Неимущественные авторские права гк рф

admin

Статья 1255. Авторские права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Комментарий к Ст. 1255 ГК РФ

1. Термин «авторские права» является традиционным для российского законодательства. Этот термин использовался как в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., Гражданском кодексе РСФСР 1964 г., Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., так и в Законе об авторском праве и смежных правах. Авторские права объединяют все виды интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства.

2. Положения настоящей статьи являются базовыми для гл. 70 ГК РФ и содержат обобщение тех видов прав, которые принадлежат автору произведения науки, литературы, искусства и достаточно часто применяются в судебной практике, в том числе по делам о последствиях нарушения авторских прав .

———————————
Определение Верховного Суда РФ от 11 марта 2009 г. N 16-Г09-12.

В авторские права включаются:

— исключительное право, носящее имущественный характер (см. комментарий к ст. 1270 ГК);

— личные неимущественные права, в том числе право авторства, право на имя; право на неприкосновенность произведения;

— иные права, которые на основании различных критериев не могут быть однозначно отнесены к исключительным или личным неимущественным правам.

В то же время отнесение прав к имущественным или личным неимущественным имеет важное практическое значение, например, при применении норм о защите, предусмотренных ст. 1251, 1252 ГК РФ. В частности, такой способ защиты, как компенсация морального вреда, применяется лишь при нарушении личных неимущественных прав, а компенсация, предусмотренная п. 3 ст. 1252 ГК РФ и взыскиваемая взамен причиненных убытков, арест на материальные носители, оборудование и материалы в качестве обеспечительной меры могут быть применены при нарушении исключительных прав.

3. Исключительное право на произведение представляет собой легальную монополию правообладателя использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом и разрешать или запрещать другим лицам его использование (см. комментарий к ст. 1270 ГК).

Право авторства — право признаваться автором произведения (см. комментарий к ст. 1265 ГК).

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно (см. комментарий к ст. 1265 ГК).

Право на неприкосновенность произведения — право на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (см. комментарий к ст. 1266 ГК).

К иным авторским правам, предусмотренным ст. 1255 ГК РФ, необходимо отнести:

— право на обнародование — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (см. комментарий к ст. 1268 ГК);

Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах Э.П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации — Экзамен, 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное).

Вопрос об отнесении права на обнародование произведения и права на отзыв к иным интеллектуальным правам является спорным в науке. Так, например, Э.П. Гаврилов относит эти права к личным неимущественным (Гаврилов Э.П. Комментарий Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: Спарк, 1996. С. 69 — 70).

— право на отзыв произведения — право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (см. комментарий к ст. 1269 ГК);

— право на вознаграждение за использование служебного произведения (см. комментарий к ст. 1295 ГК). Согласно ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в трехлетний срок начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право на него другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, если работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом;

— право следования — право автора или наследника на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация. Как отмечается в п. 10.5 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., право следования является самостоятельным правом автора, отличным от принадлежащего ему исключительного права на произведение. Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ обращают внимание на особую правовую природу данного правомочия автора или наследника. При рассмотрении споров, возникающих в связи с применением положений ГК РФ о праве следования, необходимо иметь в виду следующее: в соответствии с п. 1 ст. 1293 Кодекса существо права следования состоит в том, что автор имеет право на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства. В отличие от исключительного права право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (п. 2 ст. 1293 ГК; см. также комментарий к указанной статье);

— право доступа к произведениям изобразительного искусства — право требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (см. комментарий к ст. 1292 ГК).

4. Перечисленные в комментируемой статье авторские права могут быть классифицированы в зависимости от субъекта на первоначальные (принадлежащие автору, создавшему произведение) и производные (принадлежащие правообладателям по закону или по договору), а также в зависимости от вида объекта (некоторые виды прав характерны лишь для отдельных видов объектов, например право следования и право доступа для произведений искусства, рукописей, автографов).

Статья 1265 ГК РФ. Право авторства и право автора на имя

Новая редакция Ст. 1265 ГК РФ

1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Комментарий к Ст. 1265 ГК РФ

1. Право авторства и право на имя являются личными неимущественными правами автора и подпадают под понятие нематериальных благ, соответственно, к последним в полном объеме применяются положения гл. 8 ГК РФ.

Неотчуждаемость и непередаваемость права авторства и права автора на имя полностью исключает возможность написания одним лицом произведения для другого, с тем чтобы «заказчик» затем правомерно позиционировал себя как автора. Даже при наличии соглашения о таком использовании произведения ничто не препятствует автору в любой момент заявить о своем авторстве и потребовать защиты нарушенных прав.

При применении положений ст. 1265 ГК РФ следует учитывать, что понятие имени в отношении граждан РФ определяется в соответствии со ст. 19 ГК РФ (включает в себя собственно имя, а также фамилию и отчество (по общему правилу)), а в отношении иностранных граждан составные элементы имени определяются законодательством их страны. Соответственно, право на имя касается всех составляющих имени.

Автор не ограничен в осуществлении своего права на имя, в том числе и избрании псевдонима, который может представлять из себя как собственно традиционное имя, так и любой набор букв, цифр. Причины реализации автором права на имя могут быть самыми различными, от сугубо коммерческих, например избрать себе звучный псевдоним, до желания быть для публики кем-то другим и др.

Существует и весьма оригинальное, если не сказать неадекватное, понимание права на имя. Так, Георгий Чхартишвили опубликовал «Кладбищенские истории» под своим именем и псевдонимом Борис Акунин одновременно, мотивировав это тем, что над книгой работало «два человека».

2. Неизвестность имени автора имеет своим последствием невозможность для него самостоятельно отстаивать свои интересы, поскольку в этом случае имя будет раскрыто. Для обеспечения права автора на имя в части его реализации при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом законодателем установлена конструкция законного представительства (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Издатель в случае, предусмотренном п. 2 ст. 1265 ГК РФ, не обязан предоставлять доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия действовать в интересах автора. В обоснование полномочий издателя достаточно предоставления объективированной формы произведения и копии соответствующего договора, если в тексте последнего, конечно, не содержится имени автора.

3. Следует предположить, что нарушение права автора на имя образует и раскрытие издателем имени автора как при издании произведения, так и иным способом, в то время как в соответствии с заключенным договором предполагалось использование произведения под псевдонимом или анонимно, что, однако, не образует состава нарушения права на авторство.

Другой комментарий к Ст. 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статьи 1265 — 1269 ГК посвящены регулированию личных неимущественных прав авторов. В комментируемой статье определяются такие личные неимущественные права автора, как право авторства и право на имя. То, что эти права приведены в одной статье, указывает на их тесную связь. Эта связь настолько тесная, что некоторые исследователи рассматривали их как составляющие единое личное неимущественное право автора .
———————————
См., например: Гордон М.В. Указ. соч. С. 120; Серебровский В.И. Указ. соч. С. 111.

Однако, несмотря на тесную связь, каждое из этих прав обладает собственным содержанием, раскрываемым в комментируемой статье. Право авторства — это право признаваться автором произведения.

Представляется, что содержание данного права имеет несколько аспектов. Прежде всего, это право на признание, что созданный объект есть результат творческой (а, например, не технической) деятельности данного лица. Именно поэтому он признается автором, а не редактором, корректором и т.д. Во-вторых, что этот творческий труд был приложен именно данным лицом (а не каким-нибудь другим). Поэтому мы говорим об авторстве данного лица.

Безусловно, указание на авторство происходит через указание имени автора (или его псевдонима). Отсюда тесная связь права авторства и права автора на имя. Но в отличие от права авторства, которое предполагает персонификацию творческого труда, право на имя предоставляет автору возможность определить способ своего указания или не определять вовсе. Для этого автор может использовать или разрешать использовать свое собственное имя или вымышленное имя (псевдоним) или не указывать имени вовсе, осуществляя обнародование произведения анонимно.

Различия между правом авторства и правом автора на имя проявляются также с точки зрения защиты этих прав. Как справедливо отмечала Е.А. Флейшиц, возможны случаи нарушения права на имя без нарушения права авторства: «автор обусловил издательским договором выпуск произведения в свет под псевдонимом, а издательство выпустило произведение под официальной фамилией автора» .
———————————
Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран. М.: Юриздат НКЮ СССР, 1941. С. 194.

2. Использование произведения под именем автора означает использование его под фамилией, именем и отчеством или под фамилией и инициалами автора. Это следует из общегражданского понимания права на имя и характера указания имени автора при обнародовании произведений.

Если произведение используется с указанием только инициалов автора, это нельзя признать использованием произведения под именем автора. В литературе такая ситуация трактовалась как использование произведения под псевдонимом, учитывая, что использование инициалов имеет целью скрыть подлинное имя автора . Хотя такая трактовка не в полной мере согласуется с буквальным толкованием понятия псевдонима, раскрываемого в п. 1 ст. 1265 как вымышленное имя автора (поскольку инициалы могут действительно отражать первые буквы имени, фамилии и отчества), все же следует признать, что цель использования инициалов совпадает с целью использования вымышленного имени. Затруднительно в данном случае говорить и об анонимности. Отличие псевдонима от анонима заключается в том, что автор все же хочет индивидуализировать себя, но не под собственным именем, а под другим, специально придуманным. Такую же цель автор преследует, указывая инициалы . В отличие от этого в случае, когда автор не указывает никакого имени, он преследует цель противоположную — не индивидуализировать себя ни под каким именем.
———————————
Серебровский В.И. Указ. соч. С. 112.

Следует, однако, заметить, что иногда использование вымышленного имени или даже инициалов не оставляет сомнения относительно авторства произведения. Так, использование инициалов «К.Р.» и псевдонимов «Горький», «Бедный», «Белый», «Черный» не вызывало и не вызывает затруднений в установлении авторов произведений.

3. Наиболее сложным случаем является такое столкновение прав авторов на имя, когда псевдоним одного лица совпадает с гражданским именем другого и они выступают в одной и той же сфере. Как отмечалось в литературе, «не может быть сомнений в том, что носитель официального имени имеет право потребовать включения в псевдоним указаний, которые устраняли бы возможность смешения носителя псевдонима с носителем совпадающего с этим псевдонимом официального имени» .
———————————
Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 142.

В случае столкновения двух одинаковых псевдонимов вопрос должен решаться с учетом того, кто раньше стал его использовать.

Право автора на имя предполагает: если произведение использовалось под псевдонимом или анонимно, автор может в любой момент раскрыть свою личность публике. Но до тех пор, пока автор не раскрыл своего подлинного имени, его право использовать произведение под псевдонимом или анонимно должно охраняться.

Именно с этой целью в п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что издатель в подобных случаях считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. В данном случае речь идет о представительстве в силу закона. Такое представительство отсутствует в случае, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности. Но это не исключает представительство по договору.

Такое представительство, а равно меры по охране анонимности осуществляются на основании договора с издателем. Как указано в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15, в договоре между автором и издателем указываются подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности. «Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства».

Право авторства и право автора на имя как личные неимущественные права непередаваемы и неотчуждаемы. Автор произведения не может продать или подарить свое авторство или право на свой псевдоним. Конечно, в жизни такие сделки случаются. Но с точки зрения Гражданского кодекса они ничтожны, равно как и ничтожен любой другой отказ от этих прав.

Статья 1255 ГК РФ. Авторские права

Новая редакция Ст. 1255 ГК РФ

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Комментарий к Ст. 1255 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет содержание авторских прав, интеллектуального права автора подобно тому, как п. 1 ст. 209 ГК РФ определяет содержание права собственности. С определенной степенью условности можно сказать, что ст. 1255 ГК РФ — аналог ст. 209 ГК РФ — выполняет ту же самую функцию, только в отношении иных объектов гражданских прав.

Норма ст. 1255 ГК РФ имеет более чем принципиальное значение, поскольку определяет, какие именно права принадлежат автору произведения науки, литературы и искусства. Иных прав, чем указанных и определенных в указанной норме, нет. Это особенно важно понимать при осуществлении защиты авторских прав, поскольку обращение в суд возможно только за защитой нарушенных и оспариваемых прав, именно одно из указанных авторских прав может быть защищено способами, предусмотренными законом.

Конкуренция между авторскими и иными правами.

Возможны ситуации, когда авторские права могут быть ограничены в угоду иным неимущественным правам иного лица. Так, художнику принадлежит авторское право на портрет, бюст, изготовленный по заказу изображенного лица, однако повторять и распространять портреты и бюсты художник вправе лишь с согласия лица, с которого написан портрет или сделан бюст, поскольку право на изображение гарантировано законом (ст. 152.1 ГК РФ).

При определенных обстоятельствах письмо (корреспонденция) может являться объектом авторских прав, однако, поскольку законодательством гарантируется тайна связи (часть 2 статьи 23 Конституции РФ), реализация имущественных прав в отношении письма, подпадающего под признаки объекта авторских прав, автором-отправителем возможна только с согласия адресата.

2. Традиционно проводится классификация прав, принадлежащих автору на имущественные и неимущественные права. К числу личных неимущественных прав относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения. К числу имущественных прав автора относят исключительные права на произведение. В русской цивилистике использовались весьма удачные термины для отражения такой классификации: моральные и материальные права, что точно отражало их сущность. Права моральные отражают духовную сферу автора, обеспечивают его интеллектуальную связь с творением, гарантируют личный мир автора от неправомерного вторжения в него подобно тому, как положениями гл. 8 ГК РФ гарантируется защита нематериальных благ лица. В свою очередь, права материальные обеспечивали имущественную составляющую жизни автора.

Поскольку ГК РФ посвятил каждому из указанных прав отдельную норму, содержание и характеристика последних будет дана при анализе соответствующих статей Кодекса.

3. Закрытость перечня авторских прав вполне объяснима, содержание авторского права не может определяться произвольно автором. Само по себе авторское право представляет собой компромисс между интересами автора и интересами общества. С одной стороны, интересы автора требуют защиты с тем, чтобы последний мог творить, приумножать общественное достояние и при этом не прозябать в нищете. С другой стороны, общество имеет право на ознакомление с результатами интеллектуальной деятельности его членов не только по причинам нравственного порядка, но и с целью продвижения научно-технического прогресса, развития экономики. Соответственно, отсутствие какой бы то ни было защиты уничтожило бы все стимулы творить, а с другой стороны, неограниченные права автора позволили бы скрывать соответствующие произведения, что, в свою очередь, неизбежно вызовет отрицательные последствия для развития всего общества.

Во всяком случае, если бы необходимо было дать определение авторскому праву, то в состав этого определения должно было бы войти:

1) господство лица над выраженными во внешней форме продуктами его индивидуального духовного творчества, обнимаемыми понятием произведения искусства в широком смысле слова (литературы, художества, музыки) и

2) известная степень господства общества над произведением искусства своего сочлена.

Другой комментарий к Ст. 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Глава 70 ГК содержит нормы, относящиеся к правам на произведения науки, литературы и искусства. Традиционно совокупность таких норм называется авторским правом (copyright, droit d’auteur).

Но, несмотря на такое название, данный институт не регулирует отношения, связанные с авторством на другие результаты творческой деятельности, которые рассматриваются в рамках патентного права, права на исполнение, права на селекционные достижения, права на топологию интегральной микросхемы.

С другой стороны, авторское право регулирует все гражданские отношения, связанные с использованием произведения, даже если его автор не является непосредственным участником такого отношения (например, в случае использования произведения по разрешению вторичного правообладателя).

Таким образом, название «авторское право» в определенной мере условно и отвечает традиции понимания под авторским правом (в объективном смысле) совокупности норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений и распоряжением исключительным правом на него.

Отмеченная условность относится и к авторскому праву (в субъективном смысле) как интеллектуальному праву на произведение науки, литературы и искусства. Это следует из п. 1 комментируемой статьи .
———————————
В этой связи заметим, что нет никакого противоречия между названием гл. 70 и названием первой ее статьи — 1255, поскольку в названии главы авторское право понимается в объективном смысле, а в названии статьи — в субъективном. Поэтому в ст. 1255, определяющей круг прав по поводу произведения, оно используется во множественном числе — «авторские права».

Таким образом, необходимо различать права автора, под которыми понимаются интеллектуальные права, принадлежащие автору любого результата творческой деятельности, и авторские права, под которыми понимаются интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства, причем независимо от того, кому эти права принадлежат — автору произведения или иному лицу — правообладателю, получившему исключительное право на произведение в установленном порядке.

2. Основываясь на указанном в ст. 1226 ГК делении интеллектуальных прав, в комментируемой статье устанавливаются виды авторских прав, возникающих в отношении произведений.

Критерием разделения авторских прав прежде всего служит наличие данных прав в отношении любого произведения или в отношении определенных видов произведений (служебных, изобразительных, архитектурных и т.д.). Исходя из этого, первые указаны в п. 2 рассматриваемой статьи, а вторые — в п. 3.

Поскольку Кодекс исходит из того, что первоначально все права на произведение возникают у автора, в п. п. 2 и 3 ст. 1255 указывается, что соответствующие авторские права принадлежат именно автору. Это, конечно же, не означает непередаваемости (неотчуждаемости) всех этих прав. Учитывая, что ст. 1255 — первая в главе 70, основное ее назначение состоит в том, чтобы ознакомить с теми интеллектуальными правами, которые возникают на произведение, расставив между ними соответствующие акценты. Наличие такой статьи является традиционным для кодифицированного акта.

Но помимо доктринального значения ст. 1255 имеет и практический смысл.

Во-первых, как уже отмечалось, в данной статье устанавливается, что под авторскими правами понимаются все интеллектуальные права на произведение (как передаваемые, так и непередаваемые).

Во-вторых, в п. 2 комментируемой статьи устанавливается исчерпывающий перечень интеллектуальных прав, возникающих в отношении любого произведения, охраняемого на территории Российской Федерации. Этот перечень можно условно разделить на две группы: исключительное право как имущественное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом и личные неимущественные права автора (подп. 2 — 5 п. 2 ст. 1255).

В-третьих, указанный в п. 2 перечень прав является исчерпывающим в том смысле, что законом не предусматривается никаких иных интеллектуальных прав в отношении любого произведения.

3. В отличие от п. 2 в п. 3 указывается на возможность наличия иных (специальных) прав в отношении отдельных категорий произведений. Эти права по своей природе неоднородны. Некоторые из них представляют собой личные имущественные права создателя произведения. К числу таких прав относится право следования. Это право обеспечивает защиту законных интересов автора произведения изобразительного искусства при перепродажах его произведений в связи с признанием его таланта.

Другие права связаны с реализацией права на использование произведения. Так, в целях осуществления права на воспроизведение своего произведения изобразительного искусства его автор обладает правом доступа к оригиналу произведения (п. 1 ст. 1292 ГК РФ). То есть право доступа связано с независимостью исключительного права на произведение от права собственности на его оригинал и обеспечением такой независимости, в частности, путем предоставления реальной возможности воспроизвести оригинал произведения.

Принадлежащие автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства право на авторский контроль за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализации соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 ГК РФ) связаны не только с использованием произведения, но и с личными неимущественными правами автора (в частности, правом на неприкосновенность произведения).

Принадлежащее работнику право на вознаграждение за создание служебного произведения обусловлено тем, что закон устанавливает безотлагательный переход исключительного права на служебное произведение к работодателю с момента создания такого произведения (п. 2 ст. 1295 ГК РФ) .
———————————
Данная норма носит диспозитивный характер. Договором может быть предусмотрено, что исключительное право принадлежит работнику. Однако и в этом случае работодатель получает право «использовать такое произведение способами, обусловленными целями служебного задания, и в вытекающих из задания пределах» (п. 3 ст. 1295 ГК РФ).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что иные авторские права, возникающие в отношении отдельных категорий произведений:

1) направлены на реализацию основных авторских прав и защиту законных интересов авторов, обусловленных этими правами. В этом смысле они носят дополнительный характер по отношению к основным авторским правам, указанным в п. 2 комментируемой статьи;

2) предопределяются теми или иными особенностями использования произведений и распоряжения ими, а равно распоряжения исключительным правом;

3) принадлежат только автору и непередаваемы вне зависимости от того, являются они имущественными или нет.

Статья 1228 ГК РФ. Автор результата интеллектуальной деятельности

Новая редакция Ст. 1228 ГК РФ

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Комментарий к Ст. 1228 ГК РФ

1. Автор — это субъект, с которым связаны личные неимущественные права, входящие в интеллектуальные права.

Связь с непременной составляющей интеллектуальных прав — исключительным правом — прослеживается в том, что первоначально исключительное право принадлежит автору (см. п. 3 комментируемой статьи), т.е. интеллектуальные права возникают в полном объеме всегда у автора, который может распорядиться в последующем своим исключительным правом.

Авторство имеет значение прежде всего как основание возникновения имущественных прав, как первоначальная точка отсчета этих прав, оно является результатом индивидуализации первоначального правообладателя. Имущественные исключительные права вообще связаны либо с самой личностью, с ее обозначением и индивидуализацией как участника экономического оборота, либо с результатом деятельности, носящим следы этой личности, служащим средством ее выражения, и это одна из ведущих особенностей прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Возможны следующие комбинации принадлежности интеллектуальных прав: 1) один только автор, которому принадлежат личные неимущественные права и исключительное право на интеллектуальную собственность, или 2) автор, которому принадлежат личные неимущественные права, а также третьи лица, которым принадлежат исключительные права, или 3) только третьи лица, которым принадлежат исключительные права (ввиду того, что автор умер, неизвестен или же автора никогда не было).

Отдельные виды интеллектуальной собственности могут не иметь автора, и в отношении их, соответственно, отсутствуют личные неимущественные права.

2. Объективное наличие или отсутствие автора интеллектуальной собственности.

2.1. Предполагается, что у большинства конкретных видов результатов интеллектуальной деятельности всегда есть субъект, творческим трудом которого данный результат создан:

— прежде всего есть автор у произведения науки, литературы и искусства (включая программы для ЭВМ) — ст. 1257 ГК. Помимо авторов собственно произведения (ст. 1259 ГК РФ) признается существование автора производного (например, перевод) и составного (например, база данных) произведения (ст. 1260), а также автора проекта официального документа, символа или знака (ст. 1264);

— есть автор у изобретения, полезной модели и промышленного образца — ст. 1347 ГК;

— есть автор у селекционного достижения — ст. 1410 ГК;

— есть автор у топологии интегральной микросхемы — ст. 1450 ГК.

2.2. В той или иной степени наличие автора признается у объектов прав, смежных с авторскими:

— исполнитель является автором исполнения — ст. 1315 ГК;

— личные неимущественные права имеются у изготовителей фонограмм — ст. 1323 ГК;

— личные неимущественные права имеются у публикатора произведения науки, литературы и искусства — ст. 1338 ГК.

2.3. За отдельными субъектами закон закрепляет права, аналогичные авторским (см. ст. 1251 ГК и комментарий к ней).

2.4. В отношении следующих видов интеллектуальной собственности в ГК говорится только об исключительном праве:

— сообщение радио- или телепередачи — § 4 гл. 71 ГК;

— секрет производства (ноу-хау) — гл. 75 ГК;

— фирменное наименование — § 1 гл. 76 ГК;

— товарный знак и знак обслуживания — § 2 гл. 76 ГК;

— наименование места происхождения товара — § 3 гл. 76 ГК;

— коммерческое обозначение — § 4 гл. 76 ГК.

Четыре последних вида интеллектуальной собственности не случайно именуются средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий, которые только приравнены к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225 ГК РФ), т.е. в чистом виде не рассматриваются как результат творческого труда гражданина.

Однако ошибочно было бы говорить, что в отношении данных видов интеллектуальной собственности не существует авторства как такового. Так, например, товарный знак является объектом авторского права, поскольку чаще всего представляет собой словесные и (или) изобразительные обозначения (ст. 1482 ГК РФ), соответственно, создан творческим трудом художника, фотографа или дизайнера (независимо от их квалификации). Речь, следовательно, идет о том, что специфика использования средств индивидуализации предполагает, что правообладатели их авторами не являются и поэтому неимущественных авторских прав не имеют.

Что касается сообщения радио- или телепередачи, то здесь действительно имеется только техническая передача на расстоянии либо произведений, которые являются самостоятельными объектами авторских или смежных с авторскими прав, либо являются сообщениями, которые вообще не могут иметь автора (ст. 1259 ГК РФ).

Секрет производства характеризуется в науке тем, что к числу его главных особенностей относят возможную множественность правообладателей и отсутствие среди них фигуры автора. «Создателю такого объекта вообще не принадлежат неимущественные права» (В.А. Дозорцев).

При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.п. (Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).

Другой комментарий к Ст. 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья 1228 действует только в отношении результатов интеллектуальной деятельности. В большинстве случаев они создаются творческим трудом конкретных людей, которых п. 1 статьи в широком смысле называет авторами таких результатов. В их число попадают не только авторы произведений науки, литературы и искусства (в т.ч. авторы программ для ЭВМ и баз данных), но и артисты-исполнители, режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры, авторы изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, селекционных достижений и топологий интегральных микросхем.

Однако необходимо учитывать, что в ряде случаев к результатам интеллектуальной деятельности закон относит также нематериальные объекты, правовая охрана которых возникает не в связи с их творческим характером. Их ценность зависит от материальных затрат и организационных усилий лица, которому предоставляется такая охрана, а конкретный автор у этих объектов либо отсутствует, либо охрана его прав осуществляется при помощи другого правового инструментария. К таким результатам интеллектуальной деятельности относятся все объекты смежных прав, кроме прав на исполнение, а также секреты производства (ноу-хау). Таким образом, ст. 1228 относится лишь к тем результатам интеллектуальной деятельности, правовой режим которых направлен на защиту интересов их авторов.

2. Правовая охрана средств индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий осуществляется в интересах обладателей имущественных прав на такие объекты, а их создатели (в тех случаях, когда соответствующий нематериальный объект, например рисунок, зарегистрированный в качестве товарного знака, носит творческий характер) не являются субъектами правоотношений, возникающих в этой сфере. Права таких лиц защищаются в рамках других правовых институтов, поэтому ст. 1228 на средства индивидуализации не распространяется.

3. Автором результата интеллектуальной деятельности может быть признан только человек, в отношении которого ГК использует термин «гражданин». Согласно ст. 2 ГК под гражданами Кодекс понимает не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан, и лиц без гражданства.

Автором не может, по общему правилу, считаться ни юридическое лицо, ни государство в лице Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Однако в двух случаях ГК предусматривает исключение из этого правила. Оба эти случая относятся к сфере авторского права.

Во-первых, согласно п. 3 ст. 1256 ГК при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Таким образом, если по законодательству такой страны автором произведения может быть признано юридическое лицо, то на территории Российской Федерации оно также будет рассматриваться как автор произведения.

Во-вторых, в соответствии со ст. 484 ГК 1964 в определенных случаях за юридическими лицами могло быть признано авторское право (например, авторское право на кинофильм или телефильм принадлежало предприятию, осуществившему съемку). Часть 2 ст. 6 Вводного закона к ч. 4 ГК установила, что в тех случаях, когда сроки действия авторских прав юридических лиц еще не истекли, к возникающим в связи с этим правоотношениям по аналогии применяются правила части 4 ГК, причем для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

4. Способность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности является в соответствии со ст. 18 ГК частью содержания правоспособности граждан. Так как правоспособность возникает у гражданина с момента его рождения и прекращается смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ), то и права автора возникают у него независимо от возраста и состояния здоровья.

Основанием для возникновения у автора субъективных прав являются его фактические действия по созданию результата интеллектуальной деятельности (в случаях, предусмотренных ГК, такие права признаются и охраняются при условии государственной регистрации соответствующего результата, см. п. 1 ст. 1232 ГК РФ). Существование этих прав не зависит от дееспособности автора. Автором может быть и малолетний ребенок, и лицо, признанное недееспособным в результате душевного заболевания, и т.д. Права любого автора подлежат защите.

Однако осуществление прав в отношении результата интеллектуальной деятельности (в частности, заключение договоров, направленных на использование такого результата) требует наличия у автора дееспособности (ст. 21 ГК РФ). Возраст, с которого наступает полная дееспособность в этой сфере, понижен с обычных 18 до 14 лет: несовершеннолетние в возрасте от 14 лет могут самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора результата интеллектуальной деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ).

Правами малолетних авторов в возрасте до 14 лет распоряжаются их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК РФ). Опекуны распоряжаются также правами лиц, признанных недееспособными (ст. 29 ГК РФ). Гражданин, ограниченный в дееспособности в связи с тем, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может распоряжаться своими правами автора только с согласия попечителя (ст. 30 ГК РФ).

5. Критерием признания гражданина автором результата интеллектуальной деятельности является создание такого результата его творческим трудом (абз. 1 п. 1 ст. 1228). Из абзаца 2 п. 1 комментируемой статьи вытекает, что автором может быть признан только гражданин, внесший личный творческий вклад в создание соответствующего результата.

Закон не дает определения, что понимается под творческим характером труда. В обычном понимании «творческий» — это «созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное» . В спорных случаях вопрос о творческом характере труда и, соответственно, о признании конкретного лица автором результата интеллектуальной деятельности должен решаться судом.
———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. М., 1986. С. 687.

Поскольку в процессе создания результата интеллектуальной деятельности зачастую участвуют не отдельные лица, а группы или даже целые коллективы, то весьма важно понимать, все ли они могут считаться его авторами. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1228 лица, которые оказали автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, но не внесли своего личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности, не могут быть признаны авторами (соавторами) этого результата. Таким образом, перечисленные виды деятельности в Кодексе четко отграничены от творчества.

В перечень тех, кто не может быть признан автором результата интеллектуальной деятельности, внесены также граждане, способствовавшие оформлению прав на результат интеллектуальной деятельности и его использованию либо осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Поскольку от деятельности таких лиц часто зависит реализация прав авторов и получение ими доходов, то данное правило призвано исключить возможные злоупотребления в этой сфере (например, принуждение к соавторству).

6. Автор результата интеллектуальной деятельности обладает личными неимущественными правами (п. 2 ст. 1228). Основным таким правом, присущим всем без исключения авторам, является право авторства. Его содержание не определено в ст. 1228, но в ст. ст. 1265, 1315, 1356, 1418 и 1453 ГК содержатся его идентичные определения как права признаваться автором соответствующего результата интеллектуальной деятельности.

Другие личные неимущественные права возникают у автора в случаях, предусмотренных ГК. Пункт 2 комментируемой статьи называет в качестве личного неимущественного только еще одно право — на имя. В отношении других прав Кодекс не содержит таких определенных указаний. Тем не менее, с учетом прежней ст. 15 Закона об авторском праве, включавшей перечень личных неимущественных прав авторов, а также той характеристики, которая дана в части 4 ГК правам на неприкосновенность произведения (ст. ст. 1266 и 1267 ГК РФ) и исполнения (п. 1 ст. 1315, ст. 1316 ГК РФ), праву на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ) и праву на отзыв (ст. 1269 ГК РФ), можно сделать вывод, что перечисленные права также являются личными неимущественными правами.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1 ст. 150 ГК, абз. 2 п. 2 ст. 1228). Эти права неотторжимы от личности автора, и он не может ими распоряжаться. Например, они не переходят к новому правообладателю по договору об отчуждении исключительного права, не могут перейти по наследству или быть на время предоставлены другому лицу. Автор также не может отказаться от этих прав. Такой отказ признается ничтожным, т.е. недействительным с момента его совершения (см. ст. ст. 166 и 167 ГК РФ).

7. Личные неимущественные права действуют в течение всей жизни автора, но после его смерти их действие прекращается, т.к. субъективные права, неразрывно связанные с личностью их обладателя, не могут существовать без самого субъекта. Однако и после смерти автора сохраняется потребность общества в охране его авторства и авторского имени. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1228 авторство и имя автора охраняются бессрочно. Их защиту может осуществлять любое заинтересованное лицо. Из этого общего правила имеются два исключения, предусмотренные п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК в отношении авторов произведений и исполнителей (артистов, дирижеров и режиссеров спектаклей). Они вправе в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК для назначения исполнителя завещания, назвать лицо, на которое пожизненно возлагают охрану авторства, имени автора (исполнителя) и неприкосновенности произведения (исполнения) после своей смерти. Если такое распоряжение не будет сделано, а также в случае отказа лица от выполнения возложенных на него обязанностей либо после смерти этого лица охрана прав должна осуществляться заинтересованными лицами.

К числу заинтересованных лиц могут относиться как наследники автора и их правопреемники, так и другие лица, у которых есть имущественные интересы и(или) личные мотивы. Заинтересованным лицом может быть признан обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, не являющийся наследником автора (например, лицо, ставшее правообладателем при жизни автора на основании договора об отчуждении исключительного права), а также родственник автора (даже если он не является обладателем исключительного права). В качестве заинтересованных лиц могут также выступать различные общественные организации в сфере культуры и искусства.

8. Пункт 3 ст. 1228 предусматривает также, что автор обладает исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Это право, как уже упоминалось в ст. 1226 ГК, является имущественным. Исключительное право оборотоспособно (п. 4 ст. 129 ГК РФ), т.е. отчуждаемо и передаваемо иными способами третьим лицам.

Гражданский кодекс устанавливает, что исключительное право первоначально возникает у автора (см. п. 1 настоящего комментария). Исключительное право всех остальных лиц может носить только производный характер. Автор вправе распорядиться этим правом по своему усмотрению. Он может передать его другому лицу по договору, завещать и т.д. Вопросам распоряжения исключительным правом посвящены ст. ст. 1233 — 1241 ГК, а также целый ряд статей в главах о конкретных видах интеллектуальной собственности. В ряде случаев законом могут быть предусмотрены специальные основания перехода исключительного права. К таким случаям относится, например, создание служебных результатов интеллектуальной деятельности (ст. ст. 1295, 1320, 1370, 1430 и 1461 ГК РФ).

9. Результат интеллектуальной деятельности может быть создан совместным творческим трудом не одного автора, а двух и более человек. Вместе они признаются соавторами этого результата (п. 4 ст. 1228). С учетом содержания п. 1 комментируемой статьи соавторами могут считаться лишь граждане, каждый из которых внес личный творческий вклад в создание соответствующего результата. Характеристика их труда как совместного не означает, что они должны в процессе творчества находиться в одном месте и в одно время. Не имеет значения, как организована их работа; достаточно того, чтобы созданный результат был плодом их общих творческих усилий.

Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный соавторами, принадлежат им совместно. Это означает, что они должны осуществлять эти права сообща. Порядок совместного осуществления исключительного права предусмотрен в общем виде в п. 3 ст. 1229 ГК и распространяется на соавторов-правообладателей (см. подробнее комментарий к п. 3 ст. 1229). Взаимоотношениям соавторов конкретных видов результатов интеллектуальной деятельности посвящены ст. ст. 1258, 1314, 1348, 1411 и 1451 ГК.