Личные неимущественные и имущественные права субъектов смежных прав

admin

uristinfo.net

Смежные права возникают также как и авторские независимо от выполнения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих правах может использоваться знак охраны, помещаемый на экземпляре или футляре фонограммы и состоящий из трех элементов:

  • латинской буквы P в окружности;
  • наименования обладателя исключительных смежных прав;
  • года первого опубликования фонограммы.

Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства — право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено. Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя, закрепленного в п.1 ст. 37 ЗоАП.

Что касается производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, В качестве которых чаще всего выступают юридические лица, то для них закон вообще не предусматривает возможности существования личных неимущественных прав.

7. Права субъектов смежных прав

В настоящее время ст. 37 ЗоАП закрепляет исчерпывающий перечень прав исполнителей. К личным неимущественным правам относятся право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Необходимость установления охраны права на имя исполнителя объясняется прежде всего тем, что исполнитель не только делает творческий вклад в представление произведения, но и несет творческий риск, связанный с возможностью погубить или возродить произведение.

Право на неприкосновенность произведения зачастую связано с вмешательством в деятельность звукорежиссеров, изготовителей фонограмм, которые могут исказить творческий замысел автора или исполнителя. Такие случаи имеют место на практике. Например, использование отрывка произведения в качестве «заставки» к передаче. В этом случае может быть искажен смысл произведения и задета личность исполнителя.

К имущественным правам исполнителей относится право на использование исполнения или постановки в любой форме, а именно:

а) право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку;

б) право на запись;

в) право на воспроизведение записи;

г) право передачи в эфир /по кабелю/ некоммерческой записи;

д) право проката фонограммы с записью исполнения.

Права производителя фонограммы включают в себя следующие имущественные права:

  1. воспроизводить фонограмму;
  2. переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;
  3. распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;
  4. импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Права организаций эфирного и кабельного вещания

выражаются в праве:

  1. одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;
  2. сообщать передачу для всеобщего сведения в эфир или по кабелю;
  3. записывать передачу;
  4. воспроизводить запись передачи;
  5. сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Личные неимущественные и имущественные смежные права

С момента исполнения произведения, производства фонограммы, видеограммы или обнародования программы (передачи) вещания в их создателя без каких-либо формальностей возникает комплекс исключительных смежных прав неимущественного и имущественного характера. Но для того, чтобы оповестить всех возможных пользователей продукта о принадлежности исключительных полномочий определенному исполнителю, производителю фонограмм, видеограмм или организации вещания, последние вправе воспользоваться специальным знаком охраны смежных прав (г)(от «phonogram» — звукозапись, фонограмма). Этот знак проставляется на фонограммах, видеограммах, их экземплярах или на упаковке. Наряду с ним указываются имя или наименование правообладателя и год первого изготовления фонограммы или видеограммы. Наличие знака охраны свидетельствует о необходимости получения разрешения на использование объекта от лица, указанное на фонограмме или видеограмме. Кроме того, именно оповещения о смежных правах предоставляет их субъектам возможности доказательно подтверждать владение этими правами в соответствии с принципом презумпции принадлежности смежных прав тем лицам, которые указаны на правомерно распространенных экземплярах.

Неимущественные смежные права предоставлены всем субъектам смежных прав (ст. 423 ГК и ст. 38 Закона). Однако по объему эти права являются разными. Так, производителю фонограммы, производителю видеограммы и организации вещания принадлежит неимущественное право на имя, то есть на указание своего имени или названия на носителе экземплярах и записи, а также на упоминание имени или названия во время использования объекта. Исполнителю также предоставлено право на имя, но оно имеет более широкий смысл и включает возможность требовать упоминания его имени в связи с каждым его выступлением, записью или исполнением, если это возможно при данных условиях использования. Кроме того, право исполнителя распространяется на возможность использования псевдонима и упоминание во время использования псевдонима, а не действительного имени исполнителя. Наряду с этим исполнитель имеет право на неприкосновенность своего выполнения от действий, которые могут нанести ущерб его чести и репутации. Это право означает, во-первых, возможность противодействовать любому извращению, искажению или иному изменению исполнения. Во-вторых, оно позволяет исполнителю требовать обеспечения надлежащего качества записи его исполнения.

В связи с необходимостью защитить творческую индивидуальность исполнителя ему предоставлено право на признание его творцом (ч. 1 ст. 423 ГК, ч. И ст. 38 Закона). Право лица требовать общественного признания того факта, что именно она является исполнителем, обеспечивает возможность защитить себя в случаях, когда запись исполнения присваивается другим лицом и выдается за свое собственное исполнение.

Содержание любого имущественного права в отношении объектов смежных прав состоит из следующих правомочий: использования объекта, возможность разрешать использование другим лицам, право препятствовать неправомерному использованию, в том числе запрещать такое. Виды имущественных прав различаются по способам использования, которые могут быть различными в зависимости от того или иного объекта смежных прав. Поэтому виды имущественных прав исполнителя, производителя фонограмм или видеограмм и организации вещания предусмотрены отдельно в статьях 453-455 ГК, а также статьями 39-41 Закона. Перечень имущественных прав субъектов смежных прав в отличие от перечня имущественных прав автора является исчерпывающим. Следовательно, указанные правомочия могут быть реализованы только в отношении указанных в законе способов использования исполнений, фонограмм, видеограмм и программ (передач) вещания.

Исполнителю принадлежат такие виды имущественных прав. Право на фиксацию исполнения во время его осуществления. Это право распространяется на случаи записи исполнения в виде фонограммы или видеограммы, что дает возможность воспринимать исполнение, воспроизводить его и передавать с помощью технических средств. То есть фиксацией является закрепление «живого» исполнения с помощью технических средств в материальной форме, которая придает исполнению стабильности, неизменности и позволяет использовать его независимо от участия самого исполнителя. Фиксация выполнения осуществляется на любом материальном носителе, который может содержать фонограмму или видеограмму.

В отдельных случаях разрешение исполнителя на фиксацию его выполнения презюмуе разрешение на другие способы использования записи. Так, согласно ч. Ст. 39 Закона, в случае использование в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, которая осуществляет производство аудиовизуального произведения, или продюсеру последнего все имущественные права на исполнение, если иное не предусмотрено договором.

Раздел 3. Смежные права.

Статья 35. Объекты смежных прав.
Объектами смежных прав, независимо от назначения, содержания, оценки, способа и формы выражения, являются:
а) исполнение литературных, драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических, фольклорных и других произведений;
б) фонограммы, видеограммы;
в) передачи (программы) организаций вещания.

Статья 36. Субъекты смежных прав.
1. Субъектами смежных прав являются:
а) исполнители произведений, их наследники и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно исполнений;
б) производители фонограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно фонограмм;
в) производители видеограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно видеограмм;
г) организации вещания и их правопреемники.
2. Исполнители осуществляют свои права при условии соблюдения ими прав авторов исполняемых произведений и других субъектов авторского права. Производители фонограмм, производители видеограмм должны соблюдать права субъектов авторского права и исполнителей. Организации вещания должны соблюдать права субъектов авторского права, исполнителей, производителей фонограмм (видеограмм).

Статья 37. Возникновение и осуществление смежных прав.
1. Первичными субъектами смежных прав являются исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеограммы, организация вещания.
2. Смежное право возникает вследствие факта исполнения произведения, производства фонограммы, производства видеограммы, обнародования передачи организации вещания.
3. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется выполнения любых формальностей.
Исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеограммы для оповещения о своих смежных правах на фонограммах, видеограммах и всех их экземплярах, которые распространяются среди публики на законных основаниях, или их упаковках могут использовать знак охраны смежных прав. Этот знак состоит из следующих элементов:

  • латинская буква «P», обведенная кругом, — (изображение символа не приводится);
  • имена (названия) лиц, имеющих относительно этих фонограмм (видеограмм) смежные права;
  • год первой публикации фонограммы (видеограммы).

При отсутствии доказательств иного, исполнителем, производителем фонограммы или видеограммы считаются лица, имена (названия) которых указаны на фонограмме, видеограмме и их экземплярах или на их упаковке.
4. Кабинетом Министров Украины могут устанавливаться минимальные ставки вознаграждения за использование объектов смежных прав и порядок их индексации.

Статья 38. Личные неимущественные права исполнителей и права на имя (название) производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания.
1. Исполнителю произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • а) требовать признания того, что он является исполнителем произведения;
  • б) требовать, чтобы его имя или псевдоним указывались или сообщались в связи с каждым его выступлением, записью или исполнением (в случае, если это возможно);
  • в) требовать обеспечения надлежащего качества записи его исполнения и противодействовать любому искажению, обезображиванию или другому существенному изменению, которое может навредить его чести и репутации.

2. Производитель фонограммы, производитель видеограммы имеет право указывать свое имя (название) на каждом носителе записи или его упаковке рядом с указанием авторов, исполните лей и названий произведений, требовать его упоминания в процессе использования фонограммы (видеограммы).
3. Организация вещания имеет право требовать упоминания своего названия в связи с записью, воспроизведением, распространением своей передачи и публичным повторным ее оповещением другой организацией вещания.

Статья 39. Имущественные права исполнителей.
1. Имущественным правом исполнителей является их исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
а) публичное оповещение своих незафиксированных исполнений (прямой эфир);
б) фиксацию в фонограммах или видеограммах своих ранее незафиксированных исполнений;
в) воспроизведение (прямое и (или) опосредствованное) своих исполнений, зафиксированных без их согласия в фонограмме или видеограмме, либо с их согласия, но если воспроизведение осуществляется с другой целью, нежели та, на которую они дали свое согласие;
г) распространение своих исполнений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме, путем первой продажи или иной передачи права собственности в случае, когда они при первой фиксации исполнения не дали разрешения производителю фонограммы (производителю видеограммы) на ее дальнейшее воспроизведение;
д) коммерческий прокат, имущественный наем своих исполнений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме, если при фиксации не было их согласия на коммерческий прокат и имущественный наем, даже после распространения исполнений, осуществленного производителем фонограммы (видеограммы) или с его разрешения;
е) распространение своих исполнений, зафиксированных в фонограммах или видеограммах, любыми средствами связи таким образом, что любое лицо может получить к ним доступ с любого места и в любое время по их собственному выбору, если при пер вой фиксации исполнения не было их согласия на такой вид распространения.
2. Имущественные права исполнителей могут передаваться (отчуждаться) другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования исполнений, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использования исполнений, территория, на которую распространяются переданные права и т.п. Определенные договором ставки вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Кабинетом Министров Украины.
3. В случае, когда исполнение используется в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, осуществляющей производство аудиовизуального произведения, или продюсеру аудиовизуального произведения все имущественные права на исполнение, если иное не предусмотрено до говором.
4. В случае, когда исполнитель при первой фиксации исполнения непосредственно разрешит производителю фонограммы или производителю видеограммы ее дальнейшее воспроизведение, считается, что исполнитель передал производителю фонограммы или производителю видеограммы исключительное право на распространение фонограмм, видеограмм и их экземпляров способом первой продажи либо иной передачи в собственность или владение, а также способом сдачи в имущественный наем, коммерческий прокат и другой передачи. При этом исполнитель сохраняет право на по лучение справедливого вознаграждения за указанные виды использования своего исполнения через организации коллективного управления или другим способом.

Статья 40. Имущественные права производителей фонограмм и производителей видеограмм.
1. К имущественным правам производителей фонограмм и производителей видеограмм относится их исключительное право на использование своих фонограмм, видеограмм и исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
а) воспроизведение (прямое и (или) опосредствованное) своих фонограмм и видеограмм в любой форме и любым способом;
б) распространение среди публики фонограмм, видеограмм и их экземпляров путем первой продажи или иной передачи права собственности;
в) коммерческий прокат фонограмм, видеограмм и их экземпляров, даже после их распространения, осуществленного производителем фонограммы или видеограммы либо с их разрешения;
г) публичное оповещение фонограмм, видеограмм и их экземпляров любыми средствами связи таким образом, что любое лицо может получить к ним доступ с любого места и в любое время по их собственному выбору;
д) любое видоизменение своих фонограмм, видеограмм;
е) ввоз на таможенную территорию Украины фонограмм, видеограмм и их экземпляров с целью их распространения среди публики.
2. Имущественные права производителей фонограмм и производителей видеограмм могут передаваться (отчуждаться) другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования фонограммы (видеограммы), размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора, срок использования фонограммы (видеограммы), территория, на которую распространяются переданные права, и т.п. Определенные договором ставки воз награждения не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Кабинетом Министров Украины.
Имущественные права производителя фонограммы или видеограммы, являющегося юридическим лицом, могут быть также переданы (отчуждены) другому лицу в установленном законом порядке вследствие ликвидации юридического лица — субъекта смежных прав.
3. Если фонограммы, видеограммы или их экземпляры введены производителем фонограммы (видеограммы) или с его согласия в гражданское обращение путем их первой продажи в Украине, то допускается их последующее распространение путем продажи, да рения и т.п. без согласия производителя фонограммы (видеограммы) или его правопреемника и без выплаты ему вознаграждения. Однако и в этом случае право сдачи таких экземпляров фонограмм (видеограмм) в имущественный наем или коммерческий прокат ос тается исключительно правом производителя фонограммы (видеограммы).

Статья 41. Имущественные права организаций вещания.
1. К имущественным правам организаций вещания относится их исключительное право на использование своих программ любым способом и исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
а) публичное оповещение своих программ путем трансляции и ретрансляции;
б) фиксацию своих программ на материальном носителе и их воспроизведение;
в) публичное исполнение и публичную демонстрацию своих программ в местах с платным входом.
Организация вещания также имеет право запрещать распространение на территории Украины или с территории Украины сигнала со спутника, несущего их программы, распространяющим органом, для которого этот сигнал со спутника не предназначался.
Имущественные права организации вещания могут передаваться (отчуждаться) другим лицам на основании договора, в котором определяются способ и срок использования программы вещания, размер и порядок выплаты вознаграждения, территория, на которую распространяются переданные права, и т.п.
Имущественные права организации вещания могут быть также переданы (отчуждены) другому лицу в установленном законом по рядке вследствие ликвидации юридического лица — субъекта смежных прав.

Статья 42. Ограничение имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания.
1. Допускается использование исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания, их фиксация, воспроизведение и до ведение до общего сведения без согласия исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания в случаях, предусмотренных статьями 21-25 настоящего Закона относительно ограничения имущественных прав авторов литературных, художест венных и научных произведений, если удовлетворяются следующие условия:
а) воспроизведение указанных объектов осуществляется исключительно с целью обучения или научных исследований;
б) право на воспроизведение, предусмотренное в пункте «а» данной части, не распространяется на экспорт воспроизведенных экземпляров фонограмм, видеограмм, программ вещания за пределы таможенной территории Украины;
в) за субъектами смежных прав сохраняется право на справедливое вознаграждение с учетом количества воспроизведенных экземпляров.
Предусмотренное данной частью использование объектов смежных прав без согласия субъектов смежных прав является возможным только при условии соблюдения личных неимущественных прав субъектов авторского права и смежных прав, предусмотренных статьями 14 и 38 настоящего Закона.
2. Допускается воспроизведение в домашних условиях и исключительно в личных целях произведений и исполнений, зафиксированных в фонограммах, видеограммах и их экземплярах, без согласия автора (авторов), исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), но с выплатой им вознаграждения способом, определенным частью четвертой данной статьи.
3. Предусмотренное частями первой и второй данной статьи использование объектов смежных прав без согласия субъектов смежных прав не должно наносить вред нормальной эксплуатации исполнений, фонограмм, видеограмм и программ вещания и затрагивать законные интересы исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и программ вещания или других субъектов авторского права и (или) смежных прав.
4. Выплата вознаграждения производителям фонограмм и видеограмм и другим лицам, имеющим авторское право и (или) смежные права, за предусмотренные частью второй данной статьи воспроизведения, осуществляется в форме отчислений (процентов) от стоимости оборудования и (или) материальных носителей производителями и (или) импортерами оборудования и материальных носителей, с применением которых можно осуществить воспроизведение исключительно в личных целях в домашних условиях произведений, зафиксированных в фонограммах и видеограммах, кроме:
а) профессионального оборудования и (или) материальных носителей, не предназначенных для использования в домашних условиях;
б) оборудования и материальных носителей, экспортируемых за таможенную территорию Украины;
в) оборудования и материальных носителей, ввозимых физическим лицом на таможенную территорию Украины исключительно в личных целях и без коммерческой цели.
5. Размеры указанных в частях второй и четвертой данной статьи отчислений (процентов), которые должны выплачиваться производителями и (или) импортерами оборудования и материальных носителей, определяются Кабинетом Министров Украины. Эти средства производителями и импортерами оборудования и (или) материальных носителей перечисляются определенным Учреждением организациям коллективного управления (далее — уполномоченным организациям). Собранные средства распределяются между организациями коллективного управления, состоящими на учете в Учреждении, на основании договоров, которые уполномоченные организации заключают со всеми организациями коллективного управления. Импортеры перечисляют эти средства уполномоченной организации при ввозе товара на таможенную территорию Украины, а производители — в конце каждого месяца после реализации оборудования и материальных носителей.
6. Учреждение и определенные им для сбора средств уполномоченные организации имеют право требовать от производителей и импортеров информацию о производстве, импорте и реализации (продаже) указанного в части четвертой данной статьи оборудования и материальных носителей.
7. Собранные средства, указанные в частях второй и четвертой данной статьи, распределяются между авторами, исполнителями, производителями фонограмм (видеограмм). Если соглашениями между организациями коллективного управления не предусмотрено иное, то эти средства распределяются в следующих про порциях: авторам — 50 процентов, исполнителям — 25 процентов и производителям фонограмм (видеограмм) — 25 процентов.

Статья 43. Использование фонограмм и видеограмм, опубликованных с коммерческой целью.
1. Допускается без согласия производителей фонограмм (видеограмм), фонограммы (видеограммы) которых опубликованы для использования с коммерческой целью, и исполнителей, исполнения которых зафиксированы в этих фонограммах (видеограммах), но с выплатой вознаграждения, следующее прямое или опосредствованное коммерческое использование фонограмм и видеограмм и их эк земпляров:
а) публичное исполнение фонограммы или ее экземпляра или публичная демонстрация видеограммы или ее экземпляра;
б) публичное оповещение исполнения, зафиксированного в фонограмме или видеограмме и их экземплярах, в эфир;
в) публичное оповещение исполнения, зафиксированного в фонограмме или видеограмме и их экземплярах, по проводам (через кабель).
2. Сбор вознаграждения за использование фонограмм (видеограмм), указанных в части первой данной статьи, и контроль за их правомерным использованием осуществляются определенными Учреждением уполномоченными организациями коллективного управления. Собранные средства распределяются между организациями коллективного управления, состоящими на учете в Учреждении, на основании договоров, которые уполномоченные организации заключают со всеми организациями коллективного управления. Полученное от уполномоченной организации вознаграждение распределяется соответствующей организацией коллективного управления в следующих пропорциях: исполнителям — 50 процентов, производителям фонограмм (видеограмм) — 50 процентов.
3. Размер вознаграждения за использование фонограмм (видеограмм), указанных в части первой данной статьи, порядок и условия его выплаты определяются Кабинетом Министров Украины.
4. Лица, использующие фонограммы, видеограммы или их экземпляры, должны предоставлять организациям, указанным в части второй данной статьи, точные сведения об их использовании, не обходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Статья 44. Срок действия смежных прав.
1. Имущественные права исполнителей охраняются в течение 50 лет от даты первой записи исполнения.
Личные неимущественные права исполнителей, предусмотренные частью первой статьи 38 настоящего Закона, охраняются бессрочно.
2. Права производителей фонограмм и видеограмм охраняются в течение 50 лет от даты первого опубликования фонограммы (видеограммы) или их первой звукозаписи (видеозаписи), если фонограмма (видеограмма) не была опубликована в течение указанного времени.
3. Организации вещания пользуются предоставленными настоящим Законом правами в течение 50 лет от даты первого публичного оповещения передачи.
4. Окончание сроков защиты смежных прав наступает 1 января года, следующего за годом, в котором закончились предусмотренные данной статьей сроки защиты.
5. К наследникам исполнителей и правопреемникам производителей фонограмм и видеограмм и организаций вещания переходит право разрешать или запрещать использование исполнений, фонограмм, видеограмм, публичные оповещения, а также право на полу чение вознаграждения в пределах установленного данной статьей срока.

Права субъектов смежных прав

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Понятие исключительного характера субъективных смежных прав

Понятие субъективного смежного права. Субъективное смежное право — это право конкретного лица, необходимое ему для охраны интересов, возникающих в связи с созданием объекта смежного права и с использованием этого объекта обществом. Субъективные права на результаты исполнительской деятельности, звукозаписи и записи изображения, передачи эфирного и кабельного вещания имеют исключительный характер.

Понятие исключительного характера субъективного смежного права.

Под исключительным характером субъективного смежного права понимают то, что:

а) только сам обладатель этого права может решать вопрос об его существовании;

б) закон запрещает третьим лицам использовать объект смежного права без согласия его правообладателя.

Стало быть, признак исключительности смежного права означает принадлежность этого права только его обладателю и никому другому.

Положения, касающиеся исключительности смежных прав:

а) все субъективные смежные права в силу их природы являются исключительными;

б) исключительное право на результат деятельности субъекта смежного права представляет собой имущественную ценность (его правообладатель может перевести это право в денежное выражение и включить его в стоимость своего имущества);

в) закон предусматривает случаи, в которых денежная оценка исключительного права обязательна, а стоимость его включается в стоимость имущества правообладателя смежного права.

г) исключительное право на результат деятельности субъекта смежного права существует независимо от права собственности на объект смежного права, в котором такой результат выражен.

Права исполнителей

Понятие исполнителя. Под исполнителем понимается лицо, творческим трудом которого создан результат исполнения.

Исполнители делятся на следующие группы (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

Артисты-исполнители — это исполнители произведений литературы и искусства разного жанра:

Вид искусства и жанр его не имеют значения. Это может быть опера, оперетта, балет, цирк и т.д. Каждое новое исполнение является самостоятельным объектом правовой охраны.

Режиссеры-постановщики спектакля — это лица, осуществившие постановку спектакля или представления: театрального, циркового, кукольного, эстрадного и т.д. Они не принимают непосредственного участия в исполнении произведения, но результаты их творческого труда (даже не зафиксированные на материальном носителе) могут использоваться без их участия. Например, балет продолжает идти на сцене театра и после смерти его режиссера-постановщика (балетмейстера).

Дирижеры. Эта категория исполнителей выступает в качестве самостоятельных субъектов смежных прав, партнеров исполнительских коллективов.

Коллективное исполнение произведения порождает между исполнителями такие же отношения, как соавторство при создании произведения. Если исполнителей несколько, они осуществляют принадлежащие им правомочия только по взаимному согласию. Реализация прав больших коллективов исполнителей, например, хоров, оркестров и т.д., производится их дирижерами, дирижер управомочен на совершение действий от имени всего коллектива исполнителей. Регулирование смежных прав, принадлежащих коллективу, осуществляется в соответствии с контрактами с артистами и нормативными документами, регламентирующими деятельность коллектива.

Права исполнителя возникают и существуют независимо от авторских прав на произведение. Это означает следующее:

а) если произведение исполняется его автором (например, Задорновым, Жванецким, Коклюшкиным), то последний приобретает права исполнителя помимо авторского права на свое произведение;

б) произведение, исполненное автором, никто не может использовать без его согласия, даже в случае, если сроки действия авторского права на само произведение уже истекли;

в) если исполнитель не является автором, то он приобретает только права исполнителя;

г) отсутствие авторского права на произведение (например, в случае, если сроки действия авторского права истекли) не влияет на существование прав исполнителя.

Виды субъективных прав исполнителя. Субъективные права исполнителя разделяются на две группы:

— личные неимущественные права;

Виды личных неимущественных прав исполнителя. К личным неимущественным правам исполнителя в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права (п. 1 ст. 37 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

б) право на защиту исполнения или постановки от посягательства, способного принести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Право на имя означает возможность исполнителя требовать, чтобы при любом исполнении его творческой интерпретации произведения упоминалось его имя, которое не должно искажаться.

Право на защиту исполнения ши постановки от посягательства является особо актуальным, поскольку современная техника позволяет вносить безо всякого труда любое изменение в текст исполнения, например:

а) удаление частей исполнения;

б) изменение тональности;

в) добавление звучания дополнительных музыкальных инструментов и т.п.

Наряду с личными неимущественными правами исполнитель обладает также правом авторства на свое исполнение, хотя закон о нем прямо не упоминает.

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно.

Виды имущественных прав исполнителя. К имущественным правам исполнителя в отношении его исполнения или постановки относятся следующие исключительные права (абз. 4 п. 1 ст. 37 названного Закона):

— право на использование исполнения или постановки в любой форме;

— право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия (п. 2 ст. 37 названного Закона):

— передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

— записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

— воспроизводить запись исполнения или постановки;

— передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

— сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя;

— сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Рассмотрим вкратце каждое из названных прав.

Право передавать исполнение или постановку в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю предоставляет исполнителю возможность осуществлять самому или разрешать другим лицам действия по передаче в эфир или по кабелю исполнения «в прямом эфире» или записи исполнения.

Право записывать ранее не записанные исполнение или постановку. Под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Понятие «запись исполнения» охватывает как звукозапись (фонограмму), так и видеозапись. Последние обладают правовым режимом аудиовизуальных произведений. На практике, давая разрешение на запись своего исполнения, исполнитель уступает остальные, а нередко все принадлежащие ему права на использование исполнения

или постановки производителю соответствующей фонограммы или создателю аудиовизуального произведения.

Право воспроизводить запись исполнения или постановки. Под воспроизведением записи исполнения или постановки следует понимать изготовление одного или более экземпляров записи или ее части на любом материальном носителе. Это значит, что если производится запись нового исполнения тем же исполнителем того же самого произведения, такие действия должны квалифицироваться как записи исполнения, а не воспроизведение записи.

Право передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей.

Такие записи исполнений создаются самим исполнителем с целью:

— пополнения его личного архива;

— дальнейшей работы над исполнением;

— участия в отборочных турах конкурсов исполнителей и т.п.

Для того чтобы такая запись исполнения была передана в эфир или сообщена для всеобщего сведения по кабелю, необходимо согласие исполнителя.

Право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы. Право сдавать в прокат у производителя возникает при условии, что фонограмма создана им самим, хотя при этом он выступает в качестве производителя фонограммы.

Право на доведение записи исполнения до всеобщего сведения законодатель предоставил исполнителю; он сообщает запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору.

Права исполнителей не исчерпываются только видами, перечисленными в п. 2 ст. 37 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Закон указывает на право исполнителя получать вознаграждение за использование коммерческой фонограммы своего исполнения (наряду с производителем фонограммы) путем (п. 1 ст. 39 Закона):

а) публичного исполнения фонограммы;

б) передачи фонограммы в эфир;

в) сообщения фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.

При этом сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих правами производителей фонограммы и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между такой организацией и изготовителем фонограммы. Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну (п. 2 ст. 39 Закона).

Исключительное право исполнителя воспроизводить запись своего исполнения или постановки не распространяется на случаи, когда (п. 3 ст. 37 Закона):

а) первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя;

б) воспроизведение исполнения или постановка осуществляется в тех целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки;

в) воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в разрешенных ст. 42 Закона случаях (подробнее см. п. 5 настоящей темы).

Разрешение записывать ранее не записанное исполнение или постановку выдается исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей — руководителем коллектива посредством заключения письменного договора с пользователем (п. 4 ст. 37 Закона). Несоблюдение этого правила лишает заинтересованное лицо возможности ссылаться на свидетельские показания для подтверждения существования такого договора.

Договор исполнителя с организацией эфирного или кабельного вещания может прямо предусматривать возможность определенных видов использования исполнения последней. В этом случае получения самостоятельного разрешения на подобное использование исполнения в дальнейшем не требуется. Договор должен предусматривать и размер вознаграждения исполнителю за такое использование (п. 5 ст. 37 Закона).

Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем исключительных прав (за исключением права на прокат фонограммы). Предоставление исполнителем таких прав ограничивается только использованием аудиовизуального произведения.

Для отдельного использования звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении (например, для производства фонограммы с записью исполнения, включенного в состав кинофильма), необходимо самостоятельное согласие исполнителя (п. 6 ст. 37 Закона).

Исключительные права исполнителя на использование исполнения или постановки могут передаваться по договору другим лицам (п. 7 ст. 37 Закона).

Права производителей фонограммы

Понятие производителя фонограммы. Под производителем фонограммы понимается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Понятие фонограммы. Под фонограммой понимается любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков (ст. 4 Закона). Звукозаписью будет признаваться как аналоговая запись звука (например, запись на грампластинку), так и цифровая запись. При этом тип носителя не важен.

Носителем могут быть:

— любой другой носитель, который может появиться в будущем.

Основные положения о правах производителя фонограммы:

а) права на фонограмму порождает факт первой фиксации звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения;

б) действующее законодательство не предусматривает предоставление производителю фонограммы каких-либо личных неимущественных прав, так как изготовление фонограммы носит только технический характер;

в) за производителем фонограммы признаются лишь имущественные права: исключительное право на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы (п. 1 ст. 38 Закона);

г) исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия (п. 2 ст. 38 Закона):

— переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

— распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать их в прокат и т.д.;

— импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

— сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Каждое из перечисленных действий, в свою очередь, является правом. Рассмотрим эти права.

Право осуществлять или разрешать осуществлять воспроизведение фонограммы зависит от того, что зафиксировано на фонограмме и от условий записи:

— если фонограмма содержит не охраняемое законом исполнение или какие-либо природные или иные звуки, право производителя фонограммы на воспроизведение звукозаписи носит не ограниченный характер;

— если фонограмма представляет собой запись исполнения, произведенную с согласия исполнителя, право производителя фонограммы на ее воспроизведение ограничивается целями, для которых было получено согласие исполнителя при производстве записи исполнения;

— если право производителя фонограммы на ее воспроизведение ограничено целями, для которых было получено согласие исполнителя при производстве записи исполнения, то для воспроизведения фонограммы в других целях ее производитель должен получить согласие исполнителя, исполнение которого зафиксировано на фонограмме.

Право переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму. Переделка или переработка фонограммы означает:

— внесение изменений в ее звучание путем усиления или приглушения отдельных звуков, изменения ритма и т.п. с помощью технических средств;

— изъятие из фонограммы отдельных частей или внесение дополнительных звуков;

— соединение двух или более фонограмм в одну общую (например, исполнение стихов накладывается на запись музыки).

Осуществлять перечисленное можно лишь с согласия производителя фонограммы. До начала использования фонограммы в переработанном виде и автор записанного на фонограмму произведения, и исполнитель произведения должны дать производителю фонограммы свое согласие на переработку.

Право распространять экземпляры фонограммы. Это право означает право продавать, сдавать их в прокат и т.д. Распространение экземпляров фонограммы, изданных с соблюдением прав авторов й исполнителей произведений, записанных на фонограмме, осуществляется производителем фонограммы самостоятельно.

В случае сдачи экземпляров фонограммы в прокат ее производитель обязан часть собранного им вознаграждения за это передать исполнителю (пп. 5 п. 2 ст. 37 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Право импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы. Данное право позволяет производителю фонограммы контролировать распространение экземпляров фонограммы. Руководствуясь этим правом, производитель фонограммы может пресечь неразрешенное им распространение экземпляров фонограммы на территории действия его прав.

Право на доведение до всеобщего сведения. Законодатель предоставил производителю фонограммы возможность сообщать изготовленную им фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней из любого места и в любое время по своему выбору.

Право на получение вознаграждения. Это право у производителя фонограммы возникает одновременно с исполнителем в случаях (п. 1 ст. 39 Закона):

— публичного исполнения фонограммы;

— передачи фонограммы в эфир;

— сообщения фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.

Данное право не распространяется на доведение до всеобщего сведения фонограммы.

Сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих правом производителей фонограммы и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между такой организацией и производителем фонограммы. Вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну (п. 2 ст. 39 Закона); норма диспозитивная.

Переход права собственности на экземпляр фонограммы не влечет за собой уступку каких-либо смежных прав, принадлежащих производителю фонограммы.

Права организации эфирного и кабельного вещания

Понятие организации эфирного вещания. Под такой организацией понимаются радио, телестудия, а также иная организация, занимающаяся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи.

Понятие организации кабельного вещания. Под такой организацией понимается радио, телестудия, а также иная организация, сообщающая произведения, фонограммы исполнения, постановки для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств.

Передача организации эфирного или кабельного вещания — это передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Как правило, она представляет собой результат организационных, финансовых и технических усилий работников организаций, направленных на создание информационных блоков, адресованных определенной аудитории зрителей или слушателей.

Организация эфирного или кабельного вещания имеет следующие исключительные права (п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона):

— право использовать передачу в любой форме;

— право давать разрешение на использование передачи;

— право на получение вознаграждения за предоставление разрешения на использование передачи.

Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации эфирного или кабельного вещания разрешать осуществлять следующие действия:

а) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания (право организации эфирного вещания — пп. 1 п. 2 ст. 40 Закона) или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организацией кабельного вещания (право организации кабельного вещания — пп. 1 п. 2 ст. 41 Закона). Важным в этом праве является возможность осуществления ретрансляции одновременно с первой организацией вещания;

б) сообщать передачу эфирного вещания для всеобщего сведения по кабелю (право организации эфирного вещания — пп. 2 п. 2 ст. 49 Закона) или передавать передачу кабельного вещания в эфир (право организации кабельного вещания — пп. 2 п. 2 ст. 41 Закона). Согласие на такую передачу дает правообладатель во всех случаях;

в) записывать передачу (право организации эфирного вещания указано в пп. 3 п. 2 ст. 40 Закона; право организации кабельного вещания — в п. 3 п. 2 ст. 41 Закона). Запись передачи эфирного или кабельного вещания может вести к возникновению нового объекта охраны: аудио, видеопроизведения или фонограммы. Разумеется, последующее использование такой записи требует согласия правообладателя;

г) воспроизводить запись передачи (право организации эфирного вещания указано в пп. 4 п. 2 ст. 40 Закона; право организации кабельного вещания — в пп. 4 п. 2 ст. 41 Закона).

Экземпляры записи передачи, изготовленные путем воспроизведения, могут использоваться следующим образом:

— распространением (в том числе путем продажи и сдачи в прокат, трансляции по кабельным сетям);

— для составления новых передач; и другим образом;

д) сообщать записанную передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом (право организации эфирного вещания — пп. 5 п. 2 ст. 40 Закона; право организации кабельного вещания — пп. 5 п. 2 ст. 41 Закона).

Указанные правила распространяются на записи передач с целью их использования в местах, в которых со зрителей или слушателей взимается особая плата за просмотр или прослушивание передач организаций вещания (концертных залах, клубах, кинотеатрах, видеосалонах).

Целью обзора или репортажа является:

а) информирование публики о происходящих событиях, поэтому приведение указанных выше отрывков безвозмездно справедливо;

б) обучения или научного исследования (эта формулировка совпадает со ст. 15 Римской конвенции);

в) цитирования небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что оно осуществляется в информационных целях.

Использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях для передачи в эфир или по кабелю, возможно только при соблюдении правил, изложенных в ст. 39 названного Закона «Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя».

Допускается (п. 2 ст. 42 Закона):

а) использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи в личных целях без согласия исполнителя, организации эфирного или кабельного вещания;

б) воспроизведение фонограммы в личных целях при условии выплаты вознаграждения ее производителю в соответствии со ст. 26 названного Закона.

Допускаются запись краткосрочного пользования исполнения, постановки или передачи, воспроизведение таких записей и воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях без разрешения субъектов смежного права, если такая запись или воспроизведение осуществляется организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи при условиях (п. 3 ст. 42 названного Закона):

— предварительного получения организацией эфирного вещания разрешения правообладателя на передачу в эфир самой постановки, исполнения или передачи;

— уничтожения записи в пределах срока, установленного в соответствии с положениями ст. 24, за исключением единственного экземпляра, который может быть сохранен в официальных архивах на основании его исключительно документального характера.

Интеллектуальная собственность
Интеллектуальное право
Авторское право
Объекты и субъекты авторского права
Распоряжение авторскими правами

Назад | | Вверх