Система власти по своду

admin

эволюция органов исполнительной власти в российской Империи (XIX – начало XX вв.) Дахина Анна Александровна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Дахина Анна Александровна. эволюция органов исполнительной власти в российской Империи (XIX – начало XX вв.): диссертация . кандидата Юридических наук: 12.00.01 / Дахина Анна Александровна;[Место защиты: «Казанский (Приволжский) федеральный университет].- Казань, 2016.- 205 с.

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Органы исполнительной власти в системе органов власти и управления в российской империи XIX – начала XX вв . 19

1.1. Развитие системы органов власти и управления в Российской империи: теоретические разработки, правовое оформление 19

1.2. Формирование системы органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX вв.: причины, условия, периодизация 37

1.3. Региональные органы управления в Российской империи в XIX – начале XX вв . 67

ГЛАВА 2. Основные этапы развития системы органов исполнительной власти в российской империи 80

2.1. Правовая регламентация организации и функционирования структуры органов исполнительной власти в первой половине XIX в. 80

2.2. Правовая регламентация организации и функционирования структуры органов исполнительной власти во второй половине XIX в . 109

2.3. Правовая регламентация организации и функционирования структуры органов исполнительной власти в начале XX в . 126

Библиографический список 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях важное значение для развития российской государственности и правовой системы имеет совершенствование деятельности исполнительной власти. В 2003г. по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в стране началась административная реформа. За прошедшие годы система исполнительной власти претерпела немалые изменения, но ряд проблем остался нерешенным. Среди них и бюрократизация государственного аппарата, и недостаточно эффективная деятельность центральных и местных органов исполнительной власти. Представляется, что административная реформа должна осуществляться с учетом результатов творческого осмысления того опыта, который был накоплен в иные исторические периоды. В Российской империи начала XIX века изменение парадигмы государственной власти привело к масштабному реформированию системы административных органов. Трансформация абсолютной монархии в новых условиях экономического развития требовала становления новой системы законодательства, в том числе в области функционирования исполнительной власти. Более того, возникли предпосылки для начала постепенного обособления исполнительной власти в отдельную систему в рамках целостного государственного механизма. В итоге в процессе реформирования в начале XIX века была создана новая бюрократическая организация государственного управления.

Проводимые в России в XIX в. социально-экономические реформы были направлены на развитие рыночных отношений. Основным рычагом управления экономикой в рыночных условиях становятся органы исполнительной власти, деятельность которых определяла стабильность развития общества и эффективность реализации намеченных реформ.

Процесс формирования системы органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX вв. и соответствующего

законодательства прошел длительный путь, отразивший главные тенденции государственного развития России.

Анализ правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с формированием и функционированием исполнительной власти, позволил выявить причины и условия, а также определить периоды формирования системы органов исполнительной власти в Российской империи.

Актуальность темы диссертации определяется возросшим научным интересом к исследованию историко-правовых вопросов, относящихся к регламентации исполнительной власти в Российской империи. История отечественного законодательства, регламентирующего функционирование органов исполнительной власти дореволюционного периода, представлена многочисленными законодательными актами, часть из которых до настоящего времени не изучена. Исследование законодательства, регулирующего становление и развитие системы органов исполнительной власти XIX – начала XX вв., позволит в условиях реформирования исполнительной власти выработать наиболее оптимальную модель конституционного развития России.

Таким образом, актуальность темы исследования может быть выражена в теоретическом, доктринальном и практическом аспектах.

В теоретическом плане актуальность определяется нерешенностью важной научной задачи, которая связана с созданием целостной концепции формирования системы органов исполнительной власти в Российской империи.

В доктринальном плане актуальность определяется отсутствием в отечественной историко-правовой науке единой позиции по поводу процесса формирования системы органов исполнительной власти в Российской империи и правовой регламентации данного процесса.

В практическом плане актуальность темы определяется возможностью использования выводов исследования в процессе проведения

административной реформы и совершенствования всей системы исполнительной власти в современной России.

Степень научной разработанности темы. Вопросы формирования и развития законодательства, регламентирующего государственную власть, в том числе власть исполнительную, вызывали интерес на всех этапах развития отечественной историко-правовой науки. Правовые акты XIX – начала XX вв., определявшие компетенцию министерств и других учреждений исполнительной власти, достаточно подробно исследованы отечественными и зарубежными учеными. В то же время, имеющиеся работы, как правило, затрагивают лишь отдельные аспекты формирования органов исполнительной власти. Особенности и закономерности правового регулирования исполнительной власти, в целом, остаются недостаточно исследованы.

В дореволюционный период государственный аппарат Российской империи и особенности развития отечественного законодательства в области регламентации государственной власти исследовались такими правоведами, как А.Д. Градовский, А.Я. Антонович, М.И. Свешников, А.С. Алексеев, Н.И. Лазаревский, В.Е. Романовский, В.М. Грибовский, Б.Э. Нольде, В.М. Устинов, В.М. Гессен, В.И. Семевский, В.Е. Якушкин, Н.А. Захаров. Природа министерской власти, структура, полномочия отдельных министерств были рассмотрены в работах Н. Варадинова, А.Д. Белимовича, С.П. Покровского, В.Ф. Дерюжинского, С.М. Сердонина, А. Ермолова, Н.М. Коркурова, Г.Г. Тельберга, А.Н. Филиппова. В.Н. Латкин и И. Малиновский рассматривали в своих работах основные этапы развития исполнительной власти в России. Богатый материал для изучения процесса становления и развития исполнительной власти в России содержится в работах А. Романовича-Славатинского, А.С. Алексеева, В.В. Ивановского, Б.Э. Нольде, Н.И. Лазаревского, А.И. Елистратова, И.Т. Тарасова, Л.А. Шалланда. Представляют интерес дореволюционные исследования вопросов конституционализма, роли органов исполнительной власти в условиях

конституционной монархии таких авторов, как А.С. Алексеева, Г.Г. Савича, А.А. Алексеева, С.А. Котляревского.

В советский период основное внимание уделялось причинам и сущности реформ государственного аппарата, а также эволюции органов власти и управления в дооктябрьской России. Среди исследователей этого времени можно выделить Н.П. Ерошкина, Ю.В. Куликова, А.В. Чернова, И.А. Емельянову, А.М. Парусова, М.М. Сафонова, П.А. Зайончковского, И.А. Федосову, П.Е. Самсонова.

В постсоветский период развития историко-правовой науки государственные реформы, затрагивающие систему органов исполнительной власти, рассматривали С.А. Егоров, А.С. Сенин, М.В. Бельдова, Г.В. Арсеньева, С.Р. Шафигулина. Значение высших органов исполнительной власти (Комитет министров, Совет министров) в системе государственных органов власти и управления исследуется в работах таких современных представителей науки, как Г.С. Варнакова, Б.Д. Гальперина, А.Н. Петеримов, В.М. Шалашная, К.В. Романчук, М.Ф. Флоринский, С.В. Дарчиева, А.С. Данченко, Н.И. Зуев, О.В. Харченко, Д.А. Калинина. Отдельные аспекты истории министерской системы рассматривают правоведы Н.Н. Ефремова, Н.А. Разманова, С.В. Беспалов, С.С. Глебов, С.В. Ширяева, О.В. Харченко, Л.А. Солопий, И.В. Соколова, О.Н. Яковлева, И.В. Михеева, М.С. Дмитрян, М.А. Приходько, Е.П. Пустовая, К.В. Романчук и другие.

В контексте рассматриваемой проблематики определенный интерес представляют исследования, затрагивающие вопросы истории местного самоуправления, правоведов А.Ю. Бакулина, А.Н. Бикташевой, А.В Бочарова, В.И. Васильева, С.В. Дарчиевой, А.К. Захарова, Ю.А. Клочухиной, В.В. Куликова, Л.Е. Лаптевой, Л.М. Лысенко, В.А. Павлова, Е.А. Першиной и других.

В последнее время формирование органов исполнительной власти Российской империи освещается с различных точек зрения в ряде

кандидатских и докторских диссертациях разной специализации, защищенных Г.С. Варнаковой, П.П. Еременко, С.В. Коданом, Н.И. Зуевым, А.В. Морозовым, А.Д. Дадычкиным и другими.

Теоретико-правовой и историко-правовой основой диссертационного исследования послужили работы А.А. Дорской, Ю.С. Решетова, Д.А. Пашенцева, Н.Ю. Куприной, Р.А. Ромашова, Д.А. Калининой, В.А. Летяева, А.В. Погодина, позволившие исследовать историко-правовые акты, систематизировать их, представить и обосновать периодизацию развития законодательства, направленного на регламентацию деятельности государственных органов.

В целом, несмотря на большое количество работ, в которых исследованы различные аспекты формирования и развития органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX вв., практически отсутствуют комплексные обобщающие исследования, в которых бы на историко-правовом материале раскрывались закономерности становления исполнительной власти как сложной системы.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативных правовых актов и практики их применения сформировать целостную концепцию становления и развития системы органов исполнительной власти регламентировавшего их деятельность законодательства в Российской империи XIX – начала XX вв.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

– выявить основные теоретические подходы к организации и системе органов исполнительной власти, а также реформаторские и консервативные тенденции в организации исполнительной власти в XIX – начале XX вв.

– выявить роль органов исполнительной власти в государственном аппарате России в XIX – начале XX вв.;

– установить причины и условия формирования структуры органов исполнительной власти в Российской империи, обосновать периодизацию

деятельности органов исполнительной власти на основе анализа законодательных актов XIX – начала XX вв.;

– раскрыть правовые основы, регулирующие функционирование региональных органов управления в Российской империи;

– установить особенности порядка формирования органов исполнительной власти первой половины XIX в., и их правового регулирования в законодательных актах;

– установить особенности порядка формирования органов исполнительной власти в Российской империи, опираясь на законодательные акты середины – второй половины XIX в.;

– выявить особенности эволюции структуры органов исполнительной власти в начале XX столетия, опираясь на законодательные акты (Свод основных законов Российской империи) в области закрепления полномочий органов исполнительной власти.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные со становлением и развитием органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX в.

Предмет исследования составляют нормы права, регулировавшие создание и деятельность органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX в., а также практика их реализации и проявившиеся в ней закономерности историко-правового развития.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания. Использованы методы анализа и синтеза (обусловливающие соответственно условное разделение сложной системы исполнительной власти на отдельные части и исследование эволюции отдельных органов исполнительной власти в системе), сравнительно-правовой метод (позволил сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы (императорские указы, постановления органов исполнительной власти Российской империи и т.д.) в целях выявления их общих и особенных свойств), формально-юридический

(позволил определить юридические понятия и их признаки, классифицировать правовые предписания), структурно-функциональный и интегративный методы (с их помощью всесторонне рассмотрены качественные характеристики этапов развития российского законодательства в области регламентации органов исполнительной власти) и др.

Исследование выполнено с учетом научных принципов: принципа историзма, предполагающего исследование исторических событий во всем многообразии, в конкретных условиях их возникновения и развития; принципа научной объективности, предполагающего учет всей совокупности фактов, повлиявших на становление и развитие системы органов исполнительной власти Российской империи.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период XIX – начала XX в. Хронологические рамки исследования обусловлены необходимостью анализа законодательства Российской империи, направленного на регулирование становления и развития органов исполнительной власти. Нижняя граница диссертационного исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в начале XIX столетия в Российской империи была проведена одна из значимых реформ в области управления государством. В законодательных актах начала XIX в. впервые используется понятие «Верховная исполнительная власть» (ст. 206 Общих Учреждений министерств от 25 июня 1811 г.). В период ХIХ века в Российской империи на волне капиталистической модернизации государство принимало активные усилия по реформированию всей системы управления.

Верхняя граница диссертационного исследования также обусловлена совокупностью определенных факторов. Во-первых, в начале ХХ столетия в Российской империи проведены преобразования в сфере государственной власти и управления. В отечественной историко-правовой науке детально исследовано становление органов законодательной власти данного периода, но недостаточное внимание уделено преобразованиям системы органов исполнительной власти. В 1905-1906 гг. принят целый ряд законодательных

актов, направленных на регламентацию органов исполнительной власти.

Во-вторых, изменение политической системы в 1917 г. повлекло за собой прекращение существования Российской империи и, соответственно, прекращение действия законодательства Империи, в том числе в области регламентации исполнительной власти.

Источниковой базой исследования послужили, прежде всего, правовые акты Российской империи XIX – начала XX вв., а также законодательство более раннего периода, позволившее в пространственно-временном континууме определить тенденции правового развития. Большинство из использованных историко-правовых актов содержатся в Полном собрании законов Российской империи, Своде законов Российской империи и Журналах Комитета министров. Научный анализ правовых источников периода империи позволил выявить основные направления и этапы в развитии российского законодательства, направленного на регламентацию деятельности органов исполнительной власти. Также использованы документы из архивных фондов Государственного архива Российской Федерации (личный фонд государственного контролера Т.И. Филиппова), относящиеся к исполнительной власти.

Научная новизна исследования состоит в обосновании целостной авторской концепции становления и развития системы органов исполнительной власти в России периода империи XIX – начала XX вв.

В диссертации выявлены основные этапы развития законодательства, направленного на регламентацию деятельности органов исполнительной власти дореволюционного периода. Предложена обоснованная периодизация развития отечественного законодательства, регулировавшего становление, развитие, функционирование органов исполнительной власти Показаны особенности эволюции системы органов исполнительной власти, а также процесса становления и развития законодательства, регулирующего деятельность органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX вв. Доказано, что реформирование регионального управления, в

том числе органов, наделенных управленческими функциями, проводилось исключительно на основании законодательных актов центральной власти. Выявлены признаки, позволяющие относить тот или иной властный орган Российской империи к органам исполнительной власти в условиях отсутствия разделения властей.

Положения, выносимые на защиту:

1. В Российской империи XIX века отсутствовало разделение властей
на законодательную, исполнительную и судебную. Основы такого
разделения наметились только с принятием новой редакции Основных
законов Российской империи от 23 апреля 1906г. В то же время,
представляется возможным использовать термин «органы исполнительной
власти» применительно к рассматриваемому в работе периоду. Отдельные
органы могут быть условно отнесены к исполнительной власти на основе
следующих признаков:

1) наделение властными полномочиями по осуществлению
непосредственного управления государством;

2) осуществление функций по реализации указов императора в центре
и на местах;

3) исполнительно-распорядительный характер деятельности;
4)предметная специализация в осуществлении управленческой

5)подотчетность и подконтрольность вышестоящим органам государственной власти.

2. В результате проведенного исследования систематизированы
основные теоретические подходы к реформированию системы органов
исполнительной власти в Российской империи, что позволило распределить
воззрения государственных деятелей изучаемого периода на два традиционно
выделяемых направления: реформаторское и консервативное. Представители
реформаторского направления предлагали меры по системной модернизации
исполнительной власти и всего государственного устройства, тогда как

сторонники консервативной линии настаивали только на умеренных, «косметических» преобразованиях.

3. Организация и деятельность системы органов исполнительной
власти в Российской империи XIX – начала XX века имели прочную
законодательную основу: законодательство устанавливало организационные
формы деятельности государственных органов, закрепляло их внутреннюю
структуру и место в государственном аппарате, определяло территориальный
масштаб деятельности и порядок взаимоотношений с другими
государственными органами и императором. Масштаб власти, находившейся
в руках императора, позволял ему выстраивать строгую вертикаль
административных органов. Главным источником правового регулирования
системы органов исполнительной власти стала ч. 1 т. 1 Свода законов
Российской империи, носившая название «Основные законы Российской
империи».

4. Законодательство Российской империи (в широком понимании),
регламентирующее формирование и функционирование органов
исполнительной власти, представляло собой совокупность нормативных
актов в форме указов, уставов, грамот, положений, мнений Государственного
Совета и иных актов. Такая множественность форм права являлась
характерной для этого периода. Правовое регулирование общественных
отношений, связанных с формированием и функционированием органов
исполнительной власти, осуществлялось на основе именного указа или иной
формы акта, утверждавшегося императором.

4. Система исполнительной власти в Российской империи имела следующие особенности:

1)сочетание отраслевого и территориального принципов организации управления;

2)сочетание на местном уровне органов местного управления и органов местного самоуправления;

3)наложение компетенции центральных и местных органов управления;

4)наделение ряда административных органов отдельными правотворческими и судебными полномочиями.

В организационном плане система регионального управления включала несколько уровней: общее губернское управление (губернаторы, генерал-губернаторы, губернское управление); уездное и городское управление и самоуправление; местное управление и самоуправление на окраинах империи. Государственная практика местного управления в первой половине XIX в. шла по пути дальнейшего усиления власти губернатора как высшего правительственного чиновника в местных административных органах власти. Определенным недостатком системы органов исполнительной власти России можно признать неизменную структуру органов местной власти, плохо соотносившуюся с центральными звеньями органов исполнительной власти.

Первая половина XIX в. ознаменовалась многочисленными преобразованиями государственного аппарата. Российская империя оставалась по форме правления абсолютной монархией, российский император являлся главой всей системы власти в государстве, выступал координатором всех отраслей управления. Однако специализация государственного управления позволяет говорить о первоначальном этапе формирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В 1802 г. в Российской империи была проведена министерская реформа, положившая начало формированию исполнительной власти. Правовыми основами осуществления исполнительной власти стали Манифест «Об учреждении министерств» 1802 г., Манифест «О разделении Государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению принадлежащих» 1810 г., «Общее учреждение министерств» 1811 г. и «Общий наказа министерствам» 1811 г. Министерства были отнесены именно к власти исполнительной, которая в

рамках абсолютной монархии реализовывалась от имени власти верховной. Подтверждением исполнительного характера власти министерств служат разделы «Общих учреждений министерств» 1811 г. «Отношения министерств к власти законодательной» (отделение I главы II) и «Отношения министерств к власти судебной» (отделение III главы II).

Во второй половине XIX в. в структуре исполнительной власти присутствовал дуализм, так как существовало два высших административных органа – Комитет министров и Совет министров. Различия в статусе Совета министров и Комитета министров заключались в следующем: Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к важным, в области внутренней и внешней политики (компетенция Комитета министров была достаточно четко определена и включала в себя: а) дела текущие по всем частям министерского управления; б) дела, которые законом отнесены к ведению Комитета); Совет министров был призван решать наиболее сложные и требующие быстрого разрешения вопросы (компетенция Совета министров не была четко определена). Комитет министров заседал вне высочайшего присутствия, тогда как Совет министров заседал под председательством императора. Четкого разграничения компетенций между органами исполнительной и законодательной властями на этом этапе не существовало.

Начало ХХ столетия в Российской империи характеризуется значительными преобразованиями в государственном устройстве, которые отразились на системе исполнительной власти. Манифест от 17 октября 1905 г. провозгласил необходимость проведения реформ в сфере государственного управления, однако в первую очередь этот документ был ориентирован на законодательную власть, на формирование высшего органа законодательной власти – Государственной думы. Правовыми основами деятельности органов исполнительной власти стали Манифест от 19 октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г. («Учреждение Совета министров»). Основными итогами преобразований в области исполнительной власти

можно считать: 1) создание нового Совета министров, который заменил существовавший ранее орган того же имени, не имевший существенного значения в системе государственного управления. Созданный Совет министров стал самостоятельным органом с четко определенной компетенцией; 2) учреждение должности Председателя Совета министров (ранее председателем являлся император), которая объединила деятельность всех министерств. Председатель наделялся широким кругом полномочий, позволявшим влиять на общее государственное управление, а также рассматривался как глава правительства; 3) законодательно закреплен институт министерской скрепы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные теоретические положения и выводы развивают и дополняют историю правовой регламентации исполнительной власти в Российской империи и тем самым вносят вклад в историко-правовую науку. В диссертации сформулирована и обоснована авторская концепция формирования целостного механизма правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти, а также представлена завершенная теоретическая концепция формирования системы исполнительной власти в Российской империи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства РФ в области регулирования вопросов, связанных с функционированием органов исполнительной власти, в научно-исследовательской деятельности, предметом которой являются проблемы становления и развития государственного управления. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплины «История отечественного государства и права» и при написании учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре теории и истории государства и права юридического

факультета Казанского (Приволжского) федерального университета. Основные положения и выводы исследования изложены в 8 публикациях автора, из них 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Главные положения и выводы диссертации изложены в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях, в том числе «Наука и образование: проблемы и перспективы: международная научно-практическая конференция» (Москва, 31 марта 2015 г.); «Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: международная научно-практическая конференция (Тамбов, 31 июля 2014 г.); «Ключевые проблемы современной науки: X Международная научно-практическая конференция» (Болгария, 17-25 апреля 2014 г.). Основные положения и выводы исследования апробированы автором диссертации в учебном процессе при чтении лекций по курсу конституционного права в Астраханском государственном университете.

Структура диссертации обусловлена поставленными целью и задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, библиографический список.

Формирование системы органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX вв.: причины, условия, периодизация

Теоретико-правовой и историко-правовой основой диссертационного исследования послужили работы А.А. Дорской, Ю.С. Решетова, Д.А. Пашенцева, Н.Ю. Куприной, Р.А. Ромашова, Д.А. Калининой, В.А. Летяева, А.В. Погодина , позволившие исследовать историко-правовые акты, систематизировать их, представить и обосновать периодизацию развития законодательства, направленного на регламентацию деятельности государственных органов.

В целом, несмотря на большое количество работ, в которых исследованы различные аспекты формирования и развития органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX вв., практически отсутствуют комплексные обобщающие исследования, в которых бы на историко-правовом материале раскрывались закономерности становления исполнительной власти как сложной системы.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативных правовых актов и практики их применения сформировать целостную концепцию становления и развития системы органов исполнительной власти регламентировавшего их деятельность законодательства в Российской империи XIX – начала XX вв.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи: – выявить основные теоретические подходы к организации и системе органов исполнительной власти, а также реформаторские и консервативные тенденции в организации исполнительной власти в XIX – начале XX вв. – выявить роль органов исполнительной власти в государственном аппарате России в XIX – начале XX вв.; – установить причины и условия формирования структуры органов исполнительной власти в Российской империи, обосновать периодизацию деятельности органов исполнительной власти на основе анализа законодательных актов XIX – начала XX вв.; – раскрыть правовые основы, регулирующие функционирование региональных органов управления в Российской империи; – установить особенности порядка формирования органов исполнительной власти первой половины XIX в., и их правового регулирования в законодательных актах; – установить особенности порядка формирования органов исполнительной власти в Российской империи, опираясь на законодательные акты середины – второй половины XIX в.; – выявить особенности эволюции структуры органов исполнительной власти в начале XX столетия, опираясь на законодательные акты (Свод основных законов Российской империи) в области закрепления полномочий органов исполнительной власти.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные со становлением и развитием органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX в.

Предмет исследования составляют нормы права, регулировавшие создание и деятельность органов исполнительной власти в Российской империи XIX – начала XX в., а также практика их реализации и проявившиеся в ней закономерности историко-правового развития.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания. Использованы методы анализа и синтеза (обусловливающие соответственно условное разделение сложной системы исполнительной власти на отдельные части и исследование эволюции отдельных органов исполнительной власти в системе), сравнительно-правовой метод (позволил сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы (императорские указы, постановления органов исполнительной власти Российской империи и т.д.) в целях выявления их общих и особенных свойств), формально-юридический (позволил определить юридические понятия и их признаки, классифицировать правовые предписания), структурно-функциональный и интегративный методы (с их помощью всесторонне рассмотрены качественные характеристики этапов развития российского законодательства в области регламентации органов исполнительной власти) и др. Исследование выполнено с учетом научных принципов: принципа историзма, предполагающего исследование исторических событий во всем многообразии, в конкретных условиях их возникновения и развития; принципа научной объективности, предполагающего учет всей совокупности фактов, повлиявших на становление и развитие системы органов исполнительной власти Российской империи. Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период XIX – начала XX в. Хронологические рамки исследования обусловлены необходимостью анализа законодательства Российской империи, направленного на регулирование становления и развития органов исполнительной власти. Нижняя граница диссертационного исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в начале XIX столетия в Российской империи была проведена одна из значимых реформ в области управления государством. В законодательных актах начала XIX в. впервые используется понятие «Верховная исполнительная власть» (ст. 206 Общих Учреждений министерств от 25 июня 1811 г.). В период ХIХ века в Российской империи на волне капиталистической модернизации государство принимало активные усилия по реформированию всей системы управления.

Верхняя граница диссертационного исследования также обусловлена совокупностью определенных факторов. Во-первых, в начале ХХ столетия в Российской империи проведены преобразования в сфере государственной власти и управления. В отечественной историко-правовой науке детально исследовано становление органов законодательной власти данного периода, но недостаточное внимание уделено преобразованиям системы органов исполнительной власти. В 1905-1906 гг. принят целый ряд законодательных актов, направленных на регламентацию органов исполнительной власти. Во-вторых, изменение политической системы в 1917 г. повлекло за собой прекращение существования Российской империи и, соответственно, прекращение действия законодательства Империи, в том числе в области регламентации исполнительной власти.

Региональные органы управления в Российской империи в XIX – начале XX вв

Значение губернатора как представителя высшей правительственной власти выражалось: 1) в его отношениях к другим губернским учреждениям и должностным лицам; 2) в надзоре за местным управлением. В своих отношениях к губернским и уездным учреждениям и должностным лицам губернатор является и органом, представляющим высшую правительственную власть, и администратором . Как видим, губернатор наделялся полномочиями в исполнительной сфере.

Одним из элементов исполнительного аппарата местной администрации была полиция. Она подразделялась на местную и городскую, специальных губернских полицейских органов не было, объединяющим органом всей полицейской системы был сам губернатор.

Реформы второй половины XIX столетия (крестьянская, судебная, земская и городская, введение всеобщей воинской повинности) освободили губернатора от ряда судебных и административных функций; а крестьянская, земская и городская реформы расширили сферу губернаторского надзора.

Таким образом, в первой половине XIX в. в Российской империи, в результате многочисленных реформ предшествующего столетия сложилась система высших, центральных и местных учреждений.

Последующие организационно-структурные изменения в сфере местного самоуправления связаны с эпохой «великих реформ». Согласимся с Р.Т. Мухаевым, что термин «реформа» употребляется исследователями в отношении различных мероприятий и акций, относящихся практически ко всем царствованиям XVIII в. и первой половины XIX в. , однако именно в 60-е годы при Александре II была предпринята комплексная модернизация российского общества.

Как отмечает В.М. Грибовский, при введении самоуправления правительство стояло на той точке зрения, что самоуправление не представляет собой особой организации государственного управления, а лишь отказ государства в пользу самоуправляющихся единиц от заведования чуждыми для него местными хозяйственными делами. Вследствие этого органы самоуправления при своем возникновении оказались не только разобщенными в плане совместной деятельности с органами управления, но и лишенными самостоятельной исполнительной власти .

1 января 1864 г. император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях . В 1865 г. земские учреждения были созданы в 19 губерниях европейской части России. В 1866 г. земские органы были созданы в Смоленской, Тверской, Тульской, Симбирской, Орловской, Владимирской, Саратовской, Екатеринбургской и Таврической губерниях, в 1867 г. – Вятской и Олонецкой губерниях, в 1869 г. – в Бессарабской губернии. В 1875 г. земские учреждения были введены в области войска Донского . За период 1865-1875 гг. земские учреждения были созданы в губерниях европейской части империи. На окраины (в Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Астраханской и Архангельской губерниях) действие закона не распространялось.

По нашему мнению, организационно и институционально структура земских управ в своём развитии прошла три этапа, рубежами между которыми стали Положения 1864, 1890 гг. и закон «Об изменении действующего Положения о губернских и уездных земских учреждениях впредь до издания нового о них Положения» от 9 июня 1917 г. Земские учреждения создавались на уровне губерний и уездов. Структурно они как в губерниях, так и в уездах состояли из земского собрания и земской управы. Губернские и уездные земские учреждения состояли из уездных и губернских земских собраний (распорядительные органы) и уездных и губернских управ (исполнительных органов). Положение закрепляло способ формирования земских собраний и управ. Как распорядительные, так и исполнительные органы были выборными. Формирование земских представительных органов производилось путем многоступенчатых выборов и непрямого представительства. Избиратели делились на три курии: 1) землевладельцы, вне зависимости от сословной принадлежности; 2) горожане, имевшие в собственности недвижимое имущество в городе; 3) члены сельских сообществ. Раз в год гласные созывались на сессию для утверждения годовых отчетов исполнительных органов – управ, для рассмотрения дел земского хозяйства, доходов и расходов. Исполнительные органы уездного и губернского земства – уездные и губернские земские управы – состояли из председателя и членов, которые избирались уездными и губернскими земскими собраниями (ст. 46-48 Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г.). Председатели уездных земских управ утверждались в своей должности губернатором, а председатели губернских управ – министром внутренних дел. Председатель и члены земских управ считаются состоящими на государственной службе.

Правовая регламентация организации и функционирования структуры органов исполнительной власти во второй половине XIX в

Начало ХХ столетия в Российской империи ознаменовано значительными преобразованиями в государственном устройстве. Под напором внутренних и внешних факторов российское правительство было вынуждено предпринять ряд мер, которые были направлены на либерализацию государственно-политической сферы, а также на ограничение императорской власти. Реформы были обусловлены сложной политической и экономической ситуацией в стране, которая представляла угрозу целостности Российской империи. В отечественной историко-правовой науке существует мнение, что наиболее важными направлениями преобразований стали: реализация идеи об органе представительной власти, которая находилась в центре внимания на протяжении всего XIX в.; легализация оппозиционной политической деятельности, что позволило в достаточно сжатые сроки сформировать многопартийную систему, которая стала оказывать прямое воздействие на управление государством . Манифест от 17 октября 1905 г. провозгласил необходимость проведения реформ в сфере государственного управления. Суть Манифеста сводилась к следующим аспектам: дарование подданным империи незыблемых основ гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов (п. 1); выборы Государственной думы с привлечением тех слоев населения, которые ранее были лишены избирательных прав; дальнейшее развитие начал общего избирательного права (п. 2); наделение Государственной думы функциями органа законодательной власти, «чтобы никакой закон не мог быть принят без одобрения Государственной думы» (п. 3). Таким образом, Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил курс на реформы, но в первую очередь был ориентирован на законодательную власть, формирование высшего органа законодательной власти – Государственной думы. Законодатель не оставил без внимания реформирование и системы органов исполнительной власти. Правовыми основами деятельности органов исполнительной власти стали Манифест от 19 октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г. («Учреждение Совета министров»).

Манифестом от 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» было положено начало реформирования органов исполнительной власти в Российской империи. Цель реформы определена в манифесте как «укрепление единства в деятельности министерств и главных управлений». В Манифесте подчеркивается, что министерства по своей сути остаются учреждениями, посредством которых верховная исполнительная власть действует на всей части управления верховной власти. Положения, провозглашенные в Манифесте от 19 октября 1905 г., получили развитие в Своде основных государственных законах, изданных в 1906 г. . Целесообразно рассмотреть регламентацию деятельности высших органов исполнительной власти на примере Свода основных государственных законов (нормы Манифеста 1905 г. повторены и расширены в Своде основных государственных законов 1906 г.).

Свод основных государственных законов представляет собой собрание законоположений, относящихся к общим началам государственного строя России. Впервые государственные законы были кодифицированы в 1832 г., однако издание Манифестов 1905 г. повлекло за собой их пересмотр. Пересмотр государственных законов затрагивал, прежде всего, три вопроса – реорганизация Государственного совета, учреждение Государственной думы, создание Совета министров. Свод основных государственных законов 1906 г. состоит из следующих частей:

Основные государственные законы; Приложения к основным государственным законам (Приложение 1 «Подробное описание государственного герба и государственной печати»; Приложение 4 «Правила о порядке пользования, распоряжения и наследования заповедными имуществами, представляемыми правнукам императора»); Учреждение Государственного совета; Учреждение Государственной думы; Приложения к Учреждению Государственной думы (Приложение 1 «Торжественное обещание членов Государственной думы»; Приложение 2 «Правила о порядке получения довольствия членами Государственной думы»); Положение о выборах в Государственную думу; Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а ровно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных; Учреждение Совета министров; Приложение к Учреждению Совета министров (Правила о порядке направления финляндских дел, касающихся интересов империи»); Учреждение Правительствующего сената.

Регламентации деятельности органов исполнительной власти посвящено два раздела Свода основных государственных законов. Учреждение Совета министров закрепило итоги преобразований Совета министров.

Оценивая значение Свода основных государственных законов, С.А. Котляревский отмечал, что 23 апреля 1906 г. Россия получила конституционную хартию .

Основной причиной реформы высшего органа исполнительной власти – Совета министров – стала необходимость укрепления единства в деятельности министров . Основные государственные законы 1906 г. сохраняли абсолютный характер власти российского императора. Статья 4 объявляет о принадлежности верховной самодержавной власти императору всероссийскому. Исполнительная власть регламентируется нормами сразу нескольких глав Основных законов (глава первая «О существе верховной самодержавной власти», глава одиннадцатая «О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями»). Статья 10 еще раз подчеркивает, что власть управления в пределах всего государства сосредоточена в руках императора, но управление верховное должно осуществляться непосредственно монархом, а в делах управления подчиненного часть власти вверяется соответствующим местам и лицам, которые должны действовать от имени императора и по его повелениям. Исследование норм главы, посвященной власти императора (глава первая «О существе верховной самодержавной власти»), позволило выявить ряд вопросов, урегулированных законодателем, относящихся к осуществлению власти исполнительной:

Правовая регламентация организации и функционирования структуры органов исполнительной власти в начале XX в

Особые совещания наделялись широким кругом полномочий, однако являлись временными органами и не сыграли значимой роли в процессе эволюции органов исполнительной власти Российской империи.

Исследование законодательных актов, а также политической ситуации в России, позволяет установить предположить, что Российская империя рассматриваемого периода представляла по форме правления абсолютную монархию с элементами конституционализма. Соответственно институт министерской скрепы не был призван ограничивать власть императора, а только удостоверял содержание правового акта. Однако предпринятые меры свидетельствовали о начальном этапе формирования конституционализма в России и со временем могли бы привести к складыванию конституционной монархии. Таким образом, предпринятый в главе анализ позволил выявить и охарактеризовать основные этапы эволюции правовой регламентации системы органов исполнительной власти в Российской империи второй половины ХIХ – начала ХХ века.

Первая половина XIX в. была отмечена существенными преобразованиями государственного аппарата. Российская империя оставалась по форме правления абсолютной монархией, российский император являлся главой всей системы власти в государстве, выступал координатором всех отраслей управления. Однако наметившаяся специализация государственного управления дает основания говорить о первоначальном этапе формирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В 1802 г. в Российской империи была проведена министерская реформа, положившая начало формированию исполнительной власти. Правовыми основами осуществления исполнительной власти стали Манифест «Об учреждении министерств» 1802 г., Манифест «О разделении Государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению принадлежащих» 1810 г., «Общее учреждение министерств» 1811 г. и «Общий наказа министерствам» 1811 г. Министерства были отнесены именно к власти исполнительной, которая в рамках абсолютной монархии реализовывалась от имени власти верховной. Подтверждением исполнительного характера власти министерств служат разделы «Общих учреждений министерств» 1811 г. «Отношения министерств к власти законодательной» (отделение I главы II) и «Отношения министерств к власти судебной» (отделение III главы II). Во второй половине XIX в. для структуры исполнительной власти был характерен дуализм, так как существовало два высших административных органа – Комитет министров и Совет министров. Различия в статусе Совета министров и Комитета министров заключались в следующем: Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к важным, в области внутренней и внешней политики (компетенция Комитета министров была достаточно четко определена и включала в себя: а) дела текущие по всем частям министерского управления; б) дела, которые законом отнесены к ведению Комитета); Совет министров был призван решать наиболее сложные и требующие быстрого разрешения вопросы (компетенция Совета министров не была четко определена). Комитет министров заседал вне высочайшего присутствия, тогда как Совет министров заседал под председательством императора. Четкого разграничения компетенций между органами исполнительной и законодательной властями на этом этапе не существовало.

Начало ХХ столетия в Российской империи характеризуется значительными преобразованиями в государственном устройстве, которые отразились на системе исполнительной власти. Манифест от 17 октября 1905 г. провозгласил необходимость проведения реформ в сфере государственного управления, однако в первую очередь этот документ был ориентирован на законодательную власть, на формирование высшего органа законодательной власти – Государственной думы. Правовыми основами деятельности органов исполнительной власти стали Манифест от 19 октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г. («Учреждение Совета министров»). Основными итогами преобразований в области исполнительной власти можно считать: 1) создание нового Совета министров, который заменил существовавший ранее орган того же имени, не имевший существенного значения в системе государственного управления. Созданный Совет министров стал самостоятельным органом с четко определенной компетенцией; 2) учреждение должности Председателя Совета министров (ранее председателем являлся император), которая объединила деятельность всех министерств. Председатель наделялся широким кругом полномочий, позволявшим влиять на общее государственное управление, а также рассматривался как глава правительства; 3) законодательно закреплен институт министерской скрепы.