Обжалование судебных постановлений в порядке надзора

admin

Обжалование судебных постановлений

Если вынесенное судебное решение не в Вашу пользу, Вы вправе подать жалобу на такое решение в вышестоящую судебную инстанцию. Существуют три вида обжалования судебных постановления — это апелляционное, кассационное и надзорное обжалование.

Апелляционное обжалование. Апелляционные жалобы подаются на судебные постановления мировых судей в федеральный (районный) суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. В апелляции дела рассматривается также как и в суде первой инстанции, т.е. рассмотрение дела происходит с самого начала. Законом предусмотрено предоставление новых доказательств, с помощью которых можно установить новые факты.

Апелляционное обжалование — это фактически повторное рассмотрение дела по существу, позволяющее уменьшить риск судебной ошибки, и предоставляющее дополнительные гарантии для правильного разрешения дела и вынесения законного и обоснованного судебного решения.

Кассационное обжалование. Кассационные жалобы подаются на решения районных судов в суда субъекта федерации (например, Санкт-Петербургский Городской суд или Ленинградский областной суд) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Подаются кассационные жалобы в гражданскую канцелярию районного суда, вынесшего обжалуемое решение. Необходимо обратить внимание, что 10-дневный срок кассационного обжалования начинает течь на следующий день за днем принятия решения в окончательной форме.

В кассации дело рассматривается в составе трех профессиональных судей.

В суд кассационной инстанции представлять новые доказательства недопустимо, как в апелляцию, однако в случае, если коллегией судей будет признано, что доказательства, представленные в суд кассационной инстанции, не могли быть представлены в суд первой инстанции, то такие доказательства будут приобщены к материалам дела. Кроме того суд кассационной инстанции вправе истребовать доказательства и допрашивать свидетелей, если в этом было отказано в предыдущих инстанциях.

Определение, вынесенное судом кассационной инстанции, вступает в законную силу немедленно, но Вы вправе обжаловать его в суд надзорной инстанции.

Обжалование в порядке надзора. Надзорные жалобы подаются на вступившие в законную силу решения районных судов и определения кассационной инстанции. Надзорная жалоба подается непосредственно в надзорную инстанцию суда субъекта федерации (например, Санкт-Петербургский Городской суд или Ленинградский областной суд) в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего обжалуемого постановления, при условии, что до подачи надзорной жалобы были исчерпаны иные установленные Законом способы обжалования. К надзорной жалобе прилагаются заверенные судом первой инстанции копии судебных постановлений, которые принимались по делу. Заверить копии можно в районном суде. Надзорная жалоба с приложенными к ней копиями документов подается по числу лиц, участвующих в деле.

Выиграть дело в надзорной инстанции можно только обосновав в надзорной жалобе, что нижестоящие суды допустили существенное нарушение норм права, повлиявшее на исход дела, и не устранив которые нарушенные права и законные интересы не будут восстановлены.

Однако, обжалование постановлений суда всегда является и сложным процессом, требующим самоотдачи и правовой подготовки. Поэтому для составления процессуальных документов (в т.ч. надзорных жалоб), подкрепленных нормами закона, которые впоследствии будут удовлетворены судом, а также во избежание процессуальных ошибок, которые могут привести к невозможности обжалования судебных постановлений, следует обратиться за получением квалифицированной юридической помощи.

Обжалование судебных постановлений в порядке надзора

3.3. Обжалование судебного решения в порядке надзора

В случае если в апелляционной (кассационной) инстанции суда было принято постановление, которое не отражает интересов ответчика, то остается последняя возможность изменить ситуацию – обжалование такого постановления и (или) решения первой инстанции в порядке надзора.

Но при этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 329, 367 ГПК РФ постановление апелляционной (кассационной) инстанции вступает в силу со дня его принятия (вынесения). Это означает, что независимо от дальнейших действий ответчика – обжалования или прекращения участия в судебных процессах – постановление, вынесенное во второй инстанции, вступает в законную силу в день его принятия и, следовательно, с этого дня подлежит добровольному либо принудительному исполнению.

В случае если решением суда первой инстанции предприниматель был обязан расторгнуть договор розничной купли-продажи и возвратить покупателю уплаченную за товар денежную сумму, а суд второй инстанции оставил указанное решение без изменения, то фактически покупатель вправе требовать от предпринимателя выполнения указанных в решении действий, начиная со дня вынесения постановления апелляционной (кассационной) инстанции.

Однако в пользу обжалования в порядке надзора можно назвать следующие основания. Во-первых, госпошлина при обжаловании в порядке надзора не уплачивается в случае, если судебное постановление обжаловалось в апелляционном (кассационном) порядке, а следовательно, дополнительных расходов не потребуется. Во-вторых, остается хотя и небольшой, но все-таки шанс на изменение ситуации в пользу ответчика. Кроме того, одновременно с надзорной жалобой можно подать ходатайство о приостановлении исполнительного производства и если оно будет удовлетворено, то у ответчика появиться возможность не исполнять решение суда до окончательного рассмотрения дела надзорной инстанцией. В любом случае, как представляется, если было принято решение обжаловать решение суда первой инстанции, то логичнее все-таки довести эту процедуру до конца, желательно победного.

Для того чтобы инициировать рассмотрение дела в порядке надзора, необходимо составить надзорную жалобу. В соответствии с п. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Однако, учитывая специфику дел о защите прав потребителей, не стоит откладывать подачу надзорной жалобы. Как правило, получив положительный результат при рассмотрении дела во второй инстанции, истец передает решение судебным приставам-исполнителям. И если ответчик намерен приостановить исполнительное производство в связи с подачей надзорной жалобы, то сделать это разумнее до начала исполнения, поскольку в случае изменения надзорной инстанцией решения в пользу ответчика взыскать с истца полученное им по исполненному решению суда будет очень сложно.

В соответствии со ст. 378 ГПК РФ надзорная жалоба должна содержать:

1) наименование суда, в который она адресуется;

2) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на существенное нарушение закона, допущенное судами;

6) просьбу лица, подающего жалобу.

В соответствии со ст. 377 ГПК РФ установлены суды, являющиеся надзорными инстанциями для судов, которые выносили судебные постановления в качестве судов первой инстанции. С учетом специфики дел по защите прав потребителей можно назвать следующие основные суды, в которые может быть подана надзорная жалоба: на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу решения и определения районных судов и мировых судей – соответственно в президиум Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Надзорная жалоба может быть подана лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Она должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.

В случае если жалоба подается лицом, участвовавшим в деле, то должно быть указано его процессуальное положение – ответчик или истец.

Также указываются наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения. При этом имеются в виду другие участники процесса – ответчик или истец, третьи лица. В случае если к процессу привлекались свидетели, специалист, эксперт, то о них не требуется указывать.

Как правило, в начале надзорной жалобы указывается точное наименование судов, рассматривавших дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений. Ссылка на содержание решения должна быть краткой и отражающей суть вынесенного решения (например, решением Энского городского суда от «15» сентября 2006 г. истцу в иске было отказано).

После того как была указана вышеперечисленная информация, необходимо обоснованно изложить суть допущенного судами существенного нарушения закона. Такое нарушение должно быть действительно существенным и сторона, подающая надзорную жалобу, должна привести убедительные доводы, подтверждающие такие нарушения.

В конце надзорной жалобы должна быть четко сформулирована просьба, с которой податель жалобы обращается в надзорную инстанцию.

Когда надзорная жалоба будет составлена, она должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Следует обратить особое внимание, что к надзорной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. В связи с этим предъявление в суд вместе с надзорной жалобой обычных ксерокопий предыдущих судебных постановлений или отсутствие указанных документов повлечет непринятие судом надзорной жалобы. Как правило, сторонам по окончании судебного процесса в каждой из инстанций выдается соответствующая копия судебного постановления, заверенная судом. Но в случае если такие копии у предпринимателя (организации) отсутствуют, то в канцелярии суда (у секретаря мирового судьи) в рабочее время можно получить необходимые копии документов, заверенные судом.

Надзорная жалоба подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Например, в случае, если в судебном процессе принимали участие потребитель (истец), предприниматель (ответчик), третье лицо на стороне предпринимателя, то ответчиком в суд должна быть подана надзорная жалоба в трех экземплярах. Четвертый экземпляр остается у лица подавшего жалоба. На нем обычно делается отметка о передаче жалобы в надзорную инстанцию.

В случае если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

После того как надзорная жалоба получена по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда она передается на рассмотрение судьи данного суда.

У суда надзорной инстанции имеется право на возращение надзорной жалобы без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня ее поступления в суд надзорной инстанции в случае, если: жалоба не отвечает требованиям, указанным выше;

• жалоба не отвечает требованиям, указанным выше;

• жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

• пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

• до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

• жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

В отличие от двух предыдущих инстанций подача надзорной жалобы в данном случае не будет являться однозначным основанием для того, чтобы для ее рассмотрения было назначено судебное заседание.

На первом этапе рассмотрения надзорной жалобы принимается одно из перечисленных ниже решений:

1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;

2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

Таким образом, первым этапом надзорного судопроизводства является принципиальное решение вопроса – истребовать дело или нет. Именно поэтому так важно убедить суд надзорной жалобы в том, что в деле действительно имеются нарушения действующего законодательства, т. е необходимо написать (составить) жалобу таким образом, чтобы без истребования дела рассмотрение надзорной жалобы стало вообще невозможным. Поскольку в случае, если в истребовании дела будет отказано, то фактически на этом обжалование в порядке надзора и заканчивается.

Но если вынесено определение об истребовании дела, то можно считать, что сделан маленький, но важный шаг на пути к поставленной цели.

Так, общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество) обратилось с надзорной жалобой, в которой просило отменить судебное постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение мирового судьи. При этом жалоба была построена таким образом, что все ссылки на доказательства, на произошедшие нарушения делались со ссылкой на материалы дела. Не посмотрев материалы дела, действительно было невозможно вынести судебное постановление. Таким образом, Общество смогло добиться истребования материалов дела.

Следует обратить внимание, что в случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве. Таким образом, независимо от результатов дальнейшего рассмотрения надзорной жалобы истребование дела по жалобе ответчика позволит получить ему дополнительную возможность отсрочки исполнения судебного постановления. Но как указывалось выше, такая просьба должна быть изложена в надзорной жалобе или в приложенном к ней ходатайстве. В этом случае судья вправе при вынесении определения об истребовании дела указать на приостановление исполнения решения суда до окончания производства по делу.

При этом следует учесть, что принятие судом надзорной инстанции решения истребовать дело не означает, что оно будет рассмотрено по существу. Такое решение принимается только после изучения материалов дела. И если действительно, будут обнаружены существенные нарушения, то суд надзорной инстанции вправе вынести определение о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции.

В остальных случаях суд надзорной инстанции выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

В случае если и этот этап пройден благополучно, то можно сказать, что ответчик вышел на «финишную прямую». После того как судом будет принято решение рассмотреть судебное дело, все участвующие в деле лица должны быть извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Но при этом следует учесть, что неявка кого-либо из участников судебного процесса (в том числе истца или ответчика) или неявка всех участников не препятствует рассмотрению дела. Поэтому, если заинтересованное лицо намерено участвовать в судебном заседании, но по каким-либо обстоятельствам присутствовать в суде не может, необходимо ходатайствовать перед судом о назначении другой даты для судебного заседания. При этом нужно обоснованно доказать, что в отсутствие указанного лица дело действительно не может быть рассмотрено или такое рассмотрение существенно ущемит его законные права и интересы.

Итак, дело истребовано и изучено, судебное заседание назначено, что же происходит дальше. Прежде всего, законодателем ограничен срок рассмотрения судом надзорной инстанции в судебном заседании – не более одного месяца. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

В случае если заинтересованное лицо явилось в судебное заседание, то ему и (или) его представителю в обязательном порядке должна быть предоставлена возможность дать объяснения по делу. Чтобы лучше подготовиться к выступлению, нужно заранее составить текст.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам РФ выносит определение.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу.

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Тем не менее если судебный процесс сложился таким образом, что истец (потребитель) оказался прав (и суд его признал таковым), несмотря на внушительные доводы и убедительные доказательства ответчика, то немедленно бросаться исполнять решение в пользу выигравшей стороны не стоит.

В данной ситуации можно попробовать получить отсрочку или рассрочку исполнения решения суда. Такое право предоставляется ст. 203 ГПК РФ. При этом для получения такой отсрочки (рассрочки) исполнения решения необходимо предоставить суду заявление об этом и приложить подтверждающие документы, характеризующие имущественное положение ответчика или иные уважительные причины, препятствующие незамедлительному исполнению решения.

Из всего сказанного выше следует, что бороться нужно до последнего момента, в любом случае «проигравший» выиграет как минимум время, которое уйдет у потребителя на доказывание своих требований, что порой бывает тоже немаловажно. Если же судебные акты приняты первой и (или) второй инстанциями с нарушением действующего законодательства, то необходимо прежде всего убедить в этом судебные органы.

Сам себе юрист

Обжалование судебного решения в порядке надзора

Если в апелляционной или кассационной инстанции суда было принято постановление, которое не отражает Ваших интересов как истца, то остается практически последняя возможность изменить ситуацию — это обжалование постановления или решения первой инстанции в порядке надзора. Но при этом следует учитывать, что постановление апелляционной или кассационной инстанции вступает в силу со дня его принятия. Это означает, что независимо от дальнейших действий — обжалования или прекращения участия в судебных процессах — постановление, вынесенное во второй инстанции, вступает в законную силу в день его принятия и, следовательно, с этого дня подлежит добровольному либо принудительному исполнению.
Следует заметить, что государственная пошлина при обжаловании в порядке надзора не уплачивается, а следовательно, дополнительных расходов не потребуется. Как правило, первое, что необходимо сделать для того, чтобы добиться рассмотрение дела в порядке надзора — составить надзорную жалобу. Согласно п. 2 статьи 376 Гражданского Процессуального Кодекса РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Надзорная жалоба должна содержать :
1) наименование суда, в который она адресуется;
2) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
6) просьбу лица, подающего жалобу .

В надзорной жалобе, как правило, в самом начале приводится точное наименование судов, рассматривавших дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений. Ссылка на содержание решения должна быть краткой, но отражающей суть вынесенного решения. После того как указана необходимая информация, нужно обоснованно изложить, в чем заключается допущенное судами нарушение закона. Такое нарушение должно быть действительно существенным и истец, подающий надзорную жалобу, должен привести убедительные доводы, подтверждающие такие нарушения. В конце надзорной жалобы должна быть четко сформулирована просьба, с которой истец обращается в надзорную инстанцию. Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Следует помнить о том, что к надзорной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. В связи с этим представление в суд вместе с надзорной жалобой простых ксерокопий предыдущих судебных постановлений или их отсутствие повлечет непринятие судом такой надзорной жалобы. Как правило, сторонам по окончании судебного процесса в каждой из инстанций выдается соответствующая копия судебного постановления, заверенная судом. Но в случае если такие копии у истца отсутствуют, в канцелярии суда в любое время можно получить эти документы. Надзорная жалоба подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. После того как надзорная жалоба получена, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда она передается на рассмотрение судьи данного суда. В ряде случаев у суда надзорной инстанции имеется право на возвращение надзорной жалобы без рассмотрения по существу, в течение 10 дней со дня ее поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:
— жалоба не отвечает требованиям;
— жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
— пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
— до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
— жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности .

После рассмотрения надзорной жалобы принимается одно из решений:
1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;
2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

Таким образом, первым этапом надзорного судопроизводства является принципиальное решение вопроса — истребовать дело или нет. Именно поэтому очень важно убедить суд надзорной жалобы в том, что в деле действительно имеются нарушения законодательства, т.е. необходимо составить жалобу таким образом, чтобы без истребования дела рассмотрение надзорной жалобы стало вообще невозможным. В случае если в истребовании дела будет отказано, то фактически это означает, что обжалование в порядке надзора закончено. И в случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве. Следует помнить, что принятие судом надзорной инстанции решения истребовать дело все еще не означает, что оно будет рассмотрено по существу.

В остальных случаях суд надзорной инстанции выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения. Неявка кого-либо из участников судебного процесса (в том числе истца или ответчика) или неявка всех участников не препятствует рассмотрению дела. Поэтому если истец намерен участвовать в судебном заседании, но по каким-либо обстоятельствам не успевает на судебное заседание, он вправе ходатайствовать перед судом о назначении другой даты для судебного заседания. При этом необходимо обоснованно доказать, что в отсутствие истца дело действительно не может быть рассмотрено или такое рассмотрение существенно ущемит законные права и интересы истца. В случае если истец присутствует в судебном заседании, ему в обязательном порядке предоставят возможность дать объяснения по делу. В связи с этим лучше подготовиться заранее и составить такие объяснения в письменной форме. По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам РФ выносит определения.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
1) оставить судебное постановление суда первой, второй инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, второй инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное постановление суда первой, второй инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, второй инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу.
Постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Обжалование судебного акта в порядке надзора в гражданском судопроизводстве

Особенности пересмотра судебных актов в порядке надзора

Пересмотр судебных актов в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса, существование которой обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов, а также для обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Понимание сущности данного института гражданского процессуального права имеет немаловажное значение как для законодателя, так и для правоприменителя, а многочисленная судебная практика только подтверждает актуальность рассмотрения данной темы.

Пересмотр судебных актов – решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в порядке надзора имеет свою специфику, которая выражается в следующем.

Во-первых, в наличии особого субъекта пересмотра (согласно поправкам, внесенным в ГПК РФ в 2010 году (ФЗ от 09.12.2010 № 353-ФЗ) им может являться только Президиум Верховного Суда РФ (далее по тексту – ВС РФ).

Во-вторых, в специфике предмета пересмотра, в рамки которого включены решения судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу и бывшие предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ, а также вступившие в законную силу акты ВС РФ – определения Верховного суда и его коллегий (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ).

Следует пояснить, что закрепленный законодателем порядок подачи жалобы в надзорную инстанцию, минуя кассационное производство, не является нарушением процессуального движения дела по стадиям. Это объясняется тем, что дело уже было в ВС РФ на апелляционном рассмотрении, по нему было вынесено постановление, а кассационный порядок пересмотра, согласно ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, исключает пересмотр постановлений ВС РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О)

В-третьих, следует обратить внимание на срок подачи надзорной жалобы, представления – это три месяца с момента вступления в законную силу судебного постановления. Он подлежит восстановлению по уважительной причине (если таковой ее признает суд первой инстанции, которым и разрешается вопрос о восстановлении срока).

В-четвертых, Президиум ВС РФ имеет право проверять правильность применения и толкования норм права только в пределах обжалуемой надзорной жалобы, представления (или в их обжалуемой части), выйти за которые он вправе лишь в исключительных случаях в интересах законности.

Еще одна немаловажная особенность надзорного производства выражается в том, что в рассматриваемом порядке пересмотра не применяется институт оставления без движения жалобы, представления.

Надзорная жалоба, представление

Жалоба на определенный судебный акт подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле (их перечень приведен в ст. 34 ГПК РФ) или другими лицами, права, законные интересы которых были нарушены судебными постановлениями, вступившими в законную силу. В надзорной жалобе такого лица, не участвующего в деле, должно быть указано, какие именно права, свободы или его законные интересы нарушены. Эта норма является обязательной для доказательства наличия у лица права на обращение в суд надзорной инстанции и избежания риска возвращения жалобы без рассмотрения по существу.

Представление о пересмотре судебных актов может быть подано одним из следующих лиц: Генеральным прокурором РФ, его заместителем, Председателем ВС РФ, его заместителем (последними — в порядке особого производства).

Ст. 391.3 ГПК РФ устанавливает требования к содержанию жалобы, представления, обязательность ее\его подписания лицом, подающим жалобу, представление (либо его представителем), а также необходимость предоставления копий судебных постановлений, принятых по делу, которые обязательно должны быть заверены в соответствующем суде. Надзорная жалоба, представление также дополняются документом (квитанцией), подтверждающим уплату государственной пошлины в размере 300 рублей (для физических лиц) и 6000 рублей (для организаций).

Надзорная жалоба, представление могут в некоторых установленных законом случаях (ст. 391.4 ГПК РФ) возвращаться лицу без рассмотрения по существу, если они не соответствуют требованиям, установленным в законе. Тогда заинтересованное лицо вправе: с одной стороны — исправить существенные недостатки и в пределах установленного законом срока направить новое обращение в надзорную инстанцию; или же, в иной ситуации — вновь обратиться с жалобой, представлением уже непосредственно на имя Председателя ВС РФ или его заместителя, если лицо, повторно обращающееся в суд, не согласно с ранее сделанным выводом судьи о допущенных недостатках. Однако, следует отметить, что практика применения данного института фактически отсутствует, что говорит о спорной необходимости его наличия в российском гражданском процессе.

Если же надзорная жалоба, поданы в срок и соответствуют требованиям закона, то они принимаются к производству.

Особенности предварительного рассмотрения дела судьей единолично

Рассмотрение надзорной жалобы, представления на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу осуществляется судьей ВС РФ единолично по материалам, которые прилагаются к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. Несмотря на то, что на данную стадию – стадию «фильтрации» надзорных жалоб, представлений – не распространяются некоторые процессуальные правила (об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания) обязательные для иных судебных процедур, это не противоречит конституционным принципам правосудия, а, наоборот, способствует исключению явно необоснованных обращений и повышению оперативности и эффективности пересмотра. (См. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П)

Определением судьи, которое он выносит после изучения материалов дела, может быть отказано в передаче надзорной жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании Президиума ВС РФ (если основания, необходимые для пересмотра в порядке надзора, в материалах отсутствуют), либо на основании его определения жалоба, представление принимаются и передаются в Президиум ВС РФ. В случае же упомянутого выше отказа, Председатель ВС РФ, его заместитель имеют право не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче, вынести определение об отмене такого отказа и самостоятельно передать надзорную жалобу, представление для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ч. 3 ст. 381 ГПК РФ). Однако, если Председатель Президиума ВС РФ или его заместитель откажут заявителю в передаче жалобы/представления, такой отказ не может быть признан произвольным, так как данная норма закреплена законодательно и регулирует порядок рассмотрения надзорных жалоб в ВС РФ, исключая вынесение немотивированных решений по результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления. (Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 № 363-О-О)

Практика свидетельствует о том, что такой порядок, при котором жалоба не всегда может быть передана на дальнейшее рассмотрение или на рассмотрение коллегиальным составом суда, по мнению заявителей, нарушает право каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство. Однако Конституционный Суд РФ опровергает такую позицию, мотивируя это тем, что пересмотр вступивших в законную силу постановлений имеет резервное значение и применяется в случае, когда уже исчерпаны все обычные первоначальные средства правовой защиты, реализация которых и должна обеспечивать гражданам конституционные права и гарантии (Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 429-О).

В рамках рассмотрения вопроса о специфике предмета пересмотра в суде надзорной инстанции также следует обратить внимание на практический аспект, касающийся возможности обращения в суд надзорной инстанции для пересмотра «отказного» определения кассационного суда. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что лицо не вправе обратиться в порядке надзора о пересмотре определения судьи суда кассационной инстанции об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в суде кассационной инстанции, так как объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу. «Отказное» же определение судьи суда кассационной инстанции выносится в процедуре предварительного рассмотрения жалобы, представления, в которой судья не рассматривает дело по существу и не выносит какого-либо иного решения, по-новому определяющее права и обязанности участвующих в деле лиц. Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, таким образом, не нарушается, так как Конституция РФ не предусматривает возможности выбора гражданином конкретных способов и форм реализации установленного права по своему усмотрению, а относит это к ведению федерального законодательства. Следовательно, и порядок пересмотра дела в судебных инстанциях должен быть подчинен установленной федеральным законом обязательной процедуре (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О).

Порядок производства в надзорной инстанции

В рамках надзорного производства деятельность суда начинается в два этапа: изначально надзорная жалоба, представление принимаются к производству суда, а затем рассматриваются на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для дальнейшего рассмотрения по существу.

Общий срок рассмотрения дел в порядке надзора в ВС РФ составляет не более двух месяцев. Если дело истребуется — не более трех месяцев с возможностью продления максимум на два месяца. К сожалению, на практике, эти сроки соблюдаются не всегда, что, отчасти, объясняется загруженностью судей, хотя это и не соответствует законному принципу осуществления судопроизводства в разумный срок. По общему положению, не допускается приостановление исполнения решения суда, однако, в случае истребования дела, и при наличии просьбы в ходатайстве заинтересованных лиц это возможно.

После предварительного рассмотрения дела судьей единолично Президиум ВС РФ рассматривает поступившее дело в своем судебном заседании, о проведении которого лица, участвующие в деле, извещаются надлежащим образом, однако их неявка не будет препятствовать рассмотрению дела в порядке надзора. Указанные лица также получают копии определения о передачи надзорных жалобы, представления с делом и копии самих надзорных жалобы, представления, которые в обязательном порядке должен направить им суд надзорной инстанции.

Что касается представления новых доказательств, то на стадии пересмотра дела в порядке надзора закон не допускает такую возможность. Верховный Суд не может оценивать, устанавливать какие-либо обстоятельства или считать их доказанными, если вопрос об их актуальности уже был разрешен судом предыдущей инстанции.

Решение всех вопросов в рамках пересмотра дела в надзорном порядке решается в Президиуме большинством голосов. Срок, установленный для принятия постановления в судебном заседании Президиума ВС РФ – максимально два месяца. В ГПК РФ указания на возможность его продления или приостановления не содержится. Исчисляется данный срок со дня вынесения судьей определения.

Полномочия суда надзорной инстанции

По завершении процесса пересмотра в порядке надзора Президиум ВС РФ вправе осуществить одно из полномочий, предусмотренных ГПК РФ: оставить постановление суда предыдущей инстанции без изменения, а надзорную жалобу, представление, соответственно, без удовлетворения, или же отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции полностью или в части. В последнем указанном случае возможно несколько вариантов последующих действий: дело направляется в соответствующий суд на новое рассмотрение; либо заявление остается без рассмотрения; либо же суд, в целом, прекращает производство по делу. Если в оспариваемом судебном акте будет выявлена допущенная ошибка в применении и/или толковании норм материального права, то суд надзорной инстанции вправе отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение. Наконец, суд надзорной инстанции вправе оставить надзорные жалобу, представление, в целом, без рассмотрения по существу.

Пересматриваемые судебные постановления подлежат отмене/изменению лишь по некоторым основаниям, круг которых определен в ГПК РФ. Прежде всего, возможна отмена/изменение судебного постановления, если Верховный Суд установит, что оно нарушает права, свободы человека и гражданина, закрепленные как на внутригосударственном уровне Конституцией РФ, так и соответствующими актами на уровне международном. Вторым основанием является нарушение оспариваемым судебным актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц, либо если такой акт серьезно стесняет иные публичные интересы. И, в-третьих, судебное постановление также подлежит отмене/изменению, если оно нарушает единообразие в толковании и применении норм права.

Перечисленные полномочия Президиум ВС РФ реализует посредством вынесения соответствующих постановлений, которые принимаются им по результатам рассмотрения материалов дела, вступают в силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.