Ст26 п1 закон о защите прав потребителей

admin

Статья 26. Утратила силу.

СТ 26 Закона о Защите Прав Потребителей России — Утратила силу. — Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Статья 26. Правила отдельных видов договоров купли-продажи

Правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 26 ЗоЗПП РФ

Схема регулирования договора купли-продажи в ГК предусматривает выделение в самостоятельный параграф общих положений этого договора и затем изложение особенностей, относящихся к специфике отдельных разновидностей договора купли-продажи (розничная купляпродажа, поставка, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости и др.). Такой подход сам по себе определяет на уровне закона особенности договоров купли-продажи отдельных видов и отдельных товаров.

Правила, предусмотренные ст. 26 Закона, регулируют отношения только по отдельным видам договора розничной купли-продажи и отдельным товарам, реализуемым по этому договору. Указанные правила, поскольку они утверждаются Правительством РФ, относятся к правовым актам РФ, общеобязательны на всей территории РФ, должны соответствовать ГК, другим законам РФ и указам Президента РФ.

До 1998 года в РФ действовали Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Правительством РФ в 1993 году. Эти Правила, содержали общие положения, а также особенности продажи отдельных групп товаров (хлеб и хлебобулочные изделия; мясные, молочные, яйца, маргарин, рыбные, ткани, одежда, обувь, радиотовары и электробытовые товары).

Кроме этого действовали в виде самостоятельных актов Правила продажи новых автомототранспортных средств, меховых товаров, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и ряд других.

Учитывая неизбежность при такой схеме регулирования дублирования общих положений в правилах продажи отдельных видов товаров, а также изменение условий торговли, постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 утверждена новые Правила продажи отдельных видов товаров, содержащие общие положения, а также особенности продажи шести укрупненных групп товаров:
1. продовольственные
2. текстильные, трикотажные, швейные, меховые, обувь
3. технически сложные
4. парфюмерно-косметические
5. легковые автомобили, мототехника, прицепы и номерные агрегаты
6. изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней
Одновременно признаны утратившими силу все вышеупомянутые правила продажи. Учитывая специфику алкогольной продукции сохранено действие Правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987. Общие положения Правил в значительной части воспроизводят соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей».

Ввиду укрупнения групп товаров для определения особенностей их продажи, возникла необходимость уточнения состава некоторых групп. Так Правилами к текстильным товарам отнесены ткани и нетканые материалы и изделия из них; к швейным товарам — одежда, белье, головные уборы; к технически сложным — бытовая радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты и другие; к изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней — ювелирные украшения, предметы сервировки стола, украшения помещений И другие изделия из золота, серебра, платины, палладия и их сплавов; к драгоценным камням отнесены бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг. К этой группе товаров относятся также изделия из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней.

Особенности продажи отдельных групп товаров охватывают в основном особенности информации об этих товарах и предпродажной подготовки. При этом содержание и объем предпродажной подготовки большинства групп товаров определяется Правилами. Исключение сделано для группы автомототехники, виды и объем предпродажной подготовки которой определяется ее изготовителем.

По некоторым группам товаров в содержание предпродажной подготовки включена проверка качества товара продавцом по внешним признакам, либо без такого указания (для технически сложных товаров), Поскольку нарушение требований, установленных Правилами, может повлечь негативные последствия для продавца в его отношениях с потребителем и изготовителем (поставщиком), необходимо определить конкретное содержание понятия «проверка качества» в обоих случаях. Исходя из совпадающих требований к качеству продаваемого товара в ст.469 ГК РФ и ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», проверке подлежит соответствие товара требованиям к его качеству, предусмотренным договором, и обязательным требованиям государственных стандартов (другим приравненных к ним требованиям).

Договор розничной купли-продажи в большинстве случаев заключается в устной форме. Поэтому показатели качества товара в зависимости от его характера определяются путем указания конкретных показателей и норм, либо ссылки на соответствующий документ (технические условия, стандарт изготовителя) на самом товаре, таре, упаковке или в прилагаемых к товару технических паспортах, инструкциях и руководствах по эксплуатации, описаниях и т.п. Важно подчеркнуть, что независимо от способа определения требований к качеству товара, указанные требования являются договорными (даже если содержат ссылку на государственный стандарт) и имеет силу лишь для сторон договора. Практически упомянутые требования и форма информации о них определяются изготовителем товара.

В отличие от этого, обязательные требования ГОСТов определяются государством в лице уполномоченных органов и имеют юридическую силу для всех органов, организаций и лиц, независимо от наличия ссылки на них в договоре.

Как техническая, так и нормативная документация в зависимости от характера товара, содержит так называемые органолептические показатели или иные показатели, подлежащие проверке путем осмотра, а также показатели, подлежащие инструментальной проверке (физико-химические показатели),
Таким образом, в любом случае проверке подлежат показатели качества, предусмотренные соответствующими документами, которыми определяются также и методы проверки. Лишь в тех случаях, когда договором не установлены требования к качеству товара, проверке подлежат требования, являющиеся обычными для данного товара. В связи с обязанностью проверки качества при предпродажной подготовке товара, следует обратить внимание на п.17 Правил. Согласно части второй этого пункта, продавец обязан при продаже проводить проверку свойств и продемонстрировать покупателю действие соответствующего товара, если это не противоречит характеру товара. Согласно части третьей этого пункта, продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертиза) предлагаемого для продажи товара, если это предусмотрено законодательством РФ, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.

Из анализа п.17 Правил можно сделать следующие выводы:
— кроме обязанности предпродажной проверки качества товара, продавец обязан также сделать это по требованию покупателя при продаже. Объем проверки определяется характером товара и должен обеспечивать демонстрацию его основных потребительских свойств. Очевидно, это правило относится прежде всего к технически сложным товарам, к электротоварам и ряду других.

— продавец обязан при продаже проводить проверку качества и безопасности товара независимо от требования покупателя, если это предусмотрено законодательством РФ, обязательными требованиям государственных стандартов или договором. Поскольку договор розничной купли-продажи почти всегда является договором присоединения, условия которого определяет продавец, представляется, что появление в нем такого обязательства продавца практически исключается. Содержание части 3 п.17 Правил практически совпадает с абз.1 п.1 ст.474 ГК РФ, которая входит в Общие положения о купле-продаже ГК. На основании п.5 ст.454 ГК правила ст.474 ГК формально могут применяться к договору розничной купли-продажи, что реализовано в п.17 Правил в части установления обязанности продавца. Что касается порядка проверки качества в этом случае и других вопросов необходимо руководствоваться нормами ст.474 ГК. Однако проведение при продаже в розницу анализов, испытаний и экспертизы товара с представлением покупателю доказательств проверки качества указанными методами, что предусмотрено частью 3 ст.474 ГК, вряд ли практически возможно. Представляется, что указанные правила рассчитаны на другой вид купли-продажи — поставку и не согласуются с характером и условиями исполнения договора розничной купли-продажи.

Следует обратить внимание на то, что ст.146 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за продажу товаров с нарушением установленных правил реализации (подробнее см. комментарий к ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Из действующих правил отдельных видов договором купли-продажи следует отметить:
— Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 09.09.93 N 895;
— Правила продажи товаров по образцам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.97 N 918;
— Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.06.98 N 569

Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.

4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 — 24 настоящего Закона.

Комментарий к Ст. 26.1 ЗоЗПП РФ

1. Продажу товаров дистанционным способом следует отличать от продажи товаров по образцам. Правила осуществления последней регулируются пунктами 1, 3 и 4 статьи 497 ГК РФ. Ее основное отличие от дистанционного способа продажи заключается в том, что при дистанционном способе продажи потребитель лишен возможности непосредственного ознакомления с образцом товара при заключении договора, а при продаже товара по образцу, соответственно, такая возможность имеется.

2. Комментируемая норма отличатся от общих норм, устанавливающих обязанности продавца по предоставлению информации потребителю, требованием предоставить также информацию о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

3. В отличие от норм статьи 10 ЗоЗПП РФ комментируемая норма ст. 26.1 ЗоЗПП устанавливает конкретную форму предоставления информации потребителю — письменную.

4. Следует отметить явную небрежность, с которой законодатель подходил к подготовке как текста самого Закона, так и изменений к нему. В данном случае законодатель использовал не формулировку «отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы», а просто — «отказаться от товара». Это некорректная формулировка (хотя и приведенная выше тоже существенным образом искажает смысл отношений между продавцом и потребителем), поскольку гражданское законодательство такими категориями не оперирует, в Законе она также больше нигде не употребляется и не расшифровывается. Действительно, цель потребителя не «отказ от товара», а возврат уплаченных денег. Для покупателя имеет значение возможность отказаться от получения товара, поскольку в соответствии с нормами Гражданского кодекса это дает возможность вернуть уплаченные денежные средства, но это уже другой термин, поскольку комментируемая норма предполагает также отказ от товара и после его получения.

В целом под понятием «отказ от товара» следует понимать предъявление продавцу требования о возврате денежных средств, уплаченных за товар, обусловленное возвратом товара продавцу.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Предоставление указанной информации в письменной форме имеет смысл также зафиксировать в письменной форме, во избежание проблем с доказыванием данного факта.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. В отличие от других случаев отсутствия у потребителя документа, подтверждающего приобретение товара, в данном случае, с одной стороны, такой документ должен содержать еще и условия покупки товара, а с другой — потребитель имеет возможность использовать для доказывания приобретения товара у конкретного продавца не только показания свидетелей, но и другие доказательства. К ним в первую очередь следует отнести страницы интернет-сайтов, на которых очень часто размещаются предложения о приобретении товаров дистанционным способом. В том случае, если возникают проблемы с сохранением этих страниц, потребитель может обратиться в суд с заявлением об обеспечении доказательств в порядке, предусмотренном статьями 64 — 66 ГПК, либо, если исковые требования в отношении продавца еще не предъявлены, обратиться с заявлением об обеспечении доказательств к нотариусу в порядке, предусмотренном статьями 102 и 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Наличие у товара индивидуально-определенных свойств означает, что товар должен существенным образом отличаться от других подобных вещей, то есть отличаться не серийным номером, маркой, артикулом, а свойствами, позволяющими не только идентифицировать данный товар, но и отличаться какими-то свойствами, имеющими значение при выборе товара. Например, корпусы системных блоков компьютеров определенного типа обычно между собой ничем особенным не отличаются, но если один из них раскрасит художник, причем под определенный стиль обстановки комнаты, где данный системный блок будет стоять, то такая вещь будет иметь индивидуально-определенное свойство — внешний вид (раскраску). Кроме того, такой товар должен предназначаться конкретному покупателю, причем настолько, что для других покупателей такой товар интереса представлять не может. Соблюдение данного условия является наиболее проблематичным. Дело в том, что в принципе любой товар как-то использовать можно: даже ключ, подходящий к одному единственному замку, можно в конце концов использовать в качестве открывалки. Однако термин «использование» используется в Законе как обозначение использования основных потребительских свойств товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 497 ГК, если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного с использованием дистанционного способа ознакомления с товаром, при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора. В то же время комментируемая статья 26.1 Закона О защите прав потребителей позволяет продавцу удерживать только стоимость доставки товара от потребителя к продавцу. Не совсем понятно, зачем законодатель сформировал такую сложную конструкцию из различных норм вместо того, чтобы в одном из законов (Гражданском кодексе или Законе) изложить единые правила. В данном случае нормы Гражданского кодекса практически не действуют, поскольку носят отсылочный характер, и все отношения в данной области регулируются комментируемой статьей Закона.

При этом нельзя не отметить того, что комментируемая норма исправляет существенное упущение (правда, только в отношении дистанционного способа продажи, но не в отношении продажи товаров по образцам), допущенное законодателем при создании Гражданского кодекса. Статья 497 ГК РФ устанавливает право потребителя отказаться от исполнения договора до передачи товара при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора. В настоящее время в большинстве случаев, когда потребитель выдвигает подобное требование, оно удовлетворяется, при этом потребителю возвращаются уплаченные в качестве аванса деньги. Однако никто не задумывается над тем, на основании чего производится такой возврат. Если же проанализировать все нормы Гражданского кодекса, регулирующие правоотношения, связанные с отказом от исполнения договора, можно прийти к несколько неожиданным выводам.

Дело в том, что, устанавливая право отказа потребителя от исполнения договора, законодатель не предусмотрел право того же потребителя требовать возврата денежных средств, уплаченных потребителем по договору подряда или возмездного оказания услуг в качестве аванса. В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. В соответствии с пунктом 4 статьи 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Таким образом, если договор предусматривает уплату аванса, но не предусматривает его возврата в случае расторжения договора, потребитель в случае реализации своего права на основании комментируемой статьи 26.1 лишается возможности вернуть уплаченные денежные средства, даже если услуги или работы были оплачены полностью, а исполнитель даже не приступил к исполнению договора.

В соответствии с пунктом 5 статьи 453 ГК, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора. Однако в данном случае отказ от исполнения договора не связан с нарушением продавцом каких-либо обязательств, расторжение договора происходит только по желанию потребителя. Поэтому ему не удастся истребовать аванс как убытки, понесенные в связи с расторжением договора.

Как уже сказано выше, комментируемая норма устанавливает обязанность возврата аванса для случаев продажи товара дистанционным способом. В тех же случаях, когда товар продается по образцам, потребитель рискует потерять все денежные средства, уплаченные им в качестве аванса, да еще и получить требование возместить продавцу расходы, понесенные им в связи с исполнением договора.

5. Следует отметить, что статья 18 Закона О защите прав потребителей говорит о случаях обнаружения в товаре недостатков, а комментируемая норма ст. 26.1 ЗоЗПП РФ говорит о случаях продажи товара ненадлежащего качества, что не одно и то же. Но поскольку комментируемая статья в целом не устанавливает специальных правил для предъявления требований потребителей, связанных с недостатками товара, и в данном случае действуют общие нормы.

Закон РБ О защите прав потребителей
Статья 26. Ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) за просрочку выполнения требований потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

1. За нарушение сроков, предусмотренных пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 22, пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 23, пунктом 5 статьи 24, статьей 25 настоящего Закона, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю.

2. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 22, пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 23, пунктом 5 статьи 24, статьей 25 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотренные пунктами 1–3, 5–7 статьи 20 настоящего Закона.

Защита прав потребителей (16)

Главная > Реферат >Государство и право

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Закон «О защите прав потребителей» (далее — Закон) — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» 1 потребители получили правовые возможности в отстаивании своих прав. Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики.

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

Цель нашей курсовой работы – изучить и понять смысл Закона РФ «О защите прав потребителя» и других источников российского законодательства о защите прав потребителей. Рассмотреть наиболее приемлемые варианты для решения проблем возникших между потребителем и предпринимателями (продавцом).

Рассмотрим варианты защиты прав потребителя на практике, гарантией реализации этих прав. Ознакомимся со службами которые будут содействовать при решении подобных проблем.

Глава I. Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей.

У современного покупателя есть свои критерии выбора товара. К ним могут относиться и качество покупаемого товара, и его современность, и востребованность, и внешний вид, и многое другое.
Право потребителя на получение товара надлежащего качества, т.е. продукции, соответствующей по качеству установленным требованиям, является одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных законом.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ).

Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ» 2 устанавливает общее для всех видов гражданско — правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Таким образом, основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в России является так же и закон РФ «О защите прав потребителей», введенный в действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон) 3 .

Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.

Закон «О защите прав потребителей» применяется к отдельным видам гражданско — правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ, независимо от того, есть на него или нет ссылка в ГК РФ в случаях:

— конкретизирует и детализирует положения ГК РФ (например, ст. 8 — 10);

— регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ (например, п. 1 ст. 18);

— предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в т.ч. и нормы о защите прав потребителей (п. 1 ст. 1, п. 2 и 4 ст. 5, п. 4 ст. 7, п. 1 и 2 ст. 10, п. 1 ст. 18, ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей»).

В частности, в соответствии со ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли — продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей.

Законом «О защите прав потребителей» (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

§ 1. Обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

«В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим».

Согласно ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям качества, установленным ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В соответствии с п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Гарантия качества товара распространяется на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 3 ст. 470 ГК РФ).

Согласно ст. 470 ГК РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли-продажи. Поскольку договоры розничной купли-продажи, как правило, являются договорами присоединения (ст. 428 ГК РФ), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. При этом согласно ГК РФ в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.

Законом РФ «О защите прав потребителей» дополнительно установлено, что потребитель вправе предъявить продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (п. 1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

§ 2. Сроки службы и сроки годности.

«В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается».

В отношении сроков годности действует запрет на продажу товаров без информации об указанных сроках на все товары, включая импортные. Таким образом, в момент продажи товар, на который отсутствует информация о сроках годности, уже может быть непригодным для использования по назначению.

Согласно ст. 472 ГК РФ законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Аналогичное понимание сущности гарантийного срока предусмотрено ст. 722 ГК РФ для результата работы. В соответствии с п. 2 ст. 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Если товар вошел в перечень товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, то независимо от того, где такой товар произведен, продавец не просто должен довести имеющуюся информацию о сроке годности до потребителя, но и передать товар до окончания срока годности.

Срок годности товара выполняет две функции:
1) гарантирует соответствие товара требованиям по качеству, устанавливаемым обязательными для продавца правилами;
2) устанавливает запрет на реализацию (передачу) продавцом (изготовителем) товара после истечения данного срока, а также в предшествующий истечению этого срока период, недостаточный покупателю для использования купленного товара по назначению.
Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. 473 ГК РФ).
Соответствующая информация о сроке годности товара должна содержаться непосредственно на товаре, его упаковке и в документации о его качестве. Срок годности товаров не может быть приостановлен или прерван.
От срока годности товара следует отличать срок службы товара. Срок годности — это срок, по истечении которого товар независимо от его действительного состояния предполагается непригодным для использования, а срок службы — период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, которые возникли по вине изготовителя.
Если на товар гарантийный срок не установлен ни продавцом, ни изготовителем, то, учитывая положения п. 1, 2 ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю (в отношении недвижимого имущества — не позднее двух лет со дня передачи его потребителю). При определении разумности сроков рекомендуется исходить из гарантийных сроков, установленных государственными стандартами, а если они не установлены — из показателей долговечности товара, установленных нормативными документами по стандартизации. При этом необходимо учитывать, что гарантийные сроки не являются обязательным требованием государственных стандартов. Таким образом, гарантийные сроки, установленные в государственных стандартах, носят рекомендательный характер и не являются обязательными. Приказ от 20 мая 1998 г. N 160 «Об утверждении Разъяснения о некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» 4 .

Защита потребителей или клиент всегда прав

Основной защитой потребителя должна стать новая редакция Закона Украины от 12.05.1991г. № 1023-XII «О защите прав потребителей», утвержденная Законом Украины от 01.12.2005г. № 3161-IV, вступившим в силу 13.01.2006 года, какие законом предусматриваются права потребителя и обязанности производителя (продавца) продукции, изложим основные из них. Прежде чем приступить к подробному изложению данного вопроса, отметим, что закон еще достаточно «сырой» – практика его применения практически отсутствует, да и практика применения старой редакции закона тоже наработана в еще достаточно небольшом объеме. Термины, которыми оперирует законодатель, в большинстве своем являются новациями: ранее они не использовались и определение часто им дается достаточно размытое, т. е. Закон очень многое оставляет на усмотрение контролирующего органа или суда … И еще одно немаловажное обстоятельство, которое также не следует сбрасывать со счетов: споры, возникающие между субъектами хозяйствования и управлением по делам защиты прав потребителей будут рассматриваться в порядке административного судопроизводства в соответствии с порядком, установленным Кодексом административного судопроизводства, практика применения которого вообще и по таким категориям дел в частности также еще не сложилась (Кодекс существует с 01.09.2005 года), — так что, вопросов значительно больше чем ответов, полномочия у контролеров весьма широкие, так что предпринимателю необходимо быть на чеку!

— Первое. Покупатель продукции имеет прав в течение ДЕСЯТИ ЛЕТ или в течение срока службы товара требовать от производителя (продавца) устранения недостатков товара, допущенных по вине продавца, вне зависимости от того, какой гарантийный срок производителем (продавцом) установлен.

— Второе. Установлены дополнительные права потребителя и в части потребления им оказанных услуг (выполненных работ) (ст. 10 Закона): в случае выявления недостатков потребитель имеет право либо требовать уменьшения цены услуги (работы), либо устранения недостатков; при наличии существенных недостатков потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков; в случае, если поставщик услуги (работы) не может ее выполнить в срок, предусмотренный договором, то он обязан уплачивать заказчику (потребителю) пеню в размере 3 % стоимости услуги (работы) за каждый день просрочки; исполнитель обязан выдать потребителю документ, свидетельствующий об окончании оказания услуги (выполнения работы); исполнителю вменяется в обязанность предупреждать потребителя о возможном удорожании услуг (работ), либо о том, что они смогут не удовлетворить потребителя.

— Третье. В договорах потребительского кредита запрещаются дискриминационные условия изменения процентной ставки за кредит (п. 5 ст. 11 Закона): т. е. самовольное, без привязки к объективным причинам (изменение учетной ставки НБУ), изменение ставки потребительского кредита.

— Четвертое. При продаже товара вне торговых (офисных) помещений (ст. 12 Закона о защите прав потребителей) на продавца возлагаются уж совсем жесткие обязательства. А именно. — выдать покупателю документ, подтверждающий факт заключения договора, который должен содержать информацию о: дате заключения договора, наименовании и местонахождении продавца, наименование продукции, цену, другие существенные условия договора (согласно Хозяйственному и Гражданскому кодексам), права и обязанности сторон договора. А при нарушении данного правила на продавца может быть наложен штраф в соответствии с п. 7 ст. 23 Закона о защите прав потребителей в размере 30 % стоимости полученной для реализации продукции! Абзацем первым п. 6 ст. 12 предусмотрено совершенно невиданное доселе правило, процитируем его дословно – так, как написано в Законе: «Якщо споживачеві не було надано документ, який засвідчує факт здійснення правочину поза торговельними або офісними приміщеннями, такий правочин не є підставою для виникнення обов&#146язків для споживача».

Т. е. покупатель может НЕ ЗАПЛАТИТЬ за товар, полученный с таким «нарушением» как невыдача «документа, подтверждающего заключение договора» на СОВЕРШЕННО ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ!

— Пятое. Потребитель имеет право на получение информации о продукции, которая должна быть ему предоставлена до момента приобретения продукции. Лучше всего такую информацию вывешивать в торговом зале, поскольку при непредоставлении такой информации потребитель имеет право на возмещение ущерба, вызванного использованием такой продукции. Итак, информация должна содержать сведения о: «наименование товара; изображение торговой марки, под которой товар продается; наименование нормативных документов, которым должна отвечать продукция (для отечественной продукции); сведения о содержании вредных веществ; указание о наличии генетически модифицированных компонентов; данные о цене и условиях приобретения продукции; дату изготовления; сведения о правилах хранения; гарантийные обязательства; сведения о правилах эффективного и безопасного использования; срок годности и информацию о необходимых действия потребителя в случае его окончания; наименование и местонахождение производителя, предприятия, которое принимает претензии от потребителей, предприятия, которое осуществляет ремонт и гарантийное обслуживание; информация о сертификации продукций (для той продукции, которая подлежит сертификации); для продукции, которая может быть опасной для жизни – информации об опасных свойствах такой продукции.

При проведении «распродаж» или предоставлении «скидок» такие термины можно указывать только если «скидки» и «распродажи» действуют на протяжении определенного периода времени и цены товаров, на которые установлены скидки или которые распродаются, являются меньшими обычных.

Отсутствие этой информации также влечет за собой право управления по делам защиты прав потребителей применять штрафные санкции, предусмотренные п. 7 ст. 23 Закона в размере 30 % стоимости полученного для реализации товара.

— Шестое. В соответствии со ст. 17 Закона запрещается понуждать покупателя приобретать ненужную ему продукцию. Покупатель имеет право выбора нужной ему продукции. Потребитель имеет право на проверку качества, безопасности, комплектности, меры, веса и цены приобретаемой продукции, демонстрацию ее правильного и безопасного применения. При снижении качественных характеристик продукции на протяжении гарантийного срока продукция передается по требованию потребителя подлежит передаче на экспертизу, которая проводится за счет производителя.

— Седьмое. В соответствии со ст. 19 Закона запрещается нечестная предпринимательская практика, а именно:

— недобросовестная конкуренция (толкование данных понятий дается в законах Украины «О защите экономической конкуренции» и «Об Антимонопольном комитете Украины», — к подробному анализу данных законодательных актов мы еще вернемся в наших будущих публикациях на тему правового регулирования сферы продаж товаров, услуг, выполнения работ и конкурентной борьбы на рынке);

— и деятельность, которая вводит потребителя в заблуждение (это понятие достаточно размытое, однако за такие действия предусмотрены вполне конкретные санкции).

— Восьмое. В соответствии со ст. 21 Закона о защите прав потребителей установлен еще дополнительно к нормам, разбросанным в других разделах Закона, перечень НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (приведем его полностью), итак, права потребителей считаются нарушенными в нижеследующих случаях:

— при реализации продукции любым образом нарушается право потребителя на свободу выбора продукции;

— при реализации продукции любым образом нарушается свобода волеизъявления потребителя;

— при предоставлении услуги, от которой потребитель не может отказаться, а получить может лишь у одного исполнителя, исполнитель навязывает такие условия получения услуги, которые ставят потребителя в неравное положение сравнительно с другими потребителями и/или исполнителями, не предоставляет потребителю одинаковых гарантий возмещения ущерба, причиненного невыполнением (ненадлежащим выполнением) сторонами условий договора;

— нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель;

— любым образом (кроме случаев, предусмотренных законом) ограничивается право потребителя на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о соответствующей продукции;

— потребителю реализована продукция, которая является опасной, неподобающего качества, фальсифицированной;

— «цена продукции определена ненадлежащим образом» — что значит сие «нарушение» осталось загадкой даже для автора настоящей статьи, — при наличии большого количества желающих прояснить ситуацию – какая цена является «надлежащей», а какая «ненадлежащей» автор не преминет обратиться в Верховную Раду – к законодателю или на худой конец – в управление по делам защите прав потребителей за соответствующим разъяснением;

— документы, которые подтверждают выполнение договора, участником которого является потребитель, своевременно не предоставлены потребителю.

— Девятое. Разумеется, потребитель продукции имеет права возмещения убытков, причиненных ему использованием приобретенной им дефектной или недоброкачественной продукции, или продукции, о свойствах которой он не был предупрежден при ее приобретении, за счет продавца (производителя) такой продукции.

— Десятое. Ну, а то, что потребитель имеет право требовать возврата денег и вернуть товар продавцу, даже если этот товар ему не понравился – это, как говорится, само собой разумеется.

— Одиннадцатое. Условия договоров, ограничивающие права потребителя в силу ст. 18 Закона о защите прав потребителей, являются недействительными.

И, наконец, санкции за нарушение Закона (ст. 23):

— Первое. Отказ потребителю в реализации его прав, установленных частью первой статьи 8 и частью третьей статьи 10 данного Закона (нарушение требований, которые Закон предъявляет к устранению недостатков товаров, которые находятся на гарантии, и требований к устранению недостатков в результатах работ (услуг), — штраф в десятикратном размере стоимости продукции исходя из цен, которые действовали на время приобретения этой продукции, но не меньше двух необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Второе. Изготовление или реализация продукции, которая не отвечает требованиям нормативных документов, — штраф в размере пятидесяти процентов стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Третье. Реализация продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине, но в документах, согласно которым она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларациях о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на продукцию, — штраф в размере пятидесяти процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Четвертое. Изготовление или реализация продукции, которая не отвечает требованиям нормативных документов, нормативно-правовых актов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды, — штраф в размере трехсот процентов стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Пятое. Реализацию продукции, запрещенной соответствующим государственным органом для изготовления и реализации, — штраф в размере пятисот процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше ста необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере ста необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Шестое. Реализацию опасного товара (яда, пестицидов, взрыво- и огнеопасных веществ и тому подобное) без должной предупредительной маркировки, а также без информации о правилах и условиях безопасного его использования – штраф в размере ста процентов стоимости полученной для реализации партии товара, но не меньше двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Седьмое. Отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции – штраф в размере тридцати процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

После того, как мы разобрались с вопросом ответственности за нарушение прав потребителей и увидели, сколь велика забота государства о пополнении бюджета за счет штрафов с субъектов хозяйствования, умело инкрустированная под защиту о гражданах (самих-то потребителей сможет защитить, в смысле денежной компенсации за нарушение их прав, только суд … если ему все квалифицированно доказать … разумеется … – ведь в суде каждый сам за себя и чтобы тебя услышали нужно говорить грамотно, писать юридическим языком и собирать доказательства в свою пользу, — чего в интересах гражданина управление по делам защиты прав потребителей делать-то как раз законом и не уполномочено, хотя, по сути дела, — это и должно было бы быть основной задачей данного ведомства)! Так что опять каждый сам за себя: потребитель – за себя, предприниматель – за себя, государство (в лице защитников прав потребителей с аппаратом управления и контрольно – распорядительными функциями) – за себя! Это и правильно – капитализм, он капитализм и есть … хоть с человеческим лицом … хоть с нечеловеческим, — понятийные, как говорится, законы, одни и те же!

Ну а теперь давайте разберемся, какими полномочиями наделен сей страшный защитник прав потребителей, и как он реализует свою властную компетенцию, иными словами: в каком порядке законодательство предписывает проводить проверки, применять санкции, как эти решения можно (и должно) обжаловать и какие контрмеры может выстроить в свою защиту предприниматель.

Небезынтересный нюанс: юридическая практика и почерпнутые в высших учебных заведениях, общении с коллегами, а также трудах юристов прошлого знания и опыт требуют от любого квалифицированного правоведа проводить серьезный анализ любого правового вопроса через призму ИСТОРИЧЕСКОГО его развития. А поскольку время бежит очень быстро и многое забывается, то мы Вам напомним некоторые события давно минувших дней, а именно:

— 06.08.1999г. Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей (ныне Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (далее – Госпотребстандарт), — надо заметить, что данный государственный орган сменил уже пяток названий – скрывается он от кого, что ли?) в кооперации с Минпромполитики и Минторговли издали небезизвестный Приказ «О мерах по обеспечению исполнения Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка гарантийного обслуживания или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров», которым указанные гарантийные документы были утверждены бланками строгой отчетности, — Решением Госкомпредпринимательства за подписью А. Кужель данный Приказ был отменен;

— потом уже 12.12.2003г. совместным Приказом Минэкономики, СБУ и нашего почтенного Государственного комитета «Об утверждении временного порядка применения в сфере торговой деятельности копий сертификатов соответствия и копий свидетельств о признании соответствия на бланках, защищенных голографическими элементами» все копии сертификатов соответствия, выписываемые на каждую партию продукции (в т. ч. и поставляемую в самый последний киоск в сельской местности), должны были быть «защищены» (от кого?) голограммами (стоимость которых, по некоторым данным, доходила до 3грн. за штуку, которая, разумеется, была бы возложена на потребителя). Прокатившаяся по стране волна круглых столов, заседаний, конференций и протестов предпринимательского люда, организованная предпринимательскими союзами Украины (не без участия Вашего покорного слуги), привела к отмене данного Приказа Приказом тех же ведомств.

То есть, опыт защиты прав потребителей уже наработан обширный …

Так вот, если мы посмотрим на вопрос «правозащитной деятельности» почтенного Государственного комитета в его историческом аспекте, то получается что история у этого вопроса уже есть и история, мягко говоря, не в пользу предпринимателей … или, как говорили в старину: кто прав, кто виноват -–разберись, да обоих примерно и накажи!

Да, самое основное – мы, юристы – практики, давно уже привыкли к тому, что ни один законодательный акт контролирующе-регулирующей направленности в Украине «просто так» не принимается, — если Закон принят, значит это кому-нибудь нужно! Значит, этот законодательный акт получит свое практическое развитие, значит «под него» готовится (или уже готова) соответствующая материально – техническая база соответствующего государственного органа, кадры (лобби то есть) которые и будут реализовывать предусмотренную законом властную компетенцию, которая, как правило, и Закон о защите прав потребителей не исключение, расширяет права государственных контролирующих структур, а значит сужает права субъектов частного права – хозяйствующих субъектов! Так что, нелегкая, полная тревог (за наших драгоценных клиентов) и забот (об интересах наших драгоценных клиентов) жизнь украинского практикующего юриста приучила нас к любому контролирующе-регулирующему закону относиться очень внимательно! Тем более что в рассматриваемом случае всем совершенно понятно откуда у него «ноги растут» и «чем все это кончится» … Так что, будем изобретать контрмеры (нам не впервой)!

Итак, пришло время провести тщательный анализ компетенции, полномочий, прав, порядка их реализации отечественных органов по делам защиты прав потребителей!

Компетенция. Полномочия. Проверки. Применение санкций. Методики защиты.

Компетенция и полномочия данного государственного органа установлены следующими основными нормативными документами: Указом Президента от 18.03.2003г. № 225/2003 «Вопросы Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики», Постановлением ВРУ 25.01.1995г. № 26/95-ВР «Об утверждении положений о защите прав потребителей», Постановлением КМУ от 17.08.2002г. № 1177 «Об утверждении Положения о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей», Приказом Госпотребстандарта от 27.11.2000 № 679 «Об утверждении форм актов проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей, о рекламе, соответствующего постановления и решений».

К основным полномочиям органов Госпотребстандарта, интересующим читателей настоящей статьи, утвержденных вышеуказанными нормативными актами, относятся:

— предоставление субъектам предпринимательской деятельности обязательных для исполнения предписаний по прекращению нарушений прав потребителей;

— проверка и обследование в соответствии с законодательством производственных, складских, торговых и других помещений субъектов хозяйствования сферы торговли, общественного питания и услуг;

— отбор в установленном порядке у субъектов хозяйствования сферы торговли, общественного питания и услуг образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте производства, отгрузки и тому подобное или проведение независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях; проведение контрольных проверок правильности расчетов с потребителями за предоставленные услуги и реализованы товары;

— прекращение отгрузки и реализации товаров, которые не отвечают требованиям нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным, технических регламентов по подтверждению соответствия, технических регламентов — до устранения субъектами хозяйственной деятельности обнаруженных недостатков;

— запрещение субъектам хозяйственной деятельности реализацию потребителям продукции, которая подлежит подтверждению соответствия в порядке, регулируемом законодательством, в случае: отсутствия сертификата соответствия и/или декларации о соответствии или свидетельств о признании соответствия (или копий данных документов); несоответствия продукции требованиям нормативных документов, указанных в декларации о соответствии или в сертификате соответствия или свидетельстве о признании соответствия;

— принятие решений о: прекращении в сфере торговли, общественного питания и услуг, продажи и производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг, которые не отвечают требованиям нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным, технических регламентов по подтверждению соответствия, технических регламентов — до устранения указанных недостатков; временном прекращении деятельности предприятий торговли (секций, отделов), общественного питания, сферы услуг, предприятий оптовой и розничной торговли и организаций независимо от формы собственности, которые систематически реализуют недоброкачественные товары, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения обнаруженных недостатков;

— опломбировывать в порядке, предусмотренном законодательством в сфере торговли, общественного питания и услуг, производственные, складские, торговые и другие помещения, а также неправильные, неисправные и такие, которые не имеют соответствующего клейма или с нарушенными сроками поверки средства измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей;

— изымать в установленном порядке некачественные товары, документы, другие предметы, которые свидетельствуют о нарушении прав потребителей;

— выдавать в соответствии с законодательством разрешения на временное отклонение от требований соответствующих стандартов относительно качества продукции;

— запрещать рекламу, которая нарушает требования законодательства о рекламе, требовать ее публичного опровержения и публикации сведений, которые корректируют (уточняют, дополняют) рекламу;

— подавать в суд иски относительно защиты прав потребителей;

— передавать материалы проверок, которые содержат признаки преступления, в соответствующие правоохранительные органы;

— налагать на субъектов хозяйственной деятельности взыскания в соответствии с законодательством.

А права субъекта предпринимательской деятельности предусмотрены Хозяйственным кодексом Украины, Кодексом административного судопроизводства и Указом Президента Украины от 23.07.1998г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (далее – Указ о дерегулировании). Основные нормы которых мы Вам напомним:

— в соответствии со ст. 250 ХК Украины разрешается применять штрафные санкции за период, не превышающий одного года с дня нарушения правил осуществления хозяйственной деятельности, установленных законодательством;

— в соответствии с п. 2 ст. 20 ХК Украины защита прав субъекта предпринимательской деятельности может осуществляться путем обращения в суд с иском о признании недействительными актов органов государственной власти;

— порядок проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности регулируется Указом о дерегулировании (Госпотребстандарт против этого возражает, но судебная практика, как и Госкомпредпринимательства находятся на стороне предпринимателей); основной нормой, защищающей права предпринимателей здесь является ст. 10 Указа: «Установить, что государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчество, место проживания, серию и номер паспорта или другого документа, который удостоверяет лицо, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют права разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу». Таким образом, если в процессе судебного разбирательства выяснится, что никакой жалобы от потребителя не было, либо эта жалоба – подделка, то тогда уже линию защиты своих прав вновь следует основывать на судебной практике – на п. 2 Разъяснения ВХСУ от 26.01.2000г. № 02-5/35 «О некоторых вопросах решения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или других органов»: «… Обязательным условием признания акта недействительным является также нарушение в связи с принятием соответствующего акта прав и охраняемых законом интересов предприятия или организации – истца по делу. …», — т. е. составленное с нарушением предусмотренных Указом о дерегулировании прав субъекта предпринимательской деятельности, решение Госпотребстандарта будет признано недействительным. Плановые проверки также должна проводиться в соответствии с порядком, предусмотренным п. 2 Указа о дерегулировании: предупреждение не менее чем за 10 дней до начала проверки, если такого предупреждения не поступило, то ПРАВО на проведение проверки у органов Госпотребстандарта отсутствует; и не чаще одного раза в год. В связи с вышеуказанным возникает закономерный вопрос – а какие из проверочных полномочий Госпотребстандарта относятся к ПРОВЕРОЧНЫМ ДЕЙСТВИЯМ, подпадающим под предмет правового регулирования Указа о дерегулировании? Итак, что же считается «ПРОВЕРКОЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в контексте полномочий органов Госпотребстандарта согласно Указа Президента? Об этом, а также о построении защиты при проведении проверочных действий органами защиты прав потребителей и обжаловании решений о применении штрафных санкций, — наша следующая статья по данной тематике.

Основной защитой торгового предприятия (предпринимателя) является Указ Президента Украины от 23.07.1998г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (далее – Указ о дерегулировании), которым предусмотрено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ для проведения проверки: «Установить, что государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчество, место проживания, серию и номер паспорта или другого документа, который удостоверяет лицо, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют права разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу». Конечно, «жалобу потребителя» можно и подделать, — но ведь суд установит что это подделка и тогда все действия и решения проверяющих теряют свою юридическую силу автоматически! Итак, жалобы потребителя нет – внеплановой проверки нет!

Рассмотрим, что же законодатель относит к проверочным действиям: относится ли к ним отбор образцов товаров, контрольная закупка, проверка сертификатов соответствия и других документов? И что имеют право проверять органы по защите прав потребителей.

А начнем анализ данного вопроса с основополагающих законодательных положений, ОСНОВ хозяйственного законодательства (т. е. регулирующего хозяйственную деятельность) и административного законодательства (т. е. регулирующего взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти):

— п. 6 ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено следующее: «Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять инспектирование и проверки деятельности субъектов хозяйствования беспристрастно, объективно и оперативно, соблюдая требования законодательства[1], уважая права и законные интересы субъектов хозяйствования»;

— п. 5 ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины гласит: «Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещается»;

— п. 2 ст. 71 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрено: «В административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность доказывания правомерности своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска», — т. е. в суде орган по защите прав потребителей должен будет доказывать правомерность принятия им решения;

— позиция Верховного Суда Украины – высшей украинской судебной инстанции — по спорам, связанным с обжалованием действий и решений органов государственной власти (в т. ч. и органов по защите прав потребителей) на сегодняшний день такова: «Решая споры о признании недействительными актов государственных органов[2], судам следует учитывать, что акт государственного или другого органа управления должен быть принят в пределах компетенции соответствующего органа, не нарушать интересов государства, прав и интересов физических лиц, юридических лиц, отвечать требованиям действующего законодательства, и быть принятым в форме и в порядке, определенном законом» (Постановление от 05.04.2005г.), — т. е. ВСУ придерживается такой позиции, что не только неправильное по сути решение государственного органа (в т. ч. органа по защите прав потребителей), но и нарушение процедуры его принятия (в т. ч. и в особенности связанное с нарушениями прав хозяйствующего субъекта при проведении проверки, или проведение незаконной проверки, по итогам которой принимается соответствующее решение), является основанием для отмены такого решения; естественно, мы – предприниматели, должны внимательно относиться к процедуре проверки, и отслеживать и фиксировать все нарушения государственного органа, которые допускаются им как в процессе проверки, так и связанные с ОТСУТСТВИЕМ ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ (этого вопроса мы коснемся ниже со всеми подробностями);

— уже упоминавшийся нами выше Хозяйственный кодекс Украины предусматривает, кроме иного, также такие способы защиты субъектом хозяйствования нарушенных прав: прекращение действий, нарушающих право или таких, которые создают угрозу его нарушению (в рассматриваемом случае – проверочных действий органов по защите прав потребителей); а Кодекс административного судопроизводства предусматривает также такой способ защиты нарушенных прав как: обязывание субъекта властных полномочий от совершения некоторых действий (проведения проверки); а также обжалование действий органов по защите прав потребителей;

То есть, у предпринимателей и предприятий возможностей для обжалования незаконных проверочных действий и незаконных решений органов по защите прав потребителей существует масса, — не только по сути вменяемого субъекту предпринимательской деятельности нарушения, но и возникших вследствие нарушения порядке проведения проверок!

— сам Закон о защите прав потребителей в части, касающейся проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросу соблюдения законодательства о защите прав потребителей, также содержит ряд норм, в которых четко указано что же является проверочным действием (как мы уже отмечали это выше важно точно знать что относится к проверочным действиям, а что –нет), а именно (ст. 26 Закона о защите прав потребителей):

а) проверять у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качество продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг; беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, складские, торговые и другие помещения этих субъектов;

б) отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведение независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ согласно с законодательством, с оплатой стоимости образцов и проведенных исследований (экспертизы) за счет средств государственного бюджета. В случае установления по результатам проведенных исследований (экспертизы) факта реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной субъект хозяйствования, который проходил проверку, возмещает осуществленные на это расходы. Средства возмещения расходов зачисляются в государственный бюджет. Порядок отбора таких образцов определяется Кабинетом Министров Украины (такого порядка на сегодняшний день также Кабмином не принято);

в) проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию. В случае невозможности возвращения продукции, которая была использована (получена) во время контрольной проверки, возмещения затрат относится на результаты деятельности субъектов ведения хозяйства. Порядок проведения таких проверок определяется Кабинетом Министров Украины;

г) получать безвозмездно от субъектов хозяйствования, которые проверяются, копии необходимых документов, которые характеризуют качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, которые используются для производства этой продукции;

А теперь самое главное – в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей порядок проведения проверок определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей! Т. е. сам Законе НЕ СОДЕРЖИТ в себе ПОРЯДКА проведения проверок, а содержит лишь отсылочную норму к нормативному документу Госпотребстандарта, утверждающему этот Порядок! Так вот – на сегодняшний день никакого нормативного документа, утверждающего ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК Госпотребстандартом НЕ ПРИНЯТО. На это обращает внимание даже Госкомпредпринимательства в Письме от 24.09.2003г. № 5602! Итак, как такового ПОРЯДКА проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности органами по защите прав потребителей на сегодняшний день НЕТ! А норма Закона о защите прав потребителей, утверждающая перечень проверочных действий, без Порядка проведения проверок, утвержденного соответствующим приказом, вряд ли может быть реализована на законных основаниях! Я уверен, коллеги меня хорошо понимают … понимают, что из этого вытекает: ВСЕ проверочные действия органов по защите прав потребителей могут быть обжалованы с соответствующими последствиями в виде отмены решений о применении финансовых санкций, принятых по итогам таких проверок!

И помните: опираясь на Хозяйственный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства, Указ Президента о дерегулировании предпринимательской деятельности, имея квалифицированную правовую поддержку профессионального практикующего юриста – хозяйственника Вы имеете очень большие шансы выйти победителем из спора с государственным органом, права и полномочия которого четко законодательством не установлены, размыты, часто противоречивы, — в условиях уже имеющейся и наработанной многими юристами практики защиты прав субъектов хозяйствования!

[2] В т. ч. и решений органов по делам защиты прав потребителей.