Поправки в гк рф глава 4

admin

Реформа главы 4 ГК РФ «Юридические лица» с 1 сентября 2014 года

Общие положения

Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона (подп. 1, 5 ст. 3 Закона).

Положения ГК РФ в редакции Закона применяются к правоотношениям, возникшим после 1 сентября 2014 года. По правоотношениям, возникшим до этого момента, положения ГК РФ в редакции Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 сентября 2014 года (п. 3 ст. 3 Закона).

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом изменении их учредительных документов. При этом изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с ГК РФ в редакции Закона действуют в части, не противоречащей указанным нормам (п. 7 ст. 3 Закона). При регистрации изменений учредительных документов таких юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами ГК РФ в редакции Закона государственная пошлина не взимается (п. 12 ст. 3 Закона).

Нововведением является введенное деление всех юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные, а также замена понятия «обязательственные права» понятием «корпоративные права».

Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ, а также общины коренных малочисленных народов России.

Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Изменение организационно-правовых форм

Существенным изменениям подверглись наименования организационно-правовых форм, в которых создаются юридические лица. Многие из ранее существующих форм были объединены под единым наименованием. Однако, такая наиболее популярная форма создания юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью, осталась в неизменном виде.

Следует учитывать, что перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в прежних организационно-правовых формах, не требуется. Однако, их учредительные документы и наименования должны быть приведены в соответствие с новыми нормами ГК РФ при первом же внесении в них изменений.

Обобщенно изменения наименований организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, можно представить в виде таблицы.

До принятия Закона

После принятия Закона

Товарищество на вере

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Закрытое акционерное общество

Открытое акционерное общество

Сбытовой (торговый) потребительский кооператив

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив

Общество взаимного страхования

Сельскохозяйственный потребительский кооператив

Общественная и религиозная организация (объединение)

Профессиональный союз (профсоюзная организация)

Орган общественной самодеятельности

Территориальное общественное самоуправление

Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное)

Государственная академия наук

Негосударственный пенсионный фонд

Ассоциация и союз

Ассоциация и союз

Объединение профессиональных союзов

Объединение общественных организаций

Товарищество собственников жилья

Товарищество собственников недвижимости

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество

Автономная некоммерческая организация

Автономная некоммерческая организация

Община коренных малочисленных народов РФ

Община коренных малочисленных народов РФ

Изменения в порядке создания юридических лиц

ГК РФ дополнен статьей 50.1, посвященной решению об учреждении юридического лица. Ранее порядок принятия и содержание решения об учреждении отдельных юридических лиц определялся специальными законами.

Теперь ГК РФ устанавливает общие для всех юридических лиц правила:

  • юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица;
  • в случае учреждения юридического лица одним лицом решение принимается учредителем единолично; двумя и более учредителями – всеми учредителями единогласно;
  • в решении указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) его органов, а также иные сведения, предусмотренные законом;
  • в решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Существенные изменения претерпели нормы об учредительных документах юридических лиц (ст. 52 ГК РФ). К таким изменениям можно отнести следующие:

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001)

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве ИП (форма № Р21001)

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма № Р12001)

  • юридические лица действуют на основании уставов, которые являются их единственными учредительными документами. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор, к которому применяются правила ГК РФ об уставе (п. 1 ст. 52 ГК РФ);
  • более не допускается наличие общих положений о некоммерческих организациях определенного вида, на основании которых они действуют. Лишь для учреждений установлено правило, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законом, оно может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах;
  • для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица. Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица (п. 5 ст. 52 ГК РФ).

Изменения в порядке деятельности органов юридических лиц

Положения об органах юридического лица (ст. 53 ГК РФ) дополнены интересной нормой: теперь учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Порядок совместных или независимых действий этих лиц и их компетенция, вероятно, должны быть установлены специальными законами и учредительными документами юридических лиц. Насколько широко будет использоваться эта возможность и насколько эффективным окажется этот механизм – покажет практика.

Кроме того, в ст. 53 ГК РФ внесены следующие изменения:

  • теперь юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников в случаях, установленных только ГК РФ, а не законом, как предусматривала прежняя редакция (п. 2 ст. 53 ГК РФ);
  • обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно несет не только лицо, которое уполномочено выступать от его имени, но и члены коллегиальных органов юридического лица: наблюдательного или иного совета, правления и т.п. (п. 3 ст. 53 ГК РФ);
  • добавлен п. 4, в соответствии с которым отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах;
  • нормы об ответственности органов управления юридического лица перенесены из ст. 53 в отдельную статью (ст. 53.1 ГК РФ).

В ГК РФ включена норма об аффилированности (ст. 53.2 ГК РФ), однако она отсылает к положениям закона, в соответствии с которым определяется наличие или отсутствие между лицами отношений связанности (аффилированности). В настоящее время еще действует ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которой определяется аффилированность.

Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

  • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

  • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
  • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

  • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
  • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
  • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
  • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Документы по теме:

Читайте также:

Прощайте, ОАО и ЗАО
С 1 сентября акционерные общества будут создаваться в форме публичных и непубличных обществ. Помимо ЗАО и ОАО, уйдут в прошлое и ОДО. И это далеко не весь перечень поправок в ГК РФ, касающихся форм организаций.

Два директора в одной организации? Вполне законно
С 1 сентября вступят в силу поправки в ГК РФ о юрлицах. О таких новшествах, как типовой устав, адрес организации, назначение двух директоров, сочетание нескольких форм реорганизации и др. – наш материал.

Всегда ли хорош компромисс? Обсуждаем изменения в ГК РФ
Заместитель председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д. ю. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Новые правила существования юридических лиц (изменения главы 4 Гражданского Кодекса)

В Гражданский кодекс внесены грандиозные изменения. Они затрагивают практически все стороны гражданского оборота, начиная с процедуры создания юридических лиц и заканчивая регулированием правоотношений в сфере интеллектуальной собственности. В данной статье приведен обзор поправок, касающихся правового положения юридических лиц.

Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» принят 5 мая 2014 года. Закон пересматривает статус юридических лиц. В нем закреплены многие подходы, ранее уже сформированные судебной практикой.

Основные изменения касаются:

  • общих правил о юридических лицах;
  • классификации организаций;
  • правил реорганизации и ликвидации;
  • корпоративного управления.

Общие правила о юридических лицах

Прежде всего, закон уточнил понятие юридического лица. Это такая организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, а также может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ). В новой норме имущество стало обособленным, т.е. отдельным, не уточняется форма владения, пользования и распоряжения имуществом. Исключено право фирмы на реализацию личных неимущественных прав.

Иначе определяется момент наступления правоспособности организации: с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании. Ранее этот момент определялся временем создания фирмы (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Устанавливается открытый перечень сведений, которые должно содержать в себе решение учредителей или единоличного учредителя об учреждении общества. Среди них: сведения об учреждении, утверждении устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании или назначении органов юридического лица (ст. 50.1, 65.1 ГК РФ).

Кроме лицензии в Гражданском кодексе добавлена обязанность получения свидетельства о допуске к определенному виду работ, выдаваемого саморегулируемой организацией, для ведения отдельных видов деятельности (ст. 49 ГК РФ).

Пересмотрен вопрос об учредительных документах. Устав станет единственным учредительным документом любых юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, которые действуют на основании учредительного договора. Фирма может использовать типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом. Кстати, такая возможность давно предоставлена в странах, где действует английское общее право.

Место нахождения общества теперь будет определяться местом его государственной регистрации путем указания в уставе наименования населенного пункта или муниципального образования. А в ЕГРЮЛ нужно указывать не только место нахождения, но и полный адрес организации. Неполученные сообщения (письма) будут считаться доставленными вне зависимости от того, находится на самом деле организация по данному адресу или нет (ст. 54 ГК РФ).

Пересмотрен вопрос об учредительных документах. Устав станет единственным учредительным документом любых юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, которые действуют на основании учредительного договора. Фирма может использовать типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом. Кстати, такая возможность давно предоставлена в странах, где действует английское общее право.

Кроме того, фирма может утвердить внутренние регламенты или другие документы для регулирования внутрикорпоративных отношений при условии, что они не противоречат учредительным документам (ст. 52 ГК РФ).

В ЕГРЮЛ необходимо будет указывать сведения о представительствах и филиалах (ст. 55 ГК РФ). Ранее они указывались только в учредительных документах. Между прочим, основное общество теперь будет солидарно отвечать с дочерним по сделкам, заключенным последним, как в исполнение указаний материнского общества, так и с его согласия (ст. 67.3 ГК РФ).

Классификация юридических лиц

Закон иначе выстраивает систему юридических лиц. Общества разделены на корпоративные и унитарные. В корпорации учредители или участники обладают правом участия или членства в них и формируют их высший орган управления (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, кооперативы, ТСЖ и другие). К хозяйственным обществам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными (ГУП, МУП, учреждение и т.д.).

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ делит общества на публичные и непубличные. К публичным отнесены акционерные общества (АО), чьи акции или конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются или обращаются, а также те, в уставе или фирменном наименовании которых содержится указание на публичность. Непубличными станут остальные АО и все ООО. АО, отвечающие признакам публичности, признаются таковыми независимо от указания на это в уставе. ЗАО, ОАО и ОДО останутся в прошлом (ст. 63.1 ГК РФ).

Далее закон делит общества на публичные и непубличные. К публичным отнесены акционерные общества (АО), чьи акции или конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются или обращаются, а также те, в уставе или фирменном наименовании которых содержится указание на публичность. Непубличными станут остальные АО и все ООО. АО, отвечающие признакам публичности, признаются таковыми независимо от указания на это в уставе. ЗАО, ОАО и ОДО останутся в прошлом (ст. 63.1 ГК РФ).

Со дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ юридические лица должны создаваться только в формах, предусмотренных новой редакцией Гражданского кодекса. При этом к юридическим лицам, создаваемым на основании отдельных федеральных законов, положения Гражданского кодекса будут применяться, если иное не предусмотрено этими законами.

Реорганизация

Подробно урегулированы процессы реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Появилась возможность сочетать различные формы реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, можно будет провести преобразование ООО в АО одновременно с разделением на два АО, одновременное выделение и присоединение. Благодаря этому процедура реорганизации станет проще и удобнее. Более того, станет возможна реорганизация сразу между несколькими фирмами разных организационно-правовых форм — совмещенная: слияние двух АО и трех ООО, присоединение к одному АО двух ООО и т. д. Но нельзя будет преобразовать некоммерческие организации в коммерческие, и наоборот.

Закон уравновешивает баланс интересов общества и его кредиторов (ст. 60 ГК РФ). До завершения реорганизации необходимо будет удовлетворить требования кредиторов. Сейчас такого ограничения нет. Если требования кредитора не удовлетворены, то солидарную ответственность перед ним вместе с реорганизованным обществом несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия таких лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению неблагоприятных последствий для кредитора. Также предусматривается солидарная ответственность созданной фирмы по долгам своего предшественника, когда невозможно определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов.

Появилась возможность признать решение о реорганизации недействительным по требованию участников или иных лиц, имеющих такое право по закону. Такое требование может быть предъявлено не позднее трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (ст. 60.1 ГК РФ). Следовательно, срок процедуры будет увеличен.

Появилась возможность сочетать различные формы реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

В целях сохранения стабильности предпринимательской деятельности установлено, что признание решения о реорганизации недействительным не влечет автоматической ликвидации образовавшихся обществ, а также не является основанием для признания недействительными заключенных ими сделок.

Последствием признания реорганизации недействительной будет обязанность общества и его участников, недобросовестно способствовавших принятию недействительного решения, а также членов коллегиального органа управления, голосовавших за реорганизацию, возместить убытки не голосовавшим участникам или тем, кто голосовал против реорганизации, и кредиторам реорганизованных фирм.

Новеллой стала возможность признать реорганизацию несостоявшейся по иску участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации корпорации или не принимавшего участия в голосовании (ст. 60.2 ГК РФ). Условиями предъявления этого требования являются: непринятие участниками реорганизованной компании решения о реорганизации или предоставление в госорган документов, содержащих заведомо недостоверную информацию.

Последствия такого признания прописаны очень подробно (п.2):

  • восстанавливаются организационно-правовые формы всех юридических лиц, существовавших до проведения процедуры;
  • сделки реорганизованных юридических лиц с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных обществ, которые являются солидарными должниками и/или солидарными кредиторами по таким сделкам;
  • признается несостоявшимся переход прав и обязанностей со всеми вытекающими последствиями;
  • участники ранее существовавшей организации признаются обладателями долей участия в ней в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а если они уже были отчуждены — по новым правилам. Такие участники имеют право потребовать возврата своей доли с выплатой соразмерной компенсации, которую определяет суд (п. 3 ст. 65.2 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица

Закон расширяет нормы, регулирующие ликвидационный процесс (ст. 62 ГК РФ). Уточнены, перечень субъектов, которые могут обращаться с исками о ликвидации в суд, и основания процедуры (ст. 61 ГК РФ).

Скорректирован порядок проведения ликвидации организации. Приведено в соответствие со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» правило, согласно которому учредители (участники) общества, принявшие решение о ликвидации, должны сообщить об этом в ФНС России, которая ведет ЕГРЮЛ, в течение трех рабочих дней. Сейчас Гражданский кодекс говорит о незамедлительном сообщении.

Предложено разрешение проблемы источников средств для ликвидации. Если для ликвидации недостаточно средств организации, то учредители или участники обязаны ее завершить за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Если ликвидационная комиссия установит недостаточность имущества фирмы, то для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая его ликвидация должна осуществляться в соответствии с законодательством о банкротстве. Об этом ликвидационная комиссия обязана уведомить всех известных ей кредиторов.

Кодекс регулирует процедуру распределения имущества ликвидированного общества, которое было обнаружено впоследствии (ст. 64 ГК РФ). Заинтересованное лицо или уполномоченный госорган могут обратиться в суд с требованием о назначении процедуры распределения в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.

Подтверждается правило, согласно которому фирма считается фактически прекратившей свою деятельность и исключается из ЕГРЮЛ, если она в течение 12 месяцев, предшествующих ее исключению из ЕГРЮЛ, не представляла документы отчетности и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ). Аналогичное положение содержится в статье 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Новеллы корпоративного управления

Особое внимание уделено проблемам управления в корпорациях, контроля над ними, ответственности контролирующих лиц. С сентября всем видам АО придется проводить ежегодный аудит (ст. 67.1 ГК РФ).

Регулирование отношений с участием непубличных хозяйственных обществ изменилось в сторону большей свободы и устанавливается в их внутренних, в том числе учредительных, документах (ст. 66.3 ГК РФ). Например, можно отказаться от формирования ревизионной комиссии. В большинстве случаев полномочия общего собрания могут быть перераспределены. Так, можно передать компетенцию общего собрания наблюдательному совету или коллегиальному исполнительному органу, закрепить за наблюдательным или иным советом функции коллегиального исполнительного органа или передать директору функции коллегиального исполнительного органа. Уставом корпорации можно предусмотреть несколько должностей директоров, действующих совместно или независимо друг от друга. Появился запрет на совмещение директором и членами коллегиального исполнительного органа должности председателя наблюдательного совета (ст. 65.3 ГК РФ).

Сроки и порядок созыва общих собраний могут определяться обществом самостоятельно. Компетенция общего собрания участников (акционеров) непубличных обществ может быть расширена. В публичных АО это, наоборот, запрещается. При этом в них должен быть создан коллегиальный орган управления, состоящий из пяти или более членов (ст. 97 ГК РФ).

Уточнен порядок оплаты уставного капитала, а также виды имущества, которые могут быть в него внесены (ст. 66.2 ГК РФ). Законы о хозяйственных обществах будут определять минимальный размер уставных капиталов. Оценка неденежных вкладов должна будет осуществляться только независимым оценщиком. По общему правилу, в уставный капитал нужно вносить не менее 3/4 его общей суммы до государственной регистрации общества. Остальную часть уставного капитала необходимо будет оплатить в течение первого года деятельности общества.

Если будет доказано, что руководители, члены коллегиальных органов управления или лица, определяющие действия фирмы, поступали недобросовестно или неразумно, они понесут ответственность в соответствии со статьей 53.1 Гражданского кодекса. Например, если их действия (бездействие) не отвечали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску, ответственные лица обязаны возместить убытки, причиненные ими организации.

Кроме того, в статье 53.2 Гражданского кодекса вводится отсылочная норма об аффилированности. В случаях, если закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности, наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Учредительные документы юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, необходимо будет привести в соответствие с Законом при их первом изменении. Перерегистрацию ЗАО, ОАО и ОДО производить не требуется. До внесения изменений в учредительные документы, они будут действовать в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. При регистрации изменений госпошлину уплачивать не нужно. Изменять фирменное наименование компании в правоустанавливающих и иных документах не обязательно.

Ужесточен порядок оформления решений общих собраний участников (акционеров) (ст. 67.1 ГК РФ). Теперь состав присутствующих (участников) при принятии решения должен подтверждаться:

  • в публичном АО – регистратором;
  • в непубличном АО – регистратором или нотариусом;
  • в ООО – нотариусом. Иной способ может быть предусмотрен уставом или единогласным решением всех участников. Закон перечисляет возможные способы подтверждения: подписание протокола всеми участниками или частью участников; использование технических средств, позволяющих достоверно установить фат принятия решения; иной способ, не противоречащий закону.

Закон вводит нормы о корпоративном договоре (ст. 67.2 ГК РФ). Корпоративный договор заключается всеми или некоторыми участниками хозяйственного общества для осуществления ими своих прав особым способом.

В договоре можно определить порядок голосования, осуществление иных действий по управлению обществом. Либо участники общества могут отказаться от реализации своих прав. Так, объем правомочий участников непубличного общества может определяться не только пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем полномочий можно закрепить в уставе или договоре.

Важным нововведением является возможность оспаривать корпоративные решения и даже некоторые сделки, противоречащие корпоративному договору. Сведения о корпоративном договоре должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Кроме того, установлен порядок возврата участнику корпорации права участия в ней в случае утраты такого права помимо его воли (ст. 65.2 ГК РФ). Определены права и обязанности участников корпораций (ст. 67 ГК РФ).

Вступление в силу и переходные положения

Закон содержит множество других нововведений, включая изменение регулирования некоммерческих организаций. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 года.

Учредительные документы юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, необходимо будет привести в соответствие с Законом при их первом изменении. Перерегистрацию ЗАО, ОАО и ОДО производить не требуется. До внесения изменений в учредительные документы, они будут действовать в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. При регистрации изменений госпошлину уплачивать не нужно. Изменять фирменное наименование компании в правоустанавливающих и иных документах не обязательно.

Анна Полетаева, юрист, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Юрист на предприятии

С бератором «Юрист на предприятии» Вы с легкостью разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Также вы быстро найдете форму любого документа, нужную статью закона, пример из арбитражной практики. Узнайте об издании больше >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.