Понятие и система уголовно исполнительного законодательства

admin

Понятие, структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства РФ

Уголовно-исполнительное законодательство – часть общероссийского законодательства, представляющая систему законов, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе отбывания и исполнения уголовного наказания.

Уголовно-исполнительное законодательство — совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания уголовного наказания и применение к осужденным средств исправления.

Предмет законодательства — круг общественных отношений, регулируемых с помощью норм соответствующей отрасли законодательства, т. е. отношения между осужденными и государством в лице специально уполномоченных органов (должностных лиц), возникающие в период исполнения отбывания наказания.

Предмет регулирования — исполнение всех видов наказаний как соединенных, так и не соединенных с мерами исправительного воздействия, а также иных уголовно-правовых мер: принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним, принудительных мер медицинского характера и контроль за поведением условно осужденных.

Цели уголовно-исполнительного законодательства:

  1. исправление осужденных;
  2. предупреждение совершения новых преступлений осужденными (специальная превенция);
  3. предупреждение совершения преступления иными лицами (общая превенция).

Задачи уголовно-исполнительного законодательства:

  1. правовое регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;
  2. определение средств исправления осужденных;
  3. охрана прав, свобод и законных интересов осужденных;
  4. оказание помощи осужденным в социальной адаптации.

Структура уголовно-исполнительного законодательства:

  1. Конституция РФ;
  2. федеральные законы:

а) Уголовно-исполнительный кодекс РФ; б) Закон РФ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совокупности преступлений» и др.;

  • указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (Указ Президента РФ от 08.10.1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.);
  • межведомственные и ведомственные нормативные акты: приказы, инструкции, наставления, указания.
  • Содержание уголовно-исполнительного законодательства:

    1. общие положения и принципы исполнения наказаний;
    2. применение иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
    3. порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных;
    4. порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
    5. порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания различной помощи освобожденным лицам (п. 2 ст. 2 УИК РФ).

    Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

    Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства

    Уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Такой подход к определению рассматриваемого понятия получил официальное закрепление в УИК РФ, где ч. 1 ст. 2 устанавливает: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов».

    Центральное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ. В нем впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказаний и иных мер, предусмотренных УК РФ. УИК РФ как законодательный акт сводного характера охватывает всю важнейшую часть нормативного материала уголовно-исполнительного законодательства и на основе единых принципов достаточно детально, непосредственно и полно регулирует общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. УИК РФ – это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде конкретные правовые нормы, определяющие общие положения реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголовных наказаний. По сути дела, для регламентации каждого их отдельного вида, закрепленного в УИК РФ, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальными законами в УИК РФ доведена до такой степени совершенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами.

    На сегодняшний день кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

    1) Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» – определяет принципы, задачи и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее организационную структуру, а также организационно-правовые основы деятельности учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет права и обязанности персонала уголовно-исполнительной системы, их правовую и социальную защиту;

    2) Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» – содержит отлагательные нормы об исполнении наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста;

    3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» – в дополнение к УИК РФ устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа;

    4) Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» – обеспечил практическое исполнение с 1 января 2005 г. уголовного наказания в виде обязательных работ;

    5) федеральные законодательные акты, принятие которых прямо предусмотрено УИК РФ, в том числе: об общественном контроле за обеспечением прав осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и о содействии общественных объединений их деятельности; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением; о помиловании и др.

    В настоящее время в Государственной Думе обсуждается проект Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». Данный Закон призван урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействием общественных объединений их деятельности. Это, к сожалению, значительно сужает предмет Закона, распространяя его действие исключительно на учреждения, обеспечивающие изоляцию осужденных от общества. Тогда как ч. 2 ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает осуществление общественного контроля за всеми учреждениями и органами, исполняющими наказания. Вне общественного контроля остается исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и институт условного осуждения.

    Следовательно, перечисленные законодательные акты и представляют собой собственно уголовно-исполнительное законодательство.

    Особое положение в законодательстве, регламентирующем деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, занимает Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». С одной стороны, этот Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Тем самым его предмет отличен от предмета уголовно-исполнительного законодательства. С другой стороны, на администрацию СИЗО наряду с реализацией мер уголовно-процессуального принуждения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО (ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), а также в отношении лиц, осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Указанные обстоятельства позволяют условно отнести рассматриваемый Закон к уголовно-исполнительному законодательству в узком смысле.

    Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

    Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

    В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства несколько отличаются от целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Отсутствие в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ цели восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

    Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). В науке уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальная, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь – изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обусловливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

    Цель предупреждения совершения новых преступлений реализуется по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное предупреждение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режима). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюдением им порядка и условий отбывания назначенного наказания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.

    Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.

    Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

    Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере. Причем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.

    Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.

    Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

    Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

    Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения

    Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.

    Норма уголовно-исполнительного права – исходный структурный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образовывает систему уголовно-исполнительного права.

    Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям (рис. 3). По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на исходные нормы (нормы-принципы (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)) и нормы-правила поведения, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.

    Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.

    Рис. 3.Классификация норм уголовно-исполнительного права

    Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-правовых отношений. Они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112УИКРФидр.). Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

    Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных (ст. 57, ч. 5 ст. 104, ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

    Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

    По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные (ст. 11, 12, 74, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и процессуальные (ст. 15, 78, 114, 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

    Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и ссылочным (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

    В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), применяются за нарушения (добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).

    Уголовно-исполнительные правоотношения урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. В структуре уголовно-исполнительных правоотношений различают следующие элементы.

    1. Субъекты правоотношений – физические и юридические лица – обладатели определенных субъективных прав и обязанностей, установленных нормами уголовно-исполнительного права. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются учреждения и органы, исполняющие наказания, их должностные лица и осужденный. К участникам (в отличие от субъектов обладают меньшим объемом прав и обязанностей) этих правоотношений относятся органы государственной власти и местного самоуправления, судьи, прокуроры, депутаты, представители общественных объединений, родственники осужденных и др.

    2. Содержание уголовно-исполнительных правоотношений образуют фактическое поведение субъектов и совокупность их субъективных прав и обязанностей. Эти права и обязанности принадлежат обоим субъектам. Праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Если один субъект имеет какую-то обязанность, то другой имеет встречное обязанности право. Например, осужденный имеет право на личную безопасность, которое в свою очередь порождает обязанность должностного лица учреждения, исполняющего наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы, принять меры по обеспечению личной безопасности этого осужденного (ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Права и корреспондирующие обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют содержание уголовно-исполнительных правоотношений.

    3. Объект уголовно-исполнительных правоотношений – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. В качестве объектов конкретных уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать отдельные блага (например, свидания осужденных к лишению свободы, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения и т.п.).

    4. Юридические факты представляют собой конкретные жизненные обстоятельства (действия или события), в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Действия – обстоятельства, связанные с волей субъектов правоотношений (правомерные или неправомерные поступки осужденного), события – обстоятельства, не связанные с волей субъекта (например, истечение срока наказания, назначенного судом). Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (отбывание уголовного наказания, нахождение осужденного в браке, в розыске и др.). Главным юридическим фактом, порождающим отношения в сфере исполнения (отбывания) уголовного наказания, является вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Уголовно-исполнительные отношения прекращаются по отбытию осужденным назначенного ему уголовного наказания.

    Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени

    Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве осуществляется на основе территориального принципа. Согласно ч. 1 ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории страны. Такое действие законодательства предопределено конституционным предписанием о том, что уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Данное положение относит уголовно-исполнительное законодательство к разновидности федерального законодательства и исключает возможность не только издания субъектами Российской Федерации основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний, но и создания ими по собственной инициативе на местах конкретных структур исполнительной власти, к которым относятся органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания. Кроме того, юридическое содержание прямого действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются на всей территории страны непосредственно всеми субъектами права. Уголовно-исполнительное законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации (как на граждан России, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

    Иностранные граждане, осужденные к лишению свободы, могут быть переданы для дальнейшего отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются. Механизм передачи осужденных установлен многосторонними и двухсторонними межгосударственными соглашениями.

    Общими условиями передачи осужденного являются следующие: осужденный должен быть гражданином иностранного государства (в странах СНГ также могут передаваться лица без гражданства, постоянно проживающие на территории соответствующего государства); приговор суда об осуждении лица к лишению свободы вступил в законную силу; имеется письменное согласие осужденного; лицо осуждено за такие деяния, которые по законам государств, осуществляющих прием-передачу, являются преступлениями, влекущими наказание в виде лишения свободы; на момент получения просьбы о передаче срок лишения свободы, который не отбыт, составляет не менее шести месяцев; имеется согласие государства вынесения приговора и государства исполнения приговора о передаче и приеме осужденного.

    В срок наказания в виде лишения свободы засчитывается уже отбытый в Российской Федерации срок. Исполнение наказания в принимающем государстве производится в соответствии с законодательством этого государства. При этом как Российская Федерация, так и принимающее государство может улучшить положение осужденного, например, объявив помилование, амнистию или уменьшив меру наказания. За Российской Федерацией сохраняется право контроля за исполнением наказания в отношении переданных лиц.

    В ч. 2 ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ впервые сформулированы правила действия уголовно-исполнительного законодательства во времени: «Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения». Это означает, что введение в действие новых норм уголовно-исполнительного законодательства может повлечь за собой ухудшение условий отбывания уголовного наказания для некоторых категорий осужденных.

    Для определения условий действия уголовно-исполнительного законодательства во времени необходимо учитывать начало и окончание его действия. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» на территории страны применяются только официально опубликованные федеральные законы. Уголовно-исполнительные законы, как и другие федеральные законы, подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

    Согласно ст. 6 данного Федерального закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, УИК РФ был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а вступил в силу с 1 июля 1997 г., поскольку эта дата была указана в Федеральном законе «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Такой значительный срок был установлен для ознакомления с УИК РФ и для подготовки к его применению. В настоящее время большинство законов, изменяющих УИК РФ, вступают в силу с момента опубликования.

    Уголовно-исполнительный закон прекращает действовать после его отмены, о чем должно быть прямое указание, или после его замены новым законом. Так, после введения в действие УИК РФ утратил силу ИТК РСФСР.

    Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели осуществляются через решение следующих задач: 1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; 2) определение средств исправления осужденных; 3) охрана их прав, свобод и законных интересов; 4) оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются в нормах, которые соответствующим образом регулируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, придавая им тем самым правовой характер.

    16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

    16. Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

    Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

    Согласно Конституции (п. «о», ст. 71) уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. В ч. 1 ст. 2 УИК говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. А это предполагает существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК, законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

    Уголовно-исполнительное законодательство кроме законов, принятых на уровне Российской Федерации и относящихся к вопросам исполнения уголовных наказаний, включает иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и другие предписания, издаваемые совместно рядом министерств и ведомств либо отдельными из них. По своему объему это наиболее многочисленная нормативная правовая база, насчитывающая несколько тысяч актов.

    Группу подзаконных нормативных актов условно подразделяют на две категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты. Принятый УИК РФ и Закон «О введении его в действие» предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.

    В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов, а также нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

    Уголовно-исполнительное законодательство должно быть:

    1) подчинено международному праву (ст. 3 УИК);

    2) многоступенчатым, включая в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты;

    3) в соответствии с Конституцией исключительно федеральным.

    Понятие и система уголовно исполнительного законодательства

    § 1. Понятие уголовно-исполнительного права

    Предмет уголовно-исполнительного права. Из курса теории права известно, что право образует определенную систему, наи­более крупные элементы которой являются отраслями права. В качестве критериев разграничения отраслей права обычно ис­пользуют предмет и метод правового регулирования. С помо­щью предмета и метода можно не только выделить уголовно-исполнительное право из единой системы российского права, но и выявить также его особенности.

    Как и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право содержит правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения. Предмет уголовно-исполнительного права также составляет общественные отношения. Поэтому по­нятие предмета в данном случае тесно связано с вопросом о том. какие общественные отношения регулируются нормами уголов­но-исполнительного права. Ответ на этот вопрос не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что круг общественных отношений, регулируемых уголовно-исполнительным правом, достаточно широк. И по этой причине к регулированию исполнения уголовных наказаний причастны и другие отрасли права, в частности, трудовое, гражданское, ад­министративное право. Кроме того, необходимо отметить, что на протяжении достаточно долгого периода в нашей стране от­расль права, регулирующая исполнение уголовных наказаний, именовалась исправительно-трудовым правом, предметом ко­торого являлось регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказаний, связанных с применением мер исправи­тельно-трудового воздействия.

    Длительное время вопросы уголовного наказания, в том чис­ле и его практического применения, были предметом уголовно­го права. По мере усложнения системы уголовных наказаний, ее целей и задач, появления новых форм и видов их исполнения, новых органов, исполняющих наказания, из уголовного права в качестве самостоятельной начала выделяться новая отрасль, ко­торая в разных странах получила название пенология, пенитен­циарное право*.

    * Термины «пенитенциарное право», «пенитенциарные учреждения», «пенитенциарное воздействие» и т.п., общепринятые в зарубежном, а также россий­ском законодательстве и литературе до 1917г., ныне все чаще употребляются не только в отечественной литературе, но и в официальных документах.

    Происшедшие в последние годы принципиальные изменения в стране повлекли за собой кардинальные изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний. Конституция РФ 1993г. ста­ла правовой основой для реформирования всех отраслей Зако­нодательства. Необходимость изменений определена также и обязанностью приведения российского законодательства об ис­полнении уголовных наказаний в соответствие с нормами меж­дународного права, обусловленного вхождением России в Совет Европы.

    Принятые в начале 90-х годов законодательные акты такие, например, как Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы», значи­тельно расширили предмет правового регулирования исправи­тельно-трудового права.

    Принятие нового Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного кодексов (УИК) Российской Федерации окон­чательно трансформировало исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В результате предметом правового регулирования уголовно-исполнительного права стало испол­нение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных уго­ловным законодательством*.

    * Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «О введении Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», положения УИК РФ о наказани­ях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста, вводятся в действие по мере создания необходимых условия для их исполнения, но не позднее 2001 г.

    К предмету уголовно-исполнительного права, наряду с регу­лированием порядка и условий исполнения и отбывания нака­заний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК относится регламентация поряд­ка применения к осужденным средств исправления (режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, получе­ния общего образования, профессиональной подготовки).

    К предмету уголовно-исполнительного права законодатель­ство также относит: правовое регулирование порядка деятель­ности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказа­ния; регламентацию участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также граждан в исполнении наказания и ис­правлении осужденных.

    Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регу­лирует порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в их социальной и трудовой адаптации и осуществление за ними контроля, что также относится к пред­мету уголовно-исполнительного права. Таким образом, предме­том уголовно-исполнительного права являются отношения, скла­дывающиеся при исполнении (отбывании) всех видов уголовно­го наказания, при применении к осужденным средств исправле­ния; отношения, возникающие между учреждениями и органа­ми, исполняющими наказание, и осужденными; отношения, воз­никающие между различными органами, организациями, учре­ждениями. предприятиями и т.п., а также отдельными гражда­нами, участвующими в исправлении осужденных и контроле за ними после их освобождения от отбывания наказания.

    Метод уголовно-исполнительного права. Если понятие пред­мета уголовно-исполнительного права, связанное с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются этой отрас­лью права, то понятие метода обусловлено вопросом о том, как эти отношения регламентируются нормами уголовно-исполнительного права. В данном случае под методом принято понимать совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. Между предметом и методом пра­вового регулирования существует весьма жесткая связь. Метод предопределяется особенностями предмета правового регули­рования, поскольку уголовное наказание представляет собой прежде всего форму государственного принуждения, его испол­нение предопределяет характер основного метода правового регулирования — императивный (властный), предполагающий первенство субъектов правоотношений. Однако это не исключа­ет применения и иных методов правового регулирования — диспозитивного, поощрения и т.д.

    Практика свидетельствует, что соотношение императивности и диспозитивности в методе уголовно-исполнительного (ранее исправительно-трудового) права в нашей стране в разные пе­риоды было неодинаковым. Оно обуславливалось во многом политическими и экономическими факторами и проявлялось прежде всего в: а) общем правовом положении субъектов уголовно-исполнительных правоотношений; б) порядке возникно­вения, изменения и прекращения этих правоотношений; в) характере и соотношении нормативных актов, регулирующих правоотношения; г) средствах их обеспечения.

    Система уголовно-исполнительного права. Значительный объ­ем правовых норм, регулирующих отношения по поводу испол­нения уголовных наказаний, принятых и принимаемым разными органами власти (законодательной и исполнительной), требует определенной систематизации, четкого их расположения, что облегчило бы усвоение содержания этих актов.

    Наукой права разработана такая классификация, предпола­гающая деление всех правовых норм любой отрасли права на две основные части — общую и особенную. Общая включает те нормы и положения, которые носят общий характер и приме­нимы ко всем или большинству правовых институтов (групп норм) отрасли. Сюда входят нормы-задачи, нормы-принципы, общие вопросы организации исполнения уголовных наказаний и общие вопросы правового статуса субъектов уголовно-исполнительного права.

    Особенная часть регулирует отношения, связанные с поряд­ком и условиями исполнения и отбывания осужденным всех ви­дов уголовных наказаний, а также отношения, тесно связанные с первыми, и производные от них, такие как: освобождение осуж­денных от отбывания наказания и контроль за ними.

    Каждая часть состоит из отдельных структурных подразде­лений системы — правовых институтов, хотя применительно к Общей части, например, к нормам-принципам, нормам, опреде­ляющим задачи уголовно-исполнительного законодательства, такой термин не применяется.

    Подчеркнем также то обстоятельство, что при выделении ин­ститутов права в той или иной отрасли учитываются и сложив­шиеся в этой науке представления и традиции.

    Среди институтов Общей части уголовно-исполнительного права следует назвать: институт правового положения осужден­ных: систему учреждений и органов, исполняющих наказания, и др.

    Особенная часть включает в себя такие институты, как:

    — исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужден­ного от общества, (в виде обязательных работ, штрафа, испра­вительных работ и др.).

    — исполнение наказаний в виде лишения свободы;

    — исполнение наказаний в отношении осужденных военно­служащих;

    — оказание помощи освобожденным от наказания и контроля за ними и др.

    Следует отметить, что выделение институтов уголовно-исполнительного права, относящихся либо к Общей, либо к Особенной частям, достаточно условно, потому что нормы некоторых институтов имеются как в Общей, так и в Особенной частях. Так, институт, регулирующий средства исправления осужденных, регламентируется как нормами Общей части УИК (ст. 9), так и Особенной (ст. 82-86; 103-108; ст. 109-119).

    Итак, под системой уголовно-исполнительного права следует понимать научно обоснованную классификацию правовых норм, предполагающую их деление на Общую и Особенную час­ти. а также на правовые институты по предметному признаку регулирования.

    Система уголовно-исполнительного права отражена в систе­ме уголовно-исполнительного законодательства. Между этими понятиями много общего, однако они не адекватны и соотно­сятся примерно также, как нормативный акт и норма права. По­этому нормы уголовно-исполнительного права могут содер­жаться и в комплексных правовых актах других отраслей права.

    Наиболее полно система уголовно-исполнительного законо­дательства отражена в нормах Уголовно-исполнительного ко­декса Российской Федерации.

    Изложенные выше положения, относящиеся к предмету и ме­тоду правового регулирования, системе законодательства, по­зволяют сделать вывод, что уголовно-исполнительное право — это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере исполнения и отбывания всех видов уголовного наказания.