Ст 259 ч 1 ук рф

admin

Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 259 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране редких и исчезающих видов животных и растений.

Охрана таких видов животных и растений регулируется общими и специальными нормативными правовыми актами. К общим нормативным правовым актам относятся, в частности, Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012) , Закон о животном мире, Закон о континентальном шельфе, Закон об охране окружающей среды, ВК, ЛК. К специальным нормативным правовым актам следует отнести, например, Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (в ред. от 22.04.2009) ; от 19.02.1996 N 158 «О Красной книге Российской Федерации» ; от 06.01.1997 N 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов» (в ред. от 22.04.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 13. Ст. 1464; N 21. Ст. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5742, 5748; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; 2012. N 26. Ст. 3446.

СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 807; 2003. N 17. Ст. 1621; 2004. N 51. Ст. 5188; 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2248.

СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 808.

СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 385; 2003. N 17. Ст. 1621; 2004. N 51. Ст. 5188; 2008. N 18. Ст. 2052; 2009. N 2. Ст. 223; N 18 (ч. 2). Ст. 2248.

Красная книга РФ — это своеобразный кадастр редких и исчезающих видов растений и животных. Порядок ведения Красной книги РФ определяется Постановлением Правительства РФ «О Красной книге Российской Федерации».

2. Предмет преступления — организмы, занесенные в Красную книгу РФ, т.е. соответствующие животные и растения.

Включение биологического организма в Красную книгу РФ означает: повсеместное изъятие животных и растений из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование (сбор, заготовка ягод, растений, отстрел, отлов животных, изменение условий обитания и т.п.), за исключением использования в целях воспроизводства и сохранения видов, осуществляемого на основе специальных разрешений.

В Красной книге РФ в соответствии с Красной книгой Международного союза охраны природы и природных ресурсов выделяется пять категорий растений и животных:

1) находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер;

2) численность которых относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения;

3) редкие организмы, которым не грозит исчезновение, но при неблагоприятном изменении среды обитания ввиду своей небольшой численности они могут оказаться под угрозой исчезновения;

4) биология которых изучена недостаточно, но состояние их вызывает тревогу;

5) восстановленные виды, состояние которых благодаря принятым мерам охраны не вызывает опасений, но за ними нужен постоянный контроль.

3. С объективной стороны преступление выражается в уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Уничтожение — это приведение критических местообитаний в полную непригодность для существования указанных организмов, исключающее осуществление их жизненных циклов.

Способы уничтожения критических местообитаний разнообразны и для квалификации значения не имеют: отравление, загрязнение территории, сожжение или вырубка леса, затопление места обитания, создание фактора беспокойства путем осуществления хозяйственной деятельности и др. Если уничтожение мест обитания животных и растений, указанных в комментируемой статье, произошло при наличии признаков составов преступлений, указанных в ст. ст. 246, 250, 254, 257, 261 либо 262 УК, содеянное образует совокупность названных преступлений и квалифицируется по ст. 259 и соответствующей статье УК, поскольку они не охватывают уничтожение мест обитания популяций «краснокнижных» животных и растений.

Последствия в виде гибели популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ, — обязательный признак преступления.

Популяция — совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. Популяция может занимать значительное пространство (ареал распространения), вплоть до всей территории РФ и за ее пределами.

При применении данной статьи, на наш взгляд, понятие «местообитание популяции» следует толковать ограниченно и считать таковым только территорию в определенных границах (водоема, леса, урочища, болотных угодий и т.п.). В противном случае комментируемая статья практически неприменима.

В законе говорится о популяциях во множественном числе, однако гибель хотя бы одной популяции должна влечь уголовную ответственность. В данном случае мы имеем дело с языковыми особенностями законодательной конструкции нормы, так же как и в ст. ст. 256, 258, 260 УК и др.

Между последствиями и деяниями необходимо установить причинную связь.

Местом совершения преступления являются критические местообитания указанных организмов, т.е. специально выделяемые защитные участки природной среды (степные, лесные, акватории и др.), в которых организмы, занесенные в Красную книгу РФ, обитают (произрастают) в состоянии естественной свободы. Эти участки имеют защитный характер, в них запрещаются всякие виды хозяйственной деятельности либо во все времена года отдельные виды хозяйственной деятельности или деятельность в отдельные времена года либо регламентируются сроки, методы ее осуществления.

Местообитания называются критическими потому, что они являются средой обитания популяций редких или исчезающих видов организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления предполагает умышленную или неосторожную форму вины.

При прямом умысле лицо, уничтожая критическое местообитание, осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность гибели популяций, организмов, занесенных в Красную книгу РФ, и желает наступления этих последствий. При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность гибели популяций «краснокнижных» организмов, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

При небрежности лицо не предвидит возможности наступления указанных в законе последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение последствий.

6. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от ряда административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.29, 8.33, 8.35, ч. 3 ст. 8.37 КоАП.

Предусмотренное ст. 8.29 КоАП правонарушение, в отличие от преступления, совершается в местах, не отнесенных к критическим местообитаниям, и в отношении любых животных (насекомых, птиц, зверей и др.), а не только занесенных в Красную книгу РФ, и не влечет указанных в ст. 259 УК последствий.

Статья 8.33 КоАП применяется, если среда обитания или миграционные пути животных не охватываются понятием «критическое местообитание для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации», и не влечет их уничтожения.

По ст. 8.35 КоАП РФ наказуемы деяния по уничтожению отдельных «краснокнижных» животных и растений, не образующих популяцию, а равно иные действия (бездействие), которые только создают угрозу их гибели.

Отличие преступления от проступка, предусмотренного ч. 3 ст. 8. 37 КоАП, состоит в отсутствии в составе последнего последствий как необходимого его признака.

Статья 259 УК РФ. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (действующая редакция)

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 259 УК РФ

1. Критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, — специально выделяемые участки (территории), часть среды обитания, выраженная в конкретных пространственных границах, с которыми связаны (на которых осуществляются) наиболее значимые для сохранения популяций животных этапы их жизненного цикла (места естественного обитания, нереста, зимовки, места массовых скоплений, постоянной или сезонной концентрации, пути миграции, места нагула, выращивания молодняка, убежища), для растений — весь их жизненный цикл.

2. Уничтожение означает приведение в полную непригодность данных мест для осуществления жизненных циклов растений и животных.

3. Преступление считается оконченным с момента гибели популяций этих организмов.

Популяция — совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Статья 259 УК РФ. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Новая редакция Ст. 259 УК РФ

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 259 УК РФ

1. В России в соответствии с Законами об охране окружающей среды, о животном мире и другими нормативными правовыми актами ведутся Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ.

2. Красная книга РФ — официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, постоянно или временно обитающих (произрастающих) в естественных условиях на территории (акватории) РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Ведут Красную книгу РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и его территориальные органы во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России), Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) и их территориальными (бассейновыми) органами, Российской академией наук, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Основанием для внесения в Красную книгу РФ или изменения категории (статуса) того или иного объекта животного или растительного мира служат данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия особых мер по его сохранению и восстановлению (Положение о порядке ведения Красной книги Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии России 03.10.1997 N 419-а ; Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 N 158 «О Красной книге Российской Федерации» ).
———————————
БНА. 1998. N 2.

СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 808.

3. Общественная опасность уничтожения критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, заключается в подрыве экологической безопасности России, гибели популяций указанных организмов.

Статья описывает общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

4. Основными объектами преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ; экологическое состояние популяций этих организмов, их критических местообитаний.

5. Предметы посягательства — популяции организмов, занесенных в Красную книгу РФ, их критические местообитания.

5.1. Популяция организмов — это совокупность особей одного вида, занимающая в естественных условиях ограниченное место обитания, т.е. входящая в состав данного биоценоза — сообщества животных и растений более или менее постоянного видового состава, занимающих однородный участок территории.

5.2. Критические местообитания — это участки территории, приспособленные для жизни (выживания) в состоянии естественной свободы и занимаемые организмами, занесенными в Красную книгу.

6. Объективная сторона состава преступления выражается в уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Осуществление данного деяния возможно в форме как действия, так и бездействия субъекта преступного посягательства. В первом случае преступное поведение виновного лица может быть связано с нарушением порядка изъятия объектов животного мира, занесенных в Красную книгу, из среды обитания; во втором — с халатным отношением виновного к своим профессиональным обязанностям (их неисполнением, несоблюдением), повлекшим уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

7. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, в числе которых: Красная книга РФ; Приказ Росприроднадзора от 02.09.2004 N 9 «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» (в ред. от 12.08.2005), которым утверждены: Временный порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, Временное положение о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Минэкономразвития России; Порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утв. Приказом МПР России от 03.09.2003 N 799 (в ред. от 28.06.2006) ; Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.01.1997 N 13 (в ред. от 14.12.2004) , и др.
———————————
РГ. N 202. 2003; N 183. 2006.

СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 385; 2003. N 17. Ст. 1621; 2004. N 51. Ст. 5188.

8. Порядок добывания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, определяется Правилами добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, Порядком выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (см. также Положение о порядке ведения Красной книги Российской Федерации).

8.1. Изъятие занесенных в Красную книгу РФ видов флоры и фауны из среды обитания допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов на основании разрешения Росприроднадзора. Сроки и способы добывания объектов животного мира не должны причинять ущерба естественным популяциям этих видов животных и местам их обитания (см. Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; Порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации).

9. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент гибели популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

10. Ущерб, причиненный уничтожением критических местообитаний, исчисляется по таксам, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Подробнее см. ст. 25 — 26.

12. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Выполняемые функции, занимаемая должность или служебное положение значения для квалификации общественно опасного деяния как преступления не имеют.

Другой комментарий к Ст. 259 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, — это защитные участки территорий и акваторий, необходимые для осуществления организмами жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и др.). Местообитание называют критическим потому, что оно является средой обитания популяции редких или находящихся под угрозой исчезновения организмов, занесенных только в Красную книгу РФ.

2. Объективная сторона преступления состоит в деянии в виде уничтожения критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, наступивших последствиях в виде гибели популяций этих организмов и причинной связи между ними.

Статья 259. Протокол судебного заседания

СТ 259 УПК РФ

1. В ходе судебного заседания ведется протокол.

2. Протокол может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства.

3. В протоколе судебного заседания обязательно указываются:

1) место и дата заседания, время его начала и окончания;

2) какое уголовное дело рассматривается;

3) наименование и состав суда, данные о секретаре, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, а также о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике, их представителях и других вызванных в суд лицах;

4) данные о личности подсудимого и об избранной в отношении его мере пресечения;

5) действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

6) заявления, возражения и ходатайства участвующих в уголовном деле лиц;

7) определения или постановления, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату;

8) определения или постановления, вынесенные судом с удалением в совещательную комнату;

9) сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности;

10) подробное содержание показаний;

11) вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы;

12) результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств;

13) обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол;

14) основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого;

15) сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него;

16) сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъяснении права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

4. В протоколе также указывается о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании.

5. Если в ходе судебного разбирательства осуществлялись фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, трансляция по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела. При осуществлении трансляции судебного заседания в протоколе судебного заседания указывается также наименование средства массовой информации или сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которых осуществлялась трансляция.

6. Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем. По ходатайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления.

7. Ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подается сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в апелляционную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для апелляционного обжалования, находится в стадии исполнения. Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом судебного заседания в течение 3 суток со дня получения ходатайства. Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний. Если протокол судебного заседания в силу объективных обстоятельств изготовлен по истечении 3 суток со дня окончания судебного заседания, то участники судебного разбирательства, подавшие ходатайства, должны быть извещены о дате подписания протокола и времени, когда они могут с ним ознакомиться. Время ознакомления с протоколом судебного заседания устанавливается председательствующим в зависимости от объема указанного протокола, однако оно не может быть менее 5 суток с момента начала ознакомления. В исключительных случаях председательствующий по ходатайству лица, знакомящегося с протоколом, может продлить установленное время. В случае, если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с ним.

8. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет.

Комментарий к Статье 259 Уголовно-процессуального кодекса

1. Протокол судебного заседания в соответствии со ст. ст. 74 и 83 является доказательством по уголовному делу. При обжаловании решения суда в апелляционном, кассационном порядке или в порядке судебного надзора протокол судебного заседания дает возможность вышестоящему суду оценить, насколько соответствуют выводы суда первой инстанции фактическим обстоятельствам, установленным в судебном разбирательстве, и соблюдены ли при этом требования уголовно-процессуального закона. В случае отмены первоначального приговора и возвращения уголовного дела на новое его рассмотрение судом протокол также является доказательством при новом рассмотрении уголовного дела иным составом суда.

2. С учетом важности этого процессуального документа закон содержит обязательное требование: в ходе судебного заседания ведется протокол. Отсутствие в деле протокола судебного заседания закон признает безусловным основанием для отмены приговора (см. комментарий к ст. 381).

3. Закон определяет способы изготовления протокола. Он может быть написан от руки, напечатан на машинке, изготовлен с использованием компьютера. В целях обеспечения полноты протокола в ходе судебного разбирательства могут быть использованы стенографирование, а также технические средства (диктофон, магнитофон и т.п.).

4. Протокол судебного заседания, по существу, должен в полной мере отражать все то, что реально происходит при судебном разбирательстве уголовного дела. Вместе с тем закон уточняет, какие сведения должны быть обязательно указаны в протоколе судебного заседания. В протоколе указываются место и дата заседания, время его начала и окончания. В протоколе отражается, какое уголовное дело рассматривается. Это требование позволяет персонифицировать его: требуется указать, в отношении кого (фамилия, имя, отчество подсудимого) и по обвинению в совершении какого преступления (статья, часть, пункт УК РФ) ведется органами предварительного расследования уголовное преследование. В протоколе отражаются сведения о составе суда и участвующих в деле лицах. Общепринято указывать официальное название суда с указанием официальной должности, фамилии и инициалов судей, секретаря, переводчика, обвинителя, защитника, подсудимого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей и других вызванных в суд лиц: эксперта, специалиста.

5. Данные о личности подсудимого включают в себя фамилию, имя, отчество, день, месяц и год, место рождения, место жительства. При необходимости могут указываться и иные сведения: в отношении военнослужащих — время призыва на военную службу, воинское звание, должность; при квалификации деяния со специальным субъектом — сведения о том, что подсудимый им является, и т.п.

6. Обязательно указывается мера пресечения в отношении подсудимого на момент рассмотрения уголовного дела. Действия суда от открытия и до закрытия отражаются в той последовательности, в какой они имели место в действительности.

7. В протоколе фиксируются все заявления, возражения, заявленные ходатайства участвующих в уголовном деле лиц. В протоколе отражается основное содержание определений и постановлений, вынесенных судом без удаления в совещательную комнату. Если эти решения выносились с удалением суда на совещание, в протоколе указывается время удаления суда и возвращения его в зал судебного заседания, факт оглашения процессуального документа и приобщения его к материалам уголовного дела.

8. Поскольку для обеспечения прав участвующих в деле лиц важное значение имеет разъяснение каждому из них предоставляемых законом прав, это должно найти отражение в протоколе: кому, кем, какие права были разъяснены.

9. Показания допрашиваемых в суде лиц должны быть изложены максимально подробно, с изложением заданных им вопросов и полученных ответов, ибо изложенные в ходе допроса фактические обстоятельства являются доказательствами, на основании которых суд постановляет приговор. Если судом проводились осмотры, оглашались документы, протоколы следственных действий — это обязательно указывается в протоколе.

10. Закон требует отражать также обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол.

11. Основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнее слово подсудимого в краткой форме также должны быть зафиксированы в протоколе: из этих записей должна быть видна позиция каждого участника прений по рассматриваемому уголовному делу.

12. Факт оглашения приговора, порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и подача замечаний на него, порядок и сроки обжалования приговора отражаются в протоколе судебного заседания.

13. Если применялись какие-либо меры воздействия в отношении лиц, нарушивших порядок в судебном заседании, об этом указывается в протоколе.

14. В протоколе требуется указать о том, что в ходе судебного заседания проводились фотографирование, аудио- и видеозапись, киносъемка, кем, в какое время и каких судебных действий. В этом случае соответствующие материалы прилагаются к протоколу и являются его составной частью.

15. Закон содержит достаточно четкие и подробные требования к порядку изготовления протокола судебного заседания. Протокол изготавливается секретарем судебного заседания, проверяется председательствующим и подписывается им. Закон предоставляет для этого краткие сроки — трое суток. В связи с этим предусматривается возможность изготовления протокола судебного заседания и подписания его секретарем и председательствующим по частям, что не исключает их обязанности подписать протокол в целом. В случае ходатайства сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с отдельными частями протокола по мере их изготовления. Это предусмотрено с целью обеспечить более благоприятные условия для участников уголовного судопроизводства в реализации их права на обжалование приговора.

16. Участники судебного разбирательства имеют право ознакомиться с текстом протокола судебного заседания после его изготовления. Об этом они представляют письменное ходатайство председательствующему. Заявление такого ходатайства сторонами влечет за собой обязанность председательствующего обеспечить им возможность ознакомиться с протоколом в течение трех суток с момента его подписания. Из этого логически следует вывод, что председательствующий должен поставить в известность лицо, заявившее ходатайство, о том, когда протокол изготовлен и подписан.

17. Кроме того, председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства (эксперту, свидетелю, специалисту, переводчику) по их ходатайству, но лишь в части, касающейся их показаний.

18. Срок ознакомления с протоколом судебного заседания может быть продлен председательствующим в исключительных ситуациях. К ним можно отнести болезнь участника уголовного судопроизводства, нахождение в командировке, занятость в рассмотрении иного уголовного дела и т.п.

19. В случае умышленного затягивания сроков ознакомления с протоколом председательствующий имеет право своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с протоколом с учетом его объема, физических возможностей заявителя, реальных условий, в которых происходит ознакомление с протоколом, и т.п.

20. Копия протокола в случае ходатайства кого-либо из участников судебного разбирательства может быть изготовлена судом. Однако эта работа выполняется за счет лица, заявившего подобное ходатайство.

Статья 259. Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

2. Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с пунктом 3 статьи 258 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 259 ГК РФ

1. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства наряду с правами, предусмотренными Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве 2003 г. и ст. ст. 257, 258 ГК РФ, имеют возможность создать юридическое лицо в виде хозяйственного товарищества или производственного кооператива. Юридические лица, созданные на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, являются собственниками имущества, переданного им при организации и приобретенного в результате последующей деятельности.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части первой ГК РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. определял крестьянское (фермерское) хозяйство как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

С введением в действие Гражданского кодекса РФ крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус, т.е. либо согласно ст. 23 Кодекса зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, либо согласно комментируемой статье в установленном порядке преобразоваться в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, которые являются юридическими лицами. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве 2003 г. крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г., вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы вышеназванного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

2. В комментируемой статье крестьянское (фермерское) хозяйство рассматривается как основа для создания юридического лица в виде хозяйственного товарищества или кооператива. В то же время необходимо отметить, что имущество членов крестьянского (фермерского) хозяйства — это лишь имущественная основа для создания юридического лица. Термин «крестьянское (фермерское) хозяйство» по-прежнему используется лишь для обозначения деятельности коллектива физических лиц, от имени которых в гражданском обороте выступает индивидуальный предприниматель — глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Специальная организационно-правовая форма юридического лица при этом не создается. Это уже известные Гражданскому кодексу РФ полное товарищество (при этом все члены хозяйства должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей), товарищество на вере или производственный кооператив. В то же время налоговое законодательство, правоприменительная практика нередко под термином «крестьянское (фермерское) хозяйство» понимают объединение как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц в сфере сельского хозяйства. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» отмечалось, что п. «б» ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» в числе плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ называет крестьянские (фермерские) хозяйства, где субъектами тарифообложения могут выступать не только индивидуальный предприниматель — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, но и хозяйственное товарищество или производственный кооператив в сельском хозяйстве. Используя для определения субъекта тарифообложения термин «крестьянское (фермерское) хозяйство», Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ допускает тем самым, что плательщиками страховых взносов являются не только крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, но и крестьянские (фермерские) хозяйства — юридические лица, созданные до введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ, что противоречит указанным нормам гражданского и налогового законодательства, в соответствии с которыми крестьянское (фермерское) хозяйство не представляет собой юридическое лицо, глава крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальный предприниматель выступает носителем правосубъектности хозяйства.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1999. N 1. Ст. 3.

Собрание законодательства РФ. 2000. N 3. Ст. 353.

3. На основании п. 2 ст. 66 ГК РФ хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Однако это не означает, что не может быть зарегистрирована иная организационно-правовая форма юридического лица на основе имущества членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.

Согласно п. 1 ст. 69 ГК РФ полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

В соответствии с п. 1 ст. 82 ГК РФ товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Организация и деятельность хозяйственных товариществ регламентируются ст. ст. 66 — 86 ГК РФ.

4. В соответствии с п. 1 ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Организация и деятельность производственных кооперативов регламентируются ст. ст. 107 — 112 ГК РФ, Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

5. Спорным является применение термина «реорганизация» к отношениям, урегулированным комментируемой статьей. Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, то переход от статуса индивидуального предпринимателя — главы хозяйства к статусу юридического лица не представляет собой реорганизацию. Речь идет о создании хозяйственного товарищества или производственного кооператива. Реорганизация может иметь место лишь при преобразовании иных форм юридических лиц, осуществляющих деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на личном труде участников юридического лица. Однако такая реорганизация не основана на праве общей собственности на имущество хозяйства, как это определено п. 2 комментируемой статьи.

Создание производственного кооператива на основе имущества членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а точнее, нескольких хозяйств, предусмотрено Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для осуществления иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом коопхоза. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, находящиеся в собственности членов крестьянских (фермерских) хозяйств или ведущих личные подсобные хозяйства граждан, и право аренды земельных участков, используемых ими на основании договора аренды, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово «коопхоз».

6. Норма п. 1 комментируемой статьи является специальной по отношению к общим нормам ст. 66 ГК РФ о формировании складочного капитала хозяйственного товарищества (п. 6), паевого фонда в производственном кооперативе (ст. 109 ГК).

При организации на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива размер вкладов каждого участника признается равным, если соглашением между ними не установлено иное.