Закон о полиции квартиры

admin

Что делать, если к вам домой пришли полицейские?

Правовая основа: Конституция Российской Федерации (статья 25) предусматривает право граждан на неприкосновенность жилища и устанавливает недвусмысленный запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц. Исключением являются установленные федеральным законом случаи или судебное решение. За незаконное проникновение предусмотрена уголовная ответственность.

Полиция наделена правом на вхождение (проникновение) в жилые помещения в строго определенных случаях, когда такого рода действия способствуют защите законных интересов или охраны жизни и здоровья граждан.

При подготовке материала использована справка ООД «За права человека».

Оглавление

Когда полиция может войти?

Полиция имеет право беспрепятственно входить в любое время суток в помещения граждан и осматривать эти помещения, а при необходимости – произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в помещение, в следующих ситуациях (ст.15 ФЗ «О полиции»):

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Таким образом, если в вашей квартире не скрывается преступник, не совершается преступление, нет угрозы жизни или имуществу, а также не произошел несчастный случай, то полицейский может пройти к вам домой исключительно с вашего согласия.

Частный случай: осмотр или обыск?

Для перечисленных выше целей (ст. 15 ФЗ «О полиции») по закону полицейский уполномочен проводить исключительно осмотр помещения. Осмотр это следственное действие, цель которого — зафиксировать обстановку в квартире и изъять вещи со следами преступления. Осмотр жилища (даже как осмотр места происшествия) проводится только с вашего согласия или по решению суда. Может быть проведен до возбуждения уголовного дела. Обыск это следственное действие, цель которого — принудительное изъятие предметов или обнаружение человека. Обыск в квартире проводится на основании решения суда в рамках возбужденного уголовного дела. И обыск, и осмотр можно провести без вашего согласия по постановлению следователя в случаях, когда такое действие не терпит отлагательства (ч. 5 ст.165 УПК РФ). В такой ситуации следователь в течение 24 часов обязан уведомить судью и прокурора о проведении обыска или осмотра, после чего суд проверит законность проведения следственных действий. Решение суда о законности обыска/осмотра вы можете обжаловать в вышестоящий суд.

Алгоритм действий: если вам в дверь звонит полицейский

Если в вашу дверь звонит полицейский, выполните несколько простых действий:

1. Удостоверьтесь, что к вам пришел именно полицейский, а не, например, сотрудник частного охранного предприятия (ЧОП). Попросите сотрудника представиться и предъявить служебное удостоверение в «глазок». Помните, полицейский должен быть легко узнаваем (ст.14 Европейского кодекса полицейской этики), кроме того, у сотрудника полиции имеется нагрудный знак, позволяющий его идентифицировать (п.5. ст.25 ФЗ «О полиции»).

2. Узнайте причину и цель визита сотрудника к вам домой, после чего примите решение: открывать или нет.

3. В случае, если визит полицейского не имеет законных оснований (см. выше), вежливо сообщите сотруднику полиции, что его действия неправомерны, а также оставьте жалобу по телефону 112. Если же цель визита правоохранителя – беседа, предложите оставить вам повестку или уточнить время и место приема.

4. Если для посещения есть основания, перед тем как войти в жилое помещение, полицейский обязан уведомить вас об этих основаниях. Если полицейский хочет пройти внутрь, уточните у него причину такого желания. В случае если сотрудник не может назвать законные основания, попросите его покинуть помещение, а также напомните, что необоснованное проникновение в жилище сотрудника полиции является уголовным преступлением – превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), поскольку наносит существенный вред вашему конституционному праву на неприкосновенность жилища.

Если полицейский продолжает настаивать – звоните по телефону 112.

5. Вы решили открыть дверь – воспользуйтесь дверной цепочкой. Попросите полицейского предъявить служебное удостоверение (п.5 ст.5 ФЗ «О полиции»). Перепишите данные, попросите полицейского подождать – сообщите о визите полиции своим близким или родным, продиктуйте им ФИО, звание и должность сотрудника.

6. В случае проникновении в жилое помещение сотрудник полиции обязан с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу (пп.2 п.5ст.15 ФЗ «О полиции»). О факте вхождения полицейский обязан уведомить непосредственного начальника (пп.4 п.5ст.15 ФЗ «О полиции»).

7. Как мы уже выяснили, законодательство позволяет полиции проникать в помещение только с определенными целями. Поэтому действия сотрудника, проникшего к вам в дом, должны быть ограничены рамками служебной необходимости. К примеру, если к вам в квартиру забежал преступник и полицейский, преследуя его, вынужден был проникнуть в ваше помещение, то сразу же после задержания он обязан покинуть квартиру.

Типовые причины визита полиции домой

Расследование преступления

Уголовно-процессуальное законодательство (ч.1 ст.176 УПК РФ) предусматривает возможность осуществления осмотра жилища в целях обнаружения следов преступления, а также выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Такой осмотр жилища в случае, если оно является местом происшествия, может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч.2 ст. 176 УПК РФ).

В таком случае осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь обязан ходатайствовать перед судом с целью получения санкции на производство осмотра (ч.5 ст.177 УПК РФ).

Кроме того, в рамках уголовного дела полиция может проводить и обыск жилища. Обыск производится на основании постановления следователя или суда в рамках возбужденного уголовного дела (с целью обнаружения предметов, вещей, ценностей, имеющих значение для уголовного дела, ч.2 ст.182 УПК РФ).

Выявление административного правонарушения

К примеру, ваши соседи обратились к участковому уполномоченному полиции, сообщив, что вы нарушили общественный порядок, слушая громкую музыку.

В такой ситуации полицейский может пройти к вам в квартиру исключительно с вашего согласия. При этом он вправе составить протокол об административном правонарушении и начать процедуру привлечения вас к административной ответственности в порядке, предусмотренном законом (см. нашу инструкцию).

В рамках этой процедуры он может вручить вам повестку о явке для дачи объяснения, обязан вручить копию протокола, в самом протоколе вы можете (но не обязаны) дать письменное объяснение.

Рейд управляющей компании

Зачастую визит полицейского (участкового) связан с так называемыми «рейдами» управляющих компаний, которые «выявляют» незарегистрированных лиц, проживающих в квартире. В таких ситуациях полицейский и представители управляющей компании вправе пройти к вам в жилище исключительно с вашего согласия, даже если ему необходимо проверить счетчики учета воды или электроэнергии.

Если же полицейский предполагает, что вы нарушили законодательство в сфере регистрации, он вправе составить протокол об административном правонарушении. Но для этого нет необходимости проникать в вашу квартиру, тем более вместе с представителями управляющей компании.

Что еще следует знать?

1. Приведённый выше перечень оснований для вхождения (проникновения) сотрудника полиции в жилое помещение является исчерпывающим (см. п.3 ст. 15 ФЗ «О полиции») и в него не входит, к примеру, профилактика и выявление преступлений или правонарушений.

2. При наличии оснований для посещения, перед тем как войти в жилое помещение полицейский обязан уведомить вас о них. Исключение составляют случаи, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия (пп.1 п.5 ст.15 ФЗ «О полиции»).

3. Сотрудники ЧОП, ЖЭУ или народные дружинники не являются сотрудниками полиции, поэтому для них возможность войти в жилое помещение зависит от вас, а не от сотрудника полиции. Вы можете впустить сотрудника полиции, но закрыть дверь перед иными лицами. В случае если полицейский будет настаивать на том, чтобы вы впустили их в квартиру, вежливо откажите и сообщите, что проникновение против вашей воли будет расценено как совершение преступления, предусмотренного ст. 139 УК РФ – нарушение неприкосновенности жилища.

4. При обходе квартир участковым он может войти в жилое помещение и получить информацию о происходящем в жилом помещении только с согласия лица, занимающего квартиру, в противном случае такие действия полицейского будут являться прямым нарушением ФЗ «О полиции» (см. п3. ст. 15 ФЗ «О полиции»).

5. Аренда жилого помещения является элементом гражданско-правовых отношений, т. е. отношений между гражданами и/или юридическими лицами. Сотрудники полиции не вправе проверять законность гражданских сделок. Поэтому просьбы полицейского предоставить договор аренды помещения незаконны. Если же полицейский предполагает, что вы нарушили законодательство в сфере регистрации, он вправе составить протокол об административном правонарушении и начать процедуру привлечения вас к административной ответственности в порядке, предусмотренном законом (см. нашу инструкцию). В рамках этой процедуры он может вручить вам повестку о явке для дачи объяснения, обязан вручить копию протокола, в самом протоколе вы можете (но не обязаны) дать письменное объяснение, впускать для этого в квартиру не обязательно.

6. После вхождения в жилое помещение против воли находящихся там граждан сотрудник полиции обязан в течение 24 часов:

· представить рапорт о факте вхождения непосредственному начальнику (пп.4 п.5 ст.15 ФЗ «О полиции»);

· проинформировать собственника этого помещения и (или) проживающих там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие (п.6 ст.15 ФЗ «О полиции»);

· письменно уведомить прокурора (п.7 ст.15 ФЗ «О полиции»).

Сотрудник патрульной полиции купил в Киеве огромную квартиру за 8 тысяч долларов (ФОТО)


(справа полицейский Болдырев)

Интересно, что полицейский Олег Болдырев популярный блогер на Фейсбуке. Патрульный ведет свой блог под псевдонимом Мартин Брест и имеет почти 37 тысяч подписчиков. Болдырев поддерживает украинское правительство и высмеивает общественных активистов. Ранее, Олег Болдырев собирал денежные средства на «помощь АТО», после чего стал владельцем земельного участка и дома под Киевом, а потом и квартиры в Киеве.

Ранее в СМИ была опубликована выписка из реестра недвижимости согласной которой, квартира Олега Болдырева находится по адресу г. Киев, ул. Машиностроительная 21-А, что возле м.Шулявка. Квартира площадью 101.7 кв\метр имеет три комнаты. Была зарегистрирована 17 декабря 2017 года на 100% собственника Болдырева Олега Александровича.


Интересно, что в этом же доме аналогичные по площади трехкомнатные квартиры продаются по цене 125-130 тыс долларов. А это почти в 16 раз дороже, чем купил полицейский. Скорее всего, при покупке, полицейский Болдырев сговорился с продавцом занизить цену чтобы избежать уплаты налогов. Кроме этого, Болдырев не смог бы пояснить, откуда у него 125 000 долларов наличными для покупки такой квартиры.

Учитывая среднюю зарплату полицейских в 300 долларов, Болдыреву пришлось бы откладывать всю свою зарплату в течение 34 лет чтобы купить такую квартиру. В своей декларации Болдырев указывает, что работает старшим инспектором по особым поручениям сектора автоматической фиксации дорожного движения. Интересно, все ли коллеги Болдырева могут позволить себе за наличные деньги купить такую квартиру?

И это еще не все. Согласной той же налоговой декларации, в 2016-м году Болдырев приобрел 206-метровый дом в Хотянивке Вышгородского района под Киевом всего за 1700 гривен (65$)! Полицейский указывает, что стоимость земельного участка площадью 12,5 сотки – 250 тысяч гривен. Что в пересчете 9,6 тыс. долларов США, или 770 долларов за сотку.

Согласно реестра собственников недвижимости, дом и земельный участок Болдыреву просто «подарили». Скорее всего, Болдырев сговорился с продавцом оформить акт дарения, чтобы избежать оплаты налогов и обязанности пояснить откуда наличные деньги на покупку загородного дома и земельного участка. На то время и до приобретения дома, Болдырев не имел официального дохода чтобы официально иметь такую сумму наличности.


Олег Болдырев начал работать в патрульной полиции Киева в 2017-м году. Перед Новым годом, на своей страничке Фейсбука, Болдырев опубликовал обращение к Святому Николаю. «Подари мне пожалуйста к празднику пять эвакуаторов и бесплатную штрафплощадку». Это сообщение достаточно характерное, ведь штрафплощадочный бизнес приносит чиновником МВД и Национальной полиции миллионы.

Частные штрафплощадки появились еще в 2008-м году при министре МВД Юрии Луценко. Проект «Дорожный контроль» потратил многие годы на борьбу с этим явлением. Однако, после Майдана-2014 и прихода на должность главы МВД Арсена Авакова, штрафплощадочный бизнес расцвел с новой силой. Поскольку руководитель «ДК» вынужден находиться в США, со штрафплощадками больше никто не борется и они приносят огромную прибыль.

Факт занижения стоимости жилья и фальсификация декларации с целью уклонения от уплаты налогов, в США стал бы немедленным основанием для открытия уголовного производства. А поскольку это совершил сотрудник полиции, то это стало бы предметом очень тщательного расследования. Украинские «реформаторы» постоянно ссылаются на опыт США, однако, когда доходит дело до персональной ответственности, практика США моментально забывается.

Очевидно, что даже после публикаций в СМИ, никто не будет расследовать факт уклонения полицейским от уплаты налогов. Руководитель издания «Дорожный контроль» Ростислав Шапошников намерен перевести данные материалы на английский язык и отправить в Государственный департамент США и американским сенаторам чтобы на примере показать, как МВД Украины тратит деньги американских налогоплательщиков, каких сотрудников набирает на службу и покрывает уголовные преступления.

В квартире с врагом. Что изменит закон о домашнем насилии

В Украине появится реестр случаев домашнего насилия, полиция будет обязана реагировать на него даже без заявления потерпевшей, а еще можно подать в суд на супруга за «экономическое насилие»

Верховная Рада приняла новый закон о домашнем насилии. Ранее эта сфера не регулировалась отдельным законом, были статьи в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном.

В полиции давно существует порочная практика не заниматься случаями домашнего насилия с помощью большого количества нормативных актов. Еще в институте у нас даже был отдельный предмет о том, как избавиться от надоедливых заявителей и их дел.

Но ситуация развивалась и, очевидно, требовала вмешательства слуг закона. Итак, зачем нам отдельный закон и что он нам несет?

Давайте обсудим несколько позитивных и спорных моментов нового закона о домашнем насилии и внесенных изменений в УПК:

  1. Создание Реестра случаев домашнего насилия. Это должно существенно облегчить жизнь адвокатам потерпевшей стороны. Не нужно посылать миллион запросов в разные инстанции, достаточно сделать извлечение из реестра. Поскольку в него вносится вся информация, имеющая отношение к делу (кто, когда, как часто и что сделал, какие меры предпринимались и т.п.), суду проще оценить всю картину и принять решение. Минус: информация из реестра постепенно удаляется. От года до 10 лет.
  2. Обычаи, религия и традиции не могут быть основанием для оправдания поступка и освобождения от ответственности. Не то чтобы этой нормой отменили какую-то другую, но раньше судьи учитывали, скажем так, менталитет. Для некоторых культур «бьет — значит, любит» — реалии не только быта, но и закона.
  3. Раньше домашнее насилие было уделом только людей, проживающих вместе. Теперь же законодатель обратил свое внимание на бывших супругов, сожителей и родителей ребенка. То есть, преследование со стороны вроде как уже постороннего для тебя человека тоже будет считаться домашним насилием, хотя дома общего у вас и нет. Интересно, как будет доказываться факт существования отношений в прошлом, если люди решили не пользоваться процедурой установления юридического факта — признания сожительства браком.
  4. Ребенок, бывший свидетелем насилия, будет признаваться потерпевшим. Это увеличит шансы на его проживание отдельно от нарушителя.
  5. Отдельно выписано, что полиция должна выявлять случаи насилия и реагировать на них. Если вы думаете, что и раньше она должна была реагировать, то ошибаетесь. Выявлять и реагировать можно и нужно было на любые сигналы, например, в Фейсбук, СМИ и т. п. Стандартная отмазка «напишите заявление и тогда отреагируем» теперь окончательно должна остаться в прошлом. Написано прямым текстом.
  6. Полицейские смогут проникать в жилье, если это необходимо для защиты жизни и здоровья, без отдельной на то санкции.
  7. Появились хорошие средства воздействия, которых не было ранее: запрет на общение любым способом с потерпевшим, указание немедленно покинуть помещение, где живет потерпевший, запрет приходить к нему на работу/учебу и т.п. Право на применение таких мер есть у полиции самостоятельно, без согласия и инициативы потерпевшей стороны. Это очень важный момент, для тех, кто в теме. Пострадавшие от насилия крайне редко идут до конца, постоянно вызывают полицию, но забирают заявления. Такая вынужденная разлука хотя бы на 10 дней даст возможность поработать с каждой из сторон конфликта. 10 дней достаточно уже хотя бы для того, чтобы собрать свои вещи, переехать к друзьям и начать менять свою жизнь.
  8. В Уголовном кодексе появится новая статья, согласно которой смогут применить общественные работы от 150 до 240 часов, арестовать до 6 месяцев, ограничить свободу до 5 лет, посадить в тюрьму до 2 лет.
  9. Термин «экономическое насилие» включает в себя «действия, которые могут ухудшить качество жизни потерпевшего». Экономическим насилием, согласно закону, можно назвать любой отказ предоставлять деньги/ресурсы. Мало кто может гарантировать себе и близким стабильный высокий доход на протяжении долгих лет. Помните, как в ЗАГСе говорили: «И в горе, и в бедности». «Бедность» может быть всего лишь возвратом к среднестатистическому доходу. Но теперь у тех, кто «я люблю нефть», появился повод говорить о насилии. За такой формулировкой я предвижу новый виток борьбы тех, кто не согласен, с тем, что алименты и иные выплаты могут уменьшаться просто ввиду того, что деньги имеют обыкновение заканчиваться. «Ухудшение качества жизни» — довольно туманная и опасная формулировка. Ведь к хорошему быстро привыкаешь и жить потом на среднестатистические деньги сложно и неприятно. Хочется пойти в суд и назвать это экономическим насилием.

Новый закон вступит в силу через год. Это тот срок, в течение которого необходимо обучить всех причастных и создать инфраструктуру для его нормальной работы. Сейчас самое полезное, что могут сделать общественные организации, работающие в этой сфере — это помочь в обучении и выстраивать алгоритмы работы. Потом будет меньше поводов для критики. И, пожалуй, самое главное — за год можно развить систему социальных квартир, которые существуют сейчас преимущественно за грантовые средства. Это жилье, где жертва насилия может находиться от нескольких дней до года. Жилье — самый простой способ изменить свою жизнь.

Ударил жену, вон из квартиры: в Украине начал действовать новый закон

В Украине смогут отнимать жилье за тумаки и затрещины. Меры, предусмотренные новым законом о предотвращении и противодействии домашнему насилию, могут привести к нарушению прав лиц на владение и распоряжение имуществом. Об этом сообщает UBR.

“Я не защищаю тех, кто совершает насилие в семье, но возможность выгонять человека из дома, если ему больше негде жить, или нет денег на съемное жилье, может привести к злоупотреблениям, хоть и не частым“, — прокомментировал ситуацию старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры Ростислав Кравец.

И отметил, что закон отдельно указывает, что приоритет имеют интересы потерпевшей стороны. Эти интересы может защитить либо полиция, либо суд. Однако в случае недобрых намерений потерпевшей стороны есть риски, что ее обидчика лишат вообще возможности распоряжаться совместным имуществом (домом, автомобилем).

Что написано в законе

Новый закон О предотвращении и противодействии домашнему насилию (№ 2229-VIII) действует с 7 января 2018 года. Он направлен на адаптацию украинского законодательства к европейским стандартам и предусматривает комплексный подход к борьбе с домашним насилием.

Среди прочего, вводятся новые меры пресечения и защитные инструменты, а именно: срочное и ограничительное запрещающие предписания относительно обидчика.

Срочное запрещающее предписание выносится сотрудниками Нацполиции, если есть непосредственная угроза жизни или здоровью пострадавшего. Оно направлено на немедленное прекращение побоев, устранения опасности для жизни и здоровья пострадавшего, недопущения дальнейшего применения силы и новых рукоприкладств.

Это как в случае, когда меняют замки на двери. Формально человек имеет право попасть к себе домой, а по факту – нет

Как сообщили в юридической фирме Астерс, такое предписание выносится как по собственной инициативе полицейских (по результатам оценки рисков) или по заявлению пострадавшего лица.

По информации управляющего партнера Астерс Алексея Дидковского и юриста Ольги Лепихиной, этим документом разбушевавшегося члена семьи могут заставить покинуть дом, в котором он жил с пострадавшим. Запретить не только там жить, но даже переступать порог жилища, а также контактировать с потерпевшим.

Если оба участника конфликта совместно проживают в одном помещении, то срочным запретным предписанием могут быть ограничены права агрессора находиться в этом доме, независимо от их имущественных прав на жилье.

Если же драчун отказывается добровольно покинуть общие квадратные метры, то его могут выселить принудительно.

“Временные предписания выдает Нацполиция сроком до 10 дней или до момента, пока судом не будет определена другая мера ограничения нахождения обидчика вместе с потерпевшим лицом в одном помещении“, — уточнил Ростислав Кравец.

Лицо, в отношении которого вынесено срочное запрещающее предписание, может обжаловать это решение в суде.

И, кстати, потерпевшая сторона может сразу обратиться не в полицию, а в суд с требованием выдать ограничительное предписание для обидчика в порядке отдельного производства. Мало того, заявление может подать представитель пострадавшей стороны (например, родственник).

Если речь идет о безопасности ребенка, то это могут быть как родители, так и бабушки-дедушки, а также органы опеки.

Ограничительное предписание выдается судом на срок от одного до шести месяцев и может быть пролонгировано судом еще на полгода. То есть, формально можно добиться применения на год не только запрета находиться в доме или квартире, а и “устранения препятствий“ в пользовании совместным имуществом.

Опасные последствия

Пострадавший также наделен правом требовать от агрессора компенсации его затрат на лечение, получения консультаций или на аренду жилья, которое он снимает (или снимал), чтобы избежать домашнего насилия, а также периодических расходов, связанных с содержанием этого жилья.

“При этом никого не интересует, где будет жить лицо, которому запрещено появляться в доме. Зачастую бывает сложно определить, кто виноват и что произошло на самом деле“, — заметил Кравец.

Например, родители подрались или бьют ребенка. Тогда чадо могут даже забрать в другую семью или передать органам опеки, а отцу или матери (кто бил ребенка) запретить находиться в одном помещении с ним.

Дальше суд должен решить вопрос о привлечении к ответственности обидчика: либо к административной, либо уголовной. Например, могут назначить 15 суток ареста. Но после этого драчуна могут вернуться обратно.

“При этом не исключены злоупотребления. Скажем, есть возможность постоянно (каждый раз выписывая новое срочное предписание) запрещать появляться в доме или пользоваться имуществом. Это возможно по сговору с сотрудниками местной полиции (особенно, если кто-то из родственников потерпевшего там работает)“, — допустил Кравец.

Закон предусматривает, что такие предписания можно оспорить в суде. Но это все занимает время, тем более сейчас, когда в рамках судебной реформы, суд может находится за 200 км от места происшествия. Это все затрудняет оспаривание.
Тем более, когда речь идет о 10 днях.

Разумеется, формально завладеть имуществом не получится, так как это все оформляется через нотариуса. Но фактически потерпевшая сторона может терроризировать обидчика, добиваясь того, чтобы он в конце концов ушел из дома.

“Это как в случае, когда меняют замки на двери. Формально человек имеет право попасть к себе домой, а по факту – нет“, — пояснил адвокат.

Почему Порошенко не подписывает закон о Национальной полиции

Президент Украины Петр Порошенко недавно заявил, что не подписывает законы «Об органах внутренних дел» и «О Национальной полиции» по причине того, что «есть вещи, которые меня не устраивают, и я их изложу в своих предложениях к парламенту. Национальная полиция должна быть деполитизирована». Думаю, что Петр Алексеевич слукавил. Будь он свободен от дипломатических ограничений, он бы сказал следующее: «Эту филькину грамоту я подписывать не буду!».

На вопрос о том, почему глава государства так долго не подписывает «силовые законы», в Администрации президента мне пояснили, что они очень сложные, а ответственность велика. Поэтому документы надо хорошенько вычитать. Вношу свою лепту, и в качестве помощи Петру Алексеевичу предложу свои замечания.

Вот уже полтора года на сайте МВД выложена «Концепция первоочередных мер реформирования системы МВД». Основные положения: гуманизация, децентрализация, уход от непрофильных коррупциогенных функций, общественный контроль. Но, читая законы, которые продавили через парламент, возникает впечатление, что украинскому обществу просто полтора года морочили голову. Почти ничего из обещанного в этих законах нет. Оба документа выглядят написанными на скорую руку, содержат коррупционные риски и откровенные «ляпы». Вместо обещанной децентрализации – еще большая централизация и концентрация власти в руках министра МВД, отсутствие открытости и уход от взаимодействия с общественностью.

Обилие коррупционных мин вперемешку с откровенной глупостью не позволяет в одной статье проанализировать оба закона. Придется рассматривать по частям. Мне захотелось начать с фундаментальной проблемы – мотивации сотрудников полиции.

Почему это так важно? Работа в полиции, в первую очередь, связана с риском. Выходя на работу, полицейский каждый день рискует жизнью и здоровьем. При этом его жизнь полна искушений, главные из которых – власть и большие деньги. Перед любым государством стоит одна и та же задача: как найти баланс, который позволит удержать полицейских от соблазна совершить преступление? Как решается эта проблема в Европе и США?

В США полицейскому платят большую зарплату. Полицейский в городке Чандлер (Аризона), начинает работу со стартовой зарплатой $25.64 в час ($60 тыс. в год) с перспективой роста до $36.41 в час ($84 тыс. в год). Сверхурочные оплачиваются с коэффициентом 1,5. Через 25 лет службы полицейский выходит на пенсию, которая составляет 62,5% от средней зарплаты. Средняя зарплата, при этом, рассчитается на основе 36 месяцев с самыми высокими выплатами. Среднемесячная зарплата составляет около 6 тысяч долларов в месяц. Дополнительные бонусы: страхование жизни и медицинская страховка для пенсионеров, оплачиваемые городским бюджетом, оплачиваемый пакет медицинских и стоматологических услуг, другие программы, в зависимости от возможностей местных бюджетов.

При такой зарплате полицейский может выбирать дошкольное учреждение и ВУЗ для своих детей, имеет возможность купить достойное жилье, и уверен, что не будет нищенствовать, уйдя на пенсию.

В Европе подход несколько иной. Большую роль здесь играют социальные гарантии, включая предоставляемое государством жилье. В Германии полицейские имеют бесплатную страховку, льготы на жилье, право на бесплатный проезд в городском транспорте. При этом минимальная зарплата сотрудника полиции – самого младшего чина после академии – составляет не менее 2500 евро в месяц и растет с выслугой лет. В полиции Германии есть некая философия: «Беруфсбеамтентум» – опека государством своего чиновника. В основе – полное доверие сторон. Полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно, в свою очередь, заботится о нем и его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов. Сотрудник может быть уволен со службы только в случае осуждения судом. Полицейскому гарантируется зарплата среднего уровня, тринадцатая зарплата («вайнахтсгельд» – рождественские деньги). Государство берет на себя половину взносов за медицинскую страховку. В Германии очень жесткая кадровая политика, случайному человеку невозможно надеть полицейскую форму.

Итак, работа полицейского оплачивается в той мере, чтобы он был уверен в завтрашнем дне: жилье, возможность содержать себя и семью, дать нормальное образование детям, уверенность, что даже в случае смерти или потери трудоспособности семья не окажется на улице. Работа полицейского считается престижной.

Как отражается на отношении к работе полицейских нарушение принципа равновесия оплаты и риска? В Латвии в связи с экономическими проблемами, начиная с 2004-го, государство перестало выплачивать полицейским сверхурочные, надбавки и премии (при невысоких зарплатах). Был остановлен рост заработной платы. Не было страхования жизни и здоровья. И люди стали уходить из полиции. Результат: в 2006 году за первые 9 месяцев было зарегистрировано 99 726 преступлений, а в 2007 году за этот же период – 123 856.

Перейдем к новым законам «Об органах внутренних дел» N2561 и «О Национальной полиции» N2822, одобренным парламентом и ожидающим подписи Президента: как решается эта проблема в них?

О ней ничего не известно. Поэтому примем за основу 8 тысяч гривень, обещанных новой дорожной полиции в Киеве. Это примерно 350 долларов США по курсу 23 грн/долл.

Доплаты и льготы.

Есть одна новая доплата. Ст. 95, ч. 5. в Законе 2822 говорит, что «руководители органов полиции имеют право оплачивать полицейским, которые не имеют собственного жилья по месту прохождения службы, расходы на аренду». Эта компенсация не может превышать размера трех минимальных зарплат (3 654 грн или 158 долл.). Почему именно столько – загадка. Руководители «имеют право», но право это ничем не регламентировано. В результате компенсировать или нет, остается на усмотрение руководителя. Эта неопределенность порождает поле для злоупотреблений.

Медицинское обеспечение полицейских.

Ст. 94. Закон 2822. Идеология этой статьи является воплощением «совка». Здесь есть и «бесплатное лечение сотрудников полиции» и «бесплатное санаторно-курортное лечение для сотрудников и членов их семей в системе медицинских учреждений МВД». Причем те, кто писал эту галиматью, понимал, что в ведомственных учреждениях кроме как сделать рентген или электрофорез больше ничего сделать не могут. Зачем тогда содержать ведомственные больницы, поликлиники и санатории? Учитывая состояние украинского «государственного» здравоохранения, необходимую помощь можно не найти даже в специализированных государственных медучреждениях. Зная это, законодатель в пунктах 2 и 3 разрешил полицейским лечиться в частных клиниках за деньги бюджета.

Выходит, с одной стороны, бюджет оплачивает содержание ведомственных медицинских учреждений и при этом выделяет деньги на лечение «на стороне». Насколько огромны и бесполезны расходы на первое, и какие возможности для злоупотреблений открывает второе – говорить излишне. В реальной жизни лечение превращается для полицейских либо в фикцию, либо в зависимость от руководителя. Скорее всего, коррупционную.

Жилье для полицейских.

Ст. 95, ч. 1. Закона N2822 гласит, что полицейские обеспечиваются жильем на условиях и в порядке, определенных жилищным законодательством. Это законодательство не менялось со времен СССР. В стране миллионы очередников, среди них сотни тысяч льготников, включая инвалидов, чернобыльцев и многих других, стоящих на жилищном учете в очередях; многие уже умерли и столько же еще умрут, так и не получив ничего «в порядке, определенном законодательством».

Так что решающим условием должно быть наличие этого самого жилья. Ст.14, ч.3 Закона N2561 «Об органах внутренних дел» говорит о существовании служебного жилищного фонда. Это вселяет слабую надежду. Почему слабую? Потому что ни в одной из статей не прописан механизм получения жилья. Рядовой полицейский, как и раньше, поставлен в зависимость от руководства.

Почему так важно говорить о жилье для полицейских? Если предоставить полицейскому жилье в первый год-два службы и записать в контракте, что государство ежегодно погашает часть стоимости квартиры (дома), но здесь же оговорить, что право на жилье теряется в случае увольнения по обвинению в коррупции, мы получим качественно новый стимул. Столкнувшись с предложением взятки, он будет взвешивать риски: взять тысячу долларов с риском потерять работу и квартиру, или не рисковать? И здесь принципиально важно, чтобы полицейский в этом вопросе не зависел от капризов начальства.

Что можно сказать в завершение? Вместо понятных и эффективных механизмов в виде пакета страхования и контракта, предусматривающего гарантированное получение жилья (и его потерю в случае уличения в коррупции), власть снова пытается подсунуть обществу коррупционно заряженный суррогат.

Печально осознавать, что возможность изменений, оплаченная кровью и страданиями миллионов украинцев, так и не будет реализована. Притом, что рецепт уже известен и озвучен. Вот он.

— Создание трехуровневой полиции;

— Отказ от непрофильных функций и подразделений;

— Повышение уровня мотивации правоохранителей;

— Повышение уровня открытости. Создание независимого информационно-аналитического агентства

Для тех ответственных граждан, кто дочитал текст до конца, ниже приведены дополнительные выдержки из упомянутых законов и вы, уважаемые читатели, можете составить о них собственное, более полное мнение и, заодно, увидеть всю глубину и широту законодательной мысли «реформаторов». Для удобства текст разбит на смысловые группы.

Наслаждайтесь, дамы и господа:

Закон Украины «О Национальной полиции» N2822

Ст. 49, ч.2. «Кандидаты на службу в полиции, по их согласию, проходят тестирование на полиграфе». Что делать, если кандидат не соглашается, не сказано.

Ст. 32, ч.2. Опрашивание личности.

«. Проведение опроса несовершеннолетнего допускается. с участием. педагога».

То есть, полицейский может поймать на улице человека, у которого в дипломе есть запись «специальность – преподаватель (педагог) » и опрашивать в его присутствии несовершеннолетнего сколько угодно.

Ст.36 «Полицейская опека» – большая статья со множеством пунктов встречается в законе дважды с повторением слово в слово. Дублируется ниже в тексте закона в Ст.40-1. Составители даже не удосужились перечитать документ дважды.

Ст. 12, ч.3. В составе полиции функционируют: криминальная, патрульная, специальная полиции, полиция особого назначения и полиция охраны. Никакой расшифровки, чем занимаются эти полиции, ни в этой статье, ни в остальном тексте закона не сообщается и больше о них не упоминается. Зато ниже, в Ст. 26, ч.4. появляется еще одна «служба информационных технологий МВД».

Положения с признаками коррупциогенности.

В Ст. 21, ч. 21 законодатель разрешает руководителю полиции «создавать, ликвидировать, реорганизовывать предприятия и организации. Руководитель полиции осуществляет другие полномочия по управлению объектами государственной собственности, которые находятся в сфере управления полиции». А закон N2561 Ст.8,ч.2 открывает в МВД «Главный центр по предоставлению сервисных услуг». Кто там кричал о коррупции в ГАИ при прохождении ТО, получении номерных знаков и прочих добровольно-принудительных «сервисах»?

Берегитесь Стив Джобс и Элон Маск! Грядет новая эра в бизнесе – на рынок выходит обновленная украинская полиция!

В Ст. 22, ч. 20 читаем: «осуществляет на договорной основе охрану физических лиц и объектов права частной и коммунальной собственности». К документу явно приложили руку «старослужащие», чье суровое милицейское сердце не могло не вздрогнуть при слове «охрана». Обещанное всего год назад избавление новой полиции от непрофильных функций забыто.

Воплощая в жизнь идею «зарабатывания» денег, почему бы не пойти дальше и не начать брать деньги с населения за расследование преступлений?

Законодатель не понимает механизмов, порождающих коррупцию, или сознательно ее (коррупцию) навязывает. Снова налогоплательщик за свои деньги содержит полицию, а полиция в это время «немножечко вышивает крестиком». Такая «коммерция» была одним из «родимых пятен» в старой милиции. И этим же планирует заниматься новая, честная служба!

Ст. 50, ч.2.,п.1, ч. 3., п.2. В состав полицейских комиссий входят представители, делегируемые министром и руководителем полиции. Кто эти люди? Каким критериям должны соответствовать? Никакой информации нет. Коррупционные риски.

Общественный контроль (точнее, его отсутствие)

Ст. 86. ч.12, ч.13. О выражении недоверия руководителям полиции.

Местный совет «может выразить недоверие сотруднику, такое решение считается окончательным и подлежит исполнению в 3-хдневный срок». Но уже следующий п. 13 дает вышестоящему руководителю полиции дополнительные 14 дней и два варианта действий: уволить сотрудника или выслать местному совету уведомление о том, что указанный сотрудник остается в должности. То есть, часть 13 отменяет часть 12.

Ст. 89. Привлечение общественности к рассмотрению жалоб на действия или бездеятельность полицейских: «Контроль за деятельностью полиции может осуществляться в форме привлечения представителей общественности. «.

А может и не «осуществляться». Любой каприз.

Ст.85, ч.3 Руководители полиции обязаны регулярно обнародовать статистическую и аналитическую информацию о принятых мерах относительно выявления, предотвращения и прекращения правонарушений.

Сегодня в милицейской статистике есть графа «предотвращенные преступления». Выглядит солидно, но по большей части является фантазиями милиционеров. Общество интересуют не придуманные полицейскими отчеты, а прозрачная статистика для анализа: зарегистрированные заявления, раскрываемость, статистика по видам преступлений и т.п.

То есть закон не дает никаких механизмов и гарантии доступа общественности к реальной статистике.

Это далеко не полный перечень статей, который вызывает нарекания у правозащитников и правоведов. Качество этих документов ниже всякой критики. Тот, кто скажет, что эти два закона готовили полтора года, пусть первым бросит в себя камень. Возникает вопрос интеллектуального уровня депутатов Верховной Рады, поставивших подписи под этим. Мне кажется, что Порошенко не подписывает законы «О Национальной полиции» и «Об органах внутренних дел», потому что такое просто стыдно подписывать.