П1 ст 161 нк рф

admin

П1 ст 161 нк рф

Статья 161. Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Грабеж, совершенный:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

д) в крупном размере, —

(п. «д» в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Грабеж, совершенный:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

(п. «б» в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Адвокатская практика по ст. 161 УК РФ

Уголовное дело по ч.1 ст.161 УК РФ (грабеж)

Уголовное дело было возбуждено по факту открытого хищения чужого имущества в отношении несовершеннолетнего.

Адвокат вступил в дело с момента его возбуждения. В ходе предварительного следствия, адвокатом был представлен положительный характеризующий материал на несовершеннолетнего и после возмещения ущерба заявлено ходатайство о прекращении уголовного преследования несовершеннолетнего с применением мер воспитательного воздействия.

Уголовное преследование на стадии предварительного следствия было прекращено, а дело направлено в суд для принятия мер воспитательного воздействия.

Суд вынес предупреждение и передал несовершеннолетнего под надзор родителям.

Уголовное дело по ч.1 ст.161 УК РФ (грабеж)

Уголовное дело было возбуждено по факту открытого хищения чужого имущества (наказание до 4-х лет лишения свободы).

Адвокат вступил в дело, когда его подзащитного необходимо было допросить в качестве подозреваемого. Подзащитный на момент совершения преступления являлся несовершеннолетним. По ходатайству адвоката, в силу ст. 427 УПК РФ, уголовное преследование в отношении его подзащитного на стадии предварительного следствия было прекращено, а уголовное дело было направлено в суд для принятия мер воспитательного воздействия. Суд в виде воспитательных мер вынес предупреждение.

Благодаря грамотным действиям адвоката несовершеннолетнему удалось избежать судимости, которая в дальнейшем могла негативно отразиться на биографии.

Уголовное дело по ч.2 ст.161 УК РФ

Уголовное дело было возбуждено по факту открытого хищения чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, т.е. по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ.

Адвокат вступил в дело в суде, на стадии назначения предварительного слушания.

Органами предварительного следствия, учитывая, что доверитель ранее неоднократно судим, была избрана ему мера пресечения в виде заключения под стражу.

В суде, сторона защиты, примирилась с потерпевшим, а также был представлен положительный характеризующий материал на доверителя.

Суд, учитывая рецидив преступления, вынес минимальное наказание в виде 2 лет 4 месяцев лишения свободы.

В связи с изменениями, внесенными в ст. 161 НК РФ с 01.01.2018, каким образом будет исчисляться и уплачиваться НДС при приобретении сырых шкур животных в случаях: приобретения у организации или ИП, являющихся налогоплательщиками НДС; приобретения у организации или ИП, не являющихся налогоплательщиками НДС; приобретения у физического лица, не являющегося ИП?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С 01.01.2018 в случае приобретения сырых шкур животных у организации или индивидуального предпринимателя, являющихся налогоплательщиками НДС, покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) будут являться налоговыми агентами по НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. Обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС в таких случаях возлагается на указанных налоговых агентов.
Продавец, являющийся плательщиком НДС, самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в общем порядке в соответствии с главой 21 НК РФ, а также предъявляет налог к оплате покупателю, только в случае реализации сырых шкур животных физическому лицу, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя (не являющемуся налоговым агентом).
В случае приобретения сырых шкур животных у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (не являющегося плательщиком НДС), а также у организации или индивидуального предпринимателя, не являющихся налогоплательщиками НДС, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента по НДС (налог не исчисляется и не уплачивается ни продавцом, ни покупателем).

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ (далее — Закон N 335-ФЗ) статья 161 НК РФ дополнена пунктом 8 (пп. «б» п. 5 ст. 2 Закона N 335-ФЗ), вступающим в силу с 01.01.2018 (часть 4 ст. 9 Закона N 335-ФЗ), в соответствии с которым при реализации на территории РФ налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога), в частности, сырых шкур животных (далее — СШЖ)*(1), налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.
При этом в таких случаях налоговая база определяется налоговыми агентами, если иное не установлено п. 8 ст. 161 НК РФ (абзац пятый пп. «б» п. 5 ст. 2, абзац второй п. 8 ст. 2 Закона N 335-ФЗ). Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом п. 8 ст. 161 НК РФ, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
При реализации СШЖ налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)». В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком-продавцом СШЖ в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика-продавца товаров.
Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации СШЖ, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.
При реализации СШЖ сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым п. 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (абзац первый п. 8 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
При реализации СШЖ сумма НДС к оплате покупателю не предъявляется, за исключением случаев, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации СШЖ физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (пп. «а» п. 10 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
При реализации налогоплательщиками СШЖ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок СШЖ налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (пп. «б» п. 10 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Сумма НДС рассчитывается налоговыми агентами с применением расчетной ставки налога (18/118) (пп. «б» п. 6 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Момент определения налоговой базы определяется налоговыми агентами в порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ (п. 9 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ. Положения п. 3 ст. 171 НК РФ применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с главой 21 НК РФ либо исчислил налог в соответствии с абзацем вторым п. 3.1 ст. 166 НК РФ (пп. «б» п. 13 ст. 2 Закона N 335-ФЗ). Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговым агентом, указанным в п. 8 ст. 161 НК РФ, с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных в счет предстоящего приобретения СШЖ (пп. «г» п. 13 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с п. 8 ст. 161 НК РФ, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (пп. «а» п. 11 ст. 2 Закона N 335-ФЗ). При этом положения п. 2 ст. 169 НК РФ применяются также к счетам-фактурам, корректировочным счетам-фактурам, выставляемым налогоплательщиком покупателю, исполняющему обязанности налогового агента в соответствии с п. 8 ст. 161 НК РФ (пп. «б» п. 11 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ в отношении СШЖ, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с пп.пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных п.п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ (пп. «б» п. 15 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ (п. 16 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Учитывая изложенное, мы пришли к следующим выводам:
1. В случае приобретения СШЖ у организации или индивидуального предпринимателя (далее — ИП), являющихся налогоплательщиками НДС, покупатель (за исключением физического лица, не являющегося ИП) будет являться налоговым агентом по НДС вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
Продавец в данном случае налог не исчисляет (не уплачивает в бюджет) и не предъявляет к оплате покупателю*(2). Продавец выставляет покупателю (налоговому агенту) счет-фактуру без учета сумм налога (например, 100 руб.), в котором проставляется соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Данный счет-фактура будет являться основанием для принятия к вычету суммы налога у покупателя (налогового агента).
Покупатель (налоговый агент) определяет налоговую базу с учетом налога (т.е. увеличивает стоимость реализуемого товара на сумму НДС — 118 руб.). Далее сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется налоговым агентом расчетным методом с применением ставки 18/118 (т.е. 18 руб.).
Уплатить НДС в бюджет налоговому агенту необходимо будет по итогам налогового периода (квартала — ст. 163 НК РФ), сумма которого определяется как общая величина налога, исчисленного в отношении СШЖ, увеличенная на восстановленные суммы (пп.пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ) и уменьшенная на суммы налоговых вычетов. В срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляется налоговая декларация.
2. При приобретении СШЖ у организации или ИП, не являющихся плательщиками НДС (например, применяющих специальные налоговые режимы), сумма налога не исчисляется и не уплачивается в бюджет ни продавцом, ни покупателем. При этом продавец, не являющийся плательщиком НДС, должен в договоре и в первичных учетных документах сделать соответствующую запись или проставить отметку «Без налога (НДС)». В таком случае покупатель вправе не удерживать налог.
Если впоследствии выяснится, что поставщик проставил отметку «Без налога (НДС)», однако не имел на это право, или потерял право на применение специального налогового режима, то ответственность за уплату налога возлагается на поставщика.
При дальнейшей перепродаже СШЖ покупателем — плательщиком НДС обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возникают у нового покупателя (налогового агента), независимо от применяемой им системы налогообложения (за исключением покупателя — физического лица, не зарегистрированного в качестве ИП). Подробнее об исполнении обязанностей налогового агента см. в п. 1.
3. В случае приобретения СШЖ у физического лица, не зарегистрированного в качестве ИП (не являющегося плательщиком НДС — ст. 143 НК РФ), у покупателя не возникает обязанностей налогового агента по НДС (налог не исчисляется и не уплачивается ни продавцом — физическим лицом, ни покупателем).
При дальнейшей перепродаже покупателем — плательщиком НДС СШЖ, приобретенных ранее у физического лица, обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возникают у нового покупателя (налогового агента), вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ (за исключением покупателя — физического лица, не зарегистрированного в качестве ИП).
При этом отметим следующее. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-14/43942, от 21.05.2013 N 03-07-14/17966). В случае если налогоплательщик закупает продукцию, включенную в вышеназванный перечень, перерабатывает ее, а потом реализует готовую продукцию, то налоговая база при реализации этой продукции определяется в общеустановленном порядке исходя из полной цены реализации (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Следовательно, если продукция включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383, то при продаже такой продукции, ранее приобретенной у физического лица, не являющегося плательщиком НДС (без переработки), налоговая база по НДС определяется с межценовой разницы. Сумма НДС в таком случае определяется с применением расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).
В таких случаях продавец в графе 5 счета-фактуры указывает налоговую базу, определенную в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ, т.е. межценовую разницу (пп. «д» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Следует отметить, что новыми положениями, устанавливающими обязанность по исчислению и уплате НДС налоговыми агентами при приобретении СШЖ, не предусмотрены особенности определения налоговой базы применительно к такому случаю. По общему правилу налоговая база определяется покупателем (налоговым агентом), исходя из информации в счете-фактуре продавца. В свою очередь, продавец самостоятельно налоговую базу не рассчитывает, а в счете-фактуре указывает стоимость, по которой товар реализуется, без учета налога.
Поскольку особый порядок исчисления налога покупателями (налоговыми агентами) предусмотрен специальными вновь введенными нормами, не предполагающими осуществление расчета налоговой базы продавцами, а положения п. 4 ст. 154 НК РФ устанавливают специальный порядок, применяемый при расчете налоговой базы самими налогоплательщиками (продавцами), то полагаем, что если в данной ситуации, применив положения п. 7 ст. 3 НК РФ, налоговая база будет определена продавцом с применением нормы п. 4 ст. 154 НК РФ (в счете-фактуре будет указана межценовая разница), не исключено, что данная позиция может привести к возникновению разногласий с налоговыми органами.
В заключение отметим, что при продаже организацией продукции, произведенной из СШЖ, исчисление и уплата в бюджет НДС осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном главой 21 НК РФ порядке.
Обращаем Ваше внимание, что приведенные в ответе выводы являются нашим экспертным мнением. Каких-либо разъяснений официальных органов по вопросам применения рассматриваемых положений нами не обнаружено.
Кроме того, напомним о праве организации обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту постановки на учет или в Минфин России (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

К сведению:
Возложение обязанностей по уплате НДС на покупателей — налоговых агентов при реализации отдельных видов продукции (в частности сырых шкур) рассматривается как эксперимент в целях пресечения действующих схем незаконного возмещения НДС из бюджета в ряде отраслей промышленности, по итогам внедрения которого, по мнению специалистов Минфина России, можно будет сделать вывод о целесообразности его более широкого применения (письма Минфина России от 12.09.2017 N 03-07-11/58336, от 14.08.2017 N 03-07-14/51894).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

6 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) В целях налогообложения СШЖ признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке (абзац четвертый пп. б п. 5 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
*(2) Продавец, являющийся плательщиком НДС, самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в общем порядке в соответствии с главой 21 НК РФ, а также предъявляет налог к оплате покупателю, только в случае реализации СШЖ физическому лицу, не зарегистрированному в качестве ИП (не являющемуся налоговым агентом).

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 9 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу с 1 января 2015 г.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

7. Не применяется с 1 января 2017 г.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком — продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика — продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Комментарий к Ст. 161 НК РФ

Статья 161 НК РФ посвящена особенностям определения налоговой базы налоговыми агентами.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.

Обязанности налоговых агентов в числе прочих должны исполнять организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС (например, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики, освобожденные от налога на основании ст. 145 НК РФ).

Статья 161 НК РФ содержит перечень случаев, когда возникают обязанности налоговых агентов, а именно обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет суммы налога в размере определенной налоговой базы. Так, обязанности налоговых агентов возникают у:

— организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, приобретающих на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 168 НК РФ иностранных лиц;

— органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления при сдаче в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;

— покупателей (получателей) имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога;

— уполномоченных органов, организаций или индивидуальных предпринимателей в случае реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров);

— организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в качестве налогоплательщиков;

— лиц, в собственности которых находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лиц, в собственности которых находится судно по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности.

Согласно п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Таким образом, комиссионеры, поверенные и агенты должны начислять НДС сверх цены товара, реализуемого по договоренности с иностранным продавцом. Этот налог принимает к вычету покупатель, которому посредник обязан выставить счет-фактуру (п. 3 ст. 171 и п. 3 ст. 168 НК РФ).

Налоговые агенты, реализующие конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также имущество, перешедшее по праву наследования государству, также должны начислять НДС сверх цены реализации. Это указано в п. 4 ст. 161 НК РФ.

Определение налоговой базы при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранной организации

При реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС.

При реализации на территории Российской Федерации работ (услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110% или 18/118% (п. 4 ст. 164 Налогового

Определение налоговой базы при реализации конфискованного имущества,

имущества, реализуемого по решению суда

В соответствии с п. 4 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением операций по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), т.е. операций по реализации, предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

При этом в данном случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Что касается реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов, то вышеуказанной нормой п. 4 ст. 161 НК РФ не предусмотрено признание налоговыми агентами органов или иных лиц, уполномоченных осуществлять реализацию имущества, арестованного на основании актов органов, не относящихся к судебным. В связи с этим при реализации такого имущества НДС должен уплачивать собственник имущества — налогоплательщик налога на добавленную стоимость в сроки, установленные нормами гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 3 декабря 2013 г. N 03-07-11/52561.

Также и Пленум ВАС РФ в п. 7 Постановления от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указал, что при применении п. 4 ст. 161 НК РФ необходимо учитывать, что в приведенный перечень не включены операции по принудительной реализации имущества на основании исполнительных документов, выданных не судами, а иными органами (например, на основании постановлений налоговых органов, вынесенных согласно ст. 47 НК РФ), в связи с чем НДС по таким операциям уплачивается по общим правилам, то есть самим налогоплательщиком.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. операции по реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ), о которых ранее шла речь в п. 4 ст. 161 НК РФ как об исключениях из порядка применения данной нормы, были заменены на операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Напомним, что согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), с 1 января 2015 г. включаются в перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения по НДС.

Вышеуказанные изменения внесены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 4 ст. 161 НК РФ.

Определение налоговой базы при реализации на территории

Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством

Российской Федерации банкротами

В соответствии с применявшимся до 2015 г. п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по НДС определялась как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признавались покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны были исчислять расчетным методом, удерживать из выплачиваемых доходов и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, согласно указанному п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации имущества должника, признанного банкротом, обязанность по уплате налога возлагалась на налогового агента — покупателя, за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В то же время согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. N 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом» разъяснялось, что исходя из ст. 163 и п. 4 ст. 166 НК РФ НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчислялся должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивался в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате налога согласно абз. 5 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» относится к четвертой очереди текущих требований (далее — Закон N 127-ФЗ). Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежала перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов — должнику. Указанная сумма должна была распределяться по правилам ст. ст. 134 и 138 Закона N 127-ФЗ. Аналогичный порядок исчисления налога должен был применяться и при реализации имущества кредитной организации в ходе конкурсного производства.

Постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм налога в рассматриваемом случае.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание Письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. N 03-01-13/01/47571, ФНС России указала, что при реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, исчисление и уплата в бюджет НДС производились налогоплательщиками-должниками.

При этом вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщиком-должником покупателю при приобретении им имущества и (или) имущественных прав у должника, производились покупателем в порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ, то есть на основании счетов-фактур после принятия на учет приобретенного имущества и (или) имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов (Письма ФНС России от 10 июля 2014 г. N ГД-4-3/[email protected], от 29 января 2014 г. N ГД-4-3/[email protected]).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 4.1 ст. 161 НК РФ утратил силу (п. 4.1 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, с 1 января 2015 г. у налоговых агентов отсутствует обязанность по уплате НДС на основании п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами.

С 1 января 2015 г. указанные операции включены в перечень операций, которые не признаются

объектом налогообложения по НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Определение налоговой базы при аренде государственного или муниципального имущества

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества на основании п. 3 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при удержании налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом с применением налоговой ставки, определяемой как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Порядок уплаты НДС, предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. Поэтому при передаче в субаренду имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, организациями, которые арендуют такое имущество у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должны осуществлять данные организации (Письмо Минфина России от 18 октября 2012 г. N 03-07-11/436).

Исходя из вышеуказанных норм НК РФ сумма арендной платы, приведенная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом НДС должен исчислить по налоговой ставке, действующей на дату осуществления расходов, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса РФ арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В этой связи необходимо учитывать, что при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления.

Если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (в частности, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения), и эти уполномоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Если организация имеет обособленные подразделения, которые осуществляют деятельность на арендованных у государственных органов или органов местного самоуправления площадях, то налоговым агентом выступает головная организация.