Структура и система права кратко

admin

Конспекты юриста

Система права: понятие и элементы

Отличие системы права и правовой системы заключается в том, что система права включает в себя правовую систему.

Система права – это взятые в единстве и взаимосвязи, действующие в государстве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру (т.е. это внутреннее строение права).

Признаки системы права:

  • 1. Объективный характер, т.е. система права складывается под воздействием объективных критериев (не зависит от воли и сознания конкретного человека);
  • 2. Единство и дифференциация (с одной стороны все нормы права тесно взаимосвязаны и выступают как единое целое, с другой стороны каждая норма специфична, и для их упорядочивания применяется объединение норм в определенной совокупности (отрасль, институты и т.т.) по какому-либо критерию);
  • 3. Абстрактный характер, это означает, что она умозрительна.

Структура системы права

Основные элементы:

  • — норма;
  • — институт (здесь важно сказать, что предмет правового регулирования и метод правового регулирования являются критериями объединения НП в институты);
  • — отрасль.

Дополнительные элементы:

  • — подотрасли;
  • — субинституты (расторжение брака, заключение брака, являются субинститутами института брака).

Нормы права – это первичные элементы системы права, составляющие все остальные её подразделения. В частности, нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, объединяются в институты права, а нормы, регулирующие какую-то сферу общественных отношений через институты, объединяются в отрасли права.

Институт права – относительно небольшая совокупность норм в рамках отраслей права, регулирующих какой-либо специфичный вид общественных отношений методами, входящими в набор средств используемых отраслью права. Субинститут – относительно небольшая совокупность норм в рамках института права, регулирующих какой-либо специфический вид общественных отношений.

Отличие института от отрасли:

  • 1. Институт по объему норм меньше, чем отрасль и входит в неё;
  • 2. Отрасль регулирует род общественных отношений, а институт – вид общественных отношений, входящих в этот род;
  • 3. Отрасль обладает исчерпывающим набором методов, применяемых к данному роду общественных отношений, а институт только частью таких методов.

Отрасли права – это, как принято считать, самые крупные элементы системы права. Они подразделяются на институты права, которые в свою очередь, подразделяются на нормы права. Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо род (сферу) общественных отношений особыми присущими только ей методами. Отрасль охватывает эту сферу отношений полностью. Отрасль обладает набором средств и приёмов воздействия на данный род общественных отношений. Причём этот набор исчерпывающий. В рамках отрасли иногда выделяют более мелкие образования – подотрасли – совокупность специфичных институтов внутри отрасли права, регулирующих какие-либо сходные общественные отношения.

Комплексное право состоит из норм различных отраслей (экологическое, транспортное право).

Система права – это содержание, а система законодательства – это форма (внешнее выражение).

Структура и система права кратко

50. Понятие и структурные элементы системы права

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Структура и система права кратко

Система права — это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Структурными элементами системы права являются:

— норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

-отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

-подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве — авторское право, жилищное; в земельном — горное, водное)

-институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

-материальные (регулируют отношения между людьми и распоряжением имуществом)

-процессуальные (порядок разрешения споров)

-отраслевые (нормы одной отрасли права)

-смешанные (нормы двух и более отраслей права)

-простые (небольшой, не содержит подразделений)

-сложные (имеет в своем составе субинституты)

-регулятивные (регулирование отношений), охранительные, учредительные (закрепляют определенное положение).

-субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

Понятие и структура системы права

Система права — это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Система права состоит из более или менее крупных объединений правовых норм. В структуре права можно выделить следующие основные уровни:

— право в целом;
— отрасль права;
— подотрасль права;
— институт права;
— норма права.

Наиболее крупным подразделением системы права является отрасль права. Отрасль права — совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразием.

В рамках некоторых отраслей права существуют подотрасли, объединяющие несколько институтов в составе отрасли права (подотрасль авторского права в рамках гражданского; лесного, горного и водного в рамках земельного и т. п.).

Правовой институт — это обособленная совокупность юридических норм, регулирующих определенную группу общественных отношений в рамках отрасли права. Каждой отрасли права присущи свои специфические институты. Вместе с тем в праве существует и понятие комплексного института, то есть группы норм, которые хоть и относятся к разным отраслям права, но регулируют однородные общественные отношения (например, институт собственности, институт договора). Комплексные институты, будучи относительно крупными, могут иметь в своем составе более мелкие самостоятельные образования — субинституты.

Первичным элементом системы права является правовая норма как отдельное правило поведения. В зависимости от вида регулируемых общественных отношений, правовые нормы объединяются в правовые институты, а те в свою очередь — в подотрасли и отрасли права.

Основаниями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это определенная сфера общественных отношений, которая подвергается регулированию правовыми нормами.

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, посредством которых государственная власть оказывает правовое воздействие на общественные отношения в целях придания им желаемого развития.

Можно выделить два основных метода правового регулирования — автономный и авторитарный.

Автономный метод (диспозитивный, метод координации) предполагает равноправие участников правоотношений. Он допускает значительную самостоятельность субъектов права, которые в рамках закона сами определяют свои права и обязанности, самостоятельно реализуют свои интересы. Правоотношение в этих случаях возникает на основе договора.

Авторитарный метод (императивный, метод субординации) предполагает неравенство субъектов правоотношений. Один из субъектов правоотношений выступает в качестве стороны, обладающей властными полномочиями по отношению к другой стороне — обязанному субъекту. Властный субъект наделен правом требовать от обязанного субъекта выполнения соответствующих указаний.

Юридическая наука выделяет и дополнительные методы правового регулирования. К ним относятся поощрительный и рекомендательный методы. Поощрительный метод заключается в том, что для адресатов создаются благоприятные юридические последствия социально-активного правомерного поведения. При использовании рекомендательного метода в соответствующих нормах формулируются рекомендации, адресованные субъектам права, с целью побудить их к определенным поступкам, совершение которых не обязательно, но желательно для государства.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод регулирования, который складывается из различных сочетаний авторитарного и автономного методов.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Система права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Понятие системы права

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.