Статья 6 закона о конкуренции

admin

Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 54

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии со ст.

Первоначальный текст Закона о защите конкуренции опубликован в следующих изданиях: 1) «Российская газета» — от 27 июля 2006 г. N 162; 2) «Собрание законодательства Российской Федерации» — (ч. 1) от 31 июля 2006 г. N 31, ст. 3434; 3) «Парламентская газета» — от 3 августа 2006 г. N 126 — 127. Таким образом, днем первого официального опубликования Закона о защите конкуренции следует считать 27 июля 2006 г.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Законодатель воспользовался правом установить другой порядок вступления комментируемого Закона в силу: по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Таким образом, Закон о защите конкуренции вступил в силу 26 октября 2006 г.

Полный текст Закона о защите конкуренции после внесенных в него в последующем изменений официально не публиковался. При определении даты начала действия каждой новой редакции Закона о защите конкуренции необходимо принимать во внимание позицию КС РФ, изложенную в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах», на основе которой можно сформулировать общее правило: если дата, которой датируется выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации» с текстом Федерального закона, совпадает с датой подписания издания в печать, то такая дата не может считаться днем его обнародования, поскольку отсутствует реальная возможность получить информацию о содержании Закона его адресатами.

По общему правилу Закон о защите конкуренции и изменения к нему не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникли после их вступления в силу. Указанное правило имеет исключения в случаях, когда изменение норм Закона о защите конкуренции, к которым отсылают бланкетные нормы административного и уголовного законодательства РФ, смягчают или отменяют административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшают положение лица, совершившего административное правонарушение (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ), а также устраняют преступность деяния, смягчают наказание или иным образом улучшают положение лица, совершившего преступление (ч. 1 ст. 10 УК РФ). Такие нормы Закона о защите конкуренции имеют обратную силу, т.е. распространяются на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления указанной нормы в силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый Закон. КС РФ в своем Определении от 10 июля 2003 г. N 270-О применительно к уголовной ответственности указал, что декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность. Данная правовая позиция в полной мере применима к нормам Закона о защите конкуренции.

Наименования нормативных правовых и иных актов

Наименования органов государственной власти

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 5. Доминирующее положение

Статья 6. Монопольно высокая цена товара

Статья 7. Монопольно низкая цена товара

Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов

Статья 9. Группа лиц

Глава 2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Статья 12. Допустимость «вертикальных» соглашений

Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий

Статья 14. Запрет на недобросовестную конкуренцию

Глава 3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов российской федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, центрального банка Российской Федерации

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями

Статья 18.1 Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Статья 19. Государственные или муниципальные преференции

Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции

Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

Статья 22. Функции антимонопольного органа

Статья 23. Полномочия антимонопольного органа

Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган

Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом

Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки

Статья 25.3. Осмотр

Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки

Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля

Статья 25.6. Оформление результатов проверки

Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства

Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией

Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю

Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц

Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения

Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление

Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю

Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов

Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 41. Акты, принимаемые комиссией

Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 46. Перерыв в заседании комиссии

Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции

Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки

Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам

Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа

Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 53. Заключительные положения

Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

«Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции» (постатейный) (отв. ред. И.Ю. Артемьев) («Статут», 2015)

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ
«О защите конкуренции»

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 29 ноября 2010 г., 1 марта, 27 июня, 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 5 октября 2015 г., 3 июля 2016 г., 19 февраля, 23 апреля, 4 июня, 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О применении настоящего Федерального закона с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении см. разъяснения Президиума ФАС России N 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30 ноября 2016 г. N 15

С 1 января 2015 г. на территориях государств-членов Евразийского экономического союза действует Протокол об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)

О некоторых вопросах применения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) см. письмо ФАС России от 24 декабря 2015 г. N ИА/74666/15

См. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.

О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства, см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30

Президент Российской Федерации

Закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Впервые действие закона распространено на соглашения, заключенные за рубежом, при одновременном выполнении следующих условий: предметом соглашений выступают активы, находящиеся на территории РФ, либо акции российских АО и права в отношении российских коммерческих организаций; соглашение приводит (может привести) к ограничению конкуренции в РФ.

Закон содержит развернутый понятийный аппарат, сформированный с учетом практики применения антимонопольного законодательства в России и за рубежом. Изменен подход к таким базовым понятиям, как товар, товарный рынок, координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, ограничивающие конкуренцию согласованные действия, доминирующее положение хозяйствующего субъекта. С 65 до 50 процентов снижено значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которое является признаком его доминирующего положения. Ранее хозяйствующий субъект с долей рынка менее 35 процентов не являлся монополистом. Закон предусматривает возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта и с меньшей долей рынка.

Введены критерии, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности могут быть признаны правомерными. Таковы случаи, когда соответствующие действия хозяйствующих субъектов: имеют или могут иметь своим результатом содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса, либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке; имеют своим результатом получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), которые приобретаются соответствующими лицами от совершения ограничивающих конкуренцию действий; не налагают на третьих лиц или участников таких действий ограничений, не являющихся крайне необходимыми для достижения целей таких действий; не создают для отдельных лиц возможности не допустить или устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

Одной из существенных новелл закона является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях.

Закреплен статус федерального антимонопольного органа и порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.

Разграничиваются виды действий и сделок, на осуществление которых требуется разрешение антимонопольного органа, и об осуществлении которых необходимо уведомить антимонопольный орган. Расширен перечень случаев, когда требуется предварительное согласие антимонопольного органа. Ранее необходимость такого согласия устанавливалась только для слияния и присоединения коммерческих организаций и определялась на базе только балансовой стоимости активов (30 миллионов МРОТ). Закон вводит новые критерии, согласно которым для данных случаев необходимость получения предварительного согласия определяется исходя из балансовой стоимости активов (3 миллиарда рублей) или суммарной выручки (6 миллиардов рублей). Предварительное согласие антимонопольного органа при слиянии финансовых организаций необходимо, если суммарная стоимость их активов превышает величину, установленную Правительством РФ. Также требуется предварительное согласие на создание коммерческой организации, когда оплата ее уставного капитала осуществляется акциями (долями) хозяйственного общества, на увеличение уставного капитала финансовых организаций, приобретение акций (долей) хозяйствующих субъектов (финансовых организаций), если такое приобретение приводит к переходу к приобретателю прав на 25, 50 или 75 % акций (50 % и две трети долей) хозяйственного общества.

Изменен подход к определению случаев, когда хозяйствующие субъекты обязаны уведомлять антимонопольный орган. Законодатель отказался от антимонопольного контроля в отношении создания, слияния, присоединения некоммерческих организаций, а также изменения состава участников таких организаций. Одновременно пересмотрены критерии, по которым о создании, слиянии, присоединении коммерческих организаций должен уведомляться антимонопольный орган: суммарная стоимость активов должна превышать 200 миллионов рублей (вместо 2 миллионов МРОТ), также в качестве критерия используется сумма выручки (равная 200 миллионам рублей). Отдельно введено требование уведомлять антимонопольный орган при приобретении акций (долей), прав и имущества организации при соблюдении ряда условий.

Закон содержит принципиально новый раздел, посвященный детальному регулированию процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. Вводится порядок, в соответствии с которым устанавливается обязанность по требованию антимонопольного органа перечислять в бюджет доход от недопустимой монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (в соответствии с ранее действовавшим порядком указанное перечисление осуществлялось на основании судебного решения).

Со дня вступления закона в силу утрачивает силу большинство норм Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и законы, вносящие в него изменения, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», а также отдельные положения ряда других федеральных законов.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2006 г. N 162, в «Парламентской газете» от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г. и применяются по 15 августа 2018 г. включительно

Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 марта 2011 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 53 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ ст 6 (ред. от 29.07.2018)

Статья 6. Монопольно высокая цена товара

1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

2. При соблюдении условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

3. Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

5. Цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении следующих условий:

1) объем продаваемого на бирже товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, составляет не менее величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара;

2) сделки заключаются хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, в ходе биржевых торгов, которые соответствуют требованиям, определенным федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, в том числе требованиям к минимальному количеству участников биржевых торгов в течение торговой сессии;

3) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованный и (или) участвующий в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам), предоставляет бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом;

4) действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и (или) его аффилированных лиц не относятся к манипулированию рынком;

5) реализация на бирже товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется регулярно с равномерным распределением объема товара по торговым сессиям в течение календарного месяца. Правительство Российской Федерации вправе определять критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков;

6) хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляет регистрацию внебиржевых сделок на поставки товаров, обращающихся на таком товарном рынке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

7) минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на соответствующий товарный рынок;

8) реализация товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется на бирже, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, включая требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи таких заявок брокеру, брокерам.

6. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная с учетом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже, согласованных с антимонопольным органом.

7. Не признается монопольно высокой цена товара в случае, если она не превышает цену, установленную на бирже с соблюдением предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи условий, и при этом экономические (коммерческие) условия сделки сопоставимы по количеству и (или) объему поставляемых товаров, срокам исполнения обязательств, условиям платежей, обычно применяемых в сделках данного вида, а также по иным разумным условиям, которые могут оказывать влияние на цену.

8. При определении монопольно высокой цены товара в соответствии с частью 1 настоящей статьи учитываются биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 31.07.2012) «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 26.07.2006 — «Российская газета», N 162, 27.07.2006
  • «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
  • «Парламентская газета», N 126-127, 03.08.2006
  • «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 31, 2006 (начало)
  • «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 32, 2006 (продолжение)
  • «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 33, 2006 (продолжение)
  • «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 34, 2006 (окончание))

Статья 14 Запрет на недобросовестную конкуренцию

1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

3. Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений части 2 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Publications

Долгожданная свобода «вертикальных» соглашений: так ли все просто?

Сollective of authors, VEGAS LEX

Новое в регулировании ограничения конкуренции посредством заключения антиконкурентных соглашений

С принятием так называемого «второго антимонопольного пакета» — поправок в закон «О защите конкуренции» [1] и отдельные законодательные акты Российской Федерации [2] , многие компании, в коммерческую деятельность которых вовлечены дистрибьюторские и дилерские договоры, смогли вздохнуть с облегчением — были внесены долгожданные изменения в статью 11 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — закон «О защите конкуренции»), устанавливающую запрет на антиконкурентные соглашения и согласованные действия.

Буквально за месяц до вступления в силу измененной статьи 11 было принято не менее долгожданное Постановление Правительства Российской Федерации [3] , утвердившее, в соответствии с частью 2 статьи 13 закона «О защите конкуренции», общие исключения в отношении отдельных антиконкурентных соглашений, запрещенных статьей 11.

Безусловно, данные изменения были необходимы. Потребность в них испытывали и участники товарных рынков, и сами антимонопольные органы. Однако новеллы статьи 11 закона «О защите конкуренции» не столь существенно, как кажется на первый взгляд, упростили жизнь участникам «вертикальных» соглашений. Теперь для поддержания «вертикальных» соглашений в законных рамках недостаточно знать только нормы антимонопольного законодательства. Придется разобраться в логистике, системе продаж и маркетинге своей компании, а также узнать ближе всех контрагентов, с кем уже заключены или будут заключаться «вертикальные» соглашения.

Для прояснения причин необходимо обратиться к истокам.

Экскурс в историю

Установление запретов на антиконкурентные соглашения участников товарных рынков является распространенной практикой во всех странах с развитой рыночной экономикой. Ввод государственных ограничений на свободу определения условий сотрудничества между самостоятельными хозяйствующими субъектами имеет определенные цели — недопущение монополизации рынков, устранение препятствий конкурентному развитию рынков. Данные запреты присутствуют и в российском антимонопольном законодательстве.

Так, Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон РСФСР) до введения в действие закона «О защите конкуренции» содержал статью 6, запрещающую ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. Статьей 6 были установлены:

Данные проблемы удалось радикально разрешить с принятием в 2006 году модернизированного и существенно усложненного Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», сменившего Закон РСФСР.

Новый закон «О защите конкуренции» ввел в действие статью 11, установившую запрет на любые антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов независимо от того, являются ли такие хозяйствующие субъекты участниками одного товарного рынка или разных и, соответственно, независимо от того, являются ли такие соглашения «горизонтальными» или «вертикальными».

Частью 1 статьи 11 был установлен исчерпывающий перечень негативных последствий, которые могут возникнуть в результате достижения антиконкурентных соглашений. Антиконкурентными были названы те соглашения, что приводят или могут привести к следующему:

Перечисленные последствия воплощали наиболее опасное воздействие на конкурентную среду, в связи с чем соглашения, приводящие или способные привести именно к таким последствиям, были отнесены частью 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции» к абсолютно запрещенным соглашениям.

Абсолютный запрет примечателен следующим. Независимо от того, причинен ли реальный ущерб конкурентной среде от исполнения антиконкурентного соглашения, сам факт заключения соглашения, в котором присутствует условие, способное вызвать в будущем какое-либо негативное последствие из перечисленных в части 1 статьи 11, уже является нарушением антимонопольного законодательства, влекущим соответствующую ответственность. Иными словами, для признания нарушения при выявлении подобного антиконкурентного соглашения антимонопольным органам больше не требовалось доказывать факт ограничения конкуренции. Достаточным стало обнаружение в заключенном соглашении условий, указывающих на последствия, перечисленные в части 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции».

Кроме того, с появлением абсолютно запрещенных соглашений стала очевидна невозможность применения к ним норм о допустимости «вертикальных» соглашений, содержащихся в статье 12 закона «О защите конкуренции», а также статьи 13, установившей в отношении антиконкурентных соглашений правило разумности и правило об общих исключениях, принимаемых Правительством Российской Федерации.

Статьи 12 и 13 закона «О защите конкуренции» могли применяться только к запрещенным частью 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции» соглашениям, в силу чего хозяйствующие субъекты, достигшие абсолютно запрещенных соглашений по части 1 статьи 11, не имели возможности представить доказательства положительного эффекта таких соглашений для коммерческой или производственной деятельности, а также доказательств отсутствия ограничений конкуренции в связи с подобными соглашениями.

Таким образом, с принятием в 2006 году закона «О защите конкуренции» все соглашения, которые имели намек на эксклюзивность, исключительность отношений сторон, указание на территорию действия договора или территорию действия его участников, включали в себя условия об объемах покупки или продажи товара или аналогичные условия, моментально попали в разряд незаконных, поскольку само заключение любого соглашения с такими условиями в контексте части 1 статьи 11 нового закона являлось нарушением антимонопольного законодательства.

Стоит ли говорить, что условие любого дистрибьюторского договора об эксклюзивности продажи товара дистрибьютором или условие дилерского договора об исключительной продаже дилером товара только одного производителя или поставщика можно сформулировать в соглашении только во взаимосвязи с территорией, на которой такое право эксклюзивной продажи или обязательство будут действовать, и что такие условия являются неотъемлемыми для большинства дистрибьюторских и дилерских договоров? Стоит ли упоминать, что существование дистрибьюторских и дилерских отношений является типичной и общепринятой коммерческой практикой для многих компаний, которые выбрали своей стратегией распространение продукции через доверенных торговых посредников, способных перенять, поддерживать и внедрять на новых рынках лучшую мировую практику успешного распространения и поддержания конкурентоспособности товара? Не стоит. Все это общеизвестно. Однако, несмотря на распространенность дистрибьюторских и дилерских отношений в Российской Федерации, целых три года, вплоть до августа 2009 года, соглашения с дилерами и дистрибьюторами оставались вне закона.

Вопреки запретам статьи 11 закона «О защите конкуренции» практика выстраивания отношений по распространению продукции через дистрибьюторов и дилеров на российских рынках не была устранена. Более того, с 2006 года она не претерпела существенных изменений и не утратила актуальности. Несмотря на антиконкурентность таких соглашений производители, оптовые продавцы и их контрагенты — дистрибьюторы и дилеры не поспешили прекратить взаимодействие. Они всего лишь стали проявлять большую осторожность в выборе партнеров и изобретательность при «маскировке» положений договоров, которые могли быть истолкованы антимонопольными органами как нарушающие часть 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции». При этом более сознательные хозяйствующие субъекты, опасающиеся возможности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, стали атаковать антимонопольные органы, направляя на проверку потенциально антиконкурентные проекты соглашений. В результате коммерческая деятельность замирала в ожидании ответов надзирающего органа, а антимонопольная служба утопала в шквале обращений о проверке соответствия проектов соглашений антимонопольному законодательству.

Таким образом, проявились два отрицательных момента, послужившие основой для начала работы по подготовке поправок в статью 11 закона «О защите конкуренции».

Первый — колоссальная нагрузка на ресурсы антимонопольных органов в связи с многочисленными запросами хозяйствующих субъектов о проверке проектов соглашений на предмет соответствия статье 11. При этом многие «вертикальные» соглашения, направляемые в ФАС России, не содержали губительных для конкурентной среды условий, но тем менее являлись запрещенными, а отдельные обращения вообще не содержали поводов для признания соглашений противоречащими антимонопольному законодательству, но тем не менее требовали экспертной проверки антимонопольной службы из-за существовавшей неоднозначности толкования статьи 11.

Второй момент — острая необходимость отнесения к разряду абсолютно запрещенных только тех «вертикальных» соглашений, что представляют наиболее серьезную опасность для конкурентной среды, поскольку стала очевидна незначительность антиконкурентного эффекта большинства абсолютно запрещенных «вертикальных» соглашений [6] .

Пояснительная записка к результатам данной работы, к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», объяснила цель внесения изменений в статью 11 закона «О защите конкуренции» — «исключение ситуаций, когда соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами на рынке, формально попадают под безусловный запрет [7] , но не приводят к негативным последствиям на рынке». Суть изменений состояла в разграничении безусловных запретов на заключение соглашений и (или) совершение согласованных действий конкурирующими хозяйствующими субъектами и хозяйствующими субъектами, не являющимися конкурентами.

Теперь расскажем о новеллах ныне действующей редакции статьи 11.

Новая редакция статьи 11 закона «О защите конкуренции»

Изменения, внесенные в статью 11 закона «О защите конкуренции» Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ, вывели из-под абсолютного запрета части 1 статьи 11 все «вертикальные» соглашения благодаря добавлению в статью 11 новой части 1.1.

Теперь все соглашения, соответствующие признакам «вертикальных», не являются заведомо незаконными, даже если приводят или могут привести к последствиям, установленным частью 1 статьи 11. Абсолютные запреты части 1 статьи 11 в связи с изменениями распространяются только на «горизонтальные» и иные соглашения, не являющиеся «вертикальными».

Однако прежде чем испытать чувство радости в связи с появившейся свободой для сторон «вертикальных» соглашений, следует уделить особое внимание одному нюансу — введенная часть 1.1 статьи 11 закона «О защите конкуренции» не определяет антиконкурентные «вертикальные» соглашения в разряд неопасных для конкурентной среды! Сейчас «вертикальные» соглашения, которые содержат условия, способные ограничить конкуренцию, относятся к соглашениям, запрещенным частью 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции». Это означает, что в каждом случае выявления подобного антиконкурентного «вертикального» соглашения антимонопольным органам потребуется доказать, что в связи с таким соглашением имеет место или существует реальная угроза ограничения конкуренции.

Никак нельзя обойти вниманием и появившиеся категории абсолютно запрещенных «вертикальных» соглашений. Согласно новой части 1.2 статьи 11, за исключением вертикальных соглашений, которые являются допустимыми в соответствии со статьей 12 закона «О защите конкуренции», абсолютно запрещенными теперь являются «вертикальные» соглашения:

При этом новые абсолютные запреты в отношении «вертикальных» соглашений не распространяются только на «вертикальные» соглашения, допустимые в соответствии со статьей 12 Закона «О защите конкуренции». Такими разрешенными «вертикальными» соглашениями теперь являются:

Важно помнить, что если «вертикальное» соглашение не отвечает признакам, установленным статьей 12 закона «О защите конкуренции», такое соглашение ни в коем случае не должно попадать под абсолютный запрет части 1.2 статьи 11. В противном случае один только факт заключения подобного соглашения будет являться нарушением антимонопольного законодательства. Доказывать ограничение конкуренции в связи с таким «вертикальным» соглашением антимонопольному органу не потребуется.

Обязательно следует учитывать и то, что «вертикальное» соглашение, не являющееся допустимым по статье 12 закона «О защите конкуренции» и не попадающее под абсолютный запрет части 1.2 статьи 11 закона «О защите конкуренции», но содержащее какие-либо антиконкурентные условия, является запрещенным согласно части 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции». Признавать нарушение антимонопольного законодательства в связи с таким антиконкурентным «вертикальным» соглашением антимонопольный орган будет с учетом правила разумности части 1 статьи 13 закона «О защите конкуренции» и правила об общих исключениях части 2 статьи 13 закона «О защите конкуренции».

Правило разумности позволяет хозяйствующим субъектам, достигшим антиконкурентных соглашений, признаваемых таковыми в соответствии с частью 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции», предоставить в антимонопольные органы доказательства того, что такие антиконкурентные соглашения могут быть признаны допустимыми ввиду следующих причин:

Данное правило подразумевает, что антиконкурентные соглашения, запрещенные частью 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции», могут признаваться допустимыми, но только в том случае, если негативный эффект для конкуренции значительно меньше совокупного положительного экономического эффекта от их исполнения.

Правило об общих исключениях предусматривает возможность ввода Правительством Российской Федерации общих исключений в отношении отдельных антиконкурентных соглашений, попадающих под запрет части 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции». Такие общие исключения вводятся на конкретный срок и позволяют заключать антиконкурентные соглашения, но только в случае соответствия установленным признакам и условиям.

Первые общие исключения введены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами» (далее — Постановление) и в течение ближайших 5 лет будут действовать на территории Российской Федерации в отношении:

Введенные общие исключения позволяют хозяйствующим субъектам, применяя положения Постановления, самостоятельно оценивать антиконкурентный эффект от планируемых к заключению соглашений, которые содержат признаки ограничения конкуренции. С помощью норм Постановления хозяйствующим субъектам предлагается самостоятельно определить допустимость таких соглашений с позиции антимонопольного законодательства. При этом если по итогам оценки соглашения оно окажется не соответствующим общим исключениям Постановления, то такое соглашение может быть признано антимонопольным органом допустимым, но только в том случае, если оно соответствует условиям, определенным частью 1 статьи 13 закона «О защите конкуренции».

Подводя итоги, необходимо отметить, что, несмотря на значительную либерализацию «вертикальных» соглашений, нормы антимонопольного закона стали еще более запутанными. Уже сейчас очевидно, что за неосторожным использованием антимонопольных нововведений в отношении «вертикальных» соглашений последует множество ошибок.

В какой бы области вы ни специализировались, теперь для выстраивания «вертикальных» отношений и корректного применения статей 11, 12, 13 закона «О защите конкуренции» вы должны быть юристом, маркетологом, логистом, товароведом и специалистом по продажам в одном лице. Кроме того, вам придется стать финансистом, чтобы заранее правильно подсчитать суммы «оборотных» штрафов, которые будут налагаться на вашу компанию за неосторожно заключенные «вертикальные» соглашения. При условии, конечно, что дело ограничится только административной ответственностью.

Для безошибочного применения столь сложных антимонопольных норм необходимо иметь четкое представление не только о собственных товарах и товарных рынках, но и о товарах и товарных рынках контрагентов, располагать однозначными и подтвержденными данными о долях присутствия на товарных рынках как вашей компании, так и контрагентов, поскольку именно рыночная сила участников «вертикальных» соглашений теперь является основным индикатором допустимой антиконкурентности их условий. Вся эта информация должна аккумулироваться и использоваться не только в отношении новых «вертикальных» связей, но и старых договоренностей. Придется пересмотреть и оценить на предмет антимонопольной допустимости все имеющиеся «вертикальные» соглашения, а также действующие системы продаж и внутренние корпоративные порядки работы с «вертикальными» контрагентами-дистрибьюторами, дилерами и прочими. Кроме того, важно постоянно помнить о тонкой грани между допустимыми антиконкурентными «вертикальными» соглашениями и пограничными запретами закона «О защите конкуренции» в отношении координации экономической деятельности и антиконкурентных «горизонтальных» соглашений, которая незаметно может исчезнуть вследствие необдуманного вовлечения в коммерческую деятельность теперь столь доступных «вертикальных» соглашений.

Не забывайте сами и напоминайте коллегам, участвующим в процессах продаж и маркетинга вашей компании, что игнорирование антимонопольного законодательства, учитывая небывалую активность ФАС России в последнее время, чревато крайне неприятными последствиями.

[1] Федеральный закон от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[2] Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами».

[4] «Горизонтальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, которые конкурируют между собой на товарном рынке (являются участниками рынка одного товара (взаимозаменяемых товаров)).

[5] «Вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

[6] К ним относятся, в том числе, дистрибьюторские и дилерские договоры.