Увольнение п4 ч1 ст 83 тк рф

admin

Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Текст статьи.

Комментарии к статье

Увольнение работника, который по состоянию здоровья не может подписывать документы

По причине резкого ухудшения здоровья граждане могут стать не способными к труду. П 5 ст 83 ТК РФ как раз предусматривает такое основание завершения трудовых отношений как признание сотрудника неспособным выполнять свою работу по медицинским показаниям.

Если человек парализован, даже при желании уволиться, он не сможет подписать необходимые документы. Или сотрудник может вовсе находиться в коме. Как быть в этом случае работодателю — каким образом оформляется такое увольнение и кто подписывает за больного сотрудника бумаги?

Чтобы соблюсти процедуру увольнения по п 5 ст 83 ТК РФ, необходимо участие сотрудника — нужно ознакомить его с приказом, выдать трудовую книжку под роспись. Так как сам работник из-за здоровья не может подписывать бумаги, за него это делает доверенное лицо. Оставлять документы вовсе без подписи работодатель не может. Поэтому трудовая книжка выдаётся другому человеку по доверенности под его роспись.

ТК РФ не описывает процедуру выдачи такой доверенности, поэтому она оформляется в соответствии с гражданским законодательством. Закономерен вопрос — как же человек, неспособный двигать руками, оформляет саму доверенность? По ст 160 ГК РФ при неспособности гражданина собственноручно подписать документ подпись может поставить другой человек в присутствии нотариуса. В доверенности объясняются причины этого нюанса. Еще в доверенности указываются:

  • сведения о представляемом и его представителе;
  • для чего выдаётся доверенность — получение трудовой книжки;
  • срок действия документа;
  • образец подписи доверенного лица.

По п 3 ст 185.1 ГК РФ доверенность и подпись лица могут быть бесплатно удостоверены организацией-работодателем или администрацией лечебного учреждения, в котором пребывает гражданин, если это необходимо для получения зарплаты или иных выплат.

Однако следует учитывать, что для увольнения по п 5 ст 83 ТК РФ недостаточно одного факта болезни — обязательно необходимо медицинское заключение, оформленное и выданное в соответствии со всеми правилами. Порядок выдачи таких мед. заключений устанавливается Приказом Минздравсоцразвития от 02.05.2012. Заключение должно доказывать, что работник полностью не способен к труду. Только тогда его увольнение может происходить по причине, не зависящей от воли сторон. Необходимость медицинского подтверждения неспособности трудиться установлена в законе не случайно. Это мера, которая помогает исключить произвольное применение указанного основания для увольнения граждан. Прекращение труд. отношений по указанной статье без медицинского подтверждения влечёт отмену приказа и применение административной ответственности к работодателю, даже если сотрудник действительно серьезно болен.

Заключение о состоянии здоровья может быть выдано учреждениями медико-социальной экспертизы. Для увольнения по п 5 ст 83 ТК РФ представитель работника или сам работник предъявляют работодателю листок нетрудоспособности и справку об инвалидности. Это и есть необходимое медицинское заключение, подтверждающее неспособность гражданина более трудиться.

Последним рабочим днём будет считаться день, предшествующий установлению инвалидности. Дата установления инвалидности — это день, с которого у человека появляется право на соц. пенсию. Помимо ЗП и возмещения за отпуск, работнику положено выходное пособие в сумме двухнедельного заработка (ст 178 ТК РФ).

Стоит добавить еще одно уточнение, касающееся выдачи трудовой книжки инвалиду, не способному расписаться в её получении. Если случиться, что у работника не будет поручителя, который мог бы забрать документ, то работодатель может снять с себя ответственность за задержку выдачи следующим образом. Необходимо направить сотруднику уведомление о необходимости явки за книжкой или о необходимости согласия на отправку её по почте. Правила ведения и хранения трудовых книжек от 16.04.2003 N 225 гласят, что с момента направления такого уведомления организация освобождается от штрафа за задержку выдачи ТК. Далее трудовая книжка может хранится у работодателя до востребования.

О признании увольнения по п.13 ч.1 ст.83 ТК РФ незаконным, восстановлении в ранее занимаемой должности.

О признании увольнения по п.13 ч.1 ст.83 ТК РФ незаконным, восстановлении в ранее занимаемой должности.

  1. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
  2. председательствующего судьи Копотева И.Л.,
  3. судей Булатовой О.Б., Кричкер Е.В.,
  4. при секретаре Утробине А.С.,
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 05 сентября 2011 года гражданское дело по кассационному представлению Воткинской межрайонной прокуратуры УР и кассационной жалобе директора Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №15» – Г. на Решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 06 июля 2011 года, которым постановлено:
  6. «Иск Х. к ГОУ НПО «Профессиональный лицей №15» о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Признать пункт 4 приказа №42 л/с от 19 мая 2011 года об увольнении Х. незаконным.

Восстановить Х. на работе в должности заведующего мастерскими Государственного Образовательного Учреждения Начального Профессионального Образования «Профессиональный лицей № 15» с 19 мая 2011 года.

Восстановление на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Государственного Образовательного Учреждения Начального Профессионального Образования «Профессиональный лицей №15» в пользу Х. заработную плату за дни вынужденного прогула в размере 11 411,54 рубля, 3 000 рублей в счет компенсации морального вреда, 6 000 рублей расходов на оплату услуг представителя.

Взыскать с Государственного Образовательного Учреждения Начального Профессионального Образования «Профессиональный лицей №15» государственную пошлину в доход бюджета МО «Город Воткинск» 656,46 рублей».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Кричкер Е.В.; выслушав заключение прокурора Борзенковой Т.А. об отмене решения суда; объяснения истца Х.. и его представителя адвоката П. (по устному заявлению – ч.6 ст.53 ГПК РФ, ордер №№ от ДД.ММ.ГГГГ года), полагавших кассационную жалобу и кассационное представление необоснованными, судебная коллегия

Трудовой кодекс

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

3) неизбрание на должность;

4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;

12) приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности;

13) возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 12 части первой настоящей статьи, прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников.

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

1. Статья 83 посвящена обстоятельствам, которые возникают независимо от воли сторон и влекут за собой прекращение трудового договора. Перечислим эти обстоятельства:

1) призыв работников на военную службу или направление их на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Решение о призыве может быть принято только после достижения гражданами 18 лет. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, призываются на военную службу два раза в год — с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ, за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля и с 1 ноября по 31 декабря;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, — с 1 мая по 15 июля.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение.

Основанием для прекращения трудового договора с работником, призванным на военную службу, является повестка военного комиссариата о явке на призывной пункт для отправки по месту прохождения военной службы, а направленным на альтернативную гражданскую службу — предписание военного комиссариата для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (см. Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663*(72), ст. 14 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»).

Если трудовой договор прекращается в связи с призывом на военную службу (направлением на альтернативную гражданскую), работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Пункт 2 ч. 1 ст. 83 применим только к лицам, которые приняты на работу на место (должность) работника, незаконно уволенного и позднее восстановленного на прежнее место работы (в должности) решением государственной инспекции труда или суда. Основанием для увольнения в данном случае будет являться соответствующее решение о восстановлении на этой работе работника, ранее ее выполнявшего.

Таким образом, по п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нельзя уволить работника, если нет решения государственной инспекции труда или суда о восстановлении на том же рабочем месте (в той же должности) ранее уволенного работника. Так, не может быть уволен работник, принятый на место уволенного и восстановленного на прежнее место работы работника по решению самого работодателя. То же касается работника, принятого вместо лица, призванного на военную службу, но впоследствии освобожденного от несения службы и возвратившегося на работу в ту же организацию, если вопрос о его восстановлении на прежней работе не решен судом или государственной инспекцией труда.

Согласно ч. 2 ст. 83 работнику, подлежащему увольнению с работы в связи с восстановлением ранее уволенного, работодатель обязан предложить другую имеющуюся в организации работу. И только в том случае, если он не имеет такой возможности или работник отказывается от перевода на другую работу, прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 83 будет правомерным.

Работникам, увольняемым на основании п. 2 ч. 1 ст. 83, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

3) неизбрание на должность. Это обстоятельство прекращает трудовой договор лишь в том случае, если он был заключен в связи с избранием данного работника на должность на определенный срок, в том числе по результатам конкурса.

При этом выборы (неизбрание) или конкурс должны проводиться в точном соответствии с условиями и порядком проведения выборов (конкурса), установленными законом, иным нормативным правовым актом или уставом организации. Если же будут установлены существенные нарушения, то прекращение трудового договора нельзя считать обоснованным;

4) осуждение работника к наказанию. Данное обстоятельство прекращает трудовой договор только при наличии следующих условий:

а) работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы;

б) приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в законную силу.

К числу наказаний, исключающих возможность продолжения прежней работы, относятся:

— лишение права занимать определенные должности (ст. 47 Уголовного кодекса РФ);

— арест (ст. 54 Уголовного кодекса РФ);

— лишение свободы (ст. 56, 57 Уголовного кодекса РФ).

Если примененная к работнику мера наказания не исключает возможность продолжения прежней работы, он не может быть уволен по п. 4 ч. 1 ст. 83;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности. Оно служит основанием для прекращения трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 83 при условии, что этот факт установлен медицинским заключением.

Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (см. Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»*(73)).

При увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности, им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

6) факт смерти работника либо работодателя — физического лица, являющийся основанием для прекращения трудового договора по п. 6 ч. 1 ст. 83, устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»*(74). Трудовой договор в связи со смертью работника (работодателя — физического лица) прекращается на основании копии свидетельства о смерти, выданного в установленном порядке соответствующим органом записи актов гражданского состояния.

Признание работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, — в течение шести месяцев (ст. 45 Гражданского кодекса РФ). Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 Гражданского кодекса РФ).

Требование о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим рассматриваются в порядке особого производства. Он заключается в том, что лицо, обратившееся в суд, должно объяснить, для какой цели ему необходимо такое признание. Например, работник просит признать безвестно отсутствующим работодателя — физического лица для прекращения с ним трудового договора и получения не выплаченной ему заработной платы. Или работодатель выдвигает данное требование в отношении работника, с которым не может прекратить трудовой договор до признания его безвестно отсутствующим.

Обращаясь в суд с требованием о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, заявитель должен доказать не только отсутствие сведений о таком гражданине, но и то, что невозможно установить место его нахождения;

7) прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 83, т.е. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозможность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. Полномочия Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в данной области определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(75).

Правительство РФ в соответствии с этим Законом, а также на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение (ст. 10). Так, для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них применяется положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304*(76).

Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст. 11).

Под чрезвычайной ситуацией данный Закон (ст. 1) понимает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное положение в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции РФ может вводиться на территории РФ или в отдельных ее местностях при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»*(77). Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межрелигиозные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»*(78));

8) дисквалификация или иное административное наказание, если это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Если же к работнику применено, например, административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или штрафа (ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83, так как подобные наказания не мешают исполнению обязанностей по трудовому договору. В то же время дисквалификация работника исключает возможность выполнения им работы, предусмотренной трудовым договором.

Дисквалификация (как вид административного наказания) применяется к работникам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях), а суть дисквалификации заключается в лишении работника права занимать указанные должности или осуществлять указанные функции. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Прекращение трудового договора на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 возможно независимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи увольнение работника по данному основанию допускается, если работодатель лишен возможности перевести работника с его письменного согласия на другую работу.

Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805*(79), определяет Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ (далее именуются соответственно — реестр, уполномоченный федеральный орган) и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Соответствующий федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с Кодексом составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

— по истечении срока дисквалификации;

— во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права). Эти обстоятельства служат основанием для прекращения трудового договора, если влекут за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 9 ч. 1 ст. 83).

По данному основанию трудовой договор прекращается только в случае, если работник с его письменного согласия не может быть переведен на другую имеющуюся у данного работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья.

Необходимо обратить внимание на двухмесячный срок, о котором говорит законодатель в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи. Если же срок, на который приостановлено специальное право, не превышает двух месяцев, то работодатель в соответствии со ст. 76 ТК должен отстранить работника от работы на соответствующий срок (см. комментарий к этой статье);

10) прекращение допуска к государственной тайне, когда выполняемая работа требует такого допуска. Данное обстоятельство влечет прекращение трудового договора, если:

— условие о неразглашении государственной тайны предусмотрено трудовым договором с работником;

— исполнение обязанностей по занимаемой в соответствии с договором должности связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

— основание прекращения допуска к государственной тайне соответствует действующему законодательству (см. комментарий к ст. 57 и пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).

В ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» перечислены следующие основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Работник вправе обжаловать решение руководителя организации о прекращении допуска его к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора с ним в вышестоящую организацию или в суд.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи не допускается, если работодатель имеет возможность перевести работника с его согласия на другую работу;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

Данное основание прекращения трудового договора дает работодателю право прекратить трудовой договор с работником, неправомерно восстановленным на работе, независимо от того, как долго работник проработал после восстановления. При этом работодатель не обязан предлагать увольняемому работнику другие имеющиеся у него вакантные должности. Однако он вправе это сделать, если сочтет необходимым;

12) прекращение трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства по п. 12 ч. 1 ст. 83 допускается, если количество указанных работников у данного работодателя превышает их допустимую долю, предусмотренную постановлением Правительства РФ для работодателей, осуществляющих определенные виды экономической деятельности на территории РФ.

С учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ (ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

По данному основанию трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников (ч. 3 ст. 83).

Потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы ежегодно определяет Правительство РФ. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(80) квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.

Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли;

13) возникновение установленных ТК, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, если эти ограничения исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Так, ст. 351.1 ТК перечисляет сферы трудовой деятельности, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Это следующие сферы: образование, воспитание, развитие несовершеннолетних, организация их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеский спорт, культура и искусство с участием несовершеннолетних.

2. Как уже отмечалось, прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 2, 8, 9, 10 или 13 ч. 1 комментируемой статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иначе говоря, работодатель обязан в этой ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в организации, где занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их при условии, что это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если у работодателя отсутствует соответствующая работ или работник отказывается от предложенной ему другой работы, трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на соответствующее основание, предусмотренное комментируемой статьей.

Увольнение п4 ч1 ст 83 тк рф

С 22 октября 2018 г. ежегодный оплачиваемый отпуск работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, будет предоставляться в удобное для них время. Это предусмотрено ст. 262.2 ТК РФ, которая внесена в Трудовой кодекс Федеральным законом от 11.10.2018 № 360-ФЗ.

С 14 октября 2018 г. Уголовным кодексом РФ (ст. 144.1) предусмотрена ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы лиц предпенсионного возраста по мотивам достижения ими такого возраста.
Подробности — в разделе «Новое в законодательстве и практике»

НОВОЕ ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

14 ноября 2018

Увольнение за отправку с рабочей электронной почты на личный адрес письма с коммерческой тайной законно
>>>

13 ноября 2018

Нельзя уволить по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работника, принятого по срочному договору на период до окончания конкурсного производства
>>>

11 ноября 2018

Выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства подлежат зачету при взыскании среднего заработка за вынужденный прогул при незаконном увольнении по сокращению
>>>

Увольнение по п.4 ч.1 ст.83 ТК РФ признано незаконным, поскольку истица осуждена к условной мере наказания, следовательно отсутствуют препятствия, прямо указанные в Законе, исключающие возможность продолжения работником прежней работы. При условной мере наказания не исключается возможность продолжения работы

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Хомутовка

14 января 2010 г.

Судья Хомутовского районного суда Курской области Родионова Т.И.
при секретаре В.,
с участием и.о. прокурора Хомутовского района Селиверстова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д. к муниципальному учреждению К. о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Д. обратилась в Хомутовский районный суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению К., в котором просила восстановить ее на работе в должности главного специалиста-эксперта отдела муниципального учреждения К. и обязать ответчика выплатить ей заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей.

В судебном заседании в обоснование заявленных требований истица пояснила, что приказом № 12 от 14.02.2007 г. она была принята на работу в муниципальное учреждение К. на должность главного специалиста отдела муниципального учреждения К., а приказом № 52 с 14.09.2007 г. переназначена на должность главного специалиста-эксперта отдела муниципального учреждения К.

Приказом начальника муниципального учреждения К. от 02.12.2009 г. № 43 л.с. она была освобождена от занимаемой должности в связи с приговором суда, вступившим в законную силу по ст.83 ч.1 п.4 ТК РФ и ст.13 ч.1 п.2 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

С данным увольнением истица не согласна, считает, что хотя по приговору суда она и признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, однако ее незаконные действия не были связаны с выполнением ею должностных обязанностей и, кроме того, по вышеуказанному приговору ей назначено наказание в виде условного осуждения, наказание в виде лишения права занимать определенные должности, не назначалось.

Представители ответчика – Н. и С. в судебном заседании иск не признали и пояснили, что согласно п.2 ч.1 ст.13 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу. Лица, имеющие не снятую или не погашенную судимость, в том числе осужденные к условной мере наказания, не имеют права находиться на муниципальной службе. Поскольку Д. имеет судимость по приговору суда от 22.09.2009 г., то считают, что она уволена с занимаемой должности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, ответчица, будучи муниципальной служащей и совершившая в период службы преступление, не имеет морального права находиться на муниципальной службе, ее действия умаляют авторитет муниципальной службы в целом, что не противоречит и Общим принципам и правилам служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального района.

Заслушав стороны, заключение и.о. прокурора Хомутовского района Курской области Селиверстова К.В., полагавшего необходимым иск удовлетворить и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Основные принципы, гарантирующие право гражданина на труд, изложены в Конституции РФ, в том числе в ч.1 ст.37 «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»; ч.3 ст. 55 «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»; ч.5 ст.78 «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон».

Факт нахождения на муниципальной службе в должности главного специалиста-эксперта отдела муниципального учреждения К. Д. и ее увольнение подтверждается как объяснениями сторон, так и приказами № 12 от 14.02.2007г., № 52 от 14.09.2007 г., штатным расписанием муниципального учреждения К., трудовой книжкой, приказом № 43 лс от 02.12.2009 г.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в случае осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

Согласно п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации к наказаниям, исключающим возможность продолжения работником прежней работы, относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.47 УК РФ), арест (ст.54 УК РФ), лишение свободы на определенный срок (ст.56 УК РФ) или пожизненно (ст.57 УК РФ).

Приговором суда от 22.09.2009 г. Д. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ и ей назначено наказание в виде лишения свободы условно.

Поскольку истица осуждена к условной мере наказания, следовательно отсутствуют препятствия, прямо указанные в Законе, исключающие возможность продолжения работником прежней работы.

Данное обстоятельство соответствует Постановлению Конституционного суда РФ от 15.12.2003 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе в Ивановской области» в связи с запросом Законодательного собрания Ивановской области» «… 7.2. Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 42 Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя муниципального органа в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении муниципальному служащему наказания в виде лишения свободы (в том числе условного осуждения и отсрочки исполнения приговора), исправительных работ.

Данную норму следует рассматривать в рамках федеральных гарантий трудовых прав в связи с увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. К таким обстоятельствам пункт 4 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации относит осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

Следовательно, в части, устанавливающей возможность увольнения муниципального служащего в случаях осуждения к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, подпункт 4 пункта 3 статьи 42 Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» соответствует Конституции Российской Федерации, а в части, устанавливающей возможность увольнения муниципального служащего в случаях осуждения к наказанию, не исключающему продолжение прежней работы, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5)».

Доводы ответчиков о том, что Д. нарушены как нормы закона, а так и Общие принципы и правила служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального района, которые делают невозможным продолжение ее работы в муниципальных органах, не означают, что увольнение истицы по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.1 п.4 ст.83 ТК РФ, законно.

Таким образом, с учетом того, что ответчиком при увольнении были нарушены требования п.4 ч.1 ст.13 ТК РФ, а также того, что истица необоснованно была отстранена от работы со 02.12.2009 г., суд считает необходимым признать увольнение истицы незаконным, восстановить ее на работе в прежней должности.

Одновременно с этим, в соответствии со ст.234 ТК РФ также подлежит удовлетворению требование истицы о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 02.12.2009 г. по день восстановления.

При определении суммы заработной платы, подлежащей взысканию, суд исходит из представленной ответчиком справки о заработной плате истицы за 12 месяцев, предшествующих ее увольнению, положений ст.139 ТК РФ, определяющей порядок исчисления среднего дневного заработка, и количества дней вынужденного прогула: и (общая сумма дохода за 12 месяцев =127579 руб.64 коп: 251 день =508 руб.29 коп х 26 дней = 13215 руб.54 коп).

Следовательно, заработная плата истицы за время вынужденного прогула составила -13215 руб.54 коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу Д. за время вынужденного прогула.

Кроме того, согласно ст.237 ТК РФ в пользу истицы подлежит взыскание с ответчика компенсация морального вреда, при определении размера которого, суд исходит из степени нарушения, допущенного ответчиком при увольнении истицы, моральных и нравственных страданий истицы, иных обстоятельств, что суд оценивает в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Д. в должности главного специалиста-эксперта отдела муниципального учреждения К.

Взыскать с муниципального учреждения К. в пользу Д. заработную плату за время вынужденного прогула в размере 13 215 рублей 54 коп. ( тринадцать тысяч двести пятнадцать рублей пятьдесят четыре коп).

Взыскать с муниципального учреждения К. в пользу Д. компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей (две тысячи рублей).

Решение в части восстановления на работе в соответствии со ст.211 ГПК РФ, подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Хомутовский районный суд в течение 10 дней.