Создание врачебной комиссии

admin

Организация работы врачебной комиссии медицинской организации

Подобие врачебной комиссии появилось в далеком 1913 году. Клиники того времени открывали, так называемые, больничные кассы — предшественники Фонда медицинского страхования. Там работники могли получить пособия, если уходили на больничный. Впервые документально это понятие закрепили в 1924 году. Совнарком РСФСР выпустил Положение «О врачебно-контрольной комиссии». Документ рассказывал о том, что в обязанности комиссии входит контроль над экспертизой, которая определяет – нужен ли больничный и продляет листки нетрудоспособности. Далее почти 100 лет комиссии работали в таком порядке. Лишь в 2004 году Минздравсоцразвития выпустил новый приказ, где официально вводится термин «врачебная комиссия». К документу в медицинских кругах отнеслись неоднозначно. Окончательно «прижился» этот термин лишь в 2008 году, после принятия нового Приказа.

Врачебная комиссия медицинской организации — состав и функции

Каждая клиника должна организовать в своей структуре врачебную комиссию. Это обозначено законом РФ. О такой возможности говорится в приказе Минздрава и соцразвития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» и в ФЗ N 323. В статье 48 закона рассказывается, что работу врачебных комиссий формируют в медучреждении, чтобы улучшать качество организации оказания медпомощи, принимать решения в спорных ситуациях и так далее.

Состав врачебной комиссии

Кто будет входить в структуру комиссии, решает главврач совместно с остальным руководством клиники.

В неё обычно входят:

  • глава (или председатель) комиссии;
  • заместитель председателя;
  • секретарь;
  • участники комиссии.

Каждый из них имеет возможность голосовать. ВК, обычно, организует встречи один раз в неделю и протоколирует каждое свое принятое решение. Затем эти бумаги хранятся в течение десяти лет. Пациент вправе узнать, что решила по его вопросу комиссия. Он может запросить выписку из протокола.

В Приказе Минсоцразвития №502н не регламентируется, насколько опытными и квалифицированными обязаны быть участники комиссии. Такую планку может установить само медучреждение. Этот документ не так давно пытались оспорить в суде. Верховный суд первого марта 2016 года вынес решение по административному иску гражданина России. Мужчина требовал признать пункт 12 Приказа №502н недействительным. Истец пытался донести до суда, что в комиссию должны быть включены только те люди, которые компетентны принимать определенные решения, то есть те, кто прошёл обучение по вопросам экспертизы нетрудоспособности и так далее. Верховный суд его требования отклонил.

Приказ о создании врачебной комиссии (образец)

Создание органа, который будет заниматься важными вопросами в медучреждении, закрепляется в локальном акте – в Приказе о создании врачебной комиссии. Его подписывает главврач. В нём прописывается состав будущего органа контроля работы в конкретной клинике, а его функции и полномочия указываются в положении о врачебной комиссии.

Положение о врачебной комиссии медицинской организации (образец)

Этот акт – важный документ, в котором досконально расписывается всё, что касается комиссии. Под ним, как правило, ставит подпись главврач.

В таких положениях обычно указываются:

  • законодательные основы;
  • предстоящие задачи;
  • цели, ради которых создавалась комиссия;
  • численность комиссии;
  • проблемы, которые она должна решать;
  • действия, в случае, если кто-то из членов комиссии не может присутствовать на собрании.

Функции врачебной комиссии

Некоторые клиники подходят формально к введению в своем составе ВК. Между тем, она должна выполнять множество важных обязанностей, решающих проблемы в ЛПУ.

Врачебная комиссия выполняет следующие функции:

  1. Рассматривает неоднозначные ситуации в медучреждении.
  2. При необходимости решает увеличить срок больничного более чем на 15 дней.
  3. Решает направить ли человека, возможно, нуждающегося в соцзащите, на медико-социальную экспертизу.
  4. Выдает больничный на количество дней, необходимых для поездки в клинику за пределами области.
  5. Определяет трудоспособность людей.
  6. Принимает решение, назначить ли определённые лекарства пациенту.
  7. Выдает больничный по уходу за больным отцом, матерью или другим близким человеком заявителя.
  8. Выдает заключение о профпригодности для работников отдельных профессий (вредных производств и с тяжелыми условиями труда).
  9. Оценивает качество ведения документации и оказания медпомощи в ЛПУ.
  10. Ищет причину смерти каждого, покинувшего этот мир в больнице.
  11. Отправляет либо отказывают пациенту в лечении в санатории.
  12. Решает, нуждается ли ветеран в протезах.
  13. Рассматривает жалобы пациентов.

Двух одинаковых ВК в клиниках не найти

Сюмакова Светлана, врач-терапевт, кардиолог, КМН сервиса DocDoc.ru, заместитель главного врача клиники Трастмед:

— ВК в поликлинике или больнице обязательна, так как любое лечебно-профилактическое учреждение в процессе работы сталкивается с задачами, предписанными в пункте 4 главы II Приказа МЗ РФ No502.

В каждом учреждении организация ВК проходит по-своему, поэтому и сама комиссия – строго индивидуальна и зависит от деятельности и типа медпомощи, на которую получила лицензию конкретная медклиника. Если у организации множество профилей, у ВК, соответственно, тоже много задач: экспертиза нетрудоспособности, другие виды экспертиз. В этом случае, в её основе могут формироваться подкомиссии.

В последние годы большое внимание стало уделяться контролю оказания качественной медпомощи. Контроль этого показателя работы медорганизации регламентируется как рядом федеральных законов, так и региональными законодательными актами. По решению главврача ВК может заниматься и внутренней инспекцией качества медицинской деятельности. Подводя итог, отмечу, что ВК нужна любой медицинской организации.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

«Что за комиссия, создатель!»

Эта фраза из комедии А. Грибоедова хоть и сказана совсем по другому поводу (и слово «комиссия» имело другое значение), но точно отражает здоровое раздражение руко .

Требование это озвучено приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

Прошло три года, и мы уже можем сейчас сказать, что в большинстве случаев врачебная комиссия либо не создана вообще, либо действует формально. Причин для того много:

    В частных клиниках должность главного врача порой номинальна, то есть она есть в штатном расписании и даже кто-то числится в этой должности, но в реальности обязанности никто не выполняет даже технически (на уровне заполнения отчетной документации).

Во многих клиниках недостаточно врачей для того, чтобы собрать комиссию хотя бы из трех человек (помнится, когда приказ только вышел, Минздрав успокаивал, что для маленьких клиник будут сделаны некие исключения, но документально это доброе намерение никак не воплотилось).

  • В тех клиниках, которые создали врачебную комиссию, врачи не совсем понимают, чем же им конкретно заниматься, ведь в функции врачебной комиссии входит большей частью сфера медико-социальной экспертизы в широком понимании этого слова.
  • Однако время диктует свои правила, и все последующие документы Министерства здравоохранения подтверждают, что при проверке соблюдения лицензионной деятельности, контроля качества и безопасности медицинской деятельности документы врачебной комиссии будут иметь решающее значение.

    В доказательство тому приведем цитату из Приказа Минздрава России от 23.01.2015 N 13н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по проведению проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. «:

    Постановление Правительства от 16 апреля 2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности . » признает грубым нарушением несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

    Подробно о контроле качества портал 1nep.ru писал в статье «Вертикальный контроль за работой врача. Схема создана», и сегодня мы не будем возвращаться к обзору всего комплекса вопросов.

    Однако сама тема врачебной комиссии становится все более актуальной, поскольку при проверках клиник документы о ее работе обязательно проверяются. К ним мы еще вернемся, а сейчас посмотрим, как определяется само понятие в статье 48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:

    » . Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадке) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента».

    Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» определил основные функции врачебной комиссии, но в косметологии и пластической хирургии, как и в большинстве частных видов деятельности, некоторые функции не будут востребованы, а вот необходимые мы перечислим:

    • оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
    • оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
    • разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
    • изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;
    • организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);
    • взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;
    • рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам в медицинской организации.

    Для того, чтобы при проверке подтвердить, что все эти функции действительно выполнялись, врачебной комиссии придется вести необходимые внутренние документы:

    • план-график заседаний на год: из расчета, что заседание раз в неделю считается обязательным;
    • протоколы или журнал решений врачебной комиссии;
    • журнал клинико-экспертной работы (журнал контроля качества медицинской помощи);
    • ежеквартальные и ежегодные отчеты председателя врачебной комиссии руководителю организации.

    По поводу ведения этих документов хотим дать некоторые рекомендации:

    План-график заседаний на год может включать в себя:

    • изучение нормативных документов (федеральных законов, постановлений правительства, приказов Министерства здравоохранения, санитарных правил и норм), а также информационных писем Минздрава, Росздравнадзора, Роспотребнадзора и т.п.;
    • обсуждение конкретных случаев ведения пациентов с анализом медицинской документации, случаев обращения с жалобами или претензиями на качество медицинской помощи;
    • обсуждение вопросов повышения квалификации специалистов;
    • обсуждение внедрения новых услуг, методик, продуктов для повышения качества оказания медицинской помощи;
    • обсуждение внутренних локальных актов.

    Протоколы врачебной комиссии:

    • могут носить формализованный характер;
    • достаточно создать некую форму и в нее вписывать дату, список присутствующих, повестку дня и решение по обсуждаемым вопросам;
    • протоколы врачебной комиссии хранятся десять лет;
    • выписку из протокола заседания, на котором обсуждался конкретный случай медицинского вмешательства можно выдавать на руки пациенту после того, как он напишет письменное заявление.

    Журнал клинико-экспертной работы (журнал контроля качества медицинской помощи):

    • ведение журнала регламентируется Приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» (вместе с «Инструкцией по заполнению учетной формы 035/У-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения») и Методическими рекомендациями N 2002/140 «Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений».

    Поскольку клиники косметологии и пластической хирургии не работают с фондами ОМС и ДМС (за редким исключением), а также не выдают листков временной нетрудоспособности, направлений на медико-социальную экспертизу и рецептов на льготные лекарства, то в журнале заполняются следующие графы:

    • диагностические мероприятия;
    • полнота диагноза;
    • полнота лечебно-профилактических мероприятий;
    • преемственность этапов лечебно-профилактической помощи;
    • оформление медицинской документации.

    Отчеты председателя врачебной комиссии руководителю организации:

    • заполняются в форме, предложенной Методическими рекомендации N 2002/1401, однако в случае оказания платных услуг в клинике косметологии и пластической хирургии, где нет медико-социальной экспертизы, экспертизы временной нетрудоспособности и льготного обеспечения лекарственными препаратами, отчет может трансформироваться в аналитическую записку главного врача (он же и председатель врачебной комиссии) руководителю организации, где помимо медицинских показателей могут присутствовать и маркетинговые. Например:
      • количество проданных услуг по наименованиям, с указанием наиболее популярных и наименее востребованных;
      • количество комплексных программ и обоснованность их назначения, как с точки зрения медицинской, так и маркетинговой;
      • анализ движения пациентов;
      • анализ востребованности аппаратных услуг и причины простоя оборудования;
      • график обучения (сертификационные циклы) врачей и среднего медперсонала на год;
      • предложения по введению новых услуг, покупке новых продуктов и оборудования (основанные на аналитических данных).

    Как видим, врачебная комиссия на самом деле не столько тяготы для клиники, сколько реальный инструмент управления разными процессами — от создания и продвижения услуг до контроля качества оказания медицинской помощи.

    Врачебная комиссия медицинской организации

    Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

    Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

    Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, необходимая документация не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

    По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

    Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами.

    Так, в Административном регламенте по проведению проверок организаций и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России № 13н от 23.01.2015 г. сказано (п.38 подп. 1 Административного регламента):

    «При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

    б) документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;

    г) соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».

    Кроме того, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований к медицинской организации (п. 4 подп. «и»; п. 5 подп. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства № 291 от 16 апреля 2012 г.).

    Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

    При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а» и «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    В правоприменительной практике ответственность за данное нарушение наступает по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Диспозиция этой статьи звучит как «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». К нарушителю применяется административный штраф или административное приостановление деятельности. Максимальный размер штрафа установлен в отношении медицинской организации – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Правильность такого подхода подтверждается судебными актами арбитражных судов.

    Например

    Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.10.2013 г. по Делу № 15АП-14448/2013 квалифицировал отсутствие врачебной комиссии в организации как грубое нарушение лицензионных требований:

    «В нарушение ч.2 ст. 48 ФЗ №323-ФЗ и пункта 2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в обществе не имеется врачебной комиссии для осуществления целей, перечисленных в указанном законодательстве.

    Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен п.п. «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 № 291, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ».

    Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу № 15АП-2224/2013 от 15 марта 2013 г.

    Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 № 17АП-12136/2013-АК также подтверждена обоснованность привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствие в организации постоянно действующей врачебной комиссии.

    Приведем выдержку из документа:

    «В ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

    … отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

    ….наличие в действиях (бездействии) ООО «БиоДент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным».

    Нормативные требования к созданию и работе врачебной комиссии.

    Требования к созданию и работе врачебной комиссии содержатся:

    в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

    в Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 24516 от 09.06.2012 г.).

    Это перечень основных нормативных актов. Дополнительные положения по работе врачебной комиссии содержатся в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы оказания медицинской помощи.

    Положение о врачебной комиссии.

    В медицинской организации основным документом, регулирующим работу комиссии, является Положение о врачебной комиссии, утверждаемое руководителем.

    Положение о врачебной комиссии является подробным регламентом ее работы. Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. устанавливает лишь общие требования к содержанию документа, дополнительные детали документа разрабатываются организацией самостоятельно с учетом специфики деятельности.

    Как и любой регламент работы, положение о врачебной комиссии должно раскрывать:

    правовые основания деятельности;

    цели и задачи;

    порядок создания;

    структуру и численный состав;

    правила деятельности;

    функции (круг решаемых вопросов);

    порядок принятия решений;

    порядок замещения отсутствующих членов;

    порядок учета и представления отчетности по итогам деятельности;

    другие важные для организации вопросы.

    Врачебная комиссия и ее функции.

    Функции врачебной комиссии.

    Общий перечень функций врачебной комиссии раскрываются в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

    Закон № 323-ФЗ От 21.11.2011 г. выделяет четыре основные цели создания врачебной комиссии:

    совершенствование организации оказания медицинской помощи;

    принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

    осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;

    а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

    Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. выделяет двадцать пять функций врачебной комиссии.

    Однако, врачебная комиссия конкретной медицинской организации не должна и не может дублировать все полномочия предусмотренные для нее законом. Круг вопросов врачебной комиссии конкретной медицинской организации определяется с учетом требований законодательства и специфики ее деятельности. Кроме того, работа врачебной комиссии должна соответствовать лицензии, которую организация получила на медицинскую деятельность.

    Верховный суд РФ в Решении от 12.02.2013 по Делу № АКПИ12-1765 указал: «Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия».

    Врачебная комиссия и подкомиссии.

    В составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. подкомиссии формируются «в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации». Дополнительные случаи для создания подкомиссий в законодательстве не раскрываются.

    Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено.

    Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами Положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом – Положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные Положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

    Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) и ее решения.

    Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии).

    Решение врачебной комиссии (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

    Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

    Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

    Состав врачебной комиссии.

    В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России № 502Н от 05.05.2012 г. в состав врачебной комиссии входят следующие лица:

    председатель;

    заместитель председателя (один или два);

    секретарь;

    члены комиссии.

    Конкретный состав врачебной комиссии, как правило, утверждается приказом руководителя медицинской организации.

    Члены врачебной комиссии, секретарь.

    Членами врачебной комиссии могут быть только врачи, поскольку для решения возложенных на нее задач, необходимы специальные познания. Секретарь врачебной комиссии может избираться из числа не медицинских работников организации.

    Количество членов комиссии законодательством не установлено.

    Однако, на наш взгляд комиссия не должна состоять менее, чем их четырех специалистов, не считая секретаря.

    Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Если медицинская организация небольшая, то в состав комиссии будут входить только врачи – специалисты.

    В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. не устанавливает определенные требования относительно опыта или квалификации членов врачебной комиссии. Однако, такие требования могут быть установлены медицинской организацией самостоятельно в локальных актах.

    В целом можно сказать, что врачи – специалисты, входящие в состав комиссии, несомненно, должны соответствовать требованиям, которые установлены для осуществления конкретной медицинской деятельности: как минимум иметь диплом об образовании, действующий сертификат специалиста.

    Обратимся к судебной практике.

    Верховный суд в Определении от 1 марта 2016 г. по Делу № АПЛ16-26 рассмотрел административный иск Миронова Ю.Н. о признании недействующим п. 12 Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

    В административном иске Миронов Ю.Н. сослался на то, в состав врачебных комиссий должны быть включены врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. По его мнению, содержание п. 12 Порядка позволяет создавать врачебные комиссии лишь на основании таких критериев, как должность и усмотрение главного врача.

    Верховный суд РФ отклонил данные требования, при этом указал: «пункт 12… определяет общие требования к порядку формирования состава врачебной комиссии и ее подкомиссий.

    Исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи-специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии».

    Председатель врачебной комиссии (подкомиссии).

    Возглавляет врачебную комиссию (подкомиссию) Председатель.

    Председателем врачебной комиссии может быть назначен руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения).

    Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации.

    Решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, должно быть зафиксировано в должностной инструкции указанных лиц.

    Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

    Подводя итог, перечислим документы, которые оформляются для работы врачебной комиссии:

    Приказ о создании врачебной комиссии и утверждении ее состава;

    Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях);

    Положение о врачебной комиссии (подкомиссиях);

    Приказ об утверждении плана-графика заседаний врачебной комиссии (подкомиссий).

    План-график заседаний врачебной комиссии (подкомиссий);

    Приказ об утверждении журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

    Протоколы врачебной комиссии;

    Журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

    Отчеты о работе врачебной комиссии, утв. руководителем организации.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 5 мая 2012 г. N 502н г. Москва «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июня 2012 г.

    Регистрационный N 24516

    В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

    1. Утвердить порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации согласно приложению.

    2. Признать утратившими силу:

    приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2008 г. N 12993);

    приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 мая 2009 г. N 269н «О внесении изменений в Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2009 г. N 14233).

    Министр Т. Голикова

    Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации

    I. Общие положения

    1. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее — Порядок) определяет цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.

    2. Врачебная комиссия медицинской организации (далее — врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

    3. В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    II. Функции врачебной комиссии

    4. Врачебная комиссия осуществляет следующие функции:

    4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

    4.2. определение трудоспособности граждан;

    4.3. продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    4.4. принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4.5. проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

    4.6. оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

    4.7. оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

    4.8. разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

    4.9. изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

    4.10. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4.11. принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

    4.12. проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г. N 23164);

    4.13. вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

    4.14. выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1550; N 23, ст. 2713; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 33, ст. 4083; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N25, ст. 3167; 2011, N 2, ст. 339);

    4.15. осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 608);

    4.16. проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

    4.17. выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

    4.18. вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;

    4.19. анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями;

    4.20. организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);

    4.21. взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;

    4.22. рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

    4.23. иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    III. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии

    5. Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

    6. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

    7. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.

    8. Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.

    9. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

    10. Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий.

    11. Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии).

    12. В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

    13. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции:

    13.1. составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);

    13.2. подготовка материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

    13.3. уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

    13.4. оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее — журнал);

    13.5. организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

    14. Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

    В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

    15. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

    16. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

    16.1. дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

    16.2. список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;

    16.3. перечень обсуждаемых вопросов;

    16.4. решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

    17. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

    18. Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

    19. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

    20. Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий.

    21. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.