Платонов ю п насилие в семье

admin

Насилие в семье

Я. М. Платонова, д-р педагог, наук, проф., зав. кафедрой социальной работы и социальных наук Санкт-Петербургского государственного института пси­хологии и социальной работы (СПбГИПСР);

М. В. Руднева, канд. психол. наук, доц. кафедры прикладной социальной психологии СПбГИПСР;

Я. М. Тарасенко, психолог Службы социальной скорой помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербурга;

М. В. Киселева, ст. преп. кафедры общей и дифференциальной психологии СПбГИПСР;

Я. Ю. Кучукова, ст. преп. кафедры гендерологии и фамилистики СПбГИПСР;

Г. Г. Гарскова, ст. преп. кафедры общей и дифференциальной психологии СПбГИПСР;

Т. В. Тулупьева, канд. психол. наук, доцент кафедры антикризисного управления предприятием и персоналом СПбГУВК.

В. Я. Келасъев, д-р философ, наук, проф., зав. кафедрой теории и практики социаль­ной работы СПбГУ;

В. Я. Машков, д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой социальной антропологии и пси­хологии СПбГУ.

П 86 Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- 154с.

Настоящее пособие посвящено анализу особенносте’й психологической реабили­тации лиц, переживших внутрисемейное насилие. Рассмотрены причины и психоло­гические последствия различных форм насилия в отношении детей и женщин. Обо­снованы современные технологии и методы терапевтической работы с лицами, пережившими насилие в семье. Большое внимание уделяется индивидуальному сопро­вождению жертв насилия, а также групповым методам, включая инновационные арт-терапевтические технологии. В приложениях пособия собраны практические матери­алы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В представленных материалах отражен практический опыт работы отечественных и за­рубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп само­помощи.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работни­кам, студентам и аспирантам факультетов социальной работы, социологии и психо­логии, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.

© Коллектив авторов, 2004

© Издательство «Речь», 2004

© Борозенец П. В. (оформление), 2004

1.1.Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия

Насилие в семье: собенности психологической реабилитации

Настоящее пособие посвящено анализу особенностей психологического реабилитации лиц, переживших внутрисемейное насилие. Рассмотрены причины и психологические последствия различных форм насилия в отношении детей и женщин. Обоснованы современные технологии и методы терапевтической работы с лицами, пережившими насилие в семье. Большое внимание уделяется индивидуальному сопровождению жертв насилия, а также групповым методам, включая инновационные арт-терапевтические технологии. В приложениях пособия собраны практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В представленных материалах отражен практический опыт работы отечественных и зарубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп самопомощи.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работникам, студентам и аспирантам социальных факультетов, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.

Читать онлайн «Насилие в семье» автора Платонова Наталья Михайловна — RuLit — Страница 1

Я. М. Платонова, д-р педагог, наук, проф., зав. кафедрой социальной работы и социальных наук Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбГИПСР);

М. В. Руднева, канд. психол. наук, доц. кафедры прикладной социальной психологии СПбГИПСР;

Я. М. Тарасенко, психолог Службы социальной скорой помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербурга;

М. В. Киселева, ст. преп. кафедры общей и дифференциальной психологии СПбГИПСР;

Я. Ю. Кучукова, ст. преп. кафедры гендерологии и фамилистики СПбГИПСР;

Г. Г. Гарскова, ст. преп. кафедры общей и дифференциальной психологии СПбГИПСР;

Т. В. Тулупьева, канд. психол. наук, доцент кафедры антикризисного управления предприятием и персоналом СПбГУВК.

В. Я. Келасъев, д-р философ, наук, проф., зав. кафедрой теории и практики социальной работы СПбГУ;

В. Я. Машков, д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой социальной антропологии и психологии СПбГУ.

П 86 Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- 154с.

ISBN 5-9268-0298-9

Настоящее пособие посвящено анализу особенностей психологической реабилитации лиц, переживших внутрисемейное насилие. Рассмотрены причины и психологические последствия различных форм насилия в отношении детей и женщин. Обоснованы современные технологии и методы терапевтической работы с лицами, пережившими насилие в семье. Большое внимание уделяется индивидуальному сопровождению жертв насилия, а также групповым методам, включая инновационные арт-терапевтические технологии. В приложениях пособия собраны практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В представленных материалах отражен практический опыт работы отечественных и зарубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп самопомощи.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работникам, студентам и аспирантам факультетов социальной работы, социологии и психологии, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.

© Коллектив авторов, 2004

© Издательство «Речь», 2004

© Борозенец П. В. (оформление), 2004

ISBN 5-9268-0298-9

Оглавление

Раздел 1.ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 7

1.1.Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия

и посттравматическом стрессе 7

Индивидуальное консультирование Ю

Групповая посттравматическая интервенция 19

1.2.Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения22

1.3.Компетентность как условие эффективности психологической работы с жертвами насилия 30

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ,

ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 41

2.1.Жестокое обращение с детьми 41

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка. 42

Физическое насилие 44

Психологическое (эмоциональное) насилие 48

Сексуальное насилие 52

2.2.Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия 60

Первичная беседа 60

Предварительная подготовка детей к групповой работе 70

Предварительная подготовка взрослых к групповой работе.. 71

Организация работы группы детей и их родителей 75

Принципы работы психотерапевтов с детьми,

пострадавшими от насилия 78

Арт-терапевтические технологии работы с детьми,

пострадавшими от внутрисемейного насилия 79

Песочная терапия 85

2.3.Опыт психологической работы с детьми — жертвами насилияв службе социальной скорой помощи «Ребенок в опасности»

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН,

ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 116

3.1. Насилие в отношении женщин: причины и следствия 116

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ НАД ЖЕНЩИНОЙ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Насилие — явление весьма распространенное в наше время. Насилие в семье в его различных формах приобрело такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. В какой-то мере семейные отношения являются отражением отношений в обществе между людьми и наоборот. Экономические, политические и социальные принципы общества могут как усилить насилие в семье, так и предупредить проявление последнего. Дискриминация женщины в дагестанском социуме начинается с ранних лет. Девочка воспитывается в духе полного подчинения, послушания, зависимости от настроения, желания, принципов, капризов мужчины. Такая ситуация складывается в значительный период времени и стала традицией. Менталитет мужчины вырабатывался как более превосходного, независимого, вольноповеденческого индивидуума, без права его критики (не зависимо от ситуации) со стороны женского пола. На этот фактор накладывает отпечаток и искаженные религиозные представления о роли, месте, правах и обязанностях супругов. [4] Насилие в семье усугубляется тем, что у горцев внутрисемейные отношения, если даже они ущербны, носят латентный характер, что способствует еще большему обострению. Женщина по своей природе более чувствительна и уязвима. Эти качества форсируются на фоне материальной зависимости, более низкого социального статуса, незащищенности от общественного мнения, врожденной привязанности к семье и детям, психологического дискомфорта на « чужой территории». Процессы, протекающие в обществе, родственные отношения, проблемы на работе, общение супругов с определенным кругом лиц, могут привести к разрушению гармонии в семье, хотя в ней отсутсвуют указанные выше предпосылки. То есть внешние факторы подталкивают, катализизируют агрессивность, насилие, дискриминацию. Ненормальные отношения в семье, в данной ситуации зачастую протекают на подсознательной, стрессовой, спровоцированной почве. Исследование насилия привлекает сегодня самое пристальное внимание специалистов разных областей науки по нескольким причинам. И хотя этот интерес не лишен противоречий и внутренних сопротивлений, он может нас вывести в новую сферу знаний о природе человека. [1] До недавнего времени, тема насилия против женщин в Дагестане была запретной. Говоря о насилии против женщин, хотелось бы, отметить, что в дагестанском обществе насилие над женщиной существовало на протяжении длительного периода. Такие термины, как «домашнее насилие» и «побои», нельзя было услышать в публичных разговорах или в средствах массовой информации. Соседи, молча, терпели крики, врачи принимали ложные объяснения по поводу сломанных ребер, а правительство с уверенностью провозглашало эмансипацию женщин и их равенство с мужчинами. Обзор истории семьи в Дагестане помогает найти объяснение возникновению этой ситуации. Например, одна из старинных свадебных традиций нашей республики заключалась в том, что отец невесты дарил жениху плеть, которую необходимо было повесить над кроватью молодоженов. Мужчина считался хозяином в доме, а это означало, что он владел там не только собственностью, но и женщиной. Женщинам не позволялось уходить из дома без разрешения отца, брата или мужа. Существовала тонкая грань между опекой над женщиной ради ее безопасности и принижение, недоверием к ней. Бытовали и «инструкции» О том, как мужчины должны «учить» женщин. Например: «Не бей ее по лицу, иначе с ней нельзя будет

появиться на людях», «не бей ее по животу, если она беременна», «жену лучше учить плетью, потому что это больнее, так она лучше усвоит урок». Идея патриархальной «любви» посредством контроля жива и по сей день. [2] Агрессия является одной из примитивных стратегий поведения. Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего. В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в силу своей примитивности — она не требует от субъекта почти ничего, кроме энергозатрат, необходимых для деструкции ситуации. Поэтому первоначально агрессия проявляется как конкретно-ситуативная форма поведения, источниками которого непосредственно выступают внешние обстоятельства [3]. По мнению Берковца на проявления агрессии и насилия в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на то, кто из супругов должен занимать главенствующее место в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть.[5] Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, что мужья бьют своих жен главным образом исходя из своих устойчивых представлений о том, что таким, образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую роль в семье. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции в обществе.[6] Жестокое обращение с женщинами наблюдалось в 11% супружеских пар, в которых муж явно занимал главенствующее положение, и только в 3% семей, где оба супруга обладали примерноодинаковыми правами. Мужчина проявляет особую склонность к занятиюдоминирующего положения в семье в тех случаях, когда женщина сильно зависит от него экономически (посколькуон обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), и/или психологически (так как в случае распада брака, по ее мнению, она пострадает больше мужа). Результаты исследования Т.И Земелиной и С.Ю. Гуревич 1991 года показали, что акты насилия против жен наиболее часто имели место там, где присутствовали оба типа зависимости. [7] Интересно отметить, что степень взаимосвязи между подчиненностью женщины и жестоким обращением с ней изменяется в соответствии с изменениями природы ее зависимости от мужчины и степени жестокости насилия. Чем выше психологическая зависимость жены от мужа, тем выше вероятность того, что она станет объектом «умеренного» насилия (толчков или легких ударов). Экономическая же зависимость, напротив, связана с гораздо более жестокими проявлениями насилия.[7] В отношение обоих видов зависимости исследователи Д.Т. Орлов и Б.Г. Гореславец пришли к выводу о том, что женщины, находящиеся в сильной зависимости от мужей, в меньшей мере способны ослабить жестокость насилия или вовсе положить ему конец по сравнению с теми женщинами, в чьих семьях материальные психологические взаимоотношения супругов оказываются более сбалансированными.[8] По статистике в мире от 40% до 70% убитых женщин погибли от руки партнеров в результате домашнего насилия. При этом количество мужчин убитых партнершами гораздо меньшее и кроме того в таких случаях женщины вынуждены были это сделать для своей защиты. По нашей республике, какая бы статистика не приводилась она не отразит действительного положения дел по этому вопросу. Это связанно с особенностью менталитета нашего социума, так как об этом говорить «стыдно» и не принято в обществе. В связи с чем официальные данные значительно ниже реалий. [9] Платонов Ю.П. рассматривает подходы различных исследователей к проблеме семейного насилия и выделяет два направления помощи:

экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посправматическом стрессе;

длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществляется в форме «горящей линии» — телефонов доверия, индивидуальной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища. Основными задачами экстренного краткосрочного сопровождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической безопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы. Помимо индивидуальных, Платоновтакже выделяет групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от внутрисемейного насилия. Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. При проведении групповых форм работы обязанность психотерапевта, в первую очередь, обеспечить взаимоуважение, уверенность, доверие и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно. В России система помощи женщинам жертвам семейного насилия менее развита, чем за рубежом, а в Дагестане она практически отсутствует; и для расширения и повышения эффективности системы помощи, а также искоренения проблемы семейного насилия, целесообразно следить за опытом зарубежных стран и внедрять эффективные программы в российскую систему помощи. Конечно, у каждой страны своя специфика и свой менталитет, но многие программы, которые достаточно давно применяются в зарубежных кризисных центрах

и дают положительные результаты, может с успехом использоваться для

реабилитации женщин- жертв семейного насилия в России. В результате сравнительного анализа опыта реабилитации женщин — жертв семейного

насилия в России и за рубежом, были выработаны следующие практические рекомендации для’ развития и повышения эффективности системы помощи пострадавшим от семейного насилия:

-Необходимо развивать сеть кризисных центров, оказывающих своевременную, квалифицированную, бесплатную помощь женщинам жертвам семейного насилия.

Развивать образовательные программы, как для привлечения внимания общественности к проблемам домашнего насилия, так и пропаганды ненасильственного поведения в семье.

Предоставлять пострадавшим женщинам безопасное временное убежище.

Проводить регулярные обучающие программы для повышения квалификации работников.

Предусматривать комнаты отдыха для консультантов для снятия психологического напряжения.

Повысить заработную плату сотрудников.

Проводить супервизии для сотрудников не реже одного раза в месяц.

Организовывать для работников возможность прохождения индивидуальных психологических консультаций для проработки внутренних состояний и профилактики сгорания.

Предоставлять возможность профессионального роста и повышения квалификации участием в тренингах, семинарах и конференциях, связанных с данной тематикой.

— Проводить тренинги организационного развития для улучшения атмосферы внутри организации.

— Выработать единую политику взаимодействия с государственными

В Дагестане весьма эффективной и благотворной может быть профилактическая воспитательная программа в школах, в средних и высших учебных заведениях. Квалифицированные психологи, социологи, педагоги, воспитатели в доступной и плодотворной форме могут донести до молодого поколения все сложности семейной жизни, раскроют пути преодоления трудных ситуаций, предотвращения факторов способствующих конфликтам. Так же могут быть выработаны необходимые нормы поведения, развить умения в управлении своими эмоциями, отработать навыки выхода из тупиковых положений, опираясь на здравомыслие, взвешенность действий. Если в тех или иных индивидуумах обнаруживается склонность к насилию, жестокости, то своевременная помощь оказанная специалистами убережет семейные отношения от ненормального развития.

1. Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в современных российских семьях. — М.: МАКС Пресс, 2003.

2. Магомедов А.М. Традиции кавказских горцев. Махачкала: Юпитер, 1999.

Сидоренкова Т. Насилие в семье / /Вестник. 1996, NQ11

Калимзянов З.М. -«Семейные отношения в свете религиозного влияния» . Казань 2007г

Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Агрессия. — СПб., 1997

Шведова Н.О. О насилии в отношении женщин/ Насилие и социальные изменения,- М.,№ 2-3, 2000

Статья «Роль социально- экономических и психологических факторов в архитектуре семейных отношений» Т.И Земелиной и ею. Гуревич 1991 г.

8.Орлов А.В,- Автореферат «Психологическое насилие — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи» 1997г.

9.Алексеева JI.C; Кошелева А.Д.; Соколова Е.Т.; Шапиро Б.Ю.

Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М., 2000.

Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков

Дата публикации: 15.02.2016 2016-02-15

Статья просмотрена: 1909 раз

Библиографическое описание:

Таусинова О. К. Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 708-712. — URL https://moluch.ru/archive/108/26194/ (дата обращения: 18.11.2018).

Ключевые слова: насилие, психическое насилие, социальное насилие, физическое насилие, подростки, посттравматическое стрессовое расстройство, травматизация.

Насилие над детьми в России сегодня является распространенным социальным явлением. В нашей стране самая большая угроза для детей их собственные семьи. Только за первые три месяца 2015 года, по данным Следственного комитета России, количество подростков, пострадавших от домашнего насилия, выросла в полтора раза по сравнению со всем прошлым годом. Семейное насилие в России носит системный характер, который выражается в том, что те, кто сегодня позволяет себе акты насилия в отношении детей, сами испытывали их в детстве. К примеру, опрос родителей показал, что 65,7 % из них в детстве ставили в угол, в том числе в неудобных позах, на горох; 45,7 % респондентов подвергали телесным наказаниям (били ремнем, тяжелыми предметами с нанесением увечий); запугивали (45,7 %); наказывали лишением общения (58,4 %). Защита прав и достоинств маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада [1, с. 2].

И сегодня детям приходится испытывать различные формы домашнего принуждения и риски подверженности насильственным действиям, в которых преобладают грубость и сквернословие (40 %), психологическое давление (28 %), физическое насилие (18 %). 6 % детей испытывали в семье сексуальное насилие. Лишь 22 % респондентов отметили, что им не приходилось испытывать насилие, т. е. насилию в той или иной форме подвергались 78 % детей.

Таким образом, данные статистики показывают распространенность и остроту проблемы насилия в семье в России. [10, с. 166]

Современные исследователи дают различные определения терминов насилия и жестокого обращения с детьми, обобщая которые можно сделать вывод, что насилие — это различные виды поведения — от вербальных и эмоциональных оскорблений, применения физической силы до убийства и изнасилования.

Следует отметить, что насилие как феномен социальной действительности и предмет научного исследования весьма труден для изучения в силу ряда причин объективного и субъективного характера.

Существует неопределенность в понимании насилия. Например, определение насилия над детьми, предложенное Всемирной организацией здравоохранения в 2003 г., слишком многословно и обширно. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. А насилие над детьми — это жестокое обращение с ними, которое может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы [4, с. 188].

По сути, в этом определении отмечено все, что мешает ребенку полностью реализовать свой жизненный и личностный потенциал. Сюда относятся и применение физической силы в отношении ребенка, и действия игнорирования и отказа ребенку в удовлетворении его ведущих жизненных потребностей. При этом нужно сказать, что данные действия очень различны по своей природе и воздействия на ребенка, и по-разному им переживаются.

Так же в ряде документов понятие насилия относится к числу понятий, не требующих специального пояснения. Так, в части 1 статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники должны принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Однако при этом не раскрывается содержание понятий «насилие», «злоупотребление», «оскорбление», «эксплуатация» [15, с. 243].

Подобная неопределенность затрудняет изучение проблемы насилия над ребенком и существенно ограничивает возможности оказания ему междисциплинарной помощи.

Для проведения исследований по проблеме насилия над детьми мы предлагаем придерживаться следующих определений понятий.

Насилие над ребенком — это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности [3, с. 183].

Одним из видов насилия является домашнее насилие, которое можно рассматривать как комплексный вид насилия. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического унижения, запугивания ради поддержания контроля над жертвой. Семейное насилие — явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. О насилии в семье говорят в тех случаях, когда факты грубого и жестокого обращения не единичные, не случайные и ситуативные, а регулярные, систематические и постоянно повторяются. При всем разнообразии видов насилия — именно для семейного насилия характерно то, что оно приобретает всеобщий, генерализованный характер. Не бывает семейного насильника, который бы ущемлял свою жертву или жертв в чем-то одном [9, с. 165].

В отношении ребенка выделяются четыре основные формы:

К. И. Чудакова указывает, что физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которое может причинить ущерб его здоровью, нарушить его дальнейшее развитие и в крайнем случае лишить его жизни [18, с. 162]. К физическому насилию также относится приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, которые вызывают одурманивание.

Сексуальное насилие — это когда ребенка вовлекают с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.

Психическое насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям, и могут тормозить его дальнейшее развитие личности и привести к формированию психологических комплексов.

Социальное насилие — происходит тогда, когда пренебрегают интересами и нуждами ребенка. О нем не заботятся и не удовлетворяют его основные потребности (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате у ребенка может нарушиться эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.

Насилие в отношении ребенка относится к сфере профессионального интереса психологии, юриспруденции и социальной работы. Ребенок, переживший насилие, будет нуждаться в помощи специалиста. Насилие, которое ребёнок пережил, может быть скрытой причиной трудностей, с которыми клиент обращается к специалисту, а также, если вовремя не обратиться за помощью, это может негативно сказаться на дальнейшем его развитии [11, с. 164].

Специфика травмирующего влияния насилия на психику ребенка заключается в том, что насильником является член семьи ребенка, совершающий жестокое действие по отношению к конкретному ребенку с целью нанесения вреда именно ему. Поэтому ребенок, подвергшийся насилию, становится жертвой в самом полном смысле этого слова. Т. М. Журавлева, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал, X. Вильфинг, Г. Паренс описывают основные виды и последствия жестокого обращения с детьми, анализируют особенности оказания психологической и правовой помощи таким детям.

Уязвимость подростков к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны или воспитатели. В психолого-педагогической литературе накоплен достаточный опыт исследований по данной проблеме [12, с. 183].

Следовательно, без понимания того, какое воздействие насилие оказывает на психику человека, ребенка, оказание помощи довольно большой категории клиентов может быть затруднена [17, с. 67]. Особенности проживания подростками насилия затрагиваются такими авторами как А. Гуггенбюль, Э. Дюркгейм, A. H. Buss, D. Olweus и А. Н. Дрожевец, который освещает тему насилия в семье в попытке ответить на вопрос, каковы механизмы совладения с кризисом используются людьми в попытке самостоятельно преодолеть его последствия.

В. В. Королев отмечает, что насилие, которое пережил ребенок в семье, может оказать огромное влияние на все дальнейшее развитие ребенка, и затронуть не только эмоциональную, но и интеллектуальную и поведенческие сферы. Если ребенок растет в неблагоприятных для него психологических условиях, то он сильно отстает в росте от своих сверстников и имеет задержку психологического развития [7, с. 293].

У ребенка, подвергшегося насилию в семье, может развиваться «комплекс неполноценности», он склонен к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению. При этом агрессия может быть направлена как против других, так и против себя.

О. А. Кравцова указывает, что подростки, являющиеся очевидцами домашнего насилия, подвергаются повышенному риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, страх, депрессия, плохая учёба, низкая самооценка, ночные кошмары, физическое недомогание [8, с. 241].

Практически все подростки по мнению Л. С. Андреевой и В. А. Попова, пострадавшие от физического насилия и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь [6, с. 65].

Различные способы помощи, реабилитации и поддержки подростков, переживших насилие в семье, затрагивают такие авторы как В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович, А. Г. Осухова, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Л. Р. Аптикиева, В. Н. Куракина.

Жестокое отношение к ребенку, его отвержение в грубой или явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию или аутоагрессию.

Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические наказания, эмоциональное или иные виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации [13, с. 13]. Е. В. Бурмистрова, А. Б. Орлов, Н. Ю. Синягина, Т. Ю. Райфшнайдер рассматривают данный вопрос с точки зрения предупреждения кризисных ситуаций в образовательной среде.

С. Б. Николаева отмечает, что независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При физическом насилии у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений [14, с. 341].

В исследовании Т. Я. Сафоновой, Е. И. Цымбал отмечается, что подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных [16, с. 82].

У заброшенных, эмоционально депривированных подростков, как указывает Н. О. Шведова стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения [19, с. 67].

По мнению С. Б. Николаевой, наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Н. В. Тарабрина, Е. Д. Соколова, Е. О. Лазебная, М. E. Зеленова, И. Г. Малкина-Пых, рассматривают насилие в семье с позиции кризисной психологии, а именно последующее переживание насилия, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), т. е. состояние, возникающее как затяжная или отставленная реакция на ситуации, сопряженные с насилием, угрозой жизни, катастрофами и т. д.

Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех» [14, с. 200].

Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено [6, с. 87].

Среди этих подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий [14, с. 202].

Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства [10, с. 136].

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, является не только значительной социальной проблемой, но и вопросом, требующим профессионального внимания психологов и социальных работников.

Переживания последствий у подростков, подвергшихся насилию в семье, приводят к серьезным трудностям социализации, развития, сохранения психологического здоровья. Как показывают результаты исследований, у данной группы подростков нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, в связи с низкой самооценкой, также сужена временная перспектива, меняется смысловые связи, что приводит к угрозе здоровью и нормальному развитию. Решение своих проблем подростки — жертвы, как правило физического, социального и психологического насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Психологическую помощь и реабилитацию подростков, переживших насилие в семье, на наш взгляд, необходимо осуществлять через работу с будущим, построением жизненных перспектив, позволяющих выделить новые смысловые связи с другими, миром.