Принятие и ввод в эксплуатацию

admin

Принятие и ввод в эксплуатацию

Украина, г. Киев
ул. Лейпцигская, 3А

С целью обеспечения конституционного права граждан на жилье, решение вопроса приобретения гражданами прав собственности на построенное жилье Правительством Украины было принято постановление от 09.09.2009 N 1035 «О утверждении Временного порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством частных жилищных домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ». Утвержденный Правительством документ применяется исключительно для случаев, принятие в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ.

Возможность распространения указанного порядка на принятие (ввод) в эксплуатацию других объектов, в том числе гаражей, построенных без разрешения на выполнение строительных работ, сейчас изучается, и соответствующее решение обещают принять по результатами внедрения указанного выше Временного порядка.

Принятие в эксплуатацию на сегодня регулируется постановлением Кабинета Министров Украины от 8 октября в 2008 г. N 923 «О Порядке принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов», согласно которого принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется на основании сертификата о соответствии построенного объекта проектной документации, требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил (дальше — сертификат), которые выдаются инспекциями государственного архитектурно строительного контроля.

Для снятия статуса самовольного строительства (самостроя), заказчику (застройщику) необходимо осуществить предусмотренный законодательством комплекс мероприятий, а именно: оформить правоустанавливающие документы на земельный участок под уже построенный объект (самострой), разработать проект, согласовать и утвердить его в установленном порядке, получить разрешение инспекции госархстройконтроля на проведение строительных работ и ввести в эксплуатацию сертификатом соответствия построенного объекта проектной документации, требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил.

Что касается принятия в эксплуатацию гаражей как хозяйственного здания, возведенного без разрешения на выполнение строительных работ в период до 05.08.92, отдельно от частного жилищного дома усадебного типа, дачного или садового дома, Государственная архитектурно-строительная инспекция в своем Письме от 13.04.2010 г. N 22-19/1-2033 отмечает, что в соответствии с п. 3 постановления Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 N 1035 «О утверждении Временного порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством частных жилищных домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенных без разрешения на выполнение строительных работ», основанием для оформления права собственности на частные жилищные дома усадебного типа, дачные и садовые дома с хозяйственными сооружениями и зданиями, построенные до 5 августа в 1992 г., есть вывод о техническом состоянии дома (здания), составленном бюро технической инвентаризации за формой, установленной Министерством по вопросам жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством регионального развития и строительства, и документе, который удостоверяет право собственности или пользования земельным участком, на котором расположены отмеченные объекты строительства.

Учитывая выше изложенное, делаем заключение, что для оформления права собственности необходимо обращаться непосредственно к соответствующему бюро технической инвентаризации (БТИ).

Что касается принятия в эксплуатацию гаража как хозяйственного здания, возведенного без разрешения на выполнение строительных работ в период с 05.08.92 до 01.01.2008, отдельно от частного жилищного дома усадебного типа, дачного и садового дома, Государственная архитектурно-строительная инспекция в том же Письме говорит, что в соответствии со ст. 381 Гражданского кодекса Украины усадьбой является земельный участок вместе с расположенными на ней жилым домом, хозяйственно-бытовыми зданиями, наземными и подземными коммуникациями, многолетними насаждениями. Учитывая то, что технический паспорт также изготовляется на жилой дом с хозяйственными зданиями и сооружениями, применять положение указанного постановления Кабинета Министров Украины в данном случае не видится возможным.

Вместе с тем, на общем совещании Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины, Госархстройинспекции, Украинской ассоциации бюро технической инвентаризации «Укртехинвентаризация» 17.12.2009 принято следующее решение. При наличии правоустанавлюющих документов на жилой (садовый, дачный) дом, если в период с 5 августа 1992 до 1 января 2008 владелец без разрешения на выполнение строительных работ провел строительство, достройки, пристройки, надстройки хозяйственных зданий, то он имеет возможность легализовать строительство (узаконить недвижимость) названных вещей (статья 186 Гражданского кодекса Украины) путем внесения их в технический паспорт с указанием технического состояния этих объектов со следующим принятием соответствующего решения местным органом исполнительной власти согласно статьей 30 Закона Украины «О местном самоуправлении», а в случае отказа — рассмотреть этот вопрос в судебном порядке согласно статье 376 Гражданского кодекса Украины.

Обращаем ваше внимание на то, что Временный порядок имеет ограничение во времени (завершение строительства да 01.01.2008, подача заявления — до 31.12.2010).

Если у Вас возникли дополнительные вопросы, или Вам необходимо представительство в суде касательно узаконивания недвижимости (самостроя), Вы можете обратиться в Юридическую фирму «LP & Consulting Ltd.»

Также, Юридическая фирма «LP & Consulting Ltd.» предоставляет другие юридические услуги для корпоративных клиентов, субъектов малого бизнеса и частных лиц.

Принятие и ввод в эксплуатацию

2015 нормотворческий год в Украине прошел под лозунгами дерегуляции, децентрализации, упрощения и электронизации многих процедур и порядков. Новые веяния коснулись и некоторых градостроительных вопросов, в частности, порядка принятия в эксплуатацию завершенных строительством объектов. Ниже предлагаем краткий, но целостный обзор основных изменений в этой области.

Основные положения принятия в эксплуатацию завершенных строительством объектов определены ст. 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – Закон о градостроительстве). Эти положения не претерпели существенных изменений. По-прежнему объекты I — III категорий сложности вводятся в эксплуатацию в декларативном порядке, а IV — V – на основании акта о принятии в эксплуатацию. Независимо от процедуры уполномоченному органу отведено 10 рабочих дней для принятия решения.

Кабинет Министров Украины в 2015 году дважды вносил изменения в Порядок принятия в эксплуатацию завершенных строительством объектов, утвержденный его постановлением от 13 апреля 2011 г. № 461 (далее – Порядок). Сперва этот Порядок был изложен в новой редакции постановлением от 08 сентября 2015 г. № 750, а месяцем спустя – изменен постановлением от 21 октября 2015 г. № 880.

Предусмотрена возможность подачи декларации о принятии в эксплуатацию объектов I — III категорий сложности через электронную систему осуществления декларативных процедур в строительстве, кроме подачи лично и рекомендованным письмом. Что касается заявления и акта о принятии в эксплуатацию объектов IV — V категорий сложности строительства, то они, как и ранее, подаются лично или рекомендованным письмом с описью вложения.

Декларации, подаваемые в электронном виде, заявитель подписывает электронной цифровой подписью. Они подлежат регистрации в электронной системе осуществления декларативных процедур в строительстве. Для этого, помимо изменений в Порядке, Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства внесло приказом от 16 июля 2015 г. № 166 соответствующие дополнения в Порядок функционирования электронной системы осуществления декларативных процедур в строительстве, утвержденный приказом Министерства от 24 ноября 2014 г. № 325.

Жилые дома, в которых есть квартиры, предназначенные для маломобильных групп населения, принимаются в эксплуатацию при условии соблюдения в таких квартирах требований государственных строительных норм по доступности для маломобильных групп населения.

Определен порядок технического обследования самовольно построенных объектов, право собственности на которые признано по решению суда. Оно проводится субъектом хозяйствования, имеющим исполнителей с квалификационными сертификатами согласно Закону Украины «Об архитектурной деятельности». Порядок не определяет, кто привлекает такого субъекта, из чего можно сделать вывод, что его может привлечь и сам заказчик на договорной основе. Техническое обследование включает визуальное и инструментальное обследование, а заключение готовится с учетом строительной документации и не может быть подготовлено по фотографиям. Форма отчета предусмотрена Порядком.

23 декабря 2015 г. научно-экспертный совет Государственной архитектурно-строительной инспекции предоставил рекомендации, согласно которым при принятии в эксплуатацию самовольно построенных объектов, права собственности на которые признаны по решению суда, следует учитывать наличие у застройщика проектной документации, кроме зданий до 300 кв. м, т. е. при наличии проекта строительства, что призвано обеспечить надежность и безопасность новых построек.

Упрощен порядок информирования о принятии в эксплуатацию. Теперь заказчику не нужно представлять копию декларации или сертификата местному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления по местонахождению объекта. Заказчику также больше не нужно отдельно информировать государственные органы пожарной и техногенной безопасности. Ранее Порядок предусматривал такие подачу и уведомление в течение семи календарных дней после вынесения решения о принятии в эксплуатацию. Теперь информация включается в реестр в течение одного рабочего дня после ее получения от органов государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК).

Уточнены положения об ответственности. В Порядке решили продублировать ч. 10 ст. 39 Закона о градостроительстве о том, что за полноту и достоверность данных, указанных в декларации или акте о готовности объекта к эксплуатации, несет ответственность заказчик. Поскольку на практике проект декларации готовит специальная организация, обычно генеральный подрядчик, то такие обстоятельства необходимо учитывать при определении договорных условий с ней. Из этого также следует, что органы ГАСК, принимая решение, несут ограниченную ответственность за свое по сути формальное решение о принятии в эксплуатацию. Они принимают такое решение после проверки соответствия поданного заявления формальным требованиям о полноте и достоверности данных, установленных Порядком. В отношении этого Порядок дополнили определением полноты данных, ограничив информацией, предусмотренной утвержденной Порядком формой подаваемого заявителем документа.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и усовершенствования градостроительного законодательства» от 09 апреля 2015 г. № 320-VIII внесены, среди прочего, изменения в Кодекс об административных правонарушениях Украины (Кодекс) и Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» (Закон об ответственности). Теперь из Кодекса убран дублировавший п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона об ответственности штраф за предоставление недостоверных данных в декларации или акте о готовности объекта к эксплуатации и за эксплуатацию не принятых в эксплуатацию объектов строительства. Также дополнен п. 8 1 ч. 2 ст. 2 Закона об ответственности, который устанавливает ответственность органов ГАСК за регистрацию деклараций и выдачу сертификатов, оформленных с нарушением требований законодательства.

В случае принятия в эксплуатацию объектов IV — V категорий сложности строительства, как и ранее, органы ГАСК могут проводить осмотр объекта, дополнительные экспертизы и т. д. Срок для проверки и принятия решения ограничен ст. 39 Закона о градостроительстве и составляет 10 рабочих дней, при этом не может быть продлен.

Порядок уже не предусматривает подачу документов в разрешительный центр, а только напрямую в органы ГАСК.

Переоборудование и перепланировка арендатором жилого здания и жилого помещения без изменений несущих конструкций или инженерных систем общего пользования не требуют получения документов для их проведения, а по завершению работ объект не требует принятия в эксплуатацию в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 100 Жилищного кодекса Украинской РСР ранее Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению условий ведения бизнеса (дерегуляция)» от 12 февраля 2015 г. № 191-VIII. В случае изменения площади, количества, состава помещений работы осуществляются по согласию арендодателя, если иное не указано в договоре аренды.

Теперь согласно п. 7 ч. 1 новой редакции ст. 7 Закона о градостроительстве принятие в эксплуатацию завершенных строительством объектов осуществляется:

– исполнительными органами по вопросам ГАСК сельских, поселковых советов – по объектам I — III категорий сложности строительства, расположенных в пределах соответствующих населенных пунктов;

– исполнительными органами по вопросам ГАСК городских советов – относительно объектов I — IV категорий, расположенных в пределах соответствующих городов;

– структурными подразделениями по вопросам ГАСК Киевской и Севастопольской городских государственных администраций – по объектам I — IV категорий, расположенных в пределах городов Киева и Севастополя;

– центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, через главных инспекторов строительного надзора в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе – в отношении объектов I — V категорий сложности строительства, расположенных за пределами населенных пунктов и на территории нескольких административно-территориальных единиц, по всем объектам V категории в пределах населенных пунктов, а также по объектам IV категории, расположенных в пределах сел и поселков.

Таким образом, в 2015 году процедура принятия в эксплуатацию построенных объектов упростилась с отменой обязанности заказчика уведомлять местные органы власти и органы пожарной и техногенной безопасности, а также с введением возможности электронной подачи декларации. Уточнен порядок принятия в эксплуатацию самовольно построенных объектов. Реформа системы органов ГАСК достигла своего нормативного воплощения, в том числе в передаче на места полномочий по принятию решений о принятии в эксплуатацию объектов, находящихся в пределах населенного пункта по объектам I — III категорий, а для городов – также IV категории сложности строительства. Полагаем, что эти изменения хоть немного упростят и облегчат застройщикам ведение их хозяйственной деятельности в такое экономически сложное для Украины время.

Принятие объекта в эксплуатацию

После окончания всех строительных работ объект должен быть принят в эксплуатацию. Принятие объекта в эксплуатацию регулируется 39 статьей закона Украины. Этим законом происходит регулирование индивидуальных жилых помещений и сооружений.

Согласно этому документу в эксплуатацию принимается жилое строение высотой не более чем два этажа. При определении высоты мансарда не считается. Также регулируется и площадь сооружения. Она не может превышать 300 кв. м. Ввод объекта в эксплуатацию предусматривает регистрацию сооружения в органах контроля. Это означает, что строительный объект полностью готов к эксплуатации.

Чтобы объект недвижимости считался сданным в эксплуатацию, заказчику необходимо заполнить декларацию. Бланк этого документа можно взять в местной территориальной инстанции. После того как в декларации заполнены все необходимые поля, она подается в соответствующий орган. Здесь происходит заполнение специальных документов. Эти документы в двух экземплярах подаются в Госархстройинспекцию. Документы сдаются по месту нахождения строительного объекта. Пакет документов подается заявителем лично или же отправив письмом с уведомлением.

После того, как инспекция получила пакет документов, происходит проверка предоставленной в декларации информации. На это у инспекции есть десять дней. За это время проверяется правильность и достоверность данных. Если такие данные подались в соответствии с требованиями, то декларацию регистрируют и присваивают ей порядковый номер. Второй экземпляр декларации отправляется заявителю с соответствующей пометкой.

После получения декларации заказчиком с отметкой он может считать свой объект принятым в эксплуатацию. После получения второго экземпляра декларации можно приступать к дальнейшим работам и оформлению права собственности на строительный объект.

Принятие в эксплуатацию объектов законченного строительства

Необходимо ввести объект в эксплуатацию в Киеве, Киевской области или в других регионах и у Вас возникли сложности с оформлением документации на строительство? Решение есть всегда. Специалисты «Адвокатского и риелторского объединения Украины» окажут помощь в получении всей необходимой документации для проведения строительных работ, введут объект в эксплуатацию как в Киеве и Киевской области, так и по всей территории Украины.

Законченные строительством и подготовленные к эксплуатации в cоответствии с утвержденным проектом объекты подлежат вводу в эксплуатацию.


Ввод в эксплуатацию —
это тщательно спланированный и правильно документально оформленный процесс с соответствующими организационно-техническими подходами, ведущий к вводу оборудования и систем в эксплуатацию и обеспечивающий безопасность и функциональность эксплуатации, отвечающих требованиям проекта и ожиданиям пользователя.

Приём в эксплуатацию объектов, относящихся к I – III категории сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, производится путем регистрации Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее территориальными органами представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Регистрацию декларации осуществляет Инспекция по местонахождению объекта на бесплатной основе.

Зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации является основанием для заключения договоров о поставке на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов — воды, газа, тепла, электроэнергии, включение данных о таком объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

Наши лучшие специалисты в данной отрасли предоставят Вам услуги по:

  1. Подаче уведомления о начале строительных работ(для объектов, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта)
  2. Регистрации в Инспекции ГАСК декларации о начале выполнения строительных работ (для объектов І-ІІІ категорий сложности)
  3. Получению разрешения на начало выполнения строительных работ(для объектов IV-V категорий сложности)
  4. Изготовлению технического паспорта на объект
  5. Вводу объекта в эксплуатацию
  6. Регистрации права собственности

Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)

Ввод в эксплуатацию основных средств — это документальное подтверждение готовности имущества к использованию по назначению. Чтобы правильно оформить этот процесс на счетах бухгалтерского учета, необходимо знать некоторые нюансы, о которых пойдет речь в данной статье.

Отражение в учете объекта ОС, введенного в эксплуатацию: проводки

ОС попадают в организацию разными путями: их можно купить, построить, приобрести с помощью обмена или в виде взноса в уставный капитал, также возможно их безвозмездное получение. В зависимости от того, каким образом они попали в организацию, в БУ отражается поступление и производятся проводки по вводу в эксплуатацию основных средств:

О проводках, отражающих нюансы безвозмездной передачи ОС, читайте здесь «Безвозмездная передача основных средств — проводки».

Отдельного внимания заслуживает проводка — введены в эксплуатацию основные средства, требующие монтажа. Для оприходования таких основных средств, в бухгалтерских записях используют счет 07. Наиболее актуально его применение в фирмах, занимающихся строительством. По дебету счет отражает стоимость поступающего оборудования и расходы по его доставке. По кредиту — списывают стоимость сданного в монтаж оборудования в дебет счета 08. Заработная плата рабочим, стоимость работ сторонней организации (если монтаж осуществлялся наемной бригадой) — эти и другие затраты по монтажу учитывают в составе капитальных вложений. После того как первоначальная стоимость ОС сформирована, составляется проводка ввода в эксплуатацию ОС: Дт 01 Кт 08.

Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету

Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию основных средств предприятия могут использовать типовые бланки № ОС-1 (а, б) либо самостоятельно разрабатывать форму данного документа. При этом важно, чтобы акт содержал все необходимые реквизиты:

  • дата и номер;
  • сведения об организации, передающей ОС;
  • данные о предприятии, принимающем объект;
  • бухгалтерская информация: первоначальная стоимость, срок полезного использования и т. д.;
  • характеристика основного средства и т. п.

Подробнее о составлении этого документа читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче ОС».

Чтобы определить готовность объекта к эксплуатации, руководитель издает приказ о создании специальной комиссии. Ее члены сделают вывод о соответствии ОС техническим условиям или о необходимости доработки. И на основании полученных данных комиссия делает заключение и отражает его в акте.

Нередко перед бухгалтером встает вопрос: как ввести в эксплуатацию основное средство, использовать которое организация пока не планирует? Чтобы на него ответить, нужно определиться с тем, что считать датой ввода в эксплуатацию основных средств.

Такой датой является день, когда основное средство полностью готово к использованию, независимо от момента, когда его фактически начнут эксплуатировать. Ведь по оприходованному на счета БУ ОС необходимо начислять амортизацию. А до тех пор пока объект основных средств не введен в эксплуатацию, не получится начислить износ.

Кроме того, несвоевременное отражение объектов в составе основных средств искажает их стоимость, в результате занижается налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций. Такое нарушение ведет к штрафам от налоговой инспекции, поэтому ввод в эксплуатацию ОС без веских причин нельзя откладывать.

Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию

Не все ОС, поступающие в организацию сразу пригодны к использованию. Некоторые из них требуют монтажа и иных работ по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации.

Таким образом, может возникнуть ситуация, что ОС поступило в организацию в одном периоде, а на счете 01 отразилось позже. Чтобы у проверяющих из налоговой инспекции не возникло вопросов, необходимо документально подтвердить неготовность объекта ОС к использованию. Такими документами выступают акты по монтажу и наладке оборудования, договоры подряда, накладные на покупку комплектующих деталей.

Если объекты потенциально готовы к работе, но ввода в эксплуатацию основных средств еще не было, их целесообразно отражать в БУ обособленно. Для этого открываются два субсчета к счету 01: первый будет отражать ОС, которые уже готовы к использованию, но еще не введены в эксплуатацию, а второй — имущество в эксплуатации.

Бухгалтерская запись, отражающая принятие к учету ОС в таком случае, выглядит таким образом:

  • Дт 01 субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» Кт 08.
  • Проводка «ОС введено в эксплуатацию» будет следующей:
  • Дт 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кт 01 «Основные средства на складе (в запасе)».

Процесс отражения на счетах БУ ввода в эксплуатацию основных средств имеет ряд особенностей. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не навлечь на организацию штрафные санкции налоговой инспекции.