Структура доходов и расходов федерального бюджета 2012

admin

Структура доходов федерального бюджета РФ за 2012-2016 годы

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.04.2016 2016-04-03

Статья просмотрена: 56612 раз

Библиографическое описание:

Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991-994. — URL https://moluch.ru/archive/111/28053/ (дата обращения: 18.11.2018).

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, расходы федерального бюджета.

В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 20,9 % в 2012 году до 17,5 % в 2016 году), а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5 % ВВП.

Основные параметры федерального бюджета в 2012–2016гг.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

(№384-ФЗ сизм.)

оценка -*

Доходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета

В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета должны составить 13738,5 млрд. руб. против 13251 млрд. руб. в 2015 году. Чтобы выйти на этот объем, был мобилизован ряд дополнительных доходных источников. Крупнейшим из них является повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе экономики. На 2016 год сохраняется ставка вывозной пошлины на нефть на уровне 42 % наряду с ранее запланированным повышением налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Ранее предполагалось, что ставка вывозной пошлины на нефть в 2016 году будет снижена до 36 %. Дополнительные бюджетные доходы от такого «налогового маневра» в нефтяном секторе составляют около 200 млрд. руб. Дополнительно 112 млрд. руб. Правительство намерено получить за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Среди других экстренных мер по повышению доходов федерального бюджета выделим сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ и повышение до 90 % доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет [4].

Необходимо отметить значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2013, которое было обусловлено в первую очередь, ростом расходов на национальную экономику, увеличились социальные расходы и определенную роль сыграли военные расходы и, в частности, траты на перевооружение армии; безусловно, обеспечение боеспособности вооруженных сил относится к базовым функциям института государства, однако закупка техники в условиях отсутствия конкуренции в секторе ВПК неизбежно сопровождается необоснованным ростом издержек. Наблюдается увеличение расходов федерального бюджета на 586 млрд. руб. в 2015 году по отношению к 2014 году, а также увеличение расходов и в 2016г. Весь рассматриваемый период бюджет исполняется и планируется с дефицитом.

Для того чтобы детально разобрать федеральный бюджет, проанализируем основные параметры федерального бюджета и его структуру.

Рис. 1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, в %

За анализируемый период можно отметить значительное изменение соотношения нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2012 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 50,2 % доходов бюджета или 6453,2 млрд. руб. в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 49,8 % от общего объема доходов бюджета или 6402,4млрд. руб.

В 2016 г. структура доходов бюджета значительно меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6 044,9млрд. руб. или 44 % от объема общих доходов бюджета, а ненефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7 693,6 млрд. руб. и составили 56 % от общего объема доходов бюджета. Это объясняется сверхнизкими ценами на нефть в связи, с которыми бюджет недосчитывается значительной доли нефтегазовых доходов российского бюджета.

Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2012–2016 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт свидетельствует о том, что государство, решая свои социально-экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по НДПИ, налогу на прибыль организаций.

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2012–2016 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рис. 2. Долевая структура налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений за 2012–2015 гг.

Макроэкономические показатели, используемые при составлении проекта федерального бюджета на 2016–2018 годы, значительно отличаются от показателей, положенных в основу формирования федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (таблица 2), поскольку они не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года [3].

Основные макроэкономические показатели на 2016 год иплановый период 2017 и 2018 годов

Структура доходов и расходов федерального бюджета 2012

ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в редакции от:

Отклонение от ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в редакции от

Макроэкономические показатели, учтенные при расчете доходов

ВВП, млрд рублей

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

Цена на газ, долл./тыс. куб. м

Курс доллара США к рублю

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долл. США

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США

Прибыль прибыльных организаций, млрд. рублей

НДПИ на газ горючий природный

НДПИ на газовый конденсат

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в редакции от:

Отклонение от ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в редакции от

Налог на прибыль

Налог на добавленную стоимость

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

Ввозные таможенные пошлины

Прочие ненефтегазовые доходы

Поступление доходов федерального бюджета в 2009–2013 годах по отношению к ВВП характеризуется снижением с 18,9% в 2009 году до 17,9% в 2010 году, в 2011–2012 годах доходы увеличились до 20,4% и 20,8% к ВВП соответственно, а в 2013 году уменьшились до 19,5% к ВВП. Динамика поступления доходов федерального бюджета за последние пять лет представлена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 — Динамика поступления доходов федерального бюджета в 2009–2013 годах, в % к ВВП

В 2013 году по сравнению с 2009 годом доходы федерального бюджета по отношению к ВВП увеличились на 0,6%, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 2,1%, а ненефтегазовые доходы снизились на 1,5%.

В 2010 году наблюдается снижение доходов на 1,0% к ВВП по сравнению с 2009 годом, в том числе ненефтегазовые доходы уменьшились на 1,6% к ВВП, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,6% к ВВП. Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено ростом мировой цены на нефть марки «Юралс» (на 17,1 долл./барр.), а также увеличением объемов добычи газа и нефти на 12,1% и 1,6% соответственно и объемов экспорта товаров, выработанных из нефти и нефти сырой на 6,9% и 1,2% соответственно.

Уменьшение ненефтегазовых доходов связано в основном с изменениями в налоговом законодательстве (замена единого социального налога на страховые взносы, поступающие напрямую во внебюджетные фонды).

Начиная с 2011 года наметилась тенденция к росту доходов федерального бюджета.

Посткризисное восстановление российской экономики в 2011–2012 годах во многом определялось благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (ростом мировых цен и основных показателей внешней торговли).

В 2012 году доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с 2010 годом (год наибольшего снижения доходов за последние 5 лет) на 2,9% к ВВП, в том числе нефтегазовые доходы — на 2,1%, ненефтегазовые доходы — на 0,8% к ВВП.

На рост нефтегазовых доходов оказали влияние:

1) рост мировых цен на нефть марки «Юралс» (с 78,2 до 110,5 долл. США/барр.);

2) рост цен на газ природный (с 271,2 до 345,5 долл./тыс. куб. м);

3) увеличение курса доллара США по отношению к рублю (с 30,4 до 31,1 рублей);

4) индексация ставок НДПИ на газ горючий природный.

Увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено изменением налогового законодательства (индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары и установление норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты (2011 г. — 30%, 2012 г. — 23%) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60%), а также ростом объемов ВВП и импорта.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается снижение доходов федерального бюджета на 1,3% к ВВП, в том числе нефтегазовые доходы — на 0,6% к ВВП, ненефтегазовые доходы — на 0,7% к ВВП.

На уменьшение нефтегазовых доходов оказали влияние:

1) снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» (с 110,5 до 107,9 долл. США/барр.);

2) снижение цен на газ природный (с 345,5 до 339,2 долл./тыс. куб. м);

3) снижение объемов экспорта нефти на 1,8%.

Снижение ненефтегазовых доходов обусловлено уменьшением поступлений налога на добавленную стоимость и ввозных таможенных пошлин, в основном за счет снижения налогооблагаемых объемов импорта, а также доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации в связи с продажей Банком России в 2012 году пакета акций ОАО «Сбербанк России».

Анализ поступления доходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2009–2013 годах свидетельствует о достаточно высокой зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.

В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2%, ненефтегазовые доходы — 49,8% (рисунок 2.2).

Рис. 2.2 — Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 2009–2013 годах

При этом динамика изменения доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов соответствует изменениям мировых цен на нефть марки «Юралс» (рост с 61,1 долл. США/барр. в 2009 году до 107,9 долл. США/барр. в 2013 году) и экспортных цен на газ природный (увеличение с 249,1 долл. США/тыс. куб. м в 2009 году до 339,2 долл. США/тыс. куб. м в 2013 году), объемов экспорта газа природного (рост с 168,3 млрд куб. м в 2009 году до 196,0 млрд куб. м в 2013 году) и товаров, выработанных из нефти (увеличение с 124,5 млн тонн в 2009 году до 148,1 млн тонн в 2013 году), и в значительной мере влияет на увеличение доли нефтегазовых доходов в 2009–2013 годах (на 9,5%).

Снижение доли ненефтегазовых доходов в общей сумме доходов в 2010–2013 годах по сравнению с 2009 годом обусловлено изменениями в налоговом законодательстве, а также уменьшением поступления доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Основные изменения законодательства Российской Федерации в части доходов федерального бюджета представлены в Приложении 1.

Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2009–2013 годах (рисунок 2.3) обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых.

Рис. 2.3 — Структура доходов федерального бюджета по видам доходов в 2009–2013 годах (доля в объеме доходов, %)

На долю указанных доходов в 2013 году приходится 77,9% всех доходов федерального бюджета, причем за последние четыре года их доля в общем объеме доходов увеличилась на 8,8%. Увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых (с 13,4% в 2009 году до 19,5% в 2013 году) связано с увеличением норматива зачисления в федеральный бюджет НДПИ на нефть и газовый конденсат с 95 до 100% и индексацией ставок НДПИ на нефть, газ горючий природный и газовый конденсат. Рост доли вывозной таможенной пошлины на 3,4% обусловлен увеличением размера ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, до 66% от ставок пошлины на нефть, а также установлением ставок вывозных таможенных пошлин на бензин в размере 90% от ставок пошлины на нефть.

Федеральный бюджет за последние годы значительно увеличился за счет его расходной части. Так, к примеру, еще в 2008 году Москва обогнала Нью-Йорк на 10 млрд. долларов в связи с огромными обязательствами, которые на себя взяло Правительство РФ: увеличение пенсии, пособий для военнослужащих, формирование материнского капитала, инвестирование в государственные корпорации и прочее. В 2009 году федеральный бюджет был примерно равен федеральному бюджету за 2008 год по номинальному выражению, а федеральный бюджет 2010 года — соответственно 2009 года, однако в реальном выражении каждый из них уступал предыдущему на 10%, то есть бюджет 2010 года был на 20% больше по сравнению с бюджетом 2008 года. Даже в период мировой финансовой нестабильности статьи расходов на образование и здравоохранение не были уменьшены, что говорит об общей тенденции бюджетной политики по модернизации экономики.

Доходы федерального бюджета за 2013 год составили 13019,9 млрд. руб., что на 113,5 млрд рублей (или 0,9%) больше, чем было предусмотрено в прогнозе на 2013 год. Расходы федерального бюджета по кассовому исполнению за 2013 год составили 13342,9 млрд. руб., что на 121,4 млрд. руб. (или на 0,9%) меньше по сравнению с уточненной бюджетной росписью. Дефицит федерального бюджета составил 323,0 млрд. руб., что меньше на 234,9 млрд рублей по сравнению с уточненной бюджетной росписью.

Размер государственного долга по состоянию на 1 января 2014 года составил 7548,3 млрд. руб. и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2013 года на 1028,4 млрд рублей.

Размер государственного внутреннего долга за период 01.01.2013-01.01.2014 возрос на 744,3 млрд. руб. (или на 15%) и составил 5722,2 млрд. рублей. Размер государственного внешнего долга за аналогичный период увеличился на 284,1 млрд. рублей, или на 18,4%, и составил 1826,1 млрд. рублей. В течение 2013 года удельный вес государственного внутреннего долга РФ в общем объёме государственного долга уменьшился с 76,3 до 75,8%, соответственно удельный вес государственного внешнего долга Российской Федерации увеличился с 23,7 до 24,2%.

Размер Резервного фонда по состоянию на 1 января 2014 года составил 2859,7 млрд. рублей, а объем Фонда национального благосостояния — 2900,6 млрд. рублей.

За 2013 год объем средств Резервного фонда увеличился на 974,0 млрд рублей, Фонда национального благосостояния — на 210,0 млрд рублей.

В Бюджетном послании Президента РФ от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» в настоящее время в качестве приоритетных направлений расходов выделены следующие тенденции:

— безусловное исполнение установленных законом обязательств по выплате компенсаций и социальных пособий в области социальной защиты населения, в том числе и пенсионное обеспечение военнослужащих;

— обеспечение сбалансированности бюджета ПФР с целью дальнейшего развития пенсионной системы;

— увеличение уровня прозрачности пенсионной системы. С 2014 года кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, как и бюджетов других государственных внебюджетных фондов, должно осуществляться органами Федерального казначейства;

— обеспечение обязательств в области здравоохранения, социального обслуживания и образования населения с ростом адресности предоставления социальной помощи;

— обеспечение совершенствования боевой подготовки, закупки новых видов вооружения, реализации социальных гарантий для военнослужащих, а также обеспечения служебным и постоянным жильем военных;

— обеспечение развития и содержания транспортной инфраструктуры, в частности автомобильных дорог;

— своевременное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, которые направлены на технологическое развитие и модернизацию экономики, роста ее энергетической эффективности, в частности инновационных проектах и основных научных разработках.

— подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, а также саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

Проанализируем структуру расходов федерального бюджета за прошедшие три года (Таблица 2.2)

Таблица 2.2 Структура расходов федерального бюджета РФ за 2011-2013 гг., млрд.руб.

Структура доходов и расходов федерального бюджета 2012

Бюджеты субъектов РФ

Основание для разработки
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р

Государственный заказчик-координатор программы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственные заказчики
Министерство образования и науки Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки,
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Головной разработчик
Министерство образования и науки Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Цели и задачи программы
Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;

Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Целевыми индикаторами Программы являются:
уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
уровень соответствия образования современным стандартам.
Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации:
доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников;
доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей;
доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях;
доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска (включая программы высшего профессионального образования), в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года;
рост обеспеченности учебно-лабораторными помещениями по нормативу на одного студента по отношению к 2005 году;
доля преподавателей, которые работают в вузах, участвующих в межвузовской кооперации, и имеют возможность проводить исследования на базе других учреждений, в общей численности преподавателей вузов;
доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений;
количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования;
доля обучающихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно- коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности;
доля органов управления образованием субъектов Российской Федерации, интегрированных с единой информационно- аналитической системой управления образовательной средой, в общем числе органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

Cроки и Этапы реализации программы
Программа будет реализована в 2011 — 2015 годах в 2 этапа.
На первом этапе (2011 — 2013 годы) будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.
В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.
На втором этапе (2014 — 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно -телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на 7 процентов;
снижение на 16 процентов уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование;
снижение на 8 — 12 процентов затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально незащищенных групп населения;
создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;
внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов;
создание ресурсов и программ для одаренных детей;
поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации);
оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;
формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики;
повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;
кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования;
внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

Объем и источники финансирования
Объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит:
общий объем — 139778,3 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета — 55801,1 млн. рублей, из них субсидии — 10469,68 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 67070 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников — 16907,2 млн. рублей

Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года

экономические науки

  • Панченко Александра Андреевна , студент
  • Дальневосточный федеральный университет
  • Похожие материалы

    Рассмотрим структуру доходов государственного бюджета Российской Федерации за 2010-2012 года и проведем их структурный анализ (Таблица 1. ). Используя данные таблицы 1, рассмотрим процентное соотношение статей доходов федерального бюджета России (рис.1).

    Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.

    2010 г., млрд. руб.

    2011 г., млрд. руб.

    2012 г., млрд. руб.

    Средний удельный вес, %

    Доходы от внешнеэконо-мической деятельности

    Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

    Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

    Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

    По данным таблицы 1 видно, что все доходы в рассматриваемый период возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, они составляют в среднем 39,5% всех поступлений в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма на 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России.

    Рисунок 1 – Доходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.

    На рисунке 1 видно, что доли каждого дохода в федеральном бюджете на протяжении двух лет примерно одинаковые: показатели колеблются в пределах 2%. Данный факт свидетельствует о стабильности поступлений каждого дохода государственного бюджета РФ.

    Для проведения статистического анализа динамики доходов государственного бюджета, необходимо рассчитать темп роста, темп прироста и удельный вес роста (Таблица 2. ).

    Таблица 2. Анализ динамики и влияния изменения величины доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение.

    2010 г., млрд. руб.

    2012 г., млрд. руб.

    Темп роста 2010-2012 г.г., млрд. руб.

    Темп прироста 2010-2012 г.г., %

    Удельный вес роста, %

    Доходы от внешнеэкономической деятельности

    Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

    Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

    Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

    По данным таблицы 2 видно, что в рассматриваемый период все доходы в 2012 году значительно увеличились по сравнению с 2010. Причинами этого являются инфляция и стремление государства привести государственный бюджет из состояния дефицита 2010 года к почти сбалансированному бюджету 2012 года.

    На основании данных расчетов можно сделать вывод, что на увеличение суммы поступлений в государственный бюджет за два года на 4548,3 млрд. руб. большее влияние оказали доходы от внешнеэкономической деятельности (их удельный вес в увеличении суммы доходов 38,1%).А доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности наоборот оказали самое малое влияние на увеличение общей суммы доходов (их удельный вес в изменении 2,5%).

    Таким образом, можно сделать вывод, что государство старается активно развивать внешнеэкономические отношения, чему свидетельствует значительное увеличение данных доходов за два года на 53,8%.

    Рассмотрим расходы государственного бюджета за этот же период, проведем их структурный анализ (Таблица 3. ) и отобразим их структуру на диаграмме (рис. 2).

    Таблица 3. Структура расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.

    2010 г., млрд. руб.

    2011 г., млрд. руб.

    2012 г., млрд. руб.

    Национальная безопасность и правоохранитель-ная деятельность

    Охрана окружающей среды

    Рисунок 2–Расходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.

    По данным таблицы 3 видно, что многие расходы за рассматриваемый период выросли: так расходы на национальную оборону выросли с 1276,46 млрд. руб. до 1812,33 млрд. руб., национальную безопасность и правоохранительную деятельность – с 1085,37млрд. руб. до 1842,97 млрд. руб., национальную экономику – с 1222,69 млрд. руб. до 1968,49 млрд. руб., охрану окружающей среды – с 13.47 млрд. руб. до 22,49 млрд. руб., образование – с 442,81 млрд. руб. до 603,84 млрд. руб. и социальную политику – с 2344,94 млрд. руб. до 3859,75 млрд. руб. Этому явлению нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, можно утверждать, что это действует положительно, т.к. расходы увеличиваются на общественно важные вопросы, на благо обществу. С другой стороны, данный рост расходов требует уменьшение их в других направлениях или же рост доходов, а, следовательно, и налогов, взимаемых с населения.

    По данным рисунка 2 видно, что государство осуществляет самые большие расходы на социальную политику, что составляет 27,3% всех расходов. За два года доля данных расходов в федеральном бюджете РФ выросла от 23% до 30%. Этому можно дать только положительную оценку, ведь государственный бюджет обеспечивает функционирование государства, а значит и всего общества.

    Оценим динамику и влияние изменения каждого расхода на их общее изменение (Таблица 4. ).

    Таблица 4. Анализ динамики и влияния изменения величины расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение

    2010 г., млрд. руб.

    2012 г., млрд. руб.

    Темп роста 2010-2012 г.г., млрд. руб.

    Темп прироста 2010-2012 г.г., %

    Удельный вес роста, %

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

    Охрана окружающей среды

    По данным расчетам таблицы 4 видно, что с 2010 по 2012 года больше изменились расходы на социальную политику: они выросли на 1514,81 млрд. руб. Но в процентном же соотношении наибольшее изменение имели расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: они увеличились на 69,8%. Другими словами, государство считает это направление расходов наиболее значимым, так как оно увеличило их больше, чем наполовину.

    Стоит отметить, что не все расходы возросли. Так расходы на общегосударственный вопросы уменьшились с 2010 года по 2012 год на 81,93 млрд. руб. (9,2%), расходы на ЖКХ – на 6,44 млрд. руб. (2,6%).

    На увеличение общей суммы расходов на 2773,3 млрд. руб. наибольшее влияние оказали расходы на социальную политику (54,6%). Самое незначительно влияние на увеличение расходов федерального бюджета оказали расходы на охрану окружающей среды (0,3%). В то же время, прочие расходы значительно уменьшили изменение общей суммы расходов. Их удельный вес в данном изменении составляет -31,1%.

    Обобщим итоговые данные доходов и расходов федерального бюджета РФ в диаграмму и рассмотрим состояние бюджета в данный период (рис. 3).

    Рисунок 3 – Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.

    В 2010 году наблюдается превышение расходов над доходами на 1812,05 млрд. руб., или дефицит государственного бюджета РФ. В 2011 году – небольшой профицит, равный 440,38 млрд. руб., а в 2012г. федеральный бюджет почти достиг идеального состояния сбалансированности: профицит составил 37,05 млрд. руб.

    Можно сделать вывод, что правительство старается исправлять допущенные ошибки в планировании бюджета и приводить его к сбалансированному состоянию. А также оно значительно увеличило государственные расходы на социальную политику, что несомненно благоприятно сказывается на общественном благосостоянии и развитии самого государства

    Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.