Статьи административного правонарушения несовершеннолетних

admin

Статья 2.3 КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (действующая редакция)

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ

1. К несовершеннолетним относятся лица до 18 лет — возраст, с которым связано наступление совершеннолетия. Однако субъектами административного правонарушения по КоАП могут быть только те несовершеннолетние граждане, которые достигли к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. В отличие от КоАП, уголовной ответственности за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 20 УК, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

2. Применение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав мер воздействия (административных санкций) имущественного характера обусловлено наличием у правонарушителя гражданской дееспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет обладают ограниченной гражданской дееспособностью — в полном объеме она, как правило, возникает с наступлением совершеннолетия. Несовершеннолетние совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, а в некоторых случаях — и без такого согласия (см. п. 2 ст. 26 ГК).

Применение имущественных административных санкций связано с наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, однако по смыслу п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться всеми своими доходами, в частности стипендией, а не только заработком. Таким образом, к несовершеннолетнему правонарушителю, получающему стипендию, также могут быть применены административные санкции имущественного характера.

Согласно п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, на общих основаниях с лицами, наделенными гражданской дееспособностью в полном объеме.

3. Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, установлены ст. 8.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ). К указанным мерам взыскания относятся предупреждение, выговор, строгий выговор.

К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться следующие меры взыскания:

сообщение родителям или законным представителям;

исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения (п. 2 ст. 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Таким образом, меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним, нарушающим порядок содержания в специализированных учреждениях и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, следует отличать от мер воздействия, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним, не помещенным в указанные пенитенциарные учреждения. Виды мер воздействия, подлежащих применению комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не установлены (ср. п. 1, 2 ст. 8.1 и подп. 7 п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона).

Применительно в Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет;

под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

под беспризорным понимается безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, а также лица, не достигшие указанного возраста, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям, по постановлению судьи могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД (см. подп. 5, 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ)).

Указанные несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД на срок не более 48 часов на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) на транспорте либо его заместителя — начальника милиции общественной безопасности или оперативного дежурного соответствующего ОВД.

Материалы на указанных несовершеннолетних представляются судье в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ) для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

4. Действующее законодательство содержит различные возрастные критерии наступления юридической ответственности. Так же как и в соответствии с КоАП, возраст наступления юридической ответственности определяется Налоговым кодексом РФ, согласно п. 2 ст. 107 которого физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

5. КоАП предусмотрены следующие обстоятельства, которыми его предписания обусловливают наступление административной ответственности и возможность назначения административных наказаний: момент совершения проступка (ч. 1 ст. 2.3), день совершения административного правонарушения либо — при длящемся проступке — день его обнаружения (ч. 1, 2 ст. 4.5).

При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).

6. К лицам, подлежащим ответственности по смыслу комментируемой статьи, относятся только физические лица. При этом КоАП выделяет «должностных лиц» (ст. 2.4), а также военнослужащих и лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5).

В зависимости от принадлежности к гражданству или подданству зарубежного государства ст. 2.6 КоАП выделяет особую разновидность физических лиц — иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.

7. Возрастные критерии, указанные в данной статье, учитываются только при назначении административных наказаний в случае совершения проступка физическим лицом, однако в некоторых случаях они принимаются во внимание в процессе применения административных санкций к юридическим лицам: при совершении налоговых правонарушений установление вины юридического лица связано с выявлением признаков умысла или неосторожности в деянии его должностных лиц. Должностное лицо может быть субъектом налогового правонарушения при достижении гражданской дееспособности, т.е. с восемнадцатилетнего возраста, а не с 16 лет, как это предусмотрено комментируемой статьей. Таким образом, возрастные критерии при применении административных санкций к юридическому лицу учитываются только в тех случаях, когда вина юридического лица отождествляется с виной его должностных лиц.

Административная ответственность организаций связана с правоспособностью юридического лица, последняя обусловлена государственной регистрацией юридического лица, а в случае коммерческих организаций, как правило, и последующим лицензированием (см. п. 1 ст. 49, а также ст. 51 ГК в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ).

8. При совершении некоторых проступков может быть установлена причинно-следственная связь между правонарушением юридического лица и проступком его должностных лиц; привлечение юридического лица к административной ответственности в указанных случаях не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от применения административных санкций (см. п. 4 ст. 108 НК). При этом применяются указанные выше возрастные критерии привлечения к административной ответственности должностных лиц, однако применение к ним административных санкций обусловлено не только достижением возраста гражданской правоспособности, но и наделением физического лица соответствующими властными полномочиями должностного лица.

9. При производстве по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные или муниципальные органы и их должностные лица должны принимать во внимание общественную опасность проступка, например вред или ущерб, причиненный в результате его совершения, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение. В частности, совершение административного проступка несовершеннолетним всегда рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

При разрешении вопроса об ответственности несовершеннолетних должны учитываться субъективные особенности нарушителя, прежде всего те, что свидетельствуют о его оценке содеянного, в частности критичное отношение к совершенному проступку, раскаяние нарушителя и другие особенности, характеризующие гуманитарные качества гражданина либо определяющие его асоциальные наклонности.

Выявление личностных особенностей несовершеннолетнего нарушителя в процессе административного производства не означает нарушения принципа равенства граждан перед законом, определенного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 1.4 КоАП: несовершеннолетний будет нести ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 2 комментируемой статьи, при этом к нему могут быть применены административные наказания либо меры воздействия. Равенство всех граждан перед законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя.

10. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» судам необходимо не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным. Надлежит обеспечить строгий контроль за исполнением частного определения. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения этого судебного решения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение следует решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственности по ст. 165.3 КоАП 1984 г.

При истолковании данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует учитывать, что административная ответственность за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи, предусмотренная ст. 165.3 КоАП 1984 г., установлена ст. 17.4 ныне действующего КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Статьи административного правонарушения несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних
Все дети когда-нибудь вырастают, но именно подростковый период зачастую самый сложный в жизни каждого – как самого ребенка, так и его родителей или иных воспитателей. Именно в этом возрасте идет активный поиск и проверка, что разрешено, а что может повлечь наказание. Однако даже если границы установлены, временами, охваченный веселым настроением с друзьями, несовершеннолетний совершает такие поступки, которые никогда бы не сделал, находясь один. Поэтому очень важно четко обозначить подростку существующие пределы разрешенного и запрещенного.
Права и ответственность несовершеннолетнего при совершении поступков, записаны в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Ребенка до 14 лет к административной ответственности привлечь не могут. За совершенные правонарушения несут ответственность их родители, которым могут вынести предупреждение или наложить штраф в размере до 10 базовых величин (ст. 9.4 Кодекса об административных правонарушениях).
Административная ответственность наступает с 16 лет,НО
с 14 лет к административной ответственности можно привлечь за следующие административные правонарушения:
• за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП);
• за мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП);
• за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП);
• за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15. 29 КоАП);
• за жестокое обращение с животными (ст. 15.45 КоАП);
• за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58 КоАП);
• за мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП);
• за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (ст. 18.3 1-3,5 ч КоАП);
• за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (ст. 18.4 КоАП);
• за нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.9 КоАП);
• за нарушение правил пользования метрополитеном (ст. 18.10 КоАП);
• за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. 18.34 КоАП);
• за повреждение историко-культурных ценностей (ст. 19. 4 КоАП);
• за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7 КоАП);
• за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46 КоАП);
• за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23. 47 КоАП).

Если несовершеннолетний совершил правонарушение, не указанное в данном перечне, то ответственность будут нести его родители (ст. 9.4 КоАП).

При совершении указанных выше правонарушений несовершеннолетнему могут назначить следующие виды наказаний:
• предупреждение (выражается в письменном предупреждении о недопустимости противоправного поведения в будущем и может быть вынесено за любое правонарушение даже в случаях, если это не предусмотрено в соответствующей статье Кодекса (статья 4.6 ч 3 КоАП);
• штраф (назначается в случаях, когда подросток получает заработную плату, стипендию или имеет иной доход (статья 4.6 КоАП). Размер штрафа устанавливается на день вынесения приговора и не может быть ниже 0,1 и выше 50-ти базовых величин.

С 16 лет несовершеннолетнего могут привлечь к административной ответственности за большинство правонарушений, записанных в Кодексе об административных правонарушениях.
Кроме выше названных наказаний к 16-летнему подростку может быть применено ещё такое наказание, как исправительные работы — на основании решения суда с заработной платы осужденного ежемесячно отчисляется до 20% получаемой им суммы (ст. 6.6 КоАП)
Административный арест к несовершеннолетним не применяется.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение:
(Статья 33 КоАП)
• чистосердечное раскаяние виновного;
• предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств

Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение: (Статья 34 КоАП)
• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
• совершение правонарушения группой лиц;
• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
совершение правонарушения в состоянии опьянения.

По достижении 18 летнего возраста человек несет полную административную ответственность за совершенные им правонарушения.

Вашему вниманию предлагаем некоторые статьи из Кодекса об административных правонарушениях
Ст. 9.1 Умышленное причинение телесного повреждения
Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности штраф в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест
Ст. 9.2. Клевета
Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений штраф в размере от 10 до 30 базовых величин
Ст. 9.3 Оскорбление
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме штраф в размере от 4 до 20 базовых величин
Ст. 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста предупреждение или штраф в размере до 10 базовых величин
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение штраф в размере от 10 до 20 базовых величин
Ст. 10.5.Мелкое хищение (в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З)
1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение штраф в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения штраф в размере от 30 до 30 базовых величин или административный арест
Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения имущества физического лица, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Ст. 10.6. Присвоение найденного имущества
Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада штраф в размере до 5 базовых величин
Ст. 10.7. Причинение имущественного ущерба
Причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков мелкого хищения штраф в размере от 20 до 50 базовых величин
Ст. 10.9. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере штраф в размере от 30 до 50 базовых величин
Ст. 11.33. Подделка проездных документов
Изготовление или сбыт поддельных билетов или иных документов на проезд пассажиров либо провоз грузов штраф в размере от 10 до 20 базовых величин
Ст. 15.29. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках
1. Нарушениетребований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба штраф в размере до 20 базовых величин
2. Нарушениетребований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников штраф от 25 до 50 базовых величин
Ст. 15.35. Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных
Добыча рыбы или водных животных без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в недозволенных местах, либо недозволенными орудиями, способами и приёмами штраф от 5 до 50 базовых величин с конфискацией орудий добычи рыбы и иных предметов или без конфискации
Ст. 15.45. Жестокое обращение с животными
Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных наложение штраф в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест
Ст. 15.58. Разжигание костров в запрещенных местах предупреждение или штраф в размере до 12 базовых величин
Ст. 17.1. Мелкое хулиганство
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу штраф в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест
Ст. 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде
1. Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность штраф в размере до 8 базовых величин
2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения штраф в размере от 2 до 15 базовых величин или административный арест
Ст. 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных напитков, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ штраф в размере от 10 до 30 базовых величин
Ст. 17.6. Заведомо ложное сообщение
1. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами штраф в размере от 4 до 15 базовых величин
2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение штраф в размере от 20 до 50 базовых величин
Ст. 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах (введена Законом Республики Беларусь от 28.07.2003 N 230-З) штраф в размере от 0,1 до 0,5 базовой величины
Ст. 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению иои обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища
1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с 2300 до 600 часов вне жилища. предупреждение или штраф в размере до 2 базовых величин.
2.То же деяние, совершённое повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. штраф в размере от 2 до 5 базовых величин
Ст. 18.3. Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте
1. Подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения железнодорожного или городского электрического
транспорта штраф в размере от двух до десяти базовых величин
5. Проход по железнодорожным путям в неустановленном месте штраф в размере от двух десятых до двух базовых величин
Ст. 18.4. Нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта
1. 1. Самовольный проезд в грузовом поезде либо посадка в поезд или высадка из него во время движения, либо проезд на подножке или крыше вагона, либо самовольная остановка поезда без необходимости штраф в размере от 0,6 до 3 базовых величин
2. 2. Выбрасываниемусора или иных предметов из транспортного средства штраф в размере от 1 до 2 базовых величин
3. 3. Курение в транспортном средстве в неустановленном месте штраф в размере от 4 до 6 базовых величин
4. 4. Открытие дверей транспортного средства во время движения штраф в размере от 2 до 10 базовых величин
Ст. 18.23. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевой повозкой, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовой величины
Ст. 18.30. Безбилетный проезд
1. Безбилетный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта, а также прохождение контрольного турникета (линии контроля) в метрополитене без наличия документа, подтверждающего право на проезд штраф в размере 0,2 базовой величины
2. Безбилетный проезд пассажиров в пригородном поезде, автобусе и маршрутном такси пригородного сообщения штраф в размере 0,2 базовой величины
3. Безбилетный проезд пассажиров в поездах местного и дальнего сообщения, в автобусе и маршрутном такси междугородного сообщения штраф в размере 0,4 базовой величины
Ст. 23.5. Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий штраф в размере от 20 до 50 базовых величин
Ст. 23.63. Купание в запрещенных местах рек, озёр и иных водоёмов штраф в размере от 1 до 3 базовых величин
Ст. 24.1. Неуважение к суду
Неуважение к суду, выразившееся в уклонении от явки в суд, то есть неявка по вызову без уважительной причины, либо в неподчинении распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду штраф в размере от 8 до 50 базовых величин или административный арест
Ст. 24.4. Заведомо ложные объяснение либо заявление
Заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод по делу об административном правонарушении штраф в размере от 10 до 50 базовых величин или административный арест
Ст. 24.5. Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей штраф в размере от 8 до 30 базовых величин
Примечание. Лицо не подлежит административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников
Ст. 24.6. Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс
Уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия штраф в размере от 6 до 30 базовых величин или административный арест

Ответственность несовершеннолетних за правонарушения

Ответственность несовершеннолетних за правонарушения

ВНИМАНИЮ УЧАЩИХСЯ и родителей!! !

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 4.3 КоАП Республики Беларусь Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РБ

Физическое лицо, совершившее запрещённое деяние в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежит ответственности за следующие правонарушения:

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 10.5. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 10.9. Умышленное уничтожение либо повреждение имущества. Повлёкшее причинение ущерба в незначительном размере, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа до пятидесяти базовых величин.

Статья 15.45 Жестокое обращение с животными. Жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечья, а равно истязание животных, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 15.58 Разжигание костров в запрещённых местах. Влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 23.46 Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия. Влекут наложение штрафа в размере от двух до шести базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации

Статья 23.47 Незаконные действия в отношении холодного оружия. Влекут наложение штрафа в размере от двух до шести базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Наиболее распространённые правонарушения совершаемые несовершеннолетними в возрасте 16-ти лет

Статья 9.2. Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 9.3. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Статья 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде. Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.6. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.

То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, влечет наложение штрафа в размере от одной десятой до пяти десятых базовой величины.

УСЛОВИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 27 УК Республики Беларусь «Возраст с которого наступает уголовная ответственность»

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Уголовным Кодексом Республики Беларусь

Лица, совершившие запрещённые Уголовным Кодексом Республики Беларусь деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат ответственности лишь за:

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

12) хищение путём использования компьютерной техники (статья 212);

13) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);

14) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);

15) захват заложника (статья 291);

16) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

17) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

18) хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 327);

20) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

21) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

22) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

23) уклонение от отбытия наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния .

Статьи административного правонарушения несовершеннолетних

Мы в фонде «Общественный вердикт» собрали вопросы, которые чаще всего задают люди в соцсетях после массовых задержаний 26 марта. Прежде всего спрашивают о том, что и как должно быть по закону в случае задержания подростков. Такая массовость — новый опыт для многих: для школьников и студентов, для правозащитников и даже для полиции. Наши юристы подготовили ответы, которые, мы надеемся, вам пригодятся. Мы старались отвечать четко, ясно и по сути. Вы найдете информацию о том, как должна работать полиция и Комиссия по делам несовершеннолетних, как должны составлять протоколы, уведомлять родственников задержанных, когда законно брать отпечатки пальцев и фотографировать подростков в полиции после задержания.

По мере появления новых вопросов, наши юристы будут давать ответы. Свои вопросы задавайте на странице Фонда в Facebook.

С 16 лет (ч.1 статьи 2.3 КоАП РФ)

Административное дело ведет Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН). Когда материал по делу собран, она передает его в суд для рассмотрения. Решение о наказании принимает суд, а не КДН.

Что делать, если подросток совершил правонарушение в 17 лет, а когда КДН стала рассматривать его дело ему уже исполнилось 18 лет?

Комиссия обязана направить материалы дела тому органу (должностному лицу), который по закону должен рассматривать такие правонарушения.

Можно ли наказать родителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей?

Можно, но не всех родителей. Закон (ст. 2.5 КоАП РФ) не разрешает привлекать к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, нацгвардейцев, сотрудников органов внутренних дел, пенитенциарной системы, налоговой полиции, таможни и др. Для них предусмотрена дисциплинарная ответственность.

Если человеку 16–18 лет, можно ли заменить административное наказание (КоАП РФ) на меры общественного воздействия, которые предусмотрены Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних?

Можно. Это решение принимает КДН (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ). Должны учитываться обстоятельства дела и личностные характеристики подростка. КДН может освободить подростка от административной ответственности и одновременно с этим применить к нему другие меры. Это может быть предупреждение, выговор, направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение и т.д.

Что необходимо делать, если сотрудник полиции настойчиво звонит или пишет смс несовершеннолетнему о необходимости явиться в отдел полиции?

Переадресовать его на родителей/законных представителей. Если сотрудник будет настойчив и продолжать активно беспокоить подростка, то нужно написать жалобу начальнику отдела полиции и в отдел собственной безопасности округа (например, ОСБ УВД по ЦАО). Если данные действия совершает следователь Следственного комитета, то жалобу адресовать руководителю Следственного комитета и/или руководителю Отдела собственной безопасности следственного управления.

Какой документ необходим для того, чтобы привлечь к административной ответственности?

Это протокол об административном правонарушении. Без протокола нет суда и не может быть наказания. Иные документы — справки инспекторов ПДН, информационные сообщения из милиции, из школы и т.п., — не являются основанием для привлечения к административной ответственности.

Кто имеет право составлять административный протокол?

Сотрудники полиции, пограничные органы, и многие иные лица, указанные в части 2 ст. 28.3

Члены Комиссий по делам несовершеннолетних (2 абзац части 5 ст. 28.3). Но только в тех случаях, когда действия подростка подпадают под статьи 5.35–5.37, 6.10. КоАП РФ. Члены КДН могут составлять протоколы и должны правильно квалифицировать действия в соответствии с нормами КоАП РФ.

В протоколе о правонарушении или в прилагаемых к нему документах, которые передают КДН полиция (или другая служба), должны быть обязательно указаны поводы к возбуждению дела об административном правонарушении (ч. 3 ст.28.1 КоАП РФ). Если этого нет в документах, то КДН должна вынести определение (ст. 29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ) о возврате этого материала полиции (должностному лицу) для устранения недостатков.

Каковы сроки составления протокола об административном правонарушении?

Протокол должен быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения.

Двое суток дается на то, чтобы выяснить дополнительные обстоятельства дела (например, размер причиненного ущерба, получение каких-то справок, с помощью которых может быть смягчено наказание) либо собрать информацию о нарушителе (например, при отсутствии документов при несовершеннолетнем, а также, сведения о предыдущих правонарушениях). Но в том случае, если необходимость в дополнительной информации действительно имеется.

Если начато административное расследование, то у полиции есть один месяц на составление протокола об административном правонарушении (например, необходимо провести экспертизы, чтобы установить размер ущерба, направить запросы. В общем, все то, что требует значительного времени).

Когда полиция должна направить протокол об административном правонарушении в КДН?

В течение суток с момента составления протокола (статья 28.8 КоАП РФ).

Если КДН вернула материалы полиции, то дается 3 суток на устранение недостатков. Трое суток отсчитывается с того дня, когда полиция получила материалы обратно.

Полиция устранила недостатки и должна в течение суток возвратить протокол в КДН (ч. 3 ст.28.8 КоАП РФ).

На что обратить внимание в протоколе об административном правонарушении?

1. Вам должны быть реально разъяснены права и обязанности. Только после этого можно поставить подпись в соответствующей графе протокола.

2. Вы можете не давать объяснений, указав, что с протоколом не согласны, объяснения будете давать при рассмотрении дела. Но мы рекомендуем в протоколе все-таки свою версию событий изложить. На суде это будет сделать намного сложнее.

3. Если вы решили зафиксировать свои объяснения, то в графе «Объяснения лица» нужно обязательно указать все факты, которые вы считаете значимыми: не пустили адвоката, задержали в другое время, не разрешили взять у родителей лекарства и т.д.

Если вам не хватит места в этой графе, попросите лист бумаги и изложите на нем свою версию событий, все значимые обстоятельства. В протоколе сделайте запись, что объяснения изложены на дополнительном листе и распишитесь. Доплист с объяснениями тоже подпишите.

Если лист бумаги отказываются выдавать, сделайте запись в протоколе об этом и распишитесь. Весь протокол нужно подписывать только после того, как Вам будет вручена копия протокола. Если вам отказываются вручать копию, сделайте запись в протоколе, что копию выдать отказались и распишитесь.

Где рассматриваются дела в отношении несовершеннолетних?

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства подростка. Даже если статья, которая ему вменяется, предполагает, что рассмотрение должно быть в суде по месту самого события — правонарушения, — в случае подростка требуйте рассмотрения там, где вы живете.

Если несовершеннолетний является лицом «Без определенного места жительства» или иностранным гражданином при отсутствии регистрации?

По практике — такие дела рассматриваются по месту фактического жительства, месту учебы.

Нужно ли извещать прокурора о проведении заседания комиссии?

Обо всех делах, связанных с несовершеннолетними, КДН в обязательном порядке должна сообщить прокурору. Это делает ответственный секретарь КДН.

Рассмотрение дела на заседании Комиссии

В течение 15 дней. Дни отсчитываются с того дня, когда КДН получила материал из полиции.

Могут продлить до одного месяца. Это случится, если будут заявлены ходатайства (например, сделать запрос, получить дополнительные справки, которые вы считаете нужными, но сами не можете получить) или нужно будет дополнительно выяснять обстоятельства дела.

Может ли КДН рассматривать дела несовершеннолетних без участия их родителей?

Нет. Присутствие несовершеннолетнего и его родителей при рассмотрении дела обязательно (ст. 34 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних).

При подготовке к рассмотрению дела в обязательном порядке должны уведомить несовершеннолетнего, его родителей/законных представителей, а также защитника, если о нем уже имеются сведения в деле. КДН не вправе отказать в присутствии адвоката или иного лица, имеющего доверенность на представление интересов. Защищать интересы вместо адвоката могут родители/законные представители.

Если несовершеннолетний и/или его родители/законные представители не могут участвовать в рассмотрении дела (командировка, болезнь и т.д.), то необходимо направить в КДН ходатайство с просьбой отложить рассмотрение на другой день и время. В этом ходатайстве нужно указать причины неявки и приложить подтверждающие документы.

Может комиссия выносить определение о приводе несовершеннолетнего на рассмотрение его дела и о приводе его родителей?

Да. Комиссия по делам несовершеннолетних имеет право выносить такие определения. Привод будут исполнять органы внутренних дел. Привод может касаться подростков, родителей и свидетелей по делу.

Обязательно ли вручать постановление об административном правонарушении сразу при рассмотрении под расписку или можно высылать по почте в течение недели?

Нет, не обязательно. Копия постановления может высылаться подростку по почте в трехдневный срок.

Как КДН принимает свои решения?

Определение по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.

Какие требования предъявляются к оформлению протокола заседания КДН?

Ведение протокола обязательно во время рассмотрения дела.

Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания. То есть не ответственным секретарем, а лицом, ведущим протокол на заседании комиссии.

Какой порядок обжалования постановлений КДН?

Решения КДН принимается в форме постановления. Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Необходимо обратить внимание

При задержании сотрудники полиции могут предложить Вам пройти дактилоскопирование («откатать пальцы») и фотографирование.

1. Дактилоскопирование — это фиксация особенностей строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность.

Дактилоскопирование до постановления суда о признании Вас виновным в административном правонарушении и применении в отношении Вас санкции в виде административного ареста в большинстве случаев проводится добровольно, то есть только при наличии Вашего согласия.

Принудительно до указанного судебного постановления она может быть проведена в случаях, если Вы:

1. Задержаны, и установить Вашу личность иным способом невозможно (например, отсутствуют документы, удостоверяющие вашу личность);

2. Задержаны по подозрению в совершении преступления;

3. Подвергнуты административному аресту (назначается только решением суда);

4. Являетесь иностранным гражданином или лицом без гражданства и незаконно находитесь на территории России;

5. Являетесь иностранным гражданином и у Вас имеется разрешение на временное проживание;

Если постановлением суда Вы были признаны виновным и подверглись административному аресту дактилоскопирование проводится без Вашего согласия.

Следует иметь в виду, что дактилоскопирование осуществляется (не только, но в том числе) с помощью валика и типографской краски.

2. Фотографирование. Полиция может фотографировать гражданина, но только по тем же основаниям, что и дактилоскопировать. В остальных случаях — нет.

Сам факт доставления гражданина в органы внутренних дел не является основанием для его фотографирования. Фотографирование как до суда, так и после вынесения судебного постановления, может производиться только при наличии вашего согласия.

Наличие при себе документа, удостоверяющего личность, позволяет отсечь основание фотографирования.