Жилищное законодательство система

admin

Жилищное законодательство система

4. Система жилищного законодательства

Жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Это составляет систему жилищного законодательства. Особо в системе жилишного законодательства выделяется ГК РФ как основной нормативный документ регулирующий сделки, объектами которых выступают жилые и нежилые помещения (сделки купли-продажи, аренды, залога, дарения, мены и др.), а также вещные права (например, право сбственности) на эти помещения.

Указы Президента РФ не должны противоречить ЖК РФ, другим федеральным законам.

Постановления (нормативные акты) и распоряжения Правительства РФ должны издаваться на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и обязательны для применения в Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, принятых в соответствии ним других федеральных законов.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Например, отношения, возникающие в связи со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства (в т. ч. зданий, строений, сооружений), если при проведении таких работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанных объектов, регулируются новым Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с посл. изм. и доп.), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Технические правила и нормы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с посл. изм. и доп.). Важную роль играют технические регламенты – документы, принятые международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, и устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Установление санитарных правил и норм регулируется положениями специального законодательства, в частности, Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с посл. изм. и доп.).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также являются составной частью ее правовой системы.

Глава XIV Основы жилищного права Украины

§ 1 Жилищное право Украины: понятие и предмет правового регулирования

11 Понятие жилищного права Украины

. Жилищное право Украины — это совокупность правовых норм, регулирующих жилищные правоотношения между гражданами и граждан с государственными и общественными организациями в процессе реализации конституционного права человека и гражданин на на жилье. Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе решения жилищных вопросов, обеспечивается комплексной отраслью права, которая охватывает нормы гражданского, административного, земе льного, хозяйственного, семейного и других специальных отраслей права, объединения и кодификация которых образовали новую отрасль — жилищное право.

Предметом правового регулирования жилищного права Украины являются правоотношения, возникающие в процессе: реализации права на жилье, предоставление человеку и гражданину жилых помещений в пользование; пользования л человеком жилым помещением, управление жилищным фондом; эксплуатации и охраны жилищного фонда; капитального и текущего строительства жилья; исключение из жилищного фонда жилых домов и помещений, не пригодны для проживания; рассмотрения жилищных споров и и.

Жилищные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются относительно уже готового жилого дома или другого помещения, пригодного для проживания человека. Они неоднородны, большинство из них имеют имущественных й характер, складывающиеся в сфере распределения и пользования жильем. Все вышеназванные жилищные правоотношения регулируются системой норм жилых нормативно-правовых актов, составляющих жилищное законодательство Украинни.

12 жилых законодательство Украины: общая характеристика Жилищный кодекс Украины

Систему нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные отношения в Украине, составляют: а). Конституция Украины; б). Жилищный кодекс Украины в). Закон Украины»О приватизации государственного жилищного фонд ду»и другие законы г) указы. Президента Украины д) постановления. Кабинета. Министров Украины и другие нормативно-правовые акт.

Право граждан Украины на жилье закреплено в 47. Конституции Украины. Оно обеспечивается развитием и охраной всех видов жилищного фонда»образованием рыночной системы жилищного обеспечения граждан че. Ерез приватизацию жилья, справедливым распределением жилой площади под контролем общественности. Конституционное право на жилье считается обеспеченным лишь тогда, когда гражданин Украины имеет жилье соответствует является установленным нормам и пригодное для проживания. При отсутствии такой жилой площади и потребности в социальной защите гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и согласно действующему за законодательстве может претендовать на получение соответствующего жилья, которое предоставляется по праву найма государством или органами местного самоуправления бесплатно или на обеспечение себя и своей семьи жильем за деньги, но за доступную платлату.

Основными задачами жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях: 1) обеспечения конституционного права гражданина Украины на жилье, 2) надлежащего использования и сохранения всех вы идив жилищного фонда; 3) укрепление законности в области жилищных отношений в условиях рыночной экономик.

Жилищный кодекс Украины принятый 30 июня 1983 г и введен в действие с 1 января 1984 г. Он состоит из семи разделов (193 статей): I.. Общие положения II. Управление жилищным фондом. ПИ. Обеспечение общест омадян жилыми помещениями. Пользование жилыми помещениями IV. Обеспечение сохранности жилищного фонда, его эксплуатации и ремонта V. Ответственность за нарушение жилищного законодательства VI. Вы решения жилищных споров VII. Заключительные положения. В разделе I содержатся нормы права, регулирующие: право граждан Украины на жилье, основные задачи жилищного законодательства, систему нормативно-правовых a тов, регулирующих жилищные правоотношения жилой фонд. В страны и его виды, другие общие вопросы загальні питання.

13 жилых фонд Украины и его виды

. Жилой фонд — это сложный инженерный комплекс, который включает жилые дома и помещения в других зданиях; разнообразное теплоэнергетическое оборудование; автоматические средства. Управления и эксплуатации; разветвленную сеть в коммуникаций; противопожарное, лифтовое, санитарно-техническое и другое оборудование.

Жилой фонд на территории Украины составляют жилые дома и другие жилые помещения. Согласно ст 4. ЖК Украине различают следующие виды жилищного фонда: государственный; общественный; кооперативный (ЖСК); частных й, социального назначениня.

. Государственный жилищный фонд — это жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству

. Общественный жилищный фонд — это жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и другим общественным организациям

. Фонд жилищно-строительных кооперативов — жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам

. Частный жилой фонд — жилые дома (части домов), квартиры, принадлежащие гражданам на праве частной собственности

. Жилищный фонд социального назначения — квартиры в многоквартирных жилых домах, усадебные (одноквартирные) жилые дома, а также жилые помещения в других зданиях всех форм собственности, предоставляются гражданам, которые согласно закошу пот требують социального защита.

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям соответствии с. Основами жилищного законодательства а. Союза. ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для то рговельних, бытовых и других потребностей непромышленного характерру.

Итак, в Украине существуют такие виды жилищного фонда: государственный; общественный; кооперативный (ЖСК) частный, социального назначения

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uristinfo.net

1. Система жилищного законодательства

1.1. Основу жилищного права образует система жилищного законодательства: федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; законы и иные нормативные акты субъектов РФ; акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Перечисленные акты являются источниками жилищного законодательства. Как уже отмечалось, Конституция РФ является правовой основой развития жилищного законодательства. Она имеет высшую юридическую силу; законы и иные правовые акты, принимаемые в России, должны соответствовать Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное положение основано на ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
Систему жилищного законодательства образуют федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти также являются источниками жилищного законодательства.
1.2. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 76 Конституции РФ). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Действующее законодательство позволяет органам власти субъектов РФ до принятия соответствующих федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, осуществлять собственное правовое регулирование. При принятии соответствующего федерального закона законы субъектов РФ приводятся в соответствие с федеральным законом.
Следует отметить, что разграничение полномочий не означает «разделение» предметов регулирования Российской Федерацией и субъектами РФ. Единые общие подходы и единообразие требований к содержанию и использованию жилищных фондов вызывает необходимость общего регулирования ряда вопросов. Исходя из общих норм федеральных законов, эти вопросы подлежат регламентации субъектами РФ в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией, а также вопросы, отнесенные к их ведению Российской Федерацией.
Так, ЖК определяет основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия на учет в качестве нуждающихся (ст. 51, 52, п. 3 ст. 12). Что касается порядка ведения такого учета, то согласно ст. 52 ЖК таковой подлежит установлению законом субъекта РФ (ч. 7). Кодексом отнесены к ведению субъектов РФ, в частности, вопросы установления порядка определения общей площади предоставляемого жилья (ч. 9 ст. 57), установление размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения для расчета субсидий и проч. (ч. 1 ст. 159).
1.3. Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК). Как следует из положений данной статьи, наибольшую юридическую силу в регламентации жилищных отношений имеет Жилищный кодекс. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в иных актах, положениям ЖК применяются положения Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК).
В связи с вопросом о приоритете норм ЖК обратим внимание на следующее.
Жилищное законодательство содержит нормы разных отраслей, и прежде всего гражданского законодательства (наличие договорных отношений, вопросы права собственности на общее имущество многоквартирного дома, распоряжения этой собственностью, организация и деятельность жилищных кооперативов, ТСЖ и проч.).
Обратимся к ст. 3 ГК. Согласно этой статье нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, следовательно, и в ЖК, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Таким образом, в случае несоответствия между нормами ЖК и ГК предпочтение должно быть отдано ГК.
Такое несоответствие прослеживается, в частности, в вопросах конкурсного отбора управляющей организации (ст. 161 ЖК). Решение о проведении такого конкурса принимает орган местного самоуправления, независимо от того, имеет ли он собственность в многоквартирном доме (ч. 4). Вместе с тем по правилам проведения открытого конкурса его организатором может быть собственник имущества или обладатель имущественных прав либо специализированная организация по договору с собственником или обладателем имущественного права (ст. 447 ГК). И далее, ч. 5 ст. 161 ЖК обязывает собственников жилых помещений в доме заключить договор управления, тогда как ими не была выражена воля на проведение конкурса по отбору управляющей организации.
1.4. Федеральные законы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ принимаются соответствующими органами в пределах их полномочий. Постановления Правительства РФ могут издаваться на основании и во исполнение ЖК, других федеральных законов, указов Президента РФ. Кодекс содержит большой «перечень» вопросов, подлежащих решению Правительством РФ. В частности, утверждение Типового договора социального найма (ст. 63), установление порядка отнесения помещения к специализированному (ст. 92), утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100), определение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилья (ст. 156) и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157), определение порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (ст. 159).
Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты на основании Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 ЖК).
Акты жилищного законодательства с точки зрения их юридической силы находятся в определенной «подчиненности». Каждый последующий акт, определяемый в ст. 5 (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д. — ч. 3-7), должен соответствовать предыдущим. Так, указы Президента РФ не должны противоречить Кодексу, другим федеральным законам (ч. 3); постановления Правительства РФ принимаются во исполнение Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 4) и т.д.
1.5. Органы местного самоуправления могут принимать акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом как РФ, так и субъекта РФ отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (см., например, ч. 4 ст. 49 ЖК). Согласно ЖК органы местного самоуправления устанавливают норму предоставления жилья, учетную норму (ст. 50), определяют размер платы за наем жилого помещения, его содержание и ремонт (ст. 156) и т.д. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления обозначены в ст. 5 в составе жилищного законодательства.
Такая позиция представляется сомнительной. Обратимся к ст. 72 Конституции РФ, согласно которой жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, систему жилищного законодательства образуют:
— федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты (федеральное жилищное законодательство);
— законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (жилищное законодательство субъектов РФ).
1.6. Следует также упомянуть акты судов РФ, подлежащие обязательному применению и, главным образом, способствующие защите прав и законных интересов граждан. Это, в частности, постановления Конституционного Суда РФ: от 05.02.93 № 2-П, которым отмечено, что договор найма жилого помещения при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом;
— от 23.06.95 № 8-П, установившее, что временное отсутствие гражданина само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением;
— от 03.11.98 № 25-П, которым снято ограничение на приватизацию комнат в коммунальной квартире.
Позиции данных постановлений реализованы в ЖК. Так, ст. 71 ЖК устанавливает, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по договору. Если ЖК РСФСР предусматривал возможность выселения в административном порядке, то согласно ЖК выселение из жилого помещения возможно только по решению суда (ст. 84).
Заслуживает внимания и ряд постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в частности: о применении судами Конституции РФ (от 31.10.95 № 8); Постановление Пленума ВС СССР от 03.04.87 № 2.
Так, упомянутое постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» предусматривает, что при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии регистрации (ранее прописки), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими помещение и на каких условиях (п. 13).
1.7. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Более того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Пленум Верховного Суда РФ от 31.10.95 установил, что суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (п. 6).
1.8. Федеральные жилищные законы действуют на всей территории России, если сфера действия закона прямо не ограничена. Так, согласно ст. 57 ЖК по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта). Действие закона может быть распространено на определенные категории граждан (например, положения раздела IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК определяют порядок предоставления и пользования жилыми помещениями, предназначенными для определенных категорий граждан).
1.9. Акты жилищного законодательства по общему правилу вступают в силу со дня их опубликования, если не указан иной срок (Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»; Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»). Так, Законом о введении в действие Жилищного кодекса РФ для ЖК установлен срок введения в действие с 1 марта 2005 г. Это обеспечивало соответствующим государственным органам (и не только им) возможность принятия необходимых мер к его применению.
1.10. Жилищный кодекс устанавливает правила применения жилищного законодательства в случаях пробелов в законодательстве. Такие пробелы восполняются путем применения:
— закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона);
— общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права).
Для применения аналогии закона необходимо наличие предусмотренных ст. 7 ЖК условий: жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников этих отношений; отсутствие норм законодательства, прямо регулирующих такие отношения; наличие схожего законодательства, а также его непротиворечие существу соответствующих отношений.
Применяя аналогию закона, необходимо найти самую близкую по основным признакам норму из всех имеющихся в законодательстве.
При отсутствии норм жилищного законодательства, которые можно применить по аналогии закона, права и обязанности участников отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства — аналогия права и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Жилищное законодательство система

2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного права

Жилищное законодательство – система законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых устанавливаются, изменяются или прекращаются жилищно-правовые отношения.

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом, субъектам РФ предоставляется право иметь собственное жилищное законодательство по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, при наличии же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции).

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции), в том числе осуществляют собственное правовое регулирование жилищных отношений, принимая законы и иные нормативные правовые акты.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросу, находящемуся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции).

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции источники жилищного права подразделяются на две основные группы:

1) федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними на федеральном уровне нормативные правовые акты;

2) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК жилищное законодательство состоит из ЖК, принятых в соответствии с ним других федеральных зако – нов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Важным законом, регулирующим жилищные отношения, является ЖК, вступивший в силу с 1 марта 2005 г., необходимость принятия которого давно назрела в связи с переходом к рыночным отношениям, требовавшим принципиально иного подхода к решению жилищной проблемы. Если ранее государство принимало на себя обязательство обеспечить своих граждан жильем, то в новых условиях подавляющее большинство граждан должно приобретать и строить жилые помещения за свой счет. Задачей же государства является содействие гражданам в этом, в том числе посредством использования рыночных механизмов.

В соответствии со ст. 4 Закона о введении ЖК впредь до приведения в соответствие с ЖК законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК и указанному Федеральному закону.

Изданные до введения в действие ЖК нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ, Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно ЖК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК, ЖК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Закона о введении ЖК.

Впервые в ЖК предпринята попытка четкого разграничения компетенции органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области жилищных отношений. Данное разграничение должно учитываться при принятии указанными органами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих эти отношения. Так, к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся:

1) определение порядка государственного учета жилищных фондов;

2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

5) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ;

6) определение порядка предоставления жилых помещений указанного жилищного фонда гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом;

7) определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

8) определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, правового положения их членов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах данных кооперативов;

9) определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, правового положения членов этих товариществ;

10) определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;

11) определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;

12) признание в установленном порядке жилых помещений, входящих в жилищный фонд РФ, непригодными для проживания;

13) установление правил пользования жилыми помещениями;

14) определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;

15) правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;

16) установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;

17) осуществление контроля за использованием и сохранно – стью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

18) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений Конституцией, ЖК, другими федеральными законами (ст. 12 ЖК).

В соответствии со ст. 13 ЖК к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся:

1) государственный учет жилищного фонда субъекта РФ;

2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ;

3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений в жилищном фонде субъекта РФ;

5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений в жилищном фонде субъекта РФ;

6) признание в установленном порядке жилых помещений, входящих в жилищный фонд субъекта РФ, непригодными для проживания;

7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

9) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений Конституцией, ЖК, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления.

Как видно, понятием компетенции в данном случае охватывается не только издание законов и иных нормативных правовых актов, но и деятельность в сфере жилищных отношений, осуществляемая в соответствии с жилищными нормами.

ЖК определил также компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

10) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией, ЖК, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ (ст. 14).

Структура жилищного законодательства

Вопросы по поводу приобретения, пользования и управления жилыми и нежилыми помещениями, а также права и обязанности упорядочиваются жилищным законодательством РФ.

Понятие и система жилищного законодательства

Под этими терминами понимается общность законов и других наделенных юридической силой актов, с помощью которых государство принимает, изменяет и упраздняет жилищные нормы. Законодательство жилищной сферы разрабатывается с учетом защиты интересов граждан и основывается на незыблемых принципах неприкосновенности жилища и свободного осуществления гражданами своих прав.

Система жилищного законодательства России образована взаимосвязанными нормативными актами. Базисными законами выступают Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ. Но законодательство о жилище, затрагивающее широкий пласт общественных отношений, не может базироваться только на указанных нормах, в его состав включаются и иные акты, наделенные юридической силой.

Нормативные акты, составляющие жилищное законодательство

Конституция России наделяет каждого человека правом на жилище. Вопросы по поводу приобретения, пользования и управления жилыми и нежилыми помещениями, права и обязанности, возникающие в процессе взаимодействия в жилищной сфере, составляют жилищные правоотношения и упорядочиваются жилищным законодательством РФ.

Конституция РФ определяет: жилищная сфера включает в себя федеральные законы, а также законы и другие нормативные акты каждого из 85 субъектов, входящих в состав государства. Субъекты самостоятельно занимаются правовым регулированием за границами ведения РФ и общего ведения федерации и субъекта. Структура жилищного законодательства также включает правовые акты Главы Российской Федерации, Правительства, иных органов исполнительной власти и местного самоуправления, остановимся на каждом из них.

Жилищный кодекс

Он является главным по юридической силе законодательным актом в области жилищных правоотношений. В составе кодифицированного закона 10 разделов, каждый из которых устанавливает правила пользования, приобретения, владения, и распоряжения нежилыми и жилыми помещениями, порядок их содержания, оплаты и ремонта, обязательства и права лиц, полномочия государственных органов в жилищных вопросах, состав жилого фонда.

Жилищный кодекс тесно связан с Гражданским, поскольку им регламентируются, в том числе, и отношения гражданско-правовой сферы. Например, ЖК РФ определяет правила действий в договорных отношениях, вопросы, возникающие в процессе эксплуатации имущества многоквартирного дома, являющегося общей собственностью.

Жилищный кодекс связан с Гражданским кодексом и Конституцией РФ общими принципами: субъекты жилищных отношений наделены равными правами и обязательствами, никто не может быть ограничен в жилищных правах, или лишен их. Также нормы, регулируемые Жилищным Кодексом РФ, взаимосвязаны с административным, финансовым законодательством.

Положения Кодекса разработаны в соответствии с основным законом страны – Конституцией РФ, не имеют с ее содержанием противоречий и изданы во исполнение положений главного закона.

Федеральные законы и законы субъектов РФ

Они принимаются уполномоченными органами: Государственной Думой и Советом Федерации, в определенном порядке. Федеральное законодательство прочно взаимодействует с Жилищным Кодексом РФ и Конституцией РФ, нацелено на уточнение и безоговорочное исполнение указанных юридических актов и интересов граждан. Все противоречия законов с Жилищным Кодексом РФ решаются в пользу последнего.

Законы субъектов РФ принимаются уполномоченными органами на региональном уровне, но согласуются с федеральными законами и не должны содержать с ними противоположных по смыслу положений. Процесс принятия этих актов, их состав и содержание, порядок и сфера их действия закреплены Конституциями субъектов.

Правовые акты Главы государства и акты Правительства

Распоряжения и Указы Президента регулируют область гражданско – правовых отношений, связанную с жилищными вопросами. Действие акта жилищного законодательства Президента распространяется на всю территорию федерации и в субъектах, входящих в ее состав. Указы и Распоряжения издаются с целью поддержания положений Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ и не противоречат им.

Содержание Постановлений Правительства соответствует главному жилищному закону страны и актам президента, служит для их уточнения и дополнения. Жилищный кодекс РФ содержит достаточно вопросов, решение которых – задача Правительства. Например, Правительство издает жилищные акты, утверждающие договор социального найма жилого помещения (см. ст. 63 ЖК РФ). Правительство наделено полномочиями по установлению оплаты за найм жилых помещений, ее индексации и изменений по договорам найма жилищного фонда (см. ст. 156 ЖК РФ).

Акты, издаваемые органами местного самоуправления

Органы местного самоуправления издают акты жилищного законодательства в установленном законом порядке и в полном соответствии с действующими российскими законами. Эти органы реализуют полномочия с использованием материальных средств, выделяемых на федеральном и региональном уровнях, определяют нормы по предоставлению жилых помещений, уточняют требования к праву на его получение, регулируют размер и составляющие оплаты найма жилого помещения, его ремонта и содержания.

Кроме того, существуют иные правовые акты исполнительных органов власти, входящие в состав жилищного законодательства. Органы исполнительной власти в соответствии с имеющейся компетенцией издают правила и инструкции, постановления и приказы, положения и распоряжения. Нормативные акты, которыми регламентируются права, обязанности и свободы человека в жилищной сфере, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

Порядок действия законов жилищной сферы на уровне федерации и в субъектах

Статья 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов в ее составе. Это положение указывает на право субъектов принимать законодательные акты по поводу гражданских отношений в жилищной сфере на региональном уровне.

Правовое регулирование осуществляется согласно федеральному законодательству, а именно в соответствии с Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ. В случаях, когда акты субъектов противоречат федеральному законодательству, применяются позиции федеральных актов.

Структура жилищного законодательства выстроена по принципу иерархии нормативно – правовых актов, все ее составляющие подчинены основному закону страны – Конституции РФ, и действуют в соответствии с ней.

Действие акта жилищного законодательства в пространстве, по кругу лиц и во времени

Положения законов РФ, регулирующие правоотношения по поводу жилища, имеют одинаковую юридическую силу на всей территории государства. Участники жилищных правоотношений имеют равные условия, кроме определенной категории граждан, которым положены преференции. Например, жилищные льготы получают военнослужащие, лица, участвовавшие в ликвидации Чернобыльской аварии, беженцы.

Жилищные законы не наделены ретроактивностью, это означает, что закон не распространяется на решения, принятые до его вступления в силу.
Главная задача жилищного законодательства – безоговорочное соблюдение основных прав человека и гражданина в указанной области. Являясь составляющей общей законодательной базы страны, Жилищный кодекс и связанные с ним правовые акты направлены на благополучие граждан и реализацию их конституционных прав.