Понятие и система международного права контрольная работа

admin

Понятие международного права (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Конституция РФ о международном праве………………. 5

Понятие международного публичного права и его функции…………………………………………………………..8

Основные особенности международного публичного права……………………………………………………………..14

Международное публичное и международное частное право……………………………………………………………..16

Источники международного права……………………. 22

Основные отрасли международного права…………….30

Список используемой литературы……………………. 34

Международное право является продуктом длительного исторического развития и одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы международных отношений.

Международное право (jus inter dentes — право в отношениях между народами) представляет собой правовую систему, независимую и отличную от внутригосударственной. Как и внутреннее право, международное право делится на публичное и частное право.

Зарождение международного публичного права можно отнести к первобытнообщинному строю, когда отношения между родами, племенами и их союзами регулировались племенными обычаями. К примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия.

Возникновение и развития международного права связано с возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно по мере расширения связей между древнейшими государствами стали заключаться международные договоры, осуществляться обмен посольствами. Складывавшиеся международно-правовые нормы и институты между древнейшими государствами имели ограниченный региональный характер, тем не менее, уже были признаны такие нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры.

В период феодализма международное право получило новый импульс развития. В международно-правовую практику вошли и закрепились такие понятия, как суверенитет, открытое море, нейтралитет. Появились постоянные посольства, более совершенные виды договоров. Благодаря трудам голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645 г.г.) и его последователей международное право возникло как самостоятельная область науки.

Толчок к формированию качественно иных международных отношений дали буржуазные революции XVII-XVIII в.в. Например, французская буржуазная революция принесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории.

В процессе развития мирового рынка, экономических, технических международных связей появились международные договоры и много государственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. На основе связей международного сотрудничества возникли и первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

После Первой мировой войны была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация – Лига Наций, призванная стать институтом международного мира. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения – стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, что бы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г. после окончания Второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права.

Период разрядки международной напряженности, начавшийся в 70-е годы, был ознаменован сотрудничеством государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействия стран Европы, совершенствованию правовой регламентации ряда отраслей. Так же была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних отношений.

В настоящее время процесс универсализации международного права идет полным ходом благодаря активному международному сотрудничеству государств.

1.Конституция РФ о международном праве.

Взаимодействие государств в рамках мирового сообщества никогда не было и не является хаотичным, стихийным и бессистемным. Оно всегда определялось как объективными, так и субъективными факторами. С момента возникновения государств и их первого вступления в общение между собой появилась необходимость определения их взаимных прав и обязанностей, вызвавшая к жизни систему международного права. За долгие годы своего существования человечество так и не изобрело другой кроме международного права общей основы, необходимой для упорядочения общения, для регулирования своих взаимоотношений, для решения спорных вопросов.

В настоящих условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира, в условиях глобализации мирохозяйственных связей международное право является единственной альтернативой произволу и насилию, дающей возможность государствам совместными усилиями решать проблемы выживания и развития стран и народов.

Хорошо известно высказывание одного из основоположников науки международного права Гуго Гроция о том, что именно в нормах права формируется справедливость, ибо только через право можно избежать положения, при котором каждый стремится только к собственной выгоде. Более того, история дает многочисленные свидетельства того, что даже самые могущественные государства при определенных обстоятельствах ищут защиту своих интересов в международном праве.

Международное право сегодня выражает общечеловеческие ценности, близкие всем и объединяющие все народы. Оно представляет собой общедемократическую основу совместных усилий государств, народов и индивидов в целях обеспечения безопасности и развития каждого не за счет другого, а в интересах всех, что требует признания, прежде всего, принципов свободы выбора и баланса интересов. Не случайно поэтому большая группа так называемых освободившихся государств, первоначально чрезвычайно негативно и скептически относившаяся к современному международному праву, рассматривая его как сговор великих империалистических держав, достигнутый без их участия, и требуя его радикального пересмотра. В настоящее время все чаще и чаще обращаются к нему в поисках защиты своих жизненно важных интересов, вырабатывая свою собственную позицию по ключевым проблемам, институтам и отраслям современного международного права.

В настоящее время, в условиях современного мира, когда взаимосвязанность и взаимозависимость государств приобрела поистине универсальный характер как по кругу участников международного общения, так и по предмету их взаимоотношений, не вызывают сомнения правомерность и жизненная необходимость примата международного права. Объективные реалии, в которых человечество встретило XXI век, настоятельно требуют обеспечения такого приоритета за международным правом, чему в немалой степени должно способствовать повышение эффективности и действенности накопленного им общедемократического потенциала.

Строительство правового государства в России немыслимо вне современного международного права, его действия на территории государства как части национального законодательства при обеспечении, в случае расхождения, приоритета международного права, прежде всего, в осуществлении международных договоров и соглашений на территории государства. При этом, если вступивший в силу международный договор противоречит Конституции РФ, то он, тем не менее, согласно п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции, не может быть предметом проверки в Конституционном суде РФ и становится частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Однако если такой договор противоречит положениям неизменяемой части Конституции, тем более — Основам конституционного строя, и оказывается невозможным истолковать этот договор в соответствии с положениями Конституции, которым он противоречит, то его следует считать ничтожным — вопреки положению ч. 4 ст. 15 (она тоже относится к Основам конституционного строя). Авторы Проблемного комментария к Конституции РФ предлагают считать такие договоры «чисто гипотетическими» и предполагают, что «Конституционный Суд способен дать любому международному договору РФ толкование, не противоречащее Конституции».

В настоящее время многие вопросы, когда-то являвшиеся сугубо внутренними, стали предметом международных соглашений, с чем связано развитие народов и государств, а это все больше и больше делает международное право частью нашей повседневной жизни. Особое значение это приобретает в условиях строительства нового мирового правопорядка ненасильственного и безъядерного мира.

«Системное видение» современных международных отношений — необходимый ориентир в исследовании процессов, происходящих на международной арене, с помощью которого можно, в частности, яснее представить роль международного права в обеспечении международной безопасности. Вместе с тем системный подход не исключает традиционных методов исследования международного права. Более того, он их предполагает.

Система международного права

Главная > Реферат >Государство и право

Система международного права.

Понятие и специфика международного права как особой системы права………………………………………………………………ст. 4

Источники международного права……………………………………ст. 7

Система и структура международного права…………ст. 8

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Международное право занимает важное место среди остальных отраслей права.

Известно, что Советский Союз скептически относился к концепции примата международного права, поскольку его внут­ригосударственное право в значительной степени диссонирова­ло международно-правовым обязательствам, взятым СССР.

В Декларации о государственном суверенитете Украина тор­жественно провозгласила, что «признает преимущество общече­ловеческих ценностей над классовыми, приоритет общеприз­нанных норм международного права перед нормами внутриго­сударственного права». Тем самым в первом конституционном акте независимой Украины было выражено признание концеп­ции примата международного права. Таким образом, Украина отказывалась от советской практики двойных стандартов: одни для международного сообщества, а другие для внутреннего пользования. Такая порочная практика СССР особенно была характерна для сферы прав человека. Конечно, провозгласить свою приверженность примату международного права проще, чем реализовывать эту концепцию в деятельности государствен­ных органов, тем более имея такое тяжелое наследие тоталитар­ного периода. Вместе с тем большим политико-правовым дос­тижением Украины является закрепление идеи верховенства норм международного права над нормами внутригосударственного права в своем конституционном и текущем законодательстве. Так, ч.1 ст.9 Конституции Украины устанавливает: «Действую­щие международные договоры, согласие на обязательность ко­торых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины».

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Украины «О междуна­родных договорах Украины» при расхождении правил междуна­родного договора Украины с правилами внутреннего законода­тельства нашего государства следует применять правила между­народного договора 1 . Данные положения свидетельствуют о признании Украиной авторитета международного права и его верховенства над нормами внутригосударственного права.

Поэтому всестороннее познание и сис­темное изучение международного пра­ва имеет важное практическое значение для подготовки юри­стов высшей квалификации.

1. Понятие и специфика международного права

как особой системы права

Международное право — это система юридических норм, ре­гулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права, создаваемых путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необ­ходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Международное право является особой системой права, от­личной от внутригосударственной системы права. Специфика системы международного права объясняется, прежде всего, осо­бенностями объекта регулирования, его субъектов, порядком создания и функционирования норм международного права.

Объектом регулирования нормами международного права выступают общественные отношения, складывающиеся между акторами (действующими лицами) международной системы. Причем сама эта система имеет существенные отличия от внут­ригосударственной системы по образующим ее элементам, характеру их связи, взаимодействия и взаимопроникновения, пре­дупреждению и устранению конфликтных ситуаций.

Так, главными элементами внутригосударственной системы являются граждане, юридические лица и государственные орга­ны. Отношения во внутригосударственной системе — это, прежде всего, властные отношения, осуществляемые законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Основными же акторами международной системы выступают суверенные го­сударства, народы, реализующие право на самоопределение, и межправительственные организации, над которыми нет органи­зации политической власти. Отношения между ними носят не субординационный, а координационный характер.

Субъектами внутригосударственного права являются инди­виды, юридические лица и государственные органы. При этом главным актором внутригосударственной системы выступает гражданин. Именно граждане создают государство и его орга­ны, чтобы они служили ему в соответствии с нормами внутри­государственного права. Субъекты международного права — это суверенные государства, народы, реализующие право на само­определение, межправительственные организации (ООН, МОТ, ИМО и др.), государственноподобные образования (ранее — Данциг, Западный Берлин, ныне — Ватикан). Следует под­черкнуть, что правоприменительной международной правосубъ­ектностью обладают индивиды и неправительственные орга­низации (Гринпис, Международная амнистия, Ассоциация международного права и др.). Главными же акторами междуна­родной системы являются суверенные государства, на основа­нии волеизъявления которых образуются вторичные или произ­водные субъекты международного права — межправительствен­ные организации и государственноподобные образования.

Для международной системы характерно отсутствие законо­дательного органа. Поэтому порядок создания норм междуна­родного права отличен от процедуры создания внутригосудар­ственных норм права. Нормы международного права создаются путем согласования позиций субъектов международного права и воплощаются в международных договорах или обычаях.

Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных орга­нов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутри­государственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отлича­ется от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главенствующими принципами осуще­ствления его норм являются добросовестное выполнение взя­тых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.

Все эти факты свидетельствуют о том, что международное право — это самостоятельная и специфическая система права. Однако, несмотря на специфику этой системы регулирования международных отношений, она является системой правовых норм, т.е. юридически обязательных предписаний. Именно это отличает данную систему от других способов регулирования международных отношений, например от международной мо­рали и международной вежливости, с которыми международное право взаимодействует. Также существует взаимовлияние меж­дународного права и внешней политики государства, под кото­рой понимается общий курс его деятельности на международ­ной арене. Внешняя политика должна осуществляться в право­вых рамках, т.е. соответствовать нормам международного права. Ни в коем случае внешнеполитические интересы государства не могут служить оправданием отступления от требований между­народного права. В свою очередь внешняя политика и диплома­тия как важнейший способ ее осуществления призваны содей­ствовать ускорению создания международно-правовых норм, необходимых для регулирования определенных отношений, с целью обеспечения их стабильности и поступательного раз­вития.

Следует также подчеркнуть, что международное право — это не просто совокупность юридических норм, а система права, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (отраслей, ин­ститутов и норм), объединенных вокруг системообразующего элемента — основных принципов международного права.

Необходимо обратить внимание на то, что международное публичное право или просто международное право (оба поня­тия идентичны и широко используются в юридической литера­туре) отличается от международно-частного права. Последнее представляет собой комплексное правовое образование, состоя­щее из норм внутригосударственного права, регулирующих граж­данско-правовые, трудовые и семейные отношения с иностран­ным компонентом. Международное право и международное част­ное право взаимодействуют друг с другом, но, по сути, это разные правовые явления.

2. Источники международного права

Термин «источники международного права» давно нашел признание в теории и практике. Юрист из Финляндии В. Хей-сканен пишет, что «концепция источников представляется од­ной из наиболее устоявшихся и вместе с тем сложных творе­ний международно-правовой доктрины». Посвященная источ­никам литература весьма обширна.

Поскольку источники являются официально-юридической формой существования норм, то круг источников должен быть установлен самим международным правом.

В п. 1 ст. 38 Ста­тута Международного Суда ООН закреплено общее положение в отношении источников международного права: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании междуна­родного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специаль­ные, устанавливающие правила, определенно признанные спо­рящими государствами;

b) международный обычай как доказательство общей прак­тики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59 (в которой устанавливается, что решения Суда обязатель­ны только для участвующих в деле сторон и только по данному делу, не являются источником права, а признаются лишь вспо­могательным средством, позволяющим определить правовые нормы), судебные решения и доктрины, наиболее квалифицированных специалистов по пуб­личному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Следует отметить, что толкование положений данной статьи не отличается единообразием оценок среди специалистов. Од­нако юристы-международники и международное сообщество практически единодушны в признании в качестве основных ис­точников международного права международного договора и международного обычая.

3. Система и структура международного права

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным един­ством и одновременно упорядоченным подразделением на от­носительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, ин­ституты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отно­шений, которую оно призвано обслуживать. Основными юриди­ческими и морально-политическими системообразующими фак­торами выступают цели и принципы международного права.

Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя ор­ганизация системы, расположение и соединение ее элемен­тов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутрен­няя форма системы, определенная упорядоченность ее час­тей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.

Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объектив­но обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в со­стоянии выполнять свои функции.

Понятие и система современного международного права

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Название реферата: Шпаргалка по международному праву

1.Понятие и система современного МП. МП- это система юр.норм, регулирующих

межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и

гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные

города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся

на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя

организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их

взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила

поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.

Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила);

универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов

одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens

признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее

недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять

свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по

конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок

реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и

обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм);

обязывающие, разещающие, управомоч-щие. Система МП делится на отрасли —

крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих

обособленные межд. отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП,

имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве

действует принцип запрещения национального присвоения космического

пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безопасности; М

гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; М морское право и

т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образований —

подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные

отношения в специфической ситуации, либо отношения двух или нескольких

отраслей МП. Международно-правовой институт — группа межд.норм,

регламентирующих однородные отношения. Пример: институт гражданства в

гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.

2. Международно-правовые средства борьбы с массовыми нарушениями прав и

Принцип уважения прав чел-ка и основных свобод получил признание в качестве

основного принципа общего МП с принятием У. ООН. Была признана неразрывная

связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и

свобод человека. Принципы в Уставе ООН: основополагающее значение

достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов,

равноправие мужчин и женщин. Недопустимость дискриминации по признпкам

расы, пола, языка и религии. Во Всеобщей деклорация прав человека – 1948

г., Международ. пакт об экономических, социальных и культурных правах и М-

ном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Более подробно

описаны права человека. Но возможно ограничение для гос безопасности и т.

д. В 1975 г принят акт и борьба за права потвердила Всемирная Конференция

по правам 1993 г. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о

предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о

ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

4. Понятие права международной безопасности и его источники. ПМБ –

совокупность межденародных принципов и норм, направленных на поддержание

международных принципов и норм, направленных на поддержание международного

мира и обеспечение б/ов самых различных областях – военной, политической,

экономической, финансовой, гуманитарной,экологической и др. Основные

принципы: 1) неприменение сылы и угрозы силы; 2) невмешательство во

внутренние дела; 3) мирное разрешение споров 3) принцип разоружения 4)

ответственность гос-ств за агрессию 5) принцип поддержание мира и б/о; 6)

неделимость б/о – одна и одинакова для всех; 7) принцип равной б/о- для

всех в равной мере. Средства обеспечения МБ делятся на стредства: 1)

укрепления мира – разоружение, меры доверия, создания безядерных зон; 2)

поддержания мира – мирные средства разрешения конфликтов и операции по

поддержанию мира; 3) востановление мира – принудительные действия ОНН.

Источники – это универсальные договора (Устав ООН, соглашения о

разоружении), региональные договора, двусторонние соглашения (о мире и

дружбе, о разоружении и др.).

5. Кардинальное отличие МП от внутрегосударственного права.

6. Порядок создания международных организаций и прекращение их

функционирование: основные признаки МО

МО учреждаются договорным путем между гос-ми или в решении уже существующей

орг-ции. Процесс проходит в 3 этапа: 1. Принятие учредительного документа

(устав); 2. создание материальной структуры организации, для этой цели

используется спец. подготовительные органы, создаваемые этими гос-ми.

Данный орган занимается такими вопросами как создание штаб-квартиры,

повестка и т.д). 3. Созыв главных органов. Прекрощение существования МО

происходит по волеизлеянию членов гос-ств. Подписывается протокол о

роспуске как ОВД, который должен ратифицироваться. Для урегулирования

споров можно создать ликвидационный комитет. Если в место ликвидируемой

организации создается новая – то возникает вопрос правоприемственности,

решаемый соглашениями между орг.

С появлением МО появляется предмемет правового регулирования отношений МО.

Право междкнародных организаций – отрасль современного международного

права, включающая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания,

организации и деятельности МО. Приципы: 1. соответсвие создания и дея-ти МО

общепризнаным принципам МП; 2. ответственность МО за правонарушения; 3.

добровольное членство МО. Международные договора (МД) в контексте с МО — 3

группы: 1. между гос-ми (учреждение МО) 2. между гос-ми и МО

(местонахождение штаб-квартиры) 3. между МО и МО (сотрудничество).

Разновидности МО: межгос-ные (межправит-ные) (это объединение гос-тв,

учрежденное на основе межд.договора для достижения общих целей, имеющее

постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при

уважении их суверенитетаи) неправительственные организации (созданы не на

основе международного договора и объединяют физ. и/или юр.лиц (например,

Ассоциация международного права и др.) основными признаками

межправительственных организаций являются: — членство трех и более

государств; — наличие учредительного межд.договора; — наличие постоянных

органов и штаб-квартиры; — уважение суверенитета гос-тв-членов; —

невмешательство во внутренние дела; — установление порядка принятия решений

и их юридической силы. МО классифицируются и по другим признакам. По кругу

участников меж.межгос.организации подразделяются на универсальные (напр.

ООН), региональные (О Афр. Един.) и межрегиональные (ОПЕК). По сфере

затрагиваемых в решениях вопросов МО подразделяются на организации общей

(эконом., научные) и специальной компетенции (Всемирный почтовый союз). По

характеру полномочий различают межгос-ные ( цель — расширение межгос-ного

сотрудничества) и наднациональные (надгос-ные) организации (цель –

интеграция). Их решения распространяются непосредственно на граждан и

юр.лица государств-членов (приближается к такому типу организаций

Европейский Союз). В соответствии с порядком вступления организации делятся

на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится

с согласия первоначальных учредителей).

Только международные межправительственные организации (ММО) относятся к

субъектам международного права. Имеют учредительный документ, который

наделяет их правом. Неправительственные МО этим правом не обладают.

7. Основные источники МП

Норма МП – правило поведения, которое признается государствами и другими

субъектами МП в качестве юридического обязательства.

Единственным способом создаия международно-правовых норм – соглашение

субъектов МП. Юр.значение источников МП – формы, в которых выражается

согласованная форма субъектов МП (форма поведения – договор). Источники МП

делятся на 2 группы: 1 основные источники: договоры, обычаи; 2

вспомогательные: — общие принципы права, которые признаны цивилизованными

народами; — судебные решения; — доктрина (научная разработка); —

одностороннее действие гос-тв (пример: государство принимает закон об

иностранцах и определяет статус иностранца); — заявления глав гос-тв, глав

правительств; — совместные заявления гос-тв. Межд. обычай — сложившееся в

межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически

обязательный характер. Межд. договор — соглашение между субъектами МП

относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и

обязанностей. Нормы бывают универсальные (для всех) и партикуляр (анг.

редкий) (для ограниченного круга – локальные). По методу воздействия бывают

диспозитивные (анг. регулирующие) и императивные jus coges (распоряжение).

Источник права бывает Материальный – международные отношения и Формальный –

форма, в которых находят свое выражение нормы права. В ст. 38 Статута МС

ООН перечень международных источников: 1. международные конвенции; 2.

международные обычаи; 3. общие принцыпы права; 4. указанные в ст 59 решения

и доктрины по публичному правуразличных наций, но вспомогательно.

Кадификация МП – систематизация М-П норм, осуществляемая субъектами МП. 1.

Бывает Официальная — реализуется в форме МД и неофициальная – учеными,

национальными институтами и т. д. (Ассоциация МП).

8. СНГ: правовой статус, компетенция, главные органы

СНГ (междунар. Межгосудар. Орг.) – объединение государств, основанное на

началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными

и равноправными субъектами МП. 8 дек 1991 – в Минске (БР, Росс,Укр)

Соглашение о создании СНГ которое подписали все остальные кроме прибалтов и

Грузии 21 дек 91 о присоединении. 22 января 1993г принят Устав СНГ и

вступил в силу через год. Цели: 1. сотрудничество в политической

экономической, экологической, гуманитарной, культурнойи иных облястях; 2.

общее экономическое пространство; 3. обеспечение прав человека; 4.

сотрудничество в сфере обеспечения мира и разоружения; 5. содействие в

передвижении гр-н по СНГ; 6. в др. сферах правовых отношений; 7. мирное

разрешение конфликтов между странами. Интересы: 1. Обеспечение прави

человека; 2. внешнеполит деятельность; 3. формирование ощеэкономического

пространства.общеевропейского и евразиатского рынков; 4. таможенная

политика; развитие транспорта и связи; 5. окружающая среда; 6. социальная

и миграционная политика; 7. борьба с орг. преступностью; 8. Оборонная

политика и охрана границ. Согласно Уставу есть гос-ва-учредители и гос-ва

члены. Украина и Туркменистан не ратифицировали и являются гос-ми-

участниками. Органы: 1.Совет глав гос-тв (СГГ) – предствлены все, 2 раза в

год; 2. Совет глав правительст (СГП) – координация сотрудничество

правительств в эконом., культур. сферах, 4 раза в год. Любой гос-во может

заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет на решение; 3. Совет

министров Иностранных Дел (СМИД) – координация внешних политик на основе

решений СГГ И СПГ. Координационно-консультативный комитет – действует

постоянно, 2 чел с каждого гос-ва и Координатор, назначаемый СГГ.

Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат находится в Минске. СГГ-

состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается создание главное

командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения мира;

Совет командующих пограничными войсками. Экономический суд – обеспечение

выполнение эконом обязательствв СНГ. Коммисия по правам человека –

консультативный орган и наблюдает за обязательствами. Межпарламенская

ассамблея – состоит из парламент. делегаций, расматривает законодательные

вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99 на СМИД обсудили

вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический союз. 2.

единый исполнительный комитет – координация всех органов СНГ; 3. единый

9. Архипелажные воды

Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 — это воды гос-ва

архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не

более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее

отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела – состоит

полностью из архипелпага (ов) и может включать др. острава. Архипелаг –

группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др. природные

образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по водам шириной

в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).

10. Вспомогательные средства для определения правовых норм

Вспомогательные источники представляют собой лишь результат определенных

стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того

или иного принципа и ли нормы международного права; они выступают как

“вспомогательное средство для определения правовых норм” (ст.38 Статуса

Международного Суда). Такими источниками могут быть:1. постановления

межправительственных организаций; 2. решения международных и арбитражных

судов; 3. нормы национального законодательства и решения национальных

судов, 4. доктрины юристов-международников. Как закреплено в статуте

Международного Суда (ст.38, п.1), Международный суд в качестве

вспомогательных средств для определения правовых норм применяет “судебные

решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному

праву различных наций”. Решения Международного Суда и арбитражных

судов — это акт толкования или применения той или иной нормы международного

права; они не имеют нормообразующей силы, так как не являются результатом

согласования воль суверенных государств и не имеют универсального

характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь

по данному вопросу” (ст.59 статута). Международный Суд только применяет

действующие нормы международного права к конкретным случаям. Национальные

законодательные акты выступают в качестве “вспомогательного средства для

определения правовых норм”. Решения национальных судов имеют большое

практическое значение при определении и толковании нормы международного

права в данном государстве. Доктрины ученых МП — личное мнение отдельных

лиц. Но с ее помощью можно установить содержание конкретных принципов или

норм МП, и сформулировать позицию, которая может оказать влияние на

формирование норм МП путем заключения международного договора.

В межгосударственных отношениях кроме правовых норм действуют и другие

социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали. Мораль, как

особая форма общественного сознания, отлична от права, как продукта

согласования воль государств. Но мораль и право постоянно взаимодействуют

друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы права.

Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь Устав

11. Международно-правовой обычай как источник МП

Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС ООН – докозательство всеобщей практики,

признаной (кадефикация) в качестве правовой нормы. Ранее опеделялос

продолжительность повторяющихся однородных действий – от 50 до 100 лет,

хотя в настоящее время, с учетом прогресса транспорта и связи фактор

времени сейчас не имеет значения. Пример – запуск в 57 спутника –

иследование космического пространсва. Важно признание гос-вом обычая как

12.Правовой режим Международного района морского дна

Описан в части XI Конвенции ООН 1982. Морское дно за пределами

континентального шлейфа и его недра, или Район (ст. 1), имеют особый

правовой режим, который установлен Кон. ООН 1982 и Соглашением (1994) об

осуществлении части XI Кон. (вступило в силу 1997). Соглашение изменило в

Кон.: 1. прямое финансирование деятельности в Районе в интересах

развивающихся гос-ств, обязательства по обеспечению передачи технологии и

оказание иной помощи этим странам. Принципы правового режима Района: 1.

Район и его ресурсы является наследием чел-ва; 2. Никто не претиндует на

северинитет и суверенные права в Районе; 3. Все права в Районе преданлежат

чел-ву от имени которого действует Междунар. Орган по морскому дну (Орган);

4. Гос-ва, физ. и юр. лица могут претендовать на права Района и его

ресурсов; 5. Гос-ва несут ответственность за невыполнение обязательств в

Районе; 6. Используется в мирных целях; 7. Иследования только в мирных

целях и на бляго человечества. Архиологические и исторические находки

принадлежат человечеству. Гос-во осуществляет работу в Районе согласно

плану, утвержденному Органом, который создан в соответствии Кон. ООН 1982 и

начал деятельность 1996 г. Штабквартира Кингстон (Ямайка). Члены – все гос-

ва участники Кон 1982. Наделен правосубъектностью. Его органы: 1. Ассамблея

– состоит из все членов органа. Собирается 1 раз в год и избирает членов

Совета, ген. Секретаря, ген директора и членов правления Предприятия,

учреждает вспомогательные органы, устанавливает взносы и бюджет. 2. Совет –

из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по географическому принципу,

остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т. д.

Собирается 3 раза в год. Функция в контроле положений Конвенции 1982 –

исполнительный орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4 года, может

переизбраться) и персонал. Предприятие — международное промышленное и

коммерческое подразделение Органа, функция – разведка, разработка,

транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.

13. Процесс создания норм международного права

Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП. Паритет – основной

принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.

Нормообразование в МП началось с образованием обычаев – правило поведение,

за которым субъекты признают юридически обязательный характер. В случи

разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т. д.

Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в виде

письменных правил – кодификация – систематизация международно-правовых

норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд. договора и т. д.

Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд. НГО (Институт МП). ООН

имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы. Не путать

с международным обыкновением – международная практика, за которой не

признается юридически обязательной нормой (обмен визитами). В н. в.

Развивается «мягкое право» — международные акты не имеющие характера

договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).

14. Правовой режим Арктики

К артическому бассейну относятся Россия, Канада, Норвегия США, Швеция,

Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные сухопутные пространства).

В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили о своих правах на

арктическиесектора до самого полюся. Сухопутные образования в Арктике

подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым

океаном. Юр.статус морских пространств Арктики в целом определяется

принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в

Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны

для мор.внтур.вод приполярных стран статус исторических вод (к ним

относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря

– 24 мор.мили (РФ, Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП

прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования

(предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения

окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Дания актическое гос-во

благодаря – Гренландии, Норвегия — Шпицбергенскому архипелагу (все члены

могут заниматься рыболовством 1920). Но данные сектора не считаются гос.

границами, как объявил СССР в 1926, что вся территория в секторе является

его собственностью, и что сектор расматривается как зона своих особых

интересов, что дает право России принимать необходимые меры для обеспечения

б/о, вплоть до запрещения появления военных кораблей и самолетов др. гос-

ств. Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Статус

регламентируется Правилами СССР 69 портов открыты для захода

иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских

водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная

транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов

трассы – Постановление министров СССР 1990). Не допускается плаванье судов

не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти

владельца судна за ущерб от загразнения морской среды). Решения по всем

вопросам касающихся «пути» в компитенции спец. гос. органа – Администрации

Северного морского пути. Интернационализация Арктики – имеет большие шансы

на успех, так как многим арктическим странам это выгодно. В частности США

в 1970 г. Пыталать созвать международную конференцию в целях выработки меж-

прав. режима Арктики, которая провалилась. С отдной стороны концепция

интернац. Считают, что на арктические водные пространства должны поностью

распростроняться универсальные нормы. Другие – региональное решение. Третьи

– частичная интернационализация – 200 миль исключительной экономической

зоны. Процессу интернац Арктики может способствовать Арктический Совет (г.

Оттава 1996) цели: 1. Сотрудничество Арктических стран; 2. охрана

окружающей среды; 3. Определение круга ведения программы устойчивого

развития, ее контроль и координация; Распространение информации по Арктике.

В настоящее время очень остро стоит вопрос Делимитаризации Арктики – США

15. Взаимодествие международного и внутригосударственного права.

Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП –

двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос.

границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет –

обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется

выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами –

имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно –

то есть п. ст. 4 Конст. РФ — МП часть нац. правовой системы РФ, МП

преимущественнней . Трансформация – если это не указанно в конституции

страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на

свое нац. законодательство при международном споре. Существует 2 теории

соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х правовых систем;

2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые развиваются

на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина находится посередине.

В аспекте нормообразования – самостоятельные. В аспекте правоприменения –

16. Виды территорий в МП и их правовой статус

Terra (лат.) – земля. Существует 3 теории прововой природы территории: 1.

Объективная теория – земля объект частной собственности, гос-во имеет

обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно

преимущественней права собственника. Изжила себя так как появились др. виды

тер. (вод. Воздушные тер.); 2. Теория компетенции (предела) – тер. Это

сфера валидарности (юрид. деятельности). Отвергается современным МП. 3.

Пространственная теория (укр. Юрист Назабитовский) – сфера гос.

властвования,тер-ного верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех

приделах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных

участвов, данного гос-ва как страны в целом. Категории тер. по видам

правового режима: 1. Гос. тер. – принадлежность определенному гос-ву; 2.

Межд. тер. Общего пользования – открытое море, воздушное прастранство над

ним, международ. Район морского дна, Антарктика, космос (Луна и др.

небесные тела). 3. Тер. со смешанным режимом – находится за пределами гос.

территории. Но действуют как МП так и Нац. право. Делится: 1. Прилежащая –

таможня, фискальная, иммиграционная и санитарная. – зона морского района не

шире 24 миль. 2. Исключительная экономическая зона — прибрежное гос-во

имеет исключительное право разведка, разработка естественных ресурсов и др.

вид деятельности, сохранение природных ресурсов, использование энергии воды

и ветра. В пределах 200 миль. 3. Континентальные шельф (1982 – максимум

350миль) — прибрежное гос-во может делать раздетку и разработку природных

ресурсови недр морского дна. Терр. Межд. пользования: Мед. реки, пролива,

каналы, а также острова – спец межд. договора – Шпицберген.

17. Понятие и произнаки субъектов МП.

СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами и обязанностями,

непосредственно вытекающими из МП. Международная правосубъектность =

международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные – это гос-ва, а

при определенных обстоятельствах народы и нации, которые самостоятельно

участвуют в межд. отношениях, и направлены на приобретение гос-ственности.

Это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые уже своим

существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных СМП) –

образования, источником правосубъектности которых является соглашение или

др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не привышая

полномочия указанные в учредительных док-тах. Признаки: участвуют в

становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы МП,

а также осуществляют меры по принуждению к их выполнению. Межд.

правосубъектность гос-ва – универсальна – полномоштабное его участие в

Межд. правоотношениях. Делятся : 1. Простые (унитарные) – имеет единое гос.

образование; 2.сложные – федерации. Где субъекты в определенной степени

могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся на унии: 1. реальные –

слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз 2 и > гос-ств связанные с

монархической формой правления. Каждое гос-во – СМП. Конфедерация –

постоянный союз суверенных гос-ств. Выступает как СМП но органиченно.

Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО – такими

не являются. Физ и Юр лица как и транснациональные компании СМП не

18. Международно-правовые средства мирового разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах МП 1970

г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-

твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир и

безопасность и справедливость”. Межд.спор — специфическое политико-

правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов МП

и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Спор

имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по

поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда,

когда столкновение интересов гос-ств не сопровождается взаимным

предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. “Ситуация” —

более широкое понятие. Мирное разрешение в виде: — переговоры; —

консультации сторон; — обследование (используется в тех случаях, когда

спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или

приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах

межд.следственная комиссия иногда во главе с представителем третьего гос-

тва); — примирение; — добрые услуги (действия не участвующей в споре

стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами);

— посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном

разрешении спора для содействия); — межд.арбитраж (добровольно выраженное

согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны

(третейское разбирательство), решение которой является обязательным для

сторон в споре); — судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем

— в обязательности выносимых решений, различия касаются главным образом

порядка образования, способа формирования, численного и персонального

состава, функционирования и т.д. Основной суд — МС ООН). Важную роль в

урегулировании международных споров играют международные организации,

прежде всего ООН по сердством: — миротворчество (действия, направленные на

то, чтобы склонить спорящих к: оглашению с помощью мирных средств); —

поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международного

конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного,

полицейского или гражданского персонала ООН); — постконфликтное

миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора); — превентивная

дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между

сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограничение масштабов

возникших конфликтов); — использование в случае возникновение юр.споров МС

19. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,

которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-

прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным

и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может

быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных

требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва

затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях

может быть предоставлено признание временное, ограниченное — признание “де-

факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр

оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой

практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь

возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность,

без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить

какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного

взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании —

признании ад хок (ad hoc) — в данной ситуации, по конкретному делу: России

в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного

гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании

правительства возникает в случае создания правительства неконституционным

путем, в результате революции, переворота. Признание правительства

означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и

единственным представителем гос-ва в межд отношениях.

20. правовой режим международных проливов и каналов. Проливы — естественные

морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или

отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во

внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не

используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции составляют

внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим

определяется законами и правилами прибрежного гос-ства. Межд.считаются все

проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:-

части открытого моря (или экономических зон); — части открытого моря

(экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-

ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым

главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания

интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего

это означает свободный транзитный проход через международные морские

проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым

для межд.судоходства между частью открытого моря (исключительной

экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана),

а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и

его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же

удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив).

В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности

прибрежному гос-тву его остановить. Правовой статус и режим отдельных

наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские

поливы: Босфор — Мраморное море — Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и

Малый Бельты, Зунд).

21. Правопреемство в МП. Правопреемство — это переход прав и обязанностей

в результате смены одного гос-ва другим в несении ответственности за

межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство касается нескольких

аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении

гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство в

отношении гос долгов. Правопреемство имеет место при обстоятельствах: а)

при смене гос-ного политического строя в результате гос-ного переворота

(например, правопреемство Советского гос-тва); б) при появлении в

результате национально-освободительного движения новых независимых гос-тв

(скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании

нескольких государств на территории их предшественника; г) при объединении

двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при

переходе части одного государства к другому. Венская конвенция о

правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту —

Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение,

совершенное 23 августа на диплома-кой конференции в Вене. Конвенция 1978

года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в

отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между

гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых

территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения,

формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969

года, которые были использованы Комиссией международного права при

разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем

указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются

самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции 1969

года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из

вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства

государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к

последствиям правопреемтсва государств в отношении международных

соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной

форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм

указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками которых могут

быть также другие субъекты МП, а также применение норм настоящей Конвенции

к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо

от указанной Конвенции

22. Понятие международного экологического права, источника и принципы.

Предмет – международные отношения по поводу охраны Окружающей среды (ООС)

либо рационального использования. Предметные области Медж. ООС: 1.

ограничение воздействия на ОС; 2. Установление эколог. Целесообразного

(рационального) режима использования природных ресурсов; 3. охрана

природных памятников и резерватов; 4. регулирование НТ сотрудничества гос-

ств по ООС. Объекты входящие в ООС: 1. объекты естественной среды- флора и

фауна; 2. неживой среды – гидросфера, атмосфера, литосфера (почва), космос;

3. Объекты искусственной среды – созданной человеком. Источники: 1.

Стокгольмская конференция ООН по ОС 1972 (приняты декларация принципов,

план мер-тий, рекомендации по созданию UNEP); 2. К-ция ООН по ОС и развитию

(1992 Рио-де-Жанейро) – (Рамочная К-ция об изменении климата и К-ция о

биологическом разнообразии, Декларация по окружающей среде и развитию,

Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития

и сохранения всех форм жизни, и повестку дня на XXI век). Кроме основных

принципов МП как 1. уважение гос. суверинитета; 2. Суверенного равенство

гос-ств; 3. территориальная целостность и неприкосновенность; 4. Мирное

разрешение споров; 5. Добросовестное выпоснение обязательств. Экологисеское

право руководствуется специфическими принцапами: 1. Пр-п ООС на блао

нынешнего и бубущего поколений; 2. Пр-п международного

природоохранительного сотрудничествава 3. Пр-п предотвращение

транцграничного ущербы ОС; 4. Пр-п ответственности за ущерб ОС; 5. Пр-п

предварительной оценки воздействия природную среду; 6. Пр-п обмена инфо об

экологической ситуации на нац и региональном уровнях; 7. Пр-п оценки

трансграничных экологических последствий планируемой деятельности

(разработана ЮНЕП); 8. Пр-п запрета военного или любого враждебного

использования средств воздействия на природную среду. 9. Пр-п Экологической

Безопасности (недопущение экоспазма) 10. Пр-п контроля за соблюдением

межд. договоров по ООС;

23. Понятие и основные принципы МП

Основные принципы МП являются универсальными и не включают отраслевых

принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных; ОПМП являютмя принципами jus

cogens. 1970 г. Ген Ассомблея ООН приняла Декларацию о принципах МП (7 пр-

п). А в 1975 г. Совещание по безопасности и сотруд-ва в Европе в

Заключительном акте сформулировало Декларацию принципов, которыми гос-ва

будут руководствоваться во взаимных отношениях. и уже не 7, а 10. ОПМП –

это концентрированно выраженные и обращенные общепризнанные нормы поведения

субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов

международной жизни. Принципы: 1. Пр-п неприменения силы и угрозы силой; 2.

Пр-п разрешения межд. споров мирными средствами; 3. Пр-п невмешательства во

внутренние дела гос-ва; 4. Пр-п обязанности гос-ств сотрудничать друг с

другом; 5. Пр-п равноправия и самоопределения народов; 6. Пр-п суверенного

равенства; 7. Пр-п добросовестное выполнение обязательств по МП – этому пр-

пу предшествовал пр-п соблюдения Межд. договоров (pacta sunt servanda); 8.

Пр-п нерушимости гос. границ; 9. Пр-п территориальной целостности гос-ств;

10Пр-п уважения прав человека и основных свобод.

24. Окончание войны и его правовые последствия

Формы окончания: Перемирие – временное прекращение воен.действий, на основе

взаимного соглашения между участниками вооруж. конфликта. Виды: местное и

общее. Местное перемирие — цель приостановить воен.действия между

отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных

действий; направлено на решение частных задач (подбор раненных, погребение

мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского

населения, посылка парламентеров и т.д.). В случае общего перемирия

воен.действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий;

общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в

конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними)

способно не только приостановить военные действия, но и привести к их

прекращению.Специфической формой приостановления военных действий является

выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета

Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН “о временных мерах”,

которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на

заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и

т.д.).Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны

1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает

право другой стороне отказаться от него и даже в крайнем случае возобновить

военные действия (ст. 40). Однако нарушение перемирия отдельными лицами,

действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания

виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст.

41).Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их

части. Виды: почетная (капитуляция по договоренности сторон, при которой

капит-щая сторона может покинуть свои позиции); простая (прекращение

воен.действий на отдельном участке); общая (общее прекращение боевых

действий, признание поражения с возможностью наложения полит. и матер-ной

ответ-сти, разоружение); безоговорочная (повсеместно прекращение воен.

действий, разоружение, сдача всех вооруженных сил побежденного гос-тва).

Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные

корабли и самолеты переходят к противнику. Капитуляция отличается от

перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального

равенства с победителем. Основным международно-правовым средством

прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение

мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов,

касающихся урегулирования полит., эконом., тер-ных и других проблем в связи

с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими. Последствия:

(для воюющих сторон) прекращают действовать законы и обычаи войны, у

станавливаются мирные отношения, возобновляется действие межд.договоров,

вывод войск, репортация гражданского населения, возврат военно пленных;

(для нейтральных гос-тв) прекращается состояние нейтралитета в войне;

ликвидируется режим соблюдения зон веденя войны, возврат воен.техники и

граждан воюющих сторон оказавших на тер-рии и т.д.

25. Ответственность в международном праве Комиссия МП по поручению ГА ООН

занимается кодификацией с 1956 г. Но еще не закончила. Международно-

правовая ответ-сть — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя

ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в

результате совершенного правонарушения МП. Виды: Полит. ответственность –

за сам факт нарушения. Действия (бездействия), выразившиеся в несоблюдении

нормы права, считается международным деликтом, а соответствующий субъект

делинквентом. Материальная ответственность – за нанесенный ущерб или

материальное возмещение предусмотрено договором. Объективная

ответственность – самостятельный комплекс м-п отношений, где обязует гос-

во, спец соглашениями, возместить ущерб, возникший при правомерных

действиях. Условия возникновения объективной ответственности: 1. М-П

норма, где предусмотрена она; 2. события вызвавшее ущерб (землятресение и

т. д.); 3. Связь между событием и ущербом. Формы реализации М-П

ответственности: А. Политическая ответ-ность: 1. Сатисфакция – публичное

извинение; 2. Репрессалия – ответные насильственные действия; 3. Реторсии

ответная акция не насильственная (отзыв посла); Коллективная санкция – на

основании решения СБ ООН. Б. Материальная отв-ность: 1. Реституция –

восстановление мат. положения; 2. Репарация – мат. компенсация; 3.

Субституция – передача объектов, равнозначных утраченным. Контребуция –

возмещение победителю военных издержек, в настоящее время не выплачивается.

26. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (ВК) является

одним из принцыпов МГП – это система М-П принципов и норм, регулирующих

отношение воюющих гос-ств, с целью ограницениеприменения средств и методов

ведения войны, защиты ее жертв и установлевающих ответственность за

нарущения. Принципы: 1. гуманизация ВК; 2. М-П защита жертв ВК; орнаничение

воюющих в выборе методов и средств; охрана гражданских объектов и

культурных ценностей; Защита интересов нетральных гос-ств. Нормами МП

являются 4 (четыре) Женевских Конвенций 1946 г. и дополнительные

протоколы I и II 1977 г. Направлено на категории лиц: раненным, больным,

лицам петерпевшим караблекрушение, военнопленным и гражданскому населению.

МГП обязывает нетральные страны помогать этим лицам. Обеспечивать правовой

режим военнопленных. Только комбатанты – могут стать военнопленными,

Некомбатанты такими не являются. Гражданское население – лица не

предадлежащие к участникам войны и не принимающие участия. Если существует

сомнения о принадлежнсти лица – то оно считается гражданским.

27. Ответственность за преступления М-П характера Международные

преступления – это тягчающие международно-противоправные деяния (для гос-

ств также невыполнение обязательств), которые нарушают основополагающие

нормы МП, имеющие жизненно важное значение для всего международного

сообщества, и угражают международному миру и безопасности. Преступления

относящиеся к данной категории: преступления против мира, военные

преступления и преступления против человечности (Нюрнберге 1945 и Токио

1946 гг.). Квалификацию преступления против человечности получили геноцид

(Конференции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него

1948 г.), расизм и рассовая дискриминация (М/н конференция о ликвидации

всех форм расовой дискриминации 1965), апартеид (М/н Конвенция пресечении

преступления апартеида и наказании за него 1973), применение ядерного

оружия (Декларация ГА ООН 1961 о запрещении применения ядерного оружия),

колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным

странам и народам). В 1953 г Комиссия м/н права разработала проект кодекса

преступлений против мира и б/о чел-ва, который не был принят 1954 г. В 1997

г. Комиссия м/н права подготовила новый проект. Кде включены преступления:

агрессия, угроза агрессии, вмешательство во внутренние дела гос-ва,

геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав

человека,исключительно серьезные военные преступления, международный

терроризм, м/н оборот наркотиков, серьезный ущерб окружающей среде. М/н

ответственность физических лиц – при преступлениях, совершаемые отдельными

лицами или группами лиц не от имени гос-ва, но имеющие международные

последствия. считаются преступлениями международного характера. Судят по

нац-ному законодательству (Гаага — Нидерланды). Ответственность гос-ва —

ограничение его юрисдикции в отношении собственных граждан –

непосредственных участников совершения м/н престепления. Их судят суды.

Осуществляющие международную уголовную юрисдикцию.

28. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов (ВК) Средства ведения

войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для уничтожения

живой силы и военной техники противника; методы ведения войны — это

различные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Цель средств и методов ведения боевых действий одна — “ослабление военных

сил неприятеля; для достижения этой цели достаточно выводить из строя

наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация 1868 г.). В ст. 22

Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г указывается – воюющие

не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда

неприятелю. Запрещенные методы: 1. предательское убийство или ранение

неприятеля; 2. Нападение на вышедших из строя; 3. взятие заложников; 4.

Отдать приказ – не оставлять никого в живых; 5. принуждать служить в силах

неприятеля; 6. бомбардировка незащищенных городов; 7. использование не по

назначению отличительные национальные и международные защитные эмблемы.

Запрещенные средства – этопричиняющие излишние страдания своим поражающими

свойствами: 1. взрывчатые и зажигательные, легко разварачивающиеся и

сплющивающиеся пули; 2. снаряды с удушающими или вредоносными газами; 3.

ядовитые, удушающие газы; 4. бактериологическое оружие; 5. средства

воздействия на природу (долгосрочные, широкие поледствия). Запрещается

использование обычного вооружения с неизбирательным действием. В 1993 г.

Удолось запретить применение хим. оружия. В Оттаве подписана 130 гос-вами

Ковенция нераспространении противопихотных мин. ГА ООН запросила М/н Суд о

правомерности использования ядерного оружия. М/н Суд пришел к выводу, что

нет м/н норм запрещающих использование ядерного оружия, но есть

ограничительные нормы. Но любое применение подпадает под действия норм МГП,

из-за поражающего фактора.

29. Международный договор – источник международного права

Венские Конвенции 1969 «О праве м/н договора» и Венская конвенция 1986 г.

«О праве дог-ров между гос-вами и м/н орг.». М/н договор – заключенный

между субъектами МПв письменной форме, не зависимо от того, содержет ли

такое соглашение в одном или более связанных между собой док-тах, а также

независимо от конкретного наименования. Договор может также быть и усным.

Классифицируются по кругу участников и объекту. По кругу участников –

двусторонние и многосторонние (универсальные и ограниченным числом

участников). По объекту: по политическим, экономическим, экологическим,

правовым, транспортным вопросам и вопросам связи, и т. д. Закрытые договора

– уставы м/н организаций, двусторонние дог-ра. Участие в таких договорах

третьих гос-ств предполагает согласие участников. Открытые договора –

Венская Конвенция о правопреемственности гос-ва 1983 г. Закон РФ « О

международных договорах» от 1995 г. Классифицирует договора заключаемые от:

1. имени РФ; 2. межправительственные; 3. Межведомственные. Все эти договора

являются договорами России, и в независимости какое ведомство подписало

договор, он создает права и налагает обязанности на РФ в целом. Форма МД:

1. письменный договор; 2. устный — джентельменское соглашение. Структура:

1. Преамбула – формируется цель договора и толкование дог-ра; 2. Основная

часть – делится на статьи и могут быть сгрупированны в разделы (конвенция

ООН по морскому праву 1982 г.), главы (устав ООН), или части (Чикагскоя

конвенция международной гражданской авиации 1944 г.); 3. Заключительная

часть – условия вступления или прекрощения договора, язык; 4. Подписи

сторон. Наименования договоров – конвенция, соглашение, собственно договор,

хартия, устав, пакт, декларация, протокол, без названия и т. д. – не имеет

юридического значения, поскольку понятие «договор» является родовым. Язык

договора определяется сторонами, обычно используется третьий нетральный

язык, который используется для толкования договора.

30. Участники вооруженных конфликтов

В 1977 г. На дип. конференции, принявшие доп протоколы I и II к Женевской

Конвенции «О защите жертв войны» от 1949 г. Впервые было сформулировано

понятие Вооруженные силы и включает наличие: 1. военной организацией, под

командованием лица, ответственным за поведение своих подчиненных; 2.

Внутренней дисциплинарной системой, обеспечивающей соблюдение норм МГП. УВК

делятся на комбатантов – сражающихся и некомбатантов — несражающихся.

Комбатанты являются законными если: 1. имеют лидера; 2. имеют отличительные

знаки; 3. открыто носят оружие; 4. соблюдают правила войны. К некомбатантам

относятся мед. и духовный персонал. Комбатант может использовать высшую

меру насилия, Некомбатант может использовать оружие только при самообороне.

На комбатантов распространяется режим военнопленных. Некомбатанты не

являются военнопленными и при пленении могут оказывать мед. и духовную

помощь. Комбатант в морской войне: 1. экипаж военных кораблей; летчики ВМФ;

экипаж торговых кораблей переоборудованных в военные. Комбатанты воздушной

войны – летчики военных самолетов. Некомбатантами – экипаж санитарных

самолетов. Воздушная война не регламентирована в МП, проект в Гааге 1923 о

воздушной войне не вступил в силу. Главный вопрос бомбардировка с воздуха.

Должны максимально оберегаться гражданские, культурные здания, госпиталя.

Для этого дожны обозначены спец знаками, чтобы были видны с воздуха.

Военный разведчик – это лицо, собирающий сведения в районе действия

противника в форме своей армии. При пленении на него распростроняется режим

военнопленного. Наемник не является участником ВК, на него не

распространяется режим военнопленного и с точки зрения МП являются

уголовными преступниками: 1. завербованный для срожения в ВК; 2. фактически

принимающий участие; 3. Его цель получение выгоды; 4. не являющийся

гражданином и не проживает в гос-ва; 5. не входит в личный состав ВС; 6. Не

направлено гос-вом для выполнения официальных обязанностей. Военный шпион

(лазутчик) – Гаагская конвенция 1907 – лицо которое действуя тайным образом

или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в

районе действия одного из воюющих с намерением сообщить такое противной

стороне. Не имеет статус военнопленного.

31. Заключение Международного Договора: принятие согласованного текста

договора и установление его аутентичности Стадии заключения договора: 1.

подготовка и принятие текстадоговора; 2. установление аутентичноститекстов;

3. выражение соглания сторон по обязательствам договора. Заключению

договора предшествует договорная инициатива. Полномоченные и

уполномоченные. Законодательством гос-ва и правилами м/н оганизации

определяется какие органы могут от их имени заключать договора. А этими

органами уполномочиваются лица для подписания. Подготовка текста договора

осуществляется путем переговоров через дипломатические каналы, на м/н

конференциях и в м/н организациях. В ООН действуе Комиссия МП которая

подготавливает проекты М/Н норм. Принятие текста договора имеет разные

формы — подписание текста или парафирование. В м/н организациях принятие

происходит путем голосования 2/3 голосов если не предусмотрено иное.

Установление аутентичности текста договора – означает, что данный текст

является подленным и достоверным. После чего договор не подлежит изменению,

согласно ст. 10 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг., путем условного

подписания (ad referundum), парафирование илизаключение акта конференции,

где содержитсяданный текст.

32. Правовое регулирование вооруженных конфликтов международного и

Право вооруженных конфликтов (ПВК) — совокупность норм и принципов,

применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных

конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и

методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе

этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность

государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Предметом – отношения между воюющими сторонами во время войны,

международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта

немеждународного характера. Война — это организованная вооруженная борьба

между независимыми суверенными государствами. Международный вооруженный

конфликт – вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами,

обладающими международной правосубъектностью, а именно, между

вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-

освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороной

(признанной в этом качестве) и вооруженными силами соответствующего

государства. Вооруженные конфликты немеждународного характера – вооруженные

конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства

между его вооруженными силами и антиправительственными организованными

вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием,

осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им

осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Внутренние

беспорядки — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного

конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления

правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это такая ситуация,

когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков, государство прибегает к

превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и

законности. Основными субъектами права вооруженных конфликтов являются

суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и

нации, некоторые международные межправительственные организации (типа ООН).

33.Заключение Международного Договора: вырожение согласия гос-ва на

обязанность для него договора После подписания договора, гос-во выражает

согласиена обязанность для данного договора, которое может вырожаться

подписание, обмен документами, образующие договор, ратификация, акт

официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение

к договору, что указанно в ст. 11 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг.

Подписание — осуществляется в порядке альтернативы – каждый в своем

экземпляре ставит подпись справа или сверху. Ст 18 Венской конвенции 1969 и

1986 гг. указывает, что если подписание предшествует ратификация,

утверждение или одобрению, то гос-ва и м/н орг-ции должны воздержаться от

действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Ратификация – один

из способов выражения согласия, и как правило осуществляется высшим органом

гос власти – парламентом либо главой гос-ва. В Конвенции 1969 г.

указывается, что те договора ратифицируются, о которых гос-ва заранее

договорилось. Утверждение, принятие одобрение – также являются способами

выражения согласия. Приминяются если так условились стороны и

осуществляется тем гос. органом от имени которого заключен договор.

Присоединение – го-во не участвовало, а позднее присоединилось. Может

осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения,

что определено в данном договоре или нац. законодательстве. Также возможно

выразить согласие путем обмена документами (нотами или письмами) образующие

34.Театр Военных действий пространственные пределы, дге ведутся военные

действия, сухопутная, воздушная и морская территория. ТВД не может проходит

по территории нетральных государств и нетрализованных территориях

(архипелаг Шпицберген – Норвегия договор 1920 г.). Также должна быть

исключена определенная часть территории воюющего государства как нетральная

зона,для санитарных образований, согласно МГП. МП также предусматривает

другие изъятия из ТВД: 1. Международные каналы (Суэцкий – Конвенция

Константинуполь 1888 г.); 2. Центры сосредоточения культурных ценностей,

имеющее очень большое культурное значение (ст. 8 Гаагская Конвенция) 3.

Гражданские мирные объекты. Иногда в МП территории обявлялись одновременно

и нетрализованными и демилитаризованными – Антакктика, Луна. Безядерные

территории могут быть театром военных действий, но не могут быть театром

35. Оговорки к международным договорам В ст. 2 Венской конвенции

говориться, что оговорки это односторонние заявления, сделанные субъектом

МП в любой формулировке и под любым наименованием при подписании,

ратификации, подтверждения, принятии утверждении или присоединении,

посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое

действие определенных положений договора в их применении к данному гос-ву

или данной организации.Запрещается делать оговорки если они не совместимы с

объектои или целью договора. Оговорка, возражение против оговорки и

согласие с ней оформляется в пиьменом виде. Гос-во имеет право в будующем

отказаться от оговорки. Ратификация – акт официального подтверждения.

Депозитарий – хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного

текста. Может быть назначено одно или несколько гос-ств или м/н орг. или

главное должностное лицо этой орг-ции. Регистрация – устав ООН ст. 102

указывает, что договора должны быть зарегистрированы при первой же

возможности, гос-во не может ссылаться на нерегистрированные договора.

Может регистрировать только одна сторона, направляя договор в Секритариат

ООН, остольным гос-вам не надо регистривовать. Эти договора Секритариат ООН

публикует в серии «Treaty series». Международный договор вступивший в силу

с участие РФ обязательно должен быть опубликовать в Собрании