Неправомерные деяния правонарушения

admin

Юридические акты

Юридические акты — это такие действия, которые совершены с целью добиться конкретного правового результата (заключение гражданско-правовой сделки или трудового договора, вступление в брак и т.п.). Юридические поступки — такие правомерные дей­ствия, которые не преследуют правовых целей, но объективно, независимо от воли и намерений субъекта, порождают правовые последствия. Так, создание литературного произведения или изо­бретения является актом творчества, но в результате возникают авторские права писателя, поэта, ученого.

И юридические акты, и юридические поступки могут быть формальными (если для возникновения правовых последствий до­статочно самих действий) и результативными (если правовые пос­ледствия порождаются не самими действиями, а их результатами). Так, сам факт передачи денег взаймы порождает обязанность заимополучателя вернуть долг и право другой стороны требовать его возврата. Напротив, юридические последствия судебного ре­шения возникают не из деятельности по его подготовке и напи­санию, а из самого решения как правового акта; авторское право возникает только после появления произведения литературы, жи­вописи и проч., т.е. и в том, и в другом случае — из результатов деятельности.

Юридические последствия могут быть следствием и неправо­мерных действий. Так, совершение преступления порождает многочисленные юридические последствия: возникают, в частнос­ти, обязанности органов дознания выявить и раскрыть преступ­ление, право потерпевшего и других лиц на обращение с заявле­нием (сообщением) в правоохранительные органы и др.

Неправомерные действия делятся на правонарушения (преступления и проступки) и объективно противоправные деяния. Различие между ними в том, что правонарушение порождает, наряду с другими правоотношениями, отношения юридической ответственности (уголовной, административной или иной), а объективно противоправное деяние юридической ответственности не влечет. Например, если малолетний ребенок совершил поджог дачи, то он не может нести уголовной ответственности и такие правоотношения не возникают, но его деяние порождает гражданско-правовые отношения — у потерпевшего появляется право на возмещение понесенного ущерба.

Неправомерные деяния правонарушения

Юридический факт. Причиной возниковения и прекращения правоотношений служит наступление событий, имеющих правово е значение, т. е. юридических фактов. Юридические факты представляют собою действия, события или состояния, имеющия свойство установлять и прекращат правоотношения.

Виды юридических фактов: 1) Юридические действия, события и состояния. Мы говорим «действия, события и состояния» для того, чтобы отметить основное различие, которое существует между юридическими фактами. Дело в том, что одни из них зависят от воли субъекта прав, — это действия, другие от воли субъ е кта не зависят — это события и оостояния. Разница между событием и состоянием заключается в том, что событие представляет собою факт, происходящий единовременно, а состояние есть факт длящийся.

Для наступления юридических последствий н е достаточно одного голого факта — нужна известная юридическая обстановка, при которой факт совершается. Для открытия наследства, напр., недостаточно факта смерти лица, необходимо, чтобы смерть была засвидетельствована подлежащею властью; для заключения торговой сделки необходимо, чтобы лица, в нее вступающие, были дееспособными и обладали средствами для совершения сделки. Совокупность обстоятельств, наличность которых служит н е обходимым условием для наступления создающего новое правоотношение факта, называется составом фактических предположений.

2) Факты правомерные и неправомерные. Наряду с делением юридических фактов на юридич е ские действия, события и состояния, они распределяются на факты правомерные и неправомерные. Правомерным точно так же, как и неправомерным, может быть и действие, и событие, и состояние.

Юридические действия (правомерные и неправомерные) разделяются на положительные и отрицательные. Положительное действие есть действие, выражающееся в определенном поступке, отрицательное действие есть «неделание», воздержание от поступка.

а) Факты правомерные. Что же такое правомерный факт? Правомерный факт — это всякое событие, действие или состояние, которое согласуется с требованиями права, которое входит в полноводное русло целесообразного и творческого развития юридического быта. Правомерный факт — это, например, явление торгового обмена, это — работа промышленных сил страны, это — научное и художественное творчество, это — привлечени е новых богатств природы к удовлетворению человеческих потребностей и т. п.

Факты, зависящие от воли деятеля, или юридические акты и сделки, представляют большую часть правомерных фактов. Юридические акты и сделки разделяются на односторонние и многосторонние. Односторонние акты зависят от воли одного лица, напр., дарение, составление духовного завещания. Многосторонние — зависят от воли двух или нескольких лиц, напр., договор найма, купля-продажа. Акты односторонние бывают безвозмездными, акты многосторонние могут быть как возмездными, так и безвозмездньми.

Для того, чтобы данный юридический акт или сделка имела силу, необходимо, чтобы совершающие их субъекты., обладали дееспособностью или же действовали через поср е дство надлежащим образом уполномоченных дееспособных лиц (представителей). Самые акты должны удовлетворять известным требованиям формы, слов е сной или письменной, соответствовать воле их совершителей, несвязанной принуждением, угрозами или насилием. По содержанию своему, акты но должны противоречить нравственности, праву, требованиям закона и направлятся на совершение чего-нибудь невозможного. Напр., договор достать с неба звезду, исполнение которого физически невозможно, не может подлежать правовому обсуждению. Примером правомерных событий может служить рождение и смерть, находка какого-нибудь предмета и т. д.; примером правомерных состояний — увеличение площади, принадлежащей данному лицу земли подъ влиянием естественного прироста берега, вследствие отложения ила; обнесение пустыни дикорастущими деревьями и пр.

б) Факты неправомерные. Неправомерный факт —это действие, событие или состояние, нарушающее охраняемые правом интересы. Это — проявление преступной воли, направленной на разрушение основ государства и общества, созданных и утвержденных многовековой работой человечества. Преступная воля посягает на ту правду, которая «краше солнца», которую, по народному выражению, и «Мамай не мог сожрать», но, несмотря на все свое могущество, правда в области правовых отношений требует защиты, так как она создание человеческое, а не божественное.

Единство неправды и деление ее на виды. Правда, точно также, как и неправда, по существу своему едина: правда всегда остается правдой, неправда — неправдой, но требования общественной жизни создали разделение единой по существу неправды на два вида: неправду гражданскую и неправду уголовную [1] .

1) Неправда гражданская. Неправда гражданская выражается в неправомерных фактах, причиняющих убытки частным лицам, что создает для потерпевшего основание требовать возмещения понесенного ущерба.

Кто-нибудь своевременно не уплатил долг — это неправомерное действие, создающее гражданскую неправду. Ветер забросил чужую крышу в чьи-нибудь владения — это неправомерное событие, из которого вытекает право для собственника требовать возврата крыши. Вода из пруда при работе мельницы подтапливает чужие огороды — это неправомерное состояние, из которого возникает право требовать от владельца мельницы устройства правильного стока воды.

2) Неправда уголовная. Неправда уголовная проявляется в преступных деяниях, нарушающих общественные интересы, находящиеся под особой охраной государетв е нной власти. Преступное деяние не только дает основание для возмещ е ния причиненного им вреда и убытков, но ставит преступника и государство в юридическое между ними отношение, из которого для государства возникает право наказывать, а для преступника — обязанность подчиняться каре. Применение наказания к преступнику определяется стремлением предотвратить дальнейшие нарушения («чтобы другим не повадно было»), исправить преступника («не здоровые нуждаются во враче, но больные») и умиротворить взволнованное преступлени е м общественное мнение («Мне отмщение и Аз воздам»).

Преступная воля может в различной степени проявляться вовне. 1) Она может довести свое намерение до наступления правонарушительного последствия — тогда налицо имеется оконченное преступное деяние, и государство получает основание для проявления своей карательной деятельности в полной ее мере. 2) Преступная воля совершает все от нее зависяще е для причинения замышленного ею зла (преступник стреляет), но случайные явления (например, промах) предотвращают осуществление преступления. Это — покушение, которое также наказу е мо, но в более слабой степени, чем содеяние. Следует при этом заметить, что объектом преступного деяния может быть не всякий объект права и что для совершения преступления должны быть применены пригодные для сего средства. Отсюда— ненаказуемость покушений над негодным объектом, например, кражи воздуха или собственной вещи, и покушений с негодными средствами, например, попытки убить молитвами или заклинаниями.

3) Преступная воля, наконец, может ограничиться приготовлевием всего необходимого для совершения преступления (напр., куплен и отточен нож) и дальше подготовительных действий не пойти — это приготовление. Оно не наказуемо (исключаются особо указанные в законе случаи, напр., изготовления бомб для террористических актов). Оно не наказуется потому, что представляет собою простое обнаружение преступной мысли (голый умысел), которое, как и совершенный без участия сознательной воли (голый) правонарушительный факт, очевидно, не может дать никаких оснований для проявления карательной деятельности государства.

Неправомерные действия могут быть положительными и отрицательными. Положительные неправомерные действия называются преступными содеяниями или преступлениями (кража, убийство), отрицательные — преступными бездействиями (напр., оставление человека в опасности). В области преступных содеяний и бездействий, на основании внутренних побужд е ний, вызвавших их, различают деяния умышленные и неосторожные. Умышленным называется деяние, которое виновный сознательно желает совершить или же сознательно допускает наступление обусловливающих преступность деяния последствий. Неосторожная вина восполняет понятие вины умышленной,—лицо, совершившее преступление по неосторожности, явля е тся ответственным именно за то, что оно не проявило достаточной и необходимой для общественной жизни внимательности к своим действиям.

Преступныя деяния по своему составу бывают простые и сложные. Деяние признается сложным, когда один поступок нарушает несколько норм права, например, разбой, представляющий собою соединение кражи с посягательством на личную неприкосновенность; когда в одном деянии проявляются различные виды виновности, например, вина умышленная и неосторожная; когда деятель совершает ряд преступлений в целях достижения преступного последствия, например, проявляется жестокое обращение с целью вызвать самоубийство; когда совершается ряд однородных преступлений в виде промысла.

Некоторые деяния представляются особо опасными для общежития и потому вызывают усиленную кару. Такия деяния называются квалифицированными. Таковы побои, наносимые восходящим родствевникам, кража из карантина и т. д.

Преступное деяние может быть совершено единолично или же с участием других людей. Соучастие может выражаться: 1) в подстрекательстве к совершению преступления, 2) в совиновничестве, при котором каждый из участников в одинаковой степени обусловливает своею деятелностью наступление преступных последствий и 3) в пособничестве, при котором одни из участников содействуют наступлению преступного последствия, обусловленного деятельностью других. Соучастие может возникать: 1) без предворительного соглашения, 2) по предварительному уговору и 3) по неосторожно сти — плотники, например, сбрасывают с крыши бревно, которое убивает прохожего.

Возникшие правоотношение не вечны, они могут прекращать свое бытие.

Прекращение правоотношений. I . В области частноправовой; юридические отношения прекращаются: 1) отречением субъекта от своего права, 2) отчуждением права, 3) прекращением существования другого права, от котораго данное право зависело (уничтожением, например, доверенности на ведение дел), 4) смертью лица, 5) прекращением существования объекта прав (дом, например, сгорел), 6) прекращением жизненных условий права (срок истек), 7) совпадение права и обязанности в одном и том же лице (должник получает наследство от кредитора), 8) особым определением закона, 9) давностью.

II . Право государства наказывать погашается: 1) помилованием, 2) физиче c кой смертью преступника и 3) давностью.

Давность, т.е. ист е чение определенного промежутка времени, при условии неизменности установивших c я юридических отношений, может не только прекращать действие субъективного права, но и создавать таково е . На этом основании в области частноправовых отношений различают два вида давности: давность приобретения и давность пр ек ращения прав. В области неправды уголовной также различают два вида давности: давность преследования и давность наказания. Давность преследования наступает в тех случаях, когда преступный деятель остается необнаруженным в течение определенного в законе времени, давность наказания — в тех случаях, когда произнесенный приговор не может быть приведен в исполн е ние в течение определенного числа лет за отсутствием осужденного.

Время, этот «лучший врач души», стирает печать отжившего права и ставит на прочные основания вновь возникающие правовые отношения, сообщая им властное достоинство старины.

[1] Некоторые писатели (Кестлин, Фейербах, Грольман) признают существование еще одного самостоятельного вида н е правды — неправды полицейской, в действительности же неправда полицейская представляет собою только разновидность уголовнон неправды.

Неправомерные действия (правонарушения)

Это волевое поведение,

которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Социалистическое государство заинтересовано в сокращении числа неправомерных действий, а в конечном счете и в полной их ликвидации.

Если рассматривать неправомерные действия только как разновидность юридических действий «вообще» (т.е. только в порядке их противопоставления правомерным действиям), то вполне допустимо ограничиться приведенной выше краткой обобщенной характеристикой. Но неправомерные действия, выделенные по формально-юридическому признаку (несоответствие правовым предписаниям), на самом деле весьма разнообразны. Их социальное содержание и юридическая природа нередко отличаются существенными особенностями.

Так, особое место занимают объективно противоправные действия,

т.е. такие акты волевого поведения, которые имеют чисто «внешний»

Глава XX. Юридические факты

характер, вызваны незнанием закона, противоречивостью отдельных норм и т.д.1 Сюда же относятся акты поведения, выражающие невиновное неисполнение юридических обязанностей, «объективные» нарушения субъективных прав (неосновательное обогащение и др.), т.е. все то, что под несколько иным углом зрения может быть названо правовой аномалией2. Такого рода неправомерные действия влекут за собой правовые последствия, которые, как правило, ограничиваются восстановлением нарушенного правового положения, исполнением юридической обязанности (меры защиты).

Основное значение среди неправомерных действий имеют правонарушения – действия, порождающие юридическую ответственность (гл. XXI).

Правонарушения – это виновные противоправные действия, принося-

щие вред социалистическому обществу. Они представляют собой особую, главную группу неправомерных действий, выделенную не только по специфическим правовым признакам (прежде всего по наличию, как правило, вины правонарушителя), но и по «внутренним», глубинным социальным признакам (причинение вреда социалистическому обществу)3.

Противоправность – это по сути дела юридическое проявление общественной вредности деяния. Признаки правонарушения находят выражение в составе правонарушения, т.е. в совокупности закрепленных в юридических нормах его сторон, элементов.

В принятой в юридической науке конструкции «состава правонарушения» (в особенности состава преступления) отражаются не только признаки самого правонарушения как юридического факта, но и одна из юридических предпосылок ответственности – правосубъектность (субъект правонарушения), а также предмет правовой охраны – общественные отношения, правопорядок4 (объект правонарушения).

1 Категория «объективно противоправное действие» разработана И.С. Самощенко (см.: Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1963. С. 39 и сл.; Общая теория советского права. С. 392).

Ардашкин В.Д. Меры защиты (пресечения) в советском административном праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1968. С. 7–8; Он же. О принуждении по советскому праву // Советское государство и право. 1970. № 7. С. 37.

Подробнее о внешних признаках правонарушения и его социальной сущности см.: Самощенко С.И. Понятие правонарушения по советскому законодательству. С. 7 и сл.

Фролов Е.А. Объект уголовно-правовой охраны и правопорядок // Проблемы советского уголовного права и криминологии: Сборник ученых трудов СЮИ. Свердловск, 1971. С. 10–16.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

Если же рассматривать правонарушение только как «чистый» юридический факт, то оно имеет две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона правонарушения – содержание самого противоправного деяния со стороны его объективных элементов. Сюда наряду с противоправностью, которая является юридическим выражением общественной вредности правонарушения в целом1, относятся:

деяние как акт волевого поведения (в том числе и в форме бездействия);

вредоносный результат деяния (прежде всего в виде дезорганизации социалистических общественных отношений, а также в ряде случаев реального материального вреда и др.);

причинная связь между деянием и наступившим вредоносным результатом2.

Субъективная сторона правонарушения – вина правонарушителя,

т.е. его психическое отношение к противоправному деянию и его возможному результату.

Правонарушения в социалистическом обществе, как правило, являются следствием антиобщественных взглядов и побуждений отдельных лиц. Вина и выступает в качестве такой категории, которая отражает наличие такого рода взглядов и побуждений или, во всяком случае, – наличие неуважительного, пренебрежительного отношения правонарушителя к нормам общественной жизни, к правам и интересам других лиц, словом, изъянов в его идейно-волевой позиции.

Общая теория советского права. С. 402.

Причинная связь в праве – одна из сложных философских проблем правоведения. Применительно к вопросам юридической ответственности она имеет и непосредственно практическое значение. Вполне закономерно, что причинной связи как элементу объективной стороны правонарушения уделено в литературе сравнительно много внимания. Вместе с тем здесь, думается, есть ряд аспектов проблемы, которые до последнего времени ускользают из поля зрения. К ним относятся:

а) дифференциация отдельных «элементов казуальности». Факторы, влияющие на возникновение данного результата, могут быть подразделены на ряд групп, в том числе на: 1) общие условия, 2) непосредственную причину, 3) сопутствующие факторы, 4) поводы. Каждый из этих «элементов казуальности» по-своему связан с результатом;

б)своеобразие причинной связи в сфере правовой ответственности; применительно к поведению людей юридическое значение приобретают не только непосредственные причины, но и сопутствующие факторы, а также поводы; характеризуя здесь объективную связь, мы должны заранее учитывать возможность ее осознания, предвидения, сознательного использования, т.е. заранее «делать расчет» на вину.

Глава XX. Юридические факты

этого, а, напротив, противопоставило себя обществу, с пренебрежением, неуважительно отнеслось к нормам общественной жизни, к правам и интересам других лиц1.

Действующий в социалистическом обществе принцип, согласно которому юридическая ответственность устанавливается за виновное правонарушение, обосновывает роль ответственности как мощного средства воспитания людей, преодоления в сознании людей пережитков прошлого.

Правонарушения по характеру общественной вредности (опасности) подразделяются на два основных вида:

преступления – правонарушения, выражающие общественную

опасность личности для общества в целом;

проступки – правонарушения, выражающие общественную опасность данного действия, в том числе административные деликты, дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения и др.

Таким образом, считая проступки, как и преступления, общественно опасными правонарушениями («вредность» и «опасность» – понятия однозначные2), следует отметить, что главным при их разграничении является не степень опасности, а ее «качество», характер: проступки в отличие от преступлений не выражают общественной опас-

1 Причины правонарушений изучаются в конкретных юридических науках, в том числе причины преступлений в особой науке – криминологии. Вместе с тем здесь есть и общетеоретические проблемы. Во всяком случае, причины правонарушений, очевидно, следует рассматривать в качестве одного из аспектов более широкой проблемы – причинности в праве.

Отсюда помимо прочего следует, что некоторые исходные положения теории причинности в праве должны быть в полной мере использованы и при изучении причин правонарушений. Так, по всей видимости, и здесь нужно разграничивать «элементы казуальности», т.е. общие условия, непосредственную причину, сопутствующие факторы и поводы. Лишь при такой дифференциации оказывается возможным раскрыть

механизм формирования и действия причин правонарушений.

Наиболее существенное общетеоретическое значение при рассмотрении причин правонарушений имеет установление правильного соотношения между факторами объективного и субъективного порядка. Видимо, факторы объективного порядка могут быть охарактеризованы лишь в качестве общих условий. В формировании же непосредственной причины решающая роль принадлежит субъективному фактору,

которым, надо полагать, является идейно-волевая позиция данного лица. Нетрудно за-

метить, что при таком подходе вопросы причин правонарушений органически связываются с вопросами состава правонарушения, его субъективной стороны. Идейно-волевая позиция лица (его правовой негативизм, настрой «мне все дозволено» и т.д.) как раз и находит свое выражение в субъективной стороне состава правонарушения – в вине.

Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. Госюриздат,

1961. С. 34–35; Матвеев Г.К. Основания юридической ответственности // Советское государство и право. 1971. № 10. С. 31, и др.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

ности данного лица перед обществом в целом. Это и предопределяет своеобразие мер государственно-принудительного воздействия в том и другом случаях.

Преступления в сфере служебной деятельности

Раздел 17 — Уголовного Кодекса Украины Преступления в сфере служебной деятельности

Статья 364. Злоупотребление властью или служебным положением

1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или другого физического или юридического лица, использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц, —

  • наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

  • наказывается лишением свободы на срок трех лет со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Примечание. 1. Должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняют такие обязанности по специальному полномочию.

2. Должностными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные в пункте 1 настоящей примечания.

3. Существенным вредом в статьях 364, 364-1, 365, 365-2, 367 считается вред, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

4. Тяжелыми последствиями в статьях 364-367 считаются такие последствия, которые в двести пятьдесят и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан

Статья 364-1. Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы

1. Злоупотребление полномочиями, то есть умышленное, с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц использования вопреки интересам юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы должностным лицом такого юридического лица своих полномочий, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам или интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, —

  • наказывается штрафом от ста пятидесяти до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

  • наказывается штрафом от четырехсот до девятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. В статьях 364, 364-1, 365-2, 368, 369, 369-2 и 370 настоящего Кодекса под неправомерным выгодой следует понимать денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или неденежного характера, которые предлагают, обещают, предоставляют или получают без законных на то оснований.

Статья 365. Превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа

1. Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение работником правоохранительного органа действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам, интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, интересам юридических лиц, —

  • наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они сопровождались насилием или угрозой применения насилия, применением оружия или специальных средств или болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями, при отсутствии признаков пыток, —

  • наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, —

  • наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 365-1. исключена

Статья 365-2. Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги

1. Злоупотребление своими полномочиями аудитором, нотариусом, оценщиком, уполномоченным лицом или должностным лицом Фонда гарантирования вкладов физических лиц, другим лицом, которое не является государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляет профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в том числе услуг эксперта, арбитражного управляющего, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при выполнении этих функций), с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам или интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам юридических лиц, —

  • наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же действие, совершенное в отношении несовершеннолетнего или недееспособного лица, лица преклонного возраста или повторно, —

  • наказывается ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, —

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 366. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо неправдивых сведений, другая подделка документов, а также составление и выдача заведомо неправдивых документов —

  • наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

  • наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок трех лет со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Статья 366-1. Декларирование недостоверной информации

Представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренной Законом Украины «О предотвращении коррупции», или умышленное непредставление субъектом декларирования указанной декларации —

  • наказываются штрафом от двух тысяч пятисот до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Субъектами декларирования являются лица, которые в соответствии с частями первой и второй статьи 45 Закона Украины «О предотвращении коррупции» обязаны подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Ответственность по этой статье за ​​предоставление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации в отношении имущества или иного объекта декларирования, что стоимость, наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

Статья 367. Служебная халатность

1. Служебная халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц, —

  • наказывается штрафом от пятидесяти до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

  • наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или без такового.

Статья 368. Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом

1. Принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую ​​выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение такой должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает или предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения —

  • наказывается штрафом от одной тысячи до тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в значительном размере, —

  • наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой или второй этой статьи, предметом которого была неправомерная выгода в крупном размере или совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или соединенное с вымогательством неправомерной выгоды, —

  • наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

4. Деяние, предусмотренное частями первой, второй или третьей настоящей статьи, предметом которого была неправомерная выгода в особо крупном размере, или совершенное должностным лицом, занимающим особо ответственное положение, —

  • наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

Примечание. 1. Неправомерной выгодой в значительном размере считается выгода, которая в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в крупном размере — такая, которая в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в особо крупном размере — такая, что в пятсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

2. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, в статьях 368, 369 и 382 настоящего Кодекса являются лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категорий, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц. Должностными лицами, занимающими особо ответственное положение, в статьях 368, 369 и 382 настоящего Кодекса являются лица, указанные в части первой статьи 9 Закона Украины «О государственной службе», и лица, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе «отнесены к первой и второй категорий.

Статья 368-1 утратила силу на основании Закона N 2808-VI от 21.12.2010

Статья 368-2. Незаконное обогащение

1. Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждено доказательствами, а также передача им таких активов любой другому лицу —

  • наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

2. Те же деяния, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, —

  • наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим особо ответственное положение, —

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества.

Примечание. 1. Лица, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, являются лица, указанные в пункте 1 части первой статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

2. Под активами в значительном размере в настоящей статье понимаются денежные средства или иное имущество, а также доходы от них, если их размер (стоимость) превышает одну тысячу необлагаемых минимумов доходов граждан.

3. Под передачей активов в этой статье понимается заключение любых сделок, на основании которых возникает право собственности или право пользования на активы, а также предоставления другому лицу денежных средств или иного имущества для заключения таких сделок.

Статья 368-3. Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы

1. Предложение или обещание должностному лицу юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы предоставить ей или третьему лицу неправомерную выгоду, а так же предоставление такой выгоды или просьбе ее предоставить за совершение указанной должностным лицом действий или ее бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица —

  • наказываются штрафом от ста пятидесяти до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста до двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, —

  • наказываются штрафом от пятидесяти до семисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Принятие предложения, обещания или получение должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы неправомерной выгоды для себя или третьего лица за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица —

  • наказываются штрафом от пятисот до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

4. Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или в сочетании с вымогательством неправомерной выгоды, —

  • наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

5. Часть пятая статьи 368-3 исключена.

Статья 368-4. Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги

1. Предложение или обещание аудитору, нотариусу, оценщику, другому лицу, которое не является государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляет профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в том числе услуг эксперта, арбитражного управляющего, частного исполнителя, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при выполнении этих функций), предоставить ему / ей или третьему лицу неправомерную выгоду, а так же предоставление такой выгоды или просьбе ее предоставить за совершение лицом, предоставляющим публичные услуги, действий или ее бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица —

  • наказываются штрафом от ста пятидесяти до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста до двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, —

  • наказываются штрафом от пятидесяти до семисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Принятие предложения, обещания или получения аудитором, нотариусом, частным исполнителем, экспертом, оценщиком, третейским судьей или другим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, а также независимым посредником или арбитром при рассмотрении коллективных трудовых споров неправомерной выгоды для себя или третьего лица за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица —

  • наказываются штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок от одного до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или в сочетании с вымогательством неправомерной выгоды, —

  • наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

5. Часть пятая статьи 368-4 исключена.

Статья 369. Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу

1. Предложение или обещание должностному лицу предоставить ей или третьему лицу неправомерную выгоду, а так же предоставление такой выгоды за совершение или несовершение должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает или предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения —

  • наказываются штрафом от пятисот до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно, —

  • наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, если неправомерная выгода предоставлялась должностному лицу, которое занимает ответственное положение, или совершенные по предварительному сговору группой лиц, —

  • наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Действия, предусмотренные частью первой, второй или третьей настоящей статьи, если неправомерная выгода предоставлялась должностному лицу, которое занимает особо ответственное положение, или совершенные организованной группой лиц или ее участником, —

  • наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

(Статья 369-1 утратила силу на основании Закона N 2808-VI от 21.12.2010)

Статья 369-2. Злоупотребление влиянием

1. Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды лицу, предлагает или обещает (соглашается) за такую ​​выгоду или предоставление такой выгоды третьему лицу повлиять на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, —

  • наказываются штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды для себя или третьего лица за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, или предложение или обещание оказать влияние за предоставление такой выгоды —

  • наказываются штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

3. Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды для себя или третьего лица за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, соединенное с вымогательством такой выгоды, —

  • наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества.

Примечание. Лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, является лица, указанные в пунктах 1-3 части первой статьи 4 Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».

Статья 369-3. Противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований

1. Влияние на результаты официальных спортивных соревнований путем подкупа, принуждения или подстрекательство или вступления в сговор о результатах официального спортивного соревнования с целью получения неправомерной выгоды для себя или третьего лица или получения в результате таких деяний неправомерной выгоды для себя или третьего лица —

  • наказываются штрафом от двухсот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от одного до трех лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении официальных спортивных соревнований несовершеннолетних или повторно, —

  • наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Нарушение запрета размещения ставок на спорт, связанных с манипулированием официальным спортивным соревнованием с получением в результате этого неправомерной выгоды для себя или других лиц в размере, превышающем двадцать прожиточных минимумов для трудоспособных лиц —

  • наказывается штрафом от семисот до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Субъектом правонарушений в данной статье являются лица, указанные в части второй статьи 17 Закона Украины «О предотвращении влияния коррупционных правонарушений на результаты официальных спортивных соревнований».

Статья 370. Провокация подкупа

1. Провокация подкупа, то есть действия должностного лица с подобранные лица на предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды или принятия предложения, обещания или получения такой выгоды, чтобы потом разоблачить того, кто предлагал, обещал, предоставил неправомерную выгоду или принял предложение, обещание или получил такую выгоду, —

  • наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное должностным лицом правоохранительных органов, —

  • наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.