Что такое моральный долг человека

admin

Моральный долг

О том, что такое моральный долг знает каждый, но не все задумывались над тем, насколько глубоким может быть это понятие и в первую очередь, какую жертвенность оно в себе несет. Императив, содержащийся в характеристике морального долга, обязывает человека поступать согласно ему независимо от своих истинных желаний и предпочтений. Делая осознанный выбор в пользу нравственных принципов и принося в жертву свое личное благо, мы, прежде всего демонстрируем силу характера и воли, приверженность тем идейным постулатам, которые, как мы считаем, служат справедливости и направлены на то, чтобы сделать окружающий нас мир лучше и чище, чем он есть.

Во всех религиях мира и сложившихся исторических традициях разных народов совесть и долг, как моральные ценности всегда ставились превыше всего остального. И сегодня, принцип «Не навреди!» лежит в основе общественного уклада и законодательной системы практически всего цивилизованного мира.

Безусловно, в жизни могут возникнуть разные ситуации и иногда бывает очень сложно сделать выбор, но так или иначе, каждый поступает так, как велит (или позволяет) ему совесть. Насколько верными оказываются решения, которые мы принимаем и стоят ли они принесенных жертв, обычно показывает время. Но опыт свидетельствует, что сложнее всего бывает выбирать из двух зол и в этом случае, значение предстоящего морального выбора и долга приобретает особый смысл, особенно если речь идет о человеческих жизнях.

Некоторые люди сталкиваются с этой проблемой чаще чем другие, в силу своей профессии, к примеру, врачи, политики или военные. Но и у «простых смертных» также возникают многочисленные сложности в жизни, особенно когда наступает какой- либо кризисный период, обнажающий все положительные и отрицательные личностные качества человека.

Существует два вида морального долга: долг перед близким окружением и долг перед обществом в целом. И не редки случаи, когда приходится выбирать именно между ними. Но оба они, в свою очередь, делятся на категории. К примеру, долг перед близкими включает в себя также и собственную выгоду, а долг перед обществом может состоять лишь в долге перед определенной ее частью, в частности, перед представителями отдельной социальной группы.

В любом случае, моральные нормы, которым следует человек, всегда ставят перед ним границы, которые переходить не следует. Если же он принимает такое решение в ущерб собственной совести и совершает поступки, руководствуясь личной выгодой, не важно о какой сфере идет речь, то это неизбежно скажется в будущем на его психологическом состоянии, так как даже в животном мире существуют определенные нормы поведения, нарушение которых чревато для представителей различных видов негативными последствиями.

Сожаление о неправильно принятых решениях всегда оказывает деструктивное влияние на психику и развитие человеческой личности, поэтому помнить о моральных и нравственных ценностях нужно всегда. А вот вопрос, на сколько это нам удается, каждый должен уже задать себе сам.

Моральный долг. Примеры из жизни

Современный человек ведет активную жизнь, контактируя каждый день с другими людьми. На него как на члена общества налагается определенный долг, который он должен выполнять, взаимодействуя в социуме.

Понятие долга

Долг — понятие многоплановое и может пониматься совершенно по-разному. Прежде всего, следует уяснить, что, вступая в контакт с окружающими людьми, человек приобретает объективные обязанности. Заключаются они в том, что на человека возлагается ответственность за совершение тех или иных поступков в отношении других людей. Притом совершенно неважно, какой статус в обществе занимает человек и чем занимается. Ответственность обнаруживается даже в самых простых действиях – к примеру, если нужно обратиться к врачу, то в любом случае сначала требуется записаться на прием, занять очередь в больнице, соблюсти нормы поведения в общественном месте…

Помимо этого, практически у каждого человека есть близкие люди, коллеги, друзья, и со всеми ними его связывают объективные обязанности и, как следствие, определенный долг. К примеру, гармоничные отношения в семье сложно представить, если все ее члены не будут выполнять определенные объективные обязанности по отношению друг к другу. Вообще, по-другому жизнь в социуме тяжело представить, в любой сфере деятельности следует поступать по совести и долгу.

Общественный и моральный долг

Как правило, понятие долга имеет две стороны. Человек, исполняющий необходимые объективные обязанности, подвержен общественному долгу. Данный тип долга проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – дома, на учебе, на работе, в обществе друзей и т.д.

Моральный долг человека имеет под собой иную природу. Он проявляется тогда, когда человек превращает внешние моральные требования в личную задачу. Здесь нет места постороннему влиянию и указам, личность сама осуществляет индивидуальный моральный выбор на основе собственных убеждений. В этом случае человек не ограничивается одной только осведомленностью о нормах морали, он ставит себе цель следовать им, во что бы то ни стало.

Зачастую перед принятием морального долга человек внутренне борется со своими противоречиями. Но когда моральный выбор сформирован и становится частью сознания личности, появляется одухотворение, а также силы и мужество для совершения поступка. Высшее проявление морального долга ознаменовывается преодолением внутренних барьеров в пользу выбора совести и морали. В этом случае человек уверенно начинает следовать к своей цели.

Примеры морального долга

В большинстве случаев выполнение морального долга основывается на трех основных мотивах. Когда долг воспринимается как:

Данный мотив имеет достаточно распространенную природу. Например, когда два человека вступают в брак, они обязуются поддерживать друг друга, как говорится, и в беде, и в радости, а также хранить верность на протяжении всей жизни.

Для многих людей моральный долг имеет форму благодарности. Например, признательность мужа за рождение первенца жене или благодарность родителям за реализацию в жизни.

Редкий, особенно ценный мотив для совершения морального долга. Основывается, как правило, на личностных качествах самого человека, таких как милосердие, неравнодушие, обостренное чувство справедливости. Например, волонтерская деятельность. Данный моральный долг из жизни ярко демонстрирует осознанное желание помочь другим людям. Члены волонтерской или добровольческой организации на безвозмездной основе оказывают помощь различным категориям граждан, не считаясь со своими силами, временем и возможностями. Можно сказать, что они действуют по зову и велению сердца, оставаясь неравнодушными к чужой беде.

Свойства долга

У каждого человека в жизни возникало чувство долга. Ощутить его можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении.

Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, гордость за себя, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие.

Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Чем руководствоваться в ситуациях морального выбора?

Прежде всего, следует:

  1. Распознать ситуацию и прояснить ее.
  2. Составить все варианты морального выбора.
  3. Проверить каждый выбор, задав три вопроса:
  • «Законно ли это действие?».
  • «Правильно ли это действие?».
  • «Принесет ли пользу другим людям это действие?».

4. Принять решение.

5. Проанализировать решение, задав два вопроса:

  • «Как отразится на мне это действие?».
  • «Как я себя почувствую, если не совершу это действие?».

6. Совершить действие.

В этой ситуации важно не оправдывать себя в безнравственном выборе. А для этого нужно четко понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Долг и совесть

Большинство моральных выборов в нашей жизни диктуется именно совестью. Для цивилизованного человека обязанности и долг имеют огромное значение, но только совесть определяет, как правильно поступить личности. Поэтому совесть является внутренним моральным самоконтролем, основывающимся на глубоком познании своей ответственности и долга.

Бытует мнение, что совесть не относится к рассудку человека, а является сугубо личным чувством. И не во всех случаях человек может трезво осознать, почему совесть позволяет ему совершать те или иные поступки, а некоторые запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль дает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром, ведь когда он действует по велению совести, он уверен, что поступает справедливо и честно.

Как гордо звучит заявление: «Я буду поступать по совести!»… Если бы не она, то человечество ожидало бы ужасные последствия, а так мир держится на поступках хороших людей.

Заключение

С одной стороны, совесть как внутренний регулятор проверяет действия человека и выступает в качестве главного основания для выполнения морального долга. С другой — между долгом и совестью может произойти конфликт, так как иной раз интересы самого человека не совпадают с общественными интересами. Понять, кто прав — долг или совесть, можно лишь с учетом всех обстоятельств и в зависимости от правильной личной интерпретации слова «долг».

Етика сьогодні

Актуально про етику та мораль

Моральный долг

В наше непростое время понятие морального долга сыграло бы, возможно, ключевую роль в урегулировании ситуации в стране, в мире. Ведь только бескорыстная любовь ко всем живым существам, которая и является «основой» морального долга, могла бы спасти мир от хаоса, войн, болезней…

Но, к сожалению, сейчас миром правит долг материальный. Деньги, алчность, обман…

Да и само слово долг, на сегодняшний день превратилось в антитезу должного и сущего, — из синонима слова честь в синоним слова обман. «Долги отдают только трусы» — эта пословица нынешнего времени, вроде бы и шуточная, полностью характеризует отношение к слову долг современного человека.

И все-таки, что же такое моральный долг? Это обязанности человека, которые он превращает требованиями морали в личную задачу, сам себе их предъявляя и практически следуя за ними по жизни. Замечу, что это происходит по внутреннему побуждению человека – добровольно и бескорыстно. Понимание сущности морального долга целиком зависит от мировоззрения. Так, например религиозное мировоззрение рассматривает сущность долга в божественных заповедях и законах, а для атеистов сущность морального долга состоит в самой природе человека, в естественном стремлении человека получить удовольствие и получении чувства самоутверждения. Философы же неоднозначно отвечают на вопрос, кто может определять смысл и содержание долга: общество или совесть.

Возможность выбора и чувство моральной ответственности за свое поведение, служащие человеку руководством в выборе поступков и источником пути жизненного поведения, так называемый «внутренний голос», и есть совесть человека. Это всегда разговор наедине с собой, исключающий наличие чувств стыда и страха, которые являются однозначно внешней ответной реакцией при несоответствии общепринятым нормам. Исходя их этого, я думаю что содержание морального долга каждому человеку нашептывает его совесть, а вот роль общества в понятии морального долга на мой взгляд косвенная. Скорее это можно назвать общественным долгом. Это такие общественные обязанности, которые человеку выполнять необходимо.

Этот вид долга нужно рассматривать скорее как обязанность, которая присутствует во всех областях жизнедеятельности человека – дома, среди друзей, на работе и так далее. Моральный долг нужно понимать по-другому. Здесь человек, используя требования морали и долга, самостоятельно ставит себе личные задачи. Здесь не могут присутствовать советы родителей или указания начальства, это – индивидуальный, подсказанный совестью, выбор человека. В данном случае, человек не просто знаком с законами морали, он самостоятельно ставит себе цель следовать этим законам.

Еще хочу заметить, что смысловое отличие этих понятий касается того, что в слово долг заложен больший эмоциональный смысл и изначально это слово обладает оттенком возвышенности. А слово обязанность может относиться как к самым, что ни на есть, простым и тривиальным делам, так и к очень значительным аспектам человеческой жизни. Кроме этого, со словом долг обычно связывают очень высокую степень сознательности в исполнении нравственных убеждений и требований. Здесь явно преобладает форма поведения человека, возникающая на основе глубоких убеждений, в то время как слово обязанность может применяться к любым формам действий.

Все основные понятия о моральном долге человек приобретает ребенком в своей семье. Семья традиционно является главным институтом воспитания ребенка и то, что он получает в детские годы в семье, он хранит и использует всю свою жизнь. В семье формируется личность ребёнка, и к моменту начала школьного образования он уже практически сформирован как личность. Семья это место, где ребенок проводит большую часть своей жизни, и роль семьи в воспитании моральных ценностей огромна. Она может как положительно, так и отрицательно влиять на процесс воспитания. Все очень сильно зависит от атмосферы в семье, от моральных качеств его родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Воспитание моральных качеств у ребенка сложное и кропотливое занятие и заниматься этим нужно серьезно и систематически.

Главное своевременно предупреждать недостатки в поведении ребенка и не забывать, что воспитывать его легче, чем потом перевоспитывать. Но вся проблема, зачастую, состоит в том, что самим родителям недостает должного воспитания. В таком случае ребенок впитывает в себя и аморальные характеристики – эгоизм, лень, жадность, тщеславие, гордыню. Чему может научиться ребенок у пьющего и бьющего его мать отца?

Но, хочется заметить, что любой человек способен к самообразованию и самовоспитанию. И он может приобрести моральные качества самостоятельно. Было бы желание. Книги, хорошие фильмы, наконец – вот кладезь примеров всяческих проявлений морального долга человечества. А для того, что бы понимать и отличать плохое от хорошего, человеку дан ум. Этим то мы и отличаемся от других животных, которые живут по запрограммированной для них форме поведения. А нам, людям, дана возможность выбора между добром и злом, ложью и правдой, заботой и безответственностью, самопожертвованием и эгоизмом, любовью и ненавистью…

К сожалению, богатых моральными ценностями людей становится все меньше и меньше. Да и моральные ценности собственно меняются и перестраиваются параллельно обществу. Материальные ценности в современном обществе играют первостепенную роль как следствие развития экономики и навязывания нам желаний посредством рекламы и пропаганды. И лишь немногим доступны такие прекрасные понятия как долг, честь, патриотизм, благотворительность и настоящая бескорыстная любовь. Но такие все еще есть и значит — есть еще и надежда…

Что такое моральный долг человека

Долг является фундаментальным понятием морального сознания и этической мысли, которое отражает безусловно обязывающий характер нравственных ценностей и принципов. Понятие «долг» применяется по отношению к совокупности действий, которая в соответствии с этими ценностями и принципами вменяется к исполнению нравственному субъекту. Когда человек говорит: «это мой долг», он указывает на моральную необходимость совершить определенный поступок или воздержаться от него, несмотря на противодействующие психологические факторы, которые вслед за И. Кантом можно обозначить как склонность. Нарушение долга влечет за собой самоосуждение и в некоторых случаях делает оправданным внешнее осуждение. Долг существует в отношении определенных обязывающих субъектов, в кантовской формулировке — он «осуществляет цель воли [определенного] лица», что оформляется с помощью устойчивой формулировки «долг перед кем-то». Однако необходимо учитывать, что субъекты, перед которыми существует долг, не всегда являются непосредственной целью, мотивированного долгом поступка: уважение к потребностям и интересам нечеловеческих живых существ может быть продиктовано не долгом перед природой, а долгом перед людьми; спасение гениальной картины, сопряженное с риском для жизни, может являться выражением долга не перед самим художественным творением, а перед аудиторией, способной оценить ее эстетические свойства; внимание к личной гигиене может выступать не как долг перед самим собой, а как долг перед обществом и т.д.

Это различие играет существенную роль в процессе осмысления и уточнения человеком своей системы обязанностей. В силу этого оно становится предметом специальной этической рефлексии. Исходная для новоевропейской этики номенклатура обязывающих субъектов принадлежит С. Пуфендорфу: Бог, другие люди, само действующее лицо. И. Кант предположил, что один из элементов этого списка попал в него вследствие языковой двусмысленности (амфиболии). Долг перед Богом, как и долг перед нечеловеческими живыми существами, для И. Канта невозможен. В первом случае, поскольку Бог как «идея, полностью исходящая из нашего собственного разума» «не есть некое данное существо, перед которым на нас лежал бы какой-то долг», во втором — поскольку животные не имеют разумной воли. Мнимый долг перед природой или Богом есть по сути долг перед самим собой. Кантовское понимание типов долга также подвергается жесткой критике: по мнению некоторых современных теоретиков, действующее лицо не может выступать в качестве обязывающего субъекта по отношению к самому себе, а порождающий долженствование другой совсем не обязательно является разумным существом.

Понятие долга тесно связано с понятием обязанности. Однако между ними существуют определенные смысловые отличия. Если под долгом чаще подразумевается практическое воплощение всей полноты нравственных требований или какой-то их части, но взятой в качестве целостного нормативного комплекса, то обязанность представляет собой нравственную необходимость исполнить отдельное требование, находящееся в пределах долга. Дополнительное смысловое разграничение между этими понятиями касается того, что слово «долг» окружено более мощной эмоциональной аурой, изначально обладает оттенком возвышенности, в то время как слово «обязанность» может относиться как к самым тривиальным, так и к самым значительным проявлениям человеческой жизни. Кроме того, со словом «долг» принято связывать высокую степень сознательности исполнения нравственных требований, преобладание таких мотивов поведения, которые возникают на основе фундаментальных убеждений, в то время как слово «обязанность» может применяться к любым формам вменения определенных действий. Когда человеку напоминают о невыполненном долге, ожидается не только само по себе исполнение нормы, но и глубокая личностная вовлеченность в этот процесс, безусловная идентификация нормативного требования с устремлениями своего высшего и лучшего Я. Напоминание о невыполненной обязанности, как правило, подразумевает только необходимость добросовестно осуществить определенную последовательность действий.

Систематическое осмысление категории «долг» начинается в стоической философии и находит свое высшее выражение в этике И. Канта. Долг может восприниматься этиками как основополагающее нравственное явление либо как явление вторичное и выводное. Центральную роль это понятие приобретает в том случае, когда конкретное содержание обязанностей не предзадано переживанию связанности законом и разумной необходимости подчинять самого себя, а определяется на их основе. Долг в этом случае выступает как форма, которая не только наполняется содержанием, но и сама направляет этот процесс. Такова смысловая схема кантовского этического учения. Определяя долг как необходимость поступка из уважения к закону, И. Кант не имеет в виду уважение человека к заданной извне системе обязанностей. Долг для него не просто особое отношение к закону, он и есть сам «моральный закон, явленный как человеческий мотив». Вторичность долга для определенной этической концепции проявляется тогда, когда в качестве источника императивно-ценностного содержания морали понимаются божественная воля, человеческая природа, моральная интуиция и т.д. В этом случае долг превращается в простую проекцию обнаруженных и удостоверенных моральным субъектом ценностей и принципов на собственное поведение.

Смысловое пространство, связанное с моральным долженствованием, упорядочено с помощью следующих понятий: «недопустимое», «допустимое», «обязательное» и «сверхдолжное» (суперэрогативное — от лат. super — сверх и erogare — денежная выплата). Соотнесение доступных поведенческих альтернатив с этими понятиями направляет практическое самоопределение моральных субъектов. Соотнесение с ними поступков, совершенных другими людьми, формирует моральную оценку. С сугубо логической точки зрения, понятие «обязательное» относится к тем действиям или бездействиям, которые являются выражением морального долга, понятие «недопустимое» охватывает те действия или бездействия, которые противоположны ему. В свою очередь, понятие «допустимое» объединяет между собой те действия и бездействия, которые являются обязательными и те, которые, не являясь обязательными, не противоречат нравственному долгу (опциональные, разрешенные и т.д.). Понятие «сверхдолжного» в данную схему просто не укладывается.

Однако в живом моральном опыте и в этической теории термины «допустимое», «недопустимое», «обязательное» приобретают дополнительные значения и соединяются с четвертой категорией. Первая смысловая поправка связана с тем обстоятельством, что нравственная нормативность состоит из запретов, требующих воздерживаться от недолжных действий, и из предписаний, требующих совершать должные. В этой связи «недопустимое» часто рассматривается как область действий, нарушающих нравственный запрет, как то, чего нельзя делать. Таково, например, убийство, когда оно не является частью морально оправданной самообороны или не ведет к спасению других людей. Понятие морально «обязательное», в свою очередь, распространяется на совершение тех действий, которые прямо требуются нравственными нормами. Оно применяется по преимуществу к поступкам, в которых находят свое воплощение не запреты, а позитивные моральные предписания. Таковы спасение другого человека или иные виды помощи ему. Та же самая тенденция, хотя и в несколько ином виде, присутствует в том случае, когда теоретики морали рассекают широкую область «недопустимого» на то, что «недопустимо делать» (совершение запретного), и то, что «недопустимо не делать» (отказ от совершения обязательного). Вторая поправка касается содержания понятия «допустимое». Оно приобретает ограниченное, суженное значение. Под ним, как правило, понимаются лишь те действия, которые имеют морально безразличный характер, в том смысле, что мораль не предлагает никаких критериев выбора между ними и оставляет этот выбор в сфере индивидуальных предпочтений. В этой нише находится большинство случаев выбора профессии, друзей, супругов, способов использования свободного времени или свободных материальных ресурсов, стиля одежды и т.д. Каким бы ни было решение человека по этим поводам, оно не подлежит нравственному осуждению или одобрению.

Дополнение рассмотренной триады понятий термином «сверх-должное» связано со стремлением отразить тот факт, что не все поступки, находящиеся за пределами недопустимого и обязательного, являются морально безразличными. Часть их не охватывается требованиями долга лишь потому, что они предполагают чрезвычайно высокую степень самопожертвования. Поступки такого рода и по намерениям, и по результатам соответствуют основной ценностной установке морали (добру), они выражают отношение к другому человеку как к цели, однако, по общему мнению, их совершение превышает психические возможности среднего «добропорядочного человека». Их предъявление в качестве долга (обязательного действия) противоречило бы правилу, в соответствии с которым полноценно вменять можно только то, что можно исполнить. К числу сверхдолжных поступков принято относить отдельные героические действия, способствующие благу других и сопряженные с риском гибели, а также систематическое и непрерывное милосердное служение людям, которые не являются близкими. Такие действия наделяются высшим статусом в иерархии добрых дел, считаются заслуживающими максимальной степени морального одобрения (восхищения совершенным), однако, подобное одобрение не сопровождается симметричным осуждением тех, кто оказался неспособным совершить героический поступок или жить жизнью «морального святого». Конечно, сами моральные герои и моральные святые могут воспринимать и, как правило, воспринимают собственные действия именно как долг. Но они не вправе переносить внутреннее восприятие своего поведения на других людей, применяя принцип универсализации нравственных суждений. Совершение героических действий превращается в долг только в силу особого индивидуального предназначения, которое открывается лишь самому герою и потому не может рассматриваться как всеобщий стандарт поведения. Оно не может быть охвачено даже таким компромиссным понятием, как «несовершенные обязанности», о котором пойдет речь в следующем пункте.

Представление о том, что существуют поступки, вызывающие восхищение, но не представляющие собой исполнение всеобщей обязанности, является широко распространенным и естественным для морального сознания. Наиболее мощное теоретическое осмысление и обоснование сверхдолжного было разработано в католической моральной теологии. Сверхдолжные действия воспринимались в ней как самый верный, хотя и трудный, путь к спасению, и ассоциировались с исполнением евангельских предписаний в сравнении с минимальной моралью запретов Десятисловия (Декалога). Именно возможность совершения сверхдолжных поступков была основой представления о «копилке добрых дел» и практики продажи отпущения грехов. В XX в. понятие сверхдолжного и сопряженные с ним явления морального героизма и моральной святости привлекли повышенное внимание светской этической мысли.

Однако возможность сверхдолжных действий принимается далеко не всеми моральными доктринами и этическими теориями. Критика идеи сверхдолжного, нацеленная на подрыв интуитивной притягательности этого понятия, вскрывает его внутренние противоречия и демонстрирует неопределенность статуса внутри морального сознания. Во-первых, наличие таких поступков, которые вызывают моральное одобрение, но не есть долг, заставляет вести речь о том, что какая-то часть содержания морали не является императивной. Это утверждение расходится с преобладающим пониманием сущности морали, которое рассматривает ее как систему негативных и (или) позитивных предписаний. Отсюда следует вывод, что поступки, которые традиционно относят к сверхдолжным, следует рассматривать либо в качестве морально безразличных, либо в качестве специфической формы долга. Во-вторых, введение такого понятия как сверхдолжное влечет за собой разрушение внутренней логики морали, предполагающей бесконечное стремление к совершенству. Признание того факта, что долг ограничен не только физическими возможностями исполнения его требований, но и оправданным собственным интересом человека (своего рода законным эгоизмом), автоматически снижает требовательность морали, подыгрывает человеческой трусости и лени. Одновременно, оно подыгрывает человеческой гордыне, поскольку дает возможность некоторым людям утверждать свое превосходство над теми, чей удел — выполнение обязательного минимума. Таково основное направление протестантской критики католических представлений о сверхдолжном. С точки зрения реформаторов Христианства, Бог бесконечно требователен к человеку, выполнение всей полноты его требований не под силу ни грешнику, ни святому. Однако Бог милосерден по отношению к подлинно верующим. Спасение связано именно с милосердием Бога, а не с полным выполнением обязанностей со стороны человека, а, уж тем более с их перевыполнением или распределением избыточных заслуг. Из подобной логики рассуждения с необходимостью следует включение сверхдолжных действий в состав нравственного долга. В-третьих, категория «сверхдолжное» может восприниматься как способ некритического смешения долга и тех действий, которые ему противоположны. Самопожертвование может быть поступком, который оптимален в нравственном отношении. Тогда оно является долгом. Однако акт самопожертвования может выражать и неоправданное пренебрежение человека к собственному интересу, умаление своего значения, в сравнении со значением других людей. Например, в рамках утилитаристской этики некоторые из жертвенных деяний выступают как нарушение правила «каждый человек должен считаться за одного и никто, более чем за одного». В рамках этики кантианского образца они предстают как создание ситуации, в которой один человек использует себя как средство для продвижения интереса других людей. Отсюда следует вывод о необходимости расслоения сверхдолжных действий и лишь частичного их включения в область должного.

Теоретическая критика концепции сверхдолжных действий кажется довольно убедительной. Однако, несмотря на выдвинутые ею аргументы, понятие сверхдолжного сохраняет свою притягательность как для этиков, так и для живого морального опыта. Это связано с одним его решающим достоинством. Понятие «сверхдолжное» служит преградой для двух опасностей, угрожающих моральному сознанию. С одной стороны, оно выражает идею определенности и ограниченности нравственных требований, без которой исполнение долга начинает казаться недостижимым, что неизбежно порождает пессимизм и даже отчаяние в отношении успешной моральной самореализации. С другой стороны, оно позволяет сохранить некоторые стимулы продвижения за пределы этих определенных и ограниченных нравственных требований, поскольку сохраняет асимметрию в применении негативных и позитивных санкций. Даже самые убежденные критики концепции сверхдолжных поступков вынуждены вводить ее заместители, позволяющие избежать разочарования в моральном совершенствовании и фарисейского самодовольства.

Что такое моральный долг пожалуйста кратко

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

Проверенный ответ

  • Iren135
  • хорошист

Долг — это обязательство, обычно материальное, которое вы обязаны вернуть по истечению срока. Моральные долг — это чувства, которые вы испытываете к человеку, это внутреннее принимаемое обязательство к моральному состоянию другого человека.