогоплательщика банкротом – со дня вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве;
— вступления в законную силу определения суда об отказе в утверждении плана реабилитации – со дня вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры;
— не заключения налогоплательщиком соглашения об урегулировании неплатежеспособности в срок, установленный Законом Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве», либо вынесения судом определения об отказе в утверждении такого соглашения – со дня принятия судом решения о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности.

Главный специалист отдела
учета и анализа Омарова Ж.Б.