Алтайская языковая семья состав

admin

Алтайские языки и алтаистика

«Чисто агглютинирующие языки алтайского типа с небольшим инвентарем экономно используемых фонем, с неизменяемыми корнями, отчетливо выделяющимися, благодаря своему обязательному положению в начале слова, и с отчетливо присоединяемыми друг к другу всегда вполне однозначными суффиксами и окончаниями, представляют из себя технически гораздо более совершенное орудие, чем флектирующие языки…». (Князь Н. Трубецкой)

По словам выдающегося российского лингвиста С. Старостина алтайская семья древнее индоевропейской и уральской. [Т.е., праалтайский язык выделился из праностратического раньше праиндоевропейского и прауральского.]

Распад алтайской языковой семьи произошел, предположительно, в 6-5 тыс. до Р.Х.

На этой странице представляется информация об общей алтаистике, связях алтайских языков друг с другом, их выделении из общего праалтайского ствола, проблемах алтайского языкознания. Сведения по отдельным языкам алтайской семьи (обзоры, характеристики, словари, учебные материалы. ) смотрите на страницах, посвященных их отдельным языковым группам.

Разделы портала по алтайскому языковедению и алтайским языкам:

Народы алтайской языковой семьи

Формирование этносов

Традиционно алтайскую языковую семью делят на тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую, корейскую и японо-рюкюскую ветви. Считается, что тюркские и монгольские языки составляли до IV тыс. до н.э. тюркско:монгольское единство, или западную ветвь алтайской семьи. Восточнее находилось тунгусо-маньчжурско-японо-корейское единство, распавшееся в III тыс. до н.э. на тунгусо-маньчжурскую и японо-корейскую ветви. Раскол последней произошел в IV в. до н.э., когда будущие японцы переселились на Японские острова и смешались там с палеоазиатскими племенами айнов.

Корейская ветвь алтайской семьи представлена одним народом — собственно корейцами. В этногенезе этого народа принимали участие, вероятно, палеоазиатские, протоалтайские и австронезийские племена. Сегодня корейцы — народ двух современных независимых государств (КНДР и Республика Корея). В России, в Уссурийском крае, первые 19 семей корейцев появились в 1863г. С тех пор корейцы расселились от Дальнего Востока до Северного Кавказа.

На каком языке изначально говорили кочевники-хунну, чья держава северными своими границами захватывала часть нынешних российских земель на границе с нынешней Монголией еще во II–I вв. до н.э., точно неизвестно, но есть предположения, что на неразделенном тюркско-монгольском или на древнетюркском. В V в. тюрками (тюрк:ют) назывались «пятьсот семей Ашина» — небольшая группировка кочевников, возникшая из смешения разных племен и говорившая на одном из диалектов монгольского языка. Слово «тюрк» означало «крепкий». Семьи Ашина подчинялись хуннскому князю, владевшему областью между излучиной Хуанхэ и Наньшанем. Когда в 439 г. хунны были разбиты и присоединены к империи Вэй, Ашина с ордой бежал на южную сторону Алтайских гор, где жили потомки хунну, смешавшиеся с автохтонным населением и говорившие на языке, который после того, как «семьи Ашина» навязали себя местным жителям в качестве аристократии и подарили им свое самоназвание в качестве этнонима, стал называться тюркским. За последующие сто лет монгольская верхушка полностью растворилась в тюркском населении и забыла родной язык. Алтайские племена за то же время усвоили этноним «тюрк». Другие тюркские племена и союзы к тому времени распространились далеко за пределы Алтая, в основном на запад. Правда, тюрками они тогда еще не назывались. Восточную Сибирь тюрки (якуты, долганы) тоже освоили задолго до возникновения этнонима «тюрк».

В VI в. возникло первое крупное тюркское государство — Тюркский каганат. В период наибольшего расцвета каганат алтайских тюрок контролировал территории Маньчжурии, Монголии, Алтая, Средней Азии и Северного Кавказа. В это время тюрки покорили хазар и булгар. Булгары были, вероятно, периферийным тюркским племенем, ранее и далее всех продвинувшимся на запад. Происхождение хазар неясно. После тюркского завоевания они тоже стали говорить по-тюркски. После падения Тюркского каганата в VII в. в Диком поле, сменяясь, господствовали тюркские союзы хазар, булгар, печенегов, огузов. В XI в. на территориях от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш начинают доминировать кипчаки (половцы). В XIII в. они подпадают под власть монгольских завоевателей, но становятся ядром (улуса Джучи) Золотой Орды. Язык кипчаков становится в Орде основным и в той или иной степени влияет на языки тюркских, монгольских, финно-угорских и других народов, входящих в улус Джучи. После ослабления монгольской империи на ее месте возникает несколько тюркских образований, в том числе Большая Орда, Ногайская Орда, Казанское и Астраханское ханства, Сибирское ханства. По мере усиления Москвы, бывшего данника Золотой Орды, все эти государства входят в состав Московского царства (Российской империи).

В настоящее время на территории Российской Федерации проживают 36 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской языковой семьи: чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, крымчаки, караимы, азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, киргизы, алтай-кижи, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, якуты, долганы.

Монгольские народы, вероятно, родственны тюркским, монгольские языки содержат множество тюркских корней (и наоборот), но их исторические судьбы так часто пересекались, что трудно сказать, в какой мере общность тюркских и монгольских языков обусловлена общим происхождением, а в какой — последующим взаимовлиянием. Монголы в процессе завоеваний Чингисхана и его наследников расселились по всей территории Азии и Востока Европы, отчасти растворившись в тюркских, иранских, славянских и других народах, переняв их языки и обычаи, отчасти, напротив, наделив местные племена своими антропологическими чертами и своим языком. Так, монголоязычный изначально народ тувинцев сейчас говорит на тюркском языке, а самодийцы-сойоты — на монгольском (бурятском).

Буряты — коренное население нынешней Республики Бурятия, Агинского Бурятского автономного округа и шести районов Иркутской области, живущее там, по меньшей мере, с эпохи бронзы.

Калмыки — западные монголы, ойраты, попросившие в XVII в. у русских царей защиты от казахских и ногайских ханов и получившие места для кочевий в русском государстве, современное население Республики Калмыкия.

Тунгусо-маньчжурские языки отстоят от тюркских и монгольских достаточно далеко, хотя народы, говорящие на этих языках, и живут рядом с тюрками и монголами с незапамятных времен. Первое государство тунгусо-маньчжуров, Бохай (698–926), северной своей частью располагалось на территории нынешнего Приморского края. Вообще же прототунгусы (археологическая Глазковская культура) уже в XVIII–XIII вв. до н.э. распространились по Сибири, где активно взаимодействовали с местным палеоазиатско-юкагирским населением, отчасти вытесняя его с исконных территорий, отчасти ассимилируя, отчасти перенимая его способы хозяйственной деятельности. Тунгусы шли в Сибирь из Маньчжурии пешком. Тяжести несли на себе. Дойдя до ареала распространения северного оленя, тунгусо-маньчжурские племена (протоэвенки) приручили это животное, научились ездить на нем верхом и изобрели оленьи упряжки. Тунгусы способствовали распространению оленеводства среди юкагиров, коряков и чукчей. В начале II тыс. н.э. тунгусский ареал в Сибири был разделен движущимися на север тюрками. В восточной части ареала тогда начал формироваться этнос эвенов, в западной — эвенков.

Материальная культура и основные хозяйственные занятия

Корейцы в России традиционно занимались злаковым земледелием, бахчеводством, торговлей. Уже во второй половине XX в. корейцы оказали существенное влияние на кухню народов России («корейская морковка» и др.). Японцев в России менее 1 тыс. и мало кто из них живет здесь постоянно.

Хозяйственный уклад большей части тюрок России долго носил на себе отпечаток кочевого прошлого. Важное значение играло пастбищное животноводство, в частности коневодство. В остальном многое зависело от исторических особенностей каждого народа, от территории проживания, климатических условий, влияния соседних народов. Так у якутов были хорошо развиты охота и рыболовство, волго-камские татары, башкиры и чуваши в XVIII–XIX вв. были преимущественно земледельцами, для шорцев большое значение имели кузнечное дело и добыча железной руды, тувинцы до XX в. занимались преимущественно кочевым скотоводством — разводили лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов, долганы, северные якуты, тофалары, алтайцы и тувинцы-тоджинцы разводили оленей, каракалпаки сочетали полуоседлое скотоводство с ирригационным земледелием, карачаевцы знамениты культивацией кефирных зерен.

Преимущественный тип жилища также сильно зависел от местных условий, но у многих тюрков и монголов долго сохранялись юрты, некоторые и сейчас используют их в качестве временного летнего жилища. Юрты в разных регионах и у разных народов тоже неодинаковы. В южных регионах при установке юрты часто ограничивались обставлением прутьев каркаса плетеными щитами, в северных и сам каркас иногда делали из бревен, и плетеные стены обмазывали глиной или навозом. Со временем облик юрты менялся. Хакасы, например, традиционно крыли ее берестой или войлоком, а с XIX в. у них получили распространение бревенчатые срубные шести- и восьмиугольные юрты. Для живущих на Кавказе карачаевцев характерное жилище — срубная постройка с двускатной земляной крышей.

Формировавшиеся под влиянием ненцев, энцев и эвенков долганы жили в поставленных на нартенные полозья чумах, крытых оленьими шкурами.

В основе хозяйственного комплекса у монгольских народов традиционно было скотоводство: калмыков, халха-монголов и забайкальских бурят — кочевое, у предбайкальских бурят — стойловое.

Традиционное жилище сибирских тунгусо-маньчжуров — конический (аундау, чум, дю, чорама) или двускатный (каура) шалаш, полуземлянка или сруб на сваях. В хозяйственном отношении большинство тунгусских этносов — оленеводы, охотники, рыбаки.

Религия и духовная культура

Разные тюркские народы придерживаются различных вероисповеданий. Татары, башкиры, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, кумыки — мусульмане. Тувинцы — буддисты. Алтайцы отчасти православные, отчасти шаманисты и бурханисты. Среди шорцев, якутов, чулымцев большинство верующих — православные христиане, но встречаются и шаманисты, также распространено двоеверие. Чуваши, кряшены, нагайбаки, гагаузы — преимущественно православные.

Верующие монголы, буряты и калмыки в большинстве исповедуют буддизм в форме ламаизма с элементами традиционных верований. Верующие тунгусо-маньчжуры — язычники (шаманисты) и православные христиане (часто лишь формально).

Русские корейцы придерживаются сложной синкретической системы верований, включающей элементы конфуцианства, православия, буддизма. Похожая религиозная ситуация и у японцев. Только к их синкретическому комплексу добавляется еще и синтоизм. Встречаются среди японцев также католики, протестанты, последователи новых религиозных течений.

Письменность

Древние тюрки пользовались так называемым орхоно-енисейским руническим письмом, восходящим, вероятно, к финикийскому или арамейскому письму (возможно, через согдийское или кароштхи).

По мере исламизации большинство тюркских народов перешло на арабское письмо. В СССР в конце 1920-х гг. тюркские народы были переведены на единый алфавит на базе латинского (янанилиф), а в конце 1930-х гг. — на кириллицу.

Язык старомонгольской письменности, общий для большей части монгольских племен, бытовал с XIII по XVII в. На основе какого диалекта он был создан, не очень ясно. Предполагают, что базой для старомонгольского письменного послужил некий язык, более древний даже, чем общемонгольский. Возможно, язык киданей. В XIII в. началось расслоение общемонгольского разговорного языка на западную (ойратскую) и центрально-восточную (халха, буряты) ветви. В XVII в. просветитель Зая Пандит создал письменность тодо-бичиг, приспособленную к особенностям ойратских диалектов. Это повлекло дальнейшее обособление ойратской ветви. В восточной части монгольского ареала продолжили использовать старомонгольскую письменность и созданное в конце XVII в. письмо соёмбо. В Российской империи среди бурят формировался свой собственный вариант старомонгольского письменного языка.

В настоящее время калмыки и буряты в России и монголы Монголии пользуются алфавитами на основе кириллицы. Кириллической письменностью пользуются и тунгусо-маньчжурские народы России: нанайцы, эвены, эвенки, орочи. Причем для последних письменность была создана совсем недавно, в 1994 г.

АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ

АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ, макросемья языков, на которых говорят разные народы, проживающие в западной, центральной и северной Азии, а также в Восточной Европе. На 39 алтайских языках говорят в общей сложности ок. 200 млн. человек. Макросемья включает в себя три обыкновенно выделяемых семьи: тунгусскую (9 языков, менее 200 тыс. носителей), монгольскую (8 языков, ок. 6 млн. носителей) и тюркскую (21 язык, ок. 115 млн. носителей). В настоящее время доказана также принадлежность к алтайской семье корейского и японского языков.

На тунгусо-маньчжурских языках говорят в северной и восточной Сибири, а также в северо-восточном Китае. Семья включает в себя маньчжурский (в настоящее время почти исчезнувший), эвенкийский, эвенский, негидальский, нанайский, ульчский, орокский, орочский и удэгейский языки.

На монгольских языках говорят в основном в Монголии, но также в некоторых частях России, Китая и Афганистана. Наиболее распространенным из этих языков является монгольский, государственный язык Монголии и автономного района Внутренняя Монголия (КНР). Другими языками семьи являются калмыцкий, бурятский, ойратский, могольский, дагурский, монгорский, дунсянский, баоаньский и шира-югурский языки.

Тюркские языки распространены на обширных пространствах от Балкан до Восточной Сибири (см. ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ).

По мнению большинства ученых, алтайские языки могут быть объединены в одну макросемью на основании систематических фонетических соответствий, которые были установлены после того, как были исключены из рассмотрения заимствованные слова. Кроме того, алтайские языки характеризуются фундаментальным структурным сходством. Во всех языках похожие внешне энклитики и суффиксы часто обнаруживают одну и ту же функцию. Родство между тюркскими и монгольскими языками – более близкое, чем между обеими этими группами и тунгусскими, что, впрочем, может быть обусловлено тесными контактами между тюркскими и монгольскими языками на протяжении различных периодов их истории. В то же время все эти три семьи более близки друг к другу, нежели любая из них к корейскому и японскому.

Часто упоминаемой структурной особенностью, общей для тюркских, монгольских и тунгусских языков, является сингармонизм (уподобление гласных в пределах одного слова). Если в основе (первой части) слова встречаются гласные переднего ряда (как i или е), все появляющиеся в вариантах суффиксы дают гласные переднего ряда (такие, как e, ö, ü); если основа имеет гласные заднего ряда (a, o, u), то и в суффиксах тоже присутствуют гласные заднего ряда. В тунгусских языках представлен сингармонизм несколько иного типа (уподобление не по ряду, а по подъему). Во всех алтайских языках начальный слог слова не может начинаться с сочетания нескольких согласных.

На грамматическом уровне тюркские, монгольские и тунгусские языки характеризуются отсутствием категории рода и необязательностью выражения категории числа (в отличие от индоевропейских и семитских языков); использованием чистой основы в качестве повелительного наклонения для глаголов и именительного падежа для существительных; практически полным отсутствием префиксов при активном использовании последовательностей суффиксов (в процессе, который обычно называют агглютинацией) для создания лексических и грамматических противопоставлений; превалированием послелогов над предлогами. На синтаксическом уровне эти языки характеризуются отношением подчинения, когда определение предшествует определяемому, зависимый член главенствующему, субъект предикату, а наречие глаголу; глаголы часто находятся в конце предложения.

Алтайская языковая семья входит в ностратическую макросемью, внутри которой характеризуется особой близостью к уральской и дравидийской семьям.

Тюркские языки. – В кн.: Языки народов СССР, т. 2. М., 1966
Монгольские, тунгусо-маньчжурские и палеоазиатские языки. – В кн.: Языки народов СССР, т. 5. М., 1968
Кормушин И.В. Алтайские языки. – Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
Старостин С.А. Алтайская проблема и происхождение японского языка. М., 1991
Алтайские языки. Языки Азии и Африки, т. 5. М., 1993
Государственные языки в Российский федерации. М., 1995
Монгольские языки. Тунгусо-маньчжурские языки. Японский язык. Корейский язык. – В кн.: Языки мира. М., 1997
Тюркские языки. Языки мира, М., 1997
Дыбо А.В. Алтайские языки. – В кн.: Языки народов России и сопредельных регионов. М., 1997

Основные языковые семьи мира

Думаю, многие из нас слышали знаменитую легенду о строительстве Вавилонской башни, во время которого люди своими ссорами и дрязгами так прогневили Бога, что он разделил их единый язык на великое множество, дабы, не имея возможности общаться друг с другом, люди и ругаться не могли. Вот так и расселились мы всему миру, каждый народ со своим языковым наречием, своей культурой и традициями.

Согласно официальным данным, сейчас в мире насчитывается от 2796 до более чем 7000 языков. Такая большая разница происходит от того, что ученые никак не решат, что именно считать языком, а что диалектом или наречием. Бюро переводов часто сталкиваются с нюансами перевода с редких языков.

В 2017 году насчитывается примерно 240 языковых групп, или семей. Самая крупная и многочисленная из них – индоевропейская, к которой принадлежит и наш с вами русский язык. Языковая семья – это совокупность языков, объединяемых по звуковому сходству корней слов и схожей грамматики. Основу индоевропейской семьи составляют английский и немецкий языки, составляющие костяк германской группы. В целом, данная языковая семья объединяет в себе народы, занимающие основную часть Европы и Азии.

Входят сюда также и такие распространенные романские языки, как испанский, французский, итальянский и другие. Русский язык входит в состав славянской группы индоевропейской семьи наряду с украинским, белорусским и другими. Индоевропейская группа – не самая многочисленная по количеству языков, но на них говорит почти половина населения Земного шара, что и дает ей возможность носить титул «самой многочисленной».

Следующая семья языков объединяет в себе более чем 250 000 человек – это афро-азиатская семья, куда входят египетский, иврит, арабский и многие другие, включая вымершие, языки. Эту группу составляют более чем 300 языков Азии и Африки, и делится она на египетскую, семитскую, кушитскую, омотскую, чадскую и берберо–ливийскую ветви. Однако в афро-азиатскую семью языков не входят порядка 500 диалектов и наречий, применяемых в Африке зачастую только в устной форме.

Далее по распространенности и сложности изучения – нило-сахарская семья языков, распространенная в Судане, Чаде, Эфиопии. Так как языки этих земель имеют между собой существенные различия, то их изучение представляет собой не только большой интерес, но и большие сложности для ученых-лингвистов.

Более миллиона носителей языка включает в себя китайско-тибетская группа языков, а вот тибето-бирманская ветвь насчитывает более 300 языков, говорит на которых аж 60 миллионов человек во всем мире! Часть языков данной данной семьи до сих пор не имеет собственной письменности и существует только в устном варианте. Это значительно затрудняет их изучение и исследование.

Языки и диалекты народов России относятся к 14 языковым семьям, основными из которых являются индоевропейская, уральская, северокавказская и алтайская.

  • К индоевропейской языковой семье относится около 87 % населения России, а 85 % ее занимает славянская группа языков (русские, белорусы, поляки, украинцы), далее идут иранская группа (таджики, курды, осетины), романская группа (цыгане, молдаване) и германская группа (евреи, говорящие на идиш, немцы).
  • Алтайскую языковую семью (примерно 6,8 % населения России) составляют тюркская группа (алтайцы, якуты, тувинцы, шорцы, чуваши, балкарцы, карачаевцы), монгольская группа ( калмыки, буряты), тунгусо-маньчжурская группа (эвенки, эвены, нанайцы) и палеоазиатская группа языков (коряки, чукчи). Часть этих языков в данный момент находится под угрозой вымирания, так как их носители отчасти переходят на русский, отчасти – на китайский языки.
  • Уральская языковая семья (2 % населения) представлена финской группой языков (коми, маргейцы, карелы, коми-пермяки, мордва), угорской (ханты, манси) и самодийской группами (ненцы, селькупы). Более 50 % уральской языковой семьи составляют венгры и около 20 % — финны. Сюда входят языковые группы народов, проживающие в районах Уральского хребта.

Кавказская языковая семья (2 %) включает картвельскую группу (грузины), дагестанскую группу (лезгины, даргинцы, лакцы, аварцы), адыго-абхазскую (абхазы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы) и нахскую группы ( ингуши, чеченцы). Изучение языков Кавказской семьи связано для лингвистов с большими трудностями, а потому еще очень мало изучены языки местного населения.

Трудности вызывают не только грамматика или правила построения языка данной семьи, но и произношение, которое зачастую просто недоступно для людей, не владеющих данной разновидностью языка. Определенные трудности в плане изучения создает и труднодоступность некоторых горных районов Северного Кавказа.

Народы (языковые семьи, группы) и религии России в таблицах

Крупнейшими языковыми семьями России являются:

  1. Индоевропейская семья, насчитывающая около 120 млн. человек, в состав которой входят славянская языковая группа (русские, украин­цы, белорусы), германская (немцы и евреи, говорящие на идиш), иранская (осетины), армянская (армяне) группы;
  2. Алтайская семья, численность которой составляет около 11 млн. человек, в состав которой входят тюркская (татары, чуваши, баш­киры, казахи, азербайджанцы, якуты, тувинцы, карачаевцы, бал­карцы, кумыки, хакасы и др.) и монгольская (буряты и калмыки) группы;
  3. Северокавказская семья, численность которой составляет около 5 млн. человек (аварцы, даргинцы, лакцы, чеченцы, ингуши, кабар­динцы, адыгейцы и др.);
  4. Уральская семья численностью 4 млн. человек (мордва, марийцы, удмурты, карелы, коми, ханты, манси, ненцы и др.).

Языковые семьи

Языковые группы

Народы

Преобла­дающая религия

Районы компактного проживания