Смежные права правовая охрана

admin

Международно-правовая охрана смежных прав Иванов Артем Алексеевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов Артем Алексеевич. Международно-правовая охрана смежных прав: диссертация . кандидата Юридических наук: 12.00.03 / Иванов Артем Алексеевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия], 2017.- 217 с.

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Институт смежных прав в международном частном праве .17

1.1. Понятие смежных прав и их соотношение с авторскими правами .17

1.2. Международно-правовая охрана и защита смежных прав: соотношение понятий .61

1.3. Международные соглашения как средство охраны смежных прав .70

ГЛАВА 2. Защита смежных прав в отношениях, осложненных иностранным элементом .98

2.1. Право, применимое к защите смежных прав 98

2.2. Способы защиты смежных прав .115

2.3. Международно-правовая охрана смежных прав в сети интернет 145

Список использованной литературы .

Международно-правовая охрана и защита смежных прав: соотношение понятий

Человеческое общество постоянно развивается. Эпоха сменяет эпоху. Общественные отношения становятся всё разнообразнее и сложнее. С появлением детерминантов, предопределивших общественное развитие, появились новые отношения и связи. Следовательно, возникает необходимость их нормативно-правового регулирования со стороны государства.

Рассмотрим генезис появления детерминантов, совокупность которых, стала той базой, на которой сформировался такой правовой институт как смежные права. Первым таким детерминантом стала письменность, представляющая собой систему знаков, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных на расстоянии и придания этим данным вневременного характера1. Изначально люди не владели данным инструментом выражения информации. Бумага, ее разновидности в зависимости от конкретной исторической эпохи, вместе с навыками письменной речи, стала первым носителем информации, в том числе носящей творческий характер. Следующей вехой в сфере развития носителей информации стал изобретение Иоганном Гуттенбергом нового способа книгопечатания. В результате книгопечатание распространилось почти по всей Европе. Известно до 1000 имен печатников того времени, 6/7 этого количества составляли религиозные и схоластические сочинения, остальные: научная и древняя литература2. Фонограф, изобретенный Томасом Эдисоном, был предтечей граммофона, патефона и устройств звукозаписи и звуковоспроизведения. Прогнозируя практическое применение своего изобретения, Эдисон предполагал, что прибор будет использоваться для записи «последних желаний джентльменов на смертном одре»1. Появление пленки позволило создавать аппараты для съемки и проекции, которых за несколько лет предложили более десятка. Братья Люмье изменили мир, создав новый аппарат, который они назвали «кинематограф». Среди первых показанных на киноаппарате был «Политый поливальщик» — первый в мире игровой фильм2. В 1979 году появляется первый компакт-диск (Compact Disk, CD), постепенно вытеснивший магнитную ленту и виниловые пластинки. Его появление ознаменовало собой переворот в мире музыки. Разработчики нового носителя исходили из физических характеристик: размеров (диск диаметром 11,5 см), на который можно было записать около часа музыки. В дальнейшем объем диска был увеличен с одного часа до 74 минут – достаточно чтобы записать на такой диск девятую симфонию Бетховена3. 17 августа в немецком городе Лангенхаген на фабрике Philips, был выпущен первый компакт-диск. На нем был записан альбом The Visitors группы ABBA4. В 1996 году на смену компакт-дискам пришел формат DVD (Digital Versatile Disc). Фактически, тот же компакт-диск, но с увеличенным объемом хранения данных. Новый формат позволил издавать на носителе сложные аудиовизуальные произведения, компиляции, записи спектаклей, альбомы музыкантов и исполнителей и другие результаты интеллектуальной деятельности5. Определенные технологии не получают дальнейшего своего использования и предаются забвению. Но вместимость и скоростные показатели носителей информации растут очень быстро, и спада их не предвидится. Появление такого изобретения как телевидение заставило шестеренки общественного развития вращаться еще быстрее. С технической точки зрения телевидение – это передача на расстояние подвижных изображений при помощи радиоэлектронных устройств. Впервые возможность передачи таких изображений на дальние расстояния обосновал в конце XIX века португальский ученый А. ди Пайва. Независимо от него к такому же выводу пришел русский ученый П.И. Бахметьев. Оба они поняли, что элементы изображения можно преобразовывать в электрические сигналы и в таком виде передавать по каналам связи. На другом конце линии электрические сигналы вновь преобразовывались в изображение. В 1907 году русский радиофизик Борис Львович Розниг изобрел телевидение с электронно-лучевой трубкой. 22 мая 1911 года им осуществлена первая в мире телевизионная передача1. Таким образом, научно-технический прогресс за последние несколько столетий породил новые носители информации, новые формы существования авторских произведений в объектах смежных прав. Данные объекты нашли свое отражение в положениях таких международно-правовых актов как Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций (Рим, 26.10.1961 г.); Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29.10.1971 г.); Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21.05.1974 г.); Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 05.05.1989 г.); Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24.09.1993 г.); Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (1994); Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (20.12.1996 г.); Европейская конвенция об охране аудиовизуального наследия (Страсбург, 08.11.2001 г.); Анти-контрафактное торговое соглашение (Токио, 01.09.2011 г.); Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (Пекин, 24.07.2011 г.). Более того, с появлением телевидения, у авторов произведений, режиссеров-постановщиков появилась не только возможность, посредством новой технологии, донести до большой аудитории результаты своей деятельности, но и сами произведения приобрели новую форму объективного существования – телевизионный формат. Следовательно, возникла необходимость в охране прав организаций эфирного и кабельного вещания.

Соответственно, появился и новый объект таких правоотношений – сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания, либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

С дальнейшим развитием науки и техники сложилась негативная ситуация при которой началось «бесконтрольное тиражирование произведений, исполнений, фонограмм, радио- и телепередач, что лишило исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания возможности регулировать процесс использования результатов их деятельности»1.

Международные соглашения как средство охраны смежных прав

Вопрос о разграничении субъектов использования произведений в процессе их сообщения по кабелю исследовался разными учеными. Орлова В.В. и Леонтьев К.Б. полагают, что обязанность по получению соответствующего разрешения правообладателей и выплате авторского вознаграждения лежит на кабельном операторе1. В литературе отстаивается точка зрения, что в процессе определения статуса субъекта, использующего результаты интеллектуальной деятельности, охраняемых авторским правом, путем их сообщения по кабелю, достаточным условием является оказание таким субъектом коммерческой услуги кабельного телевидения потребителю. То есть, установление факта оказания такой услуги конкретным поставщиком есть подтверждение того, что данный поставщик услуги (оператор связи) является субъектом, использующим произведения путем сообщения по кабелю2. Мы не согласны с данным мнением.

Может сложиться представление, что субъектом, у которого возникают права на данный объект, является оператор связи, однако он – своего рода посредник между самой вещательной организацией, отправляющей сигнал, и потребителем (роль оператора связи заключается исключительно в предоставлении потребителю доступа к контенту радио- или телепередачи путем оказания соответствующих услуг связи).

В действующем законодательстве отражены два способа (среды) осуществления вещания: посредством эфирного и кабельного сообщения. Однако все большее распространение получает форма вещания через сеть Интернет (web-casting) путем предоставления пользователям широкого доступа к данным записям, развиваются и технологии мобильного вещания, базирующиеся на применении стандарта цифрового эфирного вещания DVB H. Несмотря на это, правовое положение вещания через Интернет и мобильные телефоны до сих пор не отражено в законодательстве, соответственно, не обеспечивается и правовая охрана таким способам вещания, поскольку они не охватываются нормой статьи 1225 ГК РФ. Хотя теоретическая база таких форм вещания заключается в исключительном праве вещательных организаций на доведение до всеобщего сведения – праве разрешать доступ к данным объектам в цифровой среде, никаких упоминаний относительно собственно самого вещания через Интернет или с применением мобильных технологий в ГК РФ не содержится. Таким образом, необходим пересмотр действующего положения части четвертой ГК РФ с учетом новых реалий в сфере вещания.

Аналогичной точки зрения о статусе оператора связи придерживается профессор М.В. Шугуров в своей работе «Гармонизация защиты смежных прав вещательных организаций в Европейском союзе»1. Анализируя положения международных документов посвященных вещанию, он отмечает, что оператор кабельной связи не должен обладать правом, предусмотренным в пункте 2 статьи 6 Директивы 92/100/ЕЭС2 в том случае, если он просто ретранслирует посредством кабеля передачи вещательных организаций. Из этого следует, что дистрибьюторы не могут разрешать или запрещать запись передач, передаваемых по кабелю. В данном положении нашел свое закрепление подход некоторых государств ЕС, заключающийся в том, что дистрибьюторы не могут и не должны наделяться правами вещательных организаций, поскольку они всего лишь осуществляют ретрансляцию полученных передач. В результате статья 6 содержит непрямую дефиницию понятия «вещательная организация». К ней относится именно организация, которая обладает правом на запись (фиксацию) вне зависимости от осуществляемого ею способа вещания1. Подобная позиция высказывалась и ранее2. Деятельность вещателей в силу ст. 31 закона «О средствах массовой информации» подлежит лицензированию3. Лицензия на вещание дает ее держателю право с помощью технических средств эфирного, проводного или кабельного вещания осуществлять распространение продукции зарегистрированных СМИ, то есть положения закона о СМИ позволяют определить вещателя как распространителя продукции СМИ. Этим он, с одной стороны, отличается от производящих компаний, которые создают определенный информационный продукт (контент) – сериалы, викторины, ток-шоу. Однако эти компании не являются лицами, взявшими на себя инициативу и ответственность за распространение таких программ в той или иной среде (не осуществляют самостоятельного их распространения). С другой стороны, деятельность вещателя не совпадает с деятельностью организаций электросвязи (операторов связи), содержание услуги которых состоит в техническом обеспечении доставки сигнала до абонентов. Распространение радио- и теле-программ по сравнению с распространением сигнала – более сложный процесс. Оператор связи предоставляет вещателю доступ к сети связи телерадиовещания оператора связи и/или осуществляет передачу сигнала телерадиовещания до пользовательского оборудования. Данная деятельность ни в коем случае не может быть приравнена к вещанию: организации связи, а также потребителям ее услуг безразлично содержание информации, заложенной в сигнале. Значение имеют только технические характеристики распространяемого сигнала

Оператор связи не является правообладателем той или иной радио- или телеперадчи и, соответственно, исключительных прав на нее не имеет, в отличие от вещательной организации. Таким образом, оператор связи не может быть субъектом права организаций вещания, то есть вещателем, однако он является распространителем с точки зрения обладания лицензий именно на непосредственное оказание услуг связи.

Наряду с субъектами, оказывающими всевозможные услуги связи, не теряют своей актуальности операторы сотовой связи, чья деятельность представляет исследовательский интерес в рамках диссертационного исследования. В существующих статьях части четвертой ГК РФ нет положений, касающихся таких результатов интеллектуальной деятельности как «мобильный контент», чья природа, по-нашему мнению, близка к объектам смежных прав. Непосредственная услуга сотовой — голосовые вызовы. Но, с быстрым развитием сотовой связи расширился спектр дополнительных услуг. Сформировался рынок дополнительных услуг сотовой связи, которые получили название Mobile Value Added Services, больше известные как контент-услуги. Невенчанный А.А. дал следующее определение контент-услугам: «Контент-услуги – это дополнительные услуги сотовой связи, которые подразумевают получение на свой сотовый телефон загружаемой по средствам (SMS, MMS, WAP и т.п.) технологии платной персонализированной информации для личного пользования»2. К развлекательному контенту относятся различные рингтоны, рингбэктоны, картинки (статичные, анимационные), java-игры, клипы, видеотоны, мобильное телевидение и другое.

Способы защиты смежных прав

В соответствии со ст. 7 Римской конвенции, устанавливается минимальная охрана прав исполнителей. Конвенция допускает возможность предотвращать действия, определенные в конвенции: «передачу в эфир или иное сообщение для всеобщего сведения «живого» исполнения, ранее не переданного в эфир и осуществляющего записи исполнения; осуществление записи исполнения, которое ранее не было записано; воспроизведение записи исполнения, если первоначальная запись была осуществлена без согласия исполнителя, либо воспроизведение осуществляется не в тех целях, для которых исполнитель дал свое согласие, либо воспроизведение записи, осуществленной в соответствии с исключениями из прав исполнителей осуществляется не в тех целях, которые предусмотрены соответствующими исключениями» (статья 15).

Конвенция в качестве минимального уровня охраны указывает на обязательность предоставления им возможности контролировать только один из видов использования фонограмм – их воспроизведение, то есть «изготовление одного или нескольких экземпляров записи» (статья 3).

В соответствии с конвенцией, производители фонограмм имеют также возможность контролировать любое включение их фонограмм в аудиовизуальные произведения.

Конвенция гарантирует минимальные права вещательным организациям (статья 13 конвенции): «одновременная ретрансляция осуществляемых ими передач в эфир другими вещательными организациями; запись осуществляемых ими передач в эфир; сообщение для всеобщего сведения телевизионных передач в эфир, осуществляемое в местах с платным входом для представителей публики». Минимальный гарантируемый конвенцией срок охраны объектов смежных прав составляет 20 лет. Национальное законодательство государств-участников может предусматривать больший срок по сравнению с минимально гарантируемым конвенцией.

Римская конвенция дает исполнителю возможность контролировать запись и воспроизведение его исполнений, при этом не ограничиваясь только случаями звуковых записей. В соответствии с принципом, заложенным в статье 19 Римской конвенции, как только исполнитель «дает согласие на включение результата его творческой деятельности в фонограмму или аудиовизуальную запись, положения статьи 7 конвенции не применяются» (статья 19).

В статье 3 Римской конвенции даются определения понятий исполнителей, фонограммы, производителя фонограмм, публикации, воспроизведения, передачи в эфир, ретрансляции. Исполнители в соответствии со статьей 3 – это: «актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие люди, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении произведений. Производители фонограмм – это физические и юридические лица первыми осуществившие запись звуков. Фонограмма – исключительно звуковая запись, звуки, включенные в аудиовизуальное произведение. Передача в эфир – передача беспроволочным способом для приема публикой звуков или изображений и звуков. Ретрансляция – одновременные передачи в эфир» (статья 3).

Российская Федерация в соответствии с Заявлением, сделанным при присоединении к Римской конвенции, в соответствии с п. 3 ст. 5 Римской конвенции отказалась от применения «критерия места первой записи фонограмм в качестве одного из условий предоставления или охраны на национальном режиме» (пункт 1 Заявления). Поэтому можно отметить, что в Российской Федерации в соответствии с положениями Римской конвенции охраняются только фонограммы, производители которых являются гражданами других участвующих в конвенции государств или опубликование которых имело место в других участвующих в конвенции государствах.

Рассмотрим достоинства и недостатки Международной конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций.

Конвенция предоставляет каждому государству-участнику возможность самостоятельного определения тех способов, с помощью которых будут осуществляться предусмотренные конвенцией права исполнителей в случае участия в одном и том же исполнении нескольких исполнителей (ст. 8 конвенции), в том числе в случаях использования произведений оркестрами, ансамблями, группами и иными коллективами исполнителей.

При всех достоинствах римской конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций в ней отсутствует регулирование целого ряда вопросов, которые возникают при ее применении.

Предлагаемые конвенцией определения вызывают проблемы, обусловленные техническим развитием и появлением новых способов использования объектов смежных прав. Некоторые термины, использованные в конвенции, не определены.

Предусмотренное конвенцией право исполнителей «предотвращать не разрешенную ими передачу в эфир своих исполнений включает только случаи беспроводной передачи и не распространяется ни на ретрансляцию передачи в эфир, исполнений по кабелю, ни на иные случаи осуществления кабельного вещания» (статья 7).

Международно-правовая охрана смежных прав в сети интернет

Западные специалисты также отмечали важное значение опубликования решений суда как способа защиты. Так, в книге «Неимущественные права: принципы, практика и новые технологии» Мира Т. Сундара Раджан подчеркивает, что разработчики Гражданского кодекса РФ намеренно выделили опубликование решения суда в отдельный способ защиты прав автора в целях «вывести из тени нарушения авторских прав»1. Также Сундара Раджан обращает внимание на то, что обнародование информации является действенным противоядием в отношении политики информационного вакуума и ограничения прав автора, действовавших в советский период.

Чаще всего указанный способ защиты используется защищающим свое право субъектом интеллектуальных прав в совокупности с иными требованиями данного порядка, к примеру, с требованием о признании права, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Нельзя не отметить связанную с названным способом защиты практическую проблему. Это источник (порядок) публикации. На этот вопрос существует две основные точки зрения. Первая заключается в том, что при вынесении решения суд по требованию истца указывает (если это не случай нарушения личных неимущественных прав в отношении автора патента либо селекционного достижения) конкретное средство массовой информации, в котором тот хочет видеть такую публикацию решения суда, соответственно, такая публикация осуществляется за счет нарушителя (ответчика). Таким образом, представляется бесспорным, что публикация решения суда о допущенном нарушении должна осуществляться в специализирующемся на профильных вопросах средстве массовой информации по требованию истца и по усмотрению суда за счет ответчика. То есть при применении указанного способа защиты истец должен указать желаемый источник публикации, а ответчик осуществить все необходимые действия для того, чтобы такая публикация имела место в указанном судом источнике.

Праву зарубежных стран опубликование решения суда о допущенном нарушении как способ защиты авторских и смежных прав, в том числе и личных неимущественных, также давно известно. Приведем некоторые примеры.

Пункт (с) ст. 858 Закона Чили об интеллектуальной собственности № 17.336, вступившего в силу 2 октября 1970 года1 устанавливает, что правообладатель имеет право, выплаты морального вреда и материального ущерба, а также публикации резолютивной части решения суда за счет нарушителя в газете по усмотрению правообладателя, распространяемой на коммерческой основе в соответствующем регионе.

Согласно ч. 6 ст. 95 Закона Болгарии об авторских и смежных правах, вступившего в силу 1 августа 1993 года2, правообладатель вправе требовать публикации резолютивной части решения суда за счет ответчика в двух газетах, выходящих ежедневно, и на телеканале, ведущем свое вещание на территории всей страны, на срок, определенный судом.

Анализируя российскую и зарубежную судебную практику, можно прийти к выводу, что использование такого способа защиты, как публикация решения суда о допущенном нарушении, имеет хорошую перспективу – при защите нарушенных прав правообладатели нередко заявляют в требованиях об обязании ответчика опубликовать решение суда о допущенном нарушении. Зачастую при удовлетворении исковых требований истца данное требование также удовлетворяется.

Технические средства защиты. Статья 1309 ГК РФ дает определение технических средств защиты смежных прав. По смыслу данной нормы, технические средства защиты смежных прав представляют собой любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к объекту смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта. Содержащееся в статье 1309 ГК РФ определение технических средств защиты смежных прав совпадает с определением в статье 1299, но с заменой терминов.

Также в данной статье указано, что к ним применяются положения статьи 1299 ГК РФ, посвященные техническим средствам защиты авторских прав, а также положения статьи 1311 ГК РФ, предусматривающие выплату нарушителем компенсации в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав.

По своей природе сами технические средства защиты смежных прав в отличие от способов, закрепленных в статьях 1250-1253 ГК РФ, не влекут для нарушителя юридических последствий. Они всего лишь, будучи комплексом технологий и устройств, носят ограничительный характер. То есть нарушитель благодаря действию данных средств не сможет сделать нелегальную копию материального носителя (например, компакт-диска) с записями фонограмм содержащих исполнения авторских песен на своем оборудовании и в дальнейшем реализовать ее. Можно отметить, что технические средства являются вполне действенным средством защиты смежных прав, которые, соответственно в отличие от мер ответственности, не влекут юридической ответственности для нарушителя смежных прав и не дают возможности другим лицам совершить правонарушение. Однако, обход технических средств, а именно, как предусмотрено в п.2 ст. 1299 ГК РФ «осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав» не допускается. То есть устанавливается запрет на осуществление без согласия правообладателя действий, которые направлены на то, чтобы устранить технические средства защиты и тем самым обеспечить доступ к произведению или возможность его использования. Не допускается также нелегальное использование самих технических средств защиты (по смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 1299 ГК РФ): «изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав». Поэтому пунктом 3 статьи 1299 ГК РФ за вышеотмеченные действия предусматривается гражданско-правовая ответственность. Данный пункт отсылает к статье 1301 ГК РФ, предусматривающей требование от нарушителя выплаты компенсации, что также предусмотрено статьей 1311 ГК РФ по отношению и в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав. Однако при анализе данных положений возникает вопрос – в качестве кого нарушитель будет нести гражданско-правовую ответственность?

Международно-правовая охрана смежных прав

В международном авторском праве складывается система охраны так называемых «смежных прав авторов». Правовой основой этой системы служит ряд международных согла­шений:

  • Римская конвенция по охране прав профессиональных артистов-исполнителей, изготовите­лей фонограмм и предприятий радиовещания, 1961г.
  • Конвенция по правовой охране производителей. фонограмм от незаконного копирования, 1971г., Женева.
  • Конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спут­ники, 1974г. Брюссель.

2) Выделение из авторских смежных прав из- за развития. Раньше музыкальные произведения только на сцене, но с прогрессом и техническими средствами привело к отделению результатов творческой деятельности от личности исполнителя. Исполнители не могли контролировать свои произведения, они не получали гонорар, поэтому и выделили смежные права в отдельную группу. Субъекты — артисты, производители фонограмм и вещательные организации.

1961 — конвенция об охране фонограмм и исполнительных организаций (Римская конвенция) России нет. Охрана того, на что не давали согласия. В ней дано определение фонограммы. РФ нет, потому что мы не были участниками бернской конвенции. 2003 году присоединилась Россия.

1971 — женевская конвенция «фонограммная конвенция». Россия есть. Колизионная норма — государство гражданства изготовителя фонограмм. 10 лет с записи фонограммы

Согласно ФЗ РФ «об авторских и смежных правах» смежные права иностранных физических и юр. лиц признаются на территории РФ в соответствии с её международными договорами. Согласно ст. 2 конвенции, инстранным фонограммам на территории РФ обеспечивается охрана от воспроизведения и импорта копий фонограмм.

1974 — брюссельской конвенции — вещательные структуры

1996 — конференция, принят договор воис «по исполнению фонограмм»

Под смежными правами понимают права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

Римская конвенция об охране инетересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания 1961 г. РФ не учатсвует в ней. Права исполнителей — иностранных граждан в тех случаях, когда исполнение имело место в РФ, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Таким же образом обеспечивается охрана фонограмм, впервые опубликованных на территории РФ.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Объекты смежных прав

В главе «Объекты смежных прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете, какие результаты интеллектуальной деятельности охраняются правом, смежным с авторским. Объекты смежных прав в отличие, например, от объектов авторского права разнообразны, поэтому особое внимание будет уделено особенностям правового регулирования каждого из них. Этот материал будет полезен студентам, юристам, не специализирующимся в области интеллектуальных прав, предпринимателям, авторам-исполнителям, составителям баз данных и всем интересующимся правовой охраной интеллектуальной собственности.
Если какие-либо вопросы остались нераскрытым, Вы можете задать их на странице консультации по авторскому праву и смежным правам.

1. Объекты смежных прав: понятие

Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями. Все эти результаты интеллектуальной деятельности весьма условно объединены в одну группу, что можно объяснить экономическими и историческими причинами, о которых мы скажем ниже. Прежде же остановимся на том, что объектами смежных прав являются:

  • исполнения и постановки
  • фонограммы (звуковые записи)
  • радио- и телепередачи (передачи эфирного и кабельного вещания)
  • содержание баз данных
  • публикации ранее не обнародованных произведений науки, литературы и искусства (объектов авторских прав).

Схема №1. Объекты смежных прав

Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по признаку творчества, так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является. Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время. Содержание исключительного права на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных.

Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью авторского права или патентного права. Отсюда и возникают «пограничные» институты интеллектуальной собственности, в частности, смежное право .

2. Исполнения и постановки как объекты смежных прав

Исполнение – представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, декламации, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Исполнения являются объектом смежных прав, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Наиболее популярные виды исполнений:

  • исполнения музыкальных произведений со словами и без;
  • спектакли;
  • хореографические постановки;
  • цирковые представления;

Исполнения – исторически первые объекты смежных прав, правовая охрана которым начала предоставляться с середины XX века. Первоначальным правообладателем исключительного права на исполнение всегда является гражданин (автор-исполнитель). Смежные права на исполнения возникают с момента выражения исполнения в форме, допускающей его воспроизведение и распространение техническими средствами.

Крайне важно различать исполнения как объекты смежных прав и исполняемые произведения, которые чаще всего являются объектами авторского права. Так, песня как сочетание музыки (нотной записи) и текста – объект авторского права, который имеет своего автора и правообладателя. Когда певец исполняет песню с аккомпанементом оркестра, возникает объект смежных прав, авторами и правообладателями которого признаются оркестранты и певец.

Условием возникновения смежных прав на исполнение является соблюдение авторских прав на исполняемое произведение. Поэтому между исполнителем и правообладателем объекта авторского права должен быть в каждом случае заключен лицензионный договор .

3. Фонограммы как объекты смежных прав

Фонограммы – звуковые записи исполнений или любых других звуков. Объектами смежных прав не являются звукозаписи в сопровождении визуальных представлений и образов. Поэтому закон прямо исключает из-под действия смежных прав звукозаписи, включенные в аудиовизуальные произведения (фильмы и тому подобное). Такие звукозаписи охраняются авторским правом как часть аудиовизуального произведения.

Запись фонограмм не является творческой деятельностью, но в большинстве случаев она требует значительных инвестиций в организацию звукозаписи, покупку оборудования, поиску исполнителей и распространению фонограмм. В целях защиты этих инвестиций в объекты смежных прав стали включать и фонограммы.

Интеллектуальные права изготовителей фонограмм возникают и осуществляются при условии соблюдения авторских прав и смежных прав исполнителей. Если указанные права не были соблюдены, то запись фонограммы признается нарушением исключительного права. Кстати, в этой статье можно подробно прочитать об ответственности за нарушение авторских прав .

4. Сообщения передач в эфир и по кабелю

Радиопередачи и телепередачи – объекты смежных прав, создателями и первоначальными правообладателями которых являются организации эфирного и кабельного вещания. Возникновение смежных прав связывается Гражданским кодексом не с фактом создания или записи передачи, а с фактом сообщения передачи в эфир или по кабелю.

Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как объекты интеллектуальных прав по той причине, что для их создания требуются значительные инвестиции. Право каждого ретранслировать, записывать и распространять сообщения передач привело бы к необоснованным преимуществам тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но извлекает из этого коммерческую выгоду. В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн трансляции теле- и радиопередач на самом деле являются нарушителями смежных прав .

5. Базы данных как объекты смежных прав

Базы данных могут охраняться как авторским правом, так и смежным правом. Базы данных как объекты смежных прав – это совокупность самостоятельных материалов, подбор, обработка, систематизация и представление которых потребовало существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. По общему правилу, существенными признаются затраты на создание базы данных, включающей не менее 10 000 самостоятельных материалов.

Особенностью базы данных как объекта смежных прав является то, что в ней охраняется не форма представления материала, а само содержание. Без разрешения правообладателя запрещается извлекать из базы данных и повторно использовать материалы, включенные в нее. С точки зрения авторского права, такие действия признаются правомерными.

Гражданский кодекс позволяет осуществлять государственную регистрацию баз данных как объектов авторского права. Государственная регистрация объектов смежных прав законодательством не предусмотрена.

Схема №2. Базы данных как объекты смежных прав и авторских прав

6. Публикации необнародованных произведений.

Публикации как объекты смежных прав – это произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Однако интеллектуальные права на публикации возникают только при условии, что произведение не было обнародовано в период действия авторских прав.

Смежные права предоставляются публикаторам постольку, поскольку их работа требует организационных и финансовых затрат, связанных с поиском ранее не опубликованных произведений, их подготовкой и публикацией. Но стоит заметить, что на уровне международных договоров по авторскому праву и смежным правам интеллектуальные права публикаторов пока не защищаются.

Полезные ссылки по теме «Объекты смежных прав»:

1. Сайт Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
2. Статья 1304 Гражданского кодекса.
3. Статья об объектах смежных прав.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права: основные положения

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными