Удостоверяет ли личность вид на жительство

admin

Установление личности иностранного гражданина в нотариальной практике

(Романовская О. В.) («Нотариус», 2008, N 6) Текст документа

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА В НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

О. В. РОМАНОВСКАЯ

Романовская О. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Пензенского государственного университета.

В соответствии со ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы о нотариате) при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Законодательство не разделяет установление личности обратившегося к нотариусу лица в зависимости от его гражданства. В то же время нельзя не учитывать особенности правового статуса иностранных граждан, которые не находятся в устойчивой правовой связи с Российской Федерацией. Кроме того, перечень документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, не определяется Российским государством, он регулируется национальным законодательством того государства, которому иностранные граждане принадлежат. Это создает определенные трудности для нотариуса, поскольку нет единого российского реестра, определяющего перечень документов, удостоверяющих личность иностранных граждан. Нередко в нотариальной практике возникают проблемы: действительно ли данный документ удостоверяет личность и вообще является ли представленная бумага официальной или содержит необходимые сведения, позволяющие однозначно идентифицировать личность обратившегося за нотариальной помощью? Статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет уже несколько иначе: «Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Тем самым основной акцент сделан на наличии доказательств, т. е. документов, удостоверяющих личность и одновременно подтверждающих наличие иностранного гражданства. Данные определения не вызывают дискуссий в российской юридической науке . В то же время Л. Н. Галенская предлагает различать: «Иностранец — лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства или же не имеет гражданства ни одного государства. Иностранный гражданин — лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства» . Применительно к предмету статьи ограничимся именно иностранными гражданами. ——————————— Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031. Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032. См., напр.: Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1997. С. 27. Галенская Л. Н. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982. С. 7.

Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в России, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Одновременно данная статья дает примерный перечень соответствующих документов: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства. Как видно, Федеральный закон содержит лишь общий перечень, прямо указывая, что иными федеральными законами и международными договорами он может быть расширен. Одновременно нельзя не учитывать, что статус иностранных граждан на территории нашего государства может существенно различаться. Так, выделяются иностранцы, обладающие привилегиями и иммунитетами, иностранцы, не обладающие таковыми («обычные» иностранцы), беженцы и иностранцы, которым предоставлено политическое убежище . Учитывая особые отношения нашего государства с ближним зарубежьем, среди иностранных граждан выделяют также особую категорию: граждане стран — участниц Содружества Независимых Государств. В то же время наличие особенного статуса иностранного гражданина не влияет на его возможность обращения к нотариусу: каждый из них обладает таким правом. Различия, однако, будут в представляемых документах. Нельзя не учитывать, что некоторые из перечисленных документов выдаются иностранцу государством его гражданской принадлежности, некоторые — в Российской Федерации или международной организацией, в которой работает иностранный гражданин. Например, вид на жительство выдается российскими органами государственной власти. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 , предусматривает, что вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) независимо от возраста. По просьбе своих родителей (законных представителей) иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший возраста 14 лет, может быть также вписан в их виды на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. Данное Положение содержит Описание бланка вида на жительство, выдаваемого иностранному гражданину. Согласно Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789 , разрешение на временное проживание выдается на три года. Данным документом утверждена также форма бланка разрешения на временное проживание. ——————————— Яковлева Е. В. К вопросу о содержании конституционно-правового статуса иностранных граждан // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 2. Собрание законодательства РФ. 2002. N 45. Ст. 4520. Собрание законодательства РФ. 2002. N 45. Ст. 4516.

Наряду с внутринациональным законодательством существуют международные договоры и соглашения, устанавливающие перечень документов, удостоверяющих личность . Например, паспорт моряка устанавливается Конвенцией Международной организации труда N 108 о национальных удостоверениях личности моряков (Женева, 1958 г.), ст. 4 которой определяет, какие сведения должны в нем содержаться. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (принята в г. Нью-Йорке 9 декабря 1994 г. Резолюцией 49/59 на 84-м пленарном заседании 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) закрепляет, что весь персонал ООН и связанный с ней персонал имеет при себе надлежащие документы, удостоверяющие личность. ——————————— См.: Малумов А. Ю. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (постатейный). М., 2007. Собрание законодательства РФ. 2001. N 34. Ст. 3478.

Следует учитывать, что личность иностранного гражданина в нотариальной практике не может устанавливаться на основании документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации. В то же время ст. 2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дает понятие законно находящегося в Российской Федерации иностранного гражданина, которым будет «лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации». Статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» дополняет, что иностранный гражданин, въехавший на территорию России с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утративший такие документы и не обратившийся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющийся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, а равно нарушивший правила транзитного проезда через территорию РФ, является незаконно находящимся на территории РФ. Возникает вопрос: может ли нотариус оказывать нотариальные услуги иностранцу, незаконно находящемуся на территории России? ——————————— Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

О. Н. Шерстобоев считает, что полная административная правоспособность иностранца невозможна без наличия у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, а также полученной от компетентного российского органа государственной власти въездной визы . Данная точка зрения находит поддержку в юридической литературе , хотя ст. 42 Основ о нотариате предусматривает, что установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов (подразумевая, что другие документы носят альтернативный характер). Однако ч. 3 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за оказание услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленных правил или правил транзитного проезда через ее территорию. Под услугой иностранцу будет пониматься любая деятельность, направленная на удовлетворение его потребностей , следовательно, нотариальная деятельность должна осуществляться только в отношении иностранцев, законно находящихся на территории России. Учитывая, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ нотариус относится к категории должностных лиц, штрафная санкция по ч. 3 ст. 18.9 будет колебаться от 25 тысяч до 30 тысяч рублей. Данные правила требуют уточнения нормы Основ о нотариате в части установления личности иностранца. В то же время следует учитывать, что вряд ли целесообразно считать ничтожным нотариальный акт, совершенный в отношении иностранца, незаконно находящегося на территории нашего государства. ——————————— Шерстобоев О. Н. Теоретическая основа административной правоспособности иностранных граждан // Миграционное право. 2007. N 5. См.: Киндеева Е. А., Левицкая В. А., Пискунова М. Г., Сарьян Е. Р., Кирсанов А. Р., Огородников В. В. Сделки с недвижимостью — оформление без нотариуса: государственная регистрация. Образцы документов. Комментарий и нормативные акты. Издание третье, исправленное и дополненное. М., 2002. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Э. Н. Ренова. М., 2002. С. 579.

Не возникает проблем, если иностранный гражданин представляет при обращении к нотариусу вид на жительство или разрешение на временное проживание, которые по общему правилу сами являются документами, удостоверяющими личность. Если же представлены иные документы, иностранцу необходимо предъявить либо визу, либо миграционную карту. Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 . Правила использования миграционной карты утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте» . Но и в этом случае есть ряд нюансов. Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 17 июня 2008 г. N 977 лица без гражданства, состоявшие в гражданстве СССР и проживающие в Латвийской Республике или Эстонской Республике, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз по следующим действительным документам: ——————————— Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2329. Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3553. Собрание законодательства РФ. 2008. N 25. Ст. 2959.

— лица, проживающие в Латвийской Республике, — по паспорту негражданина, выданному соответствующим органом Латвийской Республики; — лица, проживающие в Эстонской Республике, — по паспорту иностранца, выданному соответствующим органом Эстонской Республики. Несовершеннолетние дети указанных лиц должны иметь один из названных документов или быть вписаны в установленном порядке в документ сопровождающего их лица и иметь при себе свидетельство о рождении. Нельзя забывать, что между Россией и Республикой Беларусь заключен Договор от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» , ст. 14 которого предусматривает, что граждане государств-участников (т. е. России и Республики Беларусь) являются одновременно гражданами Союзного государства. До введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств-участников, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательством государств-участников и международными договорами. Заключен также Договор от 25 декабря 1998 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» , ст. 3 которого закрепляет, что граждане России и Беларуси пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательствами Договаривающихся Сторон. При пересечении Государственной границы Российской Федерации граждане Беларуси не заполняют миграционные карты и не получают визы. ——————————— Собрание законодательства РФ. 2000. N 7. Ст. 786. Договор ратифицирован Федеральным Собранием, Федеральный закон от 02.01.2000 N 25-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 146). Договор вступил в силу 26 января 2000 г. Собрание законодательства РФ. 1999. N 47. Ст. 2625. Договор ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ.

Пребывание граждан Украины на территории Российской Федерации осуществляется на основании Соглашения (в форме обмена нотами) между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Украины и Российской Федерации от 16 января 1997 г. Граждане Украины смогут въезжать, выезжать, пребывать и передвигаться по российской территории на основании одного из следующих документов: 1. Паспорт гражданина Украины. 2. Паспорт гражданина Украины для выезда за границу. 3. Дипломатический паспорт. 4. Служебный паспорт. 5. Проездной документ ребенка (разрешающий выезд за границу). 6. Свидетельство о рождении для детей в возрасте до 16 лет (с вкладышем, подтверждающим наличие у ребенка гражданства Украины). 7. Удостоверение личности моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее). 8. Удостоверение личности на возвращение на Украину (только для возвращения на Украину). 9. Удостоверение (летное свидетельство) члена экипажа воздушного судна. Необходимо учитывать, что граждане Украины заполняют миграционную карту в соответствии с российским законодательством. 30 ноября 2000 г. заключено Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан «О взаимных безвизовых поездках граждан» . Протоколом от 24 марта 2005 г. к данному Соглашению был утвержден список документов, удостоверяющих личность граждан стран — участниц договора. Так, приложение N 1 содержит Перечень документов граждан Республики Беларусь: ——————————— Собрание законодательства РФ. 2003. N 37. Ст. 3566. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 07.08.2001 N 114-ФЗ.

1. Паспорт гражданина Республики Беларусь. 2. Служебный паспорт. 3. Дипломатический паспорт. 4. Национальное удостоверение личности моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее). 5. Свидетельство на возвращение в Республику Беларусь. Приложение N 2 содержит Перечень документов граждан Республики Казахстан, приложение N 3 — Перечень документов граждан Кыргызской Республики, приложение N 5 — Перечень документов граждан Республики Таджикистан. Следует также учитывать, что 25 сентября 2000 г. заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения «О взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения». Однако перечень документов, по которому возможен безвизовый въезд для граждан Армении на территорию России, установлен дополнительным Соглашением путем обмена нотами и начал действовать с 24 сентября 2005 г. К таковым будет относиться: 1. Паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах). 2. Дипломатический паспорт. 3. Свидетельство на возвращение в Республику Армения (только для въезда в Республику Армения). Аналогичные соглашения заключены: — между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 3 июля 1997 г. «О безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики». Но и в этом случае перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих пересекать государственную границу, был изменен Протоколом, вступившим в силу 5 марта 2005 г.; — между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Узбекистан от 30 ноября 2000 г. «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан». Перечень документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, дающих право на въезд, выезд, следование транзитом, пребывание и передвижение по территориям государств — участников Соглашения, заменен Протоколом от 13 июля 2005 г. Необходимо учитывать, что приведенные соглашения дают только наименования документов, удостоверяющих личность, но не содержат их описание, которое осуществляется в национальных нормативных актах. Так, в Азербайджанской Республике действует Закон от 14 июня 1994 г. N 817 «Об удостоверении личности гражданина Азербайджанской Республики». Эти правила касаются также любых иных стран. Например, Закон Республики Молдова от 9 ноября 1994 г. N 273-XIII «Об удостоверяющих личность документах национальной паспортной системы» дает подробное описание всех типов паспортов (включая цвет обложки). В данном Законе указывается, что все типы паспортов и проездные документы заполняются на государственном и английском языках. На европейском уровне действует общая Рекомендация N R (2005) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О документах, удостоверяющих личность, и документах для поездок за границу и борьбе с терроризмом» (30 марта 2005 г.) . Согласно данному документу сфера идентификации личности, документов, удостоверяющих личность, и документов для поездок за границу признана приоритетной областью юридической деятельности Совета Европы, направленной против терроризма. Подчеркивается, что чрезвычайно важна надлежащая, быстрая и надежная идентификация личности. В приложении к Рекомендации выделено понятие «документ, удостоверяющий личность». Это — любой документ, выданный компетентными органами в соответствии с внутригосударственным правом для подтверждения идентификации личности владельца документа. В то же время определено понятие «документ для поездок за границу», которое означает любой официальный документ, выданный государственной или уполномоченной организацией, который используется владельцем документа для международных поездок (например, паспорт, виза или документ для идентификации личности) и содержит обязательные визуальные (читаемые) данные и, как правило, изображение владельца. Нетрудно увидеть, что виза, в отличие от российского законодательства, рассматривается как документ. В приложении закреплен ряд принципов, которыми должны руководствоваться государства-участники при обеспечении защиты документов, удостоверяющих личность. В частности, следует обратить внимание на систематизацию информации о выдаче и серийных номерах потерянных или украденных документов, удостоверяющих личность, а также на систематизацию информации об актах гражданского состояния, которая позволяла бы создавать перекрестные ссылки. Следует констатировать, что российские нотариусы не имеют доступа к данным информационным базам. Можно только согласиться с И. Г. Медведевым, дающим рекомендации: «Если сведения, содержащиеся в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, вызывают у нотариуса сомнения, рекомендуется отложить совершение нотариального действия, предложив заинтересованному лицу представить дополнительные документы, которые устраняют возникшие сомнения. Источником дополнительных сведений чаще всего являются документы, полученные от консульских и/или дипломатических представительств иностранного государства… Нотариусам рекомендуется оставлять в своих делах копии всех документов, представленных заинтересованными лицами для подтверждения их иностранного гражданства и личности, внося реквизиты наиболее важных из них (паспорт, свидетельство о гражданстве, свидетельство о рождении) в Реестр нотариальных действий» . Необходимо отметить, что в свое время Министерство иностранных дел России распространяло письмо от 27 сентября 2006 г. N 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации», в котором представлены в виде таблицы сведения об условиях въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию. По-видимому, аналогичные сводные данные должны регулярно распространяться среди нотариусов. Взяться за эту работу должна Федеральная нотариальная палата совместно с Министерством иностранных дел РФ. ——————————— Электронный документ: http://www. businessmix. ru/abro. php? id=6018. Медведев И. Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. 2-е изд. М., 2005.

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие виды: 1. Основы о нотариате не разделяют процедуры установления личности гражданина России и иностранного гражданина, что нельзя признать как достоинство данного нормативного акта. 2. Личность иностранного гражданина в нотариальной практике не может устанавливаться только на основании документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации. Особенность установления его личности заключается в том, что она происходит на основании документов, выданных «своим» для него государством и по «своим» национальным правилам. 3. Нотариус может совершать нотариальные действия только в отношении иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности. 4. При оценке законности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации нотариус должен учитывать как общие нормативные акты, определяющие правовое положение иностранных граждан, так и специальные правила, устанавливаемые международными договорами с участием Российской Федерации. 5. Необходимо проводить работу по систематизации информации о выдаче и серийных номерах потерянных или украденных документов, удостоверяющих личность иностранных граждан. Нотариус должен иметь оперативный доступ к таким информационным базам. Необходимо также проводить работу по распространению информации, содержащей описание документов, удостоверяющих личность иностранных граждан, выданных в соответствии с национальными правилами.

Документы, удостоверяющие личность

Нормативные акты, содержащие перечни документов, удостоверяющих личность

Понятие «удостоверение личности» в законах РФ нет. В связи с этим достаточно часто возникает вопрос — какой документ (кроме паспорта) может удостоверять личность? Имеется ли документ, который как паспорт может быть удостоверением личности в любой ситуации?

Перечень документов, которые (наряду с паспортом) могут удостоверить личность гражданина РФ установлен рядом нормативных актов государственных органов, а именно:

Перечень документов, удостоверяющих личность и заменяющих паспорт гражданина РФ, установлен пунктом 16 статьи Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», и в него входят:

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта;

документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ);

паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемым и обвиняемым.

Законом «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию», в статье 7 которого указано, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», согласно которому (п. 45) наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

паспортом гражданина РФ, в том числе заграничным паспортом;

паспортом моряка (удостоверением личности моряка);

удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

свидетельством о рождении.

Приказом Минпромторга РФ от 15.04.2011 № 524, утвердивший следующий Перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия (Приложение 3 к Указанию Банка России от 31.08.2005 № 1611-У, содержит аналогичный перечень):

Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

Общегражданский заграничный паспорт

Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка)

Удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина РФ

Паспорт иностранного гражданина

Вид на жительство в Российской Федерации

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации

Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Как мы видим — единого перечня документов, удостоверяющих личность, нормативными актами РФ не предусмотрено. Практически таковыми могут быть признаны разные документы — зависимости от целей и организации, в которую предъявляются такие документы (устанновление личности правоохранительными органами, поход на выборы, заключение трудового договора, заключение договора с банком или оператором мобильной связи, сдача налоговой отчетности, покупка алкогольной продукции и пр.). Поэтому ниже приведен перечень документов, который носит универсальный характер. Бесспорно то, что документом, удостоверяющим личность, является паспорт и ряд документов, его заменяющих. Что же это за документы?

Документами, удостоверяющими личность гражданина РФ на территории РФ, являются:

Паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ, действует на территории РФ с 01 октября 1997 года.

Основание: Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ».

Паспорт гражданина СССР образца 1974 года действует на территории РФ до его фактической замены и является документом, удостоверяющим личность.

Основание: Согласно статье 42 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительным на день вступления в силу этого закона. Особенностью этой нормы является то, что сохраняют юридическую силу только те документы, которые оформлены надлежащим образом и действовали на 1 июля 2002 г. Под надлежаще оформленным документом следует понимать документ, выданный в установленном законодательстве порядке уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления (должностным лицом) и содержащий необходимые реквизиты (место и время составления, наименование, подписи, печати и т.п.). Надлежащее оформление документа подразумевает также его состояние, позволяющее идентифицировать информацию, содержащую в нем, а также отсутствие непредусмотренных записей. Например, согласно пункту 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828, наличие в паспорте гражданина Российской Федерации сведений, отметок и записей, не предусмотренных законодательством, делает его недействительным. Такой паспорт гражданина Российской Федерации к моменту предъявления следует признать оформленным ненадлежащим образом и ничтожным.

Из содержания Статья 42 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» видно, что она не регулирует сроки действия паспорта гражданина СССР и замены его на паспорт гражданина РФ, являющийся в силу статьи 10 Федерального закона № 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство РФ, что подтверждено Определением Верховного Суда РФ от 25.12.2003 № КАС03-621.

Паспорт моряка (с 2014 года – удостоверение личности моряка) является документом, удостоверяющим личность его владельца как за границей, так и в пределах РФ.

Паспорт моряка выдается только морякам (которые работают на российских судах заграничного плавания или направлены для работы на иностранных судах, курсантам, которые направлены на соответствующие суда органами исполнительной власти, а также работникам предприятий, которые находятся в ведении этих органов) сроком на 5 лет.

Постановление правительства РФ от 1 декабря 1997 года № 1508 «Об утверждении Положения о паспорте моряка»;

Постановление правительства РФ от 18 августа 2008 года № 628 «О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки».

Свидетельство о рождении является документом удостоверяющим личность лиц (граждан РФ), не достигших 14-летнего возраста.

Основание: статья 23 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Удостоверение личности военнослужащего РФ является документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего РФ.

Основание: Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 91 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации».

Удостоверение личности военнослужащего выдается офицерам, прапорщикам и мичманам на период пребывания их на военной службе.

Военный билет является документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования на время их обучения.

Военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего (если военнослужащий находится в запасе – военный билет уже не является удостоверением личности).

пункт 1 Положения о паспортной системе в СССР (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677);

Приказ министра обороны РФ от 19 ноября 2007 года № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719».

Временное удостоверение личности гражданина РФ по форме № 2-П — документ, удостоверяющий личность ограниченного срока действия (для утративших паспорт граждан, а также граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка). Временное удостоверение выдается на срок, указанный в этом документе.

пункт 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828);

пункт 41 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом ФМС РФ 07.12.2009 № 339).

Служебное удостоверение работника прокуратуры.

Основание: статья 41.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года № 2202-1

Документы, удостоверяющих личность иностранных граждан на территории РФ

Паспорт иностранного гражданина (национальный паспорт или национальный заграничный паспорт) или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина – для иностранных граждан, если они постоянно проживают на территории РФ.

Дипломатический паспорт иностранного гражданина является документом, удостоверяющим личность для иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих на территории РФ.

Паспорт гражданина СССР образца 1974 года является документом, удостоверяющим личность некоторый категорий лиц без гражданства и иностранных граждан, под которыми понимаются:

имевшие гражданство СССР (об этом имеется отметка на 1-й странице паспорта),

прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР,
зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 годовых, либо получившие разрешение на временное проживание.

Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

Примечание: такой документ должен быть легализованы в консульстве (посольстве) РФ за границей (на территории того государства, где эти документы выданы), либо в консульстве (посольстве) иностранного государства (выдавшего документы, удостоверяющие личность) на территории РФ.

Иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

Разрешение на временное проживание является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства (оформленное в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность). Данный документ подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Вид на жительство в РФ является документом, удостоверяющим личность лица без гражданства, подтверждающим его право на постоянное проживание в РФ. Этот документ выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в Российскую Федерацию.

Основание: статья 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ является документом, удостоверяющим личность лица (иностранного гражданина или лица без гражданства), ходатайствующего о признании беженцем (статьи 4, 7 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»).

Является ли загранпаспорт документом, удостоверяющим личность

По банковским правилам в России граждане РФ на основании общегражданского заграничного паспорта могут осуществлять:

наличные валютно-обменные операции и операции с чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

переводы без открытия счета в рублях и в иностранной валюте по территории Российской федерации и за границу.

Тем не менее согласно:

пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828;

пункту 1 Указа Президента РФ от 21.12.1996 № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»,

загранпаспорт является документом, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами РФ, а на территории РФ основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации является паспорт гражданина Российской Федерации. Следовательно, на территории России этот документ является недействительным.

На мой взгляд, общегражданский заграничный паспорт гражданина РФ может являться удостоверяющим документом на территории России только если он имеет отметку органа внутренних дел РФ о выезде на постоянное место жительство в иностранное государство и/или с отметку дипломатического представительства или консульского учреждения РФ о принятии на консульский учет в связи с постоянным проживанием на территории иностранного государства.

Является ли водительское удостоверение документом, удостоверяющими личность

Скажу сразу — вопрос спорный, т.к. каждый из нас достаточно часто слышал как просьбу предъявить паспорт или права, так и то, что водительское удостоверение не является документом, удостоверяющим личность его владельца.

С одной стороны — ни в одном нормативном акте водительское удостоверение не названо документом, удостоверяющим личность.

С другой — несмотря на то что нет нормативного акта, который точно называет водительское удостоверение документом, удостоверяющим личность, но есть много подзаконных актов, утверждающих это:

Определение ГКПИ 06-1016 Верховного суда РФ, согласно которому «. водительское удостоверение на право управления транспортным средствам подтверждает не только наличие такого права у поименованного в нем лица, но и принадлежность самого документа именно этому лицу, поскольку содержит все необходимые реквизиты, позволяющие удостоверить личность гражданина . «;

некоторые акты МИД РФ и МВД РФ;

Приказ Министерства по налогам и сборам РФ от 12 февраля 2003 года № БГ-3-13/59.

Совершить банковскую операцию по водительскому удостоверению не получится. В пункте 4 Приложения № 1 к Положению ЦБ РФ «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 19 августа 2004 года № 262-П среди документов, удостоверяющих личность клиентов, водительского удостоверения нет. Согласно п. 3.1 укзанного Положения по водительскому удостоверению возможно лишь осуществить банковские операции с наличной иностранной валютой и операции с чеками.

Документы, не удостоверяющие личность

Документы, не удостоверяющие личность гражданина РФ на территории России (они только удостоверяют статус человека, не более того, но иногда их включают в определенные перечни):

Удостоверение работника ФСБ, полиции, иного сотрудника (МЧС, налоговая и пр.).

Удостоверение государственного гражданского служащего.

Заграничный паспорт гражданина РФ.

Нотариально удостоверенная копия паспорта гражданина РФ.

Студенческий билет и (или) зачетная книжка.

Документы граждан, отнесенных к определенной категории (удостоверение ветерана, инвалида, почетного донора, члена казачьего общества и т.д.).

Справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, либо отбывшим наказание и освобожденным из мест лишения свободы.

Другие документы, отвечающие минимальным требованиям, предъявляемым к документам, удостоверяющим личность гражданина.

Указанные документы не удостоверяют личность – они удостоверяют лишь статус его владельца, т.е. предъявив один из этих документов может быть у его владельца и получится купить алкогольную продукцию, но соверешнно точно не получится совершить юридически значимые действия (проголосовать на выборах, заключить трудовой или гражданско-правовой договор, сдать налоговую отчетность и пр.).

Обязаны ли вы носить с собой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность?

Ни в одном законе РФ не говорится, что без паспорта нельзя ходить по улицам.

Полиция вправе проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении или имеются основания для задержания.

Если вы не совершили правонарушения, то и проверять у вас паспорт вроде бы не имеют права. Но закон не расшифровывает, что такое «достаточные основания подозревать или полагать«. Поэтому ничто не мешает полицейскому заподозрить в вас преступника, который находится в розыске, и потребовать на этом основании документы.

Как правило, при спорных ситуациях по этому вопросу сотрудники полиции, требуя предъявить им паспорт, ссылаются на ст. 19.15 КоАП РФ, в соответствии с которой проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт). Но здесь надо обратить внимание на то, что в статье сказано о проживании.

Если же у вас не оказалось с собой никаких документов, вас могут задержать на три часа и доставить в отделение для установления вашей личности.

Статья написана и размещена 10 ноября 2012 года. Дополнена — 11.03.2013, 13.04.2014

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.